БИЛЕТ №1
1. Целостный подход в психологии
2. Место социальной психологии в системе психологического знания
3 Атрибуты социальных проектов
1. Целостный подход в психологии
Целостный подход (в психологии) — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с начала XX в., главным образом в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее в психологической науке элементаристскому подходу (признает первичность элементов (частей) над целым, источник развития объектов (систем) усматривает в действии объектов, внешних по отношению к рассматриваемому объекту, и в качестве способа познания мира рассматривает только методы анализа. В.Вундт, Дж. Уотсон).
Основные составляющие целостного подхода:
1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и «степени» ее целостности: является ли данное целое (система) «суммативным» (целое равно сумме своих частей, как понимались, например, ассоциативные образования в ассоциативной психологии), «организованным» (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их — так понималось гештальт-качество в Австрийской школе), «органическим» (части не могут существовать вне целого — психологическое поле, гештальт в гештальтпсихологии);
2) выделение «целостных» единиц анализа, которые несут в себе основные свойства этого целого (как молекула воды несет в себе свойства воды, а атомы водорода и кислорода таковыми свойствами не обладают);
3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы «психологического поля» в гештальтпсихологии, эмоции и «структуры» в Лейпцигской школе, «ведущая деятельность» в концепции Д.Б. Эльконина и др.);
4) законы развития целого.
Целостный подход был введен в психологию гештальтпсихологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и другими школами (в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В. Дильтея, гуманистической психологии и др.).
Определенной проблемой представляется соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются как синонимы, более обоснованной представляется точка зрения, считающая Ц. п. составной частью более общего системного подхода, который исследует не только целостность систем, но и другие их свойства и компоненты (например, феномен обратной связи, функции того или иного элемента в системе и т. п.).
Предмет психологии личности. Подходы к изучению личности
... Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности ... объединяют группы тесно связанных психологических признаков В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, ... и задатки; психический опыт личности. 4 Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную ...
Исследование проблем целостного подхода: Е.Е.Соколова, В.А.Мазилов, В.Н.Панфёров, Б.Ф.Ломов, М.Г. Ярошевский.
2. Место социальной психологии в системе психологического знания
Социальная психология — научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Неоднозначность положения С.п. имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.
Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.
Психология социального познания
... реального «Я» с идеальным «Я»; - сравнение реального «Я» с социальным «Я». Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции». ... ные, абсурдные знания об объекте, не соответствующие новому опыту, меняющейся действительности. Относительно неодушевленных объектов это, например, разного рода суеверия, а в социальной сфере — ...
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе.
Социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.
Для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
3. Атрибуты социальных проектов
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. При проектировании социальных объектов обязательно должен учитываться субъективный фактор. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования.
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой пресяриптивную (предписывающую) модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Субъектом социального проектирования являются раз личные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знания и умения, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.
Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
Атрибуты социальных проектов:
Субъектность. Человек, который этот проект предлагает и сопровождает;
Проект учебного занятия
Воспитательные: Воспитать взаимопонимание, побуждающее к действию, умение слушать и слышать товарищей. Развивающие: Развить навыки участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; Научить применять полученные знания в решении педагогических ситуаций. Оборудование: столы, стулья, книги, карточки с заданиями. Тип учебного занятия: учебное занятие - закрепление нового материала ...
Реализуемость проекта;
Рефлексивность. Постоянное обращение проекта к своим основаниям, на которых он был создан;
Степень новизны (поддерживающий проект, новаторский проект).
Что можно проектировать:
Новые объекты/ новые вещи;
Новые свойства старого объекта;
Услуги (специфика: услуги имеют невещественный характер. Их нельзя накапливать и хранить, они реализуются только тогда, когда есть запрос);
Организации;
Мероприятия (исп. сценарный подход, представление о том, что должно быть не так, как сейчас);
Тексты;
Законопроекты.