Практические (семинарские) занятия

Бакалавры, 3 семестр, форма отчетности — экзамен

промежуточная отчетность:

— тест на каждом занятии, начиная со второго (семинар 1)

— эссе (500 слов, 10 pt) по каждому разделу (8)

— КСР: аттестационный тест (9-я неделя) и итоговый тест (18 неделя)

 

дополнительные задания для желающих повысить оценку:

— доклад на семинаре по вопросам, выделенным желтым цветом в данной таблице. Студент сам предлагает и согласовывает с преподавателем тему своего доклада. Не более одного доклада на одном семинаре.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Тема 1. Психолинг-вистика как наука.Социолингвистика. Объект, предмет, методы. Объект, предмет, цели, задачи, методы психолингвистики. Направления, школы психолингвистики. Разделы психолингвистики. Общая и частная психолингвистика. Возрастная и социальная психолингвистика. Связь с другими дисциплинами. История психолингвистики.
2. Тема 2. Психолингвистика языка. Языковое сознание. Звук и смысл. Фоносемантика. Слово в сознании человека. Словообразование в речевой деятельности. Психолингвистические аспекты грамматики. Психолингвистика дискурса. Текст в речевой деятельности. Невербальные компоненты устного дискурса. Паралингвистика.
3. Тема 3. Психолинг-вистика мышления (Теория речевой деятельности). Модели порождения высказывания. Этапы порождения речи. Порождение речи в разных коммуникативных условиях. Этапы понимания речи. Прогнозирование речевой деятельности.
4. Тема 4. Психолинг-вистика мозга (нейролингвистика) Структура языка и строение мозга. Речь и функциональная асимметрия мозга. Речевые зоны в головном мозге. Речевые нарушения (патопсихолингвистика).
5. КСР  
6. Тема 5. Возрастная психолингвистика (онтопсихолингвистика). Вопрос о врожденном характере языковой способности человека. Этапы становления речи ребенка (дословесный период, становление фонетического строя, лексико-семантической системы, детское словотворчество, становление грамматики).

Становление языковой личности. Формирование механизма внутренней речи. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых. Эволюция дискурсивной компетенции.

7. Тема 6 Социальная психолингвистика. Психолингвистика межличностного общения. Психолингвистическая конфликтология. Языковая личность и речевая субкультура. Языковая игра в речевой деятельности. Социолингвистика. Языковое сообщество. Языковая ситуация. Виды языковой ситуации (эндоглоссная и экзоглоссная, сбалансированная и несбалансированная).

Социальная типология языков. Социально обусловленная вариативность языка. Билингвизм. Языковая интерференция. Языковая политика.

Тема 7 Этнопсихо-лингвистика. Языковая личность и культура. Взаимовлияние языка и мышления. Национально-культурная специфика слова. Лакуны. Культурно-специфичное речевое поведение. Овладение иностранным языком как психолингвистическая проблема. Речь иностранца. Ошибки при изучении иностранного языка. Кросс-культурные контакты. Аккультурация. Культурный шок. Лингвистический шок.
Тема 8 Прикладные аспекты психолингвистики. Язык и гендер. Психолингвистические аспекты изучения филогенеза языка. Психолингвистика и искусственный интеллект. Автоматический анализ текста. Язык и речевое воздействие. Нейролингвистические программирование. Судебная психолингвистика. Идентификация языковой личности.
КСР  

Практические (семинарские) занятия

Номер занятия   Наименование темы и содержание занятия литература (электронные документы в папке user:\2_курс\Психо-лингвистика) Формы контроля выполнения работы  
 
Тема 1. Методы социолингвистического и психолингвистического анализа.   доклады на семинаре (примеры тем): 1. Психолингвистика в СССР (основные направления, представители, цели, задачи, достижения) 2. Психолингвистика в США (основные направления, представители, цели, задачи, достижения) 3. Психолингвистика в Европе (основные направления, представители, цели, задачи, достижения) Белянин, с.8-33, 125-150 (методы) Глухов, с. 9-30 Красных, с.8-30 опрос, проверка конспекта
Тема 2. Языковые единицы в сознании человека. Ассоциативные связи в языке.   доклады на семинаре (примеры тем): 1. Паралингвистика. Невербальные компоненты коммуникации. 2. Словотворчество детей и взрослых. Глухов, с.60-101 Горелов, с.11-67 Красных, с.31-72 опрос, проверка конспекта
Тема 3.

Теория речевой деятельности. Этапы порождения и понимания речи.   доклады на семинаре (примеры тем): 1. Понятие языковой компетенции 2. Прогнозирование речевой деятельности. Как этому научиться?

Белянин, с.69-107 Глухов, с.31-59, 102-126 Горелов, с. 68-104 Красных, с.73-142, 225-248 опрос, проверка конспекта
Тема 4. Речевые центры в головном мозге и связи между ними.   доклады на семинаре (примеры тем): 1. Языковое сознание и языковое мышление. 2. Методы изучения речевых зон в головном мозге. Белянин, с.169-187 Горелов, с.105-128 опрос, проверка конспекта
Тема 5. Онтопсихолингвистика. Этапы усвоения речи ребенком.   доклады на семинаре (примеры тем): 1. Формирование механизма внутренней речи. 2. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых. Белянин, с.34-68 Глухов, с.170-198 Горелов, с.200-271 Красных, с.143-161 опрос, проверка конспекта
Тема 6. Билингвизм и языковая интерференция.   доклады на семинаре (примеры тем): 1. Психолингвистическая конфликтология. 2.

Речевая субкультура. 3. Языковая политика.

Горелов, с.148-200   опрос, проверка конспекта
Тема 7. Язык и культура. Кросс-культурное взаимодействие.   доклады на семинаре (примеры тем): 1. Психо- и социолингвистические проблемы при Кросс-культурных контактах. 2. Психолингвистические аспекты Аккультурации. 3. Культурно-(этно-)специфическое речевое поведение. Белянин, с.151-168 Горелов, с.128-147 опрос, проверка конспекта
Тема 8. Прикладные аспекты психолингвистики.   доклады на семинаре (примеры тем): 1. Идентификация языковой личности (как «разанонимить анонима») 2. Судебная психолингвистика. Задачи и достижения. Белянин, с.188-217 Горелов, с.272-300 опрос, проверка конспекта

 

данная литература представлена в библиотеке УлГТУ (lib.ulstu.ru)

 

Основная литература:

1. Белянин, Валерий Павлович. Психолингвистика: учебник / Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. — 3-е изд., испр. — М.: Флинта, 2005. — 227 с.

2. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003. — (Серия «Высшее образование»).

— 320с.

3. Беликов, Владимир Иванович. Социолингвистика: учебник. — М.: РГГУ, 2001. — 439с.

4. Карасик, Владимир Ильич. Язык социального статуса: Монография. — М.: Гнозис, 2002. — 333с.

 

Дополнительная литература:

1. Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психолингвистика / Акад. наук СССР, Науч. совет по теории советского языкознания при отд-нии литературы и языка. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. — (Вопросы теории языкознания).

— 118 с.

2. Ковшиков, Валерий Анатольевич. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учеб. пособие для студ. педвузов. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — (Высшая школа).

— 319 с.

3. Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия для вузов / Радзиховская В. К.; под ред. В. К. Радзиховской. — М.: Академия, 2003. — (Высшее образование).

— 461 с.

4. Белянин, Валерий Павлович. Психолингвистика: учебник / Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. — 5-е изд. — М.: Флинта, 2008. — 227 с.: табл.

5. Фрумкина, Ревекка Марковна. Психолингвистика: учеб. пособие. — 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2007. — (Высшее профессиональное образование. Языкознание).

— 316 с.: табл. — В прил., с. 219-267, тексты Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Л. Я. Гинзбург, Р. М. Фрумкиной.

6. Слобин, Дэн И. Психолингвистика / Психолингвистика. Хомский и психология / Дж. Грин ; к сб. в целом: пер. с англ. Е. И. Негневицкой, под общ. ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. — 5-е изд. — М.: URSS, 2009. — 350 с.

7. Spolsky, Bernard. Sociolinguistics: Oxford Introductions to Language Study. — Oxford: Oxford university, 1998. — 128 c.

8. Thibault, Paul J. Agency and Consciousness in Discourse: Self-other dynamics as a complex system. — London: Continuum, 2006. — 354 p.: ill.

9. Зарубежная лингвистика: Избранное: Пер. с англ. / Звегинцев В. А.; Общ. ред. В. А. Звегинцева, Н. С. Чемоданова; Ред. — сост. В. Д. Мазо. — М.: Прогресс, 1999. — (Новое в лингвистике).

— Ч. 1. — 304с.

10. Алефиренко, Николай Федорович. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2005. — 412 с.

11. Швейцер, Александр Давидович. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. — 2-e изд. — М.: URSS, [2009]. — (Из лингвистического наследия А. Д. Швейцера).

— 174, [2] с.: ил.

12. Шор, Розалия Осиповна. Язык и общество / предисл. В. М. Алпатова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: URSS, 2009. — 152 с.

13. Язык и общество на пороге нового тысячелетия: итоги и перспективы: тезисы докладов междунар. конф. (Москва, 23-25 окт. 2001 г.) / Михальченко В. Ю.; Ин-т языкознания РАН ; редкол.: В. Ю. Михальченко [и др. ]. — М.: УРСС, 2001. — 360 с.

14. Наумов, Владимир Викторович. Государство и язык. Формулы власти и безвластия. — М.: URSS, 2010. — 182 с.:

15. Звегинцев, Владимир Андреевич. Мысли о лингвистике / предисловие В. М. Алпатова. — 2-е изд. — М.: URSS, 2008. — (Из лингвистического наследия В. А. Звегинцева).

— 333, [2] с.

16. Виноградов, Виктор Алексеевич. Социолингвистическая типология. — 3-е изд. — М.: URSS, 2009. — 128 с.: ил.