Деловая игра: основные концептуальные положения

Введение

 

В современных условиях подготовка специалистов в условиях вузов будет тем эффективнее, чем активнее сами обучаемые будут включаться в педагогический процесс, становясь тем самым полноправными субъектами учебной деятельности. Активность, в свою очередь, предполагает поэтапный выход слушателей и курсантов за пределы своего жизненного, учебного опыта, сформированного при репродукции знания, т.е. простого их воспроизведения. Как правило, такие знания, после их успешной сдачи на экзамене (зачете), столь же «успешно» забывается. Такой репродуктивный подход имеет существенные изъяны, особенно при изучении философии, как основы мировоззрения обучаемых, успешности их учебной и профессиональной деятельности.

Не секрет, что достаточно большая часть абитуриентов, поступающих в Академию, приходят сюда со слабой общей подготовкой, несформированным, эклектичным мировоззрением, неупорядоченным мышлением, без четких, осознанных личностных и профессиональных целей и ценностей, с потребительским отношением к жизни. И это – не столько вина, сколько беда обучаемых, и наша задача состоит в том, чтобы победить эту беду.

Для этого настоятельно необходимо, чтобы получаемые курсантами знания с первых дней обучения в Академии проходили сквозь сознание курсантов, преобразовывались («свертывались» и «развертывались»), включались в их учебную, а затем и профессиональную деятельность (опредмечивались), становясь их внутренним достоянием, категорическим императивом деятельности.

Одним из средств перехода от репродуктивного знания к продуктивному является разрушение стереотипов «линейного» мышления обучаемых, снятие когнитивных барьеров, неуверенности в себе, преодоление других негативных факторов учебно-воспитательного процесса, достигаемые с помощью деловой игры.

Раскрытию содержательной и методической стороны деловой игры на примере дисциплины «Философия» и будет посвящено это пособие.

 

 

Деловая игра: основные концептуальные положения

Игра определяется как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение обще­ственного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных дейст­вий, в предметах науки и культу­ры. В игре как особом, исторически возникшем виде общественной прак­тики воспроизводятся нормы чело­веческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает по­знание и усвоение предметной и социальной действительности, ин­теллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

9 стр., 4228 слов

Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе

... СССР, учебными планами и программами, рекомендациями учебных отделов и кафедр, указаниями руководства вуза. Основное содержание деятельности преподавателя вуза сводится к выполнению им следующих функций: обучающего: преподаватель передает знания, формирует ...

Феномен игры изучается в философии, психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления, педагоги­ке и в других науках, находит свое отражение в литературе, и имеет длительную историю.

Так, древнегреческие философы Гераклит, Платон, Плотин считали игру способом сотворения и существования мира. В. Шекспир рассуждал о мире как театре и людях-актерах, играющих разные роли. А по мысли Ф. Шиллера, человек бывает вполне чело­веком лишь тогда, когда играет.

Попытку систематического изучения игры была предпринята в конце XIX в. немецким ученым К. Гроссом с позиции теории «предупражнения» инстинк­тов применительно к будущим ус­ловиям борьбы за существование.

Не­мецкий психолог К. Бюлер опреде­лял игру как деятельность, совер­шаемую ради получения «функци­онального удовольствия»; представители психоанализа, в свою очередь, видели в игре выражение глу­бинных инстинктов или влечений.

По мысли голландского культуролога И. Хейзинги, подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, и по сути, культура вырастает из игры.

В отечественной науке тео­рию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разраба­тывали Е. А. Аркин, Л. С. Выгот­ский, А. Н. Леонтьев и др.

Психолог Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой скла­дывается и совершенствуется уп­равление поведением человека. Отличитель­ными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся си­туации, в которых оказывается объ­ект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление дей­ствий к новой ситуации. В струк­туру игры входят: роли, взя­тые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реаль­ных предметов игровыми, услов­ными; реальные отношения между играющими.

Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. Сюжетом игры пред­стает воспроизводимая в ней об­ласть действительности; содержа­нием игры выступает то, что воспроизводится участниками в качестве глав­ного момента деятельности и отно­шений между ними.

Характерной особен­ностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий вы­полняет реальную деятельность, осуществление которой требует дей­ствий, связанных с решением впол­не конкретных, часто нестандарт­ных задач, с другой — ряд мо­ментов этой деятельности носит условный характер, позволяю­щий отвлечься от реальной ситуа­ции с ее ответственностью и мно­гочисленными привходящими об­стоятельствами. Двуплановость обу­словливает развивающий эф­фект игры.

По своей сути деловая игра — это форма вос­создания, расширения и углубления предметного и социаль­ного содержания профессиональ­ной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Проведение деловой игры представляет собой развер­тывание особой (игровой) деятельности участников, на имита­ционной модели воссоздающей условия и динамику различных сторон практической, в том числе профессиональной, деятельности. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоз­дается в игре и каковы цели уча­стников, различают учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные, активизирующие, эвристические и другие деловые игры.

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... так и со скромными возможностями; как любителя традиционного отдыха, так и экстремала. Деловая игра «Сокращение кадров» Время на проведение: 40 минут Постановка задачи Проиллюстрировать некоторые ... сокращению кадров, определить задачи менеджеров по управлению персоналом в такой ситуации. Описание деловой игры Завод расположен в небольшом городе. Генеральный директор и его заместитель проводят ...

Деловые игры получили широкое распространение в связи с задачами по совершенствованию управления, принятия производственных решений, подго­товки и повышения квалификации кадров.

Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей или выполняемой про­фессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адек­ватные по сравнению с традици­онным обучением условия форми­рования личности специалиста (руководителя).

Другими словами, в условиях деловой игры усвоение нового знания, осознание собственных управленческих «ресурсов», повышение компетентности в общении, совершенствование культуры принятия и реализации управленческих решений накладывается на канву деятель­ности человека. При этом обучение приобретает сов­местный, коллективный характер. Развитие личности специалиста (руководителя) осу­ществляется в результате подчи­нения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком «контекстном» обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке.

Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников деловой игры обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогиче­ского общения на материале проб­лемно представленного содержа­ния деловой игры.

Организация деловых игр как коллективной деятельности базируется на ряде принципов: деятельностного опосредования; активности; равенства позиций ведущего и играющего; обеспечения обратной связи в ходе занятий; «здесь и теперь»; доверительного общения; формирования и реализации исследовательской позиции участника занятий.

Разновидностью деловой игры является ролевая игра, которая направлена, как правило, на формирование у обучающихся умений выбирать тактику поведения, действий, выполнять функции и обязанности конкретного лица. При этом остальные участники выполняют роли зрителей-экспертов.

После разыгрывания сюжета проводится обсуждение увиденного. Цель данного обсуждения состоит в том, чтобы упростить, сделать очевидными, более понятными взаимоотношения героев ролевой игры, мотивы их поведения, нормы, которым они следуют. Такая игра включает в себя 2 этапа (организационно-подготовительный этап; этап ролевой игры (игровая имитация)).

Организационно-подготовительный этап включает в себя:

— обоснование выбора темы занятий, подлежащей изучению с использованием игровых методов (иг­ровое моделирование) (определение ведущего метода игрового обучения; составление основного игрового сюжета, подготовка системы проблемных ситуаций для игровых фрагментов);

— определение педагогического замысла игрового занятия (сценарий) (определение по­следовательности игровых и неигровых фрагментов прак­тического занятия; назначение органов управления игровой учебной (позна­ва­тельной) деятельностью, назначение экспертов; написание плана проведения пра­­­к­тического занятия методом разыгрывания ролей).

Этап ролевой игры включает в себя:

— установку на игру (использование ролевого предписания и правил игры и отработка учебного материала и дидактических проблем в неигровых фрагментах занятий);

— психолого-педагогическую разминку и включение в работу экспертных групп (имитация конкретной деятельности на базе игровой модели с помощью разыгрывания основного игрового сюжета и проблемных ситуаций).

11 стр., 5317 слов

Философия образования и науки 2

... к обнаружению недостаточно исследованных проблем философии образования инауки. Владетьтерминологией современной философии образования и науки, грамотно ... Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных и компьютерных презентаций ... анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, ...

Собственно деловая игра используется для решения комплексных задач в целях усвоения нового и закрепления пройденного материала.

Технология деловой игры состоит из ряда этапов.

1. Этап подготовки. При подготовке деловой игры разрабатывается сценарий, в котором условно описаны ситуации и объект. В сценарии отражается учебная цель занятия и описание проблемы, обосновывается поставленная задача, предлагается план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и основные характеристики действующих лиц. При необходимости в сценарий могут включаться и другие компоненты (например, варианты домашнего задания, вопросы для подготовки к занятию, ожидаемые результаты и т.п.).

Следует, однако, иметь в виду, что сценарий – это рабочий документ, который должен быть компактным, не перегруженным дополнительной информацией.

После разработки сценария осуществляется ввод в игру, производится ориентация в ней участников и экспертов, определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбор ситуации, выдаются рабочие материалы, инструкции, вводятся правила и дополнительные ограничения.

На данном этапе допускаются предварительные контакты между участниками различных групп; предлагается не отказываться от полученной роли, не выходить из игры (пассивно относиться к игре), не подавлять чью-либо активность, не нарушать регламент и этику поведения.

2. Этап проведения – непосредственно сама игра. В процессе игры, в зависимости от ее цели и задач, по договоренности с участниками используются активизирующие методы обучения (групповая дискуссия, мозговой штурм, консультации с педагогом).

В зависимости от содержания деловой игры вводятся различные типы позиций (ролей) участников. Они сведены, как минимум, в 3 группы (позиции по отношению к содержанию работы в группе; организационные позиции; основные социально-психологические позиции).

Сюда могут включаться и мировоззренческие позиции (например, идеалист и материалист).

3. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры включает выступления экспертов, обмен мнениями, защиту участниками игры своих решений и выводов.

На заключительном этапе важная роль отводится рефлексии процессов, происходящих при групповой работе (через вопросы: «Что нового вы узнали?», «Как можно использовать полученные знания в условиях реальной профессиональной деятельности?» и др.).

Конкретное наполнение описанной нами структуры деловой игры соответствующим содержанием зависит как от отношения педагога к деловой игре вообще и уровнем его готовности к игре в частности, так и категорией обучающихся, их типологическими и индивидуальными особенностями.

Очевидно, что при любых обстоятельствах особая ответственность за планирование, ход и исход деловой игры ложится на ее инициатора, а подготовка к игре требует значительных затрат времени.

Проведение традиционной деловой игры занимает достаточно длительное время (от 6 часов до 2-3 дней) и требует привлечения для этого нескольких педагогов. Традиционные же семинарские и практические занятия ограничены 2-4 часами учебного времени, поэтому на них целесообразно использовать отдельные элементы деловых игр в сочетании с иными (традиционными и инновационными) педагогическими технологиями.

5 стр., 2486 слов

Философия. Билеты (16-20)

... волюнтаризма, во взглядах С.Кьеркегора, положившего первые камни в основание экзистенциальной философии. В "философии жизни", основы которой заложил еще Ф.Ницше и которая получает ... выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое "озарение", ...

Методика проведения деловой игры по философии

Данный вопрос рассмотрим на примере обучающей деловой игры по философии по теме «Западная философия 20 в.» с курсантами 2 факультета. Основным содержанием данной темы является анализ основных концептуальных положений представителей экзистенциализма и неопозитивизма. Напомним их основное содержание (по материалам лекций Киричека А.В.).

Экзистенциализм, как известно, относится к софийной линии в философии, неопозитивизм– к эпистемной.

Впервые термин “экзистенциализм” появился в конце 20-х годов 20-го века. На русский язык его можно перевести как “учение о существовании” или “философия существования”. Однако здесь имеется в виду не любое существование, а существование человека, поскольку именно человек и составляет средоточие, единственный предмет этой философии. При этом весь мир рассматривается в связи с существованием человека, сквозь призму его сознания. Экзистенциализм поэтому весьма близок к субъективизму, его не интересует мир сам по себе, ему интерес мир таким, каким он воспринимается человеком, будь это мир внешний или мир внутренний.[1]

Ведущими представителями экзистенциализма в Германии были Карл Ясперс (1901 — 1976) и Мартин Хайдеггер (1889 — 1977), во Франции — Жан-Поль Сартр (1905 -1980) и Альбер Камю (1913 — 1960).

Среди русских философов наиболее близки к экзистенциализму были Николай Бердяев (1874 — 1947) и Лев Шестов (1888 — 1938).

Следует отметить, что идеи и понятия, созвучные экзистенциализму, существовали в философии и раньше. Их, например, можно без труда отыскать в философии Блеза Паскаля (1632 -1671), Фридриха Ницше (1844 — 1900), Серёна Киркегора (1813 — 1855).

Последний оказал на становление экзистенциалистской философии наиболее сильное влияние, его справедливо считают “духовным отцом” экзистенциализма.

В центре внимания философов-экзистенциалистов находятся наиболее острые, сущностные, смысло-жизненные вопросы человеческого существования, к числу которых можно отнести “вину” и “ответственность”, “свободу” и “экзистенциальный выбор”, “смерть” и “отчаяние”, “одиночество” и “заброшенность”, “любовь” и “абсурд жизни”. Эти проблемы рассматриваются экзистенциалистами в качестве важнейших проблем философии.

Причудливые и запутанные категориальные построения экзистенциалистов (таков, например, фундаментальный трактат Ж.-П. Сартра “Бытие и ничто”, отличающийся крайней сложностью языка) свободно воплощались в художественной прозе (роман Сартра “Тошнота”, романы А.Камю “Посторонний”, “Чума”), драматургии (пьесы Сартра “Мухи”, “Дьявол и господь бог”), популярных философских эссе ( “Экзистенциализм — это гуманизм” Сартра, “Миф о Сизифе, или эссе об абсурде” Камю).

Неудивительно, что к середине 40-х годов 20-го века экзистенциализм стал очень популярен (особенно во Франции), быть (точнее, именовать себя) “экзистенциалистом” стало даже модным.

Популярность экзистенциализма именно в это время связана с тем, что именно “философия существования” наиболее глубоко и полно отразила трагическую эпоху, эпоху двух мировых войн, предельно обнаживших хрупкость человеческого бытия в мире.

Основные положения экзистенциализма состоят в следующем:

1. “Существование предшествует сущности (человека)”. Согласно Сартру, “есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности… и этим бытием является человек”. “Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется”.[2] Поскольку человек первоначально из себя ничего не представляет, то нет и никакой природы человека. Человек становится человеком лишь впоследствии, но становится он таким, “каким он сделает себя сам”[3].

2. Человек обладает абсолютной свободой и абсолютной ответственностью. Это положение вытекает из предыдущего: поскольку человек делает себя сам, постольку он несет полную ответственность за свое существование. Мы выбираем себя совершенно свободно, в этом выборе нам не на что опереться, поэтому экзистенциалисты утверждают, что “человек заброшен”[4]. Человек “осужден быть свободным”[5], он отвечает за всё, что с ним происходит, в том числе за свои страсти. Ничто и никто не может оправдать человека: ни состояние болезни, ни состояние обморока не могут явиться оправданием поступков, поскольку сам человек выбирает свои состояния.

3. “Человек — это тревога”.[6] Тревога рассматривается в экзистенциализме как неизбежный спутник, атрибут человеческого бытия. Человек не может не испытывать тревоги, поскольку выбирая за себя, он одновременно выбирает и за других, он выбирает не только свое собственное бытие, но также является законодателем, утверждающим ценность своего выбора для всего человечества. Одним словом, экзистенциалисты возлагают на личность груз ответственности за всё человечество, от чего человек просто не может не тревожиться.

4. “Человек есть совокупность своих поступков”[7]. Экзистенциализм исходит из того, что “человек существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет.”… в счёт идет только реальность, мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно.”[8]

5. “Чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого”.[9] Поскольку исходным пунктом экзистенциализма является субъективность человека, картезианское cogito, постольку существует опасность превращения экзистенциализма в субъективный идеализм, в солипсизм. Чтобы избежать этого, постулируется необходимость бытия другого человека (именно постулируется, а не выводится!).

“В противоположность философии Декарта, в противоположность философии Канта, через “я мыслю” мы постигаем себя перед лицом другого, и другой так же достоверен для нас, как мы сами.”[10] Несмотря на то, что из декартовского cogito никак логически не вывести достоверность бытия другого ( поэтому Сартр, делая такой вывод, поступает здесь нечестно, нарушает логику, прибегая к уловке), сама идея о том, что лишь через другого мы можем познать себя (можно сказать, смотрясь в другого как в зеркало) представляется значимой и сущностно верной.

6. Переживание — окно в подлинный мир. Примыкая к философскому иррационализму, экзистенциализм, хотя и не отбрасывает разум, тем не менее полагает, что именно чувства позволяют нам понять самих себя, свою глубинную сущность или самость.

7. Подлинная сущность человека открывается в пограничных ситуациях. Пограничная ситуация — это ситуация экзистенциального выбора, возникающая перед лицом угрозы смерти, на границе смерти и жизни, когда человек испытывает отчаяние, страх, тревогу или одиночество. Именно в такие моменты жизни человек сталкивается со своей самостью, может познать её.

Несмотря на то, что сегодня экзистенциализм как направление в философии уже не существует, что нет выдающихся философов-экзистенциалистов, даже Жан-Поль Сартр в начале 60-х годов перешел от экзистенциализма к марксизму, несмотря на всё это, экзистенциализм далеко не умер, его идеи продолжают жить и приносить пользу людям. Прежде всего, речь идёт о психотерапии, значительная часть направлений которой базируется на экзистенциалистских принципах, описанных выше. К числу таких направлений можно без сомнения отнести не только экзистенциальный психоанализ и экзистенциальную психотерапию, но и логотерапию Виктора Франкла, личностно-ориентированную терапию Карла Роджерса, гештальт-терапию Фрица Перлза и др.

Например, главный, основной вопрос, который задают гештальт-терапевты своим клиентам звучит так: “Что ты чувствуешь?” (реализация принципа главенства переживания над разумом), полагая, что человек сам ответственен за всё, что с ним происходит, они не спрашивают: “Почему тебе плохо?”, но спрашивают “Зачем ты себе делаешь плохо?”, “Зачем ты себя обижаешь?”, “Зачем ты себя винишь?” и т. п. Вся групповая психотерапия опирается на принцип обратной связи, аналогичный положению о “значимости другого”. Обратная связь — это то, что говорят другие в ответ на мои чувства, которые я выражаю в ходе сеанса терапии. Благодаря обратной связи человек начинает лучше понимать себя, узнавать свои ранее неведомые стороны, принимать себя, свои чувства и мысли.

Одним словом, экзистенциализм из академической философии превратился в подлинно жизненную философии, способную помочь многим людям в их трудных странствиях по жизни.

Неопозитивизм — одно из основных направлений философии 20 века, 3-я историческая форма позитивизма. Основные идеи восходят к позитивизму О.Конта, эмпириокритицизму Э. Маха и Р. Авенариуса, к эмпиризму и феноменализму Дж. Беркли и Д. Юма. Неопозитивизм появляется в 20-е годы 20-го века, а завершает свое развитие в 60-е – 70-е годы, уступая место постпозитивизму. На Западе часто неопозитивизм называется аналитической философией.

Исторически первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм.Он начал складываться с 1922 года, когда австрийский физик Мориц Шлик (1882 – 1936), немецкие логики Рудольф Карнап (1891 – 1970) и Ханс Рейхенбах (1891 – 1953), австрийский социолог Отто Нейрат (1882 – 1945) и др. организовали Венский лингвистический кружок.

Логический позитивисты попытались соединить эмпиризм, основанный на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания, языка науки. Конечной целью такого анализа было освобождение науки от «метафизики», т.е. от всего того, что непосредственно не наблюдается в чувственном опыте (в этом и состоит принцип верификации, гласящий, что «истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными»).

Неопозитивисты резко выступили против традиционной философии. По их мнению, большинство философских проблем либо бессмысленны, либо неразрешимы, а основным философским понятиям (таким, как материя, Бог, совесть, добро и пр.) в нашем опыте ничего не соответствует. Философия для них – не имеет своего собственного предмета. Если она и возможна, то только как особый род деятельности по анализу языка науки. Цель такой деятельности – исключить из науки все рассуждения, не имеющие смысла, все псевдопроблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка, нарушения его логических правил. Также неопозитивисты стремились к построению идеальных логических моделей осмысленного рассуждения. Идеальным средством такой деятельности они считают аппарат математической логики, разработанный в 20-м веке.

Равным образом, неопозитивисты скептически относились и к религии, и к искусству, а возвышали только одну науку. Только наука, полагали они, дает истинное знание, только на основе науке можно решать все проблемы, как технические, так и социальные, человеческие. Поэтому позитивизм – это также сциентизм, т.е. вера в науку, в то, что наука – единственно достоверный способ познания мира.

Реализация неопозитивистской программы не привела к ожидаемому результату – очищению науки от «метафизики». Оказалось, что при последовательном проведении аналитической работы в разряд бессмысленных попадают основные понятия науки (энергия, сила, поле и др.), без которых наука рассыпается.

И хотя логические позитивисты довольно скоро отказались от принципа верификации, от тезиса о сводимости научного знания к эмпирически данному, всё равно к 60-м годам 20-го века эта разновидность неопозитивизма перестала существовать.

Другая разновидность неопозитивизма – философия лингвистического анализа– оказалась более продуктивной и успешно существует и сегодня. У истоков этого направления стоял австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951). В 1921 году он издал «Логико-философский трактат», который принес ему всемирную известность. Идеи трактата в целом соответствуют взглядам деятелей Венского кружка: критика метафизики, сведение философии к аналитической деятельности.

После публикации «Трактата» Витгенштейн на несколько лет отходит от философии, работая простым школьным учителем в отдаленных деревнях Нижней Австрии; это занятие давало ему тот единственный доход, который он имел, ибо от своего богатого наследства он отказался в пользу нуждающихся деятелей австрийской культуры. В конце 1920-х гг. Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придает им значение.

В 1939 Витгенштейн занял должность профессора философии в Кембриджском университете. Во время 2-й мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. Осенью 1944 вернулся в Кембридж, где занимал кафедру философии до конца 1947.

В главном произведении позднего периода — «Философских исследованиях»(опубликованы посмертно в 1953) — философия трактуется как активность, направленная на прояснение языковых выражений любого типа. Задача философа сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа языка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевания, распутывание всевозможных языковых ловушек и т.п. Философ не должен пытаться выявить внутреннюю сущность языка, ибо таковой не существует. Его задача — описывать и выявлять границы «языковых игр».

В лингвистической философии, таким образом, основной акцент делается на анализе не искусственных, формально-логических или научных, а естественных языков, языка повседневного, обыденного общения.

И хотя представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки, а через них оказали влияние и на современную информатику, их программа в целом потерпела крах. Неопозитивисты так и не смогли отыскать единые критерии, на основе которых осмысленные высказывания отделялись бы от бессмысленных, истинные значения – от мнимых. В конце концов, решение задачи, которую ставили перед собой неопозитивисты и аналитики (искоренение философских проблем) должно было бы привести к уничтожению всякой философской деятельности, в том числе и аналитической.

Оказалось, что «…невозможно… доказать, что данное выражение является естественным, метафора – соответствующей, вопрос – имеющим смысл (или таким, на который нельзя ответить), сочетание слов – осмысленным (или лишенным смысла)… Утверждение о том, что метафизика – нонсенс, само является нонсенсом» (Вайсман).

Таким образом, представление неопозитивистов о возможности устранить из науки специфически философскую мировоззренческую проблематику и превратить философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось мифом.

Очевидно, что в готовиться по оригинальным работам представителей рассматриваемых направлений курсантам 2 курса проблематично (отсутствуют в библиотеке ЗУБ «Нагорное»), поэтому, наряду с материалами лекции, целесообразно готовиться по критическим работам. Так, в учебном пособии по западной философии для студентов и аспирантов философских факультетов университетов под редакцией А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского (1978) авторы предлагают следующую схему изложения материала по теме, которая обобщена нами в таблице № 2.

 

Таблица № 2

Схема подготовки выступлений по теме семинара (деловой игры)

 

Направления в западной философии 20 в.
Экзистенциализм Неопозитивизм
1. Возникновение, истоки и сущность экзистенциализма в Германии 1. Возникновение и источники неопозитивизма
1.1. Основные представители 1.1. Особенности логического позитивизма
1.2. Идейные истоки экзистенциализма 1.2. Идейные предпосылки неопозитивизма
1.3. Гносеологические и социальные источники экзистенциализма 1.3. Теоретические источники неопозитивизма
1.4. Философская сущность экзистенциализма 1.4. Возникновение логического позитивизма.
2. Экзистенциализм М. Хайдеггера 2. Неопозитивистская трактовка предмета философии
2.1. Феноменологический метод Хайдеггера. Герменевтика 2.1. Борьба против метафизики
2.2. Бытие человека и его онтологическая структура 2.3. Подлинный и неподлинный способ человеческого существования 2.4. «Феномен страха» и смерть 2.5. «Поворот» и 2-й период философского развития Хайдеггера 2.6. Метафизика и герменевтика 2.7. Обезбоженность и миф 2.2. Проблема философии и практики
 
 
 
 
 
3. «Философия существования» К. Ясперса 3. Анализ и проблема значения
3.1. Критика Ясперсом позитивизма и идеализма 3.1. Анализ в символической логике
3.2. Экзистенция и трансценденция 3.2. Анализ и проблема значения
3.3. Экзистенция и свобода 3.3. Значение как способ проверки
3.4. Разум, экзистенция и «объемлющее» 3.4. Значение как реакция на знак
3.5. Экзистенциальная коммуникация 3.6. Истина как сообщаемость. Релятивистская теория Ясперса 3.7. Историчность экзистенции. Пограничная ситуация 3.8. Религиозный смысл философии истории Ясперса 3.9. Социально-политические воззрения Ясперса 3.5. Значение как структура сочетаний знаков
 
 
 
 
4. Общие черты экзистенциализма во Франции 4. Основные принципы гносеологии
4.1. Религиозный экзистенциализм Г. Марселя 4.1. Два понятия истинности
4.2. Иррационализм Марселя 4.2. Что такое факт?
4.3. Интерсубъективность 4.3. Гипертрофированный антипсихологизм
4.4. «Конкретность»  
4.5. Современность в оценке Марселя  
5. Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра 5. Проблема верификации
5.1. Феноменологическая отология Сартра 5.1. «Нейтральность» опыта
5.2. Негативная диалектика Сартра 5.2. Принцип верификации
5.3. «Философия свободы» 5.3. Научно-теоретические истоки принципа верификации
5.4. Этическое учение 5.4. Механизм принципа верификации
5.5. Иррационалистическая тенденция экзистенциализма Сартра 5.5. Разрушение доктрины. Принцип фальсифицируемости К. Поппера
5.6. Экзистенциалистское понимание истории 5.6. Проблема интерсубъективности
5.7. Тотализация 5.7. Устранение этических и эстетических суждений
5.8. Экзистенциалистская антропология 5.8. О рациональном смысле принципа верификации
5.9. Социальная практика 5.9. Тупики доктрины. Крах редукционизма
6. Камю, Мерло-Понти и неогегельянцы. 6. Логический конвенционализм.
6.1. Экзистенциальная феноменология Мерло-Понти 6.1. Возникновение конвенционализма
6.2. Свобода, история и диалектика по Мерло-Понти 6.2. Радикальный конвенционализм К. Айдукевича
6.3. Иррационалистское истолкование гегелевской диалектики Ж. Ваалем  
6.4. Антропологизация гегелевской философии Кожевом  
6.5. Экзистенциализм Кожева и его сближение с религией  
6.6. Творчество Жана Ипполита  
  7. Физикализм
  8. Эмотивизм и неопозитивистская социология
  8.3. Неопозитивизм и другие школы философии
  9. Кризис позитивизма и эволюция воззрений Рассела
  9.1. Жизнь и творчество Рассела
  9.2. Логика и философия
  9.3. Социальные воззрения
  10. Философия лингвистического анализа
  10.1. Идеи позднего Витгенштейна
  10.2. Язык как «игра»
  10.3. Теория «семейных сходств»
  10.4. «Контрастная теория» значения
  10.5. Борьба против философии

 

 

При этом оговоримся, что приведенная схема при всей своей сложности для восприятия курсантами в целом, позволяет преподавателю предложить курсантам подготовиться по части проблем (например, представители направлений и их основные идеи, основные категории), оставив за скобками другие проблемы (нужно помнить о продолжительности семинара – 80 минут).

Можно предложить выступающим остановиться на основных категориях обоих направлений:

Экзистенциализм:

Отчуждение, забота, бытие в мире, забегание вперед, бытие-при-внутримировом-сущем, неподлинное бытие, подлинное бытие, феномен усредненности, страх, смерть, ответственность, решимость, совесть, метафизика, субъективная метафизика, подлинный язык, поэтический язык, обезбоженность…

Неопозитивизм:

Чувственные данные, события, объективные и научные факты, манипуляция ощущениями, логическая конструкция, протокольные предложения, определение, прояснение, значение, способ проверки, принцип верификации, взаимосогласованность предложений как критерий истинности, причинность…

 

В качестве вопросов к выступающим можно предложить следующие:

Экзистенциализм:

1. Почему К. Ясперс утверждал, что «… должен был обмануться всякий, кто искал в науке основы своей жизни, руководства в своих действиях, самого бытия»?

2. Что имел в виду экзистенциалист Ф. Хайнеман, говоря, что «…Инструменты и орудия имеют естественную тенденцию делаться независимыми от своего творца и двигаться своих собственным законам. Происходящее отсюда техническое отчуждение поэтому становится центральным, поскольку никто не может сегодня избежать техники»?

3. Почему, по мнению Ф. Хайнемана, «Большинство ныне живущих художников и философов частично или полностью превратилось в техников, и … все мы находимся в опасности испытать ту же судьбу»?

4. Прокомментируйте высказывание экзистенциалистов: «Проблемы умерли – да здравствуют псеводопроблемы».

5. Что хотел сказать Хайдеггер, высказывая мысль, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, смертности, и потому только ему ведома временность, а с нею и само бытие?

6. Почему Хайдеггер называл человека как «сущее, которое в состоянии поставить вопрос о бытии…»?

 

Неопозитивизм:

1. Поясните, что означает утверждение неопозитивистов, что мышление вносит в опыт струю творческого произвола, неузнаваемо его переделывая (по Р. Карнапу, Г. Райхенбаху)?

2. Что имел в виду Карнап, утверждая, что философские предложения являются вненаучными, а философы – это музыканты, лишенные способности к музыке?

3. Почему Витгенштейн утверждал, что в философии не делаются заключения… она оставляет все, как оно есть?

4. Поясните, что означает в логике неопозитивистов утверждение, что именно предложения, а не мысли, по своей структуре способны наиболее точно отображать структуру фактов?

5. Почему, по мнению логических позитивистов, закономерности процесса познания подлежат рассмотрению только в психологии, но не в теории познания и логики?

6. Прокомментируйте утверждение неопозитивистов «В науке нет никаких «глубин», всюду существует только «поверхность».

 

Как отмечалось нами выше, 2-часовые семинарские занятия, как правило, не позволяют провести игру в полном масштабе. Однако при достаточно четкой проработке организационных и содержательных вопросов ее подготовки и проведения, точном соблюдении регламента времени, цели семинарского занятия могут быть достигнуты.

Напомним, что организационно деловая игра включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Кратко охарактеризуем их, применительно к заявленной теме семинара.

Подготовительный этап. За месяц до семинарского занятия преподавателем разрабатывается сценарий деловой игры, в котором прописывается цель, задачи, определяются роли и их содержательное наполнение, критерии оценки выступлений групп.

За 3 недели до семинара на консультации определяется персональный состав групп, выбираются капитаны, предлагаются вопросы и литература для подготовки выступлений, домашнее задание для всех групп. При формулировании вопросов преподавателю по теме следует учесть, что в методическом пособии по философии для курсантов (С. 17-18) основное внимание уделено экзистенциализму (контрольные вопросы 2-5), психоанализу (контрольные вопросы 7-8), а неопозитивизму посвящен контрольный вопрос 6 и частично 1. Поэтому, по усмотрение преподавателя, необходимо расширить перечень вопросов для освещения основных положений неопозитивизма и аналитической философии.

Отдельно проводится консультация для капитанов команд, на которой преподаватель раскрывает содержательную и методическую стороны семинара (деловой игры), при необходимости уточняет критерии оценки членов команд.

Вопрос о подготовке и проведении семинара методом деловой игры согласуется с командованием базы, командирами курсантских подразделений, с которыми обсуждаются организационные моменты подготовки и проведения занятия.

После этого курсанты в течение 2 недель под руководством капитанов команд приступают к самостоятельной работе с литературой по теме семинара.

Для награждения команд целесообразно заранее подготовить грамоты за подписью заведующего кафедрой и преподавателя, ведущего занятия, с примерным текстом:

— для команд: «Награждается команда «Экзистенциалисты и психоаналитики» (или «Неопозитивисты») в составе (перечисление членов команды, участвовавших в подготовке и проведении игры) за победу (активное участие) в деловой игре по теме: «Западная философия 20 века», высокий содержательный и методический уровень работы, групповую сплоченность»;

— для индивидуального зачета: «Награждается курсант _________________________ за победу (2 или 3 место) в индивидуальном зачете в деловой игре по теме: «Западная философия 20 века», высокий содержательный и методический уровень выступления, инициативу и творчество».

 

Второй этап – непосредственно деловая игра.

Вступительная часть – 5 мин

Вводное слово преподавателя для экономии времени должно быть предельно кратким (цель занятия, актуальность темы, ее связь с ранее изученной темой «Основные направления западноевропейской философии 2-й половины 19 – начала 20-го вв.», организационные и этические аспекты игры).

Основная часть – 65 мин.

Преподаватель последовательно предоставляет слово каждой из команд по направлениям:

— Домашнее задание — по 5 мин. на команду (всего 10 мин.).

— Выступления по теме – по 15 мин. на команду (всего 30 мин.).

— Ответы на вопросы – по 5 мин. на команду (всего 10 мин.).

Преподаватель предоставляет слово Экспертам (15 мин) по направлениям:

Анализ домашнего задания каждой из команд-соперниц (3 мин.)

Анализ выступлений представителей команд (10 мин.)

Выставление предварительных оценок в командном и индивидуальном зачете (2 мин.)

Заключительная часть – 10 мин.

Анализ преподавателем работы команд-соперниц и группы экспертов (5 мин.)

Утверждение оценок выступающим и выставление оценок группе экспертов (3 мин.)

Вручение грамот отличившимся (2 мин.).

Третий этапсовпадает с заключительной частью занятия, но не ограничивается ею. После окончания занятия преподаватель работает с «обратной связью»: внимательно просматривает видеозапись занятия (фотогазету), анализирует его ход, делает выводы для дальнейшей педагогической деятельности.

Результаты занятия преподаватель докладывает заведующему кафедрой, обращается с рапортом о поощрении отличившихся курсантов.

Далее приведем вариант сценария семинара по заявленной теме.

 

Сценарий

семинара по теме «Западная философия 20 в.»,

проводимого методом деловой игры (вариант)

Цель: уяснение и закрепление знаний по теме.

Задачи:

— формирование субъект-субъектных отношений между курсантами и преподавателем;

— активизация мыслительной деятельности курсантов через закрепление навыков анализа литературы по теме и подготовки выступлений (синтеза);

— снятие когнитивных и коммуникативных барьеров;

— формирование навыков групповой работы…

Материально-техническое обеспечение:

Учебная доска, мел;

фото- и видеоаппаратура;

листы бумаги формата А-4, лист ватмана, ручки, карандаши;

карточки для группы экспертов;

грамоты

Роли. Учебная группа делится на 3 подгруппы (команды):

– группа экспертов (Эксперты);

— группа, представляющая взгляды философов-экзистенциалистов («Экзистенциалисты»);

— группа, представляющая взгляды неопозитивистов и основные положения аналитической философии («Неопозитивисты»).

Состав и обязанности групп

В состав группы Экспертов включаются наиболее подготовленные курсанты, способные оценить как содержательные (полнота и логика раскрытия темы, точность ответов на вопросы), так и методические (умение держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы) аспекты выступлений групп-соперниц.

В группу экспертов может включаться группа технической поддержки.

Обязанности группы экспертов:

— внимательное слушание домашнего задания, выступлений, фиксация основных положений выступлений, анализ их полноты и качества, контроль за соблюдением регламента времени выступления, подготовка вопросов выступающим, анализ ответов на вопросы, выставление предварительных оценок;

— проведение фото- (видео-) съемки хода семинара, выполнение рисунков, выпуск фото- и стенной газеты.

Капитан координирует и направляет работу группы экспертов.

 

Обязанности групп-соперниц:

— подготовка и представление домашнего задания (например, графическое изображение герба команды и его лозунга; выставка и реферирование литературы по своему направлению; реферат по теме, определенной планом семинарского занятия; вариант служебного документа (распоряжения, решения на тушение пожара), подготовленного с использованием категорий экзистенциализма и неопозитивизма и т.д.);

— подготовка и представление выступлений;

— формулировка выводов по итогам выступлений;

— представление в графическом виде (на учебной доске) основного содержания выступления членов своей команды;

— формулирование вопросов соперникам;

— помощь своим выступающим в ответах на вопросы соперников;

— соблюдение регламента времени;

— соблюдение этических норм по отношению к сопернику.

Состав групп-соперниц должен быть примерно одинаков для исключения победы одной из них «за явным преимуществом»

В состав каждой из групп должны входить: капитаны команд; курсанты, успевающие на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Национальный состав групп также должен быть примерно одинаковым.

Капитаны команд представляют домашнее задание, задают друг другу вопросы по нему, координируют работу своих групп, разрешают спорные ситуации, апеллируют к экспертам.

Выступления участников команд должны отражать:

— хронологические рамки и регионы распространения положений рассматриваемого направления;

— философские, исторические, научные, социальные предпосылки возникновения направления;

— основных представителей направления и их главные работы;

— основные идеи философов;

— основные этапы развития взглядов и их современное состояние;

— роль и значение взглядов философов для жизни общества;

— роль и значение для подготовки специалистов пожарной охраны;

— роль и значение для личностного развития (свое отношение к основным идеям).

 

Критерии оценки выступлений

А. Содержательные:

1. Качество выполнения домашнего задания, отражения в нем основных идей направления – высокое, среднее, низкое.

2. Логичность раскрытия темы выступления (изложения материала) – логично, в целом логично, нелогично;

3. Уровень владения основными категориями по теме и ориентации в материале – высокий, средний, низкий;

4. Содержание ответов на вопросы – ответил на вопрос, частично ответил, не ответил.

Б. Методические:

1. Четкость изложения материала – высокая, средняя, низкая.

2. Связность и логичность речи:

— при выступлении — высокая, средняя, низкая

— при ответах на вопросы — высокая, средняя, низкая;

3. Степень воздействия на аудиторию — высокая, средняя, низкая;

4. Умение держаться перед аудиторией – уверенно, достаточно уверенно, неуверенно.

5. Умение отображать выступление в графическом виде – развитое, достаточно развитое, неразвитое.

Индивидуальное оценивание проводится по 3-балльной шкале: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

«Отлично», если выступающий полностью соответствует содержательным и методическим критериям.

«Хорошо», если выступающий в целом соответствует содержательным и методическим критериям, допускает незначительные неточности в выступлении и при ответе на вопросы.

«Удовлетворительно», если выступающий допускает серьезные ошибки в выступлении и при ответе на вопросы, но исправляет их с помощью своей команды или преподавателя.

Оценка группе определяется как среднее арифметическое оценок членов команд. Кроме того, выставляется общая оценка за работу в команде.

«Отлично», если команда работает слаженно, действия участников непротиворечивы, соблюдаются этические правила по отношению к соперникам.

«Хорошо», если команда действует в целом слаженно, имеется незначительная несогласованность действий, этические правила в основном соблюдаются.

«Удовлетворительно», если команда действует недостаточно слаженно и согласованно, нарушает этические правила.

В обобщенном виде критерии оценки сведены в карточку экспертных оценок и представлены в Приложении № 1.

Оценки группе экспертов выставляются преподавателем на основании соответствия членов команды содержательным и методическим критериям.

А. Содержательные:

1. Качество анализа выступлений представителей команд:

— домашнего задания — высокое, среднее, низкое;

— выступлений команд – высокое, среднее, низкое.

2. Обоснованность предлагаемых оценок:

— индивидуальных – обоснованные, в целом обоснованные, необоснованные;

— командных – обоснованные, в целом обоснованные, необоснованные.

3. Уровень владения основными категориями по теме и ориентации в материале – высокий, средний, низкий.

4. Уровень задаваемых вопросов членам команд – уточняют содержание выступления, частично уточняют содержание выступления, не имеют отношения к содержанию выступления.

Б. Методические:

1. Четкость выступления – высокая, средняя, низкая;

2. Связность и логичность речи эксперта — высокая, средняя, низкая;

3. Степень воздействия на аудиторию — высокая, средняя, низкая;

4. Умение держаться перед аудиторией – уверенно, достаточно уверенно, неуверенно.

 

Примечание. Критерии оценки преподаватель подбирает самостоятельно, с учетом подготовленности аудитории, отводимого времени и других факторов.

 

 

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели организационные, содержательные и методические аспекты деловой игры по философии.

Деловая игра представляет собой форму моделирования социальных процессов, в ходе которой обучаемые в учебной деятельности, осваивают элементы деятельности профессиональной, формируют свой личный опыт.

Деловая игра обладает не до конца познанным творческим потенциалом, даже, несмотря на определенные рамки, в которых она развертывается (принципы, этапы, правила).

И этот творческий потенциал деловой игры, при творческом же подходе к нему со стороны преподавателя и обучаемых, может быть реализован. В этом случае эффективность, как обучения, так и воспитания, с необходимостью будет возрастать. И эту тенденцию необходимо сохранять и развивать, аккумулируя творческие возможности и дисциплины «Философия», и метода деловой игры, и самого педагога.

Предложенная методика организации и проведения деловой игры по философии не претендует на завершенность, она дает только общие направления деятельности преподавателя и обучаемого, и является, по сути, началом разговора о возможностях и перспективах деловой игры в преподавании дисциплин кафедры философии, других кафедр, подготовке специалистов пожарной охраны.

 

Литература

 

1. Алексеев Н. Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения// Вестн. высш. школы. 1987. № 7.

2. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

3. Витгенштейн Л. Философские работы. В 2-х ч. М., 1994.

4. Демин М. В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности//Вестник МГУ. Сер. 7. 1983. № 1.

5. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Коровяковская Е. П. Разработка и использование учебно-ролевых (деловых) игр при подготовке специалистов: Учебное пособие по специальному курсу. М., 1987.

7. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

8. Розин В. М. Методологический анализ деловой игры как но-в; ii области научно-технической деятельности и знания//Вопросы философии. 1986. № 6.

9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990.

10. Современная западная философия. М., 1978.

11. Философия. Методическое пособие для курсантов 2-го факультета. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.

12. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

13. Эльконин Д.Б. Д. Психология игры. М., 1978.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Деловая игра: основные концептуальные положения…………………3

2. Методика проведения деловой игры по философии………………….7

Заключение………………………………………………………………..22

Приложение……………………………………………………………….23

Литература…………………………………………………………………25

[1] “… под экзистенциализмом — пишет Ж.-П. Сартр — мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторую среду и человеческую субъективность” // Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм./ В кн.: Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990, с. 320.

[2] Сартр Ж.-П. Цит. произведение, с. 323.

[3] Там же, с. 323.

[4] Там же, с. 327.

[5] Там же, с. 327.

[6] Там же, с. 325.

[7] Там же, с. 333.

[8] Там же, с. 333.

[9] Там же, с. 336.

[10] Там же, с. 336.