Тема 1 Виктрова. Семёнова.
Наблюдение как научный метод
Психолого-педагогических исследований
Вопросы теоретической части
- Понятие о наблюдении как научном методе, его характеристики
- Виды научных наблюдений
- Методика проведения наблюдения и специфика его применения в психолого-педагогическом исследовании в дошкольном образовании
Основные понятия: наблюдение как метод и как методика (техника); основные характеристики наблюдения (обусловленность идеей, познавательной целью; планомерность и систематичность; объективность, естественность); единицы и категории наблюдения; виды наблюдений: свободное и целенаправленное, сплошное и выборочное, внешнее и включенное, скрытое и открытое, эвристическое и неэвристическое, полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях, лонгитюдное, периодическое и единичное), кратковременное и долговременное, стандартизированное и нестандартизированное, непосредственное и опосредованное, монографическое и узкоспециальное, наблюдение-поиск; возможности и границы применения; формы фиксирования записей (протокол, дневник и отдельные записи) и требования к их ведению; подготовка и реализация наблюдения; особенности организации наблюдения в детском возрасте.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.
Формирование процессов саморегуляции у младших дошкольников в предметно-практической деятельности
Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.
1).
Психологического
А) формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста
Б) особенности внутреннего плана действий как механизма осознания действий в условиях традиционного и целенаправленного формирования этой способности у младших школьников в учебной деятельности
В) механизмы внутреннего плана деятельности в младшем школьном возрасте
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
2).
Педагогического
А) процесс формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся кадетских школ на основе спортивно-оздоровительного туризма
Б) учебно-воспитательный процесс кадетской общеобразовательной школы
В) формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся кадетской школы на основе спортивно-оздоровительного туризма
Тема 1. Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной ...
... в учебном процессе Ответ – а Тема 2. Концепция социально-медицинской деятельности в Российской Федерации ... консультирование; г. формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни Ответ – а ... навреди Ответ – г 5. Профилактика - это: а. государственная система по наблюдению и ... имеющий выраженные медицинские проблемы Ответ – а 3. К объектам медико-социальной работы относятся ...
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
Задание 3. Определить тип гипотезы.
Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти детей 6 – 7 лет при следующих условиях:
1) проведении подготовительной работы по совершенствованию устойчивости и концентрации внимания;
2) специальном обучении детей широкому спектру мнемических приемов;
3) активном использовании в этом процессе материальных средств в качестве опоры для запоминания;
4) осуществлении указанной работы путем поэтапного формирования умственного действия с последующим применением в качестве приемов запоминания.
Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования).
Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)
Структурные компоненты исследования:
1) внедрение результатов исследования в практику
2) определение практической значимости исследования
3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента
5) выбор и модификация методов
6) количественный анализ данных
7) обобщение результатов
8) формулирование гипотезы
9) проведение поисковых экспериментов
10) формулирование задач исследования
11) качественный анализ результатов
12) определение теоретической значимости исследования
13) формулирование цели исследования
14) изучение истории вопроса
15) нахождение и организация базы исследования
16) выбор объекта исследования
17) проведение контрольного этапа эксперимента
18) подготовка инструментария для исследования
19) определение предмета исследования
20) определение структуры исследования
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССАХ
Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.
1).
Психологического
А) Индивидуально-типические и индивидуальные особенности проявления свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Б) Психологические особенности внимания детей старшего дошкольного возраста
В) Внимание детей дошкольного возраста
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
2).
Педагогического
А) социальная адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения
Б) социальная адаптация в дошкольном возрасте
В) психолого-педагогические условия социальной адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
Задание 3. Определить тип гипотезы.
Если обучать детей 6-7 лет широкому спектру мнемических приемов, то существенно возрастут возможности детей в произвольном запоминании и припоминании.
Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования).
Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)
Структурные компоненты исследования:
1) внедрение результатов исследования в практику
2) определение практической значимости исследования
3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента
5) выбор и модификация методов
6) количественный анализ данных
7) обобщение результатов
8) формулирование гипотезы
9) проведение поисковых экспериментов
10) формулирование задач исследования
11) качественный анализ результатов
12) определение теоретической значимости исследования
13) формулирование цели исследования
14) изучение истории вопроса
15) нахождение и организация базы исследования
16) выбор объекта исследования
17) проведение контрольного этапа эксперимента
18) подготовка инструментария для исследования
19) определение предмета исследования
20) определение структуры исследования
Рекомендации по оформлению задания.
Внимание!!! В образце допущены ошибки.
Ранжирование структурных элементов студентом | 8, 10, 14, … | |
Распределение структурных элементов по этапам исследования | постановочный этап | 8, 10, 14 … |
собственно исследовательский этап | 9, 17 … | |
оформительско-внедренческий этап | 20, 1, … |
Задание 5. Оформить в таблице и рисунке нижеприведенные цифровые данные в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, сформулировать пояснение к представленным данным.
Распределение испытуемых по уровням развития психологической готовности к обучению в школе по итогам констатирующего и контрольного срезов (данные приведены в %)
Дети, посещающие ДОУ
уровень | Констатирующий срез | Контрольный срез |
Высокий | ||
Выше среднего | ||
Средний | ||
Ниже среднего | ||
низкий |
Дети, не посещающие ДОУ
уровень | Констатирующий срез | Контрольный срез |
Высокий | ||
Выше среднего | ||
Средний | ||
Ниже среднего | ||
низкий |
Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников в соответствии с предъявленными требованиями (по любой проблеме на выбор студента)
В список обязательно должны быть включены:
1) издания одного автора
2) издания двух и более авторов
3) издания под редакцией какого-либо автора
4) глава (раздел, статья) из издания под редакцией какого-либо автора
5) статьи из журнала
6) статья из сборника научных трудов (научных статей)
7) авторефераты диссертаций (если имеются в наличии по данной проблеме)
8) материалы, размещенные в сети интернет
Тема 4 Дюкина. Петрова. Мешкова.
Опросные методы
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОБОБЩЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.
1).
Психологического
А) Особенности развития познавательных интересов у детей 5 – 7 лет.
Б) Индивидуально-типические и индивидуальные особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В) Познавательная деятельность дошкольника, направляемая познавательным интересом.
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
2).
Педагогического
А) Совокупность дидактических условий, реализация которых в учебном процессе способствует целенаправленному формированию опыта творческой деятельности учащихся.
Б) Обучение, ориентированное на формирование творческой деятельности.
В) Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся.
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
Задание 3. Определить тип гипотезы.
Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти детей 6 – 7 лет при следующих условиях:
1) проведение подготовительной работы по совершенствованию устойчивости и концентрации внимания;
2) специальное обучение детей широкому спектру мнемических приемов;
3) активное использование в этом процессе материальных средств в качестве опоры для запоминания;
4) осуществление указанной работы путем поэтапного формирования умственного действия с последующим применением в качестве приемов запоминания.
Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования).
Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)
Структурные компоненты исследования:
1) внедрение результатов исследования в практику
2) определение практической значимости исследования
3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента
5) выбор и модификация методов
6) количественный анализ данных
7) обобщение результатов
8) формулирование гипотезы
9) проведение поисковых экспериментов
10) формулирование задач исследования
11) качественный анализ результатов
12) определение теоретической значимости исследования
13) формулирование цели исследования
14) изучение истории вопроса
15) нахождение и организация базы исследования
16) выбор объекта исследования
17) проведение контрольного этапа эксперимента
18) подготовка инструментария для исследования
19) определение предмета исследования
20) определение структуры исследования
Рекомендации по оформлению задания.
Внимание!!! В образце допущены ошибки.
Ранжирование структурных элементов студентом | 8, 10, 14, … | |
Распределение структурных элементов по этапам исследования | постановочный этап | 8, 10, 14 … |
собственно исследовательский этап | 9, 17 … | |
оформительско-внедренческий этап | 20, 1, … |
Задание 5. Оформить в таблице и рисунке нижеприведенные цифровые данные в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, сформулировать пояснение к представленным данным.
Распределение дошкольников по уровням развития психологической готовности к обучению в школе по итогам констатирующего и контрольного срезов
(данные приведены в %)
Контрольная группа
уровень | Констатирующий срез | Контрольный срез |
Высокий | ||
Выше среднего | ||
Средний | ||
Ниже среднего | ||
низкий |
Экспериментальная группа
уровень | Констатирующий срез | Контрольный срез |
Высокий | ||
Выше среднего | ||
Средний | ||
Ниже среднего | ||
низкий |
Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников в соответствии с предъявленными требованиями (по любой проблеме на выбор студента)
В список обязательно должны быть включены:
1) издания одного автора
2) издания двух и более авторов
3) издания под редакцией какого-либо автора
4) глава (раздел, статья) из издания под редакцией какого-либо автора
5) статьи из журнала
6) статья из сборника научных трудов (научных статей)
7) авторефераты диссертаций (если имеются в наличии по данной проблеме)
8) материалы, размещенные в сети интернет
Тема 5 Егорова. Пайкова
Проективные методы
Вопросы теоретической части
- Общая характеристика проективных методов, их отличие от тестов
- Основные виды проективных техник
- Особенности применения проективных методов в исследованиях детей дошкольного возраста
Основные понятия:проективные методы,вербальное и визуальное стимулирование, виды проективных техник: структурирования, конструирования, ассоциирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, импрессии, графические методики, ролевой метод, возможности применения для изучения детей.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.
1).
Психологического
А) Особенности развития мыслительных операций на разных ступенях дошкольного детства
Б) Возрастная динамика развития мыслительных операций в дошкольном возрасте.
В) Общевозрастные и специфические особенности развития мыслительных операций у дошкольников
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
2).
Педагогического
А) Процесс формирования познавательной активности детей 5-7 лет в ходе экспериментирования.
Б) Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста.
В) Формирование познавательной активности у детей 5-7 лет
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
Задание 3. Определить тип гипотезы.
Если специально обучать широкому спектру мнемических приемов и активно использовать в этом процессе материальные средства в качестве опоры для запоминания, то процесс совершенствования мнемической деятельности детей будет успешным для всех детей.
Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования).
Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)
Структурные компоненты исследования:
1) внедрение результатов исследования в практику
2) определение практической значимости исследования
3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента
5) выбор и модификация методов
6) количественный анализ данных
7) обобщение результатов
8) формулирование гипотезы
9) проведение поисковых экспериментов
10) формулирование задач исследования
11) качественный анализ результатов
12) определение теоретической значимости исследования
13) формулирование цели исследования
14) изучение истории вопроса
15) нахождение и организация базы исследования
16) выбор объекта исследования
17) проведение контрольного этапа эксперимента
18) подготовка инструментария для исследования
19) определение предмета исследования
20) определение структуры исследования
Рекомендации по оформлению задания.
Внимание!!! В образце допущены ошибки.
Ранжирование структурных элементов студентом | 8, 10, 14, … | |
Распределение структурных элементов по этапам исследования | постановочный этап | 8, 10, 14 … |
собственно исследовательский этап | 9, 17 … | |
оформительско-внедренческий этап | 20, 1, … |
Задание 5. Оформить в таблице и рисунке нижеприведенные цифровые данные в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, сформулировать пояснение к представленным данным.
Распределение по уровню социальной адаптации детей 6–7 лет в условиях интегрированного образовательного пространства до и после эксперимента (данные приведены в процентах)
Группа | Срез | Данные |
эксперимен-тальная | до эксперимента | высокий уровень – 34,1 средний уровень – 29,3 низкий уровень – 36,6 |
после эксперимента | высокий уровень – 86,7 средний уровень – 13,3 низкий уровень – 0 | |
контрольная | до эксперимента | высокий уровень – 35 средний уровень – 28,4 низкий уровень – 36,6 |
после эксперимента | высокий уровень – 39,3 средний уровень – 36,6 низкий уровень – 24,1 |
Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников в соответствии с предъявленными требованиями (по любой проблеме на выбор студента)
В список обязательно должны быть включены:
1) издания одного автора
2) издания двух и более авторов
3) издания под редакцией какого-либо автора
4) глава (раздел, статья) из издания под редакцией какого-либо автора
5) статьи из журнала
6) статья из сборника научных трудов (научных статей)
7) авторефераты диссертаций (если имеются в наличии по данной проблеме)
8) материалы, размещенные в сети интернет
Тема 6 Желтухина Матвеева
Социометрия в психолого-педагогическом исследовании
Вопросы теоретической части
- Общая характеристика социометрического метода
- Методика составления социограмм и социоматриц
- Специфика использования метода для изучения межличностных отношений дошкольников
Основные понятия: социометрический метод, назначение, правила и формы проведения; социометрические процедуры: выбор, социометрический критерий, социометрический шифр, социометрическая карточка; критерий; виды социометрических критериев: коммуникативные, гностические, двойные, одинарные, параметрические, непараметрические; социограмма; социометрические индексы: социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, взаимности выборов; процедура обработки данных, этапы: табличный (составление социоматрицы), графический (построение социограмм), индексологический (установление социометрических индексов); особенности применения социометрического метода в детской психологии и дошкольной педагогике.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.
1).
Психологического
А) Особенности поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Б) Индивидуально-типические и индивидуальные особенности поисковой деятельности старших дошкольников в аспекте ее компонентов.
В) Поисковая деятельность детей дошкольного возраста.
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
2).
Педагогического
А) Система профессиональной подготовки будущих воспитателей в педагогическом вузе.
Б) Подготовка будущих воспитателей к организации поисковой деятельности детей.
В) Педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку будущих воспитателей к организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
· объект – это ответ …
· предмет – это ответ …
· тема – это ответ …
Задание 3. Определить тип гипотезы.
Подготовка будущих воспитателей к организации поисковой деятельности дошкольников будет эффективна при реализации следующих условий:
1) введение в образовательный процесс спецкурса «Поисковая деятельность дошкольников: особенности и технологии развития»;
2) организация практической деятельности студентов по освоению методики доступных в дошкольном возрасте элементарных опытов;
3) подготовка студентов к организации предметной среды, способствующей развитию поисковой деятельности дошкольников.
Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования).
Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)
Структурные компоненты исследования:
1) внедрение результатов исследования в практику
2) определение практической значимости исследования
3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента
5) выбор и модификация методов
6) количественный анализ данных
7) обобщение результатов
8) формулирование гипотезы
9) проведение поисковых экспериментов
10) формулирование задач исследования
11) качественный анализ результатов
12) определение теоретической значимости исследования
13) формулирование цели исследования
14) изучение истории вопроса
15) нахождение и организация базы исследования
16) выбор объекта исследования
17) проведение контрольного этапа эксперимента
18) подготовка инструментария для исследования
19) определение предмета исследования
20) определение структуры исследования
Рекомендации по оформлению задания.
Внимание!!! В образце допущены ошибки
Ранжирование структурных элементов студентом | 8, 10, 14, … | |
Распределение структурных элементов по этапам исследования | постановочный этап | 8, 10, 14 … |
собственно исследовательский этап | 9, 17 … | |
оформительско-внедренческий этап | 20, 1, … |
Задание 5. Оформить в таблице и рисунке нижеприведенные цифровые данные в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, сформулировать пояснение к представленным данным.
Данные о динамике проявлений личностных качеств у детей 6-7 лет
по итогам формирующего эксперимента (данные приведены в баллах)
Группа | Этап | Данные |
эксперимен-тальная | констатирующий | инициативность – 4,8 осознанность – 5,1 автономность – 4,5 ответственность – 5,4 податливость к воздействиям – 5,4 |
контрольный | инициативность – 5,2 осознанность – 5,7 автономность – 5,1 ответственность – 5,5 податливость к воздействиям – 5,8 | |
контрольная | констатирующий | инициативность – 5,4 осознанность – 5,8 автономность – 5,6 ответственность – 6 податливость к воздействиям – 6,1 |
контрольный | инициативность – 5,4 осознанность – 5,9 автономность – 5,4 ответственность – 6,2 податливость к воздействиям – 6,3 |
Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников в соответствии с предъявленными требованиями (по любой проблеме на выбор студента)
В список обязательно должны быть включены:
1) издания одного автора
2) издания двух и более авторов
3) издания под редакцией какого-либо автора
4) глава (раздел, статья) из издания под редакцией какого-либо автора
5) статьи из журнала
6) статья из сборника научных трудов (научных статей)
7) авторефераты диссертаций (если имеются в наличии по данной проблеме)
8) материалы, размещенные в сети интернет
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
1. Баранова, Э. А. Психолого-педагогическое исследование в схемах и таблицах : учеб. пособие / Э. А. Баранова. – Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2011. – 144 с.
2. Баранова, Э. А. Технология выполнения выпускной квалификационной работы по психологии / Э. А. Баранова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 116 с.
3. Баранова, Э. А. Оформление студенческой исследовательской работы : учебно-методическое пособие / Э. А. Баранова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 55 с.
4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для вузов по спец. 050706 (031000) – Педагогика и психология; 050711 (0313000 – Социал. педагогика; 050701 (033400) – Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 320 с.
5. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – 6-е изд., испр. и доп.. – М. : Акад. проект, 2010. – 382 с.
6. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов по направлению и спец. психологии / В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2012. – 318 с.
7. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : [учеб. пособие для вузов по спец. 033400 (050701) – Педагогика] / В. И. Загвязинский. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2010. – 174 с. – (Профессионализм педагога).
8. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов по спец. 050706 (031000) – педагогика и психология; 050701 (0033400) – педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 207 с.
9. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учеб. [для вузов по направлению подгот. 050400 «Психол.-пед. образование» (уровень бакалавра) / В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского. – Москва : Академия, 2013. – 238 с. – (Высшее профессиональное образование. Психолого-педагогическое образование. Бакалавриат).
10. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2008. – 316 с.
11. Митина, О. В. Математические методы в психологии : практикум : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Психология» / О. В. Митина. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 237 с.
12. Руденко, А. М. Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр») / А. М. Руденко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 285 с.
13. Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие [для вузов по направлению 540600 (050700) Педагогика] / Л. А. Шипилина. – 6-е изд., стер. – Москва : Флинта : Наука, 2013. – 203 с.