Базаров на rendes-vous (рандеву): испытание любовью

Анализ глав с 1 по 13 помог нам понять взгляды Базарова, его отношение практически ко всему, раскрыть смысл философии нигилизма, определить черты характера героя. Однако, по сути, первую часть романа в сюжетном плане можно назвать экспозицией, ведь настоящему испытанию 0герой и его взгляды подвергаются во второй части романа (с 14 главы, которая является завязкой сюжета).

Именно в этой главе Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, и в его душе под влиянием возникающего чувства начинают происходить изменения.

Вспомните этапы сюжета, впишите нужные термины
Приёмы психологизма: 1.Явный, открытый психологизм: внутренний монолог).

2. Скрытый психологизм: пейзаж (психологический параллелизм), диалог, портрет, художественная деталь, вставной эпизод (сон, видение, предыстория героя).

 

Отразите эти изменения в данной ниже таблице. Для этого проанализируйте главы с 14 по 18.При анализе не забудьте указать роль такого приёма как пейзаж, помогающего раскрыть внутренний мир, ощущения, чувства героя в конкретный момент.

Глава Цитата Худ. средства и приёмы психологизма; их роль в раскрытии душевной эволюции героя Изменения в душе (как меняется отношение Базарова к Одинцовой и его поведение)
    «Ну, а по-твоему, что она, точно – ой-ой-ой?», «Кто бы она ни была – просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у ней такие плечи, каких я не видывал давно», «…свободно мыслят между женщинами только уроды» Скрытый психологизм: диалог с Аркадием. Через него мы узнаем неуважительное, несерьезное отношение Базарова к женщинам, в том числе и к Одинцовой. Так же мы можем это понять, через сравнение, приведенное Базаровым Аркадию, он сравнивает Одинцову с мороженым. В этой главе Базаров не отделяет Одинцову от других девушек, относится к ней так же, как ко всем. Он смотрит только на внешний облик, не верит, что женщина может свободно мыслить.
    «Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! Бабы испугался!», «Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу…», «А кто ее знает! Вишь, как она себя заморозила!», «Этакое богатое тело! …хоть сейчас в анатомический театр». Через открытый психологизм, внутренний монолог Базарова мы понимаем, что герой восхищается красотой Одинцовой (восклицательные предложения), но через скрытый психологизм (диалог с Аркадием) можно увидеть, что Базаров скрывает свои истинные чувства: смущение, восхищение, напряжение. Одинцова явно произвела на Базарова впечатление, возможно, даже чем-то восхитила его, ведь он впервые засмущался, много говорил – нервничал. Но тем не менее, он все еще смотрит только на внешний облик, на «богатое тело».
  «А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя барыня! Уж не фрак ли нам надеть?», «Какой я смирненький стал» — думал он про себя», «Баба с мозгом», «Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам», «Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно, как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не понравилось Аркадию» Явный, открытый психологизм: через внутренний монолог Базарова и такой скрытый психологизм, как портрет, мы можем понять, что чувствует герой, его духовные, внутренние изменения. Но через диалог с Аркадием, можно увидеть, что Базаров все еще скрывает и не принимает свои истинные чувства и эмоции, ведет себя и говорит так, как подобает человеку, отрицающему все, то есть нигилисту, использую иронию «Уж не фрак ли нам надеть?» В этой главе в Базарове явно начали происходить какие-то изменения. Замечая уже не только внешние, но и внутренние, умственные качества Одинцовой, он влюбляется в нее. Но еще сам этого не понимает или не хочет, не может понять. Ведь неспроста, при Аркадии он высказывается о ней, как о «бабе с мозгом», а при ней нервничает, слушается.
  «Он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, слово что его подмывало…», «…чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью…», «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном…назвал бредом, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…», «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…», «…он еще больше прежнего высказывал равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине с негодованием сознавал романтика в самом себе», «Его руки дрожали», «Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты; сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание», «Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасной женщиной…», «Сердце у него действительно так и рвалось» Через скрытый психологизм (портрет героя, художественные детали и пейзаж) мы узнаем, что чувства Базарова к Одинцовой усилились. В главе обильно используются эпитеты, метафоры, ряды однородных членов, чтобы более «ярко» передать состояние героя. Описание комнаты Одинцовой говорит о состоянии в душе Базарова. Можно увидеть, как автор сравнивает раздражительную свежесть ночи и любовь героя к Анне Сергеевне – психологический параллелизм. В этой главе можно уже с уверенностью сказать, что Базаров влюбился. Но он боится это признать. Ему тягостно это чувство, оно его раздражает, злит. Ведь он нигилист, он отвергает любовь в таком понятии, он еле сдерживает себя. Любовь проникает в закрытый внутренний мир Евгения, как и свежесть ночи через стору.
  «Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете», «А вы заметили во мне сдержанность…напряженность?», «Так знайте же, что я вас люблю, глупо, безумно…», «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…», «Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор – и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь», «Он рванулся у ней» Через скрытый психологизм (диалог с Одинцовой, портрет героя, художественные детали) можно увидеть, как сдержанное чувство перерастает в безумную страсть, которая вызывает у героя злость и вспышку ненависти к себе и к Анне Сергеевне. Что чувствует и как ощущает себя герой, нам также помогают понять эпитеты, ряды однородных членов, передающие какую-то динамику, эмоцию, происходящую внутри Базарова. Помогает передать страсть, рвение, злобу, одолевшую героя — звукопись (аллитерация).

Звук «р».

Базаров признался Одинцовой в любви. В чувстве, которое так отвергал и презирал. Он злится, в нем кипит страсть, ненависть, ведь принять любовь как идеалистическое понятие для Базарова, значит отказаться от нигилизма, от всех его убеждений.