II. Понятие «Мотивация». Виды мотивов личности.

I. Потребности человека по А. Маслоу.

Содержательные парадигмы мотивации базируются на классификации потребностей человека — потребности первичные и вторичные. Процессуальные парадигмы основаны на потребностях, и на обстоятельствах, связанных с ними, которые определяют человеческое поведение — каково поведение людей, учитывая их восприятие.

Самой известной является парадигма иерархии потребностей современного американского экономиста А. Маслоу. Согласно данной парадигмы, человеческие потребности развиваются от низшего к высшему уровню, для возникновения потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворение потребностей низшего уровня.

Иерархическая лестница потребностей по Маслоу представляет собой составляющие:

Физиологические — жажда, секс, голод …;

Потребность в безопасности — защита от гнева, страха, боли …;

Потребность социальная — общение, любовь, друзья, семья;

Потребность в самоутверждении — успех, самоуважение, карьера, престиж;

Потребность в самоактуализации — осмыслении, понимании, реализации способностей.

В свою очередь, данную классификацию можно пополнить потребностями неосознанными и осознанными, материальными и духовными, косвенными и прямыми, иррациональными и рациональными.

При всем разнообразии потребностей объединяющей составляющей является их невозможность и безграничность полноты удовлетворения ввиду ограничения экономических ресурсов.

Основные предпосылки и идеи мотивации концепции иерархии потребностей Маслоу:

· неизменное ощущение человеком какие-либо потребностей;

· ощущение человеком определенного набора ярко выраженных потребностей, при возможности объединенные в конкретные группы;

· иерархическое расположение групп потребностей по отношению друг к другу;

· неудовлетворенные потребности вынуждают человека действовать — удовлетворенные потребности человека не мотивируют;

· при удовлетворении одной потребности, возникает следующая неудовлетворенная потребность;

· как правило, одновременно человек ощущает несколько разных потребностей, взаимодействующих меж собой в комплексе;

· находящимся у основания «пирамиды» потребностям, необходимо первоочередное удовлетворение;

3 стр., 1208 слов

Теория потребностей Маслоу

... - развлекательные   Теория потребностей Маслоу Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие ...

· при удовлетворении потребностей наиболее низкого уровня, активизируют свое воздействие на человека потребности наиболее высокого уровня;

· в сравнении с потребностями низшего уровня, у человека существует большая численность способов удовлетворения потребностей уровня наиболее высокого.

Позднее, в собственной книге «К психологии Бытия», Маслоу добавил группу потребностей высшего уровня, обозначающиеся как потребности роста — ценности бытийные. Вместе с тем, Маслоу отметил, что данные потребности сложно описать, в следствие их взаимосвязи, их невозможно полностью разделить — определяя одну, нужно обращаться к другой.

Бытийные ценности, по Маслоу, содержат: совершенство, простота, истинность, цельность, добро, завершенность, непринужденность, справедливость, честность, жизненность, самодостаточность, богатство проявлений, красота, склонность к игре, индивидуальное своеобразие, честность. Маслоу считает, что бытийные ценности зачастую являют собой сильнейший деятельности личности">мотив деятельности человека, а также являются составляющей структуры личностного роста.

II. Понятие «Мотивация». Виды мотивов личности.

У каждого человеческого поступка во любом случае имеется причина. Человек может не осознавать ее, но заглянув в глубину сознания можно найти причину любого поступка и действия.

Любой человеческое действие базируется на мотиве — это является причиной совершаемого человеком действия. Влияющие на человека, в совокупности, внешние факторы и мотивы — это мотивация.

При слабой мотивации человека, или отсутствии ее вообще, перспективные планы, хорошая организация и высокие цели ничем не смогут помочь. Мотивацией можно сбалансировать разнообразные недостатки, но невозможно компенсировать низкую мотивацию.

3 стр., 1412 слов

влияние групп потребностей на поведение человека. Теории классификаций человеческих потребностей

... Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальных психологических особенностей человека и связаны с последними уровнями моделей Маслоу и ... . Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек. С давних ...

В любой деятельности успех зависит не столь от человеческих знаний, навыков и способностей, сколь от самой мотивации. Чем выше мотивация и активность человека, тем успешнее он решает поставленные задачи.

У высоко мотивированных людей возникает желание больше работать, получать в собственной деятельности высшие результаты. Мотивация является важнейшим фактором — это гарантия успешных результатов в каждой сфере деятельности.

Мотив является внутренним побуждением человека к деятельным воздействиям на среду для удовлетворения личных потребностей. Мотив способствует понять суть потребности, которую человек стремится удовлетворить. В образе мотивов могут предстать чувства, эмоции, потребности или мысли человека.

Человеческий мотив обусловлен окружением, родом деятельности и ситуацией. Практически всегда у любого человека существует совокупность мотивов. На протяжении человеческой жизни они постоянно возникают и развиваются, образовывая мотивационную сферу. Данная сфера имеет свойство постоянно изменяться, однако отдельные мотивы устойчивы и являются ее базисом. В данном базисе проявляет себя главная направленность человеческой личности. К основательно осознанным мотивам относят намерения, убеждения, ценности.

Ценность — это философское понятие, используемое для задавания социально-культурной, личностной значимости конкретных явлений и объектов. Личностные ценности человека являются основой системы элементов внутренней структуры его личности, ценностных ориентаций, которые имеют особую значимость для него. Данные ценностные ориентации — это основа деятельности личности, ее сознания.

Ценность — это субъективное отношение к миру, образующееся не только на основе информации и знания, но и собственного приобретенного опыта жизни. Ценности являются составляющей частью смысла жизни человека. Не утрачивающие своего значения в мире ценностных человеческих ориентаций имеют вера, сомнение, идеал. Ценности являются частью культуры, приобретаемой от семьи, родителей, школы, религии, окружающей среды и организаций. Культурные ценности — это обширно поддерживаемые убеждения, которые определяют, что верно и что желательно.

10 стр., 4636 слов

Мотивация деятельности 3

... в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека. Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на ... следующие группы теорий мотивации: содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.); процессуальные теории (Врум и др.); теории, основанные на отношении человека к труду ...

Ценности бывают:

· самоориентированные — касающиеся человека, отражающие его общий подход к жизни и цели;

· ориентированные другими — отражающие желания общества, затрагивающий взаимоотношений меж группами и человеком;

· ориентированные окружающей средой — воплощающие общественные представления о желаемых взаимоотношениях человека с его природной и экономической средой.

Убеждения — это мотивы теоретической, практической деятельности, доказанные всем мировоззрением и теоретическими знаниями человека. Убеждения, имеющие значительную глубину обдуманности, в течении всей человеческой жизни сохраняются. Убеждения являют собой более обобщенные мотивы, однако, устойчивость и обобщенность — характерные признаки личностных свойств, а убеждения назвать мотивами прямолинейно уже нельзя. В случае, когда мотив наиболее обобщенный, он становится ближе к личностному свойству.

Намерение — это осознанно принимаемое решение при достижении конкретной цели с ясным представлением способов и средств действий. В данной ситуации осуществляется объединение планирования и побуждения к действию. Намерение организовывает человеческое поведение.

Описанные типы мотивов включают только важнейшие обнаружения мотивационной сферы. В действительности присутствует столько разных мотивов, сколько возможно отношений человека с окружающей средой.

Мотивация — это комплекс обстоятельств, которые побуждают человека к действию, адресованному на удовлетворение его собственных потребностей. Мотивация является психическим процессом, детерминирующим человеческое поведением. К тому же, мотивация детерминирует активность и устойчивость, организованность и направленность личности.

9 стр., 4154 слов

Мотивация 12

... двум большим направлениям: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации. Первая группа – содержательные – апеллирует к так называемым активным потребностям человека, то есть тем причинам ... привело его к построению так называемой пирамиды потребностей Маслоу, в основании которой лежат физиологические потребности, то есть потребность человека выжить: есть, пить, спать, иметь ...

Мотивация является наиболее масштабным понятием, нежели понятие «мотив», так как мотив есть основа определенного человеческого поступка, являет собой внутренний фактор, а у понятия «мотивация» существует несколько смыслов:

1. Мотивация — это комплекс психологических факторов, влияющих на человеческие поступки и поведение — цели, потребности, намерения и мотивы.

2. Мотивация, так же являет собой процесс, стимулирующий человека к действию.

Мотивационная система — это психологическая система, состоящая из различных интересов, убеждений, установок, ценностей, потребностей, влечений, мотивов, норм, целей, стереотипов, содержащихся в сути человеческого поведения.

Формирование мотивационной системы осуществляется всю жизнь человека. Она обусловлена множеством обстоятельств — воздействие врожденных качества и приобретенных навыков человека. Значительное воздействие на мотивационную сферу личности осуществляют привычки человека и его окружение.

Для совершения человеком действия требуется высокая мотивация. Однако, при чрезвычайно сильной мотивация существует возможность сильного увеличения уровня психологического напряжения и активности, что приведет к разладам в поведении, действиях человека, что способствует ослаблению эффективности его работы. Данный мотивационный уровень может способствовать возникновению негативных реакций — стресс, напряжение, волнение — что и приводит к негативным последствиям.

Мотивирование воздействует на человека. С помощью усиления конкретных мотивов мотивирование стимулирует человека к действиям. Как правило, мотивирование являет собой естественный процесс в каждом начинании человека.

В первую очередь важно, чтобы лидер сумел высокоэффективно замотивировать себя, в случае удачи — практически каждое дело обречено на успешное развитие.

Чтобы при мотивированиичеловека добиться желаемого результата, важно понимать важнейшие принципы его мотивации.

III. Основные теории мотивации.

Теории мотивации проводят анализ обстоятельств, воздействующих на мотивацию. Большей частью их предмет сосредоточен на анализе потребностей, их воздействии на мотивацию. Данные теории объясняют структуру и содержание потребностей, их взаимосвязь с человеческой мотивацией к деятельности.

3 стр., 1111 слов

Управленческая характеристика теории иерархии человеческих потребностей А. Маслоу

... ученый Абрахам Маслоу - представитель гуманистической школы, где исходным пунктом являются понятие о мотивации поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В ... окультуриванию; вне любой определённой культуры[10]. К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна , Томаса Джефферсона , Альберта Эйнштейна , Элеонору Рузвельт , Джейн ...

В представленных концепциях осуществляется попытка понять причину, стимулирующую человека к деятельности. Самые заметные парадигмы мотивации данной группы — это парадигма иерархии потребностей А. Маслоу, парадигма ERG К. Альдерфера, парадигма приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, парадигма двух факторов Ф. Герцберга, парадигма ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.

К. Альдерфер в своей парадигме основывается на объединении человеческих потребностей в разные группы. Однако, в отличии от Маслоу, он придерживается существования трех групп потребностей: потребности существования, потребности связи, потребности роста. В данной теории группы потребностей наблюдается четкое соотношение с группами потребностей концепции Маслоу. Потребности существования являют собой группы потребностей по Маслоу: физиологические потребности и потребности безопасности (отсутствует групповая).

С группой потребностей причастности и принадлежности явственно соотносится группа потребностей связи.

Потребность связи являет собой социальную человеческую природу, желание являться членом семьи, иметь друзей, подчиненных, коллег, начальников, врагов. В следствие этого, к этой группе относят потребности самоутверждения и признания по Маслоу, связанные с человеческим стремлением занять конкретное положение в окружающей действительности, и часть потребностей безопасности по Маслоу, связанные с групповой безопасностью. Потребности роста идентичны потребностям самовыражения по Маслоу. Являют собой и потребности группы самоутверждения и признания, связанные со стремлением к самосовершенствованию, развитию уверенности. Данные группы потребностей, как и в парадигме Маслоу, иерархичны.

Мак-Клелланд выдвинул собственную концепцию приобретенных потребностей, определяющую человеческую мотивацию к деятельности и связанную с описанием и изучением воздействия потребности властвования и соучастия. Он считает, что низшие потребности в современном мире, большей частью, уже удовлетворены, в следствие чего необходимо больший акцент сделать на удовлетворении высших человеческих потребностей. При довольно ярком проявлении у человека данных потребностей, осуществляется их значительное влияние на его поведение, обязывая усилить действия, способствующие удовлетворению данных потребностей. Вместе с тем, Мак-Клелланд анализирует высшие потребности в виде приобретенных в следствие воздействия обучения, жизненного опыта и обстоятельств.

5 стр., 2257 слов

Мотивация деятельности 2

... ;Мотивация деятельности. В общем случае мотивация –это процесс побуждения к труду. Любой руководитель, если он хочет добитьсяэффективной деятельности ... бы потому, что относитсяк верхней части пирамиды потребностей Маслоу.       & ... что только один — два процента людей стремится квершине пирамиды Маслоу. Таким людям надо предоставить возможность самовыражения,обеспечив, ...

Потребность достижения являет собой человеческое стремление наиболее усиленно достигать поставленных целей, нежели ранее.

Потребность соучастия — это стремление человека к дружеским отношениям с людьми, окружающими его.

Потребность властвовать осуществляет свое развитие на базисе жизненного опыта и обучения. Суть ее в стремлении человека держать под контролем процессы, осуществляющиеся в его окружении, и ресурсы.

Данные потребности в теории Мак-Клелланда, являются приобретенными, и как парадигмах Маслоу и Альдерфера не расположены иерархически, не исключают друг друга. Помимо этого, воздействие данных потребностей на человеческое поведение детерминировано их взаимовлиянием.

В соответствии с парадигмой двух факторов Герцберга, потребности разделяются на мотивации и гигиенические факторы. Наличествование гигиенических факторов всего-навсего препятствуют развитию неудовлетворенности условиями жизнедеятельности. Мотивации, от части соответствующие высшим потребностям, которые описаны Маслоу и Мак-Клелландом, проявляют активность при воздействии на человеческое поведение.

В соответствии с теорией ожиданий Врума, присутствие усиленной потребности — это не единственно требуемое условие человеческой мотивации в достижении конкретной цели. Равным образом, человеку необходимо возлагать собственные надежды на достижение, выбранным им типом поведения, желаемого, его приобретения и удовлетворения.

Л. Портер и Э. Лаулер разработали совокупную процессуальную концепцию мотивации, содержащую компоненты концепций ожиданий и справедливости. В данной теории представлены пять доводов: восприятие, вознаграждение, затраченные усилия, степень удовлетворения, полученные результаты.

Согласно концепции Портера-Лаулера, приобретенные результаты деятельности детерминированы характерными особенностями, способностями и приложенными усилиями человека, равно как осознанием им собственной роли. Величина прилагаемых усилий детерминирована ценностью вознаграждения, а также степенью уверенности в реальном получении определенного уровня вознаграждения.

Кроме того, в данной концепции установлено соответствие меж результатами и вознаграждением — удовлетворение собственных потребностей с помощью вознаграждения за полученные результаты. В следствие чего, плодотворный труд приводит к удовлетворению. По мнению Портера и Лаулера, чувство исполненной работы способствует повышению результативности и приводит к удовлетворению — высокая результативность есть причина полного удовлетворения, но не его следствие его.

Заключение

Все авторы, несмотря на различающиеся подходы к вопросу мотивации, схожи в одном — мотив является побудителем человеческой деятельности, ее причиной. Вследствие того, что мотивы любого человека индивидуальны, детерминированы сложившейся системой ценностных ориентаций, его личностными особенностями, образующимися ситуациями, социальным окружением, в таком случае различными будут и пути удовлетворения потребностей.

Мотивационная сфера динамична и зависима от множества факторов. Однако некоторые мотивы устойчивы лишь в определенных случаях и, доминируя над другими мотивами, становятся базисом всей сферы.

В идентичных условиях, различия в действиях разных людей, при достижении одних и тех же целей объясняются тем, что люди отличаются по степени упорства и энергичности — одни на разнообразные ситуации действуют однообразно, а другие в тех же ситуациях отвечают разнообразными действиями.

Основой каждой деятельности является мотив, вынуждающий человека действовать, однако, деятельность, в некоторых случаях, полностью мотив не удовлетворяет. В данной ситуации человек, завершая одну деятельность, переходит к иной. При продолжительной деятельности, существует возможность изменения мотив.

Мотивация детерминирует выбор меж разными предполагаемыми действиями, который направляет, регулирует действие на достижение своеобразных для этого мотива целепорождающих состояний и поддерживает данную направленность. Таким образом, мотивация интерпретирует целенаправленность действия.

Единым процессом, от начала и до конца равномерно преисполняющим поведение, мотивация не является. Она образуется из однородных процессов, которые осуществляют регуляцию поведения, большей частью до и после свершения действия.

писок литературы.

1. Е.П. Ильин, Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 508 с.

2. С.П. Манукян, Стимулы, мотивы и цели субъектов целепорождающего обучения / С. П. Манукян. — Ереван: Зангак-97, 2005. — 360 с.

3. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.

4. С.С. Занюк, Психология мотивации. — К.: Лебедь, 2002. — 371 с.

5. В.А. Семиченко, Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. — К.: Миллениум, 2004.-521 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector