Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, продукт культурной, биологической и социальной эволюции.
Существуют несколько теорий происхождения человека на Земле.
1) теория инопланетного занесения жизни на Земле;
2) теологическая концепция, согласно которой весь мир и человек в том числе созданы богом
3) эволюционная (от лат. evolutio — «развертывание»).
Согласно эволюционной гипотезе, жизнь возникла в результате синтеза простых органических соединений и их химической эволюции до простейших первичных живых одноклеточных организмов, биологическая эволюция которых привела к сегодняшнему разнообразию живых существ на Земле.
4) Космическая;
5) Марксистская: «Труд создал человека»
Процесс биологической эволюции человека от высших приматов до современного человека называется антропогенез(от греч. ánthropos — человек, genesis зарождение, развитие).
Самый далёкий предок человека – дриопитек, живший 14-20 млн. лет назад. Далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад).
Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян. Где-то 2,5-3 млн. лет назад появились обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Учёные назвали это существо Homo habilis (человек умелый).
Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.
Чаще всего природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно‑логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Биологическая природа человека Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального Человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens Биологическая природа человека основа, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.
Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.:
— человек- часть природы,
— человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens.
Проблемы биологической и социальной природы в психике
... Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного. Биологическая природа - это та ... От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди. Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому ...
— человек обладает определенной совокупностью видовых признаков (расы), —
Особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность,
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем,
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система,
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи,
е) длительная зависимость детей от родителей,
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, что способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Социальная природа человека
· биосоциальное существо,
· обладающее :
· членораздельной речью,
· мышлением,
· сознанием,
· высшими психическими функциями (абстрактно‑логическое мышление, логическая память и т. д.),
· способное:
· создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда,
· к сознательной целенаправленной творческой деятельности
· преобразовать окружающую действительность, создает себе необходимые материальные и духовные блага
Социальная природа человека обусловлена тем, что будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей:
— сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации,
— человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально‑своеобразных черт.
Бытие — это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего‑либо вообще. В философии этим понятием обозначают и существующий независимо от сознания людей объективный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие)
Индивид Индидуальность Личность
«Человек»-понятие,означает принадлежность какого‑либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами принадлежащими человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествам
Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого‑либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально‑своеобразных черт
6 стр., 2518 слов
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... форма, система свойств и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека). Психические процессы, в полном составе, происходят в личности, однако не каждый выступает как ее отличительное свойство. ...
Индивидуальность-биологические и социальные особенности, подчёркивающие своеобразие человека
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации
Когда говорят о личности, подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Варианты планов
Человек как биосоциальное существо. 1)Сущность человеческой природы
1)Сущность человеческой природы. Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества.
2) Проявления человеческой природы:
а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);
б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности ,темперамент и т.д.);
в) социальные ( умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).
.3) Сложность человеческой сущности:
а) человек как индивид;
б) человек как индивидуальность;
в) человек как лично
ПЛАН
Личность
Понятие о личности. / Личность – субъект и объект общественных отношений./ Личность – совокупность социально значимых качеств.
2) Важнейшие свойства личности:
а) знания о мире, обществе, себе;
б) познавательные и практические умения;
в) социальный опыт;
г) моральные ценности и идеалы;
д) иные социально значимые качества.
Свойства личности:
а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох);
б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).
3) Социализация (становление личности)– процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий:
а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);
б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).
4) Модели взаимодействия личности и общества:
а) конструктивная;
б) деструктивная.
5) Требования к личности в современную эпоху:
а) толерантность;
б) инновационность;
в) креативность;
г) инициативность;
д) гуманистичность.
адаптивность к быстроизменяющемуся миру;
; открытость, толерантное восприятие нового;
инициативность и самодеятельность;
умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе.
6) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе:
а) система средств массовой коммуникации;
б) возросшие информационные потоки;
в) изменившийся характер образования и труда;
г) интенсификация общения в сетевом сообществе.
7) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость
Дополнительный материал
Социализация человека
.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями .Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных
Адаптация — ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования
),
Стадии(этапы) социализации, жизненные циклы: детство, юность, зрелость и старость.. Начальная, или ранняя социализация, охватывающая периоды детства и юности, и продолженная, или зрелая, социализация, охватывающая зрелость и старость.
А)Агенты социализации -конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.).
Б) Институты социализации— это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Функции социализации.Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
4)Факторы способствующие успешной социализации
(образов,СМИ ….)
Социализация
ПЛАН
1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий Личность как субъект и объект общественной жизни
2) Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов;
г) освоение практических умений и навыков.
3) Уровни (этапы) социализации):
а) первичная социализация;
б) вторичная социализация.
4) Институты (агенты) социализации:
а) семья;
б) ближайшее окружение;
в) система образования;
д) профессиональная деятельность.
5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Домашнее задание:
1. Читать конспект
2. Читать параграфы в школьном учебнике по теме «Человек»
3. Заполнить таблицу
Общее | Отличительное | |
Человек | ||
Животное | ||
4. Выучить основные понятия темы (выделенные курсивом).
5. Решить вариант теста
1. Установите соответствие:
1. Единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа. | А. Человек. |
2. Любой, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами. | Б. Индивид. |
3. Субъект сознательной деятельности, обладающеий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни. | В. Личность |
4. Социальная индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды. |
2. Верны ли следующие суждения?
А. Не всякий человек является личностью.
Б. Человеком рождаются, а личностью становятся.
1. Верно только А. 3. Верно А и Б.
2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.
3. Верны ли следующие суждения?
А. Главным в характеристике личности является общественная сущность. Б. Новорожденный человек является личностью.
1. Верно только А. 3. Верно А и Б.
2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.
4. Деятельность человека — это:
1. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование.
2. Процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности.
3. Система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми.
4. Форма активности человека, основное содержание которой — отражение объективной реальности в его сознании, а результат -получение нового знания о себе.
5.К какому понятию относится данное определение: «Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»?
1. Адаптация. 3. Воспитание.
2. Образование. 4. Социализация.
6.Потребности человека, заключаются в:
1. Познании.
2. Творческом самовыражении.
3. Интеллектуальном самосовершенствовании.
4. Нравственном самосовершенствовании.
7.Верны ли следующие суждения?
А. Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.
Б. Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.
1. Верно только А. 3. Верно А и Б.
2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.
8.Верны ли следующие суждения?
А. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности — индивид.
Б. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности — личность.
1. Верно только А. 3. Верно А и Б.
2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.
9. Преобразование реально существующих объектов природы и общества является главной и основной целью:
1. Духовной деятельности.
2. Практической деятельности.
3. Как духовной, так и практической деятельности.
4. Правильного ответа нет.
10. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:
1. К общению (обмену информацией с себе подобными).
2. К взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию).
3. К подражанию (усвоению форм и поведения других).
4. К сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).
11. Верны ли следующие суждения?
А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.
Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.
1. Верно только А. 3. Верно А и Б.
2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.
12. Потребности человека, выражаются в:
1. Общении с другими людьми.
2. Получении образования.
3. Достижении определенного статуса.
4. Организации частной жизни.