Актуальные проблемы теории и практики современной психологии

 

(Модуль), дидактическая единица, тема Часы Ссылки на цели
Семестр: 1    
Дидактическая единица: Предмет и парадигмы психологической науки    
Актуальные проблемы предмета психологической науки и ее парадигмального строя. Современные подходы к выделению теории психологии и построению ее предмета. Множественность парадигм в современном психологическом знании и актуальные проблемы развития методологии психологии. Основные методологические дискуссии в психологии. Проблема построения общепсихологического знания и специфики его в разных областях психологии. Соотношение деятельностного подхода и других современных методологических подходов к пониманию генеза и функционирования психологической реальности. Основания перехода к неклассическим подходам и пониманию постнеклассической стадии развития науки применительно к психологическому знанию 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9
Дидактическая единица: Теория и метод в психологии    
Связь теории и метода в психологии. Историко-психологический контекст раскрытия связи теории и метода в психологии.

Методологические заимствования и собственные пути развития системы методов в психологии. Преимущества и ограничения основных методов в психологии и в практике использования психологических знаний. Проблема соотнесения теории и эмпирических данных. Соотношения экспериментального подхода и моделирования, наблюдения и корреляционного подходов в научно-исследовательской практике психологии. Новые представления о развитии идеографического и номотетического подходов в психологии. Смена предмета изучения при герменевтическом и феноменологическом подходах. Ложная дихотомия количественного и качественного подхода в психологии.  

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9
Дидактическая единица: Старые и новые принципы в психологии    
Принципы активности и неопределенности: актуальность и дискуссионность введения новых принципов в психологию и соотнесения разных парадигм. Основания введения новых принципов. Деятельность и другие формы активности. Проблема внимания в свете современных представлений о фокусе и периферии сознания. Актуальные проблемы в современных исследованиях мышления: понятие новообразований и нового мышления (как мышления в условиях неопределенности).

Активность в неклассической психологии личности. Человек над ситуацией, человек в условиях неопределенности. Проблема толерантности: когнитивный и личностный аспекты, социально-психологические и общепсихологические подходы. Принцип неопределенности: проблема соотнесения стадий развития науки (характеристика неклассической стадии) и собственно психологического знания (является ли неопределенность новостью для психологии).

Изменение понимания регулятивных структур на основе принципа неопределенности.  

1, 2, 4, 7, 8, 9
Дидактическая единица: Проблемы психологии сознания    
Проблема психологического изучения сознания. Сознание как предмет психологического знания и других гуманитарных дисциплин. Структура сознания в деятельностном подходе и основания перехода к субъектному подходу. Психологические системы и структуры сознания (подходы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова).

Актуальность и проблема выделения духовного уровня; бытийный, рефлексивный и духовный уровни в концепции В.П. Зинченко. Проблема соотнесения культурно-исторического и диалогического понимания сознания (разные подходы к диалогичности).

Проблема представленности единого континуума сознания и бытия в подходах М.К. Мамардашвили и С.Л. Рубинштейна. Самосознание и самопонимание личности: интеграция когнитивного и экзистенциального подходов в психологии понимания.

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9
Дидактическая единица: Актуальные прикладные проблемы современной психологии    
Актуальные проблемы современной психологии образования. Интеллект и креативность как факторы академических достижений. Роль самосознания и мотивации в учении. Роль имплицитных теорий и целевых ориентаций. Проблема обучения одаренных детей и лиц со специальными образовательными нуждами. Вопросы культурного переноса представлений об интеллекте в контексте глобализации в сфере образования. Проблема кросс-культурного переноса и адаптации методов изучения и измерения способностей в сфере образования. Проблема соотношения методов обучения и роли индивидуальных особенностей в академических достижениях учащихся. Проблемы организации психологической службы учебных заведений. Цели, задачи и методы работы психологической службы. 3, 6, 7, 8
Актуальные методологические проблемы клинической психологии.

Проблема классификаций в клинической психологии. Понимание развития в норме и патологии. Системный подход и синдромный анализ в клинической психологии. Соотношение целей и методов исследования в клинической психологии. Междисциплинарные связи клинической психологии.

3, 6, 7, 8, 9
Актуальные проблемы современной социальной психологии. Критерии прогресса в социальной психологии. Синтез американской и европейской традиций а развитии социальной психологии как путь к построению новой парадигмы социально-психологического исследования. Влияние идей конструкционизма на понимание предмета, методов, задач социальной психологии и ее роли в современном мире. Перспективы развития социальной психологии в условиях нарастающих социальных изменений и глобализации. Изменение приоритетов в развитии методического арсенала социальной психологии. 3, 6, 7, 8, 9

 

Вопросы к экзамену по курсу «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»

 

  1. Основные парадигмы современного психологического знания. Представления о предмете психологии в разных психологических направлениях.
  2. Основные методологические дискуссии в психологии.
  3. Развитие неклассических и постнеклассических подходов к психологическому знанию.
  4. Преимущества и ограничения основных методов в психологии.
  5. Особенности соотношения количественного и качественного методов в психологии.
  6. Развитие идеографического и номотетического подходов в психологии.
  7. Психика и мозг. Подходы к решению психофизиологической проблема в психологии.
  8. Особенности развития представлений о сознании в психологии.
  9. Проблема структуры сознания в психологии.
  10. Принцип неопределенности в психологии.
  11. Основные проблемы психологии личности.
  12. Проблемы изучения эмоционально-волевой сферы личности.
  13. Проблема направленности личности.
  14. Основные направления исследований интеллекта и мышления.
  15. Психическое и психологическое здоровье личности.
  16. Основные психологические подходы к саморегуляции.
  17. Междисциплинарные связи клинической психологии.
  18. Основные методологические проблемы клинической психологии.
  19. Проблема диагностики и лечения в клинической психологии.
  20. Особенности психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.
  21. Психотерапия как метод практической работы.
  22. Этические проблемы практической психологии.
  23. Особенности психодиагностики как науки. Проблемы психодиагностики на современном этапе развития психологического знания.
  24. Перспективные методы психодиагностики.
  25. Этические проблемы психодиагностики.
  26. Место организационной психологии в системе психологического знания.
  27. Основные методы, используемые в организационной психологии.
  28. Проблемы, решаемые организационной психологией.

 

 

а) основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М., 2009.

2. Асмолов А.Г. (отв. ред.) На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.

3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

4. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ, Смысл, 2003.

5. Величковский Б.М.Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2006.

6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М., 2007.

7. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема //Психологический журнал, 2005. Т. 26. № 1. С. 18–25.

8. Корнилов С.А., Григоренко Е.Л. Методический комплекс диагностики академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал, 2010. Т.31. №2. С. 90–103.

9. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал, 2005. Т.26. №1. С. 7-17.

10. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии, 2010. №5. С. 3-12.

11. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал, 2006. №5. С. 92 –100.

12. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2011.

13. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2009; М.: Юрайт, 2011.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.. 1984.

16. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасин Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009.

17. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности (любое издание).

18. Ожиганова Г.В. Психологические аспекты духовности. Часть I. // Психологический журнал, №4. С. 21-34. Психологические аспекты духовности. Часть II. Духовные способности // Психологический журнал, №5. с. 39-53.

19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М., 2003.

20. Прогресс психологии: Критерии и признаки/ Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Д.Марцинковской, А.В.Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

21. Равен Дж.Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: «Когито-Центр», 2002. 396 с

22. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Академия, 2007.

23. Стернберг Р., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж., Григоренко Е. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

24. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностранная психология, 1999. №1. С. 19-29.

25. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007.

 

б) дополнительная литература:

1. Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Корнилова Т.В. Смысловая теория мышления // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2008. №2. С. 26-58.

2. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопросы психологии, 2009. №6. С. 3-12.

3. Бусыгина Н.П. «Дискурсивный поворот» в психологических исследованиях сознания / Н.П. Бусыгина // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. №1. – С. 55–82.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.

5. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.

6. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? / Человек в ситуации неопределенности / Гл. ред. А.К. Болотова. М.: ТЕИС. 2007. С. 9–33.

7. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.

8. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. Харьков: Гуманитарный центр, 2005.

9. Корнилов С.А., Корнилова Т.В. Мета-анализ в психологии // Психологический журнал, 2010. Т. 31. №6. С.3-15.

10. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

11. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3. №2. С.3-22.

12. Мэй Р. Мужество творить. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.

13. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010.

14. Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий // Методология и история психологии, 2008. Т.3. №1. С.47–57. Практическая психология образования/ Под ред. И.Н. Дубровиной. Спб.: Питер. 2004.

15. Психологическая служба в современном образовании/ Под ред. И.Н. Дубровиной. Спб.: Питер. 2009/ Под ред. И.Н. Дубровиной. Спб.: Питер. 2004.

16. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2000.

17. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники – М.: КомКнига, 2007.

18. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. С.18-28.

19. Averill, J. R.Intelligence, emotion and creativity: From trichotomy to triunity / In R. Bar-On, & D. A. Parker (Eds.) Handbook of emotional intelligence San Francisco: Jossey-Bass. 2005. PP. 277-298.

20. Gigerenzer, G. Moral Intuition = Fast and Frugal Heuristics? // Moral Psychology: Vol 2. The cognitive science of morality: Intution and diversity / W. Sinnott-Armstrong (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press. 2008.

21. Fox, E., Riconscente, M. Metacognition and Self-Regulation in James, Piaget, and Vygotsky // Educational Psychology Review, 2008. V.20. P. 373-389.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.psy.msu.ru/science/seminars/activity/materials.html, http://narrlibrus.wordpress.com

 

В печатном виде

1. Гуманитарное исследование в психологии : методические материалы для курсовых и дипломных работ дневного отделения ФГО специальности «Психология» / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [разраб. Е. В. Николаенко]. — Новосибирск, 2006. — 86, [1] с.

2. Меньшикова Л. В. Конспекты по истории психологии : учебное пособие [для ФГО (специальность «Психология»)] / Л. В. Меньшикова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2001. — 43 с. : табл.

3. Психология и педагогика. Раздел «Темперамент и характер» : [методическое пособие к практическим занятиям для 1 курса всех направлений дневной и заочной форм обучения] / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост. Л. В. Меньшикова и др.]. — Новосибирск, 2009. — 74, [2] с. : табл.

4. Практическая психология : [методические материалы для 2 курса всех форм обучения специальности «Связи с общественностью»] / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост. С. А. Вихорев, Л. А. Аксенова]. — Новосибирск, 2009. — 57 с. : табл.

5. Психологическая коррекция : учебное пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т, Фак. гуманитар. образования ; [сост. Я. А. Мазуренко]. — Новосибирск, 2007. — 130, [1] с.

6. Антропова Л. К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебное пособие для студентов 2 курса направления 030300 — «Психология» / Л. К. Антропова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2011. — 68, [1] с.

7. Вихорев С. А. История, теория и психология религии : учебно-методическое пособие / С. А. Вихорев ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2010. — 119, [1] с.

В электронном виде

1. Гуманитарное исследование в психологии : методические материалы для курсовых и дипломных работ дневного отделения ФГО специальности «Психология» / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [разраб. Е. В. Николаенко]. — Новосибирск, 2006. — 86, [1] с.. — Режим доступа: http://www.library.nstu.ru/fulltext/metodics/2006/3174.rar

2. Меньшикова Л. В. Конспекты по истории психологии : учебное пособие [для ФГО (специальность «Психология»)] / Л. В. Меньшикова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2001. — 43 с. : табл.. — Режим доступа:

3. Психология и педагогика. Раздел «Темперамент и характер» : [методическое пособие к практическим занятиям для 1 курса всех направлений дневной и заочной форм обучения] / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост. Л. В. Меньшикова и др.]. — Новосибирск, 2009. — 74, [2] с. : табл.. — Режим доступа: http://www.library.nstu.ru/fulltext/metodics/2009/3659.pdf

4. Практическая психология : [методические материалы для 2 курса всех форм обучения специальности «Связи с общественностью»] / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост. С. А. Вихорев, Л. А. Аксенова]. — Новосибирск, 2009. — 57 с. : табл.. — Режим доступа: http://www.library.nstu.ru/fulltext/metodics/2009/3633.pdf

5. Психологическая коррекция : учебное пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т, Фак. гуманитар. образования ; [сост. Я. А. Мазуренко]. — Новосибирск, 2007. — 130, [1] с.. — Режим доступа:

6. Антропова Л. К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебное пособие для студентов 2 курса направления 030300 — «Психология» / Л. К. Антропова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2011. — 68, [1] с.. — Режим доступа: http://www.ciu.nstu.ru/fulltext/textbooks/2011/11_antropova.pdf

7. Вихорев С. А. История, теория и психология религии [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс / С. А. Вихорев ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, [2011]. — Режим доступа: . — Загл. с экрана.

8. Вихорев С. А. Современные психотехники [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс / С. А. Вихорев ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, [2011]. — Режим доступа: http://courses.edu.nstu.ru/index.php?show=155&curs=1736. — Загл. с экрана.