ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Этапы Y исследования:
1) выбор проблемы;
2) постановка конкретных задач и целей исследования;
3) определение исходных теоретико-методологических принципов;
4) формулирование гипотез исследования;
5) выявление индикаторов изучаемого явления;
6) выбор методов и методик исследования;
7) определение способа фиксации хода и результатов исследования;
8) пилотажное исследование;
9) внесение корректив в программу исследования;
10)основное исследование;
11)математическая обработка полученных эмпирических данных;
12)анализ и интерпретация полученной информации;
13)проверка результатов.
Постановка проблемы (ПП)
Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения или исследования.
Исходный пункт для постановки проблемы – чем исследователь не удовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает проблемы, какие факты и закономерности не поддаются объяснению, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека.
ПП – это не просто формулировка вопроса об изучаемом явлении.
Вопрос будет исследовательской проблемой если соблюдаются 2 условия[1]:
- Вопрос выявляет неполноту знаний об изучаемом явлении;
- Вопрос включает путь получения новых знаний (хотя бы в самом общем виде).
Виды проблем:
По характеру:
- Теоретические (требуют исследования)
- Практические (требуют разрешения, вмешательства)
По видам психологического знания[2]:
· Феноменологические (касаются мало изученных, или известных, но недостаточно осмысленных, психических явлений, т.е. феноменов, их проявлений, закономерностей возникновения и др. Например: феномен измененных состояний сознания (транс), феномен «хиндсайта», «конформизма», «огруппления мышления», телепатия и др. Конечная цель – всестороннее описание феномена).
· Теоретические (касаются механизмов, детерминант, закономерностей возникновения и функционирования психической реальности, т.е. предполагающие в конечном итоге – объяснение. На теоретическом уровне психическое становится психологическим. Конечная цель – объяснение феномена, создание теории).
· Методологические (определяющие метод исследования психической реальности и приемлемый, на данном этапе развития научного знания, способ объяснения. Так, И.П.Павлов решил проблему типов темперамента Галена – Гиппократа, предложив как объяснительный принцип – тип ВНД вместо вид жидкости, преобладающих в организме. Конечная цель – создание инструментария исследования или преобразования психической реальности).
Исследование проблем студенческого коллектива с помощью семи ...
... рассмотреть действие методов и углубиться в данном вопросе, выбрана следующая тема: исследование проблем студенческого творческого коллектива. Цели данной курсовой работы: ) расширить теоретические знания ... Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе [8]. Матричная диаграмма Цель матрицы связей между различными данными: изображение ...
· Историко-психологические (определяющие последовательность и закономерности роста уровня знаний о реальности. Конечная цель – восстановление временных периодов накопления знаний).
Требовании к постановке проблемы:
- Актуальность;
- Конкретность;
- Объективность (т.е. касаться объективной реальности (объективно установленных фактов), а не собственных субъективных переживаний, заблуждений, мнений);
- Внутренняя непротиворечивость;
- Внешняя непротиворечивость;
- ПП должна определить связь с широкой проблематикой по данному кругу явлений;
- ПП посредством принятого в науке категориально-понятийного аппарата;
Цели и задачи исследования
Цель – конечный результат исследования или практической деятельности, который намерен получить исследователь. Она формулируется исходя из проблемы.
Задачи – это конкретные действия или промежуточные цели, то что нужно сделать, чтобы общая цель была достигнута.
Требования к Ц и З[3]:
· Формулировать в виде конечного результата, а не в виде намерений (типа исследовать, изучить, попытаться…);
· Четкая формулировка
· Конкретность
· Учет того, что уже сделано ранее другими исследователями (степени изученности, разработанности проблемы, критический анализ сделанного ранее)
Принципы
Гипотеза исследования
Гипотеза эмпирического исследования – это некоторое допущение, предположение о возможных результатах исследования.
Гипотеза, получившая предположение, превращается в истинное подтверждение и на этом прекращает своё существование.
Опровергнутая гипотеза становится ложным положением и опять-таки перестаёт быть гипотезой.
Обоснование гипотезы исследования предполагает опору на факты, их анализ, аксиомы (В психологии аксиом, как в математике, нет. Но есть своего рода «догмы», типа: Интеллект выполняет приспособительную функцию.
Условия эффективности гипотезы:
· Опора на факты, имеющиеся в распоряжении исследователя.
· Опора на теоретическую концепцию.
· Конкретность.
· Логическая непротиворечивость.
Виды гипотез
По задачам исследования:
1. Описательная гипотеза характеризует изучаемое явление с разных позиций. В результате образуется понятийный аппарат и исходные данные для эксперимента. Описательная гипотеза строится на предположении: если ________, то _________.
2. Прогностическая гипотеза – предположение о возможном развитии процесса или явления, о факторах, которые могут влиять на исследуемое явление.
По уровню исследования:
- гипотезы о существовании явления;
- гипотезы о существовании связи явлений;
- гипотезы о причинной зависимости явлений А от явления В.
Этапы формулирования гипотез:
Новая проблематика экспериментальных психологических исследований ...
... А это значит, что при проведении экспериментальных исследований в области парапсихологии, оценке и анализе их результатов особо большое значение, наряду с ... Психофизический эксперимент; Нейропсихологический эксперимент; Мысленный эксперимент; Анализ единичного случая, как эксперимент; Синтез данных экспериментальных исследований различных наук, как эксперимент; Экспериментальное моделирование. ...
- первичная формулировка гипотезы, вытекающая из поставленной проблемы (теоретическая гипотеза)
- этап теоретического исследования
- уточнение формулировки гипотезы или отказ от нее ( и исследования в целом)
- конкретизация и операционализация гипотезы (эмпирическая гипотеза), т.е. такая формулировка, из которой вытекают исследуемые переменные.
Другой подход:
1. Сбор информации по проблеме
2. Собственно формулирование гипотезы
3. Выработка рабочих гипотез и их группировка
Основные требования к формулированию гипотез:
- соответствие исходным методологическим принципам
- возможность операционализации (т.е. вычленения параметров исследуемого явления, доступных регистрации, измерению и анализу, т.е. эмпирических индикаторов);
- учет фактора времени, отведенного для проверки гипотезы;
- наличие методических процедур для проверки гипотезы (методического инструментария).
Выявление индикаторов изучаемого явления
Индикатор – элемент или характеристика объекта, доступные наблюдению, исследованию и измерению[4].
По теоретическому уровню индикаторы делятся:
1. Категории анализа (понятийные единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов (единиц анализа);
Например, в процедуре интент-анализа это интенции; в контент-анализе – это отношение.
2. Единицы анализа – части, элементы объекта исследования, которые подлежат эмпирическому исследованию;
Например, в интент-анализе это м.б. цель самопрезентации, дискредитации оппонента, воздействие на общественное мнение. В контент-анализе это м.б. +, — или нейтральное отношение. В тесте Айзенка: субъективизм, экстраверсия, нейротизм.
3. Единицы счета – количественная характеристика единицы анализа, которая фиксирует регулярность, с какой она встречается в обследуемом массиве.
Например, ответы на вопросы теста. Из 10 вопросов на субъективизм – не более 5 баллов – это объективная самооценка.
Основные ошибки при выборе индикаторов:
1. слишком широкий круг индикаторов
2. слишком узкий круг индикаторов
3. нерепрезентативный уровень индикаторов (единицы анализа не представляют категории анализа)
Выбор методов и методик исследования
Факторы выбора:
- задачи исследования;
Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- объект исследования (как особенность выборки испытуемых);
В частности, детей нельзя переутомлять длинными опросниками…
- этап исследования
На теоретическом этапе – это методы теоретического поиска и анализа. На этапе обработки данных – методы математической статистики.
Требования к выбору методов и методик:
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... исследования. Анализ исследовательских методов для получения формулировок определений основных понятий научного исследования 6.Гипотеза. Формулировка гипотезы исследования. Выбор и обоснование методов проверки гипотезы ... иной деятельности, например, педагогической науке, педагогическом исследовании). Методология ... Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера [ ...
Метод исследования – способ исследования явления, способ получения данных.
Методика – (в узком смысле слова) – конкретна процедура реализации метода, определяемая объектом и предметом исследования. Например, метод СД, методика Петренко…
Методика в широком смысле – совокупность приемов, способов исследования и порядок их применения и интерпретации полученных данных. В этом смысле методика = процедуре исследования. И включает в себя технику фиксации, рекомендации к поведению исследователя и др.[5]
- Обоснованность выбора (надежность, валидность, адекватность решаемым задачам и объекту исследования);
- Методы и методики должны составлять систему. Нет необходимости дублировать методический инструментарий. Методики должны исследовать разные стороны (аспекты) явления.
- Адаптация к объекту и ситуации исследования. Например, могут устареть некоторые формулировки. Так у Элерса есть формулировки типа: жеманный, усмотрительный. Современная молодежь уже не понимает. Как и например термина «сладострастие» из методики Додонова.
Способ фиксации хода и результатов исследования
- Запись на технические носители: видео, аудио… (поместить вне поля зрения, по этом спросить разрешения)
- Запись по памяти (может подвести)
- Компьютерная база данных
- Бланки ответов
Бланки регистрации данных наблюдения
Пилотажное исследование
Пилотаж (зондаж) – пробно-поисковый тип исследования, проводимое до основного и являющееся его упрощенной формой. Если предваряет тестирование – претест.
Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки основного исследования.
Цели:
· установление необходимого объема выборки
· уточнение содержание и количества вопросов анкет
· уточнение необходимого времени исследования
· уточнение гипотезы
· уточнение программы и методик исследования.
Требования:
- Для пилотажа и основного исследования брать разных но эквивалентных испытуемых (чтобы избежать эффекта привыкания)
- Включает все этапы исследования: вплоть до обработки и интерпретации данных.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Наверное самое сложное в психологическом исследовании – это планирование исследования, а также анализ и интерпретация результатов.
Ну, установили положительную корреляцию двух переменных. А дальше что?
А дальше – анализ, интерпретация и промежуточные выводы. О чем выводы?
Прежде всего выводы должны касаться подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы. Но не только.
Содержание выводов:
· о цели (достигнута или нет) или гипотезе (подтверждение или опровержение);
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
... и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей ... о развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками ...
· о соответствии данным, полученным другими исследователями (предшественниками, другими школами);
· о теории (соответствии теории, лежащей в основе исследования);
· о согласованности с другими теоретическими представлениями.
· о возможности обобщения (генерализации) и переносе данных на другие ситуации, популяции и др.
Основное требование к результату психологического исследования:
В отличие от классического естествознания, результат в психологии должен быть инвариантен:
1. инвариантен (не изменен) по отношению ко всем объектам данного типа, Ограничителями генерализации выступают внепсихологические характеристики популяции: 1) биологические; 2) социокультурные.
К основным биологическим характеристикам относятся пол, возраст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье.
Социокультурные ограничители:
· этнические (можно ли перенести на представителей других народов?)
· культурные
· уровень образования
· уровень доходов испытуемых,
· классовая принадлежность и т.д.
Можно ли данные, полученные на экспериментальной выборке, распространить на всю популяцию? Решение этой проблемы зависит от того, насколько в ходе планирования исследования и формирования экспериментальной выборки соблюдалось требование репрезентативности.
Для проверки выводов, во-первых, проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не вошедших в первоначальную выборку. Во-вторых, стремятся максимально увеличить в уточняющих экспериментах численность экспериментальной и контрольных групп.
2. инвариантен (не изменен) к пространственно-временным (и некоторым другим) условиям проведения исследования, Условия исследования:
· пространственно-временные факторы
· условия деятельности испытуемого,
· особенности заданий.
· вариации инструкции,
· материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней,
· вид мотивации,
· присутствие или отсутствие «обратной связи»?
Исследователь должен варьировать в последующих сериях дополнительные переменные, относящиеся к характеристикам задания, чтобы установить, являются ли результаты инвариантными по отношению к задаче испытуемого
3. инвариантен (не изменен) к особенностям взаимодействия исследователя и испытуемого,
4 инвариантен (не изменен) к содержанию деятельности испытуемого.
Форма представления результатов исследования
.Требования к научному тексту:
…
Для первичного представления данных используются другие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.
Гистограмма
Это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. Используется декартова система координат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой переменной величины, а на оси ординат — частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины на выборке.
Исследования города. Когнитивная карта городской среды
Метод исследования заключался в следующем : испытуемый рисовал когнитивную карту города, в инструкции предлагалось нарисовать эскизный план города таким ... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью которых ...
Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.
Диаграмма
Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.
Графики
Представляют функциональную зависимость признаков.
Типы графиков:
1) отображающие зависимость изменения параметров во времени;
2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).
Классическим вариантом изображения первой зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания.
Аналогичны «кривые утомления», показывающие изменения эффективности деятельности во времени.
Графики функциональной зависимости двух переменных:
Закон Йеркса-Додсона (в психологии мотивации),
закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнетивной психологии), и т.д.
Рекомендации по построению графиков. (Л.В. Куликов):
1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.
4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.
5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.
6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.
Если есть необходимость на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).
[1] Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. 1990, с.131.
[2] Мазилов В.А. вслед за Роговиным М.С. и Залевским Г.В.
[3] Куликов В.Н. с. 132
[4] Психологический практикум. Общая характеристика психологического исследования. Москва. Юнита 1. 2002.
[5] Психологический практикум. Общая характеристика психологического исследования. Москва. Юнита 1. 2002.