Характер нарушений и заболеваний слабовидящих

ВВЕДЕНИЕ

Адаптивный спорт — это уникальная возможность людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) реализовать свои умения в спорте среди множества других людей. Адаптивный спорт помогает людям с ОВЗ почувствовать смысл жизни, узнать концентрацию её активности и необходимости, заставляет поверить их в свои силы и возможности, в свои умения и навыки, а также стимулирует к развитию новых навыков и умений.

В современном мире около 40 миллионов слепых и 250 миллионов слабовидящих людей, а в России около 220 тыс. слабовидящих, и из них полностью слепы около 100 тысяч человек (интернет источник: http://
www.electrosonar.ru, 2009) И лишь немногие из них занимаются адаптивным спортом, благодаря которому возможно развитие таких качеств как: координация, скорость, сила, выносливость, реакция. Так же благодаря занятиям спорту человек ОВЗ (в нашем рассмотренном случае – с нарушением зрения) интегрируется в общество и становиться важной его частью. Но самым важным качеством в жизни слепого или слабовидящего человека является всё-таки координация (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: бег, прыжки (в длину, высоту), метания (диск, копье и толкание ядра) и легкоатлетическое многоборье. Один из основных и наиболее массовых видов спорта. В Паралимпийские Игры легкая атлетика была включена с 1960 года. В легкоатлетических состязаниях принимают участие спортсмены с самыми разнообразными нарушениями здоровья. Проводятся состязания колясочников, ампутантов, глухих, слепых. Причем, последние действуют в связке с наводящим. Атлеты соревнуются согласно их функциональным классификациям. (программа спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика спорт слепых, г. Тюмень, 2015г)

Поэтому мы рассмотрим в нашей работе развитие координации людей с нарушениями зрения при занятии лёгкой атлетики в адаптивном спорте.

Человеческий глаз, приспособившийся к рецепции свето­вой энергии, обладает замечательной способностью ориен­тироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещенности. В то же время зрительный анализатор об­ладает необыкновенно высокой чувствительностью. Зри­тельные рецепторы являются наиболее совершенными де­текторами света. Для возникновения светового ощущения необходимо всего лишь несколько квантов, и если бы можно было создать идеальные условия для восприятия (абсолют­но прозрачный воздух и др.), то человек мог бы видеть горя­щую свечу на расстоянии около 27 000 м (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, 1998).

10 стр., 4917 слов

Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека

ТЕМА 2. Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека Есть в мировом спорте то, что радует всех без исключения. Немыслимые голы, фантастические рекорды скорости, восхитительная пластика, сводящая с ума мощь — все это является бесспорным украшением спорта, радуя сердца болельщиков и привлекая их на стадионы. Есть и не столь однозначно любимые явления — например, многие хоккейные ...

Поэтому мы делаем вывод, что зрительный анализатор, как средство координационных способностей человека является самым значимым. Поэтому так важно развивать у людей с нарушениями зрения их координационные способности, компенсировать утрату зрения через другие чувствительные анализаторы.

Как утверждают многие авторы, адаптивный спорт есть средство реабилитации и социальной адаптации. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются наиболее эффективными средствами реабилитации инвалидов, интеграции их в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, расширяют круг общения, способствуют появлению новых друзей и новых интересов, позволяют максимально раскрыть физические и духовные возможности инвалидов (программа спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика спорт слепых, г.Тюмень, 2015г).

Поэтому, отметим, что практическим значением нашей работы будет привлечение детей с нарушением зрения в адаптивный спорт, и развитие их навыков координации средствами занятий лёгкой атлетикой.

А теоретическим значением нашей работы является дополнение в раздел теории адаптивной физической культуры «Адаптивный спорт для лиц с нарушением слуха», а также раздел «реабилитация лиц с нарушением слуха при помощи адаптивного спорта».

Объект исследования: адаптивный спорт для лиц с нарушениями зрения.

Предмет исследования: развитие координации у лиц с нарушениями зрения при занятии лёгкой атлетикой в адаптивном спорте.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИХ НАВЫКОВ В Л/А.

Большое значение для развития личности имеет время наступление слепоты, а так же его глубина (тотальная, парциальная слепота, слабовидение).

Временные параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорождённые и ослепшие. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньше оказывается аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления (Земцова М.И. Пути компенсации слепоты, 1956г).

8 стр., 3853 слов

Дети с нарушениями зрения Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколь­ко групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учеб­ного материала и ориентации в пространстве, В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы: а) слепые и практически слепые (так ...

 

Характер нарушений и заболеваний слабовидящих

Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считаются людей, имеющих остроту зрения от 0.2 до 0.6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу).

К данной категории относятся люди со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а так же с нарушениями центрального и периферического зрения и др. (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

Рассмотрим каждую из этих болезней.

Близорукость (миопия) – это вид оптического устройства глаза человека, когда фокус изображения предмета не попадает на сетчатку, а находится перед ней. Т.е. оптика преломляет свет сильнее, чем это необходимо, и он фокусируется до сетчатки, которая воспринимает изображение. Средний размер глаза человека в длину от роговицы до центра сетчатки составляет 23,5 мм. Близорукий глаз больше нормы на 1-2-3-5-7 мм, а, иногда, и более. Каждый прирост глаза на 1 мм в длину добавляет глазу 3,0 диоптрии миопии (http://www.vseozrenii.ru/glaznye-bolezni/blizorukost/).

Дальнозоркость (гиперметропия) – патология рефракции глаза, для которой характерно формирование изображения предметов за сетчаткой глаза. При дальнозоркости глазная ось значительно укорочена либо наблюдается слабая преломляющая сила роговицы. В молодом возрасте хрусталик глаза способен приспособиться и аккомодировать ресурсы глаза, чтобы увеличить оптическую силу. В старшем возрасте это невозможно, поскольку ресурсы глаза постепенно исчерпываются, следовательно, симптомы дальнозоркости прогрессируют. Слабая дальнозоркость – это до +2 диоптрий, средняя дальнозоркость – это до +5 диоптрий, а сильная дальнозоркость – это более +5 диоптрий ).

Косоглазие – постоянное или периодическое отклонение зрительной оси глаза от точки фиксации, что приводит к нарушению бинокулярного зрения. Косоглазие проявляется внешним дефектом – отклонением глаза/глаз к носу или виску, вверх или вниз. Кроме этого у пациента с косоглазием могут отмечаться двоение в глазах, головокружения и головные боли, снижение зрения, амблиопия. В детской офтальмологии косоглазие (гетеротропия или страбизм) встречается у 1,5-3% детей, с одинаковой частотой у девочек и мальчиков. Как правило, косоглазие развивается в 2-3-летнем возрасте, когда формируется содружественная работа обоих глаз; однако, может встречаться и врожденное косоглазие. Косоглазие является не только косметическим дефектом: это заболевание приводит к нарушению работы практически всех отделов зрительного анализатора и может сопровождаться рядом зрительных расстройств (http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/ophthalmology/strabismu).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Астигматизм – это нарушение рефракции, вызванное изменением формы роговицы или хрусталика, в результате которого происходит расфокусировка лучей света, проходящих через органы зрения. Здоровый глаз имеет роговицу и хрусталик в форме правильного шара. Если по каким-то причинам форма этих частей органов зрения изменена, то изображение, фокусирующее на сетчатке, образуется не в одном месте, а сразу в нескольких точках. В результате, человек видит окружающие его предметы нечетко. В офтальмологии выделяют различные виды астигматизма. Существует несколько видов классификации по разным признакам. Так, в зависимости от того, какая часть глаза имеет измененную форму, выделяют два типа заболевания: роговичный и хрусталиковый. В зависимости от рефракции меридиан (плоскостей) глаза, выделяют следующие виды астигматизма: Прямой — при этом нарушении большее преломление отмечается по вертикальной плоскости. Эта разновидность заболевания чаще бывает врожденной. Обратный- в этом случае максимальное преломление происходит по горизонтальному меридиану. По косым осям — эта разновидность заболевания чаще бывает приобретенной. Астигматизм классифицируют еще и по степени нарушения зрения. Физиологическое нарушение, при котором нарушение находится в пределах одной диоптрии и патологическое нарушение, которое причиняет человеку существенный дискомфорт (http://poglazam.ru/astigmatizm/astigmatizm-glaz.html).

Амблиопия снижение остроты зрения, которое не поддается оптической коррекции. Данная патология может возникать без видимой причины или при неудовлетворительных условиях для функционирования сетчатки. Суть амблиопии, как проявления мозговой деятельности заключается в корковом торможении. Этот процесс обусловлен стремлением исключить из зрительного процесса тот глаза, который плохо видит. Чаще всего подобное решение принимается для предупреждения диплопии — раздвоения в глазах (http://vashnevrolog.ru/zrenie/ambliopiya-glaza-izuchenie-prichin-varianty-lecheniya-i-profilaktiki.html).

5 стр., 2321 слов

Заболевания ЭПНС

Заболевания экстрапирамидной нервной системы (гиперкинезы) Классификация экстрапирамидных расстройств включает как экстрапирамидные синдромы, так и экстрапирамидные заболевания, к которым относят болезни, избирательно поражающие базальные ганглии и преимущественно проявляющиеся экстрапирамидными синдромами. Основные экстрапирамидные синдромы делятся на гипокинетические (паркинсонизм) и ...

Нистагм повторяющееся, неконтролируемое, колебательное и быстрое движение глазных яблок. Его развитие может быть обусловлено самыми различными факторами местного или центрального генеза. Он может появляться у здоровых людей, например, при стремительном вращении туловища или при наблюдении за быстро передвигающимися предметами; или же быть симптомом заболевания внутреннего уха, зрительной системы или поражения головного мозга различного происхождения. При различных заболеваниях этот симптом практически всегда сопровождается значительным ухудшением остроты зрения (http://www.tiensmed.ru/news/
nistagm-ab1.html).

Микрофтальм – уменьшение размера глаза. Микрофтальм может быть связан с врожденными аномалиями или быть приобретенным заболеванием. Врожденных микрофтальм чаще всего провоцируется наследственными аномалиями и генетическими мутациями, также имеют место и внутриутробные влияния. Семейный характер микрфтальма является подтверждением наследственной теории развития данного состояния. Мутантный ген обычно является доминантным, но иногда имеются и рецессивные пути передачи дефекта. Приобретенный микрофтальм связан с влияние факторов, которые ингибируют рост глазного яблока в раннем детстве. Также негативное влияние на рост глаза может оказывать рентгеновское излучение, направленное на глаз или область орбиты (http://mosglaz.ru/blog/item/1266-mikroftalm.html).

 

Характер нарушений и заболеваний слепых

 

Слепота бывает врождённой и приобретенной. Врождённая слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретённая слепота развивается после перенесённых глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазных яблок, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зритель­ный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникнове­ние зрительной депривации.Понимая депривацию как со­стояние недостаточности удовлетворения определенной потребности, зрительную депривацию современная наука определяет как состояние недостаточного удовлетворения потребности зрительной. Современными исследованиями доказано отрицательное влияние депривации, в том числе и зрительной, на состояние корковых отделов головного мозга. Таким образом, любое нарушение зрения, приводя­щее к возникновению депривации, следует рассматривать как нарушение не периферического, а центрального (кор­кового) порядка (Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Охраняем и развиваем зрение, 2002).

Рассмотрим отдельно каждую из вышеупомянутых болезней.

Глаукома — заболевание глаз, среди признаков которого главнейшим является повышение внутриглазного давления (ВГД), приводящее к ухудшению зрения вплоть до полной слепоты (при неблагоприятном течении и неправильном лечении либо при отсутствии такового).

Одной из наиболее частых причин возникновения слепоты во всем мире является заболевание, которое называется глаукомой. Болезнь чаще развивается после 40–45 лет и отмечается в среднем у 1–1,5 % от общего числа больных с различными заболеваниями глаз. По данным профессора В. В. Волкова (2002 г.), в развитых странах каждый шестой слепой человек потерял зрение от глаукомы. В нашей стране около полутора миллионов человек на сегодняшний день находятся под угрозой слепоты в связи с тяжелыми формами этого заболевания. Термин «глаукома» происходит от греческого слова «глаукос», что означает «зеленый»; название это объясняется тем, что при остром приступе заболевания зрачок кажется желтовато-зеленым. Народное название глаукомы – «зеленая вода». С конца XIX века стало общепринятым положением, что «глаукома есть больной глаз в больном организме». Тогда же стали связывать это заболевание с эндокринными нарушениями, склеротическими изменениями в сосудах и физико-химическими изменениями крови. Явная связь возникновения глаукомы с различными психическими факторами (стрессами, сильными потрясениями) служит обоснованием для того, что глаукома считается недугом, развитие которого находится в неразрывной связи с состоянием нервной системы (Рудницкий Л.В. Глаукома и катаракта: лечение и профилактика, 2016)

10 стр., 4603 слов

Как же можно родителям поддержать интерес ребенка к познанию в первые три года?

КАК РАЗВИТЬ ТАЛАНТЫ С ПЕЛЕНОК? (ПСИХОЛОГ О РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА) Бояринцева А.В.   Мозг младенца, с которым родители мало играют, отстает в своем развитии на 20-30% (Университет, Калифорния, США)     Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, интеллектуально развитым, грамотным, эмоционально уравновешенным и личностно проявленным, да еще и с ...

Трахома — хроническое инфекционное воспаление слизистой оболочки глаз (обычно обоих), характеризующееся утолщением ее ткани с образованием особых зерен (так называемых фолликулов) и последующим их рубцеванием. Заражение трахомой происходит при переносе вируса с выделением из глаз больного в глаза здорового человека через руки, общие полотенца, платки, подушки, тазы для умывания и другие предметы общего пользования. Решающую роль в распространении трахомы играют социально-бытовые условия, низкий экономический и культурный уровень населения, антисанитария, отсутствие гигиенических навыков, скученность (Александров А.П. и др., Популярная медицинская энциклопедия, 1964).

Кератит – это воспалительное заболевание роговой оболочки глаза различной природы, при котором роговица мутнеет, что приводит к нарушению зрения вплоть до полной слепоты. Характер протекания заболевания и тяжесть последствий кератита зависит от общего иммунитета больного. Кератиты бывают эндогенные (глубокие; воспаление внутренних слоев роговицы) и экзогенные (поверхностные; поражается верхний слой роговой оболочки глаза) в зависимости от причины появления заболевания. В зависимости от места локализации воспаления кератиты делят на центральные и периферические, диффузные и ограниченные. По форме очага воспаления кератиты разделяют на древовидные, монетовидные и точечные (http://moezrenie.com/bolezni/zabolevaniya-rogovitsy/keratit-glaza.html).

Исходя из вышесказанного мы делаем вывод, что слепой человек намного сложнее адаптируется к миру и восприятие окружающего значительно тяжелее чем у слабовидящего человека. А значит и развитие навыков координации требует большого времени и сил.

 

Особенности психо-физиологического развития

 

В развитии навыков, позволяющих людям с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве, есть ряд психо-физиологических особенностей, которые необходимо знать и учитывать в тренировочной деятельности.

Перед теорией познания и психологией стоит важней­шая задача — установить, «каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное зна­ние становится более полным и более точным»1, выявить общую диалектику процесса познания, его источники и формы, определить, какие системы обеспечивают адек­ватное отражение мира и какие последствия влечет за со­бой их нарушение. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительнос­ти входят в состав чувственного познания, разные уровни которого — ощущение, восприятие и представление — образуют его структуру. Состав и структура чувственного познания характеризуют сенсорную организацию челове­ка. Сенсорная организация сложилась в процессе общест­венно-исторического развития человека и целиком отра­жает образ его жизни и характер деятельности (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, 1998).

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребёнка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребёнок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, появляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

Рассмотрим важные особенности в четырёх сферах психического развития детей с нарушениями зрения: внимание, память, восприятие, мышление.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений).

Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведёт к расторможенности – низкому объёму внимания, хаотичности, т.е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Воспитание внимания и формирование внимательности осуществляется на той же основе и теми же способами, что и у нормально видящих детей (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры, 2007).

Запоминаниев различных его видах — осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное — являет­ся важнейшим процессом памяти, и от уровня его разви­тия в прямой зависимости находится успешность дея­тельности человека. Известно, что физиологическим механизмом процесса запоминания является образование временных нервных связей. Успешность образования нервных связей зависит от скорости выработки и дифференцировок между раздра­жителями и количества подкреплений. Рассматривая особенности высшей нервной деятельнос­ти слепых, мы уже отмечали, что при нарушениях зрительных функций наблюдается замедленное по сравнению с нор­мой образование временных связей и замедленная выработ­ка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, на­рушая соотношение основных процессов — возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции, отри­цательно влияют на скорость запоминания (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, 1998).

У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия , не влияя на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятия. Объём внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия – осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал.

Мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира (Солнцева Л.И., Тифлопсихология детства, 2000).

Полная или частичная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чув­ственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллекту­ального развития. Однако отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свой­ства и отношения движущейся материи — плотность, вес, форма, величина, удаленность, одновременность или после­довательность событий и т. д. — с достаточной полнотой от­ражаются сохранными анализаторными системами: осяза­нием, слухом, обонянием и др. Развиваясь на основе осязательных, слуховых, а в некоторых случаях (имеются в виду частичнозрячие и слабовидящие) и зрительных воспри­ятий, мышление оказывает на них обратное влияние (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, 1998).