Дети с умственной отсталостью обладают характерными для них психологическими особенностями, которые учитываются при организации с ними коррекционно-воспитательной работы. Особенно трудным при работе с данными детьми является выработка навыков.
Навык – это автоматизированный компонент сознательного действия человека, который вырабатывается в процессе его выполнения; действие, характеризующееся высокой мерой освоения [55].
Самообслуживание – обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами [54]; это умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п. Развитие навыков самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации [4, с. 87].Этим объясняется повышенное внимание ученых-дефектологов к поискам механизмов эффективного использования предметно-практической деятельности в решении общих и специальных задач, стоящих перед коррекционной школой [54].
Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей. В ряде зарубежных стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию тяжело умственно отсталых детей с целью их дальнейшей социальной адаптации [14, с. 57].
У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Воспитание нужно отсталому ребенку больше, чем нормальному, – вот основная идея всей современной педагогики [15, с.40]. Относительная сохранность их эмоциональной сферы позволяет довольно успешно проводить с этими детьми коррекционно-воспитательную работу, формировать у ребенка навыки, обеспечивающие его бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда, что в дальнейшем станет предпосылкой трудового обучения. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.
Вся учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми должна проводиться систематически и строиться так, чтобы обучение по любому предмету, каждое школьное мероприятие носили коррекционно-воспитательный характер [15, с.127]. Из-за различных нарушений движения, слухового и зрительного восприятия, особенностей эмоционально-волевой сферы, низкого уровня развития функций контроля, нарушений интеллектуального развития навыки у таких детей не формируются через подражание, усвоение образца, как у нормально развивающихся детей. К основным необходимым навыкам прежде всего относят санитарно-гигиенические навыки. В детском доме — интернате санитарно-гигиенические навыки воспитываются при проведении всех режимных моментов систематически, проводятся специальные занятия (занятия по самообслуживанию).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...
... др.) указывают на необходимость современного развития навыков самообслуживания. Несоблюдение культурно-гигиенических навыков приводит к ослаблению здоровья ребенка и ущемлению в социальном общении. Из-за несформированности навыков самообслуживания ребенок не имеет возможности полноценно ...
Специально организованные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут по программе Е.Д. Худенко, Т.Д. Шоркиной, И.В. Кальянова и др. «Развитие и коррекция». Программа разработана для детей с тяжелой умственной отсталостью и может быть реализована для детей 4-8 лет. Она содержит раздел «Формирование культурно – гигиенических умений и навыков самообслуживания», в котором представлен необходимый материал для организации занятий, в контексте повседневной жизни, исходя из особенностей развития ребенка и имеющихся навыков.
Работа по формированию гигиенических навыков включает различные направления: формирование навыка приема пищи, формирование гигиенических навыков, формирование навыка письма на определнном расстоянии от тетради до глаз, формирование навыка правильной осанки во время чтения и письма. Особенность организации каждого занятия с тяжело умственно отсталыми детьми – проведение подвижных игр, физкультурных, ритмических упражнений, выполняются под песенку.
Недопустимо, чтобы тяжело умственно отсталые дети все занятие сидели за своими партами, как бы интересно ни было построено занятие. Двигательные упражнения и игры должны проводиться либо в середине занятия, либо к концу его [15, с. 126].
В качестве основных требований к методике обучения тяжело умственно отсталых детей относят необходимость использования игровой формы работы, эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения, подражательности, предметно- действенного обучения, с постоянным использованием конкретных предметов, детального расчленения материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения, постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована, частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время, индивидуальная и дифференцированная работа на занятии. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога.
Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. Дети, по мере возможности, овладевают определенными действиями, которые взрослый вначале выполняет руками ребенка, регулируя его усилия таким образом, чтобы движение выполнялось правильно, постепенно добиваясь, чтобы он мог выполнить его, пользуясь лишь незначительной помощью. Основной формой работы на данном этапе обучения является индивидуальная работа с ребенком.
Актуальные проблемы обучения и воспитания умственно отсталых ...
... мясного скотоводства.-М.,1979. 21. Кабанова- Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М., 1968. 22. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе.- М.: ...
Взрослый постоянно проговаривает действия, которые он выполняет вместе с ребенком, называет используемые предметы, указывает на сделанные ошибки, отмечает даже самые незначительные достижения, а также стимулирует собственную речь ребенка. Постепенно следует добиваться самостоятельного выполнения ребенком всех действий, которые он первоначально выполнял с помощью взрослого [15, с.109]. Цель коррекционно-воспитательной работы с тяжело умственно отсталыми детьми в конечном счете – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду[15, с.47].
Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях простую работу, жить по возможности в семье и находиться в трудовом коллективе.
Достижение обозначенных целей обеспечивается решением следующих основных задач работы с тяжело умственно отсталыми детьми:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков;
2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей;
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание;
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и подростков [41]. Интеграция этих лиц в общество.
Максимально возможное развитие детей с тяжелыми нарушениям интеллекта в процессе обучения может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы; благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей; применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям этих детей и целям их воспитания [15, с. 41].
Воспитание такого ребенка требует много терпения, настойчивости, понимания, часто – педагогической изобретательности. Но правильный подход, повседневное приучение ребенка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя сторицей, поскольку требующий постоянной опеки и ухода ребенок начинает самостоятельно обслуживать себя и даже в меру своих сил помогает родителям [15, с. 42]. Следует использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, любовь к музыке, прогулкам, интерес к определенным игрушкам и играм, чтобы побудить их к выполнению менее приятных, но полезных для их развития заданий [15, с. 43]. Так, все яркое, красочное, красивое, радостное стимулирует внимание ребенка, дает толчок умственной деятельности[15, с.50].
Воспитание умственного отсталых детей младшего возраста в коллективе, в игре, в постоянной посильной деятельности дает положительные результаты. У них вырабатываются навыки элементарного, социально правильного поведения и такие качества, как трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь, самостоятельность, ответственность за выполнение – пусть маленького – порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к вещам. Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить ребенка, представляет собой сложный набор последовательно выполняемых движений. Педагогу предварительно необходимо разложить тот или иной навык на составляющие его элементы и вначале обучать ребенка выполнению каждого из них отдельно.
Глава I Психофизические особенности детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………………………………………..4
... на процесс социальной адаптации детей с умственной отсталостью. Глава I Психофизические особенности детей с умственной отсталостью Классификация умственной отсталости . Умственно отсталые — это дети, ... сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. & ...
Так, в процессе мытья рук сначала показывают, как надо мыть ладони, затем тыльные стороны, большие пальцы и запястья. Весьма сложный для такого ребенка навык в процессе его выполнения раскладывается на отдельные действия и ребенок упражняется в выполнении их. Важно, чтобы эти элементы не были сложны и чтобы их цепь не была длинна. Сначала ребенок работает по прямой инструкции воспитателя: «Моем ладони, моем другую сторону руки и т.д.». Когда прямая инструкция усвоена, педагог только следит за правильностью ее выполнения, в нужные моменты, подкрепляя ее повторением прямой инструкции. Постепенно элементарные умения складываются в более сложные акты поведения.
Таким образом, все время надо так строить работу, чтобы ребенок знал стоящую перед ним задачу, а не механически выполнял ее. При создании благоприятных условий и реализации специфики работы по формированию навыков самообслуживания у детей с тяжелой умственной отсталостью можно ожидать положительную динамику.
Выводы по первой главе
Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга. Наличие данного дефекта негативно отражается на их развитии, они с раннего детства являются инвалидами. Они имеют недоразвитие познавательной деятельности из-за низкой способности к мышлению, у них практически не сформированы процессы обобщения, отвлечения, имеют слабое предметно-практическое мышление, поверхностный характер, замедленность, инертность, некритичность и стереотипность мышления, низкий уровень регулирующей функции мышления и недоразвитие речи. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не умеет анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Все эти особенности делают ребенка с умственной отсталостью несамостоятельным в жизни, требующим постоянного внешнего ухода. Однако при ранней и комплексной коррекционно-воспитательной работе у них можно сформировать санитарно-гигиенические навыки самообслуживания.
Санитарно-гигиенические навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) – это начальный этап трудового воспитания, имеющий важное значение для развития личности, так как способствует его самостоятельности и социализации. Поэтому они являются одним из важнейших этапов в развитии каждого ребенка, в том числе и ребенка с умственной отсталостью.
Санитарно-гигиенические нормы детей не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность и регулируют деятельность. Выполняя действия, ребенок должен спланировать их, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть необходимые для работы материалы и инструменты, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных последствий, он вынужден сравнивать результаты собственной работы с образцом.
Тема: Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний
... Это свидетельствует о тотальном отставании в развитии детей с умственной отсталостью. 7) У детей с ЗПР познавательная деятельность относительно сохранна, имеется ... работы может наступить полная обратимость симптомов. Характерна неравномерность формирования психических функций, отмечаются как повреждения, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В отличие от умственно отсталых детей, дети ...
С усложнением содержания практической деятельности активизируется психическое развитие ребенка. Поэтому даже для детей с тяжелой умственной отсталостью в содержание коррекционно-воспитательной работы включено направление по формированию самообслуживания у детей: формирование навыка приема пищи; формирование гигиенических навыков; формирование навыка опрятности; формирование навыка одевания и раздевания.
У детей с умственной отсталостью формирование санитарно-гигиеническим навыком не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Процесс формирования санитарно-гигиенического навыка детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Для реализации данной работы должны быть использованы разнообразные методы, прежде всего подражание, показ, объяснение, игровые технологии, имитационные и подготовительные упражнения, выполнение работы по образцу, инструкции, практические упражнения с использованием разнообразной наглядности.