Эффективность использования технологии обучения в сотрудничестве при изучении окружающего мира в начальной школе

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…7

1.1 Возникновение технологии обучения в сотрудничестве в российской школе……..7

1.2 Организация учебного сотрудничества в обучении младших школьников………12

1.3 Использование технологии обучения в сотрудничестве в процессе изучения окружающего мира в начальном общем образовании……………..22

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………….28

2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития коммуникативных УУД у учащихся младшего школьного возраста………..28

2.2 Формирующий эксперимент по выявлению эффективности использования технологии обучения в сотрудничестве при изучении окружающего мира 37

2.3 Контрольный эксперимент по определению уровня развития коммуникативных УУД учащихся младшего школьного возраста.……..…..60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….………………………………………………64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……….……………………………66

?

Введение

Актуальность исследования. «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий», обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

«Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную на повышение качества образования.»

««Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: возрастает объём учебного материала и глубина его понимания; на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость класса; растёт самокритичность; учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

10 стр., 4666 слов

Технология концентрированного обучения

... длительное взаимодействие и сотрудничество дуг с другом в процессе обучения). 1.3 Принципы технологии концентрированного обучения В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы, ... контрольной работы является педагогическая технология концентрированного обучения как специально организованный процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации ...

Следовательно, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального образовательного стандарта.»

На важность использования технологии обучения в сотрудничестве у младших школьников указывали Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

«Вопрос формирования у младших школьников умения общаться интересовал многих педагогов и педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.) в контексте обсуждения проблемы учебной деятельности: умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.»

Работы перечисленных авторов создают базу для обоснования необходимости использования технологии обучения в сотрудничестве в начальной школе. Однако до настоящего времени нет специальных исследований, посвященных изучению влияния данной технологии при изучении окружающего мира на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Отсюда возникает противоречие между объективной необходимостью в исследованиях подобного рода и недостаточной разработанностью механизмов такого влияния в педагогической и методической литературе.

С учётом выше обозначенного противоречия сформулирована проблема исследования: какова эффективность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе использования технологии обучения в сотрудничестве при изучении окружающего мира в начальной школе.

12 стр., 5946 слов

Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников ...

... учащихся составляет 25 человек. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной ...

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального образовательного стандарта.

Объект – процесс познания окружающего мира.

Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных УУД в процессе изучения окружающего мира.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать теоретические основы групповой работы в начальной школе;

2. «уточнить понятие» коммуникативных универсальных учебных действий и рассмотреть его виды, а также понятие «сотрудничество»;

3. определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся первых классов.

4. предложить мероприятия, направленные на формирование коммуникативные универсальные учебные действия в экспериментальной группе учащихся на этапе формирующего эксперимента в процессе изучения окружающего мира.

5. Провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной и экспериментальной группах.

Гипотеза исследования. Эффективность обучения и развития коммуникативных УУД учащихся на уроках окружающего мира может быть достигнута при следующих педагогических условиях:

— организации обучения с использованием малых групп сотрудничества, позволяющих значительно активизировать деятельность каждого ученика;

— определения роли и места обучения в малых группах сотрудничества в общей системе обучения;

— разработки комплекса упражнений/заданий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества.

База исследования МБОУ СОШ № 51 города Курска.

Методы исследования: теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный), диагностические, педагогический эксперимент, графическое отображение результатов и др.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

?

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Возникновение технологии обучения в сотрудничестве в российской школе

Технология обучения в сотрудничествевыделяется самостоятельным направлением в рамках личностно – ориентированных технологийи относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности ребенка, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

В советской педагогике всегда были учёные и практики, которые пытались решать актуальные проблемы педагогического процесса, изобретая при этом новые оригинальные методы и формы образования. Проблема несоответствия принципов образования цели имеет свою историю. Первым, кто предложил эффективные решения этой проблемы применительно к воспитательной работе был А.С. Макаренко. Он исследовал закономерности воспитания личности в коллективе. Макаренко разработал практические технологии воспитания и самовоспитания личности в коллективе, заложив основы нового направления в педагогической деятельности — сотрудничества педагога и воспитанников. В пятидесятые, в начале шестидесятых годов прошлого века, выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский публикует свои интереснейшие работы, которые повлияли на изменение содержания принципов обучения [Сухомлинский 2004]. Основа дидактических работ Сухомлинского — это создание программ развития основных учебных умений у учащихся и реализация их на уроках по всем предметам. Сухомлинский разработал методические основы сотрудничества на уроках. Наряду с этим, он переработал принципы, структуру и содержание воспитательной работы в школе, что позволило объединить учебную и воспитательную работу в единое целое, чего ранее не было до него. Идеи нового направления в педагогике — сотрудничества получили свое дальнейшее развитие и в настоящее время. На сегодняшний день достаточно много отечественной психолого-педагогической литературы, помогающей учителю освоить разные формы организации учебного сотрудничества: Г.А. Цукерман «Зачем детям учиться вместе», «Виды общения в обучении», В.К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении», А.Ю. Уваров «Кооперация в обучении: групповая работа», Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников» и другие. В своих руководствах для учителя Г.А. Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная (парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит и динамические пары (пары сменного состава), в книге А.Ю. Уварова подробно описаны разные методы кооперативного обучения. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и представлены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.Л. Волковым, Ц.П. Ивановым, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. Никитиным, Л.А. Никитиной, В.Ф. Шаталовым, М.Л. Щетининым и др.), педагогами-журналистами (В.М. Матвеевым и С.Л. Соловейчиком).

14 стр., 6798 слов

Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие учащихся

... обучения; - анализ работы учащихся; - беседа с учащимися и учителями 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Педагогические цели профессионального обучения Цели профессионального образования ... и методическую литературу по теме исследования. 2. Организовать исследовательскую работу. При реализации задач исследования использовались следующие методы: - изучение ...

Что же такое учебное сотрудничество? Новая учебная технология или способ организации обучения? Учебное сотрудничество как технология развивающего обучения разработана по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Учебное сотрудничество, по определению, данному Г. А. Цукерман, — это «взаимодействие, в котором учитель: а) создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действия, б) организует учебный материал так, чтобы ребёнок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому, в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании»….

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогика сотрудничества с каждым годом доказывает свою необходимость для достижения главной цели современного мира – создания нового гуманного общества, свободного от тоталитаризма и официоза. Педагогика сотрудничества стала основой для создания концепций личностно ориентированного образования в наши дни.

«Теоретическая значимость исследования заключается в следующем. Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных действий, пришли к выводу: овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость и в образовательном процессе и вне школы. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.»

13 стр., 6322 слов

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников

... успешность учебной деятельности младших школьников» Объектом исследования является мотивация учебной деятельности младших школьников Предметом исследования выступает влияние мотивации на успеваемость младших школьников. Цель исследования: изучить возможную зависимость успешности учебной деятельности младших школьников от мотивации. ...

«Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает педагогический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.»

«Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.»

«Практическая значимость исследования состоит в том, что нами разработаны: диагностическая программа, определяющая уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и позволяющая оценить эффективность исследуемого процесса; программа формирования коммуникативных универсальных действий у учащихся первых классов.»

«Материалы исследования могут широко применяться в практике работы общеобразовательных школ, при модернизации действующих в начальной школе учебных планов и программ, а также в системе повышения квалификации работников образования, в разработке спецкурсов и спецсеминаров.»

«Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на современные достижения педагогической, педагогической и методологической наук; обоснованной логикой исследования; выбором методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных учащихся младшего школьного возраста; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в образовательную практику начальных классов.»

«В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что меняющейся системе образования остро необходима новая концепция измерения и оценки. Предлагаемый методический комплекс, направленный на оценку развития УУД, следует рассматривать как первый шаг в данном направлении. Он нуждается в широкой апробации и соответствующей доработке — как по общей организации процедуры, так и по необходимому и достаточному набору заданий. Кроме того, продолжительное (а, следовательно, многократное) его применение неизбежно потребует создания параллельных версий.»

?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. — СПб., 2013.

Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.-№9 –с.31-35

Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 365 с.

5 стр., 2100 слов

Составление обобщающей таблицы «Основные этапы развития педагогики»

... высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» Кафедра педагогики Темы рефератов с медиа-презентацией по дисциплине «Психология и педагогика» 1. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. 2. Формирование мотивов деятельности школьников. 3. ...

Ю.Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Классный руководитель. 2009.-№ 3.- С.63-80.

Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 608 с.

Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – №3. – с.21-26.

Асмолов, А.Г. Педагогия личности: культурно-историческое понимание развития человека /А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2007. — 526 с.

Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11- 15

Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е.Д. Божович. -М.: МПСИ, 1999.-226 с.

Венгер А.Л. Педагогическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. — 159 с.

Венгер А.Л. Педагогические рисуночные тесты. / Венгер А.Л. – М.: Владос, 2009- 242с.

Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. — М.: Издатель Рассказов А.И., 2012. — 303 с.

Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман; М-во образования РФ; Департамент образования г. Москвы; Науч.-пед. обр-ние «Шк. самоопределения». — М.: Издат. дом «Новый учебник», 2013. — 313 с.

Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с.

Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 2000. — 362 с.

Журова, Л.Е. Особенности работы учителя в условиях эксперимента / Л.Е. Журова. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2012. — 32 с.

Загвязинский, В.И. Методология и методы педагого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханова. М.: Изд-во «Академия», 2006. — 208 с.

Занков, Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) / Л.В. Занков. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 401 с.

Зиновьева М.В. Профессионально – личностная готовность педагога- педагога к работе в рамках ФГОС нового поколения / Зиновьева М.В. // Справочник педагога- педагога. 2011.- №2. – с.4-12.

Кабардов, M.K. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы педагогии. 1996. -№ 1.-С. 34-44.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. -М.: Просвещение, 2010. 151 с.

Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет. / Коноваленко С.В. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 240с.

Карабанова, O.A. Возрастная педагогия / O.A. Карабанова. М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. -№4. -С. 3-31.

17 стр., 8434 слов

Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности

... виды; 2. Проанализировать психологические теории внимания; 3. Показать роль произвольного внимания в учебной деятельности младших школьников 4. Подобрать методики по диагностике и развитию произвольного внимания учащихся начальных ... связано это с тем, что родители не находят времени, чтобы еще до школы прочитать ребенку какую-нибудь книгу. Именно слушание и чтение формируют произвольное внимание, ...

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 39 с.

Курдюкова, H.A. Оценивание успешности учебной деятельности как педагого-педагогическая проблема: автор, дис. . канд. психол. наук / H.A. Курдюкова; Рос. госуд. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб, 1997. — 17 с.

Леонтьев, A.A. Педагогическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 2006. — 389 с.

Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, неуспешных в общении / Левицкая Ю.Л. // Справочник педагога педагога 2011. — №1. – с.41-49.

Лищинская, Л.Д. Формирование у шестилетних школьников самооценки как компонента учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук / Л.Д. Лищинская. -М., 1994.- 154 с.

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. М.: Педагогика, 1997. — 148 с.

Матис, Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе / Т.А. Матис // Начальная школа. 2002. — № 4 — С. 53 — 57.

Матюхина, М. В. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников Электронный ресурс. / М. В. Матюхина, Т.Ф. Иванова // Мир Педагогии: [портал]. [Б.м.], 2006. — Режим доступа: http: //psychology.net.ru.

Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации / Н.Г. Милованова // Начальная школа. 2009.-№6 –с. 23-28

Мурзина, Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. 2009. -№4. — С. 3 — 9.

Мухина, B.C. Возрастная педагогия / B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1992. -156 с.

Найн, А .Я. Контроль и оценка учебной деятельности обучаемых в процессе инноваций / А.Я. Найн // Инновации в образовании. — Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995.-С. 142-153.

Орлов, А.Б. Педагогия личности и сущности человека: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272 с.

Петерсон, Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Л.Г. Петерсон и др.. М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2006. — 92 с.

Разработка модели программы развития универсальных учебных действий Электронный ресурс. / А.Г. Асмолов [и др.]. Режим доступа: http: // standart.edu.ru./catalog.

Репкин, В.В. О системе педагого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности /В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Е.В. Заика // Вопросы педагогии.-1995.-№ 1.-С. 13-24.

Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. Томск: Пеленг, 1993.-61 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей педагогии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.

7 стр., 3047 слов

Ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя ...

... Задачи ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) Задачами учебной ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) бакалавров по направлению подготовки ... школьного возраста; современные образовательные технологии обучения детей в начальной школе; социокультурного и национально-регионального развития детей младшего школьного ...

Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.

Савва, Л.И. Развитие продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников: дис. . канд. пед. наук / Л.И. Савва; Челяб. госуд. ун-т. Челябинск, 1995. — 164 с.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Семаго Н.Я., Семаго М.М. – СПб.: Речь, 2011. – 384 с.

Сериков, В.В. Личностный подход в образовании, концепции и технологии / В.В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.

Симановский, А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации /А.Э. Симановский // Начальная школа плюс До и после—2003.— №6 — С. 30 — 33.

Симонов, В.П. Как уберечь начальную школу от внедрения псевдоноваций / В.П. Симонов, Е.Г. Черненко // Начальная школа. 2002. — № 8. — С. 56-63.

Симонов, В.П. Философия оценки. Мотивации десятибалльной системы / В.П. Симонов // Учительская газета. 2012.- 19 март (№ 12).- С.8 — 9

Слободчиков, В.И. Педагогия человека: введение в педагогию субъективности /В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: Школа-Пресс, 1995.-С. 171-176.

Смирнова, JI. Е. Оценивание как механизм развития познавательной активности школьников в процессе обучения: дис. . канд. пед. наук / JI.E. Смирнова; Ульян, госуд. ун-т. — Ульяновск, 2006. — 255 с.

Столин, В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева / В.В. Столин // А.Н. Леонтьев и современная педагогия / под ред. A.B. Запорожца и др. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 286 с.

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский.- Киев: Изд-во «Радянская школа», 2004.- 288 с.

Татьянченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование 2015- № 8.- С. 115 — 126.

Тейлор К. Педагогические тесты и упражнения для детей. Книга для педагогов и воспитателей / Тейлор К. – М., 2005 – 256с.

Трубайчук, T.B. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе: монография / JI.B. Трубайчук. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 242 с.

Усова, A.B. Учись самостоятельно учиться / A.B. Усова, В.А. Беликов. М.: Просвещение, 2003. — 126 с.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. — № 12.

Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников /Л.Ю. Фомина // Начальная школа плюс До и После 2013. — № 10. — С. 99-102.

Хуторской, A.B. Современные педагогические инновации на уроке Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. — №7. — Режим доступа: journal.

Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. 2007. — № 9. — С. 50 — 57.

Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. -М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. — 224 с.

Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. М.; Рига: ПЦ «Эксперт», 1999. — 133 с.

Чеснокова, И.И. Самосознание личности. Теоретические проблемы педагогии личности / И.И. Чеснокова М.: Просвещение, 2014. — 225 с.

4 стр., 1875 слов

Особенности развития пространственных представлений у младших ...

... ГЛАВА 1. Психолого – педагогические аспекты формирования пространственных представлений у младших школьников 1.1 Понятие пространственное представление. Структура пространственных представлений Материя, как объективная реальность ... др. являются важной стороной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе по математике. Обучение обследованию длины, высоты, ширина предметов должно быть ...

Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению./ Л.А. Шустова // Вопросы педагогии №2, 1990.- с.25-30

Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной педагогии / сост. Л.М. Семе-нюк; под ред. Д.И. Фельдштейна.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 26 — 31.

Эльконин, Д.Б. Педагогия обучения младших школьников / Д.Б. Эльконин//Избранные педагогические труды-М.:-Педагогика, 1999.- 560 с.

Юмашева, И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.А. Юмашева; Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург. — 2005. — 24 с.