«Комплексное освоение фольклора в детских учреждениях коррекционного типа».

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа 8

1.1 История изучения вопроса 8

1.2 Терминологическое исследование 13

1.3 Особенности освоения фольклора в детских коррекционных учреждениях 16

Выводы по главе 1 29

Глава 2. Изучение эффективности освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа 30

2.1 Особенности учебно-воспитательного процесса в учреждениях для детей с нарушениями зрения 30

2.2 Оценка уровня освоения фольклора детьми с нарушениями зрения в учреждениях коррекционного типа 34

2.3 Реализация педагогических условий по освоению фольклора в учреждениях коррекционного типа для детей с нарушениями зрения 41

2.4 Оценка эффективности педагогических условий по освоению фольклора в учреждениях коррекционного типа для детей с нарушениями зрения 46

Заключение 51

Список использованной литературы 53

Введение

Повышение из года в год количества детей с разными патологиями в развитии выдвигает проблему их психолого-педагогической, социальной реабилитации в ряд актуальных в педагогической науке. По данным Министерства образования количество детей с тем или иным видом недостаточности возрастает.

Анализ практики свидетельствует, что выпускники специальной (кор-рекционной) школы недостаточно востребованы на рынке труда, так как сфера возможного приложения их труда носит относительно ограниченный характер. Между тем, в процессе гуманизации общества данная категория детей должна получить те условия воспитания и обучения, которые подняли бы их социальную ценность и способствовали самореализации в социуме.

Законы Российской Федерации «Об образовании» декларируют необхо-димость воспитания гражданина, способного к успешной социализации в со-временном обществе. В этой связи важно определить методологические ориентиры организации обучения и воспитания учащихся коррекционной школы с учетом их социально-педагогических, медико-психологических особенностей с применением возможных средств и технологий.

Активное использование арт-терапии с процессе социализации и развития детей

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру

4 стр., 1572 слов

Методические рекомендации по организации деятельности социального ...

... Н.С. Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога образовательного учреждения //Вестник психосоциальной и коррекционной работы.-2006. - №4. – С.23-31. Методические ... ПРАВОНАРУШЕНИЯ Рабочая книга социального педагога : профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей /под ред. Л.В.Кузнецовой; сост.Г.С.Семенов.- М.: Школьная Пресса,2007.- 96 с.- ...

Народное искусство – сложное явление культуры. По глубине и многообразию народного творчества, которые поистине неисчерпаемы, народное искусство дает освоение ориентир и точку опоры для проведения занятий и праздников, которые украшают жизнь подрастающего поколения. Она охватывает многие виды творчества: зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство, пробуждает интерес к осмыслению современных научных знаний, наработанных отечественной и мировой фольклористикой, этнографией, археологией, лингвистикой, искусствоведением и культурологией.

Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу.

Хочется отметить актуальность использования средств фольклора и народной педагогики в процессе воспитания и обучения детей – это необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

В отсутствие, каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В дефектологии исходные положения теории особенностей обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии отражены в научных трудах:

М. С. Певзнера, Н. И. Непомнящей и др., которые рассматривали в своих исследованиях особенности анатомо-физиологческие и психические, тем самым определяя специфические особенности развития детей с нарушениями; А. Н. Граборова, А. Д. Виноградовой,

С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухаревой, Ж. И. Шиф анализировали эмоционально-волевые особенности детей с нарушениями в развитии, особенности проявления чувств и реакций у детей с ограниченными возможностями; Г. М. Дульнева, А. И Липкина, Н. С. Коркуновой анализировали своих работах речевое развитие, специфические нарушения речевых процессов; К. И. Вересотской, Э. А. Евлаховой, А. И. Епифанцевой, Е. М. Кудрявцевой, Н. М. Стадненко, И. Г. Еременко посвятили свои работы оценке восприятия детей с науршениями в развитии; В. Я. Василевской,

В. А. Сумароковой, Н. К. Сорокиной, В. А. Лапшина, С. Н. Комской – понимание тек-стов. В них отмечаются замедленность, предельная узость восприятия, инертность психических процессов, нарушение аналитико-синтетической деятельности.

В ряде исследований А. Д. Виноградовой, А. Н. Граборова,

9 стр., 4280 слов

Основные направления психологической помощи детям с сенсорными ...

... обучения. Определенная среда должна быть организована для детей с глубокими сенсорными нарушениями в специальных кабинетах дошкольных учреждений и школ. Кабинет должен содержать необходимое ... как «экологическая психология». Его приверженцы демонстрируют в своих исследованиях зависимость эмоциональной стабильности и развития личности от характера представлений об окружающей среде. Формирование ...

С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухаревой, Ж. И. Шиф объясняется причина затрудненности формирования социально полезных необходимых качеств личности. Первичные недостатки непосредственно связаны с органическими нарушениями нервной системы. Наслаивающиеся на них в процессе развития вторичные дефекты зависят как от характера первичного дефекта, так и от того этапа развития, на котором дефект появился. Как неоднократно подчеркивал Л. С. Выготский, они не вытекают прямо из органического дефекта и не обусловлены им, а проявляются по причине «социального вывиха» детей с нарушениями в развитии. Согласно этим положениям, весь образовательный процесс в коррекционной школе является предупреждением образования нежелательных вторичных наслоений у школьника, компенсируя адаптацию в социуме.

Обращение к исследованиям М. С. Певзнера, Н. Г. Морозовой,

В. Ф. Мачихиной, И. И. Финкельштейн, Т. И. Пороцкой, А. Н. Смирновой и др. позволило осмыслить сложность и многоаспектность коррекционно-образовательного процесса, выделить наиболее приемлемые условия позитивной адаптации детей в социальной среде, важные для обоснования данного исследования.

В коррекционно-развивающем обучении, социальной адаптации аномальных детей, наряду с другими методами, особое значение имеет воспитание духовно-нравственных ценностей жизни. Общепризнано, что в созидании духовного мира, нравственного наполнения человека любого уровня развития незаменима роль искусства слова, фольклора (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, П. П. Блонский).

В отечественной педагогике роль фольклора как средства воспитания и со-зидания духовного мира учащихся в школе исследована в трудах классиков ме-тодической мысли М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова и др. и современных ис-следователей М.В. Черкезовой, Т.Д. Полозовой, Н.И. Кудряшева, А.П. Усовой и др. А в коррекционной педагогике труды известных исследователей М.Ф. Гнездилова, Н.С. Коркуновой, А.К.Аксеновой, Л.С. Вавиной, В.Б. Побрейн и др., посвященные изучению художественной литературы, стали подспорьем в решении методических путей приобщения детей к художественной литературе.

Сегодня использование произведений родной литературы и фольклора как средства обучения и воспитания аномальных детей системно не изучено. Необходима разработка такой методической системы, которая бы обеспечивала коррекционный подход к решению этой проблемы, что, в свою очередь, будет способствовать успешной социализации школьников с теми или иными аномалиями.

Таким образом, оценивая возможности арт-терапии как вид психотерапевтической помощи и фольклора как средства реабилитации детей с нарушениями в развитии, нами сформулировано понятие фолктерапии — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на произведениях фольклора, это терапия произведениями фольклора с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента

Актуальность и недостаточная разработанность темы определила выбор темы исследования: «Комплексное освоение фольклора в детских учреждениях коррекционного типа».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эф-фективность модели фолктерапии в детских учреждениях коррекционного типа.

Объект исследования: процесс фолктерапии в детских учреждениях коррекционного типа.

18 стр., 8718 слов

Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении

... специфику особых потребностей глухих и слабослышащих детей. Этим и обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении». Объект исследования: процесс воспитания в школе. Предмет: особенности ...

Предмет исследования: модель применения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа.

Гипотезой исследования является предположение, что эффективность комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа зависит от реализации следующих педагогических условий: использование средств фольклора в урочной и внеучебной деятельности, знакомство с произведениями фольклора.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами определены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать особенности комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа.

3. Разработать и реализовать систему мероприятий комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа.

4. Оценить эффективность системы мероприятий комплексного освоения фольк-лора в детских учреждениях коррекционного типа.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме работы, обобщение и систематизация материала, тестирование, педагогический эксперимент.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа

1.1 История изучения вопроса

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обу-чающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глу-хих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образова-тельной программой ……

Список использованной литературы

1. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе /И.С. Агапова — М: Ай-рис-пресс, 2002. — 224 с.

12 стр., 5869 слов

Развитие графомоторных навыков и ручной умелости у детей старшего ...

... тонкую моторику, увеличивается. И, можно сказать, что одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП и нарушениями ОДА). ... связаны с их игровой деятельностью, и с навыками повседневной жизни. В ходе коррекционной работы, сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем - с более ...

2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: «Академия», 2001. – 192 с.

3. Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 — № 8

4. Анзорг, Л. Книга для учителя /Л. Анзорг. — М.: -Просвещение, 1988 -144с.

5. Ануфриев, Е.А. Национальная идея и воспитание патриотизма /Е.А. Ануфриев//Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 52-54.

6. Активные методы в работе школьного психолога. /Сб. научных ст. под ре-дакцией И. Дубровиной. — М. Педагогика, 1990. — 180 с.

7. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. – М.: Наука, 1996.- 161 с.

8. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. — М.: Просвещение, 1991.

9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.

10. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания /А.К. Бы-ков//Педагогика, 2006.- № 2,.- с.3742.

11. Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями – Челябинск, 2003

12. Батурина, Г.И. Народная педагогика воспитания школьников. /Г.И. Ба-турина — М.: Пресс, 1995. — 160 с.

13. Воспитание слабовидящего ребенка в семье./ Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. –М., 1986.

14. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

15. Дети с отклонения в развитии. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001 – 128 с.

16. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М.: Издательство «Экзамен», 2006.

17. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. –М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

18. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

19. Малева З.П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Челябинск, 2003 – 118 с.

20. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

21. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения математике. –Калуга, 1998. – 118 с.

22. Русский детский фольклор. Учебное пособие для студентов и преподавате-лей-филологов: Ф. С. Капица, Т. М. Колядич — Москва, Флинта, Наука, 2002 г.- 320 с.

23. Русский фольклор. Материалы и исследования. Том 32: — Москва, Наука, 2004 г.- 592 с.

24. Русский фольклор. Словарь-справочник: Т. В. Зуева — Санкт-Петербург, Просвещение, 2002 г.- 336 с.

25. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы ориентирования в пространстве и мобильности. – М., 1989.

26. Специальная дошкольная педагогика./ Под редакцией Стребелевой Е.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, 312с.

27. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –Дону: Издательсво «Феникс», 2003.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... творчеством понимал процесс создания произведения искусства.[19] С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная ... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ...

28. Ткаченко Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением зрения. //Дошкольное воспитание. 1986 — №3 — С. 36.

29. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М.: Издательство «Экзамен», 2005.

30. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.

31. Фольклор малых социальных групп. Традиции и современность: — Санкт-Петербург, Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008 г.- 296 с.

32. Фольклор саянских тюрков XIX века (комплект из 2 книг): — Москва, Но-вый Ключ, 2003 г.- 1200 с.

33. Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект: Александр Панченко — Санкт-Петербург, ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004 г.- 544 с.

34. Фролова Г. А. Физкультминутка. Дмитров: Издат. Дом «Карапуз», 1998.

35. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. –СПб., 2000.