Глава IY. Личностная диагностика
Психодиагностика является составной частью деятельности практического психолога. В конкретных ситуациях работы с испытуемыми психолог выступает как пользователь психодиагностических методик. Для пользователя важно.что: психодиагностическое обследование проводится только в соответствии с психодиагностической задачей, само по себе изучение психического феномена и получение тестовых баллов является ценным для учебной работы студентов.
В практике проведения психологического обследования диагност обязан соблюдать следующие этические принципы:
1) конфиденциальность; (в сохранении тайны)
2) не нанесение ущерба; (в охране прав личности)
3) беспристрастность в изучении личности и сообщении результатов.
Основная задача психодиагностики — определение самого узкого места проблемы, вскрытие сути этой проблемы. Или, другими словами, постановка диагноза. При этом психодиагностический инструментарий должен соответствовать всем психометрическим требованиям.
Психодиагностика базируется на основных положениях теории личности. А поскольку последняя содержит многообразие подходов, то это, безусловно, находит отражение в авторских концепциях методик. В пособии сначала предусмотрено изложение универсальных методик, описывающих личность «глобально», по широкому спектру качеств. Методики этого уровня требуют профессиональной подготовки диагноста, они отличаются сложностью интерпретации и невозможна работа с ними без фундаментальной психологической подготовки.
Врач-рентгенолог, получив рентгеновский снимок, способен давать заключение о здоровье пациента. Он может отличить здоровые органы на снимке от пораженных заболеванием. По-видимому, в практике медицинского обследования существует некий снимок — образец здоровых органов, с которым можно соотносить все другие случаи на снимках. Вероятно, и в ходе медицинского обследования все не так просто, но так же непросто и в психодиагностическом обследовании.
Как получить «снимок» личности? Что принять за «снимок-образец»? Если делается снимок легких, то врач опирается на знание о строении этого органа. Он знает описание этого органа, он изучал его схематическое строение, в конце концов, он просто видел его в анатомическом зале. Такой конкретики нет у психодиагноста.
Предметом личностной психодиагностики чаще всего становятся черты личности, список которых может быть бесконечным. Трудность заключается в том, где поставить точку. Однако многие авторы пошли этим путем, выделяя и классифицируя определенные черты личности.
Отчет по психологической практике в клинической больнице
... 4. Составила психологическую характеристику исследуемой личности. В процессе производственной практики был разработан план психологического исследования: знакомство ... на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности ... клиническая больница №1». Глава 2. Методики используемые в исследовательской работе. 2.1. Тест Люшера. ...
Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела
Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное издание вышло в 1970 г.
Предмет психодиагностики — 16 факторов личности, выделенных на основе исследования черт.
Материал — разработаны 2 основные эквивалентные формы опросника (А и В) по 187 вопросов (для обследования взрослых людей с образованием не ниже 8-9 классов).
Методика 16-ти личностных факторов является анкетным тестом, полученным в результате 20-летней работы по факторному анализу нормальной и клинической групп.
Методика содержит 187 утверждений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов обследуемого, который по каждому утверждению выбирает один из трех возможных ответов и отмечает его на регистрационном бланке.
Методика 16PF позволяет получить достаточно полную психологическую структуру личности, результаты представлены в виде 16 независимых факторов, которые можно объединить в 4 общих (но менее специфичных) фактора.
В 16 PF по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» ( или «а», «в» «с»).
При этом он предупреждается о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Данные: коэффициент надежности шкал-факторов, определенных путем расщепления, находится в пределах 0,70-0,91. Коэффициент надежности ретестовой через двухнедельный промежуток — 0,36-0,73.
Форма А
Инструкция
В этой брошюре содержатся вопросы, цель которых — выяснить Ваши взгляды и интересы. «Правильных» или «неправильных» ответов нет, т.к. каждый имеет право на собственное мнение. Чтобы по Вашим ответам можно было дать Вам полезный совет, отвечайте точно и правдиво.
Сначала на специальном бланке напишите свою фамилию и другие сведения о себе. Отвечая на каждый вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Если Вы выбрали ответ «а»,то перечеркните крестиком левый квадратик, если выбрали ответ «в» — средний квадратик, если Вы выбрали ответ «с» — то правый квадратик бланка ответов.
Отвечая, помните о следующих простых правилах: вопросы брались короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы выполните всю работу примерно за 35 минут. Старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно действительно невозможно (не более строго «неопределенного» ответа на 5-6 вопросов).
Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каждый вопрос. Возможно, некоторые вопросы Вам трудно будет отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно излагайте свое собственное мнение.
Самопомощь и взаимопомощь при работе социального педагога и педагога-психолога ...
... не видел, не помню…» — вот и все, что можно услышать в ответ на задаваемые вопросы. Обычно возникает подозрение в утаивании от следствия важной информации по каким ... побоями и телесными наказаниями, угрозами, жестоким обращением, школьной неуспешностью и другими жизненными факторами, сопровождающими неблагополучных детей. Выделяются травмы, причиненные каким-либо стихийным бедствием, и травмы, ...
Вопросник
Проведение обследования и обработка результатов
Методика 16PF проводится по тем же правилам, что и методика многостороннего исследования личности.
Инструкция указывается в тестовой брошюре.
Ответ на каждое утверждение дает 0,1,2 балла, за исключением фактора В, где ответ оценивается либо 0 очков (неправильно), либо 1 очко (правильно).
Балл по каждому утверждению увеличивает общую сумму только по одному фактору.
Ручная обработка регистрационного бланка проводится с помощью двух шаблонных ключей: один охватывает факторы А, С, F, H, L, N, Q, Q3, а второй — факторы В, Е, С, I, M, О, Q2, Q4. Перед использованием шаблонов экспериментатор должен убедиться в правильности заполнения регистрационного бланка (могут заполнены два из 3-х возможных ответов, ответ может отсутствовать).
Для получения «сырых» результатов шаблоны по очереди накладываются на лист ответов и подсчитывается общее количество ответов (отметок), видимых через отверстия ключа, по тому или иному фактору; причем каждый ответ оценивается в соответствии с числом, стоящим радом с отверстием.
Баллы складываются по каждому фактору, и их сумма вносится в соответствующую графу регистрационного бланка.
Далее «сырые» результаты переводятся в систему, которая устанавливает связь между результатом обследуемого и результатами, полученными в популяции. Таблицы стандартизации позволяют перевести «сырые» результаты в стены (термин происходит от «стандартной десятки»).
Балл в стенах распределяется по десяти точкам, расположенным на равных интервалах друг от друга (предполагается, что распределение нормальное) от 1 до 10, со средним показателем 5,5 стена.
Стены 5 и 6 считаются средними, 4 и 7 — слегка отклоняющимися (соответственно ниже или выше); 2.3.8.9 — сильно отклоняющимися, а 1 и 10 — крайними случаями. Таким образом, результат в стенах показывает положение обследуемого по отношению к определенной популяции, на которой основана стандартизация теста.
Для превращения «сырых» результатов в стены необходимо в таблице стандартизации найти сырой результат по каждому фактору на соответствующей строке и над ним прочесть балл в стенах.
16 первичных факторов можно обработать так, чтобы получить 4 комплексных фактора второго порядка:
I. Адаптивность — приспособленность — тревога.
II. Интраверсия — экстраверсия.
III. Эмоциональная неустойчивость — уравновешенность.
IV. Подчиненность — независимость.
Факторы второго порядка получают из первичных факторов по следующим формулам:
ФАКТОР1 = (38 + 2L + 3O + 4Q4) — (2С + 2Н + 2Q3) : 10
ФАКТОР2 = (2 A + 3E + 4F + 5Н) — (2Q2 +11) : 10
ФАКТОРЗ = (77 + 2C + 2E + 2F + 2N)-(4A + 6I + 2M) : 10
ФАКТОР4 = (4Е + 3М + 4Q1 + 4Q2) — (ЗА + 2С) : 10
В приведенных формулах числовое значение факторов в стенах умножается на соответствующий коэффициент, а к сумме прибавляется константа (для того, чтобы привести стен к цифре 5,5 — средний для всех шкал стенов).
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые ... поэтому у него чаще печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали ... окружающие. 12. Конформный (экстровертированный). Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости, не имеют своего ...
Значения первичных факторов
ФАКТОР А
1-3 стена: склонен к эмоциональной холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать один, избегает компромиссов. Практичен в подходе к решению интеллектуальных задач. Склонен к точности, ригидности в деятельности и в личных установках. Может быть критически настроенным, непреклонным и твердым.
4 стена — склонен к обособленности, эмоциональной сдержанности и сухости.
7 — склонен к добродушию, эмоционально восприимчив.
8-10 — склонен к жизнерадостности, легкости в общении, эмоциональному выражению своих чувств. Готов сотрудничать, отзывчив, приспособляем. Предпочитает деятельность, связанную с общением с людьми, легко включается в активные группы. Беспечен, может быть небрежным в выполнении своих обязанностей.
ФАКТОР В
1 -3 — склонен медленно понимать материал при обучении. Туповат, предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию, что может отражать либо низкий интеллект, либо является следствием снижения функций в результате психопатологии.
4 — конкретное мышление, интеллектуально более развит (высокая способность к обучению).
8-10 — быстро воспринимает и усваивает учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, рассудительностью, настойчивость.
8 патологических состояниях снижение функций интеллекта может отсутствовать.
ФАКТОР С
1-3 — переменчив в отношениях, избегает требований действительности, утомляемый, раздражительный, эмоционально неустойчивый. Может иметь невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства).
При большинстве невротических и некоторых психотических расстройствах определяется низкий фактор «С».
7 — эмоционально устойчив, трезво оценивает действительность.
8-10 — эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Склонен к соблюдению общественных моральных норм. Спокойно относится к нерешенным эмоциональным проблемам. Высокий уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психотических расстройствах.
ФАКТОР Е
1-3 — легко уступающий другим, покорный, пассивный, зависимый. Склонен признавать свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению норм и правил. Низкий фактор«Е» является частью многих невротических синдромов.
4 — скромный, мягкий, послушный.
7 — непослушный, независимо мыслящий, настойчивый.
8-10 — доминирующий, утверждающий себя, самоуверенный, напористый, агрессивный. Склонен руководствоваться собственными правилами поведения, не признает авторитетов. Способен руководить окружающими.
ФАКТОР F
1-3 — молчаливый, сдержанный, пессимистичный, осторожный. Возможно подавленное настроение, раздражительность, страхи, головные боли.
4 — рассудительный, неторопливый, предусмотрительный.
7 — жизнерадостный, активный, разговорчивый, оптимистичный.
8-10 — полный энтузиазма, импульсивно-живой, беззаботный. Может быть хорошим оратором. Любит новые места и новых людей.
ФАКТОР G
1-3 — имеет низкие моральные качества, не прилагает усилий к выполнению групповых задач и социально-культурных требований, игнорирует принятые нормы и правила. Отказ от подчинения правилам уменьшает возможность возникновения соматических расстройств при стрессе. Низкий фактор G часто наблюдается у психопатизированных личности, склонных к алкоголизации.
11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности
... проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования. 11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со ... слуховая Комбинированная 11 Задание Все высказывания условно можно разделить на 3 группы по 9 в каждой. Первая группасодержит авторитарные высказывания эпохи «массовой, ...
4 — непостоянный, необязательный, ищущий выгоду в ситуации, игнорирующих правила.
7 — добросовестный, настойчивый, обязательный.
8-10 — смело берет на себя ответственность. Эффективен в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства. Предпочитает круг трудолюбивых людей.
ФАКТОР H
1-3 — робкий, боязливый, медлительный, сдержанный в выражении своих чувств. Обычно испытывает необоснованное чувство собственной неполноценности. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей вместо большой группы. Обладает повышенной чувствительностью к возможным опасностям.
4 — застенчивый, неуверенный, деликатный.
7 — общительный, активный, смелый, предприимчивый.
8-10 — авантюристичный, смелый в социальном плане (и в эмоциональном) и в физически опасных ситуациях. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми и в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.
ФАКТОР I
1-3 — суровый, независимый, обладает чувством ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Может быть самоуверенным. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе.
4 — практичный, мужественный, реалистичный. 7 — чувствительный, зависимый, недостаточно самостоятельный.
8-10 — слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, нереалистичный. Обладает воображением, имеет эстетический вкус. Требует внимания, помощи, зависим, непрактичен в делах. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен к беспокойству за состоянием своего физического здоровья.
ФАКТОР L
1-3 — доверчивый, покладистый, терпимый, приспособляемый. Не стремится к конкуренции, заботится о других, хорошо работает в группе.
4 — добродушный, дружелюбный, уживчивый.
7 — недоверчивый, имеющий собственное мнение, не поддающийся обману.
8-10 — подозрительный, сомневающийся, упрямый, ревнивый. Заинтересован во внутренней психической жизни. Склонен фиксировать свое внимание на неудачах, раздражает превосходство других. Осмотрителен в действиях, мало заботится об окружающих, плохо работает в группе. Высокий фактор L часто имеют лица с параноидным синдромом.
ФАКТОР М
1-3 — беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично; руководствуется реально достижимым, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда лишен воображения.
4 — практичный, тщательный, конвенционный. Ориентирует поведение на внешние реальные обстоятельства.
7 — человек с развитым воображением, не заботится о практических вопросах.
8-10 — склонен к неприятному для окружающих поведению, ненадежный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный, обладает творческим воображением. Субъективный подход в оценке реальных обстоятельств может приводить к непониманию окружающими его поступков. Экспрессивен, индивидуален, что затрудняет групповую деятельность.
Гендерные различия как фактор межличностного понимания в юношеском возрасте
... Так в данной работе целью становится исследование гендерных различий в качестве фактора межличностного понимания. Объект исследования: межличностное взаимопонимание. Предмет исследования: гендерные различия в ... восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в ...
ФАКТОР N
1-3 — простой, наивный, откровенный, прямолинейный, естественный, сентиментальный.
4-6 — прямой, непосредственный, бесхитростный. 7-8 — опытный, расчетливый, проницательный.
8-10 — утонченный, искушенный, светский, хитрый. Изысканный, умеет вести себя в обществе. В своих суждениях может быть циничным.
ФАКТОР О
1-3 — безмятежный с ровным настроением, трудно вывести из равновесия, невозмутим. Уверенный в себе и в своих способностях. Иногда самонадеян, не может объективно оценивать ситуацию. Нечувствителен к оценке окружающими его действий. Чувство вины отсутствует.
4 — спокойный, доверчивый, самоуверенный.
7 — тревожный, неуверенный в себе, обеспокоенный.
8-10 — полный тревоги, страха, легкоранимый, преобладает плохое настроение, чувство вины, мрачные предчувствия, размышления и беспокойства. Чувствителен к оценке окружающими его действий. Скрупулезный, обеспокоен за состояние своего здоровья. В групповой деятельности не эффективен.
ФАКТОР Q1
1-3 — убежден в правильности того, что ему привили во время учебы, чему его учили и принимает все как проверенное, несмотря на противоречия. Склонен к осторожности и к компромиссам в отношении новых идей. Имеет тенденцию препятствовать изменениям, придерживается традиций. Лучше чувствует себя в ситуации, характеризующихся стабильностью и предсказуемым исходом.
4 — консервативный, уважающий принцип, терпимый к привычным неудобствам.
7 — экспериментирующий, либеральный, свободно мыслящий.
8-10 — имеет аналитический ум, проявляет интерес к науке. Имеет сомнения по основным жизненным вопросам. Скептичен, критически мыслит, старается вникнуть в сущность новых идей. Обычно хорошо информирован. Не склонен к морализированию, любит экспериментировать. Не терпит однообразия, стремится к переменам.
ФАКТОР Q2
1-3 — предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, зависит от мнения группы, нуждается в одобре- тт. Общителен, что связано с необходимостью иметь поддержку со стороны группы.
4 — несамостоятельный, зависящий от группы, «присоединяющийся».
7 — самостоятельный, находчивый, предлагающий собственное мнение, решение.
8-10 — независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Не считаться с общественным мнением, но не обязательно играет доминирующую роль в отношении других. Не нуждается в согласии или поддержке группы.
ФАКТОР Q3
1-3 — внутренне недисциплинированный, не считается с общепринятыми правилами, невнимателен к людям. Обычно следует своим побуждениям, не руководствуясь волевым контролем. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.
4 — небрежный, неточный, со слабым самоконтролем.
7 — с развитым самоконтролем, волевой, настойчивый.
8-10 — имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Внимателен к людям, проявляет то, что обычно называют «самоуважением», заботится о социальной репутации, иногда склонен к упрямству.
ФАКТОР Q4
1-3 — склонен к расслабленности, вялости, апатичности, удовлетворенности, что в некоторых случаях может приводить к достижению низких результатов.
Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности
... уровень), вторым - психологические свойства личности, третьим, самым высоким - социально-психологические свойства. Базовым блоком в структуре ... учителя будет меняться и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет и ... ориентационные, этические, коммуникативные и практические, а ко второй группе - эмоционально - волевые, интеллектуальные и особенности темперамента. ...
4 — расслабленный, спокойный, уравновешенный.
7 — напряженный, беспокойный, суетливый.
8-10 — склонен к напряженности, возбудимости, беспокойству, раздражительности, нетерпеливости. Быстро утомляем, но не способен оставаться бездеятельным. Может быть недовольным группой, порядком, руководством.
Значения вторичных факторов
ФАКТОР 1- приспособленность — тревога.
Низкие баллы — в общем этот человек удовлетворен тем, что есть и может добиться того, что ему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостаток мотивации в трудных ситуациях.
Высокие баллы — высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеется неприспособленность, т.к. человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать желаемых результатов. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность деятельности и может приводить к соматическим расстройствам.
ФАКТОР 2 — интраверсия — экстраверсия.
Низкие баллы — склонность к эмоциональной сухости, самоудовлетворению, ограничение межличностных контактов, что может быть благоприятно в работе, требующей точности.
Высокие баллы — социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Эту черту следует считать благоприятным прогнозом в деятельности, например, в учебе.
ФАКТОР 3 — эмоциональная неустойчивость — уравновешенность.
Низкие баллы — тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди относятся к типу недовольных и фрустрированных. Им свойственна чувствительность к нюансам жизни, артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много времени для размышления до начала действия.
Высокие баллы — предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления.
ФАКТОР 4— подчиненность — независимость.
Низкие баллы — зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая свое поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают.
Высокие баллы — агрессивная, независимая, отважная личность, резкая. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение приемлемо. Проявляет значительную инициативу.
Ошибочно проводить обследование только на уровне вторичных факторов, т.к. теряется много ценной информации, полученной на уровне первичных. Для полного описания нужна вся информация.