Аффективно-шоковые реакции

НЕОТЛОЖНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Нервно-психические нарушения в экстремальных ситуациях

В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов — возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуаль­ных характерологических особенностей; дополнительных отягощающих факторов на момент катастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родствен­ников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и из опосредованной, связанной с ее ожиданием. Психические реакции при ЧС не носят какого-то специ­фического характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации. Это скорее универсальные реакции на опасность.

Травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникаю­щих в опасных для жизни условиях, на психическую деятельность человека подраз­деляется на непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологиче­ские) реакции и патологические состояния — психогении (реактивные состояния).

Для первых характерна психологическая понятность реакции, ее прямая зависи­мость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При непатоло­гических реакциях обычно сохраняются работоспособность (хотя она и снижена), возможность общения с окружающими и критического анализа своего поведения. Типичными чувствами для человека, оказавшегося в катастрофической ситуации, являются тревога, страх, подавленность, беспокойство за судьбу родных и близких, стремление выяснить истинные масштабы катастрофы (стихийного бедствия).

Та­кие реакции также обозначаются как состояние стресса, психической напряженно­сти, аффективные реакции и т.п.

В отличие от непатологических реакций патологические психогенные расстрой­ства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишаю­щими его возможности продуктивного общения с другими людьми и способности к целенаправленным действиям. В ряде случаев при этом имеют место расстройства сознания, возникают психопатологические проявления, сопровождающиеся широ­ким кругом психотических расстройств.

2 стр., 848 слов

восприятие человека как высший психический познавательный процесс.

... но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие – активный ... работы – изучить творческую природу восприятия. Объект исследования – восприятие человека как высший психический познавательный процесс. Предмет исследования – творческая природа восприятия. Цель конкретизирована ...

Поведение человека во внезапно развившейся экстремальной ситуации во мно­гом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может счи­таться физиологически нормальной, поскольку она способствует экстренной моби­лизации физического и психического состояния, необходимой для самосохранения. При утрате критического отношения к собственному страху, появлении затруднений в целесообразной деятельности, снижении и исчезновении возможности контроли­ровать действия и принимать логически обоснованные решения формируются раз­личные психотические расстройства (реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции, а также состояния паники).

Среди реактивных психозов в ситуации массовых катастроф чаще всего наблю­даются аффективно-шоковые реакции и истерические психозы.

Аффективно-шоковые реакции

Аффективно-шоковые реакции вызываются внезапным сильным воздействием, обычно представляющим угрозу для жизни (пожар, землетрясение, наводнение и т.д.).

Проявляются в форме возбуждения или заторможенности.

Реакции с возбуждением выражаются бессмысленным хаотическим двигатель­ным беспокойством на фоне суженного сознания. Люди куда-то бегут, часто на­встречу грозящей опасности, их движения и высказывания хаотичны, отрывочны; мимика отражает устрашающие переживания. Иногда преобладает острая речевая спутанность в виде бессвязного речевого потока. Люди дезориентированы, их со­знание глубоко помрачено.

Реакции с заторможенностью сопровождаются частичной или полной обездви-женностью (ступором).

Несмотря на угрожающую опасность, человек как бы засты­вает, цепенеет, не может сделать движения, сказать слова. Реактивный ступор длится от нескольких минут до нескольких часов. Мимика отражает либо испуг, ужас, от­чаяние, растерянность, либо абсолютное безразличие к происходящему. В тех слу­чаях, когда заторможенность не достигает степени ступора, больные доступны для контакта, но речь их замедлена, односложна, движения скованы, в ногах ощущение тяжести. Сознание может быть суженным с последующим выпадением из памяти отдельных событий.

Истерические психозы проявляются истерическим сумеречным помрачением сознания, расстройствами движений или ощущений.

При истерическом сумеречном помрачении сознание сужается, пострадавшие механически выполняют привычные действия, в разговорах постоянно возвраща­ются к психотравмирующей ситуации. Симптомы расстройства имеют смешанную и обычно меняющуюся картину с двигательным возбуждением или, реже, с затормо­женностью. Кроме начального состояния оглушенности могут наблюдаться трево­га, гнев, отчаяние, отгороженность или гиперактивность, депрессия. В этот период возможны истерические припадки, при которых, в отличие от эпилептических, нет полного отключения сознания, пострадавший не падает навзничь, нет амнезии при­падка, отсутствуют тяжелые телесные повреждения от падения, прикусывание язы­ка. Эти состояния опасны суицидальными попытками.

При расстройствах в результате пережитого стресса затрудняются движения или утрачиваются ощущения (обычно кожная чувствительность, реже зрение).

В результате пережитого стресса у пострадавших может наступить эйфория. Обычно длительность этого периода не превышает нескольких часов, а порой и минут. При эйфории неадекватно повышено настроение. Пациент переоценивает свои силы и возможности, пренебрегает реальной опасностью. Это мешает ему своевременно обратиться за помощью к врачу, что может повлечь смертельный исход. Следует внимательно следить за поведением людей в очаге поражения, особенно тех, кто, получив телесные повреждения, участвует в спасательных ра­ботах.

2 стр., 844 слов

Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию

... напряженных и глобальных по своему индивидуальному значению ситуациях. Четвертую подгруппу, участвующую и в комментариях, и ... помимо изучения защитных механизмов личности и невротических реакций, юмор может служить инструментом анализа этнического бессознательного ... группы) и страх (аффилиация). С этой точки зрения, юмор – способ отреагирования страха, вторично – аффилиации через страх, комментарии – ...

Непсихотические (невротические) расстройства

Наиболее типичными проявлениями непсихотических (невротических) рас­стройств на различных этапах развития ситуации являются острые реакции на стресс, адаптационные (приспособительные) невротические реакции, неврозы (тре­воги, страха, депрессивный, ипохондрический, неврастения).

Острые реакции на стресс характеризуются быстро проходящими непсихоти­ческими расстройствами любого характера, которые возникают как реакция на экс­тремальную физическую нагрузку или психогенную ситуацию во время стихийного бедствия и обычно исчезают спустя несколько часов или дней. Эти реакции протека­ют с преобладанием эмоциональных нарушений (состояния паники, страха, тревоги и депрессии) или психомоторных нарушений (состояния двигательного возбужде­ния или заторможенности).

Адаптационные (приспособительные) реакции выражаются в легких или пре­ходящих непсихотических расстройствах, длящихся дольше, чем острые реакции на стресс. Они наблюдаются у лиц любого возраста без какого-либо явного предше­ствовавшего им психического расстройства.

К числу наиболее часто наблюдаемых в экстремальных условиях адаптацион­ных реакций относят:

· кратковременную депрессивную реакцию (реакция утраты);

· затяжную депрессивную реакцию;

· реакцию с преобладающим расстройством других эмоций (реакцию беспокой­ства, страха, тревоги и т.д.).

К основным наблюдаемым формам неврозов относят невроз тревоги (страха), для которого характерно сочетание психических и соматических проявлений трево­ги, не соответствующих реальной опасности и проявляющихся либо в виде присту­пов, либо в виде стабильного состояния. Тревога бывает обычно диффузной и может нарастать до состояния паники.

Паника(от rpe4.panikos — внезапный, сильный (о страхе), букв, внушаемый бо­гом лесов Паном) — психическое состояние человека — безотчетный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей; неконтролируемое стремление избежать опасной ситуации.

Паника — это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением во­левого самоконтроля. Человек становится совершенно безвольным, не способным управлять своим поведением. Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл «вихрем движения», т.е. дезорганизацией планомерных дей­ствий. Поведение становится антиволевым: потребности, прямо или косвенно свя­занные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с лич­ностной самооценкой. При этом у человека значительно учащается сердцебиение, дыхание становится глубоким и частым, так как возникает ощущение нехватки воз­духа, усиливается потоотделение, страх смерти. Известно, что 90 % людей, спас­шихся после кораблекрушения, погибают от голода и жажды в течение первых трех дней, что невозможно объяснить физиологическими причинами, потому что не есть и не пить человек способен гораздо большее время. Получается, что они погибают не от голода и жажды, а от паники (т.е., фактически, от выбранной роли).

14 стр., 6518 слов

Соматизированные психические реакции, или соматоформные расстройства: ...

... психосоматических соотношений, мы считаем Целесообразным выделять 4 группы состояний: Соматизированные психические (соматоформные) реакции, формирующиеся при невротических или конституциональных расстройствах (неврозы, невропатии). Психогенные реакции (нозогении), возникающие в связи с соматическим ...

О катастрофе с «Титаником» известно, что первые суда подошли к месту ката­строфы всего через три часа после гибели парохода. Эти суда обнаружили в спаса­тельных шлюпках много мертвых и сошедших с ума людей.

Как же противостоять панике? Как вывести себя из безвольного состояния куклы и превратиться в активное действующее лицо? Во-первых,хорошо превратить свое состояние в любое действие, а для этого можно задать себе вопрос: «Что я делаю?» и ответить на него любым глаголом: «Сижу», «Думаю», «Худею» и т.п. Так автомати­чески сбрасывается роль пассивного тела и превращается в активную личность. Во-вторых,можно использовать любой из приемов, которые разработали социальные психологи для успокоения панической толпы. Например, хорошо убирает панику ритмическая музыка или пение. Этот прием еще с 1960-х гг. используют американ­цы, оснащая все свои посольства в странах «третьего мира» громкими музыкальны­ми динамиками. В случае появления возле посольства агрессивной толпы включает­ся громкая музыка, и толпа становится управляемой. Хорошо убирает панику юмор. Как отмечают очевидцы событий 1991 г. (переворот ГКЧП), именно юмористиче­ское выступление перед толпой Геннадия Хазанова психологически переломило ход событий неудачного переворота.

А самое главное средство, которое психологи-специалисты используют для пре­дотвращения групповой паники, — сцепка локтями. Ощущение близости товари­щей резко повышает психологическую устойчивость.

В условиях ЧС могут развиваться и другие невротические проявления, такие как навязчивые или истерические симптомы:

1. истерический невроз, характеризующийся невротическими расстройствами, при которых преобладают нарушения вегетативных, сенсорных и моторных функций, избирательная амнезия; могут иметь место выраженные изменения поведения. Это поведение может имитировать психоз или, скорее, соответство­вать представлению больного о психозе;

2. фобии невротические, для которых типично невротическое состояние с пато­логически выраженной боязнью определенных предметов или специфических ситуаций;

3. депрессивный невроз — он характеризуется неадекватной по силе и содер­жанию депрессией, которая является следствием психотравмирующих обстоя­тельств;

4. неврастения, выражающаяся вегетативными, сенсомоторными и аффективны­ми дисфункциями и характеризующаяся слабостью, бессонницей, повышен­ной утомляемостью, отвлекаемостью, пониженным настроением, постоянным недовольством собой и окружающими;

5. ипохондрический невроз — проявляется главным образом чрезмерной озабо­ченностью собственным здоровьем, функционированием какого-либо органа или, реже, состоянием своих умственных способностей. Обычно болезненные переживания сочетаются с тревогой и депрессией.

Можно выделить три периода развития ситуации, в которых наблюдаются раз­личные психогенные нарушения.

Первый (острый) период характеризуется внезапно возникшей угрозой собст­венной жизни и гибели близких. Он продолжается от начала воздействия экстре­мального фактора до организации спасательных работ (минуты, часы).

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

... социальных служб и геронтологического профилирования в подготовке специалистов по социальной работе. Работа с пожилыми людьми, отмечают Р.С.Яцемирская и И.Г.Беленькая, всегда считалась одной из самых ... жизни. Мотивация психологического сопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личную свободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решения, ...

Мощное экс­тремальное воздействие затрагивает в этот период в основном витальные инстинкты (например, самосохранения) и приводит к развитию неспецифических, психоген­ных реакций, основу которых составляет страх различной интенсивности. В ряде случаев возможно развитие паники.

Непосредственно после острого воздействия, когда появляются признаки опас­ности, у людей возникают растерянность, непонимание того, что происходит. За этим коротким периодом при простой реакции страха наблюдается умеренное повы­шение активности: движения становятся четкими, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению в безопасное место. Нарушения речи ограничива­ются ускорением ее темпа, запинками, голос становится громким, звонким. Отме­чается мобилизация воли. Характерным является изменение ощущения времени, течение которого замедляется, так что длительность острого периода в восприятии увеличена в несколько раз. При сложных реакциях страха в первую очередь отмеча­ются более выраженные двигательные расстройства в виде беспокойства или затор­моженности. Восприятие пространства изменяется, искажаются расстояние между предметами, их размеры и форма. Длительными могут быть и кинестетические ил­люзии (ощущение качающейся земли, полета, плавания и т.д.).

Сознание сужено, хотя в большинстве случаев сохраняются доступность внешним воздействиям, из­бирательность поведения, возможность самостоятельно находить выход из затруд­нительного положения.

Во втором периоде, протекающем при развертывании спасательных работ, начи­нается, по образному выражению, «нормальная жизнь в экстремальных условиях». В это время в формировании состояний дезадаптации и психических расстройств значительно большую роль играют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких как утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важными элементами пролонгированного стресса в этот период явля­ются ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Пси­хоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и «демобилизацией» с асте­ническими и депрессивными проявлениями

После окончания острого периода у некоторых пострадавших наблюдаются крат­ковременное облегчение, подъем настроения, стремление активно участвовать в спа­сательных работах, многоречивость, бесконечное повторение рассказа о своих пере­живаниях, дискредитация опасности. Эта фаза эйфории длится от нескольких минут до нескольких часов. Как правило, она сменяется вялостью, безразличием, затормо­женностью, трудностями при выполнении даже простых заданий. В ряде случаев пострадавшие производят впечатление отрешенных, погруженных в себя. Они часто и глубоко вздыхают, внутренние переживания нередко связываются с мистически-религиозными представлениями. Другой вариант развития тревожного состояния в

25 стр., 12056 слов

107)Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение ...

... токсоманиях, при шизофрении, при органичкских заболеваниях. 90) Психосенсорные расстройства. (метаморфопсии). Расстройства схемы тела. Клиника. Диагностическое значение. Метаморфопсии – искажение ... речей - императивные – приказывающие, самые опасные. Ауто и гетероагрессивные действия;( требуют медицинской помощи, госпитализации, медикамента ). - угрожающие – слышит угрозы - комментирующие – «слышит ...

этот период может характеризоваться преобладанием «тревоги с активностью»: дви­гательное беспокойство, суетливость, нетерпеливость, многоречивость, стремление к обилию контактов с окружающими. Эпизоды психоэмоционального напряжения быстро сменяются вялостью, апатией.

В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в без­опасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и когнитивная пере­работка ситуации, переоценка собственных переживаний и ощущений, осознание утрат. При этом приобретают актуальность также психогенно травмирующие факто­ры, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или в месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств.

По существу, астенические расстройства являются основой, на которой форми­руются различные пограничные нервно-психические расстройства. В ряде случаев они приобретают затяжной и хронический характер. У пострадавших возникают смутное беспокойство, тревожное напряжение, дурные предчувствия, ожидание какого-то несчастья. Появляется «прислушивание к сигналам опасности», которы­ми могут оказаться сотрясение почвы от движущихся механизмов, неожиданный шум или, наоборот, тишина. Все это вызывает тревогу, сопровождающуюся напря­жением мышц, дрожью в руках, ногах. Это способствует формированию стойких и длительных фобических расстройств. Наряду с фобиями, как правило, отмечается неуверенность, трудность в принятии даже простых решений, сомнения в верности и правильности собственных действий. Часто наблюдаются близкое к навязчивости постоянное обсуждение пережитой ситуации, воспоминания о прошлой жизни с ее идеализацией.

Другим видом проявления эмоционального напряжения являются психогенные депрессивные расстройства. Появляется своеобразное осознание «своей виновно­сти» перед погибшими, возникает отвращение к жизни, сожаление, что выжил, а не погиб вместе с родственниками. Невозможность справиться с проблемами приводит к пассивности, разочарованию, снижению самооценки, чувству несостоятельности.

У людей, переживших экстремальную ситуацию, достаточно часто имеет место декомпенсация акцентуаций характера и психопатических личностных черт. При этом большое значение имеют как индивидуально значимая психотравмирующая ситуация, так и предшествовавший жизненный опыт и личностные установки каж­дого человека.

Наряду с отмеченными невротическими и психопатическими реакциями на всех трех этапах развития ситуации у пострадавших отмечаются вегетативные дис­функции и расстройства сна. Последние не только отражают весь комплекс невро­тических нарушений, но и в значительной мере способствуют их стабилизации и дальнейшему усугублению. Чаще всего затруднено засыпание, ему мешают чувство эмоционального напряжения, беспокойство. Ночной сон носит поверхностный ха­рактер, сопровождается кошмарными сновидениями, обычно кратковременен. Наи­более интенсивные сдвиги в функциональной активности вегетативной нервной си­стемы проявляются в виде колебаний артериального давления, лабильности пульса, гипергидроза (повышенная потливость), озноба, головных болей, вестибулярных нарушений, желудочно-кишечных расстройств.

5 стр., 2242 слов

Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными ...

... расстройства нервной системы у людей, перенесших железнодорожную катастрофу. Эриксон рассматривал психологическую травму лишь как последствие повреждения спинного ... во Вьетнаме (Figley Ch., 1978) и людей, пострадавших при различных бедствиях. При этом были выделены основные ... воспоминаний о трагическом прошлым, стремиться не попадать в ситуации, напоминающие ему о нем. Может наблюдаться снижение ...

Во все указанные периоды развитие и компенсация психогенных расстройств при чрезвычайных ситуациях зависят от трех групп факторов:

1. особенность ситуа­ции,

2. индивидуальное реагирование на происходящее,

3. социальные и организацион­ные мероприятия.

Однако значение этих факторов в различные периоды развития ситуации неодинаково. Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при чрезвычайных ситуациях, могут быть классифициро­ваны следующим образом:

Непосредственно во время события (катастрофа, стихийное бедствие и др.):

1) особенности ситуации: интенсивность ЧС; длительность ЧС; внезапность ЧС;

2) индивидуальные реакции: соматическое состояние; возраст подготовленность к ЧС; личностные особенности;

3)социальные и организационные факторы: информированность; организация спасательных работ; «коллективное поведение»

При проведении спасательных работ после завершения опасного события:

1) особенности ситуации: «вторичные психогении»;

2) индивидуальные реакции: личностные особенности; индивидуальная оценка и восприятие ситуации; возраст;соматическое состояние;

3) социальные и организационные факторы: информированность; организация спасательных работ; «коллективное поведение»;

На отдаленных этапах чрезвычайной ситуации:

1) социально-психологическая и медицинская помощь: реабилитация; соматическое состояние;

2) социальные и организационные факторы: социальное устройство; компенсации.

Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю. Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение про­шлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травмати­ческий стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развив­шихся в опасных ситуациях. Существует несколько классификаций фаз динамики состояния людей после психотравмирующих ситуаций.

Психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героиз­ма, «медового месяца», разочарования и восстановления.

1. Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вы­званное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.

2. Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодо­лели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.

3. Фаза разочарования обычно длится от 3 месяцев до 1-2 лет. Сильные чув­ства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения надежд. л

5 стр., 2083 слов

Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь

... психологической помощи Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины) сталкиваемся с проблемами организации и оказания психологической помощи ... ребенка, пережившего чрезвычайную ситуацию, аварию, катастрофу. В рамках экстремальной ... помощи извне для эффективной работы с такими переживаниями. Следует помнить, что адаптивная способность психологических структур ребенка, которая у взрослого человека ...

4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, и берут на себя от­ветственность за выполнение этих задач.

Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состоя­ния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работе М. М. Ре­шетникова и др. (1989):

1. Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепе­нения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжени­ем, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесоо­бразной деятельности.

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием мас­штабов трагедии. Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоци­онального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффектив­ности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни).

Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со сто­роны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной тех­никой, вплоть до создания аварийных ситуаций.

3. «Стадия разрешения» — 3-12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируются настроение и самочувствие. Однако, по результатам наблюдений, у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окру­жающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периода появляется желание «вы­говориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие впечатления траги­ческих событий. На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактива­ции).

Прогрессивно нарастают явления переутомления.

4. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: акти­визируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отме­чены шутки, вызывающие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавлива­ются нормальные сновидения.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи, именно, эфирного двойника медиума. 3. Прана – жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений ...

Особенности неотложной психологической помощи в экстремальных ситуациях

В условиях массового поражения по своему психическому состоянию постра­давшие обычно делятся на 4 категории.

1. Первая категория представляет реальную опасность для себя и окружающих. Такие пострадавшие находятся в состоянии расстроенного сознания и имеют агрес­сивные или суицидальные наклонности. К этой категории также относятся люди с обострением психических заболеваний вследствие стресса.

2. Вторая категория — это пострадавшие, которые нуждаются в мероприятиях психологической помощи, а при недостаточном действии терапии направляются в психоизолятор. Третья категория состоит из пострадавших, которые нуждаются в отсроченной психологической помощи, которую можно оказать после прибытия в психоневроло­гический диспансер.

3. К четвертой категории относятся пострадавшие с наиболее легкой формой расстройств. После принятия всех необходимых мер и пребывания в состоянии по­коя непродолжительное время эта категория может вернуться к привычному образу жизни в самые короткие сроки.

При оказании помощи пострадавшим с различными психическими расстройст­вами, которые возникли вследствие стрессовой ситуации, основным является устра­нение случаев аффективного возбуждения и агрессивных реакций при помраченном сознании. Такие люди представляют реальную опасность для себя и окружающих и нуждаются в медицинской помощи в первую очередь. Нахождение таких постра­давших в группе может вызвать значительное усложнение проведения спасательных мероприятий, поскольку их поведение может оказаться непрогнозируемым, что мо­жет вызвать значительную опасность как для пострадавших, так и для спасательной группы. При снятии таких состояний применяются самые эффективные и быстро­действующие фармакологические препараты, необходимые в подобных ситуациях (нейролептики, антидепрессанты и транквилизаторы, а также их комбинации).

При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вы­званных экстремальной ситуацией:

1. Внезапность. Лишь немногие бедствия развиваются постепенно, достигая критической фазы к тому времени, когда потенциальные жертвы уже предупрежде­ны — например, наводнение или надвигающийся ураган, шторм. Большинство ЧС возникают неожиданно (землетрясение, цунами, техногенные катастрофы и т.д.).

2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, возникают нечасто, люди учатся переживать их уже в момент самого события.

3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее у жертв неко­торых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях захвата заложников) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.

4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во вре­мя катастроф; может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контро­лировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки

5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или по­терять кого-то из близких; самое наихудшее — это пребывать в состоянии неизвест­ности, ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию, лишиться надежд на восстановление утраченного.

6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказать­ся невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых условиях.

7. Ожидание смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изме­нить личностную структуру человека, вызывать глубокие изменения на регулятор-ном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзи­стенциальный кризис.

8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные из­менить жизнь, — например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.

9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим обра­зом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не де­лал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того как другие раны уже затянулись.

10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, бу­дет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остать­ся чужаком; в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией.

В этих состояниях люди нуждаются в экстренной психологической помощи, процедура оказания которой в экстремальных ситуациях имеет свою специфику. В частности, в этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы пси­хологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом — следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем — провести переговоры.

Главными принципами оказания помощилюдям в условиях ЧС являются:

· безотлагательность;

· приближенность к месту событий;

· ожидание восстановления нормального состояния;

· простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказа­на как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравмати­ческого стрессового расстройства.

Приближенность состоит в оказании помощи в обстановке самой экстремаль­ной или чрезвычайной ситуации и в окружении пострадавших и приближенных.

Ожидание восстановления нормального состояния заключается в том, что с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с больным, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором воз­вращении нормального состояния.

Простота психологического воздействия — необходимо отвести пострадавше­го от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и воз­можность быть выслушанным.

Особенности работы при оказании экстренной психологической помощи:

1. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они созда­ются самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

2. Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии.

3. Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв, кото­рые никогда в жизни не оказались бы в кабинете психолога (психотерапевта).

4. Разнородность психопатологий у жертв. Пострадавшие часто страдают, по­мимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами ха­рактера и пр.

5. Наличие почти у всех пациентов чувства потери, поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы, что вносит вклад в картину травматического стресса.

Цели и задачи экстренной психологической помощивключают профилак­тику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе «внедрения» в поверхност­ные слои сознания, т.е. на работе с симптомами.

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направ­лениях:

Первое — со здоровой частью населения — в виде профилактики: а) острых панических реакций; б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление — психотерапия и психопрофилактика лиц с развивши­мися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спа­сательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени оказываются в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется пси­хотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», це­лью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, раз­рушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.).

«Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1. информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2. сохранять полное спокойствие, так как это одно из главных средств к их спа­сению;

3. необходимость оказывать себе самопомощь;

4. в случае завалов не принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуа­ции, во избежание опасного смещения обломков;

5. максимально экономить свои силы;

6. находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и будет способствовать экономии физических сил;

7. дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кис­лород в организме и окружающем воздухе;

8. мысленно повторять фразу «Я совершенно спокоен» 5-6 раз, чередуя эти са­мовнушения с периодами счета до 20, что позволит снять внутреннее напряжение и нормализовать пульс и артериальное давление, а также добиться самодисциплины;

9. сохранять мужество и терпение, так как высвобождение из «плена» может за­нять больше времени, чем хочется.

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, так как известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию в стационарных условиях.

Еще одной группой людей, которым оказывается психологическая помощь в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами. Для них применимы психотерапевтические воздействия, которые должны оказывать спе­циалисты. Психологическая помощь в ЭС и ЧС необходима и для спасателей, ко­торые испытывают психологический стресс. Специалисту необходимо владеть уме­нием своевременно определять симптомы психологических проблем у себя и у своих товарищей, владеть умением организовать и провести занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение навыками психо­логической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуа­ций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.

Рекомендациидля сотрудников спасательных служб и добровольцев по оказанию психологической помощи в очагах массового поражения:

Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.

1. Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не при­едет скорая помощь».

2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов. Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возь­мите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и по­страдавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

4. Говорите и слушайте.

Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обя­занности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите постра­давшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?». Если вы испытываете чувство состра­дания, не стесняйтесь об этом сказать.

Техники экстренной психологической помощи

У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы: бред, галлюцинации, апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, нервная дрожь; плач; истерика.

Помощь в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании усло­вий для нервной «разрядки».

Бред и галлюцинации. К основным признакам бреда относятся ложные пред­ставления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозмож­но разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиа­трической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навре­дил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенци­альную опасность.

3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пы­тайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадав­шего невозможно.

Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб. Наваливается ощущение усталости — такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом. В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

Основными признаками апатии являются:безразличное отношение к окружающему;вялость, заторможенность; медленная, с длинными паузами, речь. В данной ситуации:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с по­страдавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, вы­пить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Ступор — одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступа­ет после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружаю­щим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим ми­ром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Основными признаками ступора являются:

· резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

· отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);

· «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвиж­ности;

· возможно напряжение отдельных групп мышц. В данной ситуации:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите «а грудь постра­давшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и ви­деть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и чет­ко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негатив­ные).

Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от крити­ческой ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что про­исходит вокруг него. Человек теряет способность логиче­ски мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками двигательного возбуждения яв­ляются:

· резкие движения, часто бесцельные и бессмыслен­ные действия;

· ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);

· часто отсутствует реакция на окружающих (на заме­чания, просьбы, приказы).

В данной ситуации:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просунь­те свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает: «Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?».

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: «Не беги», «Не раз­махивай руками», «Не кричи».

5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Агрессия. Агрессивное поведение — один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявле­ние злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Основными признаками агрессии являются:

· раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

· нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметам

· словесное оскорбление, брань;

· мышечноенапряжение; повышение кровяного давления.

В данной ситуации:

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговорить­ся или «избить»подушку)

3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадав­шим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за че­ловек!». Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

6. Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения; если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

7. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Страх. Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он бо­ится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную ка­тастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясе­ние, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд. Причиной всего этого является страх.

К основным признакам страха относятся:

· напряжение мышц (особенно лицевых);

· сильное сердцебиение;

· учащенное поверхностное дыхание;

· сниженный контроль над собственным поведением.

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, на­оборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

В этой ситуации:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокой­ный пульс. Это будет для пациента сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Нервная дрожь. После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь. Так организм «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызо­вет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

Основные признаки данного состояния:

· дрожь начинается внезапно — сразу после инцидента или спустя какое-то время;

· возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

· реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);

· потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

В данной ситуации:

Нужно усилить дрожь.

Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко по­трясите в течение 10-15 секунд.

Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

После завершения реакции необходимо дать постра­давшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

Нельзя: обнимать пострадавшего или прижимать его к себе; укрывать пострадавшего чем-то теплым; успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Плач. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. Основные признаки данного состояния:

· человек уже плачет или готов разрыдаться

· подрагивают губы;

· наблюдается щущение подавленности;

· в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, об­легчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

В данной ситуации:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове).

Дайте ему почувство­вать, что вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему вы­плеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать.

Истерика. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов. Основные признаки:

· Сохраняется сознание;

· резмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

· речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.

В данной ситуации:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадав­шим наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадав­шего).

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До при­бытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

5.Не потакайте желаниям пострадавшего.