I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Проект Концепции развития системы психологического обеспечения образования в РФ

Проект Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года

I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Система образования наряду с культурой и искусством является основным институтом, обеспечивающим преемственность, сохранение и преумножение духовного, культурного, научного наследия предшествующих поколений, формирование позитивных мировоззренческих установок.

Согласно ст. 29 Конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г, ратифицированной третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г., образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе».

Эффективность выполнения этих задач повышается с ростом психологической компетентности родителей, педагогов и руководителей системы образования. Применение в образовательной практике знаний о законах и механизмах функционирования психики в различные возрастные периоды, использование в повседневной педагогической работе достижений психологической науки в сочетании с личностно ориентированной позицией и гуманистической направленностью педагогических методик и технологий обеспечивают бережное отношение к личности ребенка, позволяют максимально раскрыть его потенциал, что в полной мере соответствует Концепции модернизации российского образования.

Концепция развивает основные принципы государственной политики в области образования в части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2006-2010 годы.

5 стр., 2433 слов

Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского ...

... образования Модуль Виды деятельности Направления развития ребенка Физическое развитие ребенка Физическая Общение Игровая Трудовая Познавательная Речевая Конструктивная Изобразительная Музыкальная Театрализованная · Физическое развитие (здоровье, двигательное развитие, валеологическое развитие). Социально-личностное развитие ребенка · Социальное развитие (развитие ... детьми, обеспечение таких ... уважение ...

Система психологического обеспечения является необходимым компонентом образования, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса; а также обеспечивает оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящей Концепцией.

1. Состояние системы психологического обеспечения образования и необходимость ее модернизации

Забота о реализации права ребенка, подростка, молодого человека на полноценное и свободное развитие является стратегической целью Системы психологического обеспечения образования.

В ее состав входят: психологические службы и службы психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам в образовательных учреждениях, педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов и видов, психологи учреждений профессионального образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-социальные консилиумы (ПМПк) и психолого-педагогические и медико-социальные комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты, центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

Психологическая служба образовательного учреждения является основой интеграции действий педагогов-психологов (в учреждениях профессионального образования — психологов), педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, подростка, молодого человека на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Неотъемлемой частью в организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения выступают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии, службы раннего и надомного сопровождения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Созданы и успешно функционируют уникальные организационно-функциональные модели психологической службы, как в условиях города, так и сельской местности с учётом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона. Согласно данным мониторинга 2005 г. на должности педагога-психолога работают более 64 тысяч человек.

4 стр., 1648 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного ...

... составляющих психолого-педагогической характеристики ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эмпирическая база исследования. В качестве экспериментальной базы исследования была использована организация «Центр ... данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, медико-социальном и во многих других аспектах. Становление и формирование ...

На основании “Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи”, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 867 в России действуют более 740 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее-ППМС-центры) и учреждений образования, оказывающих специализированную и методическую помощь участникам образовательного процесса. Активно развиваются психологические службы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях дополнительного образования.

В их деятельности реализованы принципы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающемуся, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др.

ППМС-центры в системе общего образования организуют и направляют совместные действия педагогов-психологов, медицинских работников, педагогов, ряда других специалистов на реализацию психолого-педагогических программ и технологий по формированию активной мотивации на здоровье, норм и ценностей здорового образа жизни, на режим двигательной активности. Важнейшей задачей деятельности ППМС-центров является координация усилий различных служб и ведомств, технологий и программ взаимодействия педагогов-психологов, педагогов, социальных работников, врачей, юристов и т.д.

Множество факторов риска для подрастающего поколения в современной России ведет к целому ряду проблем, требующих решения, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокий уровень детской преступности.

В связи с этим расширяется спектр деятельности ППМС-центров:

· центры диагностики и консультирования,

· центры психолого-медико-социального сопровождения,

· центры социально-трудовой адаптации и профориентации,

· центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции,

· центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения,

и другие.

ППМС-центры осуществляют эффективную помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, осуществляет диагностику, комплексные коррекционно-развивающие, реабилитационные мероприятия, направленные на создание оптимальной среды обитания и адаптацию детей к социуму.

В основу работы с безнадзорными детьми положены принципы гуманистической педагогики и психологии: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества; формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознание ответственности перед обществом. Специалистами ППМС-центров осуществляется формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей детей, способствующих школьной и социальной адаптации, повышению их обучаемости. Работают «телефоны доверия». Действуют диагностические классы, классы коррекционно-развивающего обучения.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... речи, лраксиса) при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная ... формами ЗПР. Причина данной формы ЗПР — органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. В западной литературе эта форма ЗПР ...

ППМС-центры оказывают следующие виды помощи: психологическую (100 %), педагогическую (71%), правовую (17%), социальную (65%), медицинскую (46 %), другую (12,4%).

Большинство центров работает с детьми от 3-х до 18 лет.

На сегодняшний день в России существует нормативная база, создающая достаточно возможностей прогрессивного развития образования и Системы его психологического обеспечения. В Статье 2 «Закона об образовании» один из принципов государственной политики в области образования сформулирован следующим образом: «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». В свое время создание Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации стало одним из важнейших средств обеспечения адаптивности отечественной системы образования.

В то же время можно констатировать, что как в документации, так и в реальной практике далеко не все отвечает существующим представлениям об образовании ХХI века.

В частности, недостаточно конкретно определены цели, задачи, требования к содержанию работы как в целом в системе психологического обеспечения образования, так и в отношении содержания работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов учреждений профессионального образования и их компетенций.

Система ППМС-центров изначально формировалась на основе принципа вариативности с учетом региональных условий деятельности учреждений. Однако система управления данными учреждениями на настоящий момент не сформировалась в полной мере. Одной из основных причин подобного положения вещей является – отсутствие полноценной нормативной и правовой базы их деятельности.

В сложившейся ситуации актуальным становится вопрос об определении целей, задач, содержания деятельности Системы психологического обеспечения образования, нормативно — правовой базы, обеспечивающей ее деятельность, в условиях реформирования образования.

2. Тенденции мирового развития и новые социальные требования к системе психологического обеспечения

Деятельность по психологическому обеспечению исходит из необходимости достижения образовательных и социальных целей системы образования:

образовательные цели — это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

социальные цели — это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6 стр., 2819 слов

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: ...

... педагогического образования; развития систем последипломного и дополнительного профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; прогнозирования развития систем формального и неформального образования взрослых; содержания, форм, методов и технологий андрагогического обеспечения образования и ...

Учитывая общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в отечественной системе образования, система психологического обеспечения защищает интересы личности в сфере образования и обеспечивает оказание качественной, доступной и эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса

в преодолении проблем в межличностном общении, обучении и воспитании;

в формировании психологической готовности к осуществлению личностного, социального, политического выбора в условиях ускорения темпов развития общества;

в воспитании ответственности, коммуникабельности и толерантности в условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу, предусматривающих значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия;

в формировании современного мышления у молодого поколения, в основе которого лежит психологическая готовность к противодействию негативным влияниям социума, а также сотрудничеству в рамках международного сообщества для решения глобальных проблем;

в формировании готовности к непрерывному образованию, воспитанию навыка профессиональной мобильности.

Актуальность психологического обеспечения повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования.

Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах, и определяющая развитие российской системы образования на ближайшие годы, в качестве основных приоритетов выделяет доступность и высокое качество образования, экономическую и управленческую эффективность образовательной системы, ее обеспеченность высокопрофессиональными кадрами.

Эти задачи невозможно решить без учета психологической составляющей, которая в отдельных случаях является доминирующей:

1) Доступность образования означает наряду с обеспечением его экономической доступности, возможность получения образовательных услуг детьми и молодежью с ограниченными возможностями и особенностями развития, различной степенью готовности к обучению. На первый план выходит необходимость психолого-педагогической диагностики резервов развития обучающегося, подбор программ и форм обучения, наиболее отвечающих его особенностям и возможностям.

2) Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Высокое качество образования может быть достигнуто только с применением образовательных и воспитательных программ и технологий, при разработке, проектировании и экспертизе которых были учтены критерии их психологической адекватности.

3) Выбор образовательного маршрута, будущей профессии должны носить осознанный и аргументированный характер, учитывать интересы, склонности, возможности обучающегося и, одновременно, потребности рынка труда. Возрастает роль профессиональной ориентации, психологического сопровождения выбора и реализации профессиональной карьеры. Большое внимание уделяется мотивации обучающихся, за счет которой обеспечивается их максимальная включенность в образовательный процесс.

7 стр., 3397 слов

Когнитивно-культурный полиморфизм образовательных систем

... науки, которые совместно с научными институтами, вузами, предприятиями образуют интегрированные образовательные системы, включающие в учебное действие научно-исследовательскую практику, на деле ведущую ... практику. Однако предварительно нам важно уточнить "возрастную" диспозицию современного образования в устанавливающейся "культуре знаний". Динамика формирования профессиональных интересов и ...

4) Неразрывная связь качественного обучения и полноценного воспитания обязывают учитывать весь спектр влияний на развивающуюся личность в современном мире. Это побуждает нас заботиться не только о физической, но и о психологической безопасности ребенка, подростка, молодого человека, формировании его готовности к противодействию негативным влияниям, воспитании у него толерантности, ответственного отношения к своей судьбе и к судьбе страны.

5) В ситуации распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, администрации образовательного учреждения ответственное отношение к процессу обучения и воспитания должно быть подкреплено их высокой психологической компетентностью и готовностью к активным действиям, что безусловно повышает экономическую и управленческую эффективность образовательной системы.

В Концепции модернизации российского образования названы факторы, которые при отсутствии эффективной психологической помощи могут привести к серьезным негативным последствиям:

— увеличению социальной напряженности в различных сферах за счет психологической неготовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, их психологической безграмотности и обеднения психологической культуры личности, отсутствия целенаправленного формирования психологических качеств, обеспечивающих адаптацию в социальной среде (коммуникабельность, толерантность, мобильность, стрессоустойчивость и т.п.);

— ухудшению здоровья нации как следствие информационных перегрузок, устаревших и неэффективных педагогических технологий, низкой психологической культуры населения;

— росту структурной безработицы (несоответствие трудовых ресурсов потребностям рынка труда);

— росту девиантного поведения в молодежной среде, употребления ПАВ, социального сиротства как реакции на неумение справляться с психологическими проблемами.

3. Цели и задачи совершенствования системы психологического обеспечения образования

Под психологическим обеспечением образования понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные единицы, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов.

Основной целью совершенствования системы психологического обеспечения образования является повышение качества и обеспечение доступности психологических услуг в сфере образования с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения адаптационных возможностей, гармоничного развития личности обучающихся в образовательном процессе, усиления воспитательной составляющей образования.

Система психологического обеспечения образования предполагает активное применение достижений современной психологической науки для эффективного достижениях обучающих и воспитательных задач образовательной практики в их тесной взаимосвязи с опорой на гуманистические принципы отечественного образования.

Для достижения поставленной цели требуют решения следующие задачи:

1.Развитие нормативной правовой базы системы психологического обеспечения образования.

19 стр., 9465 слов

Педагогические условия формирования компетентности морально-психологического ...

... повышения эффективности подготовки специалиста с высшем образованием. Концептуальные подходы к морально психологическому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации рассмотрены в ... формирования компетентности морально- психологического обеспечения у курсантов военных вузов». Объектом исследования система формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов в военном ...

2.Создание основы нормативного правового регулирования оказания психологических услуг участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов и видов различных форм собственности на всех образовательных уровнях (дошкольное; школьное; дополнительное; начальное, среднее и высшее профессиональное).

3.Создание нормативной правовой основы для внедрения преподавания предмета «Психология» как средства воспитания психологической культуры обучающихся в общеобразовательные школы и учреждения профессионального образования.

4.Создание нормативной правовой основы для организации и проведения социально-психологического мониторинга с целью осуществления систематического анализа воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических, педагогических и воспитательных технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся.

5.Создание нормативной правовой основы для организации и проведения проектирования и экспертизы образовательной среды с целью оценки соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; подготовка специалистов в этой области.

6.Создание основы нормативного правового регулирования применения и внедрения в практику психодиагностического, психокоррекционного, развивающего инструментария, психологических, психолого-педагогических, воспитательных методик и технологий с целью обеспечения психологической безопасности, адекватности и соответствия целям образования.

Дальнейшее развитие системы психологического обеспечения как одного из важных факторов обеспечения нового качества образования требует решения ряда организационно-управленческих, нормативно-правовых, научно-методических, информационных и кадровых задач.

Процесс развития системы психологического обеспечения образования предстоит сделать планомерным, перевести в область обдуманной стратегической политики, в которой будут чётко определены цели и критерии развития всех её составляющих, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.

Представительства системы психологического обеспечения образования предусматриваются в органах управления образованием всех уровней, образовательных учреждениях всех типов и видов в системе общего, специального, профессионального (начального, среднего и высшего) и дополнительного образования Российской Федерации.

Система психологического обеспечения образования функционирует в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, профессиональными общественными организациями.

4. Основные направления психологического обеспечения образования в современных условиях

Психологическое обеспечение системы образования должно охватывать следующие направления:

1.1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса (специалистов и руководителей системы образования, учащихся, их родителей и опекунов) –

система мер, предусматривающая включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования, в программы родительского всеобуча образовательных блоков по наиболее актуальным проблемам социально-психологической направленности на основании данных мониторинга; включение преподавания предмета «Психология» в федеральный стандарт общего образования; издание популярной психологической литературы, пропаганда научных психологических знаний в средствах массовой информации и т.п.

4 стр., 1837 слов

Современные тенденции системы образования на основе Федеральных ...

... компетентностному подходу к образованию в лицее; · обеспечение перехода на комплексное использование современных информационных и педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство и адекватные перемены в системе обучения; · внедрение в ...

Реализация данного направления в рамках программы позволит повысить адаптационные возможности учащихся, обеспечит психологически грамотный подход к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, явится профилактикой различного рода дидактогений, а также «профессионального выгорания» в педагогической среде, обеспечит экологичный подход к процессу обучения и воспитания.

Повышение психологической компетентности педагогических и руководящих кадров в системе образования за счет увеличения учебной нагрузки на возрастную, педагогическую, организационную психологию в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Удовлетворение запросов современной образовательной практики за счет достижений современной психологической науки; возрождение практико-ориентированных научных школ и построение принципиально новых моделей прикладных исследований, способствующих развитию психологической науки в направлении образовательных инноваций.

Осуществление перспективных прикладных психологических исследований в области образования, социально-психологических образовательных проектов.

Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием —

система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности образовательных (обучающих, развивающих, воспитательных) программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.

Социально-психологический мониторинг – информационное сопровождение инновационных процессов в образовании, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Для повышения эффективности психологического обеспечения системы образования необходимы:

· ежегодное проведение мониторинга состояния психологической службы в системе образования Российской Федерации;

· разработка и внедрение единой формы статистического учета и отчетности деятельности психологических служб и ППМС-центров;

· активное внедрение современных информационных технологий в деятельность специалистов психологических служб и ППМС-центров (создание раздела по психологическому обеспечению системы образования на официальном сайте Минобрнауки России);

· ежегодное издание сборника нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов психологических служб и ППМС – центров;

9 стр., 4223 слов

Курсовая работа понятие психологической безопасности образовательной среды

... "безопасность", "психологическая безопасность", "образовательная среда"; 2) раскрыть психологическую сущность понятия психологической безопасности образовательной среды; 3) рассмотреть проблему обеспечения психологической безопасности образовательной среды в ... по экспертным оценкам, состояние человека, социума, государства, природных, антропогенных систем и т.п.[16]. В психологии в рамках концепции ...

· проведение ежегодных организационно-методических совещаний-семинаров для руководителей образования разных уровней, а также руководителей психологических служб и центров по актуальным проблемам состояния и развития психологических служб.

1.3. Психологическое проектирование –

разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, направленной на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений, обеспечить обучение, воспитание и развитие обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.

1.4. Психологическая экспертиза –

оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается, ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.

1.5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях (дошкольное; школьное; дополнительное; начальное, среднее и высшее профессиональное) –

система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

· психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

· психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

· психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

· психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);

· психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;

· профессиональная ориентация — психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

1.6. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса –

система мер, направленных на контроль качества психологических услуг со стороны государства и профессиональных общественных организаций (разработка и внедрение системы общественно-государственной сертификации психологов системы образования), формирование единого информационного пространства; развитие материально-технической базы Системы психологического обеспечения образования, в т.ч. обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

Только целенаправленный комплексный подход обеспечит превентивный характер психологического обеспечения образования и сместит акценты в образовательном процессе с коррекционных мероприятий на профилактические. Темпы развития экономики и повышение уровня жизни в России, прогнозируемое в ближайшие годы, необходимо скажутся на требованиях к психологическому обеспечению системы образования, призванному оптимизировать процесс обучения и воспитания за счет грамотного применения в образовательной и управленческой практике знаний о человеческой психике, ее особенностях, возможностях и законах развития.

Необходимо объединить, структурировать и сориентировать на главную задачу российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, ныне разрозненные действия психологической науки и практики, органов управления образования на федеральном, региональном и муниципальном уровне, общественных организаций и объединений.

1.7. Повышение качества профессиональной подготовки психологов, работающих в системе образования —

развитие кадрового потенциала; внесение изменений в образовательные стандарты с целью расширения специализаций психологов с учетом нужд и потребностей системы образования, внедрение личностно-ориентированных моделей повышения квалификации педагогов-психологов; тие кадрового потенциала, м образовательного процесса звитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе повышение уровня профессионализма специалистов участие в деятельности профессиональных объединений и организаций.

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Организационной основой государственной политики в сфере психологического обеспечения образования является Федеральная программа развития психологической службы в системе образования – комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях психологической службы в системе образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Федеральный уровень.

1.1. Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на федеральном уровне возлагается на соответствующие структурные подразделения Минобрнауки России и Рособразования; научно-методическое руководство на уровне федеральных округов – на Координационный Совет по психологическому обеспечению образования при Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральные Центры психологического обеспечения образования в 7-ми федеральных округах Российской Федерации.

В состав Системы психологического обеспечения образования на федеральном уровне входят:

· отдел (специалисты) Минобрнауки России, курирующий направление психологического обеспечения образования – осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере психологического обеспечения образования, подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в национальные проекты и программы развития образования, обеспечивает координацию взаимодействия с общероссийскими профессиональными общественными организациями в целях развития практической психологии образования, консолидации усилий психологов с целью гуманизации образовательного пространства России, поиска путей эффективного приложения знаний и опыта современной психологической науки к решению задач современного образования; развития службы практической психологии образования; формирования единого информационного пространства психологов образования России; укрепления профессионального статуса психолога образования в обществе, защиты его профессиональных и социальных прав и интересов; повышения психологической культуры населения;

· отдел (специалисты) Рособразования, курирующий направление психологического обеспечения образования – проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в сфере психологического обеспечения образования; организует конгрессы, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере психологии образования;

· Координационный Совет по психологическому обеспечению образования при Министерстве образования и науки Российской Федерации — определяет стратегию, разрабатывает рекомендации по содержательным и организационным аспектам психологического обеспечения образования, наиболее эффективному использованию потенциала Системы психологического обеспечения для решения задач, стоящих перед системой образования России; совместно с отделом Минобрнауки подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в национальные проекты и программы развития образования, готовит предложения по осуществлению психологической экспертизы образовательной среды и сертификации профессионального инструментария и специалистов-психологов. Состав Координационного совета определяется приказом Министра образования Российской Федерации и включает, в том числе, представителей общероссийских профессиональных общественных организаций, реализуя государственно-общественный характер управления в системе образования Российской Федерации;

· Федеральные Центры психологического обеспечения образования в 7-ми федеральных округах Российской Федерации – осуществляют функции координации деятельности и научно-методического обеспечения специалистов-психологов на уровне федерального округа Российской Федерации; обеспечивают научно-методическое сопровождение проведения социально-психологического мониторинга и мониторинга Системы психологического обеспечения по заказу Минобрнауки России на территории федерального округа и подготовку аналитических материалов и рекомендаций по их результатам; организуют проведение социально-психологической экспертизы, организуют и участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, разрабатывают систему мероприятий по созданию социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития обучающихся, воспитанников в современных условиях.

Региональный уровень.

Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на региональном уровне возлагается на заместителей руководителей управлений образования субъектов Российской Федерации; научно-методическое руководство – на Координационные Советы по психологическому обеспечению образования при органах управления образованием субъектов Российской Федерации.

В состав Системы психологического обеспечения образования на региональном уровне входят:

· отделы (специалисты) в управлениях образованием субъектов Российской Федерации, курирующие деятельность региональной системы психологического обеспечения образования – организуют и контролируют деятельность по психологическому обеспечению образования в субъектах Российской Федерации, обеспечивают ее информационное и организационное единство в субъекте Российской Федерации; организуют выполнение федеральных и иных нормативных документов, регламентирующих эту деятельность; организуют разработку и реализацию региональных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, осуществляют контроль за их выполнением; подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в региональные проекты и программы развития образования, организуют и совместно с учреждениями психологической службы проводят социопсихологический мониторинг региональной образовательной системы; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психологического обеспечения образования;

· образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС — центры) – осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; анализируют состояние психологического здоровья детей в системе образования региона, предоставляют необходимую информацию в органы управления образованием субъекта Российской Федерации для принятия управленческих решений; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях региона, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования;

· региональные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) – обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания, в том числе по направлению муниципальных и временно создаваемых ПМПК в особо сложных и спорных случаях; координируют и контролируют деятельность муниципальных и временно создаваемых ПМПК.

Муниципальный уровень.

Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на муниципальном уровне возлагается на заместителей руководителей муниципальных органов управлений образования; научно-методическое руководство – на соответствующие учебно-методические центры, методические кабинеты и методические объединения;

В состав Системы психологического обеспечения образования на муниципальном уровне входят:

· отделы (специалисты) в муниципальных органах управления образованием – организуют и контролируют деятельность по психологическому обеспечению образования на уровне муниципального образования, обеспечивают информационное и организационное единство психологических служб и отдельных специалистов-психологов в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; организуют выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов, издают приказы, распоряжения и другие документы по вопросам психологического обеспечения образования на муниципальном уровне; осуществляют контроль за их выполнением; организуют и совместно со специалистами проводят социально-психологический мониторинг образовательной системы; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психологического обеспечения образования;

· образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры) – осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; анализируют состояние психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления и предоставляют необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений на территории своего района;

· другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса (государственные и государственно-муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов в составе территориальных управлений) — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации;

· учебно-методические центры, методические кабинеты и методические объединения — осуществляют функции координации учебно-методического обеспечения деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования на территории своего муниципалитета, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, организуют проведение совещаний и конференций по вопросам психологического обеспечения образования на муниципальном уровне; готовят методические рекомендации по вопросам оказания психологической помощи всем субъектам образовательного процесса;

· муниципальные ПМПК – обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Образовательное учреждение (за исключением ППМС-центров).

На уровне образовательного учреждения (первичное звено) общее руководство системой психологического обеспечения возлагается на руководителя образовательного учреждения.

В состав Системы психологического обеспечения образования на уровне образовательного учреждения входят:

· психологическая служба образовательного учреждения – структурное подразделение образовательного учреждения общего, профессионального и дополнительного образования различных форм собственности, типов и видов, в состав которых входят два и более специалиста с высшим психологическим образованием, (из расчета 1 педагог-психолог в учреждениях общего, среднего, дополнительного образования или 1 психолог в учреждениях профессионального образования на 250 обучающихся, воспитанников), обеспечивающих преемственность в оказании психологической помощи на всех ступенях образования. Специалисты психологических служб образовательных учреждений взаимодействуют с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и региональными, муниципальными структурными единицами Системы психологического обеспечения образования и воспитания с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам. В современных условиях наметились тенденции к созданию в образовательных учреждениях

Комплексных служб психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам, в составе которых специалисты разного профиля (в том числе, психологи) взаимодействуют в рамках единого структурного подразделения на основе комплексного подхода к преодолению проблем в обучении и воспитании, а также обеспечению условий, необходимых для свободного и всестороннего развития ребенка, подростка, молодого человека на благо личности, общества и государства.

При отсутствии условий для создания психологической службы в образовательном учреждении вводится должность педагога-психолога (психолога) – специалиста, который оказывает первичную психологическую помощь обучающимся, воспитанникам в соответствии со своей профессиональной подготовкой исходя из сформулированного в должностных обязанностях запроса администрации образовательного учреждения. Педагог-психолог (психолог) взаимодействует с региональными, муниципальными структурными единицами Системы психологического обеспечения образования и воспитания с целью оказания специализированной помощи обучающимся, воспитанникам.

Педагог-психолог (психолог) образовательного учреждения (при отсутствии психологической службы в образовательном учреждении) по административной линии подчиняется заместителю руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе, а по профессиональной линии – руководителю методического объединения педагогов-психологов (психологов) соответствующего уровня.

· Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений — осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.

Финансирование

5.1. Деятельность по психологическому обеспечению образования финансируется за счет соответствующей статьи бюджета и целевых средств учредителей — государственных органов управления образованием, местных (муниципальных) органов управления образованием и частных лиц.

5.2. Финансирование структурных единиц системы психологического обеспечения образования в составе территориальных и муниципальных управлений:

· ППМС-центры финансируются по региональным нормативам, рассчитанным для данного типа образовательных учреждений в соответствии с пунктами 2, 4, 5 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», за счет целевых средств, выделяемых юридическими и физическими лицами на его развитие;

· в государственных и государственно-муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов (за исключением ППМС-центров) финансирование осуществляется в пределах средств, определяемых в соответствии с нормативом, рассчитанным для данного типа и вида образовательного учреждения (с учетом специализированных психологических услуг в нормативах подушевого финансирования), а также за счет целевых средств, выделяемых юридическими и физическими лицами на их развитие.

Отзыв

Проект, к сожалению, в лучшем случае -констатирует сегодняшний день психологической службы в образовании. Концепция должна определять перспективы, стратегию, т.е. опережать настоящий момент.

Раздел II, пункт 4 вызвал особое несогласие. Ни в коем случае нельзя педагога-психолога по административной линии подчинить заместителю директора по воспитательной работе. Во-первых, уровень задач, решаемых психологом и, кстати, обозначенных в данном проекте сравним с уровнем руководителя учреждения. Во-вторых, уровень психологической компетентности 99% сегодняшних завучей по воспитательной работе не выдерживает критики!!!!!!!!!! Как же они будут курировать деятельность специалиста, в содержании работы которого ничего не смыслят?

Подчинение по профессиональной линии — руководителю методического объединения? Руководитель МО координирует методическую работу и не имеет контролирующих функций!

Самым логичным и разумным будет подчинение по административной линии руководителю (директору) образовательного учреждения, по профессиональной — специалисту органа управления образования, курирующему психологическое сопровождение.

Данный документ был принят на IV Всероссийском съезде психологов образования «Психология и современное российское образование», прошедшем в Москве в декабре 2008 года.

Редакция

КОНЦЕПЦИЯ

Системы психологического обеспечения образования

Система психологического обеспечения образования представляет собой неразрывное единство:

— психологической службы образования, организаций и учреждений, а также их подразделений, осуществляющих научные исследования и практическую деятельность в сфере психологии образования, подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров для системы образования;

— российских научных школ в области психологии образования, педагогической, возрастной психологии, психологии личности, социальной психологии и др.;

— программ, проектов, различных видов профессиональной деятельности психологов, реализуемых в системе образования и способствующих достижению образовательных целей и решению образовательных задач.

Цели психологического обеспечения образования — повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.

Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, настоящей Концепцией.

Деятельность по психологическому обеспечению образования включает решение следующих задач:

— осуществление фундаментальных и прикладных исследований в области психологии образования, других направлений психологической науки, востребованных для решения задач образования;

разработка, валидизация, стандартизация психологических методик, технологий, инструментария для диагностической, коррекционной, развивающей, профилактической, просветительской деятельности педагога-психолога, психолога образовательного учреждения;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологических кадров для системы образования, а также подготовка научных кадров высшей квалификации в области психологии образования;

— повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

— психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

— прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования;

— оказание качественной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам;

— оказание качественной консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников.

Организационную структуру системы психологического обеспечения образования составляют:

1. Психологическая служба образования (далее — Служба), обеспечивающая решение задач: по оказанию комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования, по повышению уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса, по психологическому проектированию, экспертизе и мониторингу условий и результатов образовательной деятельности.

Служба объединяет:

— подразделения и/или специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющих деятельность по решению вышеназванных задач в области психологического обеспечения образования;

— общественные советы по психологии образования при органах управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней;

— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);

— методические объединения педагогов-психологов;

— психологические службы, службы психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам, педагогов-психологов, психологов образовательных учреждений всех типов и видов на всех образовательных уровнях;

— психолого-педагогические и медико-социальные консультации (комиссии);

— психолого-педагогические и медико-социальные консилиумы образовательных учреждений;

— психологические центры различных типов и видов в системе образования.

2. Организации и учреждения, а также их подразделения, осуществляющие фундаментальные и прикладные научные исследования, подготовку научных кадров высшей квалификации в области психологии образования (аспирантура и докторантура).

3. Образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации психологических кадров, в том числе для психологической службы образования.

4. Организации и учреждения всех типов, видов, организационно-правовых форм, а также их подразделения, осуществляющие практическую деятельность в сфере психологии образования.

И основные направления ее развития

Исследования Мирового банка, проведенные в 35 странах мира, показали, что успешное развитие общего и профессионального образования тесно связано с созданием национальных систем психологического обеспечения образования. Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения.

Современная система психологического обеспечения образования в Российской Федерации начала формироваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Деятельность первых школьных психологов в то время была разрозненной, не имела четкой регламентации. Ее научное и методическое обеспечение находилось в стадии становления.

Социально-экономические преобразования, происходившие в России в 1990-е годы, и возникшая в связи с этим необходимость создания службы по оказанию психологической помощи населению дали толчок развитию службы практической психологии в системе образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и др. заложили основы правового и организационно-методического обеспечения развития Службы практической психологии в системе образования России.

Была сформулирована основная задача Службы — «содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса»1.

К настоящему времени в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные положения о службе практической психологии образования, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях, созданы координационные и научно-методические советы Службы.

В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Пермском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы, как в условиях города, так и сельской местности, с учетом этнонациональных и социально-экономических особенностей региона.

В Республике Алтай, Липецкой области, в Москве и других регионах разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов службы практической психологии образования: порядок аттестации педагогов-психологов; порядок лицензирования, аттестации и аккредитации ППМС-центров; норма нагрузки на одного психолога (500 обучающихся, воспитанников в городских учреждениях образования и 120 — в сельских); рекомендации об использовании рабочего времени педагога-психолога; Примерное положение о методическом объединении педагогов-психологов; Положение об оформлении кабинета педагога-психолога; примерный перечень диагностических методик и др. Однако в большинстве регионов документы, регламентирующие деятельность педагогов-психологов и других специалистов службы, а также порядок их взаимодействия, отсутствуют.

К настоящему времени в России в основном завершен этап формирования единой системы психологического обеспечения образования. Психологическая служба образования является основным элементом, реализующим на практике:

— оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса;

— повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

— психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности.

Вместе с тем уровень и качество организации такой работы, ее нормативное правовое регулирование требуют совершенствования с учетом современной ситуации.

Перспективы развития Службы сегодня определяются новыми социальными требованиями к системе образования, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Введение предшкольного образования, единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль этой Службы в оценке результатов и прогнозировании последствий экспериментов и инноваций в системе образования России.

Важное место в системе образования России занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Начиная с 1998 года ППМС-центры создавались с целью оказания специализированной психолого-педагогической помощи различным контингентам детей зачастую в приспособленных помещениях, в условиях, не отвечающих всем требованиям организации образовательного, воспитательного и реабилитационного процессов.

Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям).

Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.

В ряде субъектов Российской Федерации (Архангельской, Белгородской, Курганской, Московской, Орловской, Псковской, Ростовской, Тюменской и Ярославской областях, городах Москва, Екатеринбург, в Хабаровском крае, республиках Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть ППМС-центров успешно развивается. Уникальное инновационное образовательное учреждение для девиантных подростков — Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — создан и на протяжении 16 лет успешно функционирует в г. Хабаровске (руководитель Петрынин А.Г.).

На создание единого коррекционного пространства в системе образования Калининградской области направлена деятельность Центра диагностики и консультирования детей и подростков (руководитель Стаховская В.П.).

Согласно Типовому положению одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, является организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным).

В содержании деятельности ППМС-центров комплексная психолого-педагогическая и медико-социально-правовая помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям) является основной и в значительной мере преобладает над общеобразовательными программами. Как правило, численность педагогов, реализующих общеобразовательные программы в этих учреждениях, меньше численности других специалистов: педагогов-психологов, логопедов-дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников и др. Очевидно, что рекомендуемое модельной методикой2 соотношение фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, и учебно-вспомогательного персонала, к которому относятся педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги и др., — 70 % к 30 % — в отношении ППМС-центров должно быть пересмотрено; при разработке мер стимулирующего характера для учителей-предметников ППМС-центров необходимо учитывать специфику их работы с различными категориями обучающихся (дети с проблемами в обучении, в том числе с ЗПР, СДВГ, девиантным поведением и др.).

Актуальное состояние психологической службы образования, других структурных подразделений системы психологического обеспечения образования обуславливает необходимость разработки Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года.

Системы психологического обеспечения образования. Основной целью развития системы психологического обеспечения образования в современных условиях является максимальное раскрытие и эффективное использование в

Основной целью развития системы психологического обеспечения образования в современных условиях является максимальное раскрытие и эффективное использование в практике образования потенциала всех составляющих этой системы: психологической службы образования, психологических факультетов и вузов, научных, образовательных организаций и учреждений, общественных и общественно-государственных объединений.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— создание целостной системы психологического обеспечения образования на всех уровнях (от дошкольного до высшего профессионального образования), включающей социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в том числе в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность обучающихся, воспитанников;

— совершенствование нормативной правовой базы системы психологического обеспечения образования;

— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов для системы образования с учетом современных требований;

— сохранение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), психологических служб образовательных учреждений всех типов и видов, укрепление их материально-технической базы, развитие кадрового потенциала;

— обеспечение качества психологической помощи всем участникам образовательного процесса на основе разработки и внедрения критериев общественно-государственной оценки психологической практики в системе образования (аттестации, экспертизы и т.д.) и нормативных правовых основ ее применения;

— усиление профилактической направленности в деятельности психологической службы образования как основы ее экономической эффективности, обеспечивающей снижение затрат на преодоление асоциальных явлений и их негативных последствий в детской и молодежной среде.

Решение этих и других задач позволит повысить эффективное использование научных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов системы психологического обеспечения образования.

Основными принципами развития системы психологического обеспечения образования являются:

— сохранение приоритета гуманистических ценностей;

— преемственность целей, задач, направлений деятельности;

— профилактическая направленность деятельности;

— комплексный подход;

— ориентированность на повышение качества и обеспечение доступности психологической помощи для всех контингентов обучающихся, воспитанников.

Приоритетные направления психологического обеспечения образования как система мероприятий, направленных на решение актуальных задач образования средствами и методами психологии, включают:

— расширение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров) на основе совершенствования нормативной правовой базы их деятельности в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование;

— интеграцию структурных подразделений психологической службы, организаций, учреждений, общественных объединений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере психологии образования, в целостную многоуровневую систему психологического обеспечения образования;

— создание и развитие психологических служб и служб комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи в образовательных учреждениях всех типов и видов на всех уровнях образования;

— социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертиза условий и результатов образовательной деятельности;

— совершенствование программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в части повышения уровня их психологической культуры и психологической компетентности;

— пропаганда введения образовательными учреждениями предмета «Психология» в образовательный цикл;

— разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников.