Тематика семинарских занятий
Тема 1. Введение в предмет. Сервисология как наука (4 часа)
Основные понятия: сервисология, потребность, кастомизация, деятельность, услуга
1. Что составляет суть социального знания?
2. Чем обусловлена человеческая эволюция?
3. Какие изменения произошли с человеком как с биологическим видом по мере его интеллектуального и нравственного совершенствования?
4. Возможно, ли постичь человека? Выскажите собственное мнение по древней легенде: «Много веков назад в одной из южных стран всесильный владыка повелел своему лучшему мудрецу отправиться в дальние края и не возвращаться до тех пор, пока не сможет открыть правителю наивысшую мудрость о человеке и его судьбе. Прошли десятилетия. Как-то на горизонте показался длинный караван, где каждый верблюд был нагружен мешками с рукописями. Обогнавший караван мудрец упал в ноги к владыке, указал на мешки с рукописями и сказал, что все самое главное о человеке собрано здесь. Но владыка прогнал его, сказав, что не сможет за всю оставшуюся жизнь прочесть даже сотую часть всех рукописей. И снова мудрец удалился в неведомые края. Прошло еще несколько лет. Вдали показался караван, но из нескольких верблюдов. И опять, обогнав караван, мудрец приблизился к владыке и упал ему в ноги. Вновь прогнал его владыка, сказав, что болен и слаб, что не успеет прочесть рукописи. И вновь мудрец удалился. А спустя еще несколько лет, когда владыка лежал на смертном одре, к нему приблизился ослепший от старости мудрец, наклонился к изголовью и прошептал: «Главная истина в том, что каждый человек рождается, живет и умирает». Однако владыка его не слышал — он был уже так далеко, откуда не возвращаются…».
5. Что является предметом и объектом сервисологии как науки?
6. Каков характер соотношения сервисологии с другими дисциплинами: философией, историей, социологией, историей, психологией, культурологией?
7. Что собой представляют потребности человека?
8. Как влияют на характер удовлетворения потребностей отношения собственности и власти, тип распределения, уровень развития услуг, социальная защищенность потребителя?
9. Подготовьте сообщение на тему «Что такое человек?» (на основе философско-ангропологических учений о человеке).
10. Как вы прокомментируете утверждение Э.Фромма: «Успех зависит, в основном, от того, насколько хорошо человек умеет продать себя, насколько привлекательна его «упаковка»… ».
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Литература:
1. Гаврилова Н.П. Сервисология (Человек и его потребности: учеб.пособие [Электронный ресурс]: для студентов направления подготовки бакалавров 100100 «Сервис». – Кемерово: ФГБОУ КузГТУ, 2012. – Часть 1,3.
2. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – Тема 1.
3. Удальцова М.В. Сервисология: Человек и его потребности: учеб.пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – Тема 1.
4. Курс лекций дисциплины «Человек и его потребности» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – Раздел 1.
Тема 2. Социальная природа человека и его потребностей (2 часа)
Основные понятия: Индивид, личность, роль, индивидуальность, социальный субъект, деятельность, социализация, теория генно-культурной коэволюции, пансоциологизм, панбиологизм, социальная роль.
1. Характеристика биологической и социальной природы человека.
2. Раскройте содержание понятия «антропосоциогенез».
3. В чем заключается феномен двойственности человеческой природы?
4. В чем заключается комплексный подход исследования человека как целостности?
5. Дайте характеристику социоприродным измерениям человека (по В.П.Казначееву и Е.А.Спирину) (популяционное здоровье: труд, воспроизводство, воспитание человека; социальная активность человека: хозяйственный уклад, институт семьи, культурная традиция, язык; отражение эволюционно-экологических основ человека и его психофизиологических возможностей; социоприродный, биосферно-ноосферный мир, в котором реализуются психофизиологические возможности и резервы человека; выражение слабых экологических связей, определяющих электромагнитные основы жизнедеятельности человека).
6. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
7. Дайте характеристику социальной структуре общества.
8. В чем заключается восприятие человеком социальной среды?
9. Раскройте содержание понятия «социализация».
10. Дайте характеристику видам социализации (первичная, вторичная, подготовительная, повторная).
11. Чем обусловлены социальные потребности человека?
12. Что представляют собой духовные потребности человека?
13. В чем, на ваш взгляд, заключается смысл жизни человека?
14. Подготовьте сообщение на тему «Социализация в современном обществе и механизмы ее влияния на человека».
Литература:
1. Гаврилова Н.П. Сервисология (Человек и его потребности: учеб.пособие [Электронный ресурс]: для студентов направления подготовки бакалавров 100100 «Сервис». – Кемерово: ФГБОУ КузГТУ, 2012. – Часть 3.
2. Удальцова М.В. Сервисология: Человек и его потребности: учеб.пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – Тема 2.
3. Курс лекций дисциплины «Человек и его потребности» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – Раздел 3.
4. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие. – М.: Флинта, 2008. – Тема 2,3.
5. Лойко О.Т. Сервисная деятельность: учеб.пособие для вузов. – Издательский центр «Академия», 2008. – Глава 1.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы воспитания и преподавания. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу ... и развития образовательной деятельности; - учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; 4. Усвоение: - теоретических основ ...
Тема 3. Природа и сущность человека. Обзор теорий и подходов (4 часа)
1. Психодинамическое направление (З.Фрейд)
2. Индивидуальная психология (А.Адлер)
3. Аналитическая теория К.Г.Юнга.
4. Эго-психология (Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни).
5. Социально-когнитивное направление (Дж.Роттер)
6. Гуманистическая теория А.Маслоу.
Литература:
1. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие. – М.: Флинта, 2008. – Тема 4.
Тема 4. Система ценностей человека, ценностные установки (4 часа)
1. Раскройте содержание понятия «ценности», «ценностные установки».
2. Раскройте содержание категорий ценностей (базовые, терминальные и инструментальные).
3. Раскройте содержание классификации ценностей по Г.Оллпорту (теоретические; социальные; политические; религиозные; эстетические; экономические).
4. Раскройте содержание классификации ценностей, исходя из отнесения их к соответствующим потребностям индивидов (витальные; интеракционистские; смысложизненные).
5. Раскройте содержание классификации ценностей, исходя из их роли для функционирования и развития общества как целостной системы (преимущественно интегрирующие; преимущественно дифференцирующие; одобряемые; отрицаемые).
6. Раскройте содержание классификации ценностей, исходя из их места в статусно-иерархической структуре ценностного создания членов общества («ядро»; «структурный резерв»; «хвост»).
7. Охарактеризуйте динамику системы ценностей в современном российском обществе.
8. Раскройте содержание понятия «социальные нормы» человека.
9. Раскройте содержание понятия «ценностные установки» человека.
10. В чем заключаются функции ценностных установок человека (адаптивная; защитная; экспрессивная; познавательная; координационная)?
11. Дайте характеристику многоуровневой системы ценностных установок (элементарные; социальные; базовые социальные; система ценностных ориентаций).
12. Раскройте содержание понятия «репутация» человека.
13. Дайте характеристику видам репутации человека (положительная; сомнительная; отрицательная; репутация вне морали и зла).
14. Проранжируйте следующие базовые (терминальные и инструментальные) ценности: законность; работа; нравственность; общение; семья; свобода; жизнь индивида; самопожертвование; вольность; традиционность; авторитетность; независимость; инициативность.
15. Как вы прокомментируете эксперимент, проведенный воспитанниками А.С.Макаренко и описанный в «Педагогической поэме», суть которого заключалась в принудительном откармливании свинок. И если вначале эксперимента бедные животные еще пытались хоть как-то проявлять активность, то уже через месяц они лишь лежали на своих подстилках и переваривали полученные рационы. Писатель отмечает, что «биографии их заканчивались при принудительном кормлении».
16. Согласны ли вы с высказыванием американского писателя Г.Миллера: «Я потому уделяю так много внимания аморальному, порочному, безобразному, что хочу, чтобы другие знали, что и в этом есть ценность, знали, что все это так же — если не более — важно, как и хорошее».
Задания:
1. Выделите основные характеристики рыночной (обменивающей) ориентации человека (по Э.Фромму).
Таблица 4.1.
Основные характеристики рыночной (обменивающей) ориентации человека
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Целеустремленность | Пользование случаем |
… | … |
Литература:
1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – Тема 1.
2. Удальцова М.В. Сервисология: Человек и его потребности: учеб.пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – Тема 3.
3. Курс лекций дисциплины «Человек и его потребности» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – Раздел 3.
Тема 5. Модели человека и его потребностей в истории философии (4 часа)
Основные понятия: эпикуреизм, кинизм, стоицизм, механический материализм, скептицизм, нравственно-природный дуализм, гуманизм, социальный дарвинизм, «русский космизм», антропный принцип, экзистенциализм, психоанализ, гуманистический психоанализ
1. Человек в первобытном обществе и его место в мире.
2. Формирование представлений о свойствах человека в философских воззрения первых цивилизаций
3. Система человеческих отношений в Библии.
4. Взгляд на человека и его потребности у мыслителей Античности.
5. Проблема потребностей человека в средневековой философии и в эпоху Возрождения.
6. Проблема человеческих потребностей в философии Нового Времени.
7. Взгляды на потребности человека в философии 19 века.
8. Основные подходы к проблеме человека и его потребностей у мыслителей ХХ века.
Литература:
1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 285 с. — Тема 2.
2. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 248 с. — Тема 1.
Задания:
1. Заполнить таблицу «Взгляды ученых-философов на проблему потребностей человека».
Таблица 5.1.
Взгляды ученых-философов на проблему потребностей
Человека
Ученый-философ, даты жизни | Взгляды по проблему потребностей | Основная работа |
Платон | ….. | Трактат «Государство» |
Сократ, Аристотель, Демокрит, Платон, Гераклит, Эпикур, Диоген, Пиррон, Августин Блаженный, Спиноза, Р.Декарт, Т.Мор, Т.Кампанелла, Бабёф, А.Смит, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Монтескьё, П.Гольбах, Д.Рикардо, Г.Гегель, К.Маркс, Л.Фейербах, Ч.Дарвин, Н.Г.Чернышевский, В.И.Вернадский, Ф.М.Достоевский, Б.Картер, З.Фрейд, А.Адлер, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, Э.Фромм, Э.Бёрн |
2. Оцените аргументы, содержащиеся в высказывании Аристотеля. На какие классы он делил людей и по каким критериям?
«Во всех ремеслах нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной собственностью. Если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам, если бы ткацкие челноки сами ткали…господам не нужны были бы работы. Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни. Одни люди по своей природе свободные, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо».
3. Сопоставьте следующие фрагменты источников, характеризующих демократию как форму политического устройства. Сделайте необходимые выводы.
«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами, скорее, служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. По отношению к частным интересам, законы наши представляют равноправие для всех, что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни им пользуются предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле: равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-нибудь услугу государству» (Фукидид).
«Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию» (Платон).
4. При раскопках в Греции в Платеях обнаружен следующий документ, относящийся к 301 г. до н. э. (табл. 5.2).
Какие выводы можно сделать на основе анализа этого документа? Как соотносились между собой цены на разные продукты?
Таблица 5.2.
Масштабы цен на рынках
Вид продукция | Мера | Цена в динариях |
Рожь | 1 модий (8,75 л) | |
Пшеница, ячмень | 1 модий | |
Вино | 1 секстарий (0,55 л) | |
Оливковое масло | 1 секстарий | 12-40 |
Соль | 1 модий | |
Свинина, баранина | 1 фунт | |
Говядина | 1 фунт | |
Гусь откормленный | 1 шт. | |
Цыплята | 1 пара | |
Рыба речная | 1 фунт | |
Рыба морская | 1 фунт | |
Чеснок | 10 шт. | |
Лук | 1 модий | |
Яйца | 4 шт. | |
Яблоки, груши | 10 шт. | |
Финики | 8 шт. |