Большая психологическая игра

ГРАНИЦЫ МЕТОДА

«Большая психологическая игра» (БПИ) — этим словосочетанием в нынешней психологической практике называют многое: сюжетно-ролевые, организационно-деятельностные игры, игры-эпопеи, веревочные курсы и пр. Многое из этого к БПИ отношения не имеет, хотя похожего немало. А остальное — чаще всего игровые «оболочки» (по классификации М.Битяновой), что, по нашему мнению, собственно БПИ не является. В таком случае возникает вопрос, что есть Большая Психологическая Игра, где ее границы как метода? Попробуем ответить на этот вопрос.

Начнем с понятия «игра» в широком смысле. Есть большое количество определений игры (Д.Узнадзе, К.Бюлер, Д.Эльконин и др.).

Опираясь на них, я определяю игру как символическую деятельность, моделирующую и преображающую реальность, отличающуюся высокой степенью спонтанности и свободы, но протекающую в рамках четко заданных правил и реализующуюся как в группе, так и индивидуально.

Теперь определимся с понятием «психологическая игра». Если к вышеприведенному определению добавить «решающая конкретные психологические задачи», то это и будет «психологическая игра». В ней можно выделить две основные группы:

— игровые упражнения, которые выполняют прикладные, частные функции (снятие напряжения, концентрация внимания и пр.);

— собственно психологические игры, которые решаютобучающие и развивающие задачи.

Ну и наконец, мы подошли к определению большой психологической игры, которое тоже логично вытекает из предыдущих определений.

Итак, большая психологическая игра— это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил. Реализуется как в группе, так и индивидуально, решает конкретные психологические задачи, работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуацию личности через осознание человеком актуального жизненного опыта.

Для того чтобы формальное определение обрело суть, рассмотрим основные понятия, которые это определение составляют.

Возьмем понятие «индивидуация». Мы употребляем его в классическом определении К.Г. Юнга. Индивидуация имеет два этапа:

— переживание себя как отдельного индивида: «Я» — «не Я» (этот этап человек переживает в раннем детстве, и мы не работаем с ним в БПИ);

9 стр., 4086 слов

Феномен психологической границы личности

Московский гуманитарный Университет Факультет психологии Курсовая работа на тему ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ Студента 3 курса,гр.301_313 Н.Н. Амосенковой Москва 2012 Содержание Введение Глава 1. Психологическая граница 1. Психологическая граница в психологии телесности 2. Понятие психологической границы в философии 3. Понятие психологической границы в гештальт-терапии Глава 2. ...

— познание бездонных глубин психики, прыжок в неизвестность, достижение трансформации своего «Я».

Путь индивидуации, по Юнгу, — это путь героя, который проходит определенные испытания с целью слияния со своим истинным «Я» или еще более высоким уровнем — некой высшей субстанцией. Метафорично этот путь очень четко проявляется в мифологии. Хотя, если брать по сути, то современные блокбастеры — это то же самое. Путь героя в голливудском боевике тот же, что и путь мифологического Геракла. И, читая книгу или смотря фильм, мы в общем-то проживаем путь этого героя.

Возникает вопрос: зачем же тогда делать большие психологические игры, когда можно индивидуализироваться, посмотрев фильм или прочитав книгу? К сожалению, нельзя, потому что, отождествляя себя с героем на экране, переживая эмоции вместе с ним, человек не развивается, так как проживает чужие эмоции, а не свои. А большая психологическая игра создает реальность, в которой у человека появляется возможность пройти свой «путь героя».

Второе понятие, которое лежит в основе понятия БПИ, — осознание, или осознавание.

Обратимся к классическому определению Ф. Перлза, который понимал осознавание как «чистое восприятие, доступное при полном проживании момента здесь и сейчас».

В основе тренинга, по нашему мнению, тоже лежит процесс осознавания, но он имеет принципиально другое значение. В тренинге осознавание есть прерывание контакта, ретрофлексивное действие — рефлексия, прерывающая осознаваемое переживание. К примеру, если двое влюбленных, сидящих обнявшись на берегу моря и проживающих гамму эмоций и телесных ощущений, начнут размышлять, насколько прерывисто их дыхание, какова температура тела, что они чувствуют и почему, они сразу же перестанут это чувствовать и начнут анализировать то, что они чувствовали секундами раньше.

БПИ как метод стремится к чистому проживанию и минимизации рефлексивных процессов на этапе игрового действия.

8 стр., 3573 слов

С5- На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу(по «Войне и миру»)?

С1- Что мешает считать Лопахина подлинным спасителем вишнёвого сада? В комедии А.П.Чехова вишнёвый сад- реликвия Раневских, с которой у этой семьи связаны трепетные воспоминания. Продавать имение- последняя крайность для них. Они надеются на спасение сада, надеются на то, что его удастся выкупить на торгах. И тут его приобретает один из персонажей пьесы, купец Лопахин. В своём монологе он открыто ...

В любом возрасте человек по-настоящему знает и умеет лишь то, что он прожил сам. Но для этого совсем не обязательно предлагать ему «наступать на грабли». Пусть этими «граблями» станет игровое пространство. БПИ — это своего рода метод-театр, что существенно отличает его от других методов активного обучения, например тренинга. Хотя, несомненно, тренинговые элементы присутствуют и в БПИ. В БПИ от театра на самом деле много: декорации, роли, костюмы, сценическое действие. Однако основное отличие в том, что участник — не зритель, а актер, хотя «играет» он в этом действии самого себя, а не вымышленного героя.

В связи с вышесказанным хотелось бы обозначить один из основных принципов БПИ — принцип событийности. А.С. Макаренко говорил о принципе психологического события так: «Мало полагаться только на эволюционные пути развития духовной структуры индивида. Для реализации личностных перемен нужны и острые моменты, взрывы, потрясения, которые должны быть не только конфликтными, но и созидательными».

Что лежит в основе метода, мы постарались осветить. Следующим нашим шагом, как думающих профессионалов, будет ответ на вопрос, чего мы хотим достичь этим методом. Скажем о главных ценностях БПИ для нас. Это выбор, свобода, автономия, субъектность, самодетерминация. (Д.А.Леонтьев. «Психология свободы»; Э. Фромм. «Бегство от свободы».)

Остановимся на двух ключевых ценностях: свобода и выбор.

Выбор есть конкретный акт, который может быть зафиксирован внешним наблюдателем, локализован во времени и пространстве («в одну реку не войти дважды»).

В любой момент, когда осуществляется осознавание, контакт с реальностью, может быть совершен и выбор. Нет безальтернативных ситуаций. Однако там, где осознавание не включено, выбора может и не быть.

Свобода, напротив, это состояние, больше относящееся к возможности, нежели к действию. Если я даю себе возможность быть свободным, я уже свободен. Совсем не обязательно каждый момент времени находиться в состоянии физической свободы, чтобы быть свободным. Еще раз подчеркиваем, что свобода — это не действие, а состояние.

Кроме того, свобода — это ответственность, суть ее — контроль над собой. Человек, не контролирующий себя, несвободен! Однако ответственность — это не бремя, не чувство вины, а «крылья», то есть опять же возможность. Если перевернуть определение «свобода — это ответственность», получится, что ответственность — это свобода.

И наконец, сравним БПИ с двумя очень близкими методами: сюжетно-ролевой игрой и тренингом личностного роста.

Если сравнивать БПИ с тренингом личностного роста, то, в отличие от предыдущего сравнения, в этих методах больше сходств, чем различий, но одно принципиальное различие все же есть.

Начнем сравнение с определения тренинга личностного роста. Тренинг личностного роста (ТЛР) — особый вид групповой психологической работы, фокусирующийся не столько на групповом процессе как таковом и не на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, сколько на личностном росте участников. Основные параметры: концентрация на чувствах, осознание самого себя, ответственность, самораскрытие, фокусировка на происходящем «здесь и сейчас» (С.Л. Рубинштейн).

Если опираться на это определение, то в своих принципах и ценностных основаниях ТЛР и БПИ очень схожи.

Однако в данном случае существенно различаются технологии работы, т.е. то, КАК реализуются эти ценности и принципы. В частности, принципиально различаются позиции ведущего ТЛР и БПИ. Ведущий ТЛР — это фасилитатор, ведущий БПИ — это активный руководитель, провокатор, директор.

Последнее, на чем хотелось бы остановиться, — преимущества метода БПИ. А достойна ли большая психологическая игра звания самостоятельного метода, или это всего лишь удачная форма тренинга личностного роста, решать вам, уважаемые коллеги.

Преимущества БПИ

• Присвоение и осознание получаемого опыта происходит быстрее и глубже, чем в тренинговой работе. По статистике, в результате тренинга усваивается и используется в дальнейшем не более 20% получаемой информации (хотя это очень высокий процент — прочие методы обучения результативны не более чем на 5–8%).

• Изменения происходят через проживание, а затем лишь закрепляются анализом и рационализацией, что делает их более устойчивыми. Практика показывает, что результаты деятельности участников повышаются после тренинга, но по прошествии 3–6 месяцев снова падают.

• БПИ имеет большой энергетический потенциал, что само по себе является ресурсом для движения вперед.

• Результаты игры имеют много позитивных «побочных» эффектов: антистресс, рост творческого потенциала и пр.

• Это необычный и еще не надоевший метод групповой работы, что повышает интерес, а следовательно, и результативность.

  Сюжетно-ролевые игры Психологические игры
Сходства •Наличие игрового пространства, сюжетного контекста •Принятие участниками неких ролей •Относительно свободная динамика игрового процесса •Получение нового социального и личностного опыта •Схожая структура игры, этапы, включающие настрой на игру и выход из игры (деролинг)
Различия •Акцент на игровой составляющей сюжета •Участники принимают вымышленные роли •Действия участника ограничены сценарием и задачей роли •Наличие четкой задачи и результата, которого необходимо достичь •Группа — важный фактор •Акцент на психологической составляющей сюжета •Роль задается ситуацией и имеет опосредованное значение, участник «проживает самого себя» •Действия участника в рамках игровой ситуации не ограничены •Отсутствие конкретных задач, ситуация неопределенности •Группа имеет фоновое, прикладное значение