Адание к занятию 1-2: подготовиться к теоретическим вопросам, разработать профессиограмму.

анятие 1-2 Психологическое профессиоведение и профессиональная пригодность юридических профессий.

адание к занятию 1-2: подготовиться к теоретическим вопросам, разработать профессиограмму.

Вопросы для размышления и групповой дискуссии

1. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

2. Какие основные структурные элементы включает правоохранительная деятельность.

3. Охарактеризуйте основное содержание коммуникативной сферы профессиональной деятельности юриста.

Практическое задание

1. Выбрать одну из юридических профессий и сделать по данной профессии прогностическую профессиограмму. Информацию представить в виде презентации.

Обратите внимание на то, что представляемые профессии не должны повторяться. Допускаются незначительное отхождение от темы и добавление своих пунктов.

Прогностическое профессиографирование

Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.

Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:

1. Общая характеристика профессии:

• история и перспективы развития профессии;

• социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;

• профессиональная среда.

2. Содержание и объем профессионального поля:

• характеристика профессионального поля;

• факторы, определяющие профессиональное поле;

• прогноз развития профессионального поля.

3.Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:

• уровень профессионального образования;

• профессиональная подготовка;

• повышение квалификации.

4.Профессиональная мобильность работника:

• широта профиля специалиста;

• уровень ключевых квалификаций;

• возможности смены специальности и профессии.

5.Оценка перспективности профессии:

• профессионально-психологический потенциал личности;

• профессиональная активность работника;

• профессиональное самосовершенствование и карьера.

 

2. Проанализировать профессию по схеме анализа:

запишите в кратком виде ваши соображения о дескрипторном – формульном составе данной профессии.

1. Я думаю, что в описаниях данной профессии представлены следующие цели труда:

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... самого процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

1.1. Г: не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.п., — человеку нужно различать, оценивать, анализировать что-либо в целом или его отдельные параметры, характеристики;

1.2. П: преобразовывать какой-то объект, изделие, информацию, здоровье, влиять на человеческие отношения для их изменения, усовершенствования, доработки;

1.2.1 — П1: организовывать, упорядочивать;

1.2.2 — П2: оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;

1.2.3 — П3: обслуживать;

1.3. — И: изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.

2. Я думаю, что выполнение работы в данной профессии идет с помощью –

2.1. вещественных средств труда:

2.1.1. Р: руки, ручных инструментов;

2.1.2 М: механического, машинного оборудования, включая ручное управление, различные виды транспорта;

2.1.3. А: автоматического, автоматизированного оборудования;

2.1.4. ПУ: приборов, различных измерительных устройств;

2.2. функциональных средств труда:

2.2.1. Ф: органов чувств;

2.2.1. Ф1: речи простой:

2.2.1.1. Ф1.1.: речи эмоциональной, выразительной;

2.2.1.2. Ф1.2: речи деловой, неэмоциональной;

2.2.2. Ф2: невербального поведения (мимики, жестов);

2.2.2.1. Ф2.1.: поведения, включающего движения всего тела;

2.2.2.2. Ф2.2.: поведения беспристрастного;

2.2.3. Ф3: широких интеллектуальных средств, используемых в оперативном режиме, для решения практических и теоретических задач.

3. Характер деятельности в этой профессии имеет следующие черты:

3.1. – А: она четко определена правилами, инструкциями, в ней не должно быть новых, неожиданных и проблемных ситуаций;

3.2. – АН: она определена правилами, но в ней возникают новые ситуации;

3.3. – Н: часто ставятся новые задачи проблемного характера.

4. В данной деятельности следующая организация труда:

4.1. – И: целостное дело выполняется индивидуализированным образом;

4.2. – К: целостность работы зависит от процессов и результатов труда других – все члены коллектива одновременно осуществляют трудовые действия по получению одного продукта.

5. В процесседанной работы человек выступает преимущественно:

5.1. И: исполнителем – работает по указаниям руководителя;

5.2. ОС: организатором своей деятельности – сам планирует свою работу, распределяет рабочую нагрузку, изменяет способы выполнения;

5.3. О: организатором работы других.

6. В этой деятельности такие контакты:

14 стр., 6982 слов

3. Ведущий тип деятельности:

... принципы построения периодизации: тельному пути. ), стадия формаведущих типов деятельности - учет новообразований, - динамика психического развития Периодизация ... Пиаже, Айзенк, Гальтон): - теория рекапитуляции (Холл): человек повторяет в своем развитие, развитие истории человечества. ... детерминант псих.развития: семья-д.с.-школа-любовь-труд коллективы. Детерминанты меняются. 7) пластичность психики: ...

6.1. – по интенсивности:

6.1.1. – К1.1.: немногочисленные, не отнимают много рабочего времени;

6.1.2. – К1.2.: многочислненные;

6.2. по типу партнера, с которым осуществляется контакт:

6.2.1. – К2.1.: с посетителями, клиентами;

6.2.2. – К2.2.: с сотрудниками по работе;

6.2.3. – К2.3.: с группой людей, с классом, с аудиторией слушателей, зрителей;

6.3. – по степени постоянства круга партнеров:

6.3.1. – К3.1: с одними и теми же людьми;

6.3.1. – К3.2. с меняющимся кругом лиц.

7. Ответственность в деятельности распространяется следующим образом:

7.1. – повышенная:

7.1.1. – МТ: материальная – за сохранность имущества, оборудования, денег и др. ценностей;

7.1.2. – МР: моральная – за воспитание людей, за руководство ими, за соблюдение законности;

7.1.3. – ЖЗ: за жизнь и здоровье людей и животных;

7.2. – О: средняя, обычная.

8. Физические условия труда:

8.1. – Б: в помещении;

8.2. –О: на открытом воздухе.

9. Особые условия напряженности труда такие:

9.1. – Н1: есть опасность и риск для жизни выполняющего работу;

9.2. – Н2: возникают сложные, возможно аварийные ситуации, требующие от человека мгновенной оценки ситуации и быстрого реагирования;

9.3. – Н3: есть общение с правонарушителями, вообще с людьми, имеющими отклонения;

9.4. – Н4: в работе определенный, четко заданный ритм и темп ее выполнения;

9.5. – Н5: работа связана со значительными физическими нагрузками;

9.6. – Н6: в работе необходимо длительное пребывание в одном положении;

9.7. – Н7: необходимо работать в ночные смены;

9.8. – Н8: работа относится к категории «с вредными условиями труда» — колебания температуры, влажности, шума, освещенности, давления, вибрации, и т.п.

10. Можно провести оценку предметов труда следующим образом:

10.1. – П: относится к биономическому типу;

10.2. – Т: относится к технономическому типу;

10.3. – Ч: относится к социономическому типу;

10.4. – З: относится к сигнономическому типу;

10.5. – Х: относится к артономическому типу.

 

Список литературы

1. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства// OPEN UNIVERSITY OF THE NETHERLANDS

2. Артемьев Н.А., Ганапольский В.П. Определение пригодности военнослужащих операторского профиля деятельности с учетом оценки функционального состояния зрительного анализатора // Военно-медицинский журнал. 2011. Т. 332. № 7. С. 42-47.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЕ, 2001. – 511с.

4. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал, 1981. № 2. С. 51-65.

5. Лайл М., Спенсер МЛ. Компетенции: модели максимальной эффективности работы. – М., 2005. – 384с.

6. Сиваш О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков. – Дисс. К.пс.н., М., 2009. – 253с.

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001, 360 с.

8. Федоренко Т.Н. Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности. – Дисс. К.пс.н., Хабаровск, 2005. – 226с.

Дополнительные источники

1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.

4. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

5. Синилов Г.К. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ПСИХОЛОГИЮ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

6. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. — М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

9. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

 

Анятие 3-4. Особенности карьерного развития в юридических профессиях.

Задание к занятию 3: подготовка к теоретическим вопросам

 

1.Этапы профессионального и карьерного развития. Периодизация Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой.

2. Факторы карьерного развития: внешние и внутренние.

3. Технологии саморазвития.

4. Кризисы профессионального развития и способы их разрешения.

5. Варианты карьеры юриста.

6. Мотивы и карьерные ориентации.

7. Сущность профессионального самоопределения.

8.Основные этапы профессионального самоопределения по Э.Ф.Зееру.

 

 

Практическое задание

Индивидуальное планирование карьеры — это процесс, в ходе которого работники вырабатывают свои собственные карьерные планы. В соответствие с этапами планирования карьеры разработай собственный индивидуальный план.

Этапы карьерного планирования:

  1. Сбор информации о себе (личностные ценности, интересы, способности, склонности);
  2. Сбор информации о карьерных возможностях (оценка желаний и возможностей достижения желаемых статусных перемещений внутри организации или связанных с переходом в другую фирму, или со сменой сферы деятельности);
  3. Установление личных карьерных целей;
  4. Разработка стратегий, планов и технологий поведения, направленных на достижение поставленных карьерных целей

 

 

Области жизненного плана

 

Семейная жизнь Работа Хозяйство
  Моральная готовность – психическое состояние     Я     Физическое состояние
Социальное состояние – человеческие отношения

Сначала определяют жизненные цели и их важность, заполняя форму:

Каковы цели моей жизни? Почему и насколько они для меня важны?
 
 
 
 

 

Вопросы, на которые необходимо ответить:

1. Когда должна осуществиться моя жизненная цель?

2. Какие факторы способствуют достижению цели?

3. Какие факторы препятствуют достижению цели?

4. Что мне нужно задействовать для достижения моей цели (время, деньги, здоровье и т.п.)?

Формулирование частных целей

Частная цель Мероприятия для осуществления цели Затраченное время Контроль осуществления мероприятия
1. Улучшение здоровья      
2. Развитие мотивации      
3. Этическое развитие      

 

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления // Психологический журнал – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 35–44.
  2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический Проект, 2005 – 240с.
  3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профконсультирования: учебное пособие. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на Дону, 1996.
  5. Климов А.Е. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989, №5.
  7. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. – СПб, 2007.
  8. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация // Сост. Л.А.Головей и др. – Л., 1988.
  9. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М., 1999.

Занятие 5-6 Профессиональные деформации юридических профессий и их профилактика

1. Понятие и виды профессиональных деструкций личности. Профессиональные деформации.

2. Факторы ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

3. Общие профессиональные деформации юридических профессий.

4. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников.

5. Проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка во внешней среде деятельности. Проявления профессиональной деформации во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами.

6. Специфические профессиональные деформации следователя,

адвоката,

оперуполномоченного,

прокурора,

нотариуса,

сотрудников ФСИН,

таможенных органов,

юрисконсульта и др. (Вопрос можно разделить на несколько человек)

7. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников органов правопорядка. Задачи, решаемые в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка.

8. Понятие эмоционального выгорания, симптомы и признаки

9. Модель эмоционального выгорания К. Маслач

10. Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания

 

Практическое задание

1. В группах разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания для различных юридических профессий.

2. Определить уровень выраженности эмоционального выгорания по методике Маслач, Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Инструкция к тесту

Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

Тестовый материал

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю эмоциональный спад на работе

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса к тому, что радовало меня раньше

15. Я не могу быть участливой ко всем ученикам (студентам), особенно недисциплинированным и не желающим учится

16. Мне хочется уединится от всех и отдохнуть от работы

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничесвта при общении с моими учениками и коллегами

18. Я легко общаюсь с учениками и их родителями независимо от социального положения и поведения

19. Я многое успеваю сделать на работе и дома

20. Я чувствую себя на пределе возможностей

21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни

22. Бывает что коллеги, ученики и их родители перекладывают на меня груз своей ответственности.

Обработка результатов теста

Опросник имеет три шкалы:

· «эмоциональное истощение» (9 утверждений);

· «деперсонализация» (5 утверждений);

· «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

· «никогда» – 0 баллов;

· «очень редко» – 1 балл;

· «иногда» – 3 балла;

· «часто» – 4 балла;

· «очень часто» – 5 баллов;

· «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

· «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).

· «Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

· «Редукция личных достижений» – ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Вопросы для размышления и групповой дискуссии

1. Охарактеризуйте три группы факторов ведущих к возникновению профессиональной деформации?

2. Раскройте содержание деформация личности и ее отличие от стереотипных форм поведения?

3. Какие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка во внешней среде деятельности?

4. Какие проявления профессиональной деформации во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами?

5. В чем состоит суть профилактики негативных стереотипов, проявляющихся в профессиональной деятельности сотрудников

Список литературы

1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.

4. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

5. Синилов Г.К. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ПСИХОЛОГИЮ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

6. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. — М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

9. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

 

Основные источники

  1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.
  2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.
  3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.
  4. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.
  5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

 

Дополнительные источники

1. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

2. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: учебное пособие. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

3. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

4. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. — М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

 

Рекомендуемые Интернет-ресурсы

  1. http://www.psychology.ru
  2. http://www.nsu.ru/psych/internet PSyberLink. Психологическая сеть российского Интернета
  3. http://psy.piter.comПсипортал Столица сетевой психологии
  4. http://www.psycho.all.ruПортал «Психология — вся Россия»
  5. http://www.psi-net.ruИнформационная сеть Российской психологии.Psi-net
  6. http://psychology.net.ruМир психологии
  7. http://www.flogiston.ruФлогистон
  8. http://www.psycho.ruПсихология и бизнес online
  9. http://www.sfera.infomsk.ruИнформационный сервер Психосфера
  10. http://www.psihotest.ru/Пси-корпус
  11. Все о психологии в России
  12. http://www.psyh-portret.ruКабинет психологических портретов
  13. History of psychology
  14. http://www.psy-portal.ruПси-портал
  15. http://psynet.carfax.ruПсихология Интернета
  16. http://psy.rin.ruПсихология наRIN.RU
  17. http://mnemotexnika.narod.ru Mnemonikon
  18. http://psy.com.ruПсипортал развития личности
  19. http://www.psyresurs.ru/ Психологические ресурсы
  20. http://www.bookap.by.ru Библиотека психологической литературы
  21. http://orel.rsl.ru/psycho/oglavlenie.htm Открытая русская электронная библиотека «Современная психология»
  22. http://psycheya.ruБиблиотека «Психея»
  23. http://psylib.kiev.uaПсихологическая библиотека Psylib
  24. http://www.imaton.spb.su/pgПсихологическая газета
  25. http://www.voppsy.ru Вопросы психологии