Психологизм. Народность. Историзм.

Готовимся к ЕГЭ по литературе.

1.1. Художественная литература как искусство слова.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

ЛИРИКА

ЭПОС

ДРАМА

песни

сказочный (установка на вымысел): сказка волшебная, о животных, бытовая

игры

малые фольклорные формы (жанры):

колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки, песни (в том числе обрядовые, колядки), заклички, приговорки, дразнилки, страшилки, словесные игры, скороговорки, небылицы-перевёртыши, загадки, игры, считалки, пословицы поговорки

несказочный (установка на истинность): историческое предание, легенда, бывальщина, быличка

обряды

народные пьесы

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное,  он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Приёмы создания художественного образа человека

Внешние черты (портрет)

Лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу.

Психологический анализ

Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е движения внутренней жизни героя.

Характер персонажа

Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи

Прямая авторская характеристика

Она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической)

Характеристика героя другими действующими лицами

Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им

Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж (интерьер)

Изображение природы

Помогает лучше понять мысли и чувства персонажа

Изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж

Художественная деталь

Описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы)

Наличие или отсутствие прототипа

Образ пространства

«Дом» /образ замкнутого пространства

«Простор» /образ открытого пространства «мир»

«Порог» /граница между «домом» и «простором»

Пространство. Конструктивная категория в литературном отражении действительности, служит изображению фона событий. Может проявляться разными способами, быть обозначенным или не обозначенным, подробно охарактеризованным или подразумеваемым, ограниченным до единственного места или представленным в широком диапазоне охвата и взаимоотношений между выделенными частями, что связано так же с литературным родом или разновидностью, как и с постулатами поэтики.

Художественное пространство:

  • Реальное
  • Условное
  • Сжатое
  • Объемное
  • Ограниченное
  • Безграничное
  • Замкнутое
  • Разомкнутое

Художественное время

Это важнейшие характеристики художественного образа, обеспечивающие целостное восприятие действительности и организующие композицию произведения.  Художественный образ, формально развертываясь во времени (как последовательность текста), своим содержанием, развитием воспроизводит пространственно-временную картину мира.

Время в литературном произведении. Конструктивная категория в литературном произведении, которая может быть обсуждена с разных точек зрения и выступать с неодинаковой степенью важности. Категория времени связана с литературным родом. Лирика, которая представляет, якобы, актуальное переживание, и драма, разыгрывающаяся на глазах зрителей, показывающая происшествие в момент его свершения, используют обычно настоящее время, тогда как эпика в основном — рассказ о том, что прошло, а следовательно, в прошедшем времени. Время, изображенное в произведении, имеет границы протяжения, которые могут быть более или менее определенными (напр., охватывать день, год, несколько лет, века) и обозначенными или не обозначенными по отношению к историческому времени (напр., в фантастических произведениях хронологический аспект изображения может быть целиком безразличен либо действие разыгрывается в будущем).

В эпических произведениях различаются время повествования, связанное с ситуацией рамки и личностью повествователя, а также время фабулы, т. е. период, замкнутый между самым ранним и наипозднейшим происшествием, в общем родственное времени реальной действительности, показанной в литературном отражении.

  • Соотнесённое с историческим
  • Не соотнесенное с историческим
  • Мифологическое
  • Утопическое
  • Историческое
  • «Идиллическое» (время в отчем доме, «хорошие» времена, время «до» (событий) и, иногда, «после»)
  • «Авантюрное» (испытания вне отчего дома и на чужбине, время активных действий и судьбоносных событий, напряженное и насыщенное /Н.Лесков «Очарованный странник»)
  • «Мистерийное» (время драматических переживаний и важнейших решений в человеческой жизни /время, проведенное Мастером в больнице – Булгаков «мастер и Маргарита»)

1.4. Содержание и форма. Поэтика

СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА. Содержание – это то, о чём говорится в художественном произведении, а форма – это то, как данное содержание подано. Форма художественного произведения имеет две основных функции: первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому её можно назвать внутренней – это функция выражения содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя.

Содержание художественного произведения

объективное

Историческая действительность, воссоздаваемая автором с высокой степенью правдивости. Воплощение в художественном произведении типа миропонимания автора как человека своей эпохи, своего этноса и социального статуса

субъективное

Тенденция, осмысленная оценка автором изображенной действительности, его идейно-эмоциональное отношение к ней (особенность: выражение мнений, суждений, убеждений автора в опосредованной форме, путем воссоздания жизненных ситуаций)

непосредственное

Реальные факты человеческой жизни и конкретные ситуации, отображенные в произведении

Сюжет – сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев. С помощью сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречия. Сюжет – это связи, симпатии, антипатии, история роста того или иного характера, типа. Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет — (франц. sujet, букв. — предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. 

На первый взгляд кажется, что содержание всех книг строится по одной и той же схеме. В них рассказывается о герое, его окружении, о том, где он живет, что с ним происходит и чем заканчиваются его приключения. Но эта схема является чем-то вроде каркаса, которому следует далеко не каждый автор: иногда рассказ начинается со смерти героя или автор внезапно обрывает его, так и не сообщив, что произошло с героем дальше. Такое окончание произведения называется открытым финалом. В этом случае окончание истории должен придумать сам читатель. Однако в любом произведении всегда можно найти главные моменты, вокруг которых как бы завязан сюжет. Они так и называются — узловые точки. Их немного — завязка, кульминация и развязка. Фабула – основной конфликт, который разворачивается в событиях; конкретное развитие событий.

Поэтика – важнейшая часть литературоведения. Это учение о структуре художественного произведения. Не только отдельного произведения, но и всего творчества писателя (например, поэтика Достоевского), или литературного направления (поэтика романтизма), или даже всей литературной эпохи (поэтика древнерусской литературы).

Поэтика тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой. В русле теории литературы существует ОБЩАЯ ПОЭТИКА – наука о структуре любого произведения. В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА, изучающая развитие художественных явлений: жанров (скажем, романа), мотивов (н-р, мотива одиночества), сюжета и т.д. Поэтика имеет отношение и к литературной критике, которая тоже строится по определенным принципам и правилам. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.

1.5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика

1.6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения.

Классицизм – направление в искусстве XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

Основные признаки русского классицизма:

  1. Обращение к образам и формам античного искусства.
  2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
  3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
  4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

К примеру можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. Положительные герои много рассуждают о нравственности, жизни при дворе, долге дворянина. Отрицательные персонажи становятся иллюстрацией неподобающего поведения. За столкновением личных интересов видны общественные позиции героев.

Сентиментализм — (вторая половина XVIII – начало XIX века) – от французского слова «Sentiment» — чувство, чувствительность. Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Произведения часто пишутся от первого лица. Они полны лиризма и поэтичности. Наибольшее развитие сентиментализм получил в Англии (Дж. Томсон, О. Голдсмит, Дж. Крабб, Л. Стерн).

В России появился с отставанием примерно на двадцать лет (Карамзин, Муравьев).

Он не получил особого развития. Самым известным русским сентиментальным произведением является «Бедная Лиза» Карамзина.

Романтизм — (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме).

В России зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский).

Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений. Только стремление к полной свободе творческого воображения. К примеру можно привести величайшего французского поэта и писателя Виктора Гюго и его всемирно известный роман «Собор Парижской Богоматери».

Реализм — (лат. вещественный, действительный)– направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

  1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
  2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  3. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
  4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
  5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.

Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, идущего и обретающего истину искусства, причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.

Прозе XIX века всегда был свойственен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавшие заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой – носитель представлений самого художника. Тут чувствовалась традиция Гоголя, а особенно Чехова.

Модернизм — (фр. новейший, современный) – искусство, рождённое  XX веком. 

Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Модернизм – это литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.

Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Модернизм оказал воздействие на творчество многих писателей XX века. Однако его влияние не было и не могло быть всеобъемлющим. Традиции литературной классики продолжают свою жизнь и развитие.

Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм. Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» — упадок, падение. 

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный знак». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Смысл заключает в себе некую тайну, намёк, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе. Символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они не стремятся.

Родоначальником символизма считают французского поэта Шарля Бодлера. Вершины символизма в литературе Франции – поэзия Поля Верлена и Артюра Рембо.

В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Белый, Блок, Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.

Акмеизм – литературное течение XX века. Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914).

Но кровные узы соединяли его с «Цехом поэтов», возникшим почти за два года до акмеистических манифестов и возобновленным после революции (1921-1923).

«Цех» стал школой  приобщения к новейшему словесному искусству.

В январе 1913 года в журнале «Аполлон» появились декларации организаторов акмеистической группы Гумилёва и Городецкого. В нее вошли также Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

Русская классика оказала неизмеримо большое влияние на творчески поиск акмеистов. Пушкин покорял как открытием сочных земных красок, яркого момента жизни, так и победой над «временем и пространством». Баратынский – верой в искусство, сохраняющее малый миг, индивидуально пережитое для потомков.

Непосредственным предтечей акмеистов стал Иннокентий Анненский. Он владел удивительным, притягивающим акмеистов даром художественно преобразовывать впечатления от несовершенной жизни.

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Футуристическое течение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 году возникла группа эгофутуристов: Северянин, Игнатьев, Олимпов и другие. С конца 1912 года сложилось объединение «Гилия» (кубофутуристы): Маяковский, Бурлюки, Хлебников, Каменский. В 1913 году – «Центрифуга»: Пастернак, Асеев, Аксёнов.

Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству. Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский – на достижения Некрасова и Кольцова. Северянин высоко чтил А.К.Толстого, Жемчужникова, Фофанова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал… Чехова-урбаниста.

Постмодернизм . Термин появился в годы Первой мировой войны. Еще в начале 20-го столетия мир казался прочным, разумным и упорядоченным, а культурные и нравственные ценности – незыблемыми. Человек чётко знал, чем отличается «хорошее» от «плохого». Ужасы Первой мировой войны потрясли эти основы. Затем последовали Вторая мировая война, концлагеря, газовые камеры, Хиросима…Человеческое сознание погрузилось в пучину отчаяния и страха. Исчезла вера в высшие идеалы, вдохновлявшая раньше поэтов и героев. Мир стал казаться нелепым, безумным и бессмысленным, непознаваемым, человеческая жизнь – бесцельной. До 20-го века поэзия воспринималась как отражение высших, абсолютных ценностей: Красоты, Добра, Истины. Поэт был их служителем – жрецом, которого бог Аполлон требует к «священной жертве».

Постмодернизм отменил все высшие идеалы. Потеряли смысл понятия высокого и низкого, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного. Всё стало равнозначно, и всё одинаково дозволено. Теоретики постмодернизма объявили, что материалом для поэта должны служить не столько живая жизнь, сколько чужие тексты, картины, образы…Представители постмодернизма не ищут новые средства художественной выразительности, а используют весь предыдущий «запас», по-новому рассматривая, осмысливая и осваивая его и при этом дистанцируясь от каждого источника по отдельности. Примерно с конца 80-ых гг. постмодернизм приходит в Россию. Вокруг него начинаются ожесточенные споры, пишется множество статей, высказываются самые противоположные мнения.

Приёмы постмодернистов: ирония, использование известных цитат, «Игры» с языком.

1.7. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы

Эпос — (гр.рассказ, повествование) – один из трёх родов литературы, повествовательный род. Жанровые разновидности эпоса: сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк, роман и т.д. Эпос воспроизводит внешнюю по отношению к автору, объективную действительность в её объективной сущности. Эпос использует разнообразные способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Эпические жанры обогащаются и совершенствуются. Развиваются приёмы композиции, средства изображения человека, обстоятельств его жизни, быта, достигается многостороннее изображение картины мира, общества.

Художественный текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей.

Всё рассказанное даётся только через повествование. Эпос очень свободно осваивает реальность во времени и пространстве. Он не знает ограничений в объеме текста. К эпосу также принадлежат романы-эпопеи.

К эпическим произведениям можно отнести роман Оноремпа де Бальзака «Отец Горио», роман Стендаля «Красное и чёрное», роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир».

Лирика — (гр. лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) – один из родов литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера.

Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определённых обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел.

Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свёрнутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа-переживания.

Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика , синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.

Лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека.

Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная  масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.

 Драма — (др.-гр. действие, действо) – один из родов литературы. В отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию. 

Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

Роман — большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества. 

Название «роман» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось лишь к языку, на котором написано произведение. Наиболее распространенным языком средневековой западноевропейской письменности был, как известно, литературный язык древних римлян — латинский. В XII—XIII вв. нашей эры наряду с пьесами, повестями, рассказами, написанными на латинском языке и бытующими преимущественно среди привилегированных сословий общества, дворянства 774и духовенства, стали появляться повести и рассказы, написанные на романских языках и бытовавшие преимущественно в среде демократических слоев общества, не знающих латинского языка, среди торговой буржуазии, ремесленников, вилланов. Эти произведения, в отличие от латинских, так и стали называть: conte roman — романский рассказ, повесть. А затем прилагательное приобрело самостоятельное значение. Так возникло особое название для повествовательных произведений. В дальнейшем оно вошло в состав языка и с течением времени потеряло свой первоначальный смысл. Романом стали называть произведение на любом языке, но не всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п. В новое время, в особенности в XVIII—XIX вв., этот вид произведений стал ведущим жанром художественной литературы нового времени.

Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души»).

Самыми известными романами русской литературы являются «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о повести как о едином жанре в древней и новой лит-ре совершенно невозможно. Неопределенность  этого термина осложняется еще двумя специфическими обстоятельствами. Во-первых, для нашего термина  нет точно соответствующих терминов в западноевропейских языках: немецкому «Erzählung», французскому «conte», отчасти «nouvelle», английскому «tale», «story» и т. д. отвечают у нас как повесть, так и «рассказ», частью «сказка». Термин повесть в его определенной противопоставленности терминам «рассказ» и «роман» — специфически русский термин.

Во-вторых, повесть — один из стариннейших литературных терминов, который в различные исторические моменты менял свое значение. Необходимо к тому же различать изменение значения термина повесть от изменения самих соответствующих явлений. Историческое развитие термина отражает, конечно 19 (с некоторым лишь запозданием), движение самих жанровых форм. Не случайно у нас термины «рассказ» и «роман» появляются позднее, чем повесть, как не случайно и то, что на определенном этапе этот последний применяется к таким произведениям, которые являются по существу рассказами.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова «Спать хочется» говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней будет после того, как преступление совершено, вообще неизвестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют центральное – убийство младенца. Рассказ невелик по объему.

Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя).

Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна – показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона, «рассказ – это… единство настроения, ситуации, действия».

Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

Очерк – приближенное к документальному повествованию о реальном событии или человеке; роль вымысла в очерке минимальна (см. например, физиологические очерки «натуральной школы»).

Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Отличается от басни глубиной и значительностью смысла, широтой обобщения. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия.

Поэма – крупное стихотворное произведение сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.

Баллада – повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай, один из видов лиро-эпической поэзии.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. С. бывает лирическое, публицистическое и т. д. «В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбуждённое в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Н.А. Добролюбов).

Элегия — лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица. Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека… В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке — В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в «чистом» виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия — это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Послание – 1) прозаический жанр древнерусской литературы дидактического или политического содержания в форме письма к реальному или фиктивному лицу. «Чувство авторства» было различно в жанре проповеди и в жанре летописи, в жанре послания и в жанре повести. Первые предполагают индивидуального автора и часто подписывались именами своих авторов…» (Д.С. Лихачёв).

2) поэтическое произведение в форме письма, письмо в стихах к реальному, фиктивному лицу или группе лиц. Содержание разнообразное – от философских раздумий до сатирических картин. А.С. Пушкин «Послание в Сибирь». В.В. Маяковский «Послание пролетарским поэтам». ПОСЛЕДУЮЩАЯ история – это сообщение о том, как  сложилась судьба персонажей после завершения действия произведения.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; обычно куплетное (строфическое).

1) П. основная форма народной лирики. В глубокой древности связана с пляской и мимикой. Виды песни: бытовая, лирическая, бурлацкая, городская, революционная крестьянская, солдатская, многоголосная, плясовая, сольная, авторская, народная. «В традиционном фольклоре текст песни и её мелодия создавались одновременно. Литературная песня служила лишь основой для последующих, часто различных музыкальных обработок» (С. Лазутин

Ода —  торжественное стихотворение. Изначально, в древнегреческой поэзии —  лирическое стихотворение на разные темы, исполнявшееся хором. В одах древнегреческого поэта Пиндара (ок. 518–442 до н. э.) воспеваются цари и аристократы, удостоенные, по мнению поэта, расположения богов. Особое развитие жанр оды получил в поэзии европейского классицизма. Торжественная ода – основной жанр творчества основоположника французского классицизма Ф. Малерба (1555–1628).

Тема его од – прославление абсолютистской власти во Франции. Этапом в развитии жанра оды является творчество Ж. Ж. Руссо.

В России ода, которая «высокую, благородную, иногда же и нежную материю воспевает» (В. К. Тредиаковский), была главным жанром поэзии классицизма. Образцовые произведения этого жанра принадлежат М. В. Ломоносову, известными авторами од были его поэтический наследник В. П. Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие произведения этого жанра принадлежат Г. Р. Державину. Кроме торжественной (пиндарической) оды, в рус. поэзии бытовала ода нравоучительная (горацианская), любовная (анакреонтическая) и духовная (переложение псалмов).

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — вид (жанр) лирики, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется) соблюдаются далеко не всегда. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. Предполагалось, что в катренах всего две рифмы, а в терцетах могут быть либо две рифмы, либо три.

Представление о комическом восходит к древним обрядам, игровому, празднично-веселому народному смеху. Это «фантазирование рассудка, которому предоставлена полная свобода». Комическим называют также жизненные изменения, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм.

Постоянным предметом комедии служит необоснованная претензия безобразного мнить себя прекрасным, мелочного – возвышенным, косного, омертвевшего – живым. Все элементы комического образа при этом взяты из жизни, у реального предмета, лица. Они не преображены творческой фантазией. Виды комического – ирония, юмор, сатира. По значению различаются высокие виды комедии (величайший образец в литературе – Дон Кихот М. де

Сервантеса, смех над наиболее высоким в человеке) и забавные, шутливые виды (каламбуры, дружеские шаржи).

Комедия связана не только с отрицанием отжившего, но и с духом утверждения, выражая радость бытия и вечное обновление жизни.

Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя. Конфликты реальности переданы в трагедии в предельно напряженной форме. Это, воздействуя на зрителей, пробуждает силу их чувств и рождает душевный подъем (катарсис – очищение).

Трагедия возникла в Древней Греции из религиозно-культового обряда поклонения богу виноградарства и виноделия Дионису. В честь Диониса устраивались празднества, торжественные шествия с пением дифирамбов. Разыгрывались действия, участниками которых становились одетые в козлиные шкуры поклонники Диониса и запевала хора (корифей).

Эти игры, эти «песни козлов» положили начало трагедии как одной из разновидностей драмы.

Само слово «трагедия» означает «песня козлов». «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по-разному в различных её частях, производимое в действии и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей. Что же касается характеров, то существуют четыре пункта, которые должно иметь в виду: первый и самый важный, чтобы они были благородны. Второй пункт – чтобы характеры были подходящими…

Третий пункт – чтобы характеры были правдоподобными… Четвертый же пункт – чтобы характер был последователен.  Достоинство словесного выражения – быть ясным и не быть низким. Самое ясное выражение, конечно, состоит из общеупотребительных слов, но оно низкое. Благородное же и свободное от тривиальности выражение есть то, которое пользуется необычными словами. А необычным я назову глоссу, метафору, удлинение и все, уклоняющееся от общеупотребительного» (Аристотель «Поэтика»).

Один из основных жанров (видов) драмы как рода литературы наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. 

При этом, как и трагедия, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия не столь напряженны и допускают возможность благополучного разрешения.

Как самостоятельный жанр драма сложилась во второй половине 18 в. у просветителей. Драма 19-20 в.в. является преимущественно психологической. Отдельные разновидности драмы смыкаются со смежными жанрами, используя их средства выразительности, например приемы трагикомедии, фарса, театра масок.

1.8. Авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия, лирическое отступление и т.Д

Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения.

Вечные

Темы, общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков

Темы отцов и детей; человеческого возраста; нравственности, греха и святости, любви и ненависти; войны и мира и т.д.

Национальные

Темы, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика

«Хождение за три моря» А. икитина, «Письма русского путешественника» Н.Карамзина.

Исторические

Все явления жизни рассматриваются через призму истории.

«Мать» Горького.

Внутрилитературные

Искусства как такового (самопознание художника, процесс творчества, творческие искания)

«Портрет» Н.Гоголя

Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.

Проблематика — совокупность проблем, поднимаемых в произведении.

Идея художественная – авторская концепция мира и человека в нем; отношение к изображенной в произведении действительности.

Сюжет – завершенное событие.

Композиция.

Сюжетные элементы

Внесюжетные элементы

  • Пролог (своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко)
  • Экспозиция (условия, которые вызвали к жизни конфликт)
  • Завязка действия (событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события)
  • Развитие действия (ход событий)
  • Кульминация (решающее столкновение борющихся сил)
  • Развязка (положение, которое создалось в результате развития всего действия)
  • Эпилог (заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия
  • Вводные эпизоды (вставные) (не связанные непосредственно с сюжетом произведения; события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями)
  • Лирические отступления (авторские: собственно лирические, философские и публицистические) Формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции)
  • Художественное предварение (изображение сцен, которые как бы предсказывают дальнейшее развитие событий)
  • Художественное обрамление (сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл)

Конфликт — (лат. conflictus – столкновение, разногласие, спор) – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Он есть, например, в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия.

Рассказчик — условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь).

Он проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных повествователей. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки )и не звучит на сцене.

Рассказчик — тот, кто рассказывает историю, устно или письменно. В художественной литературе может означать мнимого автора истории. Ведется ли рассказ от первого или от третьего лица, повествователь в художественной литературе всегда предполагается либо как некто, вовлеченный в действие, либо как сам автор

Пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.

Виды пафоса:

  • Героический (стремление показать величие человека, совершающего подвиг; утверждение величия подвига)
  • Драматический (чувство страха и страдания, порождаемое пониманием противоречивости общественной и личной жизни человека; сострадание персонажам, чья жизнь оказывается под угрозой поражения и гибели)
  • Трагический (высшее проявление противоречивости и борьбы, возникающей в сознании человека и его жизни; конфликт приводит к гибели героя и вызывает у читателей острейшее чувство сострадания и катарсиса)
  • Сатирический (негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной и частной жизни человека)
  • Комический (юмор (насмешливое отношение к безобидным комическим противоречиям; смех, соединенный с жалостью)
  • Сентиментальный (повышенная чувствительность, умиление, способность к сердечной рефлексии)
  • Романтический (восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу)

Сказ — особый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему, речевой манере (бытовой, разговорной); имитация «живого голоса» рассказчика с самобытной лексикой и фразеологией. Бажов «Малахитовая шкатулка», Лесков «Левша»

Речевая характеристика персонажа.

Речь персонажа может быть выразительной или нет; индивидуальные особенности речи; выступает как средство типизации; раскрывает характер и помогает понять отношение автора к персонажу.

Речь повествователя – средство оценки событий и их участников.

Специфика словопользования общенародного языка – активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов и пр. в художественный текст.

Приёмы образности: тропы.

1.9.Деталь. Символ. Подтекст

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

  Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые  писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они и стремятся.

Подтекст – неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста; скрытые ассоциации, основанные на повторе, сходстве или контрасте отдельных элементов текста; вытекает из контекста.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Художественные детали: обстановка, внешность, пейзаж, портрет, интерьер.

1.10. Психологизм. Народность. Историзм.

В любом художественном произведении писатель так или иначе говорит читателю о чувствах, переживаниях человека. Но степень проникновения во внутренний мир личности бывает разная. Писатель может только фиксировать какое-либо чувство персонажа («он испугался»), не показывая при этом глубину, оттенки этого чувства, причины, вызвавшие его. Такое изображение чувств персонажа нельзя считать психологическим анализом. Глубокое проникновение во внутренний мир героя, подробное описание, анализ различных состояний его души, внимание к оттенкам переживаний называется психологическим анализом в литературе (часто его называют просто психологизмом).

Психологический анализ появляется в западноевропейской литературе во второй половине XVIII века (эпоха сентиментализма, когда особенно популярны эпистолярные и дневниковые формы. В начале ХХ века в работах З. Фрейда и К. Юнга разрабатываются основы глубинной психологии личности, открывается сознательное и бессознательное начало. Эти открытия не могли не повлиять на литературу, в частности на творчество Д. Джойса и М. Пруста.

В первую очередь о психологизме говорят при анализе эпического произведения, поскольку именно здесь у писателя больше всего средств изображения внутреннего мира героя. Наряду с прямыми высказываниями персонажей здесь есть речь повествователя, и можно прокомментировать ту или иную реплику героя, его поступок, раскрыть истинные мотивы его поведения. Такая форма психологизма называется суммарно обозначающей.

В тех случаях, когда писатель изображает только особенности поведения, речи, мимики, внешности героя. Это косвенный психологизм, поскольку внутренний мир героя показан не непосредственно, а через внешние симптомы, которые могут быть не всегда однозначно интерпретированы. К приемам косвенного психологизма относятся различные детали портрета (внутренняя ссылка на соответствующую главу), пейзажа (внутренняя ссылка на соответствующую главу), интерьера (внутренняя ссылка на соответствующую главу) и др. К приемам психологизма относится также и умолчание. Подробно анализируя поведение персонажа, писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о переживаниях героя и тем самым заставляет читателя самого проводить психологический анализ. Например, роман Тургенева «Дворянское гнездо» завершается так: «Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, – увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини – и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать – и пройти мимо». По жестам Лизы сложно судить об испытываемых ею чувствах, очевидно только, что она не забыла Лаврецкого. Как смотрел на нее Лаврецкий, остается неизвестно читателю.

Когда же писатель показывает героя «изнутри», как бы проникая в сознание, душу, непосредственно показывая, что происходит с ним в тот или иной момент. Такой тип психологизма называется прямым. К формам прямого психологизма может быть отнесена речь героя (прямая: устная и письменная; косвенная; внутренний монолог), его сны. Рассмотрим каждую более подробно.

В художественном произведении речам персонажей обычно отводится значительное место, но психологизм возникает только в том случае, когда персонаж подробно говорит о своих переживаниях, излагает свои взгляды на мир. Например, в романах Ф.М. Достоевского герои начинают предельно откровенно говорить друг с другом, как бы исповедуясь во всем. Важно помнить, что герои могут общаться не только в устной, но и в письменной форме. Письменная речь отличается большей продуманностью, здесь значительно реже встречаются нарушения синтаксиса, грамматики, логики. Тем более они значимы, если появляются. Например, письмо Анны Снегиной (героини одноименной поэмы С.А. Есенина) Сергею внешне спокойно, но при этом бросаются в глаза ничем не мотивированные переходы от одной мысли к другой. Анна фактически признается ему в любви, ведь она пишет только о нем. Она не говорит прямо о своих чувствах, но прозрачно намекает на это: «Но вы мне по-прежнему милы, / Как родина и как весна». Но герой не понимает смысла этого письма, поэтому считает его «беспричинным», но интуитивно понимает, что Анна, может быть, уже давно его любит. Неслучайно после чтения письма меняется рефрен: сначала «Мы все в эти годы любили, // Но мало любили нас»; затем «Мы все в эти годы любили, // Но, значит, // Любили и нас».

Когда герой с кем-то общается, часто возникают вопросы: до какой степени он откровенен, не преследует ли он какую-то цель, хочет ли произвести нужное впечатление или наоборот (как Анна Снегина) скрыть свои чувства. Когда Печорин рассказывает княжне Мери о том, что он изначально был хорошим, но его испортило общество, и в нем в итоге стало жить как бы два человека, он говорит правду, хотя при этом, может быть, и думает о впечатлении, которое произведут на Мери его слова.

Во многих произведениях XIX века встречаются отдельные мысли героя, однако это еще не говорит о том, что писатель глубоко и полно раскрывает его внутренний мир. Например, Базаров во время разговора с Одинцовой думает:«Ты кокетничаешь <…>, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне…» Мысль героя обрывается «на самом интересном месте», что же именно он испытывает, так и остается неизвестным. Когда же показано развернутое размышление героя, естественное, искреннее, спонтанное, возникает внутренний монолог, в котором сохраняется речевая манера персонажа. Герой размышляет о том, что его особенно волнует, интересует, когда ему нужно принять какое-то важное решение. Выявляются основные темы, проблемы внутренних монологов того или иного персонажа. Например, в романе Толстого «Война и мир» князь Андрей чаще размышляет о своем месте в мире, о великих людях, об общественных проблемах, а Пьер – об устройстве мира в целом, о том, что такое правда, истина. Мысли подчиняются внутренней логике персонажа, поэтому можно проследить, как он пришел к тому или иному решению, умозаключению. Такой прием был назван Н.Г. Чернышевским диалектикой души: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли разливаются из других, ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней точке и опять и опять странствует, изменяясь, по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о настоящем».

От внутреннего монолога следует отличать поток сознания, когда мысли и переживания героя хаотичны, никак не упорядочены, логическая связь совершенно отсутствует, связь здесь ассоциативная. Этот термин был введен У. Джемсом, наиболее яркие примеры его использования можно видеть в романе Д. Джойса «Улисс», М. Пруста «В поисках утраченного времени». Считается, что этот прием открывает Толстой, используя его в особых случаях, когда герой находится в полусне, полубреду. Например, сквозь сон Пьер слышит слово «запрягать», которое у него превращается в «сопрягать»: «Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Все соединить? – сказал себе Пьер. – Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли – вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! – с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими именно, и только этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучащий его вопрос.

– Да, сопрягать надо, пора сопрягать.

– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой-то голос, – запрягать надо, пора запрягать…» (Т.3. Ч. 3, Гл. IX.)

В «Преступлении и наказании» Достоевского сны Раскольникова помогают понять изменение его психологического состояния на протяжении романа. Сначала ему снится сон про лошадь, что является предупреждением: Раскольников не сверхчеловек, он способен проявить сочувствие.

В лирике герой непосредственно выражает свои чувства и переживания. Но лирика субъективна, мы видим только одну точку зрения, один взгляд, зато герой может очень подробно и искренне рассказать о своих переживаниях. Но в лирике чувства героя нередко обозначены метафорически.

В драматическом произведении состояние персонажа раскрывается в первую очередь в его монологах, которые напоминают лирические высказывания. Однако в драме XIX–XX вв. писатель обращает внимание на мимику, жесты персонажа, фиксирует оттенки интонации персонажей.

ИСТОРИЗМ литературы – способность художественной литературы передавать живой облик исторической эпохи в конкретных человеческих образах и событиях. В более узком смысле историзм произведения связан с тем, насколько верно и тонко художник понимает и изображает смысл исторических событий. «Историзм присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли современность или далёкое прошлое. Примером могут служить «Песнь о вещем Олеге» и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина» (А.С.Сулейманов).  «Лирика исторична, её качество определяется конкретным содержанием эпохи, она рисует переживания человека определённого времени и среды» (Л.Тодоров).

НАРОДНОСТЬ литературы – обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о Н.л. во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие «народ». «Народность литературы связывают с отражением существенных народных черт, духа народа, его основных национальных особенностей» (Л.И.Трофимов).  «Идея народности противостоит замкнутости, элитарности искусстьва и ориентирует его на приоритет общечеловеческих ценностей» (Ю.Б.Борев).

1.11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор. Ирония, сарказм. Гротеск

Трагическое – эстетическая категория для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. В центре внимания, как правило, страдания и гибель героя или его жизненных ценностей.

Комическое – одна из основных категорий эстетики, служащая для оценки тех социальных явлений, нравов, обычаев, деятельности и поведения людей, которые полностью или частично не соответствуют, противоречат объективной закономерности общественного развития и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил, а потому вызывает осуждение в форме осмеяния.  «Бывает смех издевательский, язвительный, смех от отчаяния и т.д. Комическому же, напротив, свойственна бесконечная благожелательность и уверенность в своём безусловном возвышении над собственным противоречием, а не печальное и грустное его переживание» (Г.Гегель).  «Всякое противоречие есть источник комического и смешного» (В.Г. Белинский).

Сатира – в переводе: переполненное блюдо, мешанина. Род художественной литературы высмеивающей и бичующей те или иные общественно вредные явления жизни или пороки человека.  «В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу, как высшей реальности» (Ф. Шиллер». С. характеризуется резкостью изобличения; как жанр развивалась ещё в римской литературе. «Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец её, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено её жало…» «Сатира провожает в царство теней всё отжившее» (М.Е. Салтыков-Щедрин).  «Сатира моделирует свой облик, создавая образ высокой степени условности, что достигается «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска» (А.З. Вулис).

Юмор – особый вид комического, который в отличие от сатиры, мягко высмеивает недостатки и слабости общества, однако между юмором и сатирой нельзя провести резкой грани, они часто сходятся. Ю. очень распространён в быту и в искусстве, часто встречается в произведениях фольклора: в песне, частушке, сказке. Это также литературное направление, в котором отражается смешное, комическое в жизни. «Юмор есть смех над безобидными комическими противоречиями, соединённый с жалостью к людям, проявляющим эту комичность» (Е.Г. Руднева).  «В согласии с этимологией слова, юмор заведомо «своенравен», личностно обусловлен, отмечен отпечатком «странного» умонастроения самого «юмориста» (Л.Е. Пинский).

Ирония – один из тропов, стилистический оборот, при котором притворно утверждается обратное тому, что говорится о предмете. Пример. Осла спрашивают:                 Отколе, умная, бредёшь ты, голова?                                                        Крылов  «Лиса и осёл» «Иронию как художественный принцип следует отличать от иронии в качестве стилистического средства. В последнем случае ирония содержится в речи персонажей или самого автора. Посредством такой иронии создаётся комический эффект, так как здесь высказанное имеет смысл прямо противоположный тому, что сказано автором» (Д.Л.Чавчанидзе).

Сарказм – злая и едкая насмешка, высшая степень иронии, исключающей двусмысленное толкование.        Полу-милорд, полу-купец,        Полу-мудрец, полу-невежда,        Полуподлец, но есть надежда,        Что станет полным, наконец.                 Пушкин (эпиграмма на гр.Воронцова) «Если сущность иронии в иносказании, в тонком намёке, в сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование» (А.С. Сулейманов).

Гротеск – «причудливый», «затейливый». Вид художественной образности, обобщающий жизненные явления с помощью чрезмерного, причудливого заострения той или иной темы. Г. нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, фантастический характер, до предела обнажая сущность явлений. Г. это сочетание реального и запредельного, трагического и комического, прекрасного и безобразного. «Сближая далёкое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родствен парадоксу в логике. С первого взгляда гротеск только остоумен и забавен, но он таит большие возможности» (Л.Е.Пинский).  «Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения, незавершённой ещё метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Отношение к времени, к становлению – необходимая конститутивная (определяющая) черта гротескного образа» (М.М. Бахти).

1.12. Язык художественного произведения. Тропы. Звукопись

1.13. Стиль.

Свойство художественной формы, совокупность её элементов, придающая произведению искусства определенный эстетический облик, устойчивое единство образной системы.

Стиль художественного произведения

Стиль писателя

Стиль литературного направления или литературной эпохи

Даже произведения одного автора могут сильно различаться по стилю. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»; Лермонтов «Герой нашего времени» и «Песня про купца Калашникова».

Для каждого писателя характерны определенные стилистические особенности, нередко позволяющие определить автора текста.

Можно выделить стилевые элементы, характерные для целых групп писателей, используемые ими осознанно или неосознанно.

1.14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.

Проза и поэзия: сходство и различие.

проза

Поэзия

В основе создания художественного мира

Поток жизни

Поток сознания

Предмет, содержание

Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуют сюжет

Субъективное отношение личности к миру; выражение отношения к нему;

Форма отражения действительности

Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться

Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания.

Сюжет

Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью.

Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не стаивтся.

Композиция

Определяется сюжетными ходами

Подчинена движению чувств лирического героя

характеры

Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер.

Характер изображается в отдельных проявлениях и переживаниях. В центре- образ-переживание.

Описания

Занимают существенное место

Встречаются редко; крайне лаконичны

Своеобразие художественной речи

Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательный характер).

Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)

Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса.

Силлабо – тоническое стихосложение (РАВНОЕ число слогов и ударений).

Размеры.

двухсложные

трёхсложные

ЯМБ — ударение приходится на второй слог

МорОз и сОлнце дЕнь чудЕсный

Дактиль — ударение приходится на первый из трёх слогов (Ан-на –Ах-ма-то-ва)

Хорей — ударение приходится на первыйслог

бУря мглОю нЕбо крОет

Амфибрахий – ударение приходится на второй из трёх слогов ( Ма-ри-на –Цве-та-ева)

Анапест – ударение приходится на последний из трёх слогов (Ни-ко-лай Гу-ми-лёв)

Дольник – вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных колеблется между ударными от одного до двух-трёх. Д. является своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим и тоническим стихосложением.           ЖИл старИк со своЕю старУхой у сАмого сИнего мОря.                                                                                    Пушкин

Акцентный стих  – или ударник. Стих, ритмика которого организуется на более или менее равном количестве ударений по стихотворным строкам; число слогов в строке и безударных слогов между ударными произвольно:

                   Во грАде было во КИеве,

                   ЖилА-былА молодА вдовА…

А.с.— основная форма тонического стихосложения, к нему тяготеют русские былины, исторические песни.  В начале ХХ века вновь получил популярность, особенно ярко в творчестве Маяковского. «В акцентном стихе, построенном на сочетании ударений, а не слогов, повышается ритмическая выделенность (а, следовательно, и интонационная самостоятельность) речевых отрезков, несущих ударения, то есть слов и объединённых одним сильным ударением словосочетаний» (А.Карпов).

Ритм – такт, равномерность. В поэзии закономерное чередование через равные промежутки времени сильных и слабых слогов. Особым ритмом обладает и проза и стихи, ибо Р.  является одним из средств достижения максимальной выразительности речи. Периодическое повторение звуковых элементов в определённой последовательности является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на сопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения (силлабическую или тоническую).

«Как спорый и ладный труд человека, как его походка, пляска, пенье, плаванье, так и стихи, подчинены ритму и согласованы с дыханием» (С.Я. Маршак).

Рифма – соразмерность. Созвучие концов стихов (или полустиший), звуковой повтор, отмечающий их границы и связывающий их между собой. «Стихи как бы сами попадают под ноги, в виде образа, целого случайного стиха или даже простой рифмы, около которой, как около зародыша, распускается целое стихотворение» (А.А. Фет).

Последняя туча рассеянной бури, Одна ты несёшься по ясной лазури…                                                                       Пушкин

Повторы Р. с известной закономерностью проходят через всё стихотворение. Минимальным условием для Р. является совпадение ударного гласного: моля-моя. «Я всегда ставлю самое характерное слово в конце строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. Рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть ещё крепче, чем материал, пошедший на остальные строки» (В.В.Маяковский).

Р. бывает мужская – с ударением на последнем слоге: гроза-глаза; женская – с ударением на втором от конца слоге: грозы-лозы и дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге: лозами-грозами.. Р. может быть точной, когда ударный слог совпадает полностью: вот–грот и ассонансной – не точной, в которой созвучны только гласные: заросли-жалости. Существует каламбурная рифма, когда подбирается неожиданное сочетание слов, составная: Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром.                                            Д.Минаев Существует омонимическая Р., когда рифмуются слова с разным значением, но одинаково написанные: лук (овощ) – лук (оружие).

Консонансная Р. – рифма с разноударными гласными: кедр–бодр. Гипердактилическая Р., когда ударение падает на четвёртый от конца слог или ещё дальше: расцвечивание – очеловечивание. Рифма может стоять в начале строки и в конце, но есть панторифма, когда все слова в строке рифмуются. Р. бывает смежная, когда рифмуются слова, стоящие рядом, и перекрёстная, когда строки рифмуются через одну, опоясная, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей. Разноударная Р., когда концы слова одинаковы, но ударения не совпадают: отчего–рабочего. Кроме того, есть и другие виды рифмы: гипердактилическая, открытая и закрытая, бедная и богатая, точная, неточная, охватная, приблизительная, перекрёстная, смежная, глагольная, однородная, разнородная, составная, суффиксальная, тавтологическая, поглощающая.  Примеры:

Морозу– розу (приблизительная, женская, открытая рифма);

Сани–сами(неточная,женскаярифма);  Воротилсяеночьюмельник…  «Жонка!Чтозасапоги?»  Ах ты, пьяница, бездельник! (точная, женская, закрытая рифма)  Где ты видишь сапоги? (тавтологическая, мужская)                                                                            Пушкин

Строфа – Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (стихотворных строк), объединённых в ритмическое и синтаксическое целое смыслом, рифмой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров.  На письме строфы чаще разделяются увеличенными интервалами. «В лоне античной драмы образовалось понятие строфы.  Первоначально оно мыслилось как метрическая категория. Буквально «строфа» по-гречески означает «оборот».Та порция текста, которую хор, маршируя по орхестре, успевает пропеть за один оборот, как раз и получила это наименование. Иногда хор разворачивался и, двигаясь в обратном направлении, исполнял «антистрофу». В совокупности они составляли систему» О.И.Федотов.

Белый стих – особый вид безрифменного стиха в силлабо-тоническом стихосложении; чаще всего пятистопный ямб (реже  в трёхстопном размере) и хорее. Б.с. тесно связан с драмой. Пример: «Борис Годунов» А.С.Пушкин.

       Сяду я за стол да подумаю:

       Как на свете жить одинокому?

       Нет у молодца молодой жены,

       Нет у молодца друга верного.

                                      Кольцов

«Название «белый стих» произошло от того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми») (К.Д.Вишневский).

Верлибр (свободный стих) – один из видов безрифменного французского стиха, строящегося на интонационно-синтаксической, а не силлабо-тонической основе.

Стих без ярко выраженного ритма, гораздо больше подходящий для передачи философских размышлений, а не ярких чувств и душевных порывов:

Не утверждать и не спрашивать.

Человеку расскажут,

Подскажут, покажут,

Как отучить голову от одиночества.

1.15. Литературная критика

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ критика – осмысление, разъяснение и оценка художественного произведения с точки зрения его современной значимости.

20