Общие положения
1.1. Служба ранней помощи*— это междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.
* термины-синонимы: «служба раннего вмешательства», «служба абилитации».
1.2. Клиентами Службы ранней помощи** являются дети от рождения до 3 лет, которые:
— имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;
— имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
— проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;
— входят в группу биологического риска,
— а также члены их семей или люди, заменяющие родителей.
** группы детей, являющихся клиентами службы ранней помощи, подробно перечислены в Приложении 1.
1.3. Результатом работы Службы ранней помощи является предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.
Цель и задачи Службы ранней помощи
2.1.Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.
2.2.Задачами Службы ранней помощи являются:
2.2.1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.
2.2.2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.
2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье:
– создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
– междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
О НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
... С.В. Ильина, опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным [8]: дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий. Английский исследователь ... реальные психофизические возможности и потребности не берутся в расчет. В психологических службах и учреждениях социального обслуживания самую большую группу посетителей составляют именно такие ...
– отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.
2.2.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:
– раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;
– консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
– предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.
2.2.5. Обеспечение преемственности между службами ранней помощи и детскими дошкольными учреждениями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты
2.2.6. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службы ранней помощи, ее целях и задачах.
формы организации Службы ранней помощи
Служба ранней помощи может создаваться как структурное подразделение при учреждениях системы здравоохранения, образования или социальной защиты населения
Служба ранней помощи может создаваться как отдельное учреждение в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, как отдельное негосударственное учреждение или муниципальное учреждение.
Структура и штаты Службы ранней помощи
Для определения структуры, направлений деятельности и описания основных задач деятельности Службы ранней помощи необходим анализ демографической ситуации региона, подробный анализ численности и состояния здоровья детского населения. Исходя из этих данных, планируются направления работы Службы ранней помощи, определяется численность и состав сотрудников Службы.
6.1. Штаты и функциональные обязанности сотрудников Службы[1]
Все специалисты междисциплинарной команды имеют единую продолжительность рабочей недели — 40 часов.
§ Продолжительность приема одного ребенка для всех специалистов — 1 час
§ При необходимости проводятся совместные приемы несколькими специалистами, продолжительность приема — 1 час.
§ Индивидуальные занятия, продолжительность — 1 час.
§ Продолжительность занятий в группе — 1,5 часа.
§ Домашнее визитирование — 2 часа.
§ Работа с видеоматериалами, методической литературой, документацией — 2 часа в неделю.
§ Обязательным является проведение еженедельного обсуждения работы с детьми всеми специалистами районной службы. Продолжительность обсуждения — 2 часа в неделю.
В рабочее время междисциплинарной команды специалистов включается:
— систематическое прохождение курсов по повышению квалификации в области раннего вмешательства и по отдельным специальностям;
— работа по распространению идей раннего вмешательства среди населения и персоналa медицинских и детских дошкольных учреждений района (участие в конференциях, семинарах, встречи с персоналом);
— работа по обеспечению преемственности между службой раннего вмешательства и ДДУ района (посещение ДДУ с целью совместной разработки и построения индивидуальных программ для детей, перешедших в ДДУ из службы ранней помощи).
Все специалисты службы ранней помощи должны:
— Соблюдать этические нормы.
— Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях.
— Знать закономерности развития ребенка.
— Иметь базовые знания по раннему вмешательству.
— Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни.
— Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи.
— Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.
| Должность | Требуемый уровень образования | Количество ставок | Направления работы |
| Руководитель | Базовое: высшее медицинское, педагогическое, психологическое образование или высшее образование в социальной сфере; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | 0.5 | Планирование всех направлений деятельности службы. Контроль за реализацией основных принципов работы службы (см. выше).
Оперативное управление. Организация мониторинга для оценки эффективности деятельности службы и принятия обоснованных управленческих решений. Организация и обеспечение деятельности по взаимодействию службы с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.) Планирование и организация работы по повышению квалификации сотрудников службы. Планирование и обеспечение службы техническими средствами и методическими материалами. |
| Педагог-психолог | Базовое: высшее психологическое, либо высшее образование и профессиональная переподготовка по специальности «психология», дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями).
Выявление проблем клиентов службы ранней помощи (дети, семьи и ближайшее окружение). Создание и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между всеми сотрудниками службы. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. Психологическая помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации. |
|
| Специальный педагог Специалист по ранней коммуникции | Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями).
Оценка уровня развития ребенка Создание и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между сотрудниками службы. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. |
|
| Физический терапевт | Базовое: высшее медицинское (врачебное) образование; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Определение физического, функционального состояния ребенка и анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие. Разработка программы физической терапии с учетом особенностей работы других членов междисциплинарной команды. Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе проведения программы вмешательства, оценка динамики развития ребенка. Консультирование родителей по вопросам подбора, адаптации и самостоятельного изготовления специальных приспособлений для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, обучение родственников ребенка использованию этих приспособлений. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. | |
| Социальный работник (социальный педагог) | Базовое: высшее образование в области социальной работы (социальной педагогики) или профессиональная переподготовка в этой области; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Информирование семьи о деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).
Помощь клиентам службы в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям (взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий). Принимает участие в реализации программ индивидуального сопровождения (оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи). Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. |
|
| Педиатр развития | Базовое: высшее медицинское образование специализация по педиатрии или неонатологии; дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству | Скрининг слуха и зрения. Оценка уровня развития ребенка Педиатрический осмотр ребенка Участие в программах индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Планирование и проведение работы по переводу ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в развитии, с подозрением на нарушения слуха, зрения в службе ранней помощи и в других учреждениях района. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации | |
| Диспетчер Медицинский статистик | Среднее | Координация деятельности сотрудников службы. Ведение документации по деятельности службы ранней помощи. Организация домашнего визитирования, семинаров, лекций, курсов для родителей и профессионалов. 4. Организация работы по осуществлению связей с другими организациями. | |
| Обслуживающий персонал | Уборка помещений службы. Санитарная обработка игрушек. |
6.3. Нормы обслуживания.[2]
Из расчета представленных штатных единиц служба ранней помощи может обслуживать следующее количество клиентов в год:
· 300 первичных приемов (однократные консультации);
· 40 детей /семей, обслуживаемых в рамках долгосрочных программ;
· 120 детей /семей, участвующих в краткосрочных программах.
Дидактическое оборудование
| № | Наименование | Коли-чество | Количество наборов |
| Погремушки разной текстуры и формы: Пластмассовые, деревянные, резиновые; с тонкими ручками — для самых маленьких | не менее 15 | ||
| Мобиль подвесной музыкальный | |||
| Центры активности (различного вида стимуляции, совмещенные на одной панели) для младенцев от 4 до 6 месяцев | 1-2 | ||
| Зеркало безопасное для младенцев | |||
| Мобиль контрастный (черно-белый) подвесной или контрастные изображения лица и геометрических фигур на пластике | |||
| Музыкальная шкатулка или любая механическая игрушка, издающая приятную музыку | |||
| Неваляшки (маленькая и большая) | |||
| Рама с подвесными игрушками | |||
| Пирамидки пластмассовые (маленькая и большая) | |||
| Мягкие погремушки и/или мягкие небольшие игрушки со звуковым подкреплением | |||
| Игрушки для хватания с шариками, кольцами | |||
| Браслетик-погремушка | |||
| Музыкальный мишка (игрушка с музыкальной шкатулкой, приводимая в действие вытягиванием веревки за кольцо) | |||
| Игрушки для исследования ртом: кольца, мягкие резиновые животные | |||
| Погремушка на присоске | |||
| Машина (или любая крупная игрушка с колесами), легко приводимая в движение. Желательны веревка с кольцом и звуковое подкрепление. | |||
| Заводная движущаяся игрушка со звуковым подкреплением | |||
| Центр активности для детей 6-12 месяцев с усложненными видами стимуляции для развития мелкой моторики | 1-2 | ||
| Игрушка для доставания и складывания (средних размеров неглубокая емкость с несколькими, удобными для захвата фигурками (предметами) | |||
| Игрушка с деревянным молотком: Пластиковая или деревянная коробка с отверстиями для шариков, которые заколачиваются внутрь и выкатываются наружу, или деревянная панель с отверстиями для деревянных палочек | |||
| Игрушки для дифференциации простых форм (квадрат, круг, треугольник) | |||
| Игрушки для дифференциации сложных форм | |||
| Несколько пирамидок из колец (шариков) Разных цветов на одной деревянной панели | |||
| Цилиндрические формы, вкладывающиеся одна в другую: маленького размера, большие (ведерко) | |||
| Коробочка для развития мелкой моторики — для захватывания мелких деталей: из коробочки вынимаются панели или диски | |||
| Любые игрушки с простой схемой действия, рассчитанные на игру с использованием обеих рук | 1-3 | ||
| Кукла в конусе — при движении стержня прикрепленная к ней кукла исчезает в конусе или появляется | |||
| Деревянные или пластмассовые шарики и любые другие формы с отверстиями для нанизывания на толстый пластиковый шнур | |||
| “Клоун в коробке” — любая игрушка, которая после нажатия одной кнопки позволяет получить привлекательный результат, например, из коробки выскакивает клоун | |||
| Изогнутый металлический стержень с надетыми на него деревянными разноцветными кольцами, закрепленный обоими концами в деревянной панели | |||
| Телефон игрушечный | |||
| Мяч маленького размера (диаметром около 10 см) из мягкой резины, легкий и удобный для хватания | |||
| Мяч легкий (диаметром около 20 см) | |||
| Мяч мягкий матерчатый (диаметром 10-13 см) с бубенчиком внутри | |||
| Мяч из тяжелой резины | |||
| Мяч надувной (диаметром около 40 см) | |||
| Мячик из тонких резиновых волокон | |||
| Игрушка для толкания перед собой (например, цилиндр с бубенчиками на длинном стержне) | |||
| Музыкальные игрушки | |||
| Барабан | |||
| Ксилофон с несколькими (3-4) крупными клавишами для самых маленьких | |||
| Ксилофон обыкновенный | |||
| Бубенчики (музыкальные погремушки) | 2-3 | ||
| Маракас пластмассовый, небольшой | |||
| Бубен | |||
| Колокольчик на ручке | |||
| Треугольник | |||
| Кастаньеты пластмассовые | |||
| Дудочка пластмассовая | |||
| Маленькое пианино, Любая музыкальная игрушка с клавишами, работающая от батареек | |||
| Вкладыши | |||
| Деревянный вкладыш с тремя формами — Круг, треугольник, квадрат (фигуры с крупными ручками для захвата) | |||
| Большой и маленький мишка или другая форма (фигуры с крупными ручками) | |||
| Четыре фрукта — яблоко, груша, банан, апельсин (фигуры с ручками) | |||
| Несколько домашних животных | |||
| Лицо | |||
| Части тела | |||
| Виды транспорта | |||
| Транспорт | |||
| Машина грузовая с кузовом | |||
| Машинки для младенцев Маленькие из мягкой пластмассы | 2-3 | ||
| Паровозик с вагонами | |||
| Автобус (или другая машина, куда можно посадить игрушки) | |||
| Самолет | |||
| Машины инерционные: большая и маленькая | 2-3 | ||
| Машинки маленькие | |||
| Мягкие игрушки | |||
| Собака большая и маленькая | |||
| Кошка | 2-3 | ||
| Медведь большой и маленький | |||
| Заяц и другие животные | 1-2 | ||
| Набор животных “Семья” | |||
| Куклы | |||
| Куклы мягкие, пластмассовые, резиновые, разных размеров (желательно иметь куклы, изображающие взрослых и детей, мужчин и женщин, В том числе одну куклу с набором одежды) | не меньше 5-6 | ||
| Кукольная кроватка | |||
| Посуда игрушечная | |||
| Тележка для катания кукол | |||
| Куклы на руку | |||
| Набор животных (кошка, собака и др.) | |||
| Мужчина, женщина, ребенок | |||
| Игрушки для мелкой моторики | |||
| Бусины от крупных до самых маленьких, Надевающиеся на специальный шнурок | |||
| Пуговицы крупные, надевающиеся на шнурок | |||
| Вкладыши – мозаика и/или мелкие цилиндры, Вкладывающиеся в панель с отверстиями | |||
| Дидактические материалы | |||
| Любое тактильное лото | |||
| Лото с картинками наиболее простых предметов | |||
| Домино с простыми картинками | |||
| Набор дидактических картинок с изображением Предметов, действий, понятий, и т.д. | |||
| Набор пиктограмм | |||
| Книжки для младенцев — Деревянные, моющиеся, матерчатые, картонные | не меньше 5 | ||
| Матерчатые мешочки разных размеров | |||
| Игрушка для развития навыков самообслуживания и мелкой моторики, различные виды застежек | |||
| Электронные игрушки и приборы | |||
| Электронные игрушки Для детей с хорошим контролем руки / пальца | |||
| Игрушки с выключателями, работающие от батареек, с различными видами стимуляции | |||
| Наборы | |||
| Конструктор Lego DUPIO | |||
| Магнитная доска с набором цветных магнитов и Фломастеров для рисования на ней | |||
| Домашние животные (деревянные или пластмассовые) | |||
| Дикие животные | |||
| Кубики разноцветные | |||
| Строительный материал (разноцветные детали из легкого нетоксичного материала) | |||
| Канцелярские наборы | |||
| Мелки восковые, нетоксичные | |||
| Краски акварельные для детей | |||
| Краски порошковые нетоксичные для младенцев (пальцевое рисование) | набор основных цветов | ||
| Фломастеры водорастворимые нетоксичные | |||
| Клеящий карандаш | |||
| Липкая лента, скотч | |||
| Бумажный скотч | |||
| Набор цветной бумаги | |||
| Набор цветного картона | |||
| Кисти акварельные, толстые | |||
| Кисти для гуаши (жесткие) толстые | |||
| Пластилин | |||
| Пластик для лепки | |||
| Маркеры разноцветные основных цветов | |||
| “Мыльные пузыри” | |||
| Ножницы для самых маленьких | |||
| Коктейльные соломки толстые | |||
| Оборудование, крупные предметы | |||
| Креслице детское | |||
| Пластиковый тазик для игры с водой | |||
| Мяч для занятий двигательной терапией (диаметром 70-80 см) | |||
| Качели детские или гамак | |||
| Тележка тяжелая, устойчивая |
Приложение 1
Показания для направления детей в службу раннего вмешательства
В программу раннего вмешательства попадают семьи, имеющие детей от 0 до 3 лет, которые отвечают хотя бы одному из следующих критериев: