УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
учреждения образования
«Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина»
_______________ Е. Д. Осипов
«_____» ________________ 2016 г.
Регистрационный № УД-_________/р.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебная программа для специальностей: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность) 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(код специальности) | (наименование специальности) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Факультет | социально-педагогический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(название факультета) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кафедра | социальной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(название кафедры) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курс (курсы) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семестр (семестры) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические | Зачет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(количество часов) | (семестр) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов по практике | Форма получения высшего образования | дневная, заочная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(количество часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2016 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В профессиональной подготовке специалистов по социальной работе особое место занимает социально-педагогическая (учебная) практика. Практика ориентирована на освоение направлений и содержания деятельности социально-педагогических учреждений, которые осуществляют профилактическую, коррекционную, реабилитационную деятельность. Она предусматривает изучение социально-педагогических технологий работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, их родителями или лицами, заменяющими родителей. Студенты осваивают социально-педагогическую диагностику и профилактику социального неблагополучия семьи, детей, молодежи, включаются в процесс оказания социальных и социально-педагогических услуг семье, детям, молодежи, разработку и реализацию социальных и социально-педагогических программ и проектов. Непосредственная работа с клиентами способствует развитию навыков профессиональной культуры и профессиональной этики.
Практика предполагает анализ нормативно-правовой базы, основных направлений, форм, методов работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, участие в некоторых видах профессиональной деятельности под контролем супервизора.
Содержание практики основано на изученных ранее дисциплинах: теория социальной работы, методология и методы исследования в социальной работе, возрастная и социальная психология, педагогические и психологические основы социальной работы, социально-педагогическая работа с семьёй, технологии социально-культурной деятельности и др.
Программа практики составлена на основе
— Образовательного стандарта ОСРБ 1-86 01 01-2013 для специальности 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям);
— Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 №243-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-3),
— Положения о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860 (в ред. Постановления Совмина от 22.08.2013 № 736)
— Положения о практике студентов, обучающихся по специальностям непедагогического профиля БрГУ имени А.С. Пушкина (утв. 16.10.2014г.).
Цель практики:
Способствовать овладению студентами навыков социально-педагогической диагностики и профилактики социального неблагополучия семьи, детей, молодежи.
Задачи практики:
1. Изучить основные направления работы учреждений образования по социальному сопровождению семьи и ребенка, находящихся в социально опасном положении.
2. Ознакомиться с социальными факторами, детерминирующими социальное неблагополучие и депривацию.
3. Закрепить навыки проведения социальной диагностики неблагополучия детей, находящихся в социально опасном положении.
4. Развить навыки профессиональной культуры и профессиональной этики.
5. Освоить технологии профилактики социального неблагополучия семьи, детей, молодежи.
После прохождения учебной (социально-педагогической) практики студенты должны:
знать:
— документацию, регламентирующую деятельность учреждения образования по работе с семьями, находящимися в СОП;
— порядок постановки семей и их детей, находящихся в социально опасном положении, на учет и обслуживание;
— порядок работы с обращениями граждан;
— основные проблемы семей, находящихся в социально опасном положении;
— порядок предоставления платных услуг, льгот, социальных пособий семьям и детям, находящимся в группе социального риска;
— способы выявления семей несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи;
— порядок взаимодействия учреждений образования с другими учреждениями по решению проблем семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
— этические нормы и правила взаимоотношений специалиста по социальной работе и клиентов;
уметь:
— планировать собственную деятельность;
— проводить социальную диагностику проблем клиента;
— патронировать неблагополучные семьи;
— ставить конкретные задачи и определять пути решения проблем клиентов;
— разрабатывать перспективный план оказания социальной помощи клиенту.
Студенты проходят учебную (социально-педагогическую) практику в 6 семестре в течение 4 дней. Форма контроля – зачёт (дифференцированный).
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Задание | Виды деятельности | Формы отчетности |
Подготовительный этап | ||
Изучить программу практики. Определить базу практики. | Участвовать в работе установочной конференции | |
Рабочий этап | ||
1. Составить индивидуальный план работы на период практики. | Совместно с групповым руководителем и руководителем от базы практики (на рабочем месте): — наметить порядок и сроки выполнения заданий; — определить тему и форму выступления на заключительной конференции. | Индивидуальный план работы на период практики. |
2. Ознакомиться с базой практики. | Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения, рабочую документацию специалистов (планы работы на год, отчётные документы). | Перечень документов, регламентирующих деятельность учреждения по работе с семьями, находящимися в СОП и детьми. |
3. Выявить категории семей и детей, которым оказывается помощь на базе практики | Изучить документацию, отражающую работу с семьей и ее проблемами; порядок постановки семей и детей, находящихся в СОП, на учет; обозначить их ведущие проблемы и потребности. | Обобщённый анализ данных по семьям, находящимся в СОП: указать категории семей и детей, с которыми работает социальный педагог, перечислить их ведущие проблемы и потребности; алгоритм постановки на учет семьи/ребенка, оказавшихся в СОП; 2. Описать пример проблемной ситуации семьи, находящейся в СОП (ФИО не указывается).
3.Разработать индивидуальный план помощи клиенту (на основании приведённого примера).
|
4. Провести интервью с социальным педагогом. | В процессе беседы выявить социально-психологические особенности детей из семей, находящихся в социально опасном положении, проблемы и профессиональные риски социального педагога, возникающие при работе с данной категорией лиц, обозначить специфические особенности технологии социальной профилактики неблагополучия детей, семей, молодёжи. | Бланк интервью со специалистом. |
5. Проведение социальной диагностики проблемного случая клиента. | Подобрать и провести диагностическую методику (по выбору практиканта) с клиентом (под руководством специалиста).
|
Заполненный бланк и интерпретация проведённой методики. |
Итоговый этап | ||
Обобщить полученные на практике результаты. | Составить отчет о работе за период практики, в котором: — дать обобщенную, аналитическую информацию о содержании деятельности учреждения; — проанализировать собственную деятельность в период практики. | Индивидуальный отчет по практике. |
БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ
· Учреждения образования;
· Инспекции по делам несовершеннолетних.
Информационная часть
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волынкин, В. Практика в подготовке социального работника: содержательный аспект / В. Волынкин // Социальная педагогика. – 2005. – № 4 – С. 91-93.
2. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом / Н.Ф. Гребень. – 2-е изд. – Минск : Букмастер, 2014. –480с.
3. Клушина, Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Н.П. Клушина, В.С. Ткаченко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–127с.
4. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 63 с.
6. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
7. Практическая подготовка социальных работников: учебно-методическое пособие / Н.А. Залыгина [и др.]. – Минск: БГПУ, 2007.– 132с.
8. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 272 с.