Физиология высших мозговых функций

Сенсорные системы

Занятие 1 Общая физиология сенсорных систем

Термин сенсорная система, отличие от понятий орган чувств и анализатор (по И.П. Павлову).

Отделы анализатора по И.П. Павлову. Основные понятия в физиологии сенсорных систем: модальность (чувство) – совокупность сенсорных ощущений, возникающих при активации определенной сенсорной системы. Характеристики модальности – качество, количество, порог. Сенсорное ощущение (элемент сенсорного опыта), восприятие (комбинация сенсорных ощущений ), адекватные и неадекватные раздражители

Общий план строения сенсорных систем: многоуровневость (рецепторный, спинально-стволовой отдел, таламический отдел, корковый отдел), многоканальность, наличие воронок, принцип топической организации, наличие тормозных контуров, наличие обратной связи, надежность системы. Основные функции каждого отдела.

Виды рецепторов, их классификация и основные свойства: избирательность или специфичность, высокая чувствительность, широкий диапазон восприятия, низкая способность к аккомодации большинства рецепторов, итерация (способность к ритмической генерации импульсов возбуждения в ответ на однократное действие раздражителя), функциональная мобильность, адаптация. Регуляция чувствительности рецепторов.

Сенсорное преобразование. Этапы сенсорного преобразования (активация рецепторной молекулы, каскадное усиление, открывание/закрывание ионных каналов, возникновение рецепторного потенциала, возникновение ПД. Особенности генерации ПД в первичных и вторичных рецепторах. Количественная зависимость между интенсивностью раздражителя и величиной импульсации в афферентных волокнах. Закон Вебера—Фехнера. Рецептивное поле.

Кодирование информации в сенсорных системах: импульсное и безимпульсное, пространственное и временное преобразования. Характеристики раздражителей (пространственные, временные, качественные и количественные) и способы их кодирования. Принцип меченой линии. Принцип структуры ответа. Эфферентный контроль сенсорных систем.

Обработка информации в сенсорных системах: принцип восходящей иерархии. Особенности функционирования первичных, вторичных и ассоциативных зон коркового отдела. Механизмы распознавания знакомых образов. Восприятие цельного образа (гештальта): законы фона и фигуры, постоянства восприятия и трансформации образа. Воспринимаемый образ как продукт синтеза внешних раздражителей и внутреннего опыта. Иллюзии и их причины.

11 стр., 5092 слов

ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ ...

... 8. Функция вегетативной нервной системы. 9. Деление вегетативной нервной системы на парасимпатический и симпатический отделы, различие их влияния на основные органы. 10. Высшие (надсегментарные) ... нарушений челюстно-лицевого аппарата. Владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных ...

Зрительная сенсорная система

Основные структуры глаза и их назначение. Оптическая система глаза: преломляющие среды и их оптическая сила. Формирование изображения на сетчатке. Приспособление к разглядыванию приближенных и отдаленных предметов. Аномалии рефракции и их коррекция.

Сенсорное преобразование. Фоторецепторы сетчатки: палочки и колбочки. Зрительные пигменты, их преобразование при зрительном восприятии. Цветовое зрение: типы колбочек, их спектральная чувствительность. Спектральный диапазон видимого света. Основные и дополнительные цвета. Теории цветового зрения-трехкомпонентная и оппонентных цветов. Локализация палочек и колбочек в сетчатке. Центральное и периферическое зрение. Рецепторные поля и острота центрального и периферического зрения Нарушения цветового зрения. Нейронные контуры сетчатки.

Зрительные пути: к коре, к стволу, к супрахиазмальному ядру. Их назначение. Пути от сетчатки к зрительной коре. Корковые проекция половин сетчатки и полей зрения. Гемианопсии. Первичные и вторичные зрительные зоны.

Стволовые структуры управления вспомогательным аппаратом глаза: претектальные ядра, четверохолмие, ядро Вестфаля—Эдингера (Якубовича), ядра нервов глазных мышц, их взаимоотношения. Медиальный продольный пучок.

Аккомодационный рефлекс. Механизм изменения кривизны хрусталика. Рефлекторная дуга аккомодационного рефлекса.

Зрачковые рефлексы. Мышцы зрачка и их иннервация. Рефлекторные дуги зрачковых рефлексов. Световая и темновая адаптация глаза: роль зрачковых рефлексов и зрительных пигментов.

Движения глаз. Глазодвигательные мышцы и их иннервация. Основные движения глаз (фиксация взора, саккады, перенесение взора, реагирование на внезапный раздражитель, вестибулоокулярные рефлексы, нистагм. Нервные структуры и рефлекторные дуги, отвечающие за движения глаз.

Регуляция слезоотделения и движений век. Секреция и всасывание водянистой влаги.

Методы исследования зрительной системы: определение остроты зрения, полей зрения, цветового зрения.

Занятие 2 Частная физиология сенсорных систем

Слуховая сенсорная система

Характеристики звука – частота и сила. Диапазон воспринимаемых частот. Количественные характеристики силы звука – бел, децибел.

Дорецепторный отдел: наружное и среднее ухо. Основные структуры и их назначение. Передача звуковых колебаний к внутреннему уху. Воздушная и костная проводимость.

Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринт, эндолимфа и перилимфа. Строение улитки. Строение кортиева (спирального) органа. Сенсорное преобразование в кортиевом органе. Функции наружных и внутренних волосковых клеток.

Кодирование высоты звука: пространственное и временное. Кодирование силы звука. Бинауральный слух – значение для локализации звука

10 стр., 4509 слов

Пути совершенствования системы стимулирования труда

... команд по устранению выявленных отклонений и несогласований путем изменения фактических ли корректировки запрограммированных параметров системы, или того и другого вместе. В этом ... мотивов, обуславливающих поведение людей, создают достаточно стабильную мотивационную структуру. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловлена многими факторами: уровнем благосостояния, социальным ...

Слуховые пути. Функции стволовых структур и таламического отдела. Корковые слуховые отделы. Первичные и вторичные слуховые зоны.

Исследование слуха: тональная и речевая аудиометрия, исследование костной и воздушной проводимости.

Вестибулярная сенсорная система

Вестибулярные структуры внутреннего уха: отолитовый аппарат и полукружные каналы, их строение и функции. Возбуждение рецепторов вестибулярного аппарата. Восходящие вестибулярные пути. Вестибулоокулярные рефлексы. Центральная часть вестибулярной системы. Вестибулярные ядра, вестибулоспинальные пути и их роль в поддержании позы, равновесия и мышечного тонуса.

Вкусовая и обонятельная сенсорные системы

Вкусовая рецепция.. Первичные вкусовые ощущения. Вкусовые пути. Центральный отдел вкусовой системы.

Классификация запахов Обонятельные рецепторы и пути. Центральный отдел обонятельной системы. Физиологическая роль обоняния у человека.

Соматосенсорная система

Поверхностная чувствительность

Виды поверхностной чувствительности. Виды тактильной чувствительности. Рецепторы тактильной чувствительности, их характеристики, механизмы возбуждения, свойства тактильного восприятия. Терморецепторы. Болевая рецепция.

Пути и центры поверхностной чувствительности. Корковое представительство поверхностной чувствительности.

Проприоцептивная чувствительность

Основные проприорецепторы – мышечные веретена и тельца Гольджи. Пути проприоцептивной чувствительности к коре головного мозга и мозжечку. Значение мышечно-суставного чувства для двигательных реакций и их коррекции.

Висцеральная система

Виды висцеральной чувствительности. Нервы, проводящие разные виды висцеральной чувствительности. Значение висцеральной чувствительности.

Болевая чувствительность

Понятие боли. Физиологический смысл боли – поддержание целостности тканей. Боль как системная реакция организма: перцептуальный компонент, рефлекторная защитная двигательная реакция, активация ретикулярной формации, активация эмоциогенных зон гипоталамуса и лимбических структур, активация лобных и теменных областей коры, приводящие к формированию оборонительной мотивации и поведения.

Типы боли: по генезу – острая и хроническая, по характеру – эпикритическая и протопатическая, по локализации повреждаемых тканей —  соматическая (поверхностная и глубокая) и висцеральная, по локализации болевого ощущения — местная, проекционная, иррадиирующая и отраженная. Проводящие пути болевой чувствительности.

Антиноцицептивная система: назначение (функции: ограничительная, информационная, регуляция болевого порога), центры и медиаторы. Понятие болевого порога, его измерение (алгометрия), зависимость от генетических и фенотипических факторов.

10 стр., 4501 слов

Латерализация функций большого мозга

... а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая ... функцию [4]. Латерализация функций головного мозга - процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, ... Р.У. Сперри рассек все основные связи, соединяющие полушария больного, страдающего ... т.д. Например, развитие центральной нервной системы уже у плоских червей сопровождается ...

Программа для занятий по физиологии высших мозговых функций Общие принципы рефлекторной теории

Основные принципы рефлекторной теории: детерминизм и материализм. Их развитие в трудах Декарта, Сеченова, Шеррингтона и Павлова.

Павловская теория высшей нервной деятельности (внд)

Условные рефлексы и их отличия от безусловных. Условия выработки условных рефлексов. Условное торможение, условия его выработки, разновидности. Сигнальное значение условных рефлексов. Гибкое приспособление к действительности с помощью выработки и торможения условных рефлексов. Первая и вторая сигнальные системы.

Условнорефлекторный метод исследования высшей нервной деятельности. Основные законы ВНД по Павлову: наличие возбуждения, наличие торможения, движение возбуждения и торможения, их взаимная индукция, образование временных связей. Основа психических процессов — возбуждение определенных центров коры головного мозга. Представления И.П.Павлова о сне, гипнозе, типах ВНД (соотношение этих типов с темпераментами по Гиппократу), механизмах патологических состояний (экспериментальные неврозы).

Поведение

Определение поведения. Формы поведения: врожденные (тропизмы и таксисы, рефлексы, инстинкты) и приобретенные (связанные с научением)

Морфо-функциональная организация коры головного мозга

Модульная (корковые колонки) организация коры.

Иерархическая организация коры: первичные, вторичные и ассоциативные зоны и их взаимоотношения при формировании цельных образов.

Локализация основных корковых первичных и вторичных зон. Ассоциативные зоны коры — префронтальная, теменно-височно-затылочная, лимбическая. Межполушарная асимметрия.

Кора головного мозга и таламус.

Методы исследования работы головного мозга

Вызванные потенциалы, их происхождение, разновидности (слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные) и применение.

Электроэнцефалография (ЭЭГ).

Электроэнцефалографические ритмы, их параметры и происхождение.

Методы нейровизуализации: КТ, МРТ, функциональная МРТ, позитронно-эмиссионная томография. Исследование функциональной активности мозга методами нейровизуализации.

Активация мозга

Активирующие системы мозга. Восходящая активирующая ретикулярная система: строение, основные входы и выходы, функции. Роль в поддержании бодрствующего состояния. Взаимные связи с корой головного мозга. Специфические и неспецифические пути поступления афферентации в мозг. Другие активирующие системы ствола мозга (адренергическая и серотонинергическая).

Сон. Фазы и стадии сна. Структура сна. Представления о механизмах и значении сна. Сон как биоритм.

Эмоции и мотивации

Компоненты эмоций (субъективный и объективный), функции эмоций (мобилизационная, комунникационная, познавательная. Физиологический смысл эмоций. Потребности, мотивации и эмоции.

Лимбическая система: основные структуры и функции. Эмоциогенные зоны лимбической системы, их выявление методом самораздражения.

4 стр., 1624 слов

Строение и функции коры больших полушарий мозга

... 0,6%, межуточной 1,6%. Если представить себе кору мозга в виде единого покрова (плаща), одевающего поверхность полушарий, то основная центральная часть его составит новая кора, в то время как древняя, ... среднеклеточный слой III — ассоциативный, связывающий между собой различные корковые зоны Локализация функций в коре характеризуется динамичностью в силу того, что, с одной стороны, имеются строго ...

Роль среднего мозга в эмоциональном выражении.

Роль гипоталамуса в мотивационно-эмоциональном поведении

Гиппокамп: функции и последствия поражения

Миндалевидное тело: функции и последствия поражения

Познавательные функции

Научение

Научение и его роль в формировании адаптивного поведения. Формы научения: реактивное, оперантное, когнитивное. Формы реактивного научения. Привыкание и сенсибилизация. Импринтинг.

Классическое обусловливание: условные рефлексы и их отличия от безусловных. Условия выработки условных рефлексов.

Оперантное научение – метод проб и ошибок и социальное научение.

Когнитивное научение. Научение путем рассуждений.

Память

Основные виды памяти: кратковременная и долговременная, их особенности и механизмы. Условия оптимального запоминания. Извлечение и забывание. Моторная, словесная, образная и эмоциональная память. Роль отдельных структур мозга в запоминании.

Речь

Функции речи и формы речи. Речевые центры и их взаимодействие при разных формах речи. Афазии.

Лобные доли и исполнительные функции. Последствия повреждения лобных долей.

Контрольные вопросы первого уровня для занятия по ВМФ

  1. Что такое первичные, вторичные и ассоциативные зоны коры, какова локализация различных зон?
  2. Что такое условный рефлекс и чем он отличается от безусловного?
  3. Что такое условный и безусловный раздражитель?
  4. Что необходимо для формирования условных рефлексов ?
  5. В каких отделах мозга замыкается условнорефлекторная связь?
  6. Что такое условное и безусловное торможение?
  7. При каком главном условии вырабатывается условное торможение?
  8. Что такое долговременная и кратковременная память? Каковы их механизмы?
  9. Какова роль гиппокампа в процессах памяти?
  10. Каковы основные речевые центры и где они располагаются?
  11. Каковы основные структуры лимбической системы? Каковы основные функции лимбической системы?
  12. Что такое ЭЭГ
  13. Каковы основные ритмы ЭЭГ и их частотные характеристики?
  14. Для каких состояний характерны разные ритмы ЭЭГ?
  15. Что такое восходящая активирующая ретикулярная система? Какие структуры ее образуют? Какова ее функция?
  16. Что такое быстрый и медленный сон, в чем их различия?

Вопросы по физиологии сенсорных систем

  1. Основные понятия в физиологии сенсорных систем Значение сенсорных систем.
  2. Общий план строения сенсорных систем. Основные функции каждого отдела.
  3. Виды рецепторов, их классификация и основные свойства.
  4. Сенсорное преобразование. Этапы сенсорного преобразования Особенности генерации ПД в первичных и вторичных рецепторах.
  5. Количественная зависимость между силой раздражителя и величиной импульсации в афферентных волокнах. Закон Вебера—Фехнера. Рецепторное поле.
  6. Кодирование информации в сенсорных системах. Виды и способы кодирования Принцип меченой линии.
  7. Обработка информации в сенсорных системах: принцип восходящей иерархии. Эфферентный контроль сенсорных систем.
  8. Механизмы распознавания знакомых образов. Восприятие цельного образа (гештальта): законы фона и фигуры, постоянства восприятия и трансформации образа. Воспринимаемый образ как продукт синтеза внешних раздражителей и внутреннего опыта. Иллюзии и их причины.
  9. Основные структуры глаза и их назначение. Оптическая система глаза Формирование изображения на сетчатке.
  10. Приспособление к разглядыванию приближенных и отдаленных предметов. Аномалии рефракции и их коррекция.
  11. Сенсорное преобразование. Фоторецепторы сетчатки: палочки и колбочки, их локализация. Рецепторные поля и острота центрального и периферического зрения. Нейронные контуры сетчатки.
  12. Цветовое зрение: типы колбочек, их спектральная чувствительность. Спектральный диапазон видимого света. Основные и дополнительные цвета. Нарушения цветового зрения.
  13. Зрительные пути: к коре, к стволу, к супрахиазмальному ядру. Их назначение. Пути от сетчатки к зрительной коре. Корковые проекция половин сетчатки и полей зрения. Гемианопсии. Первичные и вторичные зрительные зоны.
  14. Аккомодационный рефлекс. Механизм изменения кривизны хрусталика. Рефлекторная дуга аккомодационного рефлекса.
  15. Зрачковые рефлексы. Рефлекторные дуги зрачковых рефлексов. Световая и темновая адаптация глаза: роль зрачковых рефлексов и зрительных пигментов.
  16. Движения глаз. Глазодвигательные мышцы и их иннервация. Основные движения глаз Нервные структуры и рефлекторные дуги, отвечающие за движения глаз.
  17. Регуляция слезоотделения и движений век. Секреция и всасывание водянистой влаги.
  18. Методы исследования зрительной системы: определение остроты зрения, полей зрения, цветового зрения.
  19. Характеристики звука – частота и сила. Диапазон воспринимаемых частот. Количественные характеристики силы звука – бел, децибел.

  20. Наружное и среднее и ухо. Основные структуры и их назначение.
  21. Внутреннее ухо: Строение кортиева (спирального) органа. Сенсорное преобразование в кортиевом органе. Функции наружных и внутренних волосковых клеток.
  22. Кодирование частоты и интенсивности звука
  23. Слуховые пути. Функции стволовых структур и таламического отдела. Корковые слуховые отделы. Первичные и вторичные слуховые зоны.
  24. Исследование слуха: тональная и речевая аудиометрия, исследование костной и воздушной проводимости.
  25. Вестибулярные структуры внутреннего уха: отолитовый аппарат и полукружные каналы, их строение и функции.

  26. Адекватные раздражители для возбуждения рецепторов вестибулярного аппарата. Вестибулоокулярные рефлексы.
  27. Вестибулярные ядра, вестибулоспинальные пути и их роль в поддержании позы, равновесия и мышечного тонуса.
  28. Вкусовая рецепция.. Первичные вкусовые ощущения. Вкусовые пути. Центральный отдел вкусовой системы.
  29. Классификация запахов Обонятельные рецепторы и пути. Центральный отдел обонятельной системы. Физиологическая роль обоняния у человека.
  30. Виды поверхностной чувствительности. Виды тактильной чувствительности.
  31. Рецепторы тактильной чувствительности, их характеристики, механизмы возбуждения, свойства тактильного восприятия.
  32. Терморецепторы. Болевая рецепция.
  33. Пути и центры поверхностной чувствительности. Корковое представительство поверхностной чувствительности.
  34. Основные виды проприорецепторов, их локализация, механизм восприятия
  35. Пути проприоцептивной чувствительности к коре головного мозга и мозжечку.
  36. Значение мышечно-суставного чувства для двигательных реакций и их коррекции.
  37. Виды висцеральной чувствительности.
  38. Нервы, проводящие разные виды висцеральной чувствительности.
  39. Значение висцеральной чувствительности.
  40. Физиологический смысл боли.
  41. Боль как системная реакция организма
  42. Виды боли. Пути ранней и поздней боли. Глубокая и поверхностная боль.
  43. Висцеральная боль: особенности, причины, пути проведения.
  44. Проекционная и отраженная боли, зоны Захарьина—Геда.
  45. Антиноцицептивная система: назначение, центры и медиаторы

Контрольные вопросы по вмф для устного опроса на коллоквиуме

  1. Основные принципы рефлекторной теории: детерминизм и материализм. Их развитие в трудах Декарта, Сеченова, Шеррингтона и Павлова.
  2. И.П. Павлов – основоположник учения о высшей нервной деятельности.

  3. Условнорефлекторный метод исследования высшей нервной деятельности. Условные рефлексы, их виды и отличия от безусловных.
  4. Условия и правила выработки условных рефлексов.
  5. Условное торможение, его разновидности и правила выработки.
  6. Сигнальное значение условных рефлексов. Гибкое приспособление к действительности с помощью выработки и торможения условных рефлексов. Первая и вторая сигнальные системы.
  7. Основные законы ВНД по Павлову: наличие возбуждения, наличие торможения, движение возбуждения и торможения, их взаимная индукция, образование временных связей. Основа психических процессов — возбуждение определенных центров коры головного мозга.
  8. Представления И.П. Павлова о сне, гипнозе, типах ВНД (соотношение этих типов с темпераментами по Гиппократу),
  9. Экспериментальные неврозы
  10. Поведение. Определение поведения. Формы поведения: врожденные (тропизмы и таксисы, рефлексы, инстинкты) и приобретенные (связанные с научением)

  11. Функциональная анатомия коры головного мозга. Модульная (корковые колонки) организация коры.

  12. Иерархическая организация коры: первичные, вторичные и ассоциативные зоны и их взаимоотношения при формировании цельных образов.
  13. Локализация основных корковых первичных и вторичных зон. Ассоциативные зоны коры. Функции и центры теменно-височно-затылочной ассоциативной зоны. Межполушарная асимметрия.
  14. Представления о методах исследования работы головного мозга.
  15. Вызванные потенциалы, их происхождение, разновидности (слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные).

    6 стр., 2783 слов

    Тема 1. Строение и функции спинного мозга. 4

    ... литература, прочие актуальные источники информации. 1. Строение и функции спинного мозга Спинной мозг состоит из 5 отделов: - шейный; - грудной; ... разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. Основные понятия, которыми оперирует теория консолидации и ... за наши способности запоминать и воспроизводить чувства, переживания, эмоции; в) топографическая память – отвечает за способность ...

    11 стр., 5335 слов

    Функции и роли преподавателя психологии в современных условиях

    ... 4. Проведение эмпирического исследования. 1. Теоретические основы изучения функции и роли преподавателя психологии 1.1 Преподавание психологии в современных условиях ... системно-организованное, многокомпонентное, многофункциональное психическое образование [2]. Данная система представляет собой структурно-функциональное единство когнитивного, эмоционально-ценностного, процессуально-деятельностного ...

    2 стр., 608 слов

    Функции и роли вожатого

    ... Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, выборы и альтернативы, распределит роли и задачи, установит правила, оценит успешность и даст инструкции. Способность ясно видеть ... Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие ...

    Значение для клиники.

  16. Электроэнцефалография (ЭЭГ).

    Электроэнцефалографические ритмы, их параметры и происхождение.

  17. Методы нейровизуализации: КТ, МРТ, функциональная МРТ, позитронно-эмиссионная томография. Исследование функциональной активности мозга методами нейровизуализации.
  18. Активирующие системы мозга. Восходящая активирующая ретикулярная система: строение, основные входы и выходы, функции. Роль в поддержании бодрствующего состояния. Взаимные связи с корой головного мозга. Специфические и неспецифические пути поступления афферентации в мозг. Другие активирующие системы (адренергическая и серотонинергическая).
  19. Сон. Структура сна. Фазы и стадии сна. Представления о механизмах и значении сна. Сон как биоритм.
  20. Эмоции и мотивации. Компоненты эмоций (субъективный и объективный), функции эмоций (мобилизационная, комунникационная, познавательная), физиологический смысл эмоций. Потребности, мотивации и эмоции.
  21. Лимбическая система: основные структуры и функции. Эмоциогенные зоны лимбической системы, их выявление методом самораздражения.
  22. Роль среднего мозга в эмоциональном выражении.
  23. Роль гипоталамуса в мотивационно-эмоциональном поведении
  24. Гиппокамп: функции и последствия поражения
  25. Миндалевидное тело: функции и последствия поражения
  26. Познавательные функции. Научение и его роль в формировании адаптивного поведения. Формы научения: реактивное, оперантное, когнитивное. Формы реактивного научения. Привыкание и сенсибилизация. Импринтинг.
  27. Оперантное научение – метод проб и ошибок и социальное научение.
  28. Когнитивное научение. Научение путем рассуждений.
  29. Память. Основные виды памяти: кратковременная и долговременная, их особенности и механизмы. Условия оптимального запоминания. Извлечение и забывание. Моторная, словесная, образная и эмоциональная память. Роль отдельных структур мозга в запоминании.
  30. Речь. Функции речи и формы речи. Речевые центры и их взаимодействие при разных формах речи. Афазии.
  31. Лобные доли и исполнительные функции. Последствия повреждения лобных долей.

10