ПСИХОЛИНГВИСТИКА.Семинары бакалавриата

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛИНГВИСТИКА»

Основная литература к семинарам:

  1. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: Учебное пособие для вузов. – М.: АСТ, Астрель 2008. / Л.С. Выготский как один из основоположников психолингвистики. – с. 27–30.
  2. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекишева и др. – М.: Академия, 2003.

СЕМИНАР № 1

Тема: Ж. Пиаже об интеллекте, речи и языке в онтогенезе»

Продолжительность – 2 часа

Учебная цель: ознакомиться с теоретическим вкладом Ж. Пиаже в понимание соотношения интеллекта, речи и языка в онтогенезе.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Сводится ли функция речи к функции сообщения мысли? Как раскрывает Ж. Пиаже решение этого вопроса?

2. Как в своих исследованиях Ж. Пиаже наблюдал речевую деятельность детей?

3. Какие особенности и сложности свойственны, по Ж. Пиаже, речевой деятельности ребенка младшего возраста?

4. Какие черты детского миропонимания и мироощущения отмечает Ж. Пиаже?

5. Каково место вопроса в процессе мыслительной деятельности ребенка? Какими примерами Ж. Пиаже иллюстрирует специфичность его положения?

6. Что такое, согласно Ж. Пиаже, интеллект? Каковы его фундаментальные свойства? Что есть интеллект с функционально-структурной точки зрения?

7. О каких условиях интеллектуального развития ребенка говорит Ж.Пиаже?

8. В чем видел Ж. Пиаже более высокую степень интеллектуального развития ребенка на втором году его жизни?

9. Какие этапы построения операций умственной деятельности ребенка отмечены в концепции Ж. Пиаже?

10. Какие источники воздействия социальной среды на интеллект в онтогенезе видит Ж. Пиаже?

11. В чем состоит, по Ж. Пиаже, специфика периода овладения ребенком речью?

12. Как понимает Ж. Пиаже интеллектуальный обмен между людьми?

Литература

  1. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка (Извлечения).

    / Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекишева и др. – М.: Академия, 2003.

  2. Пиаже, Ж. Психология интеллекта (Извлечения).

    3 стр., 1354 слов

    Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

    ... Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, ... как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-, трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» ...

    / Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекишева и др. – М.: Академия, 2003.

СЕМИНАР № 2

Тема: «Л.С. Выготский о соотношении мысли, речи и языка, и о психологической организации порождения речи»

Продолжительность – 2 часа

Учебная цель: ознакомиться с теоретическим вкладом Л.С. Выготского в понимание взаимосвязи мысли, речи и языка и в психологическую организацию порождения речи.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Какими свойствами, по мнению Л.С. Выготского, должна обладать единица анализа, вскрывающего отношения между мыслью и словом?

2. Как определяет отношение мысли к слову Л.С. Выготский?

3. В чем, по мнению Л.С. Выготского, состоит принципиальное различие в течении процесса мысли и процесса речи?

4. Чем, по мысли Л.С. Выготского, отличается понимание слова ребенком от понимания слова взрослым?

5. В чем видит Л.С. Выготский принципиальное отличие внутренней речи от внешней?

6. Как соотносятся, по Л.С. Выготскому, эгоцентрическая и внутренняя речь? Какой основной метод изучения внутренней речи он применяет?

7. Какой ведущий процесс развития психики проявляется, как считает Л.С. Выготский, в «отмирании» эгоцентрической речи?

8. Как соотносятся, по Л.С. Выготскому, письменная и устная речь?

9. В чем видит Л.С. Выготский отличие поэтической речи от прозаической?

10. На каком основании Л.С. Выготский различает значение и смысл слова? Что, по его мнению, составляет основной закон динамики значений слова?

11. Какой аналог слова во внутренней речи находит Л.С. Выготский во внешней речи? На основании чего это происходит?

12. Как осуществляется, в понимании Л.С. Выготского, переход от внутренней речи к внешней?

13. Если, по Л.С. Выготскому, внешняя речь есть «превращение мысли в слово», то что в таком случае представляет собой внутренняя речь?

14. Как представляет Л.С. Выготский собственно мыслительный процесс?

15. Как происходит, по мысли Л.С. Выготского, взаимопонимание, «общение сознаний»?

16. Почему Л.С. Выготский называет слово «микрокосмом человеческого сознания»?

Литература

  1. Леонтьев, А.А. Л.С. Выготский как психолингвист и вклад его школы в психолингвистику. /Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекишева и др. – М.: Академия, 2003.
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь (Извлечения).

    / Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекишева и др. – М.: Академия, 2003.

СЕМИНАР № 3

Тема: А.Н. Леонтьев о теории психолингвистики

Продолжительность – 2 часа

Учебная цель: ознакомиться с теорией А.Н. Леонтьева об интериоризации речи.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

16 стр., 7589 слов

Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. ...

... месяцев), имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление — объемные учеб­ные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребен­ка к самостоятельной жизни (эти ...

1. Что составляет, по выражению А.Н. Леонтьева, «необходимую предпосылку» «усвоения ребенком специфических человеческих действий»?

2. В чем состоит отличие, как пишет А.Н. Леонтьев, функции слова в механизме речевого действия на первых этапах овладения речью от функции слова на более высоких стадиях речевого развития?

3. В результате какого психического процесса, по А.Н. Леонтьеву, изменяется функция слова в механизме речевого действия в онтогенетическом развитии?

4. При каких условиях, по мысли А.Н. Леонтьева, необходимо происходит интериоризация речевого действия?

5. Какое свойство мыслительного действия отражает упомянутый А.Н. Леонтьевым факт, что «арифметическое действие сложения… предшествует» образованию «прочных ассоциативных связей типа 2 + 3 = 5»?

6. Какую роль, по А.Н. Леонтьеву, играют в процессе формирования и выполнения речевого действия так называемые действия «в уме», умственные действия?

7. Что значит, по мнению А.Н. Леонтьева, экстериоризовать умственные действия? Покажите экстериоризацию внутренней речи на примере передачи опыта овладения языком.

Литература

  1. Леонтъев, А.Н. Проблемы развития психики (Извлечения).

    / Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекишева и др. – М.: Академия, 2003.

СЕМИНАР № 4

Тема: «Современная теоретическая и прикладная XX века»

Продолжительность – 2 часа

Учебная цель: ознакомиться с современными научными и прикладными аспектами психолингвистики на основе работ А.А. Леонтьева и А.Р. Лурия.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. А.А. Леонтьев: психолингвистика XX века

  1. Содержание психолингвистики речевого воздействия.
  2. Концептуальные основы психолингвистики речевого воздействия в России.
  3. Разработка психолингвистики речевого воздействия.
  4. Основные направления разработки психолингвистики речевого воздействия.

2. А.Р. Лурия о мозговой организации речевой деятельности

  1. Формирование и структура внутренней речи.
  2. Мозговая организация регулирующей функции речи.

Литература

  1. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики (Извлечения).

    / Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Ю Т.А. Пекишева и др. – М., 2003.

  2. Леонтьев, А.А. Психологическая модель порождения речи Ч. Осгуда. / Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов,Ю Т.А. Пекишева и др. – М., 2003.
  3. Леонтьев, А.А. Трансформационный метод исследования языковых структур по Н. Хомскому. / Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекишева и др. – М., 2003.
  4. Лурия, А.Р. Язык и сознание. Лекция VII. Внутренняя речь и ее мозговая организация. / Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. В.К. Радзиховская, А.П. Кирьянов, Т.А. Пекишева и др. – М., 2003.

5

16 стр., 7613 слов

Журнал Вопросы психолингвистики 2013 г. № 2

... на описании и сравнении языковых систем, психолингвистика ориентирована на объяснение речевых, на выявлении универсальных закономерностей речевой деятельности, на использование ее законов в ... основных теоретических проблемах и традициях современной психолингвистики; умение использовать терминологию и методику психолингвистики в процессе квалификации речевых явлений во взаимодействии с условиями ...