Г) Психологическая устойчивость

Вы —

А) Автопилот

Понятие сложное, потому что, ну, короче (растаманы-малчать!).

Особенно необходимо при высотных восхождениях.

Это то, что заставляет (помогает) работать организму правильно, когда ваше сознание его уже не контролирует (кислородное голодание головного мозга).

Например, в беге — это автоматический контроль за наклоном головы, корпуса, выносом и проводкой рук и ног, темпа движения и силы толчка, правильной постановкой стоп и т. д.

В альпинизме это, когда вы просматриваете путь (либо чувствуете его при отсутствии видимости, например, по напряжению мышц), а тело ведет себя правильно — само ставит руки (тяпки), ноги (кошки) и т. д. на зацепы, поддерживает темп и направление движения, правильно вщелкивается в веревку и т. д. (примеры его плохой работы — многочисленные срывы в простых местах на фоне усталости или истощения или в сложных — при перестежках и т. д.)

Простая проверка (не бесспорная) — известно, что алкогольное опьянение вызывается недостатком кислорода в головном мозгу (поэтому ранние этапы горняшки так похожи на тяжкое похмелье-хе-хе).Так вот, ежели вы выпили и «вырубились" — уже не все в порядке: что ничего не помните — это ничего. Ну, ето опять же не бесспорно. Тут главное не увлечься и помнить, что грамотный АпАхмел — залог здоровья, неграмотный же — ведет к запою… Кстати, ежели он нужен, то тоже плохой знак

Тренируется, в основном, практикой — насасывать разный рельеф при большой усталости, большим объемом работы в горах, работой с веревкой и т. п… Важно так же помнить, что при сверхнагрузках автопилот начинает «сбоить», вкратце — может работать, правильно располагая тело на рельефе, но, например, заставлять обходить несуществующую трещину (но это
проблема, скорее, самих сверхнагрузок или их последствий — нарушение передачи сигналов в цепочке от зрительных центров (которые тоже могут «выпадать») к мышцам)

Б) Тактика

Назвался груздем, не будь засранцем
(народная альпинистская поговорка)

11 стр., 5349 слов

Изучение особенностей профилактики и преодоления усталости

... усталость, слабость, нежелание работать ... . Например, ... усталость - 1, средняя усталость - 2, сильная усталость - 3, очень сильная усталость - 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости ... правильно зачеркнутых букв - n n Q= x 100% m психический синдром усталость ... усталости являются - быстрая утомляемость, ухудшение памяти, снижение внимания, беспричинная раздражительность, плохое ...

Ну, тут все просто-вы должны просто спланировать безопасное прохождение маршрута и спуск с него (с учетом погоды, травм, количества участников и т. д.В общем см. список вопросов. Ежели вы не в состоянии оценить свою форму или не знаете насколько быстрее работает (теоретически и практически) на стене тройка, чем двойка, или скажем, насколько быстрее спуск на льду при правильных самовыкрутах, чем проушинах, или какое именно вам нужно снаряжение, для чего и как им пользоваться, или не представляете как попасть на бочки с в. Эльбрус при том, что ботинка не видно (ну и так далее, до бесконечности) — то звиздец вам… Ладно, шучу: ето повод призадуматься.

Живо вспоминаеЦЦа восхождение нашей «дрим тим», закрывающей клетку на подмастерье, на Донгуз через Накру зимой (году в 91 или 2-м).Чего там, 3-ка какая-то — одна веревка на 4-х, железа: 2 закладки и 2 бура (это все не планировалось использовать, но пришлось).Как результат — 5 дней с 2-мя холодными ночеФФками — налицо явный недостаток барахла и недооценка маршрута. Так ходить нельзя. Кстати, сила участников обусловила отсутствие обморожений и травм. И результат.

Вообще, простые комбинированные и скальные маршуты зимой часто более трудны, чем сложные — страховаться лень и часто очень непросто, а падать есть куда.

Лечится консультациями у КСС, знающих людей, занятий с тренерами, личным опытом, увы. Желательно так же 2-й разряд закрыть, помня, что это УЧЕБНЫЕ восхождения. Чтением литературы хорошей и разной

В) Медицина

-Вам хорошо, у вас только переломы
(Цитата из «Особенностей»)

Сюда входит много чего: аптечка, действие различных препаратов, восстановителей (правильный пример — мягкий курс для лыжников при совке, неправильный — теперешний, т.к. в высокогорье он достоверно не опробирован), знание собственных болячек и их поведения при различных условиях и т. д.

Например, ежели вы не сталкивались с эффектом централизации кровообращения (или хотя бы не слышали о таком), то ето столкновение может вас неприятно удивить и испугать — вплоть до желания немедленно устроить самострел.

11 стр., 5027 слов

НАУЧИТЕ своего ребенка бояться похитителей детей!

... этот мальчик потерялся, а может, пытается провести по нужному маршруту каких-нибудь неосторожных детей, причем он прекрасно знает, где ... ), подвергаясь гиперстрессу (как не смешно звучит, но *** боится ребенка намного больше чем ребенок ***), когда кровь просто закипает ... уверен в своем собеседнике. Потерявшийся ребенок может попросить, скажем, охранника магазина позвонить его родителям и сообщить, где ...

Или мотор заболел, скажем, при нагрузке. Дык вот, основных причин всего три — сам мотор, позвоночник и фантомка. Да и ежели, скажем, сам мотор (а вы, конечно, не забыли перед мероприятием сделать кардиограмму и ультразвук под нагрузкой — и все было хорошо) — а вдруг миокарду просто кислородика не хватает — посидели минут несколько, подышали — рази порядок

Тут можно закончить какие-нить курсы первой помощи, а так же прочитать все статьи на эту тему на М.ру (некоторые небесспорные) и отчеты докторов 1 и 2 Гималайских сборных СССР.

Желательно так же консультнуться и с практиками (из тех, кто реально ходит серьезные маршруты):обморожения там, то се, кто что куда берет и почему.

Так же здесь нужна некоторая оптимальность по вес-цена-качество.

Кстати, основная причина обморожений — обезвоживание. Ну и кошки на носки при -40 цеплять не надо…

г) Психологическая устойчивость

-Куда ты тропинка меня привела?
(Из альпинистской песни в мультике
о бременских музыкантах)

Ну, тут тоже просто — не ссать, давить в себе панику, когда она есть и т. п.

Очень помогает предварительное всестороннее обдумывание маршрута, разл. ситуаций на нем (тактика, господа!) и свои действия в каждом возможном случае — ветер, срыв, лавина, камнепад-сель. На Памире в 90-м (высота около 5000) на крик «сель!» вместо немедленной реакции все задумались — что это? Слово какое-то странное. Потом глянули: Мама дорогая: катит… Рывок вверх по склону был впечатляющим.

На Победе в 2002-м на 6700 в 10-ти метрах под скалами непристрахованную палатку завалило боковым ударом лавины. Когда давить перестало, совет напарнику: дыши-то пореже (немного воздуха осталось только у моей груди (успел крутануться на карачки, услышав шипенье)), откопались. Но момент дикого ужаса и паники был! Через 10 минут после того, как мы перетащили остатки палатки и барахла на скальный гребень, нашу площадку снесло следующей.

8 стр., 3963 слов

Оздоровительный бег 3

... этом очень важно отметить еще и то, что такой бег полезен нашим внутренним органам. Сердце, желудок, кишечник, печень, почки и другие органы ... этом очень важно отметить еще и то, что такой бег полезен нашим внутренним органам. Сердце, желудок, кишечник, печень, почки и другие ... и на величину МПК практически не влияют. Поэтому у гимнастов, например, МПК такое же как и у молодых людей, не занимающихся ...

Д) Контроль АВ

— Как поймать тигра?
 — Вырыть большую яму и ждать в ней.
Главное, не бояться!
Как тигр свалится в яму (не бояться!) —
сразу мазать ему морду дерьмом!
Тогда он признает Вас хозяином, упадет — лапы кверху-
и делайте с ним, что хотите. Но не бойтесь!
 — А откуда ж дерьмо?
 — Дерьмо будет. Главное-не бояться!
(Из альпинистского анекдота,
любезно предоставленного Лехой Аб:)

Это вообще очень нужная штука, но и опасная (см. в примерах выше).

Т. е. есть куда бежать в относительно безопасное место от обвала (лавины, камнепада и т. п.) — вперед! В палатке под лавиной — наоборот, успокоиться — воздуха мало! Очень важна правильная и мгновенная оценка ситуации: гасить ли его или взвинчивать. Уйти от опасности, остаться (потому что уход в другое место может быть более опасным) Так, прыгнуть головой вниз в трещину, уходя от удара воздушной волны лавины без кошек, тяпок и веревки может быть не совсем правильно — в зависимости от силы удара и рельефа самой трещины и т. п…

Е) Контроль ОС

-Не жри снег!
Мы же говорили об этом:
от воспаления гортани до
отека легких на высоте — часы
-Да ничего, нормально
(За 15 часов перед воспалением легких
у нашего пузатого снежного барсика)

Просто все время следить за здоровьем, формой, ее пиком, состоянием, представлять, чем, например, может осложнить жизнь на высоте воспалительный процесс, обезвоживание и т. п.

Ж) Внутренний голос

— Поставь на красное, 17, последнее,
вплоть до штанов.
На этот раз точно отыграешься
-Уговаривал внутренний голос.
-Ладно, говорю
Опять проигрыш
-Что ж ты, гад? Ведь обещал же?
-Ах, как я ошибся! Воскликнул внутренний голос
(Из Никулина?)

6 стр., 2638 слов

Психика и организм

... или чувствительность) является показателем наличия психики. Раздражимость– это способность организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия. Раздражимость характерна для всей ... внутренней (стресс). Кроме того, нормальное функционирование психики обусловлено особенностями человеческого организма: полом, возрастом, строением тела. Исследования о зависимости психики от ...

Интуитивная, мистическая (а возможно от большого опыта приходящая (или к хорошим людям) -не знаю) вещь… Но что есть — это точно.

Например, шел зимой 93-го на лыжах по леднику — вдруг вспышка в голове — вот там ты провалишься, но весь мой предыдущий опыт говорил: при таком рельефе льда — импоссибл — и не свернул. В результате ушел на 4 метра и вылезал около 2-х или 3-х часов

з) С кем?

-Извини, Миш, дай пожалуйста, ложку
-На
-Спасибо.
-Пожалуйста
-Не умничай.
-Пошел на кер, клоун!
(Из разговора на ночевке во время первого
акклиматизационного выхода из БЛ:)

Ну, можно одному, можно в команде. В команде (любого размера и «силы») главное, не заморачиваться особо всякой психологической совместимостью и прочей херью — ежели ты нормальный и люди нормальные — все будет хорошо.

Например, любой спортсмен высокого уровня должен быть большим эгоистом и крайне жестко относится к себе, но так же иметь кучу терпения и понимать общую цель — так что не ццыте

Форма

Вставая с Бидзиной из-за стола в БЛ, дружно вскрипываем и, синхронно хватаясь за поясницы, застываем в «полуприсяде». Смотрим друг на друга, медленно выпрямляемся:
-Да, Миша. В наши годы здоровье надо не тренировать, а беречь

а, б, в, г)
Ну, тут все тоже понятно:
Если вы не понимаете, как должны соостносится аэробные и анаэробные нагрузки в подготовительный или предсоревновательный период, или не отличаете окисление от гликолиза АТФ и с какого боку к вам это относится — что-то опять-таки не так. Тут проще отослать к специальной литературе из любого циклического вида спорта, ее как грязи. Рекомендовать можно начать с папы всех циклических видов Артура Лидьярда, но помните, что некоторые вещи там неверны (например, что уровень МПК хорошо тренируется — это не так).

А так же проконсультироваться у скоростников-высотников и их тренеров.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... о том, что лицо может обладать теми или иными гражданскими правами, например правом собственности, допустим, на автомобиль, но это не значит, что это лицо ... это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий ...

Важно понимать, чего именно вы хотите добиться вашими тренировками и знать, что и для чего вы делаете в процессе каждой из них.

Пример: примерный тренировочный график перед зимней высотой 93 (подготовительный период)

Пн
60−80-мин. быстр. аэробного бега

Вт
2 часа рваного бега по горкам, 2 часа — футбол, час-два лазания на тренажерах, час силовых тренажеров, час плавания, иногда баня

Ср
1 час трусцы+разминка

Чт
то же, что во вт.

Пт
то же, что в ср.

Сб
контрольный бег на 10 км, разминка

Вс
2 часа легк аэробного бега, 20 по 50 м. отрезки

Перед прогулочным Ханом 2000

В течении месяца до отъезда 20 часовых тренировок- легкий бег (иногда ходьба) по лестницам или в горку, коньяк, сигары, матрешки.

Почувствуйте разницу.

Еще важное про восстанавливаемость. Видимо, после того, как организм перестает «расти», т. е. окло 22−25 лет, она держится какое то время примерно на одном уровне, а после 30 — падает. Вспомните, что в 30−32 года в любом циклическом виде ты уже ветеран. Отсюда, кстати, понятно, что, обладая должным опытом и одинаковым МПК, более молодой высотник имеет огромное преимущество перед 40−50 летним. Кстати, работоспособности это тоже касается.

Д) Переносимость препаратов

-Ну, еще по маленькой?
-Наливай!
(На седле Хана в 2002)

Вапрос, мда: личный опыт, шлебеныть

Е) Диетология

-А зачем вам еда?
Вы что, гадить потом собираетесь?
(Из жизни)

Ну, тут тоже много литературы.

Русский генерал-американскому:
-А наш солдат получает с дневным пайком стока-то калорий
-Фигня, наш в 4 раза больше
-Да ладно, не может человек сожрать за день 4 мешка брюквы!

Могу отметить некоторые важные моменты.

11 стр., 5339 слов

Частная Психопатология 2

... - накопление хронизированные психогенеи - система неправильного отношения/воспитания в семье, в производстве, постоянно присутствующие факторы внутриличностного конфликта - неудовлетворенность. Важно систематичность и постоянство ...

Еда — дело чисто психологическо, т.к. при тяжелой работе организм тратит раза в два больше, чем может усвоить. Хоть три кило сожри. Сидишь на полочке размером с жопу, варишь супчик, камни свистят — а ты делом занят-хе-хе. Битва над раскладками, 300 или 900 гр в день жрать — фсе ето херь, ежели речь не идет о коньяке с шампанским.

Даже в примере с туризмом — типа, не пожрешь, не пойдешь — тяжело, мол. Куйня фсе это, просто организм не привык легко перестраиваться на питание собой, любимым (лечится длительными (более 3-х часов) аэробными тренироффками
с пульсом максимум 65−70 процентофф от максимум (спец. лит.)) Главное, чтоб жидкости хватало и некоторых солей и витаминов — ну, это граммы.

Скажем, ежели вы на высоте, или стене, то вы всегда отъедитесь в БЛ, ежели это поход, то, может, стоит спланировать мало жратвы (но легко усваимаевой!) в тяжелые выходы — зачем мотор на ночь грузить перевариванием — и отжоры в легкие дни и у забросок. Но помнить — жидкости должно быть достаточно!

Вспомните Месснера и прочих мудрых: ненужного не брать, необходимое — в двойном кол-ве!!! Тады и с обморожениями проблем не будет, и с фсякими нужными процессами в организьме.

При должной тренировке организм в 75 кил относительно спокойно может сбросить 10−12 кг клетчатки и 4−5 кг мышц (белка).

Например, на Памире в 89, из-под п. Коммунизма, после полуторамесячного мероприятия мы 5 дней отходили без еды (но с бензином, т. е.воду топили, и даже иногда чай был) и ничего, практически никаких последствий. Ну, досбросили (по отношению к началу отхода) кил по 5−7. Ну и ладно. Еще говорят, что надо себя ограничивать в еде после длительного голодания — не знаю, не знаю. Не уверен. Мы тогда сожрали по килу тушенки и килу макарон на нос — и ничего, никакого заворота кишок. Тока пузы повылазили — ровно, как футбольные мячи. И сколько было у меня и моих, друзей таких могучих отжоров — никогда не слышал о чем-то серьезнее обычных желудочных рассторойств

Техника

-Да, жить захочешь, не так раскорячишься
(Тоже из «Особенностей»)

Техника — чем она лучше, тем лучше. Важно помнить о правильном соотношении ОФП-шных и технических тренировок.
Что зависит от ваших целей, само собой. Сорри за очевидность, но на теплой короткой стене вам нужна отличная скалолазная техника и, как волку жилетка (по кустам ее трепать), нужно уметь марафон пробежать (чего уж там, отработал веревку -другую, подтянул бутер, и сиди, кури — времени восстановиться куча), а на несложном, но протяженном высотном маршруте техника нужна вам, как зайцу стоп-сигнал, ежели у вас сознание и координация выпадает от перегрузок. Ну, ето крайности. Кстати, понятно уже, чтоб стремиться к идеалу, сами тренировки уже занимают столько времени (3−4 ОФП, 3−4 техника по 2−4 часа в неделю-это минимум!), что практически несовместимы с работой. От так от…

Барахло

-Дай Бог Володе мужа хорошего
(Из нашего бормотания во время полуторасуточного спуска в лавинах и лавинках с Важи при свежевыпавших полутора метрах снега и продолжающемся мощном снегопаде… О мармотовских варежках, басковском пухе и прочем хорошем барахле, которое нам оставил наш улетевший друг:)

Ну, ето отдельная очень большая тема. И не одна. По ней много всего во многих местах написано, рассказано и показано. Главное, помнить о соотношении цена-качество-цель. А уметь пользоваться и иметь нужное в наличии — это, скорее, к предыдущим разделам.

-Ну что, по заключительной?
(Из нашего друга Д.Грекова.)

Сухой остаток:

-Сначала подумай, потом сделай.
-Ищите и обрящете.

Фуф: Устал. Пальцы не железные. Короче, зашлебали злые кони нашу маленькую пони.

Ладно, ежели кого заставило задуматься — задача моя выполнена. А ежели кто-то подумал — да в телевизоре я ети походы с ночеффками видал — пойду пивка там, девочек (мальчиков-ахтунг!), ганджика. Совсем здорово. Тогда
выполнена сверхзадача. Убил бобра, так сказать, спас дерево…

Удачи всем в этом безнадежном горовосходительском деле!

От капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права

'I

-t

/:>

Л

•ill

i* MC

Of-

Право и государство, согласно марксистскому историко-мате-: риалистическому учению, являются надстроечными явлениями (фор­мами), обусловленными базисными (производственными, экономи­ческими) отношениями частнособственнического общества. Право­вые отношения (и право в целом) возникают, по Марксу,из эконо­мических отношений частной собственности, обслуживают эти от­ношения, являются необходимой формой их выражения и суще­ствования. Поэтому марксистское негативно-коммунистическое от­ношение к частной собственности полностью распространяется и на все надстроечные явления (право, государство и т. д.), порож­денные частнособственническим способом производства, оформляю­щим и обслуживающим его.

В контексте такого историко-экономического материализма и в целом социальной философии марксизма право как обусловлен­ная надстроечная форма не имеет собственной сущности, собствен­ной ценности, собственной истории. Уничтожение собственности по существу предопределяет и судьбу права.

Для Маркса, а затем и Ленина, вопрос о послекапиталистиче-ских судьбах права как буржуазного феномена — это второстепен­ный, обусловленный и подчиненный момент того процесса, сущест­во которого состоит в преодолении частнособственнических (эконо­мико-стоимостных и товарно-денежных) отношений, порождающих право, правовую идеологию и всевозможные правовые иллюзии. Поэтому данный вопрос ставится и трактуется Марксом в связи с прогностическим анализом проблемы распределения продуктов по­требления в условиях будущего нетоварного строя, возникающего в результате революционного отрицания частной собственности и капитализма в целом.

Формы распределения (правовые или неправовые) обуслов­лены, согласно Марксу, способом самого производства. «Всякое рас­пределение предметов потребления, — поясняет он, — есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Рас­пределение же последних выражает характер самого способа про-

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

изводства. Например, капиталистический способ производства по­коится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства — рабочей силой. Раз элементы производ­ства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления. Если же ве­щественные условия производства будут составлять коллектив­ную собственность самих рабочих, то в результате получится так­же и распределение предметов потребления, отличное от совре­менного"1.

В историческом развитии и смене отношений собственности коммунизм как способ производства, идущий на смену капитализ­му, — это, согласно марксизму, прежде всего и главным образом ликвидация буржуазной частной собственности и вместе с тем — всякой частной собственности, поскольку буржуазная частная соб­ственность представляет собой исторически последнюю и наиболее развитую форму выражения частной собственности вообще. В со­ответствии с таким подходом также и буржуазное право выступает как наиболее развитая, исторически последняя форма права вооб­ще. Поэтому, говоря о праве, Маркс, Ленин и вообще ортодоксаль­ный марксизм имеют в виду буржуазное право. После буржуазного права, согласно марксистской коммунистической доктрине, какое-то небуржуазное право (например, социалистическое право) просто невозможно в принципе, по определению. Так же невозможно, как невозможна какая-нибудь новая (послебуржуазная) форма частной собственности на средства производства.

Социализм (социализм марксистский, ленинский, пролетарско-коммунистический) — это, согласно доктрине и практике ее реали­зации (в виде реального социализма советского образца), всеобщее, последовательное и радикальное отрицание любой и всякой част­ной собственности на средства производства. Все остальное, что следует отсюда (в том числе и применительно к праву), что извест­но о доктринальном и реальном социализме, все другие его свойст­ва, черты и характеристики (включая и создание правоотрицаю-щей «социалистической собственности») — лишь неизбежное след­ствие такого тотального отрицания частной собственности как сути коммунистического, т. е. логически и практически самого последо­вательного, самого антикапиталистического и самого антиприват­ного социализма.

Данное принципиальное положение четко сформулировано Марксом и Энгельсомв «Манифесте Коммунистической партии»: «Отличительной чертой коммунизма является не отмена собствен­ности вообще, а отмена буржуазной собственности. Но современная

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 20.

Глава 1. Собственность и право '•

буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних дру­гими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию од­ним положением: уничтожение частной собственности"1.

Для осуществления этого пролетариат, поясняют Маркс и Эн­гельс, в борьбе против буржуазии объединяется в класс, путем ре­волюции завоевывает политическую власть и превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения. «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все ору­дия производства в руках государства, т. е. пролетариата, органи­зованного как господствующий класс, и возможно более быстро уве­личить сумму производительных сил»2.

Таким образом, не только завоевание пролетариатом полити­ческой власти, но и последующие преобразования им отношений собственности осуществляются насильственными средствами. Имея в виду пролетарские преобразования в способе производства, авто­ры «Манифеста» писали: «Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собствен­ности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помо­щи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают са­мих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства «3.

Какая же форма собственности, согласно марксизму, прихо­дит на смену ликвидируемой буржуазной частной собственности? Это имеет принципиальное значение, в том числе и для судеб права. В «Манифесте» говорится о централизации после пролетар­ской революции «всех орудий производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс»4. Вместе с тем эта централизуемая в руках пролетарского государ­ства собственность характеризуется как коллективная собственность, принадлежащая всем членам общества. «Итак, — пишут Маркс и Энгельс, — капитал — не личная, а общественная сила. Следова­тельно, если капитал будет превращен в коллективную, всем чле­нам общества принадлежащую, собственность, то это не будет пре­вращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классо­вый характер»6.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. С. 438.

2 Там же. С. 446.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же. С. 439.

116 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

Необходимость перехода от буржуазной частной собственности к общественной собственности обосновывается и в «Капитале».

Исторический генезис капитала (т. е. буржуазной частной соб­ственности) — это, по Марксу, экспроприация непосредственных производителей, т. е. уничтожение частной собственности, покоя­щейся на собственном труде. «Частная собственность, как противо­положность общественной коллективной собственности, — отмеча­ет он, — существует лишь там, где средства труда и внешние усло­вия труда принадлежат частным лицам. Но в зависимости от того, являются ли эти частные лица работниками и неработниками, из­меняется характер самой частной собственности»1.

Частная собственность свободного работника на его средства производства (например, крестьянина — на возделываемое им поле, ремесленника — на соответствующие инструменты и т. д.) состав­ляет основу докапиталистического мелкого производства. Такой спо­соб производства предполагает дробление земли и других средств производства, исключает их концентрацию и кооперацию, сковыва­ет дальнейшее развитие производительных сил. Уничтожение дан­ного способа производства, «превращение индивидуальных и раз­дробленных средств производства в общественно концентрирован­ные, следовательно, превращение карликовой собственности мно­гих в гигантскую собственность немногих, экспроприация у широ­ких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, — эта ужасная и тяжелая экспроприация народной массы образует пролог истории капитализма»2.

В результате первоначального капиталистического накопле­ния был осуществлен переход от частной собственности непосред­ственного производителя к буржуазной частной собственности. «Ча­стная собственность, добытая трудом собственника, основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его ору­диями и средствами труда, вытесняется капиталистической част­ной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы»3.

Развитие данного процесса приводит к превращению работни­ков в пролетариев, а условий труда — в капитал. Капитализация собственности — это вместе с тем «дальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение земли и других средств производ­ства в общественно эксплуатируемые и, следовательно, общие сред­ства производства»4.

Теперь уже экспроприации подлежит капиталист, эксплуати­рующий рабочих. «Эта экспроприация совершается игрой имма­нентных законов самого капиталистического производства, путем

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23. С. 770—771.

2 Там же. С. 771.

3 Там же. С. 772.

4 Там же.

Глава 1. Собственность и право

централизации капиталов"1. Общественный характер производства требует установления общественной собственности на средства и условия обобществленного труда. Вместе с тем формируется и ор­ганизуется пролетариат как класс, призванный и способный осу­ществить эту экспроприацию буржуазной собственности. «Монопо­лия капитала становится оковами того способа производства, кото­рый вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они стано­вятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взры­вается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экс­проприаторов экспроприируют»2.

В социально-политическом плане такая экспроприация экспро­приаторов означает пролетарскую революцию, в экономическом — переход от буржуазной частной собственности к собственности общественной. Резюмируя итоги своего анализа исторических тен­денций капиталистического накопления, Маркс пишет: «Превра­щение основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конеч­но, является процессом гораздо более долгим, трудным и тяжелым, чем превращение капиталистической частной собственности, фак­тически уже основывающейся на общественном процессе произ­водства, в общественную собственность. Там дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпа­торов»3.

Под упомянутой здесь общественной собственностью в про­гнозе Маркса речь идет о собственности на средства производ­ства при социализме (после революционной экспроприации ка­питалистической частной собственности).

Логика такого прогно­стического вывода (как в данном контексте, так и в целом в мар­ксистском учении о переходе от капитализма к коммунизму) вполне понятна. Но здесь же, при освещении тенденций капита­листического накопления, Маркс (в духе диалектической триа­ды: тезис — отрицание тезиса — отрицание отрицания) пишет: «Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капи­талистического способа производства, а следовательно, и капи­талистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собствен­ном труде. Но капиталистическое производство порождает с не­обходимостью естественного процесса свое собственное отрица­ние. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе дос­тижений капиталистической эры: на основе кооперации и обще-

1 Там же.

2 Там же. С. 773. •"

3 Там «e. •. т.. л Wji4. ^ л

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

го владения землей и произведенными самим трудом средства­ми производства"1.

Эта прогнозируемая для социализма «индивидуальная собст­венность» имеет потребительский характер и распространяется лишь на предметы потребления, поскольку собственность на сред­ства производства, согласно Марксу, является здесь (при социа­лизме) общественной.

Данное принципиальное обстоятельство (потребительский харак­тер и границы «индивидуальной собственности» при социализме, в условиях общественной собственности на средства производства) прямо признается и обосновывается в «Критике Готской программы», опи­рающейся на анализ и выводы «Капитала». Так, характеризуя об­менные отношения на первой фазе коммунизма, Маркс пишет: «Со­держание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не мо­жет перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления»2.

Общественный характер собственности на средства производ­ства при социализме обосновывается и во многих других произве­дениях Маркса и Энгельса. Так, уже в «Манифесте» подчеркивает­ся потребительский характер индивидуального присвоения (т. е. личной собственности) после уничтожения буржуазной частной соб­ственности и перехода к общественной собственности на средства производства. «Мы, — писали Маркс и Энгельс о позиции комму­нистов, — вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом»3.

В работе «Развитие социализма от утопии к науке» Ф. Энгельс, резюмируя итоги развития от средневекового общества к капита­лизму и от капитализма к социализму, писал: «Пролетарская ре­волюция, разрешение противоречий: пролетариат берет обществен­ную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества… Отныне становится возможным общественное про­изводство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных об­щественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия об­щественного производства, отмирает политический авторитет госу­дарства. Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами при­роды, господами самих себя — свободными»4.

1 Там же.

г Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 18.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. С. 439.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 229—230.

Глава 1. Собственность и право

тохфоэ

Также и в трудах В.И. Ленина применительно к социализму речь идет об общественном характере собственности на средства производства и потребительском характере личной собственности. В работе «Государство и революция» Ленин вслед за Марксом сле­дующим образом характеризует отношения собственности и обу­словленные ими распределительные отношения на первой фазе коммунизма: «Средства производства уже вышли из частной соб­ственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от об­щества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал»1.

Марксистский социализм, социализм в трактовке Маркса, Эн­гельса и Ленина, социализм пролетарский, социализм с точки зре­ния «научного социализма, являющегося теоретическим выраже­нием пролетарского движения»2, — это по существу коммунистиче­ский социализм, составная часть самого коммунизма как новой (по-слекапиталистической) формации, начальная, низшая, первая фаза (или ступень) коммунистического общества, за которой должна, со­гласно марксистскому учению, последовать высшая фаза, полный коммунизм.

Данное обстоятельство имеет существенное значение для все­го марксистского учения о переходе от капитализма к коммунизму. Так, применительно к проблеме собственности фундаментальное единство низшей и высшей фаз коммунизма (так сказать, неполно­го и полного коммунизма) состоит в том, что обе эти фазы базиру­ются, согласно марксизму, на общественной собственности на сред­ства производства. Отмечая это, В.И. Ленин писал: «Но научная разница между социализмом и коммунизмом ясна. То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал „первой“ или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью ста­новятся средства производства, постольку слово „коммунизм“ и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм»3.

Коммунизм (естественно, с его первой фазы, с социализма), согласно марксизму, начинается и развивается как общество, ос­нованное на общественной собственности на средства производст­ва. Развитие такого общества должно, согласно марксистскому про­гнозу, с необходимостью привести к полному коммунизму. «Но, стре-

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 33. С. 92.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 230.

3 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 33. С. 98.

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

мясь к социализму, — писал Ленин, — мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в связи с этим будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населения другой его части, ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без подчинения"1.

Вместе с уничтожением частной собственности и установлени­ем общественной собственности на средства производства при со­циализме, согласно марксизму, преодолеваются стоимостные отно­шения, товарно-денежное производство и рынок, вводятся в мас­штабе всего общества централизованное плановое хозяйство, обще­государственная система учета и контроля за мерой труда и по­требления, всеобщая обязанность трудиться и т. д.

Обосновывая концепцию нетоварного способа производства уже на низшей фазе коммунизма, Маркс писал: «В обществе, основан­ном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявля­ется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не околь­ным путем, а непосредственно существует как составная часть со­вокупного труда»2.

Доля отдельного производителя в общественном рабочем дне — это его индивидуальный трудовой пай. И каждый отдельный про­изводитель «получает от общества квитанцию о том, что им достав­лено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из обще­ственных запасов такое количество предметов потребления, на ко­торое затрачено столько же труда»3.

Такую оплату индивидуального труда предметами потребле­ния Маркс характеризует как обмен двух разных форм одного и того же количества труда — обмен, осуществляемый во внетовар-ной форме и без посредства денег. Роль денег здесь осуществляет названная квитанция о размере трудового вклада.

Ликвидацию товарного производства при социализме прогно­зировал и Ф. Энгельс. «Раз общество возьмет во владение средства производства, — писал он, — то будет устранено товарное произ­водство, а вместе с тем и господство продукта над производителя­ми. Анархия внутри общественного производства заменяется пла­номерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за от­дельное существование. Тем самым человек теперь — в известном

2 61,С 83— J.' * Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С,||

Там же. ' '

S" О £8, т .рог. .фу.-.0i,S 3 et л «рсО -Ф

Глава 1. Собственность и право

смысле окончательно — выделяется из царства животных и из зве­риных условий существования переходит в условия действительно человеческие"1. Преодоление товарного производства и конкурен­ции, введение плановости, установление власти и контроля людей над условиями своей жизни приведет, согласно Энгельсу, к тому, что люди станут «господами» своей обобществленной жизни2. Об­щественное бытие людей станет теперь их собственным свободным делом. Человек возьмет под свой контроль те объективные чуждые силы, которые до этого господствовали над историей. Люди начнут сами вполне сознательно творить свою историю, добиваясь по­ставленных целей общественного развития. «Это, — заключает Эн­гельс, — есть скачок человечества из царства необходимости в цар­ство свободы»3.

Марксистскую концепцию бестоварного социализма отстаивал и Ленин. Это ясно из уже приведенных его высказываний. При со­циализме, согласно Ленину, основным средством управления обще­ственным производством и всей общественной жизнью становится всеохватывающий, универсальный, всенародный учет и контроль. «Учет и контроль, — подчеркивает он, — вот главное, что требуется для „налаживания“, для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются воо­руженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочи­ми одного всенародного, государственного „синдиката“. Все дело в • том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру рабо­ты, и получали поровну»4.

Такой контроль при социализме, согласно Ленину, должен ох­ватить всех — как бывших эксплуататоров, так и рабочих, развра­щенных капитализмом. «Все общество, — писал он, — будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством пла­ты. Но эта „фабричная“ дисциплина, которую победивший капита­листов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капитали­стической эксплуатации и для дальнейшего движения вперед»5.

В реальной истории «деспотическое вмешательство в отноше­ния собственности», а вместе с тем неизбежно и во все остальные сферы общественной, политической и духовной жизни общества предстало в виде насильственных мероприятий пролетарской ре­волюции и тоталитарной диктатуры. Впрочем, это вполне соответ-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 227.

2 Там же.

3 Там же. С. 228.

* Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 33. С. 101.

5 Там же. С. 102.

122 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

ствовало суждениям Маркса о судьбах государственности после капитализма, при социализме. «Между капиталистическим и ком­мунистическим обществом, — утверждал он, — лежит период ре­волюционного превращения первого во второе. Этому периоду соот­ветствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной дик­татурой пролетариата»1.

О каком же праве применительно к этим условиям в прогно­стическом плане говорил Маркс?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector