Характер нарушений и заболеваний слабовидящих

ВВЕДЕНИЕ

Адаптивный спорт — это уникальная возможность людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) реализовать свои умения в спорте среди множества других людей. Адаптивный спорт помогает людям с ОВЗ почувствовать смысл жизни, узнать концентрацию её активности и необходимости, заставляет поверить их в свои силы и возможности, в свои умения и навыки, а также стимулирует к развитию новых навыков и умений.

В современном мире около 40 миллионов слепых и 250 миллионов слабовидящих людей, а в России около 220 тыс. слабовидящих, и из них полностью слепы около 100 тысяч человек (интернет источник: http://
www.electrosonar.ru, 2009) И лишь немногие из них занимаются адаптивным спортом, благодаря которому возможно развитие таких качеств как: координация, скорость, сила, выносливость, реакция. Так же благодаря занятиям спорту человек ОВЗ (в нашем рассмотренном случае – с нарушением зрения) интегрируется в общество и становиться важной его частью. Но самым важным качеством в жизни слепого или слабовидящего человека является всё-таки координация (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: бег, прыжки (в длину, высоту), метания (диск, копье и толкание ядра) и легкоатлетическое многоборье. Один из основных и наиболее массовых видов спорта. В Паралимпийские Игры легкая атлетика была включена с 1960 года. В легкоатлетических состязаниях принимают участие спортсмены с самыми разнообразными нарушениями здоровья. Проводятся состязания колясочников, ампутантов, глухих, слепых. Причем, последние действуют в связке с наводящим. Атлеты соревнуются согласно их функциональным классификациям. (программа спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика спорт слепых, г. Тюмень, 2015г)

Поэтому мы рассмотрим в нашей работе развитие координации людей с нарушениями зрения при занятии лёгкой атлетики в адаптивном спорте.

Человеческий глаз, приспособившийся к рецепции свето­вой энергии, обладает замечательной способностью ориен­тироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещенности. В то же время зрительный анализатор об­ладает необыкновенно высокой чувствительностью. Зри­тельные рецепторы являются наиболее совершенными де­текторами света. Для возникновения светового ощущения необходимо всего лишь несколько квантов, и если бы можно было создать идеальные условия для восприятия (абсолют­но прозрачный воздух и др.), то человек мог бы видеть горя­щую свечу на расстоянии около 27 000 м (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, 1998).

10 стр., 4917 слов

Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека

... Ведь мастера большого спорта - это порою отчаянные люди, буквально сметающие все препятствия ... стимуляторами достигла апогея — Федерация тяжелой атлетики объявила пожизненную дисквалификацию за первое же ... на пути к пьедесталу. В самом начале испытания чистого эритропоэтина, до получения окончательных рекомендаций по применению, его жертвами стали около ...

Поэтому мы делаем вывод, что зрительный анализатор, как средство координационных способностей человека является самым значимым. Поэтому так важно развивать у людей с нарушениями зрения их координационные способности, компенсировать утрату зрения через другие чувствительные анализаторы.

Как утверждают многие авторы, адаптивный спорт есть средство реабилитации и социальной адаптации. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются наиболее эффективными средствами реабилитации инвалидов, интеграции их в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, расширяют круг общения, способствуют появлению новых друзей и новых интересов, позволяют максимально раскрыть физические и духовные возможности инвалидов (программа спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика спорт слепых, г.Тюмень, 2015г).

Поэтому, отметим, что практическим значением нашей работы будет привлечение детей с нарушением зрения в адаптивный спорт, и развитие их навыков координации средствами занятий лёгкой атлетикой.

А теоретическим значением нашей работы является дополнение в раздел теории адаптивной физической культуры «Адаптивный спорт для лиц с нарушением слуха», а также раздел «реабилитация лиц с нарушением слуха при помощи адаптивного спорта».

Объект исследования: адаптивный спорт для лиц с нарушениями зрения.

Предмет исследования: развитие координации у лиц с нарушениями зрения при занятии лёгкой атлетикой в адаптивном спорте.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИХ НАВЫКОВ В Л/А.

Большое значение для развития личности имеет время наступление слепоты, а так же его глубина (тотальная, парциальная слепота, слабовидение).

Временные параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорождённые и ослепшие. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньше оказывается аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления (Земцова М.И. Пути компенсации слепоты, 1956г).

 

Характер нарушений и заболеваний слабовидящих

Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считаются людей, имеющих остроту зрения от 0.2 до 0.6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу).

К данной категории относятся люди со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а так же с нарушениями центрального и периферического зрения и др. (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

Рассмотрим каждую из этих болезней.

3 стр., 1087 слов

II. Характеристика детей с нарушением темпа психического развития.

... отсутствует ухудшение). Отмечается негрубое нарушение познавательной деятельности, нарушение поведения и адаптации, отличается способностью компенсации и обратимому развитию в условиях специального обучения ... неврологические расстройства, задержка речевого развития. В школьном возрасте отмечается задержка формирования навыков письма, чтения. Нарушения поведения, наблюдаются трудности социализации. ...

Близорукость (миопия) – это вид оптического устройства глаза человека, когда фокус изображения предмета не попадает на сетчатку, а находится перед ней. Т.е. оптика преломляет свет сильнее, чем это необходимо, и он фокусируется до сетчатки, которая воспринимает изображение. Средний размер глаза человека в длину от роговицы до центра сетчатки составляет 23,5 мм. Близорукий глаз больше нормы на 1-2-3-5-7 мм, а, иногда, и более. Каждый прирост глаза на 1 мм в длину добавляет глазу 3,0 диоптрии миопии (http://www.vseozrenii.ru/glaznye-bolezni/blizorukost/).

Дальнозоркость (гиперметропия) – патология рефракции глаза, для которой характерно формирование изображения предметов за сетчаткой глаза. При дальнозоркости глазная ось значительно укорочена либо наблюдается слабая преломляющая сила роговицы. В молодом возрасте хрусталик глаза способен приспособиться и аккомодировать ресурсы глаза, чтобы увеличить оптическую силу. В старшем возрасте это невозможно, поскольку ресурсы глаза постепенно исчерпываются, следовательно, симптомы дальнозоркости прогрессируют. Слабая дальнозоркость – это до +2 диоптрий, средняя дальнозоркость – это до +5 диоптрий, а сильная дальнозоркость – это более +5 диоптрий ).

Косоглазие – постоянное или периодическое отклонение зрительной оси глаза от точки фиксации, что приводит к нарушению бинокулярного зрения. Косоглазие проявляется внешним дефектом – отклонением глаза/глаз к носу или виску, вверх или вниз. Кроме этого у пациента с косоглазием могут отмечаться двоение в глазах, головокружения и головные боли, снижение зрения, амблиопия. В детской офтальмологии косоглазие (гетеротропия или страбизм) встречается у 1,5-3% детей, с одинаковой частотой у девочек и мальчиков. Как правило, косоглазие развивается в 2-3-летнем возрасте, когда формируется содружественная работа обоих глаз; однако, может встречаться и врожденное косоглазие. Косоглазие является не только косметическим дефектом: это заболевание приводит к нарушению работы практически всех отделов зрительного анализатора и может сопровождаться рядом зрительных расстройств (http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/ophthalmology/strabismu).

Астигматизм – это нарушение рефракции, вызванное изменением формы роговицы или хрусталика, в результате которого происходит расфокусировка лучей света, проходящих через органы зрения. Здоровый глаз имеет роговицу и хрусталик в форме правильного шара. Если по каким-то причинам форма этих частей органов зрения изменена, то изображение, фокусирующее на сетчатке, образуется не в одном месте, а сразу в нескольких точках. В результате, человек видит окружающие его предметы нечетко. В офтальмологии выделяют различные виды астигматизма. Существует несколько видов классификации по разным признакам. Так, в зависимости от того, какая часть глаза имеет измененную форму, выделяют два типа заболевания: роговичный и хрусталиковый. В зависимости от рефракции меридиан (плоскостей) глаза, выделяют следующие виды астигматизма: Прямой — при этом нарушении большее преломление отмечается по вертикальной плоскости. Эта разновидность заболевания чаще бывает врожденной. Обратный- в этом случае максимальное преломление происходит по горизонтальному меридиану. По косым осям — эта разновидность заболевания чаще бывает приобретенной. Астигматизм классифицируют еще и по степени нарушения зрения. Физиологическое нарушение, при котором нарушение находится в пределах одной диоптрии и патологическое нарушение, которое причиняет человеку существенный дискомфорт (http://poglazam.ru/astigmatizm/astigmatizm-glaz.html).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

Амблиопия снижение остроты зрения, которое не поддается оптической коррекции. Данная патология может возникать без видимой причины или при неудовлетворительных условиях для функционирования сетчатки. Суть амблиопии, как проявления мозговой деятельности заключается в корковом торможении. Этот процесс обусловлен стремлением исключить из зрительного процесса тот глаза, который плохо видит. Чаще всего подобное решение принимается для предупреждения диплопии — раздвоения в глазах (http://vashnevrolog.ru/zrenie/ambliopiya-glaza-izuchenie-prichin-varianty-lecheniya-i-profilaktiki.html).

Нистагм повторяющееся, неконтролируемое, колебательное и быстрое движение глазных яблок. Его развитие может быть обусловлено самыми различными факторами местного или центрального генеза. Он может появляться у здоровых людей, например, при стремительном вращении туловища или при наблюдении за быстро передвигающимися предметами; или же быть симптомом заболевания внутреннего уха, зрительной системы или поражения головного мозга различного происхождения. При различных заболеваниях этот симптом практически всегда сопровождается значительным ухудшением остроты зрения (http://www.tiensmed.ru/news/
nistagm-ab1.html).

Микрофтальм – уменьшение размера глаза. Микрофтальм может быть связан с врожденными аномалиями или быть приобретенным заболеванием. Врожденных микрофтальм чаще всего провоцируется наследственными аномалиями и генетическими мутациями, также имеют место и внутриутробные влияния. Семейный характер микрфтальма является подтверждением наследственной теории развития данного состояния. Мутантный ген обычно является доминантным, но иногда имеются и рецессивные пути передачи дефекта. Приобретенный микрофтальм связан с влияние факторов, которые ингибируют рост глазного яблока в раннем детстве. Также негативное влияние на рост глаза может оказывать рентгеновское излучение, направленное на глаз или область орбиты (http://mosglaz.ru/blog/item/1266-mikroftalm.html).

 

Характер нарушений и заболеваний слепых

 

Слепота бывает врождённой и приобретенной. Врождённая слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретённая слепота развивается после перенесённых глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазных яблок, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

Любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зритель­ный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникнове­ние зрительной депривации.Понимая депривацию как со­стояние недостаточности удовлетворения определенной потребности, зрительную депривацию современная наука определяет как состояние недостаточного удовлетворения потребности зрительной. Современными исследованиями доказано отрицательное влияние депривации, в том числе и зрительной, на состояние корковых отделов головного мозга. Таким образом, любое нарушение зрения, приводя­щее к возникновению депривации, следует рассматривать как нарушение не периферического, а центрального (кор­кового) порядка (Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Охраняем и развиваем зрение, 2002).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

Рассмотрим отдельно каждую из вышеупомянутых болезней.

Глаукома — заболевание глаз, среди признаков которого главнейшим является повышение внутриглазного давления (ВГД), приводящее к ухудшению зрения вплоть до полной слепоты (при неблагоприятном течении и неправильном лечении либо при отсутствии такового).

Одной из наиболее частых причин возникновения слепоты во всем мире является заболевание, которое называется глаукомой. Болезнь чаще развивается после 40–45 лет и отмечается в среднем у 1–1,5 % от общего числа больных с различными заболеваниями глаз. По данным профессора В. В. Волкова (2002 г.), в развитых странах каждый шестой слепой человек потерял зрение от глаукомы. В нашей стране около полутора миллионов человек на сегодняшний день находятся под угрозой слепоты в связи с тяжелыми формами этого заболевания. Термин «глаукома» происходит от греческого слова «глаукос», что означает «зеленый»; название это объясняется тем, что при остром приступе заболевания зрачок кажется желтовато-зеленым. Народное название глаукомы – «зеленая вода». С конца XIX века стало общепринятым положением, что «глаукома есть больной глаз в больном организме». Тогда же стали связывать это заболевание с эндокринными нарушениями, склеротическими изменениями в сосудах и физико-химическими изменениями крови. Явная связь возникновения глаукомы с различными психическими факторами (стрессами, сильными потрясениями) служит обоснованием для того, что глаукома считается недугом, развитие которого находится в неразрывной связи с состоянием нервной системы (Рудницкий Л.В. Глаукома и катаракта: лечение и профилактика, 2016)

Трахома — хроническое инфекционное воспаление слизистой оболочки глаз (обычно обоих), характеризующееся утолщением ее ткани с образованием особых зерен (так называемых фолликулов) и последующим их рубцеванием. Заражение трахомой происходит при переносе вируса с выделением из глаз больного в глаза здорового человека через руки, общие полотенца, платки, подушки, тазы для умывания и другие предметы общего пользования. Решающую роль в распространении трахомы играют социально-бытовые условия, низкий экономический и культурный уровень населения, антисанитария, отсутствие гигиенических навыков, скученность (Александров А.П. и др., Популярная медицинская энциклопедия, 1964).

Кератит – это воспалительное заболевание роговой оболочки глаза различной природы, при котором роговица мутнеет, что приводит к нарушению зрения вплоть до полной слепоты. Характер протекания заболевания и тяжесть последствий кератита зависит от общего иммунитета больного. Кератиты бывают эндогенные (глубокие; воспаление внутренних слоев роговицы) и экзогенные (поверхностные; поражается верхний слой роговой оболочки глаза) в зависимости от причины появления заболевания. В зависимости от места локализации воспаления кератиты делят на центральные и периферические, диффузные и ограниченные. По форме очага воспаления кератиты разделяют на древовидные, монетовидные и точечные (http://moezrenie.com/bolezni/zabolevaniya-rogovitsy/keratit-glaza.html).

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние ... воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств воспринимают похожие предметы более ускоренно, в ...

Исходя из вышесказанного мы делаем вывод, что слепой человек намного сложнее адаптируется к миру и восприятие окружающего значительно тяжелее чем у слабовидящего человека. А значит и развитие навыков координации требует большого времени и сил.

 

Особенности психо-физиологического развития

 

В развитии навыков, позволяющих людям с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве, есть ряд психо-физиологических особенностей, которые необходимо знать и учитывать в тренировочной деятельности.

Перед теорией познания и психологией стоит важней­шая задача — установить, «каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное зна­ние становится более полным и более точным»1, выявить общую диалектику процесса познания, его источники и формы, определить, какие системы обеспечивают адек­ватное отражение мира и какие последствия влечет за со­бой их нарушение. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительнос­ти входят в состав чувственного познания, разные уровни которого — ощущение, восприятие и представление — образуют его структуру. Состав и структура чувственного познания характеризуют сенсорную организацию челове­ка. Сенсорная организация сложилась в процессе общест­венно-исторического развития человека и целиком отра­жает образ его жизни и характер деятельности (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, 1998).

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребёнка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребёнок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, появляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

Рассмотрим важные особенности в четырёх сферах психического развития детей с нарушениями зрения: внимание, память, восприятие, мышление.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений).

Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведёт к расторможенности – низкому объёму внимания, хаотичности, т.е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Воспитание внимания и формирование внимательности осуществляется на той же основе и теми же способами, что и у нормально видящих детей (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

4 стр., 1695 слов

Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

... возраста? Ответ на этот вопрос составляет цель исследования. Объект исследования – процесс развития восприятия детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – серия эффективных приемов. Задачи исследования. 1. ... и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так как именно в образах, чувственных и умственных проявляется результат ...

Запоминаниев различных его видах — осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное — являет­ся важнейшим процессом памяти, и от уровня его разви­тия в прямой зависимости находится успешность дея­тельности человека. Известно, что физиологическим механизмом процесса запоминания является образование временных нервных связей. Успешность образования нервных связей зависит от скорости выработки и дифференцировок между раздра­жителями и количества подкреплений. Рассматривая особенности высшей нервной деятельнос­ти слепых, мы уже отмечали, что при нарушениях зрительных функций наблюдается замедленное по сравнению с нор­мой образование временных связей и замедленная выработ­ка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, на­рушая соотношение основных процессов — возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции, отри­цательно влияют на скорость запоминания (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, 1998).

У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия , не влияя на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятия. Объём внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия – осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал.

Мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира (Солнцева Л.И., Тифлопсихология детства, 2000).

Полная или частичная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чув­ственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллекту­ального развития. Однако отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свой­ства и отношения движущейся материи — плотность, вес, форма, величина, удаленность, одновременность или после­довательность событий и т. д. — с достаточной полнотой от­ражаются сохранными анализаторными системами: осяза­нием, слухом, обонянием и др. Развиваясь на основе осязательных, слуховых, а в некоторых случаях (имеются в виду частичнозрячие и слабовидящие) и зрительных воспри­ятий, мышление оказывает на них обратное влияние (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, 1998).

 

5 стр., 2107 слов

Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции ...

... способны выделять фигуру из фона; Слабовидящие – при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ... в процессе коррекционного обучения и воспитания. Классификация нарушений зрительных функций у детей. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при ...