«Переговоры с самим собой как средство разрешения внутренних конфликтов»

Содержание работы:

1. Введение

1.1. Обоснование актуальности выбранной темы

1.2. Определение целей, задач, предмета и объекта исследования

2. Теоретический обзор феномена аутокоммуникации

2.1. История изучения внутреннего диалога, основные подходы к пониманию этого феномена

2.2. Структурные и функциональные характеристики аутокоммуникации

2.3. Классификация процессов аутокоммуникации

3. Теоретический обзор феномена внутриличностных конфликтов

3.1. История изучения и сновные подходы к пониманию внутриличностных конфликтов

3.2. Типология внутриличностных конфликтов

4. Заключение

5. Библиография

1. Введение

1.1 Актуальность выбора темы

Тема данной работы является очень актуальной, поскольку в наши дни у людей накапливается большое количество внутренних конфликтов, которые, разумеется, являются нормой (например, конфликт мотивов) и ведут к развитию личности при успешном их разрешении, но, в случае неправильного приспособления к ним и нежелания их преодолевать, они могут стать причиной многочисленных расстройств личности, в частности, неврозов. Неврозы являются следствием того, что у человека закрыт доступ к самому себе. В наши дни явно возрос интерес к своему внутреннему содержанию и опыту, переживаниям. Люди учатся быть ближе к себе, чувствовать себя, устанавливать причинно-следственные связи в отношении своей внутренней психической жизни. Они заново открывают свое «внутреннее чувство», как говорил Бьюдженталь. В настоящее время возникает необходимость перехода к исследованию конкретных процессов аутокоммуникации. Эта необходимость обусловлена, прежде всего, нуждами психотерапевтической и педагогической практики, так как знание путей и механизмов аутокоммуникации обеспечивает доступ к наиболее интимным и глубинным слоям сознательной и бессознательной жизни личности, создание возможностей для ее развития и коррекции.

Но необходим ли непрерывный процесс аутокоммуникации для того, что бы приблизиться к себе? И, если на данный вопрос можно ответить утвердительно, то каковы методики осознанной работы со своим внутренним содержанием? — эти, и многие другие вопросы послужили источниками мотивации к написанию данной работы. Многие духовные школы призывают отказаться от «внутренней речи». Необходима ли она нам? Помогает ли она личности развиваться, преодолевать внутренние конфликты или же, наоборот, приводит в тупик и следует стремиться к непосредственному, чистому восприятию?

23 стр., 11267 слов

2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни

... конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты. 2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни. Социальные конфликты ... вовлеченным в конфликт. Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы ... -1980 годы. Ежегодно публикуются работы попроблеме конфликта, защищаются первые диссертации. Появляются первые ...

Согласно учению Кастанеды, внутренний диалог является инструментом, который неосознанно применяется человеком для жесткой фиксации своей картины мира (восприятия).

Побочным эффектом применения внутреннего диалога является полное убеждение, что воспринимаемый мир неизменен и окончателен. Это делает человека «затвердевшим» — неспособным к пониманию и восприятию чего-либо, что лежит за пределами его картины мира. Все духовные практики направлены на ускорение достижения состояния внутреннего безмолвия (естественное состояние для всех живых существ, при котором внутренний диалог не ведется).

Остановить внутренний диалог можно несколькими способами: прислушиваться к окружающим звукам, контролировать дыхание, учиться созерцать. А ещё, нужно отложить себя в сторону. «Не может быть никакого безмолвия ума до тех пор, пока существует тот, кто его ищет. Безмолвие спокойного ума есть только тогда, когда нет ищущего, когда нет никакого желания», — считает Джидду Кришнамурти.

Феноменологическая установка восприятия — одно из направлений в психотерапии — призывает пусть на время, но отказаться от внутреннего диалога, от прежнего опыта и знаний. Не подгонять мир под теории, а пытаться увидеть его таким, какой он есть. Не стремиться воспринимать сквозь призму какой-либо научной парадигмы, а попробовать воспринимать непосредственно.Научные исследования, в большинстве своем, указывают на другое — что без внутреннего диалога невозможен личностный рост. Феноменология находится как бы между этими двумя направлениями и призывает к восприятию себя самого, к внутреннему диалогу и самоанализу без установок, без смешений, соотнесений с прошлым опытом и разнообразными теориями.

Внутренний диалог — это непрерывный диалог человека с самим собой, с собственным «Я», при этом взаимодействуют несовпадающие точки зрения. Это рефлексия, когда человек обращается в свой собственный опыт и текущее состояние. Как считает К. Кастанеда, с помощью внутреннего диалога мы создаём свой мир и в какой-то момент сознание человека становится невосприимчивым к новой информации. И чтобы получить новое знание и ответ на вопрос, необходимо остановить внутренний диалог и впустить новую информацию. Остановка внутреннего диалога усиливает восприимчивость новых знаний, обновляет ум и окружающий мир. Остановка внутреннего диалога является и условием, и следствием медитации. Духовные практики советуют расслаблять тело и концентрироваться на дыхании. Обычно люди дышат поверхностно, используя лишь незначительную часть объёма лёгких. В результате такого дыхания в нижних отделах лёгких скапливается застоявшийся воздух, а тело и мозг испытывают кислородное голодание. При поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком снижается.

В различных духовных практиках это явление называется по-разному. Так, в шаманизме это возможно состояние изменённого сознания, в практике дзэн — состояние пустоты, а в школе восточных боевых искусств существует понятие «рассеянное внимание».

1.2 Определение целей, задач, предмета и объекта исследования.

Целью изучения темы является исследование необходимости ведения внутреннего диалога, как средства самопомощи в разрешении внутренних конфликтов, и, как следствие — условия личностного роста.

7 стр., 3144 слов

Социально-психологический подход к исследованию конфликтов

...                   исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. За последние годы ... в целом, что и определяет актуальность данной проблемы. В настоящее время исследование конфликта осуществляется в рамках отдельной науки – конфликтологии - науки о процессах ...

Объектом исследования является процесс аутокоммуникации. Предметом — вопрос о необходимости процесса аутокоммуникации и возможные методики его осознанного применения.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии (корреляции) связи между ведением внутреннего диалога и самостоятельным преодолением (разрешением) внутренних конфликтов, а как следствие, личностным ростом.

Задачами исследования являются:

1. Анализ истории изучения и основных подходов к пониманию феномена внутреннего диалога, его структурных и функциональных характеристик. Изучение существующих на данный момент классификаций аутокоммуникативных процессов ;

2. Исследование основных подходов к пониманию феномена внутриличностных конфликтов и основных типологий внутренних конфликтов личности;

4. Исследование установок и методик, позволяющих осознать и разрешить внутренние конфл.икты;

5. Оценка эффективности этих методик: какие типы аутокоммуникации могут выступить средством разрешения внутренних конфликтов?

2. Теоретический обзор феномена аутокоммуникации

2.1. История изучения внутреннего диалога, основные подходы к пониманию этого феномена

Среди психологических исследований, так или иначе затрагивающих проблему внутреннего диалога, преобладают теоретические работы, в которых рассматриваются гипотетические формы внутреннего диалога, его природа и функции (М.М. Бахтин, И.С. Кон др.).

В силу труднодоступности внутреннего диалога для экспериментального изучения в обычных условиях, эти исследования посвящены анализу внутреннего диалога в особых ситуациях: вынужденное одиночество ( В.И. Лебедев, Дж. Лилли), измененные состояния сознания (В.В. Налимов, Д.И. Горбов, С. Гроф), психотерапевтические ситуации (Э. Берн, Ф. Перлз, К. Роджерс), а также в других контекстах — феномен саморегуляции, воображаемого компаньона, множественной личности.

В узком смысле внутренний диалог исследуется как механизм функционирования самосознания, в отечественной психологии это работы И.С. Кона, В.В. Столина, А.В. Визигиной и др. Эмпирическое исследование, проведенное А.В. Визигиной, посвящено изучению внутреннего диалога как механизма самосознания и затрагивает один из возможных его аспектов — диалог двух подструктур личности: «Я» — не «Я». Под внутренним диалогом этим автором понимается развернутая внутренняя речевая активность субъекта, направленная на значимые для него объекты действительности и собственного «Я». Специфика этой активности определяется взаимодействием по крайней мере двух несовпадающих точек зрения, развиваемых одним и тем же субъектом.

Проблема генезиса внутренней диалогичности личности традиционно рассматривается в русле концепции Л.С. Выготского о социальном происхождении высших психических функций. В современных работах, посвященных проблемам интериоризации, исследователи прослеживают переход внешнего межличностного взаимодействия между ребенком и взрослым во внутреннее общение, диалог с самим собой (Библер В.С., Буш Г.Я., Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А., Зинченко В.Л. и др.).

11 стр., 5208 слов

ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕМ ДИАЛОГЕ

... уже о психотерапевтическом контакте и отношениях переноса и контрпереноса.   Внутренние диалоги зрелой личности Современное представление о ВД как механизме, осуществляющем процесс мышления, восходит ... полемике со своим «другим» - внутренним собеседником – возможно существование и развитие самосознания и личности в целом.   Внутренний диалог может осуществляться в разных формах. Рассмотрим ...

Зарождение внутреннего диалога обычно связывают с возникновением самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Вну?тренний диало?г — понятие в психологии, описывающее процесс непрерывного внутреннего общения человека с самим собой, внутриличностной аутокоммуникации. Одним из элементов, который обеспечивает диалогизм самосознания, является рефлексия — обращение внимания субъекта на своё собственное состояние и опыт. Внутренний диалог — результат присутствия внутри сознания сразу нескольких субъектов общения. Одно из возможных объяснений лежит в области трансактного анализа, внутренний диалог может быть объяснён как взаимодействие разных эго-состояний (внутреннего ребёнка, внутреннего взрослого и внутреннего родителя).

Аутокоммуникация в науке определяется, как свои?ственныи? только человеку процесс коммуникации, представляющии? особую форму взаимодеи?ствия человека с самим собои?. Как показывает теоретическии? анализ, для обозначения подобного коммуникативного процесса используется целыи? ряд понятии?. В работах зарубежных и отечественных исследователеи? можно встретить разные определения этого феномена, которые характеризуют одно и то же явление. Это «автокоммуникация» [Лотман, 2000], «внутриличностная («интраперсональная») коммуникация» [Roberts, 1987; Aitken, 2002; Пивоваров, 2006], «внутреннии? диалог» [Бахтин, 1994; Кучинскии?, 1988, 1990], «интрасубъектная коммуникация» [Петровскии?, 1981; Петренко, 1988], «интрапсихическая коммуникация» [Фреи?д, 1997; Перлз, 1993, 2001]. Разнообразие определении? аутокоммуникации сложилось в процессе движения психологическои? науки и отражает определенные стадии этого движения. Понятие «внутренняя коммуникация» говорит о разграничении внешнего и внутреннего пространства. «Интрапсихическая коммуникация», выделяемая в классическои? науке, представляет аутокоммуникацию, реализующуюся «внутри сознания», являющуюся результатом его работы и выполняющую функцию адаптации.

С точки зрения информационно-коммуникативного подхода аутокоммуникация необходима для выживания и адаптации к среде — с ее помощью человек осмысливает перцептивные данные для более эффективного функционирования [Roberts, Edwards, Barker, 1987; Shedletsky, 1995; West, Terner, 2004]. Это тип коммуникации, происходящии? внутри индивида, включающии? оценивание поступающих вербальных и невербальных стимулов и реагирование на них [West, Terner, 2004]. Эти процессы помогают человеку справляться с пониманием идеи?, событии?, объектов и переживании?. Интрапсихическая коммуникация — это «вся совокупность процессов по физиологическои? и психологическои? обработке сообщении?, которая происходит внутри индивида на сознательном и бессознательном уровнях, по мере того, как он пытается понять самого себя и свое окружение» [Roberts, Edwards, Barker, 1987, р. 2]. Мышление является однои? из форм интрапсихическои? коммуникации [Barker, Kibler, 1971].

Идею о сознании как пространстве аутокоммуникации развивают представители интеракционизма [Мид, 1964, 1967; Блумер, 1986; Шюц, 2004], которые полагают аутокоммуникацию интериоризированнои? формои? социальных отношении?, формирующеи? структуру человеческои? личности.

13 стр., 6261 слов

Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации ...

... специфику делового общения и её роль в межкультурной коммуникации; .рассмотреть причины коммуникативных неудач в процессе деловой коммуникации и выявить факторы, влияющие на возникновение этих неудач ... в одинаковом контексте, однако между ними существуют некоторые отличия. Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или ...

Дж.Г. Мид считал становление личности, человеческого «Я» как целостного психического явления социальным процессом, происходящим «внутри» субъекта. По Дж.Г. Миду, социальное взаимодеи?ствие на внутриличностном уровне — процесс, протекающии? внутри человеческого «Я» — Self-process, когда человек относится к себе как к объекту с позиции воспринятои? им системы социальных установок. То есть в рамках этого процесса возникают «Я — сознающее» и «Я — как — объект».

В концепции Г. Блумера внутренняя коммуникация представлена как само- интеракция. Само-интеракция — это «интернализованныи? социальныи? процесс, в котором актор взаимодеи?ствует с самим собои?» [Blumer, 1986, p. 5]. Само-интеракция заключается в том, что человек может делать наблюдения над собои? и затем реагировать на них. Эта социальная и……..

5. Библиография:

Гордеев М.И. Классический и эриксоновский гипноз. — М., 2001.

Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия. М., 1999.

Карвасарский Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей. Изд.-е 2-е, перераб. и доп. — М., 1990.

Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

Кен Уилбер. Никаких границ. — М., 1998.

Маслоу А. Психология бытия. — М. — К., 1997.

Мерфи М. Интегрирующие практики: тело, сердце и разум. // Пути за пределы «Эго» / Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. — М., 1996. — С. 196-198.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб, 1998.

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб, 2000.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999

Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008

Хорни «Невротическая личность нашего времени»

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.

Приленский Б.Ю., Приленская А.В. Невротический конфликт в свете трансперсональной психотерапии. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3.

Статья Ленгле «Воспринимать то, что затрагивает»