Формы организации тренинговых занятий

Подготовка и проведение тренинга

 

Самостоятельное конструирование ведущим социально-психологи­ческого тренинга является важным элементом работы и показателем развития его профессионального мастерства. Ему необходимо точно знать, с кем он работает, какие изменения он собирается произвести, какими средствами он владеет и насколько они подходят для сложив­шейся ситуации, как он собирается оценивать результативность своей работы и многое другое. Работая в профессиональной сфере, психо­лог-практик должен разбираться в специфике данной профессиональ­ной деятельности. Работая с личностью, он должен как минимум вне­сти ясность в свои теоретические представления о природе человечес­кой личности, ориентироваться в специфике личностных проблем и особенностях личностного развития.

При этом ошибочно считать, что все изменения, которые происхо­дят у участников в психологическом тренинге, происходят только в процессе тренинга и в дальнейшем либо сохраняются, либо угасают. Как справедливо отмечает Т. В. Зайцева, значительная часть измене­ний у участников тренинга возникает после его окончания. В процес­се психологического тренинга не только производятся реальные изме­нения, но и закладывается большой потенциал для изменений в даль­нейшем. Опыт, полученный участниками в тренинге, имеет пролонги­рованное действие, связанное с его проживанием и осмыслением. Со­ответственно и потенциал изменений во многом ориентирован на бу­дущее. Поэтому работа ведущего в тренинге должна быть направлена как на производство реальных изменений участников, так и на фор­мирование зон их ближайшего развития и обеспечение соответствую­щей поддержки, ориентированной на будущее.

Этапы построения содержательной работы в тренинге

Несмотря на различие подходов, большинство направлений в пси­хологическом тренинге используют схожую логику построения груп­пового процесса, направленного на изменение поведения. Т. В. Зай­цева выделяет три основных этапа построения содержательной рабо­ты в тренинге, которые при незначительной модификации для когни­тивно-поведенческой модели можно представить следующим образом.

1. Первый этап работы носит диагностический характер и направ­лен на выведение из внутреннего плана во внешний неконструктив­ных элементов и моделей поведения, а также когнитивных стереоти­пов понимания и интерпретации окружающего мира.

2. Второй этап — построение во внешнем плане идеальной модели (программы) поведения и соответствующих когнитивных конструктов.

12 стр., 5807 слов

Тренинг уверенного поведения для подростков

... как этапы "оттаивания", "изменения", "замораживания". Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием ... и отработка умений и навыков эффективного поведения; тренинг как форма активного обучения, целью которого ... наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно ...

3. На заключительном этапе происходят модификация поведения уча­стников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепления во внутреннем плане.

Подготовка тренинга

Можно выделить два различных подхода в подготовке тренинга. В одном варианте первоначально определяется модель тренинга в соответствии со спецификой прорабатываемых проблем, разраба­тывается программа и под нее набирается соответствующая груп­па. В социально-психологическом тренинге программа, как прави­ло, более структурирована и предметно направлена (например, тре­нинг развития коммуникативной компетентности, тренинг личност­ного роста, тренинг сплочения и др.), что требует от психолога сформированной компетентности в специфике и проблематике про­рабатываемой области.

В другом варианте первоначально определяются проблемы имею­щейся социальной или профессиональной группы и в соответствии с ними планируется и организуется соответствующий тренинг. В данном случае алгоритм организации тренинга может быть следующим:

— оформление заказа;

— работа с заявленной проблемой, которая включает в себя:

1. Определение проблемы и поиск ее причин, а также анализ лите­ратуры по данной проблематике.

2. Ознакомление с личностными, демографическими и другими осо­бенностями участников тренинга, их количеством и т. п.

3. Определение возможности и успешности применения тренинго­вой формы для решения данной проблемы.

4. Определение и согласование цели и ожидаемого результата (к чему мы придем в результате проведения тренинга).

5. Постановка задач.

6. Определение наиболее эффективных методических средств, ис­пользуемых в данном тренинге.

7. Определение формы организации тренинговых занятий.

8. Планирование программы тренинга.

9. Составление плана занятий.

Формы организации тренинговых занятий

До начала планирования программы тренинга и составления пла­на занятий необходимо определиться с формой организации тренин­говых занятий.

Н. В. Дзен и Ю. В. Пахомов выделяют три основные формы орга­низации тренинговых занятий: интенсивный курс, регулярные занятия и эпизодические встречи. Эти формы отличаются прежде всего объе­мом и плотностью работы.

Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по 3-8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель. Интенсивный тренинг является, несомненно, более мощным сред­ством воздействия и изменения личности. Он способствует более глу­бинной проработке Я-концепций участников и более быстрому ус­воению навыков и умений. В общем, в процессе интенсивного тре­нинга ведущему приходится затрачивать меньше времени на погру­жение участников в групповую действительность, уменьшается их со­противляемость и увеличивается восприимчивость к «психологичес­кому материалу». Однако следует обратить внимание на то, что, в связи с тем, что полученные во время интенсивного курса измене­ния являются более глубинными, участники могут оказаться негото­выми выйти с ними в прежнюю действительность. В результате дан­ные изменения могут оказаться менее устойчивыми без дальнейше­го сопровождения и закрепления.

20 стр., 9989 слов

ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

... обучающегося, полученные результаты будут намного качественнее. ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ 1. Дети младшего подросткового возраста (обучающиеся ... решения конфликтных ситуаций непосредственно в группе сверстников. Развивающие занятия с элементами тренинга, ролевые игры, кейсы позволяют ... Все эти особенности оказывают влияние на организацию воспитательной работы классным руководителем. Его задача ...

Регулярные занятия обычно проводятся 1-2 раза в неделю по 3­4 часа в день. Они позволяют более систематически и последователь­но производить изменения. При этом важно, чтобы ведущий выстраи­вал занятия на принципах преемственности и последовательности. Не­обходимо в начале занятия уделять время на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече. Порой при­ходится утилизировать и события, происшедшие с участниками в про­межутке между занятиями.

Эпизодические встречи — наиболее свободная из всех форм организации тренинга. Занятия могут происходить 1-2 раза в месяц. Организация группы в режиме эпизодических встреч имеет более клубную форму, хотя это не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. При этом ведущему следует стре­миться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным и за­вершенным событием. В данных группах может изменяться количе­ственный состав участников и общая направленность занятий. Воз­можна организация эпизодических встреч с участниками тренинга, проходившего ранее в форме интенсивного курса, для подкрепле­ния и сохранения полученных изменений.

Планирование программы тренинга

Структура построения тренинговой программы во многом зависит от модели тренинга и особенностей решаемых задач. Однако существует ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при планирова­нии программы. Среди них выделяются принцип преемственности тре­нинговых действий и занятий и принцип поэтапности развития группы.

Принцип преемственности подразумевает, что каждое действие и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего. В процессе тренинга в случае со­держательного разрыва выполняемого действия и планируемого далее ведущему следует провести дополнительную работу, направленную на формирование содержательного контекста и обеспечивающую возмож­ность выполнения следующего упражнения, или изменить план работы.

Принцип поэтапности развития группы подразумевает необхо­димость учета закономерностей групповой динамики при составлении программы тренинга, а также планирование работы, направленной на развитие группы. Известно, что вновь организованная группа прохо­дит определенные стадии своего формирования и развития. Каждая стадия предъявляет определенные требования к процедурам и упраж­нениям. Поэтому неадекватное включение упражнений оказывается неэффективным, а может приводить и к повышению групповой напря­женности. Обычно на первых этапах планируются процедуры, направ­ленные на знакомство участников, их ориентацию в специфике тре­нинга, проводится работа с ожиданиями участников. Далее ведущий организует работу, направленную на: формирование норм и правил ра­боты группы; развитие мотивации; формирование работоспособности участников; сплочение группы и др.

17 стр., 8063 слов

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на ...

... Одно из возможных решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи ... работы - да и вообще жизни - проще, понятнее: мы готовы быть открытыми другим сами, готовы сопереживать и сообща находить решение проблем. Для многих участников групп ...

При планировании программы ведущему следует учитывать, что любой групповой психологический тренинг состоит как минимум из трех слоев: содержательного, личностного и группового.

— содержательный слой включает в себя программу тренинга в со­ответствии с основными целями и в совокупности используемых в нем процедур;

— личностный слой состоит из реальных личностных ситуаций каж­дого участника группы, которые заранее могут быть не известны;

— групповой слой проявляется в социально-психологической атмос­фере в группе, степени ее развитости и протекающих в ней межлич­ностных процессах.

Все события содержательного слоя разворачиваются на фоне лич­ностного и группового слоев. Поэтому эффективность использования в тренинге процедур во многом зависит от адекватного включения их в личностный, групповой и содержательный контексты группы. Вы­полнение одного и того же упражнения в разных группах проходит по-разному, и сложно предусмотреть все детали до начала тренинга. Иногда по окончании первого занятия приходится изменять последую­щий план работы, подстраивая его под индивидуальные особенности участников, уровень развития группы и ее содержательное продвиже­ние. Однако это не значит, что не нужно планировать программу тре­нинга, скорее это может сигнализировать о недостаточной подготов­ленности ведущего к тренингу. Перед каждым занятием ведущему сле­дует иметь план работы. При свободном ведении он может состоять из списка основных вопросов, которые, вероятно, будут обсуждать­ся, и предположительных упражнений. В случае программного веде­ния нужно спланировать и определить время, отводимое на разные виды работы. Но и в этом случае ведущий должен быть профессио­нально гибким и иметь в запасе достаточный выбор процедур (упраж­нений, игр и метафор) на различные случаи развития ситуации.