Тренинг личностного роста

тренинг личностного роста

Первое занятие

Цель занятия. Создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами обучения, продумать и принять правила работы группы.

Упражнение «Знакомство»

Ведущий. В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано-тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться круг к другу по этим именам.

У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача его – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. Для этого мы садимся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

После окончания представлений попросите вспомнить своеобразие друг друга. Для этого предложите каждому участнику по очереди назвать индивидуальность сидящего, например, слева от него и так далее, пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.

На втором этапе обсуждаются правила и принципы работы группы. Обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания их участниками тренинга будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

9 стр., 4436 слов

Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика

... речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни.Человек ... нуждается в группе и зависит от не, возможно, в большей мере, ...

Упражнение «Мои добрые дела»

Ведущий. Вспомните: какое конкретное доброе дело вы сделали вчера, кому сказали доброе слово? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как он вас отблагодарил? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы все время в ответ ждете благодарности в виде подарка? Или вы так заняты своими делами, что вам просто некогда заниматься добрыми делами?

Участникам дается 5 минут для того, чтобы они письменно ответили на заданные вопросы, записали добрые дела, сделанные для людей. Затем группа садится в большой круг и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы. Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в микрогруппах по 7–8 человек.

Упражнение «Мое физическое Я»

Ведущий. Знаете ли вы свое тело? Когда последний раз вы измеряли свой рост, вес? Запишите свои основные физические показатели: цвет глаз, волос, рост, вес, объем груди, талии, бедер, размер обуви, одежды, головного убора, перчаток.

Наверное, многие из вас не смогут сразу назвать точные данные. Напишите хотя бы приблизительные. Дома вы внесете необходимые коррективы. У вас есть 5 минут на заполнение таблицы. Тот, кто уверен в своих ответах и готов поделиться с аудиторией, будет внимательно выслушан.

Необходимо заранее приготовить необходимое количество таблиц с основными физическими показателями и раздать их участникам. После того как все будет заполнено, группа объединяется в большой круг и желающие высказываются. Следует говорить не только о фактической стороне, но и о тех чувствах, которые возникли во время выполнения этого упражнения.

У многих это упражнение вызывает серьезные затруднения, в частности они не знают своих антропометрических данных.

Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начал. Участники должны настроиться на внимательное отношение не только к движениям своей души, своим переживаниям, но и к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.

Упражнение «Я тебя помню»

Ведущий. Наше занятие подходит к концу. Мы узнали много нового и интересного друг о друге. А что вы запомнили о своих товарищах? Запишите в таблицу «Индивидуальность» суть высказывания каждого участника о себе, т.е. вспомните то, что он говорил во время знакомства-представления в самом начале этого занятия, а затем добавьте свои ощущения и представления о его личности, которые сформировались за время общения. Нужно вспомнить каждого члена группы. Их имена написаны на визитках, не перепутайте, тем более что вы могли запомнить не всех. Будьте, пожалуйста, внимательны.

Бланк для участников тренинга личностного роста «Индивидуальность»

Тренинговое имя для участника

Его собственное высказывание

Мое представление о его индивидуальности

1.
2.

 

 

На это вам отводится 10 минут. Потом все садятся в большой круг и каждый по очереди зачитывает свои записи, обязательно исправляя неточности в графе «Его собственное высказывание», если об этом просит автор.

Во время заполнения таблицы можно включить музыкальное сопровождение. При этом участники должны видеть тренинговые имена всех членов группы или иметь возможность подойти и посмотреть визитку того человека, чье тренинговое имя забыто.

Смысл этого упражнения в том, чтобы любой имел реальную возможность услышать представления, которые сформировались о нем у остальных участником в ходе первого занятия.

Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Ведущий. С этого дня и в течение всего тренинга вы будете часто отвечать на вопрос «Кто я?»

Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз. Все, что вы напишете, останется у вас. Если захотите, вы можете поговорить об этом с другими.

Это упражнение проводится на всех занятиях. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они не забыли их дома и могли постоянно вносить изменения и добавления в список ответов на этот вопрос.

Данным упражнением задается глубокая личностная установка на постоянный внутренний самоанализ. Учащиеся будут работать над этим вопросом на всем протяжении тренинга, каждый раз возвращаясь к нему и, главное, к своим ответам. Причем от занятия к занятию записи могут меняться вместе с изменением представлений человека о себе самом.

Упражнение «Ласковое имя»

Ведущий. Это домашнее задание. Вспомните и напишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие люди, знакомые. Задумайтесь: кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда обращаются с очередной просьбой? Когда у собеседника просто хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека: Галочка, Галчонок – или название птицы, животного: медвежонок, цыпленок, – может быть, просто прозвище, но очень ласковое? Что вы при этом испытываете сами? А люди, как они реагируют на ласковое обращение?

Участников просят завести отдельную тетрадь или блокнот для выполнения домашних заданий. С одной стороны, это воспитывает добросовестное отношение к делу, с другой – систематизирует получаемый в ходе самоанализа материал. Подчеркните, что на следующем занятии с данными записями группа будет обязательно работать.

Задание стимулирует эмоциональное раскрытие индивидов, так как оно обращено к самым приятным минутам их жизни. Его выполнение многих заставляет задуматься о характере отношений с родными и близкими, обратить внимание на собственную манеру и стиль общения. После выполнения такого упражнения заметно теплеет атмосфера среди участников тренинга.

Упражнение «Откровенно говоря…»

Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Участникам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к занятиям.

Откровенно говоря…

Дата занятия ___________________
Мое тренинговое имя ______________________

  • Во время занятия я понял, что …
  • Самым полезным для меня было …
  • Я был бы более откровенным, если бы …
  • Своими основными ошибками на занятии я считаю …
  • Мне не понравилось …
  • Больше всего мне понравилось, как работал (а) …
  • На следующем занятии я хотел бы …
  • На месте ведущего я …

Подпись

Бланки анкеты целесообразно подготовить заранее. Если их нет, то текст просто зачитывается, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы и сдают ведущему. Их нужно внимательно просмотреть, обобщить и сделать необходимые выводы, прежде всего в плане подготовки к последующим занятиям.

Подведение итогов

Ведущий. Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или важное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел нас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. Итак, кто хочет взять слово?

Необходимо дать возможность желающим поделиться своими высказываниями. Важно обратить внимание на тех, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия.

Без проведения этой обратной связи нельзя заканчивать работу. У членов группы должна быть последняя возможность сказать о том, что их тревожит или мучает.

Второе занятие

Цель занятия – закрепить тренинговый стиль общения, продолжить самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

Участникам раздаются их визитки. Целесообразно начать работу с анализа анкет «Откровенно говоря…». При этом важно обратить внимание группы на причины, которые, по мнению самих участников, мешают им быть более откровенными. Не называя тренинговых имен, остановиться на наиболее типичных ошибках, отметить самые полезные для участников упражнения.

Упражнение «Я тебя помню»

Ведущий. Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь. Разумеется, обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного человека.

Пример такого приветствия: «Здравствуй, Алеша, я рад тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность». Если вы не помните особенность того, кого приветствуете, то извинитесь перед ним.

Участники сидят в круге. Каждый обращается к конкретному человеку, например, к сидящему справа. Следует обратить особое внимание на то, какими словами участник приветствует своего партнера, на его манеру устанавливать контакт. Целесообразно разобрать типичные ошибки, допущенные обучающимися. Тренер должен продемонстрировать наиболее продуктивные способы вхождения в контакт.

Во время этой разминки происходит настрой на доверительный стиль общения, взаимные приветствия помогают включиться в продуктивную работу, продемонстрировать свое доброе и уважительное отношение ко всем членам группы.

Упражнение «Поговорим о дне вчерашнем…»

Ведущий. Для эффективной работы группы нам необходимо обязательно анализировать то, что происходит во время занятий. Дома вы, вероятно, вспоминали прошедшую встречу. Поделитесь со всеми своими впечатлениями о прошедшем занятии. Что помогло в работе над собой? Что так и не получилось? В чем причины? Какие претензии есть к членам группы, ведущему? Все ли понятно в правилах? Может быть, есть предложения по их изменению и добавления?

В ходе этого упражнения необходимо создать атмосферу неспешного, искреннего обмена мнениями. Высказываются только желающие, остальные внимательно слушают и помогают говорящему улыбкой, кивком головы и другими жестами.

Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»

Ведущий. Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать его «психологический портрет». Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать данного человека, не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, присущих именно ему.

Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные пытаются определить, чей это портрет.

Те, кто узнал себя в представленном описании, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор не должен сразу сообщать, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. Затем процедура продолжается до тех пор, пока не предъявят свои «портреты» все участники.

Упражнение «Ласковые имена»

Ведущий. Сейчас мы сядем в большой круг и поработаем с домашним заданием. Расскажите о том, какие ласковые слова вы вспомнили, выполняя его. Обратили ли внимание на то, как вас называли дома в эти дни? Какие чувства испытывали при этом? Чувство признательности, благодарности, прилив нежности или что-то другое? Или было разочарование из-за того, что вас, оказывается, ласковыми именами совсем не называют?

Упражнение «Физическое Я»

Ведущий. Все ли завели тетрадь или блокнот?

Теперь поговорим о вашем физическом «Я». Кто смог уточнить свои физические показатели? У кого оказались почти все точные сведения? Кто очень сильно ошибся в оценке? Почему это произошло?

В ходе упражнения следует обратить внимание на искренность и раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои переживания и желание делиться ими с окружающими.

Можно организовать процесс обсуждения домашнего задания в парах. Выполнение этого упражнения способствует дальнейшей психологической разминке, раскрепощает участников, отношения в группе заметно теплеют.

При обсуждении физического «Я» важно обратить внимание на состояние тех участников, которые имеют определенные физические недостатки, например: излишний вес, очень маленький рост по сравнению с другими и т.д. Как правило, обсуждение этой информации вызывает у них определенные отрицательные эмоции. Поэтому разговор о физическом «Я» требует большого такта, пристального внимания и немедленной реакции ведущего в необходимых случаях.

Упражнение «Мои сильные стороны…»

Ведущий. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотела выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.

Затем сядем в большой круг, озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но …», «если …», «может быть…», «я не совсем уверен в том, что …» и т.п. На выступление дается по 2 минуты. Даже если закончите свою речь раньше, оставшееся время принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом уверены.

В конце упражнения следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения.

Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе положительно. При его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

Упражнение «Кто Я?»

Ведущий. Возьмите лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов на данный вопрос. Вы отвечали на него на прошлом занятии. Подумайте, как еще можно ответить на поставленный вопрос сегодня. Может быть, вы хотите что-то добавить, а написанное ранее отменить. Сделайте все, что считаете нужным. В вашем распоряжении 3 минуты.

Личностная установка на постоянный самоанализ должна подтверждаться в течение всего тренинга. Для этого участники периодически возвращаются к одному и тому же вопросу, но рассматривают его в разных аспектах. Кроме того, у них есть возможность, читая свои предыдущие ответы, изменить или дополнить их в соответствии со своим сегодняшним мироощущением.

Упражнение «Интервью»

Ведущий. Это новое домашнее задание. Сформулируйте для каждого члена группы один вопрос, ответ на который поможет лучше узнать и понять его. Для этого нужно подумать о каждом участнике, вспомнить все, что узнали о нем. На ваш вопрос он должен будет ответить во время интервью на следующем занятии. Лучше подобрать вопросы, которые бы не повторялись.

Необходимо напомнить учащимся, что домашнее задание – это обязательная процедура. Они вправе надеяться, что не будут забыты записи в специальном дневнике. Нужно объяснить, что они нужны и самому участнику, так как помогают сформировать привычку думать о другом человеке. Тем, кто забыл о ведении дневника, посоветуйте его завести.

Упражнение «Откровенно говоря…» (см. первое занятие)

Подведение итогов осуществляется так же, как и на первом занятии. В дополнение к ранее указанным процедурам каждый участник письменно отвечает на вопрос: «Над чем мне еще нужно поработать на следующем занятии?»

Задавая вопрос, нужно предложить всем присутствующим ответить на него. Каким каждый член группы видит свое дальнейшее участие в тренинге? Над чем он еще собирается поработать? Как думает помогать ведущему и своим товарищам? Желательно, чтобы на вопросы ответили все, но, если кто-то не готов к этому, не следует настаивать. Записи лучше собрать, чтобы раздать в начале следующего занятия.

Необходимые инструменты :тетрадь, ручка, парты, стулья, ну и аудитория.

Тренинг длится 4 часа.

Количество встреч-2.

Продолжительной каждой встречи-2 часа