Рекомендации тренерам

1. Тренерам можно рекомендовать не только не избегать, а наоборот, стремиться получать квалифицированное профессиональное мнение

(ПО ДАННЫМ ИНТЕРВЬЮ И ТЕСТИРОВАНИЯ) О СВОИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ.

ТАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОМОЖЕТ ТРЕНЕРУ В РАБОТЕ.

  • Он сможет выявить спортсменов в своей команде, с которыми ему легко или трудно работать, устанавливать взаимопонимание. Обычно тех спортсменов, кто похож по своим личностным особенностям на тренера, ему легче понять, тогда как с теми, кто отличается от него, возможны затруднения в общении и взаимопонимании.

  • Спортсменов, чьи личностные особенности не совпадают с особенностями их тренера , можно прямо или косвенно прикрепить к другому тренеру этой команды (если их несколько), либо направить к тренеру другой команды для консультации и индивидуальной помощи.

  • Сильно возбудимых тренеров желательно изолировать от участников и команды тогда, когда эмоциональное перевозбуждение на соревнованиях может помешать выступлению команды. Тренеру с недостаточным самообладанием и выдержкой желательно избегать даже поверхностных контактов с игроками. Уровень эмоционального возбуждения такого тренера чаще всего превышает оптимальный. В этом случае контакт спортсмена с возбужденным тренером в сложный момент соревновательной ситуации, скорее всего, ухудшит результаты.

  • Тренерам с низким уровнем эмоционального самоконтроля следует обратиться за советом к врачу, который порекомендует успокаивающие средства, психотерапевтические методы регуляции эмоций или специально подобранные программы физических упражнений для успокоения состояния на время ответственных соревнований.

  • Тренеры должны специально наблюдать и изучать особенности поведения и деятельности хороших преподавателей, чтобы совершенствовать свои навыки общения со спортсменами. Тренер повысит эффективность процесса обучения, если будет гибко подходить к своим воспитанникам, активно используя наглядные пособия и показ.

  • Тренер может получать информацию о своем поведении не только от психолога, но и в общении со своими помощниками, администраторами, болельщиками и спортсменами. Он может узнать насколько его поведение отражает такие личностные качества , как самоконтроль, агрессивность, интеллектуальное развитие, творчество и др. Самооценка тренера и даже его результаты в личностных тестах могут быть не столь показательны, как то впечатление, которое он производит на других людей своим поведением и действиями.

  • Поведение тренера должно быть достаточно гибким. Когда это необходимо, он должен уметь проявлять власть, действовать с позиции силы, иногда пользуясь и авторитарными методами. В других случаях целесообразно применять более мягкие и демократические методы.

  1. Принципы, которые необходимо применять в практической работе тренера со спортсменами по мотивации:

  • Чтобы понять мотивы занятий спортом какого-нибудь спортсмена, необходимо с помощью разных методов собрать информацию, касающуюся социального положения, эмоциональной структуры спортсмена и его отношения к настоящей ситуации.

Для получения такой информации применяются следующие способы:

13 стр., 6105 слов

Особенности психологии взаимоотношения между тренером и спортсменом

... техническую, тактическую, физическую, теоретическую и иные виды подготовки спортсменов. Интенсивность и частота привлечения тренеров категории к практике подготовки соборных команд различных видов спорта неодинакова, но в ряде ...

  • а) тренер проводит со спортсменами неофициальные, но хорошо продуманные и заранее спланированные беседы, в ходе которых с помощью прямых и косвенных вопросов выясняют, как спортсмен чувствует себя в команде, поддерживают ли родители его увлечение спортом и т.д. Одновременно с этим тренер выясняет его отношение к соревнованиям, к жизни, а также личные и профессиональные планы;

  • б) чувства и мотивы спортсмена можно также выявить, внимательно наблюдая за его поведением и позой после поражения и выигрыша, присматриваясь к его жестам и мимики. Информацию о спортсмене можно получить из бесед с другими членами команды;

  • в) для оценки эмоционально-волевой сферы спортсмена полезно использовать специальные, объективные и проективные тесты;

  • г) перед началом сезона тренер может предложить спортсменам написать подробную автобиографию с акцентом на том, как они пришли в спорт, и как складывалась их спортивная карьера.

  • Тренеру не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в тренировочном цикле. Новые события, новые люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру, занятиям к спорту. Тренер должен относиться к изменениям в отношениях с пониманием дела, терпеливо и внимательно, стараясь быть объективным.

  • Тренеру следует обращаться с индивидом как с личностью, если он стремится привлечь его к занятиям спортом .Высказывания тренера должны быть аргументированы и обращены к интеллекту спортсмена, а не к его эмоциям. Тренеру следует приводить разумные доводы о пользе занятий спортом, как во время активной спортивной деятельности, так и после окончания спортивной карьеры.

Рекомендации тренерам по определению и регулировке уровня тревожности:

    • Тренер должен уметь распознавать признаки тревожности у спортсменов своей команды.

    • Если окажется, что один или более спортсменов проявляют чрезмерную тревожность, то тренер должен выявить причины их страхов. Это можно сделать путем личных бесед тренера со спортсменами, анализируя их автобиографические данные, а в случае, если речь идет о совсем юных спортсменах, в беседах с их родителями.

    • Тренер должен готовить всю команду к встрече с ситуативным соревновательным стрессом и тревожностью. Эта подготовка может осуществляться заранее путем ориентации всей группы на предстоящий стресс с постепенным введением тщательно подобранных стрессоров, аналогичных тем, которые могут возникнуть непосредственно на соревнованиях.

    • Тренер может провести ряд групповых бесед о тревожности и страхе, отметив, что признаки тревожности не всегда мешают успешному выступлению. Часто именно их отсутствие должно беспокоить спортсменов.

    • Членов команды, у которых имеются постоянные страхи, которые легко падают духом и у кого в более стрессовых ситуациях происходит полная дезорганизация деятельности, следует направить на консультацию к психологу для постановки более точного диагноза и лечения.

    • Спортсмену следует напомнить, что предсоревновательная тревожность уменьшится во время соревнования. Одновременно его надо информировать о том, каким образом в результате предсоревновательной тревожности могут нарушаться одни виды деятельности (т.е. вновь освоенные двигательные навыки или сложные действия, требующие точности), в то время как другие его компоненты могут существенно улучшиться по той же причине.

    1. Как понимать и направлять по нужному руслу и контролировать агрессивность спортсменов:

    • Развитие агрессивного поведения зависит от характера общения ребенка с родителями. Как правило, характер агрессивности связан с санкциями родителей – в зависимости от того, какой интенсивности и направленности агрессивное поведение поощряется или наказывается. Тренер может в этом разобраться при обсуждении со спортсменом его поведения, при наблюдении за общением своих воспитанников с родителями, при анализе автобиографических данных спортсмена.

    • Не все спортсмены, являющиеся членами команд в видах спорта, где агрессивность поощряется, считают ее нормальным явлением. В силу особенностей своего воспитания для них может быть характерно выраженное чувство вины, которое мешает их выступлению. В таком случае целесообразно обсудить с молодым спортсменом причины его неумения проявлять агрессивность во время игры, а не направлять на него «агрессию тренера».

    • На тренера ложится моральная ответственность за оказание помощи спортсмену в конце его спортивной карьеры, чтобы тот мог направить в другое русло энергию и агрессивность.

    • Наблюдение агрессивности, в свою очередь, может вызвать агрессивность. Запасных игроков, подключающихся к игре после наблюдения за агрессивными действиями партнеров по команде, иногда нужно предупреждать против чрезмерного проявления своих эмоций. Наиболее критическим моментом в игре для всех участников является ситуация после проявления агрессивности, независимо от того, была она наказана судьями или нет. Тренер, сохраняющий при этом полное спокойствие и успокаивающий игроков, не только оказывает положительное влияние на нравственные психологические потребности своих воспитанников, но и способствует улучшению их последующего выступления на соревнованиях.

    • Направленность агрессивности может быть самой различной. Нередко она меняет свой объект. Тренер не должен всякий раз проявлять ответную агрессивность, если спортсмен реагирует на него агрессивно. В этом случае тренер должен спросить себя: а не связано поведение спортсмена вообще с его отношением к авторитету и старшим?

    Не напоминает ли он сам спортсмену его отца? Не переносит ли спортсмен на тренера свою враждебность по отношению к товарищам по команде или соперникам?

    3 стр., 1015 слов

    Презентация на тему: Социально-психологические особенности взаимопонимания ...

    ... прикрепить к другому тренеру этой команды (если их несколько) либо направить к тренеру другой команды для консультации и индивидуальной помощи. В-третьих,в работе со спортсменами, особенно в индивидуальных ... 4.Умею оперативно применять свои знания на уроках. 5.Отчетливо представляю себе, как следует использовать дидактические принципы на уроках. 6.Опираюсь на межпредметные связи при объяснении ...

    23 стр., 11150 слов

    Социально-психологический климат в спортивной команде

    ... выборе методов и средств формирования психологического климата команды следует учитывать ведущую роль тренера в обучении, тренировке и воспитании спортсменов как членов команды. Само понятие психологического микроклимата будет пониматься как ...

    • Необходимо научить спортсменов проявлять агрессивность, но в соответствии с правилами соревнований и общепринятыми нормами поведения, особенно в играх против сильных соперников и при проигрыше.

    • Агрессия может быть выражена как внутренними, так и внешними стимулами. Поэтому тренер не должен удивляться, если спортсмен вдруг неожиданно проявит чрезмерную агрессивность, казалось бы, в безобидной ситуации. Прогнозирование подобного рода вспышек значительно облегчится, если тренер хорошо знает личностные особенности спортсмена, его прошлое, положение в настоящее время и те моменты, которые вызывают у него чрезмерную агрессивность в жизни и в спортивной деятельности.

    • Тренеры не должны поддаваться влиянию стереотипов агрессивность при оценке реального уровня агрессивности, которым обладает данный спортсмен.

    Информация, необходимая тренеру при анализе как своей деятельности в качестве лидера, так и при наблюдении за лидерами и ведомыми среди своих воспитанников:

      • В целом, самые эффективные лидеры обычно те, кто лучше всех понимает роль лидеров и ведомых, а также могут оценить относительный статус группы. Поэтому тренер должен не только формировать у себя такое понимание, но и выявлять лидеров среди членов команды.

      • Тренер должен оценивать свою роль с точки зрения параметра ориентации на задачу или на межличностные отношения. Если окажется, что он ориентирован главным образом на задачу, то ему учесть как сильные, так и слабые стороны этой позиции и, может быть, выбрать себе помощника либо капитана команды, который дополнял бы его установки и ориентацию.

      • Тренеру следует выбрать капитана не путем выявления популярности его у различных членов команды, а попытаться определить формальными и неформальными способами, кого в группе считают наиболее способным помочь достижению общегрупповых целей.

      • Тренер, как лидер команды с очевидными признаками власти, и лидер-спортсмен должен суметь сформировать у себя правильное отношение к умеренной внутригрупповой напряженности и конфликтам, возникающим внутри команды. Наличие умереннных межличностных конфликтов свидетельствует о том, что большинство членов команды ориентированы больше на задачу, чем на межличностные отношения, что обычно характерно для групп, выступающих более успешно.

      • Тренер, ставящий перед собой задачу добиваться успеха, должен быть в состоянии выдерживать тяготы временной непопулярности во время напряженных тренировок и отказаться от шуточек и дурачества ради серьезных и длительных успехов в предстоящих соревнованиях. Если окажется, что тренер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, члены которой ориентированы главным образом на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к огорчениям и необходимости замены ряда спортсменов с ярко выраженной межличностной ориентацией на игроков чьи установки более соответствуют его собственным. Если же у игроков большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему надо быть готовым к проявлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов.

      • Представление тренеров о себе чаще всего не совпадает с тем, как оценивают их личностные особенности и профессиональные знания спортсмены. Поэтому тренерам необходимо анализировать свое поведение и деятельность с помощью различных средств (видеозаписей, киносъемки, в ходе стандартизированных опросов и бесед), чтобы привести их в соответствии со своим представлением о себе. Даже сама попытка к самосовершенствованию поможет сформировать положительное отношение к тренеру со стороны спортсменов.
      1. Регулировка влияния болельщиков на выступление спортсменов:

      • Неопытных игроков следует специально приучать к воздействию зрителей, заставлять их выступать в присутствии всевозрастающих по размеру групп наблюдателей начиная с первых недель и месяцев их тренировок.

      • Высокотревожным спортсменам необходимо оказывать специальную помощь, с учетом стрессоров, которые на них будут влиять при выступлении в присутствии зрителей.

      • Следует обратить особое внимание на прочность освоения спортсменами двигательных навыков, чтобы присутствие зрителей не влияло на последующее выступление.

      • Спортсмены должны ясно представлять себе характер тех изменений, которые с ними произойдут при выступлении в присутствии зрителей

      • Тренер должен быть готов к совместному воздействию различных факторов, повышающих тревожность и агрессивность, и к другим подобным состояниям зрителям, у себя самого и у спортсменов.

      • Тренер должен научить спортсменов понимать ситуации, в которых возможны враждебные реакции со стороны зрителей. Спортсменам следует заранее сообщать о таких зрителях и болельщиках с тем, чтобы предупредить чрезмерную тревожность или агрессивность.

      • В ряде случаев спортсменов следует на тренировках специально готовить к чрезмерному шуму толпы или применять специальные противошумные затычки для ушей. Для адаптации спортсменов к возможным выкрикам и критическим замечаниям можно использовать неожиданное посещение тренировок посетителями, которые по просьбе тренера будут делать неблагоприятные замечания.

      • Спортсменам следует объяснить, что тревожность и признаки активации (возбуждения), которые у них могут появиться в присутствии большого количества зрителей, являются нормальными и могут помочь выступлению, если заранее к этому подготовиться.
      • При освоении спортсменами сложных движений их следует оградить от чувствительных зрителей. Первые соревнования сезона следует планировать с учетом этого фактора. Однако по мере освоения движений и навыков влияния зрителей можно использовать для повышения уровня деятельности.