I. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ,

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать». Вольтер

 

“Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей”. К. Успенский.

 

“Кажется, что самый короткий путь: знания учителя — знания ученика. Но это самый длинный путь. А самый короткий: знание учителя — эмоции учителя — эмоции учащихся — знания учащихся.

 

I. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ.

Мир психических явлений включает не только познаватель­ные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и более своеобразным.

Все, с чем мы сталкиваемся в этой жизни, вызывает у нас то или иное отношение, те или иные эмоции и чувства. “Переживание отношений”.

Основные эмоциональные состояния человека делятся на:

1. Собственно эмоции

2. Чувства

3. Аффекты.

Эмоции —это непосредственная форма выражения чувств — особый класс субъективных психологичес­ких состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений и отношений, процесс и результаты практичес­кой деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Эмоции выступают как система сигналов, которая сообщает о потребностной значимости происходящего. Они бывают практически незаметны, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые су­щества устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддер­жания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наи­более распространенная среди живых существ форма эмо­циональных переживаний — это удовольствие, получае­мое от удовлетворения органических потребностей, и не­удовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно ... события вне зависимости от их характера. Страсть. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем ...

Чувства —это одна из форм отражения объективного мира в созна­нии человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Чем значимее объект, тем сильнее переживание.

Чувствавысший продукт культурно-эмоционально­го развития человека. Они связаны с определенными вхо­дящими в сферу культуры предметами, видами деятельно­сти и людьми, окружающими человека.

Чувства носят исторический характер. Например, проявление чувств в высшем обществе Англии считается неприличным. А в 18 веке во Франции в высшем свете мужчины плакали и падали в обморок и это принималось за особую утонченность.

Чувства — значимый фактор в формировании мотивационной сферы личности, ее социализации, ее направленности. ЧУВСТВА ВСЕГДА СВЯЗАНЫ С СОЗНАНИЕМ.

Если эмоции способны предвосхищать события и ситуации (роль воображения), то ЧУВСТВА НОСЯТ ПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР (отношение к некоторому объекту).

Чувства совершенствуются и развиваются от простейших к более сложным.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется СТРАСТЬЮ. Страсть — еще один вид сложных, качественно свое­образных и встречающихся только у человека эмоциональ­ных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определен­ного вида деятельности или предмета (человека).

НАСТРОЕНИЯ -это устойчивые, слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием при­чин и факторов, их вызывающих.

Настроенияимеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удо­вольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного про­явления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение дли­тельного периода.

3. Неясность, «безотчетность» переживаний. Испытывая то или иное настрое­ние, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

АФФЕКТЫ- это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это как эмоциональная реакция на уже совершенное действие или поступок.

“Закон аффекта” — чем более сильным является стимул (мотив поведения), чем больше вы приложили усилий к реализации, тем меньше итог, тем сильнее аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органичес­кими изменениями и двигательными реакциями.

4 стр., 1674 слов

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Вегетативные пароксизмы (вегетативные ...

... Начало пароксизма носит постепенный характер: • на фоне астенодепрессивных расстройств вегетативные симптомы постепенно усложняются, проявляясь абортивными кризами без эмоциональной окраски, а при воздействии ... -дистрофические изменения позвоночника, гормональные перестройки в организме. ВП - частое проявление различных невротических расстройств. О значимости стрессовых ситуаций говорит и факт ...

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной орга­низации поведения, его разумности. Они способны остав­лять сильные и устойчивые следы в долговременной памя­ти.

В отличие от аффектов работа эмоций и чувств, связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памя­тью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в ре­зультате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привес­ти к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чув­ством усталости, подавленности, депрессией.

Отличительными особенностями аффектов являются:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во вре­мя аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление пережи­ваемого эмоционального состояния.

2. Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными осо­бенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

3. Известная безотчетность эмоционального переживания. Она бывает большей или меньшей, в зависимости от силы аффекта, и выра­жается в снижении сознательного контроля своими действиями. В со­стоянии аффекта человек иногда совершенно не сознает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не спо­собен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального пережи­вания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого су­жается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятии, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются при­вычные установки личности, характер и содержание отражения объек­тивной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сло­жившихся ранее установок личности.

 

Степень выраженности вовне

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН — чувственный фон. Как некая сторона субъективного ощущения и восприятия (смешная история, скучная книга).

ФРУСТРАЦИЯ — (обман, расстройство, разрушение планов).

Это отрицательное эмоциональное состояние в результате возникновения непреодолимых препятствий (субъективно так воспринимаемыми).

В результате — подавленность, озлобленность, внешняя и внутренняя агрессия.

ИДИОСИНКРАЦИЯ — неосознанное неприятие (сравните: отвращение — осознанное), отношение к типу людей, отдельному человеку. У многих могут провоцировать возникновение болевых ощущений (кожа персика, прикосновение к бархату, запах рыбы, скрип железа).

6 стр., 2543 слов

1 . Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние ...

... деятельность вызывает определён­ное нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются вос­ ... Стресс помогает наладить взаимоотношения с близкими людьми, поскольку в крови повышается уровень ... исчерпаны, количество глюкозы понижается, усиливается чувство голода, а нервная система возбуждается. ... мышц, деградация головного и спинного мозга на клеточном уровне. КРАТКОВРЕМЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ...

РАДОСТЬ – «+» ЭС (эмоциональное состояние), связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности, особенно когда это было неопределенно или вероятность невелика.

УДИВЛЕНИЕ -неопределенность по “+” или “—” эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Тормозит все предыдущие эмоции. Может перейти в стресс.

СТРАДАНИЕ — “— “ ЭС, связанное с полученной достоверной (или таковой кажущейся) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, удовлетворение которых до этого момента было более и менее возможным. Форма эмоционального стресса.

ОТВРАЩЕНИЕ — “—” ЭС — осознанное, вызываемое предметами, людьми, обстоятельствами и др., соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принцами Sb. Форма проявления — агрессия (в сочетании с гневом).

ПРЕЗРЕНИЕ -“—” ЭС в межличностных отношениях — несходство взглядов, позиций, чувств Ob c Sb.

ГНЕВ — “—“ ЭС в форме аффекта, вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для Sb потребности.

СТРАХ -“—” ЭС связанное с получением информации об угрозе жизни, благополучию или воображаемой опасности.

СТЫД -“— “ ЭС — осознание несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности, не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям об этом.

 

 

IV. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ:

 

КОРА БП, ПОДКОРКА, ГИПОТАЛАМУС, СТВОЛОВАЯ ЧАСТЬ МОЗГА, 2 СС.

Чтобы возникло чувство — необходимо изменение во внешнем мире; внутри связи субъектно-объектных отношениях. Пример с приобретением какой-либо вещи, имеющей различную значимость для разных людей.

Физиологические процес­сы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции мо­гут появиться также и в результате внутренних раздражении, возника­ющих в организме.

КОРА БП, ПОДКОРКА — действует ЗАКОН ИРРАДИАЦИИ, т.е. возбуждение распространяется по принципу кругов на воде после брошенного камня. В подкорке находятся центры систем организма (пищеварительные, сердечно — сосудистые).

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка пере­дается в центральную нервную сис­тему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда импульсы идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообраз­ные изменения в жизнедеятельности организма: учащения сокращений сердца при неожиданных раздражи­телях, перехватывание дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущений.

7 стр., 3167 слов

Гомеостаз и стресс-реакция организма

... (клеточного ядра), а в многоклеточном организме - обеспечение надёжности центральных аппаратов регуляции (мозга). Адаптационной деятельностью организма человека и высших животных управляют генетические программы, ... определения тактики анестезии и интенсивной терапии. 2. Стресс-реакция организма на повреждение Жизнь организма представляет собой непрерывную цепь адаптационных изменений, направленных ...

Аффект торможение коры: (одновременно отрицательная индукция) — при алкогольном или наркотическом опьянении, корковые параличи (патология при хроническом злоупотреблении) поведение становится неуправляемо.

СТВОЛОВАЯ ЧАСТЬ МОЗГА. Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет рети­кулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору го­ловного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение. (Раздражение, усталость, релаксация).

В 50-е годы физиологами (Олдс, Милнер) — открыты так называемые ЦЕНТРЫ УДОВОЛЬСТВИЯ, ЦЕНТРЫ НЕУДОВОЛЬСТВИЯ — В ГИПОТАЛАМУСЕ И СТВОЛОВОЙ ЧАСТИ МОЗГА.

Центры удовольствия, неудовольствия имеют различное устройство. Центры страдания связаны в ЕДИНУЮ систему (отрицательные эмоции переживаются как нечто сходное).

Центры удовольствия НЕ СВЯЗАНЫ между собой. Удовольствия переживаются различно. (Поэтому трудно снимается зависимость от наркотиков, алкоголя…).

“Заставить человека плакать гораздо легче, чем смеяться. Люди плачут по сходным причинам, а смеются по очень разным”.

Мы очень часто испытываем одновременно двойственные (АМБИВАЛЕНТНЫЕ) чувства — по закону иррадиации связь между центрами удовольствия и неудовольствия. (Люблю и ненавижу одновременно).

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Они приобретают зна­чение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются ха­рактер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмо­циональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

 

IV. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных прояв­лениях личностиможно выделить три сферы:ее органи­ческую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как:

1. органическую (аффективно-эмоцио­нальную) чувствительность

2. предметные чувства

3. мировоззренческие чувства.

К АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙчувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимуще­ственно связанные с удовлетворением органических потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЧУВСТВАсвязаны с обладанием опре­деленными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эс­тетические. Они проявляются в восхищении одними пред­метами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Материальные –чувства, связанные с обладанием определенными предметами искусства, мебели (антиквариат), техники (определенного класса автомобиль) и т.п.

6 стр., 2542 слов

Понятие стресса, адаптация человека к стрессу

... когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия. Устойчивость человека к возникновению различных ... нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрес­сивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной актив­ности”. Платой за это ...

Интеллектуальные —чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и науч­ной работы, а также творческой деятельности в различных видах ис­кусства, науки и техники.

Эстетические — это чувства, возникающие у человека в свя­зи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потреб­ностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвы­шенного или низменного и т. д.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЧУВСТВА или НРАВСТВЕННЫЕ —чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с миро­воззрением человека, социальным событиям, его мыслями, идеями, нравственным категориям и ценностям, принципами и традиция­ми.

Все чувства можно разделить на стенические и астенические.

СТЕНИЧЕСКИЕ чувства — это чувства, активизирующие деятельность человека.

АСТЕНИЧЕСКИЕ чувства — это чувства, вызывающие пассивность.

И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

 

V. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: ак­тивность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфо­рию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состоя­ния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

6) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.

VI. СТРЕСС И ФРУСТРАЦИЯ.

Одним из наиболее распространенных в наши дни ви­дов аффектов является стресс.Он представляет собой со­стояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влия­ние не только на психологическое состояние, но и на фи­зическое здоровье человека. Они представляют собой глав­ные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания же­лудочно-кишечного тракта.

СТРЕСС — (в пер. с англ. — давление, на­жим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомо­гание, нужда) — обозначение суммы всех сил (независимо от их природы), действующих против равновесных состояний организма.

 

Ганс Селье изучавший стресс, ввел понятие “общий адаптационный синдром”.

11 стр., 5048 слов

Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

... отклик; 3. настроение; 4. конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустация; 5. высшие эмоции-чувства. Настроение - эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тон его жизнедеятельности. Стресс - тотальная мобилизация сил организма на ...

Адаптационный — способствует приобретению состояния привычки и поддерживает это состояние.

Синдром — отдельные проявления координированы и отчасти взаимозависимы.

Факторы, вызывающие эти стереотипные реакции, названы стрессорами, а состояние организма, вызываемое их действием — реакцией стресс. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значе­ния, приятна или неприятна ситуация, с которой мы стол­кнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройкеили в адаптации. В качестве примера уче­ный приводит волнующую ситуацию: мать, которой сооб­щили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя ока­жется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

 

Стресс по своему характеру является синдромом специфическим, а по происхождению — неспецифическим.

По словам Ганса Селье, стресс есть неспецифи­ческий(т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование,который помогает ему приспособиться к возникшей трудно­сти, справиться с ней.

Специфический характер — определяется совокупностью постоянных проявлений. Важнейшие из них: увеличение коркового слоя надпочечников (отсюда — увеличение количества адреналина), возникновение язв желудка, кишечного тракта, инфаркт. Стресс и сердечные инфаркты — проблема современного общества.

Само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъектив­ных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.

СТАДИИ СТРЕССА:

Тревоги.

Сопротивления.

Истощения.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие «Фрустрация».Сам термин в переводе с латинского означает — обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как

напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватыва­ют человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исход­ной мотивацией новую, защитную мотивацию, направлен­ную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию яв­ляется возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная ре­акция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро пе­реходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии. Следствием стереотипизации ... Позже - и задача подавления недопустимых эмоций. Когда эмоции раскочегарены, контроль эмоций является уже задачей их подавления. ... и отвлекать себя от ненужного. - Развитость мимики, тренированность мимики и жестов, использование богатого набора тембров голоса. ...

 

 

VII. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТРЕССА

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических меха­низма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался ин­тенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая до­минанта, которая подчиняет себе всю деятельность орга­низма, все поступки и помыслы человека. Значит, для ус­покоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кино­фильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивает­ся особая цепная реакция — возбуждается одна из глубин­ных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу — гипофиз — выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ).

Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стрес­са), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно

“выскакивает” из груди при страхе, волнении, гневе), кро­вяное давление повышается (вот почему может разболеть­ся голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание).

В эту фазу подготавливаются условия для интен­сивной мышечной нагрузки. Но современный человек в от­личие от первобытного вслед за стрессом обычно не пуска­ет в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной систе­ме, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкульту­ра, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохра­няет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился бла­гополучно и какая-то потребность так и осталась неудов­летворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь про­должают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправда­ния для своего обидчика. Можно выделить различные спо­собы снижения значимости конфликта. Первый из них мож­но охарактеризовать словом «зато». Суть его — суметь из­влечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Вто­рой прием успокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще боль­шим горем («а другому — гораздо хуже»), позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому это­го мне не надо».

4 стр., 1764 слов

Эмоции стресс и психологическое здоровье

... перечисленными факторами; все эти факторы опосредованы процессом психологической регуляции. 3. Влияние стресса на психологическое здоровье человека Психологическое здоровье – это важный компонент в развитии личности, именно ... К.К. Платонов, В. С. Мерлин, Ю. Е. Сосновикова. 1. Теоретические основы изучения эмоций Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем ...

Один из лучших способов успокоения — это общение с близким человеком, когда можно,

во-первых, как гово­рят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения;

во-­вторых, переключиться на интересную тему;

в-третьих, со­вместно отыскать путь к благополучному разрешению кон­фликта или хотя бы к снижению его значимости.

VIII. ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИИ ЖИВОТНЫХ.

ОБЩЕЕ — По общим физиологическим механизмам, по проявлению — во многом наблюдается сходство — чувство голода, радость, страх, злость, особенно у детей и детенышей.

ОТЛИЧИЯ – чувства и эмоции человека контролируются РАЗУМОМ и проявляются по социально-историческим законам.

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ.

1. Изменение деятельности внутренних органов (прилив или отлив крови к лицу).

2. Изменение гуморального характера (изменение химизма крови, обмена веществ).

3. Внешнее выражение (мимика, пантомимика).

4. Изменение в речи человека — так называемая “голосовая мимика” (перестройка синтаксического характера, запинки, заикание, особая гладкость речи, интонационные изменения и т. д.).

Ч. Дарвин в своей знаменитой книге “Выражение эмоций у человека и животных“ 1872 г. особую роль отводил мимике и жестам. Он показал, что внешнее выражение чувств по своему происхождению (генетически) связаны с инстинктивным проявлением у животных.

Например, нас что-то разгневало. Человек стискивает кулаки, напрягает мышцы, чуть приседает, краснеет, в голосе появляются басовые или визгливые нотки и т.д. Эти выразительные движения — рудимент инстинктивных действий наших животных предков. Так называемая информация — “иду на вы!” (у обезьяны, напр.).

Уолтер Кеннон (амер. врач-психотерапевт — начало 20 в.) обнаружена зависимость эмоций от выделения из надпочечников — АДРЕНАЛИНА. Если вспрыснуть адреналин — эмоций не будет.

У ЧЕЛОВЕКА ярко выраженная связь I СС и II СС. Система выразительных движений более непосредственна и однозначна при эмоциях I СС, чем сложная интеллектуальная или моральная проблема — II СС. Пример – ощущения и осознание оскорбления своего «Я» в ситуации «Захлопнулась дверь перед носом”.

Внешние выразительные движения человека — ЯЗЫК ЧУВСТВ — социально — историческое явление, а не биологическое. Например:

а) Регуляция внешних выразительных движений — ЙОГИ умеют управлять или подавлять ощущения вообще — голод, жара, холод, гнев. Основным компонентом регуляции эмоций и чувств – мотивация, самоконтроль (воля), воспитание.

б) Мимика и пантомимика – у различных народов разнообразна, и даже противоположна: бесстрастность северных народов, и наоборот – у южных народов выразительная мимика и активная жестикуляция. Эмоциональное подкрепление — жесты — да и нет (Болгария).

г) Зависимость от моды — экспрессия — конец 17 — 18 в. среди дворян (мужчины плакали, женщины — падали в обморок).