В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи

В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.

Первый кризисзачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис – начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом.

Шестой кризис – молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис – уменьшение сексуальной активности мужчин.

Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис – умирает один из супругов.

Дж. Каштан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1. Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем. 2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными. 3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников. 4. Повышение тревоги, возникновение депрессии, чувств беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности — в случае, если все действия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными. Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели: • наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения и неуспеха в достижении цели); • переживание горя; • чувство потери, опасности, унижения; • чувство собственной неполноценности; • неожиданность происходящего; • разрушение привычного хода жизни; D неопределенность будущего; • отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагментарно, на первом месте — ее эмоциональная окраска); • страх; • отчаяние; • обесценивание имеющегося; • потеря контакта с другими и собой; • преобладание чувства одиночества и отверженности; П чувство уникальности собственных переживаний; • ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих; • длительное страдание.

По временному параметру и интенсивности переживания кризисы подразделяются на: • кратковременные и острые; • затяжные и хронические (длительные по времени, например, тяжелая болезнь).

2 стр., 793 слов

Рганы чувств ребенка начинают функционировать

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ) Социально-экономический факультет (СЭФ) Кафедра “Менеджмент, финансы и кредит и бухгалтерский учет” (МФКБУ) Специальность 080507 – “Менеджмент организации” Направление 080500 – “Менеджмент” Контрольный тест № по дисциплине “Психология и педагогика ”, для студентов 2 курса, 4 семестра, контрольная точка № 2 , неделя 15 ( 25 баллов) Вариант 2. рганы ...

В соответствии с локализацией рассматривают: • кризисы переходных периодов, связанные с возрастом; • кризисы, не связанные с определенным возрастом.

Э.Фромм выделил типы любви:

Братская, материнская(родительская), эротическая, любовь к себе, любовь к богу.

Факторы, способствующие возникновению первого критического периода между 3-м и 7-м годом супружеской жизни:

исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

Факторы, способствующие возникновению первого критического периода между 17-м и 25-м годом супружеской жизни:

Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.

Фазы жизненного цикла и их задачи по Дюваль:

0 стадия – Стадия вовлечения Встреча будущих супругов, их взаимное притяжение, чувство влюбленности. Партнеры воспринимают друг друга не критично, идеализируя друг друга. Эта стадия не должна быть слишком короткой.

1 стадия Супружеская пара без детей

  • Сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов
  • Урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями
  • Общение с родственниками, родительскими семьями

2 стадия Появление ребенка и до возраста2-3 года

 Приспособление к ситуации появления ребенка и налаживание заботы о правильном развитии малыша

 Организация семейной Жизни удовлетворяющей не только ребенка, но и родителей.

 Принятие роли отца и матери. Огромна роль матери на этом этапе, если мать эмоциональна близка с малышом, посвещает достаточно времени для удовлетворения потребностей ребенка, то к году формируется «базисное доверие к миру», ребенок становится доброжелательным приветливым. От 1 до 3 лет ребёнок получает опыт автономности от матери, который необходим для правильного развития личности.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия Институт интегративной семейной терапии, Детская психиатрическая больница N 6, Москва, Россия Анализируются различные формы усыновления детей, рассматриваются психологические концепции, объясняющие различные варианты складывающихся в таких семьях ...

3 стадия Семья с ребенком дошкольником Прислушиваться к потребностям ребенка с учетом его склонностей. Преодоление трудностей связанных с усталостью и отсутствием личного пространства Родители скорее сопровождают ребенка в развитии

4 стадия Семья с ребенком младшим школьником (до 12-13 лет)

 Присоединение семьи к семьям со школьниками

 Побуждение ребенка к учебе Цель обучение – формирование уверенности в своих силах.

5 стадия Семья с подростком (до 20-21 года)

 Установление равновесия между свободой и ответственностью

 Создание у супругов круга интересов не связанных с родительскими обязанностями и решение вопросов карьеры.

 Передать часть свободы

 Делегировать часть ответственности

 Обрести свою идентичность

 Сравнение подростка себя с другими

 К 21 году процесс идентификации завершается.

6 стадия Уход молодых людей из дома (стадия сепарации)

 Постепенное освобождение молодых людей от опеки

 Сохранение духа поддержки как основы семьи На этой стадии не нужно торопить, но и не стоит препятствовать. Ребенок должен понимать, что семья всегда его примет.

7 стадия Пустого гнезда (до отхода от активной деятельности)

 Перестройка супружеских отношений

 Поддерживание связи между старшим и младшим поколением

8 стадия Старение членов семьи, смерть семьи От ухода на пенсию до смерти одного из супругов

  • Адаптация к отходу от активной деятельности.
  • Адаптация к утрате и одинокой жизни.
  • Сохранение родственных связей, адаптация к старости

Нормативные семенные кризисы при переходе от одной стадии к другой.

Нормативные кризисы при переходе со стадии на стадию по Дювалю.

  • 0-1 Необходимость принять супружеские обязательства.
  • 1-2 Необходимость освоения родительских ролей.
  • 2-3 Необходимость принять появление в семье новой личности.
  • 3-4 Необходимость включить ребенка во внешние социальные институты (проверка родительской компетентности).
  • 4-5 Принятие факта вступления ребенка в подростковый период, внешний мир для него имеет большее значение.
  • 5-6 Эксперименты семьи с независимостью взрослого ребенка.
  • 6-7 Необходимость для супругов остаться вдвоем.
  • 7-8 Адаптация к отходу от активной деятельности.

По мнению С. И. Голода, в настоящее время одновременно функционируют три модели семьи:

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. ... постоянный « глаз » экспериментатора, ведущего работу, неизбежную « прозрачность » жизни, поступков членов семьи, необходимость все время контролировать себя, что нанесет вред самочувствию испытуемых. Поэтому ...

патриархальная, детоцентристская и супружеская

Патриархальные семьи, многодетны, состоят из нескольких поколений. Властью обладает мужчина, стоящий во главе семейства (прадедушка, дедушка, отец), он принимает все решения, распоряжается капиталом и, как правило, имеет собственный бизнес. Все остальные члены семьи беспрекословно подчиняются ему. Мужчины в таких семьях работают на отца (иногда несколько поколений), являются его помощниками в деле. Женщины же — в основном домохозяйки, не работают и их общение с людьми, вне семьи, сводится к минимуму. Дочерей выдают замуж по решению главы семьи. Воспитание детей в таких семьях, как правило, жесткое и авторитарное. Главной целью является продолжение рода, развитие и передача по наследству семейного бизнеса. В семьях этой модели часто присутствует физическое и психологическое насилие.

Детоцентристские семьи, как правило, не большие. Принятием решений и распределением средств занимается один из супругов, по договоренности. Отсутствует излишняя авторитарность. Муж и жена совместно принимают решение о времени зачатия и количестве детей (обычно это приблизительно 1-3 ребенка).

В такой семье главное — это дети. Родители заботятся и воспитывают их совместно, стараются давать, на свой взгляд, все самое лучшее (покупают различные игрушки, устраивают в секции и кружки, водят в музеи и на выставки и т.д.).

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

... близкими членами семьи. Данная психологическая ситуация часто ставит вопрос о трансформации семейных отношений. [45] По мнению А. А. Борич, появление в семье ребенка с ... малых групп многообразием, глубиной и длительностью связей, объединяющих её членов. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает психологическую ...

Не обходится и без крайностей – ребенок в такой семье может вырасти избалованным и чрезмерно эгоистичным. Родители, из благих побуждений, часто навязывают ребенку что-то, ему не нужное (занятия на скрипке, медицинский институт).

Дети в этих семьях поздно отделяются от родителей. Когда они все-таки приобретают финансовую автономию, создают собственную семью, то продолжают тесно общаться со своими родителями, советуются и ищут поддержки в трудных жизненных ситуациях. Родители в детоцентристских семьях полагаются на то, что их дети, когда вырастут, окажут им необходимую помощь и обеспечат достойную старость.

Семьи супружеской модели включают в свой состав от 1 до 2 детей. Их воспитанием занимается муж и жена. У каждого из супругов свой капитал, который они распределяют по договоренности, а важные решения принимают совместно. Дети или продолжение семейного бизнеса не являются главным приоритетом в такой семье (что вовсе не означает отказ от карьеры и воспитания детей).

На первом месте стоят равноправные отношения между супругами, их интерес друг к другу, эротизм, сексуальная жизнь. Муж и жена стремятся к саморазвитию, к разнообразию в семейной жизни и круг их общения не ограничивается семьей или ближними родственниками. Дети, воспитанные в таких семьях, рано становятся самостоятельными и живут отдельно от родителей.

Е.А. Личко в описание семьи включает следующие характеристики и варианты:

Структурный состав:

— полная семья (есть мать и отец);

— неполная семья (есть только мать или отец);

— деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности:

— гармоничная семья;

— дисгармоничная семья.

Основными причинами дисгармонии в семье, по его мнению, являются:

а) отсутствие партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

б) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

в) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

г) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера.

В зависимости от причин дисгармонии Е.А. Личко выделяет четыре типа семей.

1) семья, где нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).