(Модуль), дидактическая единица, тема | Часы | Ссылки на цели |
Семестр: 1 | ||
Дидактическая единица: Предмет и парадигмы психологической науки | ||
Актуальные проблемы предмета психологической науки и ее парадигмального строя. Современные подходы к выделению теории психологии и построению ее предмета. Множественность парадигм в современном психологическом знании и актуальные проблемы развития методологии психологии. Основные методологические дискуссии в психологии. Проблема построения общепсихологического знания и специфики его в разных областях психологии. Соотношение деятельностного подхода и других современных методологических подходов к пониманию генеза и функционирования психологической реальности. Основания перехода к неклассическим подходам и пониманию постнеклассической стадии развития науки применительно к психологическому знанию | 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 | |
Дидактическая единица: Теория и метод в психологии | ||
Связь теории и метода в психологии. Историко-психологический контекст раскрытия связи теории и метода в психологии.
Методологические заимствования и собственные пути развития системы методов в психологии. Преимущества и ограничения основных методов в психологии и в практике использования психологических знаний. Проблема соотнесения теории и эмпирических данных. Соотношения экспериментального подхода и моделирования, наблюдения и корреляционного подходов в научно-исследовательской практике психологии. Новые представления о развитии идеографического и номотетического подходов в психологии. Смена предмета изучения при герменевтическом и феноменологическом подходах. Ложная дихотомия количественного и качественного подхода в психологии. |
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 | |
Дидактическая единица: Старые и новые принципы в психологии | ||
Принципы активности и неопределенности: актуальность и дискуссионность введения новых принципов в психологию и соотнесения разных парадигм. Основания введения новых принципов. Деятельность и другие формы активности. Проблема внимания в свете современных представлений о фокусе и периферии сознания. Актуальные проблемы в современных исследованиях мышления: понятие новообразований и нового мышления (как мышления в условиях неопределенности).
Активность в неклассической психологии личности. Человек над ситуацией, человек в условиях неопределенности. Проблема толерантности: когнитивный и личностный аспекты, социально-психологические и общепсихологические подходы. Принцип неопределенности: проблема соотнесения стадий развития науки (характеристика неклассической стадии) и собственно психологического знания (является ли неопределенность новостью для психологии). Изменение понимания регулятивных структур на основе принципа неопределенности. |
1, 2, 4, 7, 8, 9 | |
Дидактическая единица: Проблемы психологии сознания | ||
Проблема психологического изучения сознания. Сознание как предмет психологического знания и других гуманитарных дисциплин. Структура сознания в деятельностном подходе и основания перехода к субъектному подходу. Психологические системы и структуры сознания (подходы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова).
Актуальность и проблема выделения духовного уровня; бытийный, рефлексивный и духовный уровни в концепции В.П. Зинченко. Проблема соотнесения культурно-исторического и диалогического понимания сознания (разные подходы к диалогичности). Проблема представленности единого континуума сознания и бытия в подходах М.К. Мамардашвили и С.Л. Рубинштейна. Самосознание и самопонимание личности: интеграция когнитивного и экзистенциального подходов в психологии понимания. |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 | |
Дидактическая единица: Актуальные прикладные проблемы современной психологии | ||
Актуальные проблемы современной психологии образования. Интеллект и креативность как факторы академических достижений. Роль самосознания и мотивации в учении. Роль имплицитных теорий и целевых ориентаций. Проблема обучения одаренных детей и лиц со специальными образовательными нуждами. Вопросы культурного переноса представлений об интеллекте в контексте глобализации в сфере образования. Проблема кросс-культурного переноса и адаптации методов изучения и измерения способностей в сфере образования. Проблема соотношения методов обучения и роли индивидуальных особенностей в академических достижениях учащихся. Проблемы организации психологической службы учебных заведений. Цели, задачи и методы работы психологической службы. | 3, 6, 7, 8 | |
Актуальные методологические проблемы клинической психологии.
Проблема классификаций в клинической психологии. Понимание развития в норме и патологии. Системный подход и синдромный анализ в клинической психологии. Соотношение целей и методов исследования в клинической психологии. Междисциплинарные связи клинической психологии. |
3, 6, 7, 8, 9 | |
Актуальные проблемы современной социальной психологии. Критерии прогресса в социальной психологии. Синтез американской и европейской традиций а развитии социальной психологии как путь к построению новой парадигмы социально-психологического исследования. Влияние идей конструкционизма на понимание предмета, методов, задач социальной психологии и ее роли в современном мире. Перспективы развития социальной психологии в условиях нарастающих социальных изменений и глобализации. Изменение приоритетов в развитии методического арсенала социальной психологии. | 3, 6, 7, 8, 9 |
Вопросы к экзамену по курсу «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»
- Основные парадигмы современного психологического знания. Представления о предмете психологии в разных психологических направлениях.
- Основные методологические дискуссии в психологии.
- Развитие неклассических и постнеклассических подходов к психологическому знанию.
- Преимущества и ограничения основных методов в психологии.
- Особенности соотношения количественного и качественного методов в психологии.
- Развитие идеографического и номотетического подходов в психологии.
- Психика и мозг. Подходы к решению психофизиологической проблема в психологии.
- Особенности развития представлений о сознании в психологии.
- Проблема структуры сознания в психологии.
- Принцип неопределенности в психологии.
- Основные проблемы психологии личности.
- Проблемы изучения эмоционально-волевой сферы личности.
- Проблема направленности личности.
- Основные направления исследований интеллекта и мышления.
- Психическое и психологическое здоровье личности.
- Основные психологические подходы к саморегуляции.
- Междисциплинарные связи клинической психологии.
- Основные методологические проблемы клинической психологии.
- Проблема диагностики и лечения в клинической психологии.
- Особенности психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.
- Психотерапия как метод практической работы.
- Этические проблемы практической психологии.
- Особенности психодиагностики как науки. Проблемы психодиагностики на современном этапе развития психологического знания.
- Перспективные методы психодиагностики.
- Этические проблемы психодиагностики.
- Место организационной психологии в системе психологического знания.
- Основные методы, используемые в организационной психологии.
- Проблемы, решаемые организационной психологией.
а) основная литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М., 2009.
2. Асмолов А.Г. (отв. ред.) На пути к толерантному сознанию. — М.: Смысл, 2000.
3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002.
4. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ, Смысл, 2003.
5. Величковский Б.М.Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. —М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2006.
6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. — М., 2007.
7. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема //Психологический журнал, 2005. Т. 26. № 1. С. 18–25.
8. Корнилов С.А., Григоренко Е.Л. Методический комплекс диагностики академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал, 2010. Т.31. №2. С. 90–103.
9. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал, 2005. Т.26. №1. —С. 7-17.
10. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии, 2010. №5. С. 3-12.
11. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал, 2006. №5. С. 92 –100.
12. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2011.
13. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2009; М.: Юрайт, 2011.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.. 1984.
16. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасин Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009.
17. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности (любое издание).
18. Ожиганова Г.В. Психологические аспекты духовности. Часть I. // Психологический журнал, №4. С. 21-34. Психологические аспекты духовности. Часть II. Духовные способности // Психологический журнал, №5. с. 39-53.
19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М., 2003.
20. Прогресс психологии: Критерии и признаки/ Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Д.Марцинковской, А.В.Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
21. Равен Дж.Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: «Когито-Центр», 2002. 396 с
22. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Академия, 2007.
23. Стернберг Р., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж., Григоренко Е. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
24. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностранная психология, 1999. №1. С. 19-29.
25. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007.
б) дополнительная литература:
1. Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Корнилова Т.В. Смысловая теория мышления // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2008. №2. С. 26-58.
2. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопросы психологии, 2009. №6. С. 3-12.
3. Бусыгина Н.П. «Дискурсивный поворот» в психологических исследованиях сознания / Н.П. Бусыгина // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. №1. – С. 55–82.
4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.
5. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
6. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? / Человек в ситуации неопределенности / Гл. ред. А.К. Болотова. — М.: ТЕИС. 2007. С. 9–33.
7. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.
8. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. — Харьков: Гуманитарный центр, 2005.
9. Корнилов С.А., Корнилова Т.В. Мета-анализ в психологии // Психологический журнал, 2010. Т. 31. №6. С.3-15.
10. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
11. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3. №2. С.3-22.
12. Мэй Р. Мужество творить. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.
13. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010.
14. Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий // Методология и история психологии, 2008. Т.3. №1. С.47–57. Практическая психология образования/ Под ред. И.Н. Дубровиной. Спб.: Питер. 2004.
15. Психологическая служба в современном образовании/ Под ред. И.Н. Дубровиной. Спб.: Питер. 2009/ Под ред. И.Н. Дубровиной. Спб.: Питер. 2004.
16. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2000.
17. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники – М.: КомКнига, 2007.
18. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. С.18-28.
19. Averill, J. R.Intelligence, emotion and creativity: From trichotomy to triunity / In R. Bar-On, & D. A. Parker (Eds.) Handbook of emotional intelligence San Francisco: Jossey-Bass. 2005. PP. 277-298.
20. Gigerenzer, G. Moral Intuition = Fast and Frugal Heuristics? // Moral Psychology: Vol 2. The cognitive science of morality: Intution and diversity / W. Sinnott-Armstrong (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press. 2008.
21. Fox, E., Riconscente, M. Metacognition and Self-Regulation in James, Piaget, and Vygotsky // Educational Psychology Review, 2008. V.20. P. 373-389.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://www.psy.msu.ru/science/seminars/activity/materials.html, http://narrlibrus.wordpress.com
В печатном виде
1. Гуманитарное исследование в психологии : методические материалы для курсовых и дипломных работ дневного отделения ФГО специальности «Психология» / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [разраб. Е. В. Николаенко]. — Новосибирск, 2006. — 86, [1] с.
2. Меньшикова Л. В. Конспекты по истории психологии : учебное пособие [для ФГО (специальность «Психология»)] / Л. В. Меньшикова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2001. — 43 с. : табл.
3. Психология и педагогика. Раздел «Темперамент и характер» : [методическое пособие к практическим занятиям для 1 курса всех направлений дневной и заочной форм обучения] / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост. Л. В. Меньшикова и др.]. — Новосибирск, 2009. — 74, [2] с. : табл.
4. Практическая психология : [методические материалы для 2 курса всех форм обучения специальности «Связи с общественностью»] / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост. С. А. Вихорев, Л. А. Аксенова]. — Новосибирск, 2009. — 57 с. : табл.
5. Психологическая коррекция : учебное пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т, Фак. гуманитар. образования ; [сост. Я. А. Мазуренко]. — Новосибирск, 2007. — 130, [1] с.
6. Антропова Л. К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебное пособие для студентов 2 курса направления 030300 — «Психология» / Л. К. Антропова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2011. — 68, [1] с.
7. Вихорев С. А. История, теория и психология религии : учебно-методическое пособие / С. А. Вихорев ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2010. — 119, [1] с.
В электронном виде
1. Гуманитарное исследование в психологии : методические материалы для курсовых и дипломных работ дневного отделения ФГО специальности «Психология» / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [разраб. Е. В. Николаенко]. — Новосибирск, 2006. — 86, [1] с.. — Режим доступа: http://www.library.nstu.ru/fulltext/metodics/2006/3174.rar
2. Меньшикова Л. В. Конспекты по истории психологии : учебное пособие [для ФГО (специальность «Психология»)] / Л. В. Меньшикова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2001. — 43 с. : табл.. — Режим доступа:
3. Психология и педагогика. Раздел «Темперамент и характер» : [методическое пособие к практическим занятиям для 1 курса всех направлений дневной и заочной форм обучения] / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост. Л. В. Меньшикова и др.]. — Новосибирск, 2009. — 74, [2] с. : табл.. — Режим доступа: http://www.library.nstu.ru/fulltext/metodics/2009/3659.pdf
4. Практическая психология : [методические материалы для 2 курса всех форм обучения специальности «Связи с общественностью»] / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост. С. А. Вихорев, Л. А. Аксенова]. — Новосибирск, 2009. — 57 с. : табл.. — Режим доступа: http://www.library.nstu.ru/fulltext/metodics/2009/3633.pdf
5. Психологическая коррекция : учебное пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т, Фак. гуманитар. образования ; [сост. Я. А. Мазуренко]. — Новосибирск, 2007. — 130, [1] с.. — Режим доступа:
6. Антропова Л. К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебное пособие для студентов 2 курса направления 030300 — «Психология» / Л. К. Антропова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2011. — 68, [1] с.. — Режим доступа: http://www.ciu.nstu.ru/fulltext/textbooks/2011/11_antropova.pdf
7. Вихорев С. А. История, теория и психология религии [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс / С. А. Вихорев ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, [2011]. — Режим доступа: . — Загл. с экрана.
8. Вихорев С. А. Современные психотехники [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс / С. А. Вихорев ; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, [2011]. — Режим доступа: http://courses.edu.nstu.ru/index.php?show=155&curs=1736. — Загл. с экрана.