9
1. Введение в социальную психологию
1. Социальная психология делится на
педагогическая социальная психология
психологическая социальная психология
социологическая социальная психология
историческая социальная психология
2. Предмет социальной психологии определён как
изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений.
изучение механизмов и закономерностей развития психики.
изучение человека как объекта взаимодействия с другими людьми.
3. Социальная психология в своем развитии прошла 3 этапа, среди которых
идеалистический
эмпирический
накопительский
4. Социальной психологией занимались такие ученые, как
Теплов
Леонгард
Андреева
5. Социальная психология изучает
закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы
механизмы и закономерности развития психики
принципы развития психологии отношений
6. В истории социальной психологии выделяются периоды
становление практических идей (40-50 –е годы 20 в.)
накопление знаний (6 в.до н.э. – середина 19 в.)
клинический (начало 19 в.)
7. Труды посвященные социальной психологии личности подготовлены:
Ядовым В.А.
Волковым И.П.
Уманским Л.И.
8. Социальная психология это
отрасль психологии, изучающая механизмы и закономерности развития психики
отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы
наука изучающая психологические характеристики групп и отдельных людей, для постановки прогноза развития
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... и закономер-ей освоения обучающимся социального опыта. Социальная психология– это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные ... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное ...
междисциплинарное направление в психологии, изучающее социологию и психологию построения межличностных отношений и отношений в группе
9. Ученый, который привнес большой вклад в изучение социальной психологии
Леонтьев А.Н.
Лурия А.Р.
Андреева Г.М.
10. В процессе становления предмета социальной психологии как науки выделяются периоды
накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (6 в.до н.э.- середина 19 в.)
период накопления теоретических знаний в сфере социологии и психологии (7 в.до н.э. – 19 в.)
период оформления социальной психологии в самостоятельную область (кон. 17 в)
11. Социальная психология состоит из двух частей
социологическая теория
социально-психологическая теория
прикладная социальная психология
практическая социальная психология
12. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем:
объясняет механизмы социализации личности
раскрывает механизмы развития психики
раскрывает типологические особенности человека
13. Источниками возникновения социальной психологии являются
теория психологии народов (развивалась в Германии)
теория личности (развивалась в США)
теория этносов (развивалась в Италии, Франции)
14. Методами социальной психологии являются
Психодиагностика
Социально-психологический эксперимент
Близнецовый метод
15. К группе психокоррекционных методов социальной психологии относятся
психодрама
метод беседа
тестирование
социометрия
16. В структуру современной социальной психологии входят следующие разделы и их характеристики (установите соответствие)
социальная психология личности |
изучение проблем социализации личности, социально-психологической регуляции её поведения |
психология межличностного взаимодействия |
изучение структуры и функции общение, проблемы межличностного познания, динамики развития межличностных отношений |
психология малых групп |
изучение процессов групповой динамики, социально-психологических проблем референтности, лидерства, сплоченности |
психология межгруппового взаимодействия |
изучение процессов межгрупповой дифференциации и интеграции, факторов детерминации |
17. Отрасль, не относящаяся к социальной психологии
психология управления
политическая психология
этническая психология
психология личности
18. Метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений
наблюдение
анализ документнов
опрос
эксперимент
19. Краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание.
тесты
опросники
интервью
эксперимент
20. В каких случаях используются шкалы установок
для изучения общественного мнения
для изучения личностных качеств
для изучения типа взаимодействия лидера и коллектива
2. Психология общения и взаимодействия
21. В структуру общения входят следующие стороны (укажите верный вариант)
кульминация
коммуникация
активация
социальная
22. Полноценное общение не может осуществляться
речевым путем
жестами, мимикой
с помощью посредника
23. Общение — это
получение информации путем вербальной коммуникации
получение информации непосредственным путем
процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств
24. Коммуникативно-информационный компонент общения означает
взаимодействие
передачу и прием сообщений
понимание информации
25. Виды общения
разновозрастное
деловое
социально-политическое
26. Форма, не относящаяся знаковым системам
телефонный звонок
письмо
походка
получение информации
27. К невербальным средствам общения не относятся:
выражение глаз
письмо
танец
жесты
28. Проблема общения человека (замкнутость, агрессивность, конфликтность и др.) решается прикладной социальной психологией с помощью:
тренинга общения
индивидуальной консультации
психотерапии
29. Первоначально развивается следующий тип речи
монологическая
письменная
диалогическая
30. Конфликт это
неправильное взаимодействие
столкновение сторон, мнений сил
инцидент
31. Эффективным средством вербальной коммуникации является
большая насыщенность информации
четкость речи и формулировок
опрятный внешний вид
симпатия к собеседнику
32. Общение это
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми
процесс взаимодействия с помощью жестов, мимики, пантомимики, слов
процесс обмена информацией между людьми или группами
все ответы верны
33. Невербальное общение это
общения с помощью слов, языка
общение по телефону
общение с помощью жестов
все ответы верны
34. Основными нормативами и принципами организации диалога являются
личностная закрытость
эмоциональная раскрытость партнеров
психологическая настороженность, не доверие
35. Коммуникативной формой общения не является
диалог
монолог
«ответный» ход
36. Стороной общения является:
социальная
эмоциональная
перцептивная
37. Сторона общения, которая представляет собой построение общей стратегии взаимодействия.
перцептивная
коммуникативная
интерактивная
эмотивная
38. Механизмом взаимопонимания в общении является
этноцентризм
рефлексия
интроспекция
39. Укажите показатели внешней стороны общения
инициативность общения
впечатление от общения
мнение о партнере по общению
40. К видам социальной дистанции (пространства), выделенным в социальной психологии, не относится
интимная
личная
социальная
близкая
41. В социальной психологии выделяются следующие механизмы взаимопонимания
идентификация
гиперболизация
агглютинация
психологизация
42. Ясное, четкое произношение звуков, облегчающее процесс проникновения в содержание
дикция
темп речи
стиль общения
интонация
43. Получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения
рефлексия
обратная связь
социализация
44. Установите тип взаимодействия, по следующей характеристике: « оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности»
сотрудничество
противоборство
дружба
симпатия
45. Установите тип взаимодействия, по следующей характеристике: «оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу»
однонаправленное содействие
компромисс
контрастное взаимодействие
соперничество
46. Направление (подход) в изучении общения направленное на изучение обращений, изменения сообщений, различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки
информационное
интеракциональное
реляционное
47. Данный подход в изучении общения интересует многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств, в различных социальных контекстах
информационный
интеракциональный
реляционный
инновационный
48. Роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека – это
функции общения
стороны общения
виды общения
структура общения
49. Смысл данной функции общения заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами
информационно-коммуникативная
регуляционно-коммуникативная
коммуникционная
аффективная
50. Мысленный процесс уподобления себя другому человеку, с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека — это
эмпатия
рефлексия
идентификация
понимание
51. Процесс формирования привлекательности какого –то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений
аттракция
рефлексия
идентификация
понимание
52. Если собеседник обладает такими особенностями, как эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений – это
положительно влияет на процесс общения
отрицательно сказывается на взаимодействии
не играет существенной роли в общении
произведет на собеседника не приятное впечатление
53. Правилом эффективного (понимающего) реагирования является
больше слушать
больше говорить
думайте о том, что вам нужно сказать
не реагируйте на личностно значимую информацию
54. Процесс познания индивидом другого человека начинается
с восприятия поведения и внешнего вида
с узнавания о нем через знакомых
с наблюдения за его родственниками
55. Для какого механизма восприятия характерен перенос на познаваемых людей психологических особенностей самого субъекта восприятия
механизм проекции
механизм упрощения
механизм идеализации
механизм первого впечатления
56. Данный механизм восприятия предполагает отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей
механизм проекции
механизм стереотипизации
механизм упрощения
механизм идеализации
57. Суть данного механизма – неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые, упорядоченные представления о воспринимаемых лицах
механизм проекции
механизм упрощения
механизм идеализации
механизм первого впечатления
58. Смысл данного механизма восприятия заключается в наделении познаваемого объекта исключительно положительными качествами и преуменьшение негативных психологических особенностей
механизм проекции
механизм стереотипизации
механизм идеализации
механизм этноцентризма
59. Суть данного механизма – пропуск всей информации о воспринимаемом объекте как бы через фильтр, связанный с этническим образом жизни субъекта
механизм проекции
механизм упрощения
механизм идеализации
механизм этноцентризма
60. Действие этого механизма состоит в том, что первое впечатление о воспринимаемом объекте влияет на последующее формирование его образа у субъекта
механизм упрощения
механизм идеализации
механизм этноцентризма
механизм первого впечатления
3. Социальная психология групп
61. Совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие нормы и цели, которые направляют их активность- это
малая группа
неформальная группа
большая группа
формальная группа
62. Психологическая общность группы проявляется через такие социально-психологические характеристики как
враждебность
сплоченность
формальность
естественность
63. К какому виду групп относится семья?
малая первичная
малая вторичная
большая первичная
большая вторичная
64. Вид малой группы, членство и положение, поведение и взаимоотношения отдельных членов которой регламентируются официальными правилами, предписаниями и договоренностями организации и социальных институтов
формальная группа
малая группа
неформальная группа
референтная группа
65. Отношения к индивидам в данной группе, является внешним интеграционным фактором, не зависящим от их воли и желаний, эмоций, ролей, предусматривая определенные нормы отношений
формальная группа
неформальная группа
референтная группа
малая группа
66. Организация данной группы характеризуется относительной независимостью, размытостью групповых целей и контролем, зависящим от степени осознанности группового членства
неформальная группа
формальная группа
референтная группа
большая группа
67. Отметьте, какой параметр играет главенствующую роль в образовании неформальной группы
эмоциональная привлекательность
высокий интеллект
практичность
полезность группе
68. Закономерная смена этапов с различными доминирующими тенденциями во внутригрупповых отношениях (объединение, разъединение) – это
развитие группы
процесс общения
зарождение группы
назревающий развал группы
69. Признаком группы является:
совместное времяпровождение
одно единое пространство
осознание себя членами определенной группы
70. Основным методом изучения группы в социальной психологии является
социометрия
референтометрия
тест групповой сплоченности
71. К групповым потребностям относятся:
потребность в познании
потребность в информации
потребность в самоактуализации
72. Контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих её индивидов, действующих эмоционально и относительно единодушно, это-
социальная группа
толпа
коллектив
73. Группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т.д.
экспрессивная толпа
простая толпа
действующая толпа
74. Групповые нормы и санкции вырабатываются
лидером
методом проб и ошибок
заимствуются у других групп
75. Член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, достаточно значимой ситуации
лидер
руководитель
«Звезда»
76. Бегство людей от пугающей их опасности, которая может быть как реальной, так и мнимой:
экономическая паника
массовое бегство
паническое настроение
77. Неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения
толпа
большая социальная группа
малая группа
конфликт
78. Агрессивная толпа это толпа
без явных проявлений недовольства, но проявлениями любопытства
движимая стремлением к грабежу
стремящаяся насилием решить свои проблемы
с ярко выраженным эмоциональным зарядом
79. Для массовых беспорядков не характерны
непредсказуемость поведения людей
проявление индивидуализма
агрессивное подражание
жесткость (жестокость) поведения
80. Группа это
ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков
относительно небольшое число непосредственно контактируемых индивидов, объединенных общими целями
группа людей, объединенных общей идеей, проблемой и совместными действиями для её решения
все определения верны
81. Группа, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий
неформальная группа
условная группа
референтная группа
малая группа
82. К факторам, обеспечивающим сплоченность группы, не относятся
сходство взглядов членов группы
удовлетворенность групповой деятельностью
привлекательность членов группы
конкуренция между членами группы
83. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок
конформизм
конфликт
личностная не зрелость
внушаемость личности
84. Высшей стадией развития группы является …
коллектив
формальная группа
конгломерат
кооперация
85. Уманский выделяет этапы развития группы, выстроите их в нужном порядке
1: номинальная
2: группа-ассоциация
3: группа-кооперация
4: группа-автономия
5: группа-корпорация
86. Укажите форму социограммы (график отображения межгрупповых выборов)
круг
квадрат (прямоугольник)
треугольник
ромб
87. Определите термин, который используется для обозначения качественной характеристики межличностных отношений в группе, содержанием которой является совокупность психических явлений, способствующих или препятствующих эффективной групповой деятельности
социально-психологический климат
коллективистические отношения
взаимодействие
взаимовлияние
88. Для какого социально-психологического явления характерны такие особенности как: степень психологической общности, единство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений
конфликт
взаимодействие
взаимовлияние
групповая сплоченность
89. Если лидер не обладает официальными командно-административными функциями, то – это
неформальный лидер
формальный лидер
руководитель
не является лидером
90. Исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения и отношений людей
традиции
нормы
санкции
законы
91. Основным признаком толпы не является
многочисленность
эмоциональная стабильность
эмоциональная возбужденность
неорганизованность
92. На открытых пространствах толпа формируется
кольцеобразно
по форме ромба
усеченная пирамида
не имеет четкой формы
вытянуто в линейку
93. Уровень активности толпы оценивается
по моторным показателям (скорость передвижения)
реальной и возможной занимаемой площадью
активность измерить не возможно
94. Для какого вида толпы характерно появление психического напряжения основанного на возможных чувствах фрустрации, отчаяния и гнева
агрессивная
спасающаяся
паническая
демонстрирующая
95. Для человека, находящегося в толпе, не характерно
снижение интеллектуальных способностей
повышение интеллектуальных способностей
повышенная внушаемость
ощущение анонимности
96. Форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности – это
слухи
ложь
фантазия
шутка
97. Стихийно возникающее, дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, основанное на чувстве бесконтрольного, неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей – это
паника
стресс
фрустрация
негодование
98. Осознание индивидом своей принадлежности к конкретным социальным группам вместе с эмоциональной и ценностной значимостью этого членства для самой личности – это
социальная идентичность
социализация
идентификация
индивидуализация
99. Процесс соотнесения качественных признаков социальных групп друг с другом, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация – это
социальное сравнение
социальное распределение
социальный выбор
социальная ситуация
100. Внутри групповой фавортизм – это
стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы, в отличии от членов другой
процесс межгруппового сплочения
ситуация внутригрупповой борьбы
4. Социальная психология личности
101. Механизм социализации личности включает в себя
концентрацию
идентификацию
рационализацию
регресс
102. Критерием социализированности личности не является:
степень независимости личности, уверенности, самостоятельности.
степень раскрепощения, свободы
степень конформизма, приспособленчества
103. Спецификой социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем
объясняет механизмы социализации личности
изучает механизмы и закономерности развития психики
рассматривает индивидуально-психологические закономерности
104. Овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию это
социализация
социально-психологическая адаптация
ролевая идентификация
верных ответов нет
105. Стадия социализации по Г.М. Андреевой
бессознательная
дотрудовая
учебная
106. Согласно А.Адлеру чувство неполноценности берет своё начало
в детстве
врожденно
в приобретении ученического опыта
107. Кто из последователей З. Фрейда предложил теорию об экстравертированности и интровертированности личности?
К.Г. Юнг
А.Адлер
К. Хорни
Э. Фромм
108. Архетип – это
врожденные идеи, воспоминания, побуждающие реагировать определенным образом
приобретенные в течении жизни личностные позиции
формируемые родителями нормы
109. Поведение человека, согласно Б. Ф. Скиннеру, контролируется следующими стимулами:
обществом
поощрением желательного поведения
научением новому
110. Какое из направлений зарубежной психологии волновали вопросы актуализации личности
бихевиористическое
психоаналитическое
гуманистическое
когнитивистическое
111. Деятельностный подход к изучению личности был разработан
А.Н. Леонтьевым
Б.Г. Ананьевым
Л.С. Выготским
К.К. Платоновым
112. Согласно З.Фрейду, данная структура личности является хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьёй и цензором
Сверх-Я
Я
Оно
бессознательное
113. Кто из зарубежных психологов постулирует три возможных состояния человека: Родитель, Взрослый и Дитя
Э.Бёрн
Э. Фромм
В. Франкл.
К. Левин
114. Состояние психологической готовности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное её прошлым опытом
социальная установка
социальная позиция
социальная ситуация
социальная перцепция
115. Установите соответствие компонента структуры социальной установки, его содержанию, по Смиту
когнитивный компонент |
мнение, утверждение относительно объекта установки |
аффективный |
отношение к объекту, выраженное в языке непосредственных переживаний и чувств |
поведенческий |
готовность индивида к осуществлению конкретной деятельности |
116. Устойчивая, относительно закрытая от влияния нового опыта форма существования социальных установок
стереотипы
знания
перцептивные образы
117. Какую роль играют стереотипы?
стереотипы полезны для экономии мышления
стереотипы вредны из-за регидности
в зависимости от ситуации, стереотип может помогать и мешать приобретению опыта
118. Основной причиной формирования предрассудков является
неразвитость когнитивной сферы личности
большой социальный опыт
неадекватность самооценки
не достаточный опыт
119. Социальные и природные условия развития и социализации личности, которые обусловлены её проживанием в составе больших социальных общностей, таких как страна, государство – это
макрофактор социализации
мезафактор социализации
микрофактор социализации
социализация, как таковая
120. Отсутствие у личности механизмов приспособления
устойчивая дезадаптированность
временная дезадаптированность
общая устойчивая дезадаптированность
5. Практические приложения социальной психологии
121. К методам социальной психокоррекции относятся:
психодрама
тестирование
опрос
122. Метод инсценирования личного опыта, т.е. проигрывание ролей на сцене, направленное на активизацию психологических процессов участников это
психодрама
игротерапия
консультирование
тренинг
123. Выделите сферы изучения социальной психологии
развитие психики в филогенезе
формирование эффективного стиля педагогического воздействия
влияние группы на личность
124. Работая с семьей, социальный психолог помогает в разрешении следующих проблем
изучение детско-родительских отношений
изучение патологий личности
изучение познавательной сферы
125. Автором теории самоактуализации является
А. Маслоу
А. Бандура
Д. Морено
Б.Скиннер
126. Клиентцентрированная терапия направлена на (укажите на что?)
установление между клиентом и терапевтом межличностных отношений способствующих самопринятию клиента
Предложение клиенту сфокусироваться на осознании того, что переживается в настоящем, а не исследовать прошлое
внедрении информационного тоталитаризма
127. Гештальттерапия направлена на …(укажите на что?)
установление между клиентом и терапевтом межличностных отношений способствующих самопринятию клиента
Предложение клиенту сфокусироваться на осознании того, что переживается в настоящем, а не исследовать прошлое
внедрении информационного тоталитаризма
поиск смысла происходящего в бессознательном
128. Структурировано обучающая терапия применяется ( укажите для чего?)
развития социальных умений
поиска смысла имеющихся проблем
лечение неврозов и психозов
профилактика конфликтов
129. Столкновение противоположно направленных целей, интересов позиций, мнений или взглядов оппонентов
переговоры
инцидент
разногласия
конфликт
130. Внутриличностный конфликт это
наличие несовместимых желаний у одного и того же человека
столкновение противоположных интересов и потребностей и одного и того же человека
противоречие между желаемым и действительным у одного и того же человека
крайне острое эмоциональное переживание человека
131. Конфликты с положительными последствиями называется
конструктивными
деструктивными
положительными
благоприятными
позитивными
132. Конфликты, ведущие к деградации личности или развалу коллектива называются
деструктивными
разрушительными
негативными
133. К конструктивному разрешению конфликтов не относятся
адекватного восприятия конфликта
эффективного общения
создания атмосферы доверия
неадекватная самооценка
134. Какова стратегия поведения в переговорах партнера «уступчивого типа»
стремится настоять на своём
стремится удовлетворить желание другого
ищет посредника
стремится рассмотреть множество вариантов
135. Какова стратегия поведения в переговорах партнера «жесткого» типа
стремится настоять на своём
стремится удовлетворить желание другого
ищет посредника
стремится рассмотреть множество вариантов
136. Какова стратегия поведения партнера в переговорах «Принципиального» типа
стремится настоять на своём
стремится удовлетворить желание другого
действует в зависимости от доверия или недоверия
стремится рассмотреть множество вариантов
137. Ложный конфликт это
субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет
конфликт протекает незаметно
конфликта нет, но отношения «холодные»
существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока ситуация не осознанна как конфликтная
138. Истинный конфликт это
реальное столкновение между сторонами
конфликт протекает незаметно
конфликта нет, но отношения «холодные»
существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока ситуация не осознанна как конфликтная
139. Формальный случай, повод для начала непосредственного столкновения сторон
инцидент
противоречия
конфликт
140. Переговоры предполагают
взаимный поиск компромисса
получение новых сведений
устранение одной их сторон
поиск слабых сторон противника