Бихевиоральный подход в формировании и развитии личности

Афоризмы:

«Предметом психологии является поведение»

Джон Уотсон

Бихевиори́зм (англ. behaviour — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчинённое этим воздействиям.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878−1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского behaviour — поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология).

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать).

Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

6 стр., 2643 слов

Вопрос 11: напишите фамилию основателя бихевиоризма: ответ: Джон Уотсон

... человеком пути духовного развития 4.Пиаже в ходе анализа развития интеллекта у ребенка Вопрос 11: напишите фамилию основателя бихевиоризма: ответ:Джон Уотсон ... ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности 34 в структуру сознания по в н зинченко , ... 3. «схизис» между исследовательской и практической психологии 4.междисциплинарный статус проблемы психического 5.существование множества ...

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.).

Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула (S-I-R).

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении — в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас.

11 стр., 5116 слов

Семейный конфликт как фактор отклоняющегося формирования личности и поведения конфликтантов

... нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. Отдельные поступки ... повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей ...

В теории Э. Берна развитие личности рассматривается как процесс преодоления или специфического закрепления исходного чувства неполноценности в зависимости от внешних факторов воспитания в детстве и формирующейся у человека «психологической позиции».

Согласно бихевиоризму, поведением человека можно и нужно управлять, используя ряд психологических законов: 1) закон эффекта (положительное подкрепление правильных реакций способствует закреплению этих реакций в поведении, свойствах личности); 2) закон субъективной ценности подкрепления (необходимо учитывать, что является наиболее ценным, привлекательным, значимым для конкретного человека); 3) закон оперантного обуславливания (если человек знает или предполагает, что после его действий могут быть негативные для него последствия, то он склонен от этих действий заранее отказаться); 4) закон субъективной вероятности последствий (если человеку кажется, что вероятность наступления негативных последствий его действий мала, он может пойти на риск); 5) закон подражания (человек способен, не задумываясь, подражать поведению других людей, привлекательных или авторитетных для него); 6) закон влияния типа личности (легче управлять поведением экстерналов — тип личности, склонный приписывать ответственность за происходящие с ними события на внешние обстоятельства и других людей. Интерналы — тип личности, склонный брать на себя ответственность за все хорошее и плохие события своей жизни).

Изменяя внешние факторы (ситуации, подкрепления, вероятности наступления событий, образцы для подражания), по мнению бихевиористов, можно управлять поведением и формированием личности (независимо от мыслей, чувств самого человека).

7 стр., 3352 слов

Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 до 45 лет

... . происходит два противоборствующих между собой пути, когда человек борется со своей личностью и с ситуацией в целом. Это взгляды на кризисы Л.С ... ; Попытки полностью пересмотреть свою жизнь и поменять многое в жизни, например, развестись, романы с юными девушками, необычные увлечения ·    ...

Бихевиоральная терапия стоит на фундаменте трудов И. П. Павлова и Б. Скиннера, ее суть — модификация поведения через отучение от нежелательных привычек и реакций и научение желательному поведению. При бихевиоральнойтерапии психолог не ставит задачи объяснить клиенту, в чем причина его проблем, он просто воздействует на нежелательное поведение, чтобы оно изменилось в нужную сторону.

В США бихевиоральная терапия встречается достаточно часто, используется в специфических ситуациях: для лечения фобий, дурных привычек (алкоголизм, курение, переедание), для борьбы с энурезом и заиканием, широко используется в психиатрических заведениях.

Как метод воздействия, чаще всего используется оперантное научение и классический метод условных рефлексов, — методы, использующие положительное и отрицательное подкрепление. Пациента не лечат — его обучают правильному поведению с помощью обучающей программы. Для психотерапевта, работающего по этому принципу, главное подобрать эффективные именно для этого пациента подкрепления. Иногда это делается простым расспросом: «Что будет для вас положительным, а что отрицательным подкреплением? Что вам будет нравиться, а что — нет?»

И тогда для кого-то положительным подкреплением будет разрешение смотреть телевизор, для кого-то — сладкое, для кого-то в психиатрических учреждениях — жить в отдельной комнате, посетить столовую еще один раз.

В бихевиоральной терапии применяются методы классического обусловливания.

Классическое обусловливание вы знаете: это когда загорается лампочка, вы должны отдернуть лапку, потому что если не отдернете, то получите электрический разряд. Через некоторое время этому научаются все: и люди, и собаки, независимо от уровня интеллекта и взглядов на жизнь.

Чаще всего применяется прием контробусловливание, или десенсибилизация (понижение чувствительности): как правило, для лечения фобий у собак и человека.

1 стр., 327 слов

Памятка по песочной терапии

... терапия способствует: - снятию как эмоционального, так и мышечного напряжения  - профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги ... ресурс для дальнейшего роста и развития. Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку ... . Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете ...

Например, у собак — боязнь громких звуков, а у человека — боязнь собак.

Методика: сначала мы узнаем, что было бы для клиента подкреплением, научаем его расслабляться. После этого расспрашиваем, какие ситуации вызывают у клиента тревогу, ранжируем эти ситуации от тех, которые чуть-чуть тревожат, до тех, с которыми он не может справиться. После стрессовую ситуацию связываем с мышечным расслаблением. В ситуации расслабленности напоминаем о ситуации, которая вызывает минимальную тревогу, потом так же обсуждаем другие ситуации, все более и более тревожные. Итого: оказавшись в стрессовой ситуации, человек будет испытывать гораздо меньшее напряжение, будет чувствовать себя в достаточной мере спокойно.

Просто, но это работает.

С собакой то же самое. Вы отрабатываете команду, которую она хорошо знает, например, «Сидеть!», «Играть в мячик!» (эта команда должна ассоциироваться с положительными эмоциями), а потом вводите в ситуацию десенсибилизации. Вы переключаете ее внимание на поведение, при помощи которого она может совладать с ситуацией. Через ситуацию десенсибилизации проводите собаку через ряд все более и более тревожных ситуаций. Например, если собаку в клинике испугали, и она отказывается идти туда пешком, то начинают работать с самой дальней дистанции. Как только она почувствовала тревогу (оглядывается, вертится вокруг хвоста и др.), переключаете ее на иной тип деятельности (как правило, игровую) или на выполнение отработанной команды, и потом постепенно сокращаете дистанцию.

На более обобщенном уровне: вы даете субъекту способ совладать с ситуацией, а потом вводите ее в ситуации, вызывающие тревогу, и переключаете его на то поведение, при помощи которого в других ситуациях он мог совладать с собой. Это контробусловливание через десенсибилизацию.

Другой прием — аверсивное обусловливание. Например, при борьбе с перееданием к биг-маку крепится простенькое устройство с батарейкой, человек кусает биг-мак и получает слабый разряд. Мелочь, а неприятно. Аналогично — если рука тянется к сигарете, получаем разряд за сигарету. Кодирование от алкоголизма — тот же принцип, хотя здесь чаще используется вызов рвотного рефлекса. Стакан ко рту — и приступ тошноты или ощущение, что умираешь.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... изучаемой им системы. При этом, какие аспекты ситуации — ее физические условия или, например, социальные нормы, правила и т.д. ... в стрессовой ситуации – уровень реагирования в трудной жизненной ситуации (0,780). 3. Тревога - уровень реагирования в трудной жизненной ситуации (0,787 ... устойчивость и поведение в стрессовой ситуации (-0,807), апатия (-0,912), растерянность (-0,912), тревога (-0,764), страх ...

Неприятно, но в ситуации выбора — будущая нормальная жизнь или потеря семьи, или тем более тюрьма, люди с готовностью на это идут и нужный результат получают.

Интересно, что так же лечится энурез: ребенок ложится на кровать, под простынь кладутся датчики влажности. Ребенок описался — включается свет, ребенку меняют пеленку. Ребенку не хочется просыпаться. но это происходит всегда, и обычно для прекращения энуреза этого хватает. Несколько повторений — проблема решается.

Когда-то, на заре исследований, в качестве отрицательного подкрепления пробовали использовать слабые удары электрического тока. Жизнь показала, что в этом нет никакой нужды: обычная смена пеленки — вовремя! — эту функцию полностью выполняет.

Методы оперантного научения применяются в психиатрических учреждениях — например, метод накопления жетонов.

Чистит зубы — жетон, убирает постель — жетон, жетоны обмениваются на привилегии: сигареты, проживание в отдельной комнате, дополнительное посещение столовой. Методика не идеальна, но среди всех возможных — признана наиболее эффективной.

Бихевиоральная терапия — это быстрая терапия, дающая возможность контролировать последствия.

Бихевиоральный подход показывает высокую эффективность для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В более сложных, запутанных, «личностных» случаях, касающихся не просто поведения, а ценностей и образа жизни (что характерно для многих проблем с наркоманами и алкоголиками), использование бихевиоральных методов неустойчиво и дает недолговременный эффект​.

Источники:

www.psychologos.ru/articles/view/metody_bihevioralnoy_terapii_i_ih_effektivnost.

22 стр., 10945 слов

Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста

... и проведение диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста; · реализация программы игровой терапии с целью коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста; · ... во внимание обстоятельства жизни ребенка. 4. Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка должно оцениваться нормами ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector