Содержание
Введение
Глава І Воздействие цвета на психику и деятельность человека как предмет исследования
1.1 Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов
1.2 Психология цвета
1.2.1 История возникновения психологии цвета
1.2.2 Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии
1.2.3Физиология цветовосприятия
Глава ІІ Практическое использование цветового тестирования по методу М. Люшера. Обработка и анализ полученных результатов
2.1 Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру
2.2 Характеристика цветов по М. Люшеру
2.3 Проведение цветового тестирования и обработка результатов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение [16,1]. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.
Цвет — это жизнь. Мир без красок представляется нам мертвым. Цвет — это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим «голубой город», и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение «у него золотое сердце» сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина — алые, птица у Метерлинка — синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха — серый, а кровь у аристократов — голубая [16, 1]. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы «окрашиваем» тем или иным цветом. Причем люди, в разных и странах, не сговариваясь, одни и те же явления «раскрашивают» одинаковыми красками.
Множество цветов по разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.
Психология цвета в рекламе 3
... товаром. Предмет исследования – цвет, как носитель определенной информации для потребителя. Объект исследования – влияние цвета на поведение потребителя. Структура ... . 32 5.Л.Н. Собчик «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера». Практикум по психодиагностике. 32 6. Мокшанцев Р.И., ред. ... его результаты, доказывающие, что около 60% успеха рекламы зависит от использованного в ней цвета. Основные ...
Тема: Влияние цвета на психику и деятельность человека.
Цель: Объяснить феномен цветовосприятия, особенности взаимодействия человеческого организма с цветом, влияние различных цветов на нервно-психические процессы человеческого организма, деятельность . Воздействие на эмоции и мышление. Действие цветов и различных оттенков на ощущения, восприятие окружающих предметов, его влияние на поведение, сознание и подсознание. Осветить возможности использования цвета в различных областях деятельности людей. Произвести диагностирование психического состояния личности с помощью цветового тестирования.
Задачи:
· Анализ литературных источников по данному вопросу.
· Изучить историю становления психологии цвета и используемые
методы определения психологического, физиологического влияния цвета на психику и деятельность человека.
· Провести исследование, основанное на использовании двух видов неполного цветового теста М. Люшера, проанализировать полученные результаты.
Актуальность:
Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи — сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосма. Древние индусы считали человека «светоносным» («теджаси»), подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.
Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние.
Не отрицая роли предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.
Знания, полученные в результате исследований многих поколений психологов, и сейчас широко используются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая тестированием при приёме на работу, контролем динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований; отбором кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий; проведения судебно-психологических экспертиз; анализа внутреннего состояния трудновоспитуемых подростков и (не)совершеннолетних преступников с целью направленной глубинной коррекции их поведения, исследования психического состояния при различных заболеваниях и их лечением. Использование способностей цвета, на сегодняшний день, актуально в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п. И всё же проблема влияния цвета на личность, её психику и деятельность остаётся малоизученной, что главным образом обуславливает ёё актуальность.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Объекты исследования: цвет, его характеристики, свойства и способности.
Предмет исследования: психика и деятельность человека под воздействием цвета.
Глава І Воздействие цвета на психику и деятельность человека
1.1 Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики.
Все характеристики цвета представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них — различные психические реакции.
Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета — тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый — холодные. Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Например, холодный синий — ультрамарин, теплый синий — кобальт.
Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.
Цветовой тон — качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.).
Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра — желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.
Насыщенность — степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый. Разные учёные рассматривали насыщенность по-своему: 1) как отличие цвета от серого, 2) как интенсивность цветового впечатления( с психологической стороны).
Но интенсивность цвета — это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета — это психологическое понятие.
Роль цвета в одежде
... желтые цвета, длинные волны – синие и фиолетовые цвета). Солнечный свет называется белым цветом. Его преломление сквозь призму дает множество цветных оттенков, которые располагаются в следующей последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий ...
Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Ахроматические цвета имеют только светлоту, а хроматические — и светлоту, и цвет.
Ахроматические цвета — это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют.
Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты).
При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей)
Составные : зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов.
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый.
От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие.
Контрастными считаются два цвета, между которыми, на цветовом круге, находятся три промежуточных цвета. Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.
Дополнительными являются два противоположные цвета на цветовом круге, объединение которых дает белый цвет. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Монохроматические цвета — это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.
Родственными являются любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. [23, 117 ]
Цвет — это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма.
Все цвета обладают способностью вызывать эмоции, эстетические переживания у людей, а также влиять на формирование пространства. Это объясняется психологическими особенностями восприятия цвета. Цвет может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскую, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги. Он способен создавать иллюзии, подменять действительное кажущимся.
Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях:
-в оттенке цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;
-в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий — голубым, синим и тёмно-синим;
-в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным — оранжевым цветом;
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
-в количественном отношении или в распространении цвета.
Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.
Горячие цвета
Полностью насыщенный красный цвет, самый глубокий и яркий из его оттенков, привлекают внимание и вызывают напряжение. По этой причине красный цвет так часто встречается в цветовой гамме вывесок и запрещающих дорожных знаков.
Возбуждающие цвета активные и агрессивные, напрягают и обостряют эмоции. Цветовые комбинации горячих цветов символизируют самые сильные человеческие чувства — любовь и ненависть.
Холодные цвета
Самым холодным цветом считается максимально насыщенный синий. Холодные тона, а именно: синий, сине-зеленый, зеленый — вызывают у человека ассоциации со снегом и льдом. Синий цвет создает ощущение покоя и неподвижности. Сине-зеленый — освежает, заряжает бодростью и энергией.
Теплые цвета
Это все оттенки, содержащие в себе красный или желтый цвет. Такие цвета, как красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый, охватывают значительную часть эмоционального спектра человека они дружелюбные, непринужденные и гостеприимные.
Спокойные цвета
Основой спокойных оттенков является синий цвет. Отличие их от холодных цветов состоит в добавлении желтого, в результате чего появляются желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый оттенки.
Бирюзовый и «травяной» зеленый часто встречаются в природе. Спокойные и умиротворенные, эти цвета не только позволяют нам ощутить внутренний покой, но и внушают чувство глубины.
Светлые цвета — тончайшие пастельные оттенки, результат примести белого к базовому цвету. Розовый, бледно-желтый, голубой, салатный, персиковый; сиреневый, как бы предлагают расслабиться, создают ощущение легкости и прозрачности, внушают покой и доверие.
Темные цвета
Темные цвета получаются в результате добавления черного цвета к базовому оттенку. Они сужают пространство, могут создать тягостное ощущение либо ощущение теплого интимного уюта, защищенности, покоя.
Бледные цвета
Бледные тона — это самые светлые пастельные оттенки. В своем составе они содержат от 65 % белого, ненасыщенны и создают романтичное настроение.
Яркие цвета
Насыщенный цвет называется ярким. Чистота ярких цветов обуславливается отсутствием в них примеси серого и черного. Яркие цвета жизнерадостны и привлекают внимание.
Выступающие — отступающие
Цвет имеет свойство создавать зрительные иллюзии: создавать ощущение приближения или отдаления окрашенной поверхности в зависимости от выбранного цвета.
Теплые тона — красные, оранжевые, желтые — обладают свойством приближать окрашенные поверхности. Теплые, насыщенные, интенсивные, броские, фактурные, тяжелые, плотные цветовые тона — кажутся выступающими среди других цветов. А холодные, светлые, малонасыщенные, мелкофактурные, легкие цветовые тона — отступающими.
Динамика формирования представлений о цвете как объекте интегративного изучения
... головного мозга есть четыре цветовых зоны, которые нейрофизиологически запрограммированы. Это зоны красного, желтого, зеленого и синего цветов, то есть любой человек с самого рождения способен ... точках будут находиться два цвета - основной и составной, они и называются противоположными или дополнительными цветами (Гете 1957). Волновая теория происхождения цвета явилась основой для непрекращающихся ...
Одна из главных особенностей цвета — активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных.
1.2 Психология цвета
1.2.1 История возникновения психологии цвета
Возникновение цветовой символики и использование цвета началось ещё в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Знания древних о цвете сейчас, во многом, утеряны. С момента своего возникновения использование цвета самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
Уже в эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в своих трудах. Эмпедокл, например, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле — желтый; огню — красный; воздуху — белый. Аристотель, желая установить «истинный» цвет стихий использовал экспериментальный метод. По Аристотелю, «основных» цветов три. Белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый — цвет огня, а черный — цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии «земля» к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.
После античной эпохи во времена средневековья цвет снова вернул себе позицию, символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.
В эпоху Возрождения возникают первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. Ломаццо считал, что белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному — меланхолический, красному — сангвинический, а желтому — холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные — с весельем и радостью. Как и Бернардино Телезио — итальянский учёный и философ, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «теплым» — черный.
Следующим шагом в разрушении символики цвета стали достижения физической оптики XVII века в лице И. Ньютона, которые привели к тому, что в эпоху Просвещения цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания.
Постепенно цвет начинает становиться символом человеческих чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.
В XVIII веке возникает наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета, — физиологическая оптика. Ж. Бюффон вводит понятие «субъективных цветов», т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко.
Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета
... цвета человеком, а также возможность применения изученных взаимосвязей между цветом и психикой в диагностике. ассоциативное культуральное восприятие цвет 1. Ассоциативное и культуральное восприятие цвета 1.1 Цветовой ... Учение о цвете Й.В. Гете 1.1.9 Двадцатый век 1.2 Ассоциативное восприятие цвета 2. Психологическое восприятие цвета 2.1 Диагностика. Тест Люшера 2.2 Диагностика. Цветовой тест ...
XVIII можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете — психологии цвета,- области знаний, для которой вопросы- «нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает» могут считаться основными. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.
Возникновение психологии цвета связано с именами многих ученых, в том или ином аспекте занимавшихся изучением взаимодействия цвета и психики.
Основоположником психологии цвета является великий поэт Германии Й.В. Гете, создавший обширный труд «Учение о цвете», актуальный и в наше время. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов». Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит прим. автора) оказывает известное воздействие… на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления… должны действовать специфически и… вызывать специфические состояния», а «отдельные цвета вызывать особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.
Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики, Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов, затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.
Несмотря на то, что чувственно-наглядный метод Гете был воспринят современниками «в штыки», позже, на его наблюдения и выводы о взаимосвязи цвета и психики ссылались многие выдающиеся ученые.
Значимый вклад в развитие психологии цвета как науки внесли: В. Шеллинг, «Философия искусства» и А. Шопенгауэр «О зрении и цветах», В. Кандинский «Язык красок», Дидро «Мои незначительные мысли о цвете».
Исследования по выявлению воздействия цвета на личность проводили такие ученые как: А.Н.Леонтьев, С.В. Кравков, А.Ф. Лосев, Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов, R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), А.Е. Ольшанникова, В.В. Семенов и Л.М. Смирнов (1976), Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973), А.М. Эткинд (1985), И.А. Скотт, Л.Н. Миронова (1984); И.В. Андрианов и Г.И. Демидов (1991), Л.М. Веккер (1981).
Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека
... творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований; Арт-терапия является средством ... исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр, ритуалы и многое другое. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ...
Л. Н.Собчик.
На основе исследований, практическим образом доказывающих объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения и восприятие, поведение, эмоции и мышление, сознание и подсознание, были созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.
Особого же внимания требует научно-исследовательская деятельность Макса Люшера — швейцарского психолога, разработавшего в конце 1940-х годов основы функциональной психологии цветовосприятия и создавшего на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.
На сегодняшний день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.
1.2.2 Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии
Понятие «цвет» имеет 2 смысла: может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет).
Таким образом, цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм).
Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической, и психологией цветового восприятия. В данной курсовой работе мы будем рассматривать цвет как психологическое ощущение.
С точки зрения психологии цвета, цвет представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, системой независимой от предметной, такой, которая способна осуществлять комплексное изменение функционального состояния индивида, минуя сознание, а также — точно сигнализировать об этом изменении. Цвет способен закономерно выражать личностно-смысловое отношение субъекта к значимому другому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета модифицировать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект. Наше состояние осознается как отношение и символизируется в этом цвете. Цвет является психоидным, или квазипсихическим феноменом в окружающей человека действительности.
Восприятие цвета человеком 2
... Рис. 1. Схема возникновения цветового ощущения Существуют также другие факторывосприятия цвета человеком, которые обычно напрасно не принимаются в расчет, аименно: возраст, социальное положение, настроение, состояние здоровья, времягода и ...
Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. Этим самым признается определенная двойственность цветов. Во-первых, они существуют и как представления, и как перцептивные образы, сохраняя, тем не менее, свою психологическую эффективность. Во-вторых, этим признается, что во внешнем по отношению к человеку мире то, что субъективно переживается как эмоция, существует в форме цветов. Или что, то же самое, в форме колорита человеку дано видеть эмоции.
Цвет в сочетании с направленным музыкальным воздействием может приводить к исцелению от болезней. Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах. Цвет позволяет за считанные минуты по характеру предпочтения «вычислить» то интимно-внутреннее, о котором порой не догадывается и сам человек.
Цвет жизненно необходим всякому, он глубочайшим образом включен в культурные традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека. Это было известно издревле. День сегодняшний требует перевода веками накопленных знаний на язык современной науки. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен психическим процессам, цвет близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах.
1.2.3 Физиология цветовосприятия
Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении рецепторов глазной сетчатки человека. Однако зрительный анализатор — это не единственный канал, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.
Известный российский психолог А.Н.Леонтьев разработал методику развития у людей высокой чувствительности к цвету. В эксперименте ему удалось выработать у группы испытуемых условный рефлекс на восприятие цветовых потоков, которое осуществлялось с помощью ладони. Цветной луч падал на ладонь, а специальные приборы регистрировали наличие той или иной специфической реакции, причем ее характер точно соответствовал спектральному составу падающего на ладонь луча. Более того, испытуемые Леонтьева научились различать цвета ладонью, при полном исключении возможности увидеть цветовой поток с помощью глаз.
Аналогичные эксперименты проводились в 70-е годы в Чехословакии. Испытуемый, обвешанный датчиками, связанными с многочисленными регистрирующими устройствами, обнаженным заходил в «цветную комнату». Предметы в комнате были выкрашены в один определенный тон, и приборы регистрировали совершенно определенную реакцию человека на воспринимаемый всей поверхностью кожи цвет. По показаниям приборов можно было легко различить, в какую именно комнату — синюю или красную, желтую или зеленую — зашел испытуемый. Сами испытуемые со временем научались по каким-то еле уловимым признакам и одним лишь им ведомым критериям различать цвета, в поле действия которых они попадали. Самым удивительным в этом эксперименте оказалось получение достоверных значимых результатов при полном отсутствии освещения в «цветных комнатах». Люди заходили в темное помещение, в котором и глаз бы не различил превалирующий цветовой тон. Тем не менее, организм четко реагировал на «поставленную задачу» — происходило ясное определение характера цвета, в пространстве которого оказался человек. Кроме того, стало известным, что свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов — СНС и ПНС.
Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — проф. С.В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова, проводимые в 1935—1951 гг. показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение. Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС.
Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой.
Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов. Так синий, и в какой то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС в черном. После активного, напряженного, насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (черный), когда человек может расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем достаточно долго.
И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.
Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту (Л.А. Китаев-Смык, 1977).
Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту, при этом, как отмечает Китаев-Смык, испытуемые испытывали субъективное ощущение «удара в живот». И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета несколько снижала тошноту при кинетозе.
Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия в регуляции деятельности ВНС, приводятся также и в работах других исследователей.
Из выше изложенного можно сделать вывод о бесспорном воздействии цвета на деятельность Центральной нервной системы. Для ЦНС, цвет является, информацией об окружающем мире. Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и сложные формы обработки информации. Специфические поражения Центральной нервной системы могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью. Таким образом, воздействие цвета на Центральную нервную систему, с одной стороны, опосредовано деятельностью ее цветового анализатора, (специфический информационный канал), а с другой — ВНС (неспецифический энергетический канал).
Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки, у детей отмечались даже задержки интеллектуального развития.
Энергетическая сторона цветового воздействия на Центральную нервную систему изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.
Глава ІІ Практическое использование цветового тестирования по методу М. Люшера. Обработка и анализ полученных результатов
2.1 Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру
На неосознаваемом уровне цвет есть символ своего воздействия на человека. Эти феномены зафиксированы как в устойчивых речевых оборотах («радужное настроение», «мрачное настроение», «розовые очки», «тоска зеленая», «синий понедельник», «черный глаз», «красна девица», «светлый образ» и т.п.) так и в многочисленных экспериментальных фактах. Так как эти символические значения не могли появиться на основе договорённости между людьми всей планеты Земля, можно прийти к выводу, что фундаментом процесса «осмысления» и «означивания» цвета является глубинная связь, существующая между особенностями тех или иных световых вибраций и неосознаваемой психической динамикой. Объяснения, чему и предложил М. Люшер — швейцарский психолог, разработчик цветового теста .
Цветотест — это научный метод, позволяющий опытному специалисту непосредственно исследовать тайны глубинной психики.[21, 704]
Исходной точкой построения цветопсихологической диагностической системы явилась интуитивно созданная концепция связи основных цветов с определенными настроениями и специфическим характером отношений человека с окружением. Истоки интуиций М.Люшера могут быть связаны с теоретическими изысканиями великих абстракционистов ХХ века — Кандинского, Малевича и Мондриана. Родились эти представления в результате внимательного изучения опыта, накопленного в сфере искусства, науки и религии за долгие века развития культурных традиций. Глубокое осмысление всех этих данных, тончайшая интуиция и высокий художественный вкус, а также уникальная способность создателя цветотеста к рефлексии собственных реакций на цвет привели М.Люшера к выявлению закономерных связей между цветами и настроениями. Окончательно же цветотест был разработан на основе масштабных статистических исследований, позволивших выявить объективный характер психологических значений различных цветов и опубликован М. Люшером в 1948г.
В основе этого теста лежит выявление предпочтения, то есть выбор цветовой последовательности как отражение спектра соответствующих эмоциональных состояний. Исследование предпочтений — замечательный диагностический метод, позволяющий грамотно и обоснованно выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия.
Само по себе психологическое содержание цвета является лишь исходным пунктом анализа психической динамики субъекта. Очень важно связать всевозможные сочетания основных и составных цветов между собой связать их с объективными знаниями о человеке, и с пониманием его внутренних переживаний и интимно-личностных реагирований. Цветовой Тест Люшера является широко известным в практике психодиагностики, относится к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.
В отечественных исследованиях И. М. Дашковым и Е. А. Устиновичем в 1980-х годах изучалась валидность цветового теста Люшера, Н. К. Плишко исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием [10,126-134]. Предпринималась попытка разработки на основе данного теста методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980).
По мнению Н. Н. Пуховского (1995), тест «запускает» нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.
Благодаря исследованиям, проводимым Бекером в 1953году, было определено, что способность различать цвета, узнавать их, обозначать и испытывать их эстетическое воздействие — это функции коры головного мозга. Проверку действительности теста Люшера при дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте Люшера не играет никакой роли, то есть,- частичную слепоту к цвету можно не принимать во внимание. Так, результаты теста М.Люшера позволяют сделать выводы о тех сторонах жизни человека, которые, казалось бы, никоим образом не связаны с характером цветовосприятия и эмоционального отношения к тем или иным формам.
Сам материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов и 25 различных красок, среди которых следует выбрать 43 различных цвета. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой).
Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного.
Результаты тестирования вскрывают осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений.
Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта. Тест представляет собой «систему раннего предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного тракта и при других соматических заболеваниях.
Поражает явное несоответствие между предельной простотой методики и колоссальной сложностью информации о процессах, протекающих в бессознательном тестируемого. Простотой эта методика обязана принципу ранжирования. В зависимости от степени предпочтения цвета отмечаются соответствующими характеризующими знаками: сильное предпочтение цвета знак плюс; симпатия к цвету — знак умножения; безразличие к цвету — знак равенства; неприятие цвета — знак минус.
Наиболее приятный цвет обозначает «обращение к чему-либо», показывает избираемый человеком «тактический метод» и средства, на которые он полагается или которыми он пользуется для достижения своей цели.
Цвет, занявший второе место, показывает истинную цель.
Цвета со знаком «*» показывают состояние, в котором мы себя ощущаем, или собственную диспозицию.
Цвета в разрядах знака «=» определяют собой свойства, которые в настоящий момент для данного тестируемого прекратили свое действие и сейчас более не действуют. «Индифферентный» цвет — это свойство, не используемое актуально, которое, не являясь в данный момент подходящим, «приостановлено» в своем действии, но которое может быть возобновлено.
Седьмой и восьмой цвет отмечаются знаком «-» и означают «противонаправленность». Цвета, которые избирающий отвергает как несимпатичные, представляют собой ту самую потребность, которая тормозится целесообразным преимуществом.
В зависимости от характера субъективного предпочтения, в соответствии со специально разработанными таблицами интерпретаций психодиагностики может реально судить о структурной динамике психических процессов. В основе теста лежат фундаментальные закономерности связи между разнокачественными цветоэнергиями и определенными психическими процессами, состояниями и явлениями.
Порой человек, сам того не подозревая, «свидетельствует» о тех или иных склонностях, тенденциях и скрытых мотивах собственного поведения, просто совершая выбор и предпочитая один из нескольких стимулов. Человек всегда что-то выбирает, выбор совершается как бы сам собой, но говорит о многом. При правильном же подходе к анализу предпочтений можно получить фантастические объемы информации о структуре, динамике и развитии состояний бессознательного как на физиологическом и психодинамическом, так и на культуральном и социально-конвенциональном уровне.
Проблема индивидуального предпочтения — это проблема «потребности изнутри». Неосознаваемая потребность первоначально складывается на некоем биопсихическом уровне, отражаясь в особенностях восприятия и фиксируясь в различиях эмоциональных реакциях на тот или иной стимул. А.Кемпински разработал психодинамическую модель «информационно-энергетического обмена», структура которого весьма устойчива и точно соответствует наблюдаемым внешним поступкам и высказываемым суждениям индивидуума. Методики, основанные на ранжировании стимулов и позволяющие определить структуру неосознаваемых предпочтений, предоставляют исследователю доступ к глубинным пластам этого самого «информационно-энергетического метаболизма». Что бы ни случилось с организмом, чего бы ни захотел субъект, куда бы ни направилась его фантазия — все это немедленно отражается на структуре индивидуальных предпочтений. Опытный диагност, который может проанализировать связь между характером предпочтения и интересующими его настроениями и состояниями, получает исчерпывающую информацию о скрытом от самого исследуемого психическом материале.
Феномен предпочтения указывает на специфику и количественные характеристики недостающих энергий и субстанций. Всякое предпочтение может быть проинтерпретировано как указание на вектор активности, на тенденции изменения состояния организма и психики в определенном направлении. Всякое отвержение указывает либо на избыток отвергаемых элементов в информационно-энергетическом обмене, либо на невозможность их восприятия из окружающей среды. Таким образом, цветотест Люшера оказывается энергетически достоверным, что и подтверждается всем многодесятилетним опытом его использования.
Всякое желание, стремление и хотение основывается на тяготении к редукции напряжения. Организм либо отталкивается от чего-то, либо привлекается к чему-либо. Полярность цветов соответствует полярности стремлений, которые лежат в основе толкования различных цветопар, имеющих определенный ранг в субтестах диагностической методики Люшера. Желание рассматривается как фактор действия, стремление определяется как попытка энерго-информационной системы организма-психики изменить свое состояние. Тест более чем прямо указывает на то, чего хочется человеку, а чего — нет. Цветопредпочтение (как и вкусопредпочтение, и формопредпочтение, и ритмопредпочтение, и позопредпочтение, и ароматопредпочтение) является интегральной характеристикой энерго-информационного состояния живой системы. Изучение характера предпочтений позволяет не только диагностировать режим функционирования живого организма, но и предоставляет возможность настроиться в унисон с идущими в нем процессами, «присоединиться» к ритмам и векторам энергосдвигов и направленно изменить их.
Возможности влияния практически неисчерпаемы. Можно предлагать отвергаемые цвета в гомеопатических дозах, особенно если речь идет о неприятии основных цветов. Можно обильно «накачивать» через всю поверхность кожи и глаза предпочитаемые цвета. Можно сочетать различные цветовые воздействия с соответствующими им музыкальными, ароматическими и многими другими воздействиями. В конце концов, влияние может быть комплексным и проходить при постоянном мониторинге изменяющегося состояния организма и психики.
Цвет может гармонизировать человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, цветом можно привести субъекта в угнетенное состояние. С другой стороны, психоаналитическая работа, приводящая к осознаванию истинных причин скрытой тревожности, приводит к спонтанному изменению характера цветопредпочтения и переструктурированию всего рангового ряда цветов. Есть влияния аллопатические, необходимые для ликвидации гиперзащиты организма и полезные при острых нарушениях информационно-энергетического обмена. Существуют влияния гомеопатические, усиливающие вектор защитных реакций и эффективные при хронических нарушениях жизнедеятельности и настроения.
Исследование предпочтений — замечательный диагностический метод, позволяющий грамотно и обоснованно выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия. Влияние это, вне зависимости от глубины нарушений, поступает непосредственно в мозг, проникает во все физиологические структуры, протекает прямо к органам через активные рецепторные зоны радужки глаза. Организм немедленно отзывается на целебный цветовой поток. Но для того, чтобы он был законен, приятен и полезен, его необходимо организовывать с данными цветотеста. Это и есть истинно психосоматический подход, позволяющий с помощью единой тестовой методики избрать единый фактор влияния, равно эффективный и в исправлений телесной жизнедеятельности, и в коррекции психических состояний.
Метод Люшера пользуется популярностью среди психологов и сегодня, так как является самым коротким среди психодиагностических методик, достаточно прост в использовании, необычен и привлекателен для испытуемых, может давать интересную и неожиданную информацию об эмоциональных переживаниях, достаточно объективен в отличие от анкетных методов.
Вместе с тем, критики данного направления в психодиагностике, не отрицая большинства эмпирических фактов цветовой психологии, не считают достаточно обоснованными теоретические посылки этого метода. Именно цветовой тест Люшера (ЦТЛ), в этом отношении, вызвал наибольшую критику среди всех существующих цветодиагностик. К сожалению, концепция надежности методики, предназначенной для диагностики состояния человека, в отличие от устойчивых индивидуальных свойств, пока еще в должной мере не разработана. Но, при этом, существует большое количество исследований, косвенно подтверждающих валидность, как отдельных ее показателей, таких, например, как показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы, вегетативный коэффициент и т.п., так иметодики в целом.
2.2 Характеристика цветов по М. Люшеру
Физиологам давно известно, что каждый определенный цвет вызывает у любого человека, у любого культурного слоя не только то же самое восприятие, но и точно такое же впечатление, независимо от настроения субъекта. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий успокаивает и затормаживает. В этом заключена объективная общезначимость психологии цвета. Индивидуально различной является, однако, личная симпатия, равнодушие или антипатия человека по отношению к какому-нибудь цвету.
Люшер, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания).
Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему.
Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы. Качественное своеобразие цвета очень тонко и четко дифференцировано. Любой чистый цвет в своем воздействии существенно отличается от «соседствующих» с ним на шкале спектра оттенков. Именно детальный анализ накопленных человечеством опытных данных позволили М.Люшеру точнейшим образом охарактеризовать каждый из основных цветов и на основании этих исходных характеристик сформулировать значения многочисленных оттенков и тонов. Предположения Люшера о характере действия этих цветов на психику в дальнейшем были подтверждены работами сотен учёных, исследователей цветопредпочтений, изучавших цветовосприятие в самых различных условиях и ситуациях.
Краткая интерпретация значений восьми цветов:
Серый (0).
Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности).
На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.
Синий (1) Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному).
Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает разрывание пут или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана).
Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.
Зеленый (2) По Люшеру — это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение». Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й).
Компенсация за счет +4 («бегство к свободе») представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.
Красный (3) Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это — воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, сила воли Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.
Желтый (4).
Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 -поиск приключений, активация сексуальности Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3, 4 и 5.
Фиолетовый (5).
Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-й и 2-й позициях.
Коричневый (6).
Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места. Черный (7-й) это -«нет» в противоположность -«да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.
3.3 Проведение цветового тестирования и обработка результатов
Нами было проведено тестирование экипажа корабля Морской охраны «Измаил» в составе семи человек с помощью электронного и письменного теста Люшера. Данные двух видов тестирования сведены в сравнительную таблицу. С целью уменьшения объема данной курсовой работы, было решено предоставить результаты исследования по одному из тестируемых.
Сравнительная таблица результатов цветовых предпочтений прохождения неполного восьмицветного теста М. Люшера
н/п |
Электронный тест (Результаты по выбоpу 8 цветов) |
Письменный тест от «+» к «-» |
Письменный тест от «-» к «+» |
|
1 |
4 2 0 1 6 7 5 3 |
1 3 (2 5) 4 0 7 6 |
1 3 (5 2) 4 0 7 6 |
|
2 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
3 (1 7) 2 5 6 4 0 |
3 (7 1) 2 5 6 4 0 |
|
3 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
5 2 1 4 3 0 6 7 |
5 2 1 4 3 0 6 7 |
|
4 |
2 1 0 5 4 6 3 7 |
1 3 (2 7) 4 5 6 0 |
1 3(7 2) 4 5 6 0 |
|
5 |
4 3 2 5 1 0 6 7 |
4 2 (5 3) 6 1 0 7 |
4 2 (3 5) 6 1 0 7 |
|
6 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
1 (2 4) 5 7 (0 3) 6 |
1 (4 2) 5 7 (0 3) 6 |
|
7 |
4 5 3 2 0 6 1 7 |
(3 4) (5 2) 1 0 6 7 |
(4 3) (2 5) 1 0 6 7 |
|
Интерпретация данных натурального тестирования:
Выбор в области основных цветов обычно связывают с тенденциями осознаваемыми, кроме этого полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения. Выбор синего цвета показывает, что тестируемый стремится к устойчивому эмоциональному состоянию и избирателен в контактах. Прежде, чем принять какое-то решение, старается обдумать варианты. Испытуемый желает, чтобы активизация его привычного образ жизни(+3) не влияла на установление необходимого ему эмоционального состояния. Старается всю деятельность направить на успех и самореализацию, на что указывает выбор красного в качестве второго наиболее предпочитаемого цвета- цель испытуемого. Стремится установить с окружающими такие связи, которые полны любви, гармонии, преданности и доверия. (1+3+).
Согласно мнению Люшера, через цвета, выбираемые как «симпатичные», личность выражает своё состояние. У Люшера зелёный цвет означает потребность производить впечатление, сохранять свою позицию, т.е. возможно, тестируемый пытается улучшить представление о себе в глазах других людей, хочет чтобы они относились к его желаниям и потребностям благожелательно и проявили бы уступчивость (5*2*).
Фиолетовый же незначим в позициях с 3-й по 7-ю.
Хочет чувствовать себя «эмоционально-вовлеченным», верит в то, что его надежды и замыслы реальны (=4), в отношениях с близкими людьми требователен и привередлив, но, при этом, хочет избежать конфликтов и волнений, 6-я позиция серого цвета является среднестатистической (4=0=).
Отрицание коричневого может означать напряжение, вызванное недостатком внимания к потребностям организма, неудовлетворенную потребность в общении с людьми, из-за желания быть исключительным(-7) находится в изоляции, состоянии стресса, вызванного ограничениями или запретами (-7-6).Хочет действовать в соответствии с собственными убеждениями. Стремится развивать свои способности, проявлять себя как личность и выделяться благодаря собственным успехам.
Полный Цветовой Тест Люшера
Результаты по выбоpу 8 цветов { 4 2 0 1 6 7 5 3 }
По устpемлению: [Ключ: 6|+4+2]
Хочет «показать себя» и завоевать признание. Стремится ликвидировать разрыв, который, как ему кажется, отделяет его от других.
По состоянию: Относительно пассивен и находится в статичном состоянии.
По индифеpентности:
Обстоятельства вынуждают его идти на компромиссы и временно отказатьсяот некоторых удовольствий.
По сознательно затоpможенной потpебности:
[Ключ: 9|-5-3] стресс, вызванный неудачами в попытках добиться понимания и безопасности.
Возможно серьезное истощение нервной энергии и нарушение сердечной деятельности. Страдает от своего явного бессилия в достижении поставленных перед собой целей.
Актуальная пpоблема:
[Ключ: 10|+4-3]
Возбужденность, раздражительность, ощущает, что он бессилен что-либо сделать здесь собственными силами, отчаянно надеется, что интуитивно найдет выход из сложившейся ситуации.
Оценка своего «я», твеpдость воли
[Ключ: 13|G0132]
Старается утвердиться, не поддаваясь нецелесообразным потребностям и не идя даже на выгодные компромиссы. Однако приспосабливаться умеет.
Ожидание, отношение к окpужению
[Ключ: 13|Y0312] Чувствует, что попал в ситуацию непонимания, которое воспринимается как оскорбление, поэтому держится от других на расстоянии и, напряженно следя за их отношением к себе, защищается от критики.
Общая эмоциональная стpуктуpа
[Ключ: 14|+1+2]
Стремится к безопасности, релаксации, идиллической гармонии. Однако из-за своеволия не может приспосабливаться. Чрезмерно чувствителен кпомехам и сопротивлению.
Психопатологически: депрессивное состояние, чувство неуверенности, слабости, бессилия, страх перед отказом.
[Ключ: 14|+2-3]
Твердолобое стремление к самоутверждению.
С повышенной раздраженностью реагирует на помехи и сопротивление, которое препятствует осуществлению его собственных намерений.
Психопатологически: функциональная перегрузка, истощение.
Психогенные мотивы:неудовлетворенное притязание на направленную на себя активность окружения, напряжение.
Выводы: Сравнивая результаты полученные при двух видах тестирования, обнаружились неточности и полярности в психологическом состоянии обследуемой личности. Чтобы выявить причину этого явления в нашем исследовании, мы решили выделить положительные и отрицательные стороны каждой из версий цветового теста Люшера.
Так как для нас ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого, при этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом, важно, чтобы тестируемый чувствовал себя комфортно и свободно. С этой целью, психолог, проводящий тест, должен предварительно ознакомиться с информацией об обследуемой личностью и установить положительный личностно-эмоциональный контакт в процессе работы. Тестируемому следует объяснить что:
1. Он не имеет права представлять себе, например, более светлый, более «красивый» цвет.
2. Каждый цвет должен выбираться отдельно, нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.
3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, не принимая во внимание мнения других людей, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен.
4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят «для чего-то». Следует также подчеркнуть тестируемому, что важен именно его индивидуальный выбор, личное мнение и не существует правильного решения. Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения можно подтолкнуть к выбору специальными вопросами типа: «Для Вас все цвета одинаково хороши?», «Вы конечно же можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего?», при этом его не следует торопить его с ответом или помогать наводящими вопросами.
Общение должно способствовать доверительному отношению тестируемого к проводящему тест, иначе пояснение результатов окажется усложненным и не будет соответствовать действительности. Кроме этого, цветовые карточки, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца.
Многое, из перечисленного выше, является невозможным при выполнении тестирования с помощью электронной версии, причиной чего является отсутствие и невозможность личностного контакта программного обеспечения с тестируемым, искажение цвета используемыми техническими средствами. Также, техника не может учитывать личностные особенности данной личности, жизненную ситуацию, в которой человек находится, а значит не может связать всевозможные сочетания цветов с объективными знаниями о человеке, с пониманием его внутренних переживаний и интимно-личностных реагирований, что очень важно.
В ходе практического исследования нами был сделан вывод о том, что использовать компьютерные программы для проведения теста Люшера можно. Но при этом необходимо помнить о том, что даже при использовании самых современных мониторов и видеоадаптеров, цвета, которые они отображают, существенно отличаются от цветовых карт, используемых Люшером. Кроме того, разные мониторы настроены неодинаково. В зависимости от установок яркости, контрастности и других характеристик мониторов одни и те же цвета воспринимаются неодинаково. Поэтому при использовании компьютерных программ, реализующих тест Люшера, невозможно обеспечить воспроизводимость полученных результатов на разных компьютерах. Результаты такого тестирования должны быть тщательно проработаны опытным психологом, ввиду указанных недостатков электронного тестирования.
цветовосприятие цвет психика
Заключение
Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Вследствие этого, за долгую историю развития человеческой цивилизации были накоплены знания о цвете, которые на данном этапе истории составляют науку- психология цвета. Многими учёными и исследователями уже практическим образом доказано объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения, восприятие, поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. На основе этих исследований созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.
В нашей работе мы обратились к самому популярному из данных методик, к Цветовому Тесту М. Люшера. Как самостоятельный метод цветодиагностики ЦТЛ имеет, к сожалению, не достаточно разработанную теоретическую часть, но на эффективность его использования, для диагностики психических процессов, при этом, указывают большое количество исследований, проведённых с целью выявления цветового воздействия на личность. На данный момент ЦТЛ используют как в сочетании с другими методиками, так и как самостоятельный метод. Кроме того, разработка М. Люшера может послужить хорошей основой для создания других психодиагностических методик в будущем.
Список использованной литературы
1. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 369 — 451.
2. Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика; Изд: Речь 2005.
3. Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера) // Проблемы моделирования.
4. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.
5. Виктор Драгунский: Живая энергия цвета,1995 .
6. Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. 65 с.
7. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. 175 с.
8. Люшер М. Магия цвета, Харьков: АО «Сфера», 1996. 431 с.
9. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж: НПО «Модэк», 1993. 159 с.
10. Плишко Н.К. Особенности сенсомотрных реакций при изменении эмоционального состояния. //Диагностика психического состояния в норме и патологии. Л., 1980. С. 126-134.
11. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964 .С. 43.
12. Люцик В.Л. К вопросу о валидности теста Люшера.
13. Тимофеев В. И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. Издание 3-е, исправленное. Санкт-Петербург: Иматон, 1995. 29 с.
14. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек — цвет — пространство. М.: Стройиздат, 1973. 120 с.
15. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод. Руководство. М., 1990. 75 с.
16. Номер журнала BEST OF THE BEST 2008- http://www.myhouse.ru/s.php/673.htm Выпуск «Исцеление цветом: Хромотерапия» рассылки «Натуральное лечение» от 08 июня 2007 года
17. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.: Харвест; Минск; 1998.
18. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, 1999. — 448 с.
19. ЦВЕТО-СОЦИОМЕТРИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: Учебно-методическое пособие / Автор: П.В. Яньшин. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. — 85 с.
20. Демидов В.Е. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 138с.
21. Зинченко В., Мещеряков Б. — Большой психологический словарь .
22. П.В.Яньшин. Психология и психосемантика цвета. Самара, 1996. 218с.
23. Йоханнес Иттен. Основы цвета. М.: Знание,1975. С.138.
Размещено на