Основные понятия по курсу «Психология и педагогика»

  • Психология – наука о закономерностях и функционировании психики
  • Объектом психологии является мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых человеком.

Методы психологии:

  • Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства).
  • Беседа – метод получения психологической информации в диалоговом общении.
  • Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие какого-либо проявления психики.
  • Эксперимент – активное вмешательство исследователя в проявления наблюдаемого объекта с последующей фиксацией этих проявлений.

Основные отрасли психологии:

  • Общая психология изучает общие психологические закономерности, принципы и методы психологии.
  • Социальная психология изучает характеристики поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы.
  • Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания.

Психика человека:

  • Психика – субъективный образ объективного мира; это свойство мозга, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Уровни психики:

  • Сознание – процесс погружения человека в свой внутренний психический опыт, обдумывание, оценивание этого опыта для жизни. Сознание организовано, многопланово, обладает спонтанностью.
  • Бессознательное – совокупность психической информации, неосознаваемой и неконтролируемой самим человеком.

Структура психики:

  • психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
  • Психические состояния – относительно устойчивые уровни психики в определенные

отрезки времени.

  • Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичные для данного человека.

Структура познавательных процессов:

  • Ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих непосредственно на органы чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые, вибрационные, органические).
  • Восприятие – психический процесс, прием информации, поступившей через органы чувств, который завершается построением образа. Иногда восприятие называют перцепцией. Восприятие не равно сумме ощущений.

Свойства восприятия:

9 стр., 4330 слов

Тема 2. Психология восприятия рекламы

... личности. В) Общение. Г) Передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.   Тема 2. Психология восприятия рекламы 1. Прочитав следующие характеристики психических процессов, ... исключи лишний компонент. А) Ощущение. Б) Восприятие. В) Потребность. Г) Внимание. Д) ...

  • Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, личностных особенностей человека.
  • Константность – свойство восприятия строить образ мира как относительно устойчивый и постоянный. К примеру, белые лепестки ромашки и при ярком солнечном свете, и при свете луны воспринимаются человеком как белые.
  • Целостность и структурность – свойства восприятия дополнять создаваемый образ недостающими деталями, достраивая его до целого. К примеру, если на листе бумаги нарисованы только зеленые глаза, усы, когти и пушистый хвост, человек способен воспринять изображение кошки.
  • Избирательность – свойство восприятия строить образ необходимых ему объектов. Человек воспринимает то, что хочет и способен воспринимать.

  • Внимание – важная часть любого психического процесса, направленность и сосредоточенность психики на одном объекте, при одновременном отключении от других объектов.

Свойства внимания:

  • Устойчивость – способность длительное время поддерживать высокий уровень концентрации внимания к данному объекту. Устойчивость – временная характеристика.
  • Концентрация – показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте. Концентрация означает образование временного центра (фокуса) психики человека.
  • Распределение – способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно, при этом образуются несколько фокусов, что дает возможность совершать несколько действий одновременно.
  • Объем – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания. Объем во многом зависит от однородности объектов и опыта человека.
  • Переключение – переход внимания от одного объекта к другому. Включение и выключение внимания. Может быть произвольным и непроизвольным (отвлечение).

Виды внимания:

  • Непроизвольное внимание – вид внимания, возникающий на основе ориентировочного рефлекса под воздействием на психику сильного (яркого, неожиданного, необычного) раздражителя. К примеру, если во время лекции в окно влетит воробей, внимание сразу сосредоточит сознание именно на этом объекте.
  • Произвольное внимание – вид внимания, сознательное сосредоточение на определенном объекте, требует волевых усилий, утомляет психику через 20 минут.
  • Послепроизвольное (вторично произвольное) внимание – вид внимание после сознательного вхождения в деятельность при появления интереса к ней, не требует волевых усилий, может быть длительным. Напряжение при этом не возникает и человек не устает. К примеру, увлекательный ночной фильм хочется досмотреть до конца, несмотря на необходимость идти рано утром на занятия в университет.

  • Память – психический процесс накопления, закрепления, сохранения и последующее воспроизведения человеком своего опыта. Память – это основа психической жизни человека, она связывает прошлое, настоящее и будущее, лежит в основе развития и обучения.

Виды памяти по длительности хранения:

8 стр., 3723 слов

Мышление как специфический процесс

... имеют корни, какую роль играют листья. 1. Основные особенности процесса мышления Процесс мышления отличают следующие особенности: Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между ... всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений. В процессе мышления человек ...

  • Кратковременная память – обеспечивает запоминание однократно предъявляемой информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация забывается или переходит в долговременную память, но при условии 1- 2 кратного повторения информации.
  • Долговременная память – обеспечивает длительное хранение информации, емкость и длительность ДП безграничны. ДП может быть с сознательным доступом (человек произвольно вспоминает нужную ему информацию) и закрытая ДП (в естественных условиях человек не способен воспроизвести информацию, для этого нужны специальные условия, к примеру, гипноз).
  • Оперативная память – обеспечивает сохранение и воспроизведение информации для конкретной деятельности, при этом информация поступает из КП и ДП.

Виды памяти по особенностям запоминания:

  • Двигательная (моторная) память – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (завязывать галстук, управлять автомобилем)
  • Эмоциональная память – способность запоминать чувства, переживания, эмоциональные состояния (память страха, стыда, ярости).
  • Наглядно-образная память – способность запоминать образ в соответствии с ведущим анализатором (память на вкус, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный образ).
  • Словесно-логическая память – способность запоминать информацию с опорой на смысл. С этим видом памяти связана информационная часть человеческого ума, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, письмо, счет).

Три главных процесса памяти:

  • Запоминание – процесс памяти, анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование.
  • Сохранение – процесс памяти, организация и удержание информации в мозгу.
  • Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений.

  • Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности (похоже на компьютер, поиск нового, скрытого, опираясь на уже известное).

Операции мышления:

  • Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
  • Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
  • Синтез – мыслительная операция, позволяющая переходить от частей к целому.
  • Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
  • Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Виды мышления:

2 стр., 534 слов

Практическое занятие № 2. Личность студента в образовательном процессе

... - 544 с. 8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для студ., обуч. по направлению и спец. психологии. 2-е ... профессиональном образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. Справочная литература Болонский процесс: глоссарий / Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И. Байденко и доктора ...

  • Наглядно-действенное мышление – вид мышления, непосредственное, реальное преобразование ситуации, манипуляции с предметами.
  • Наглядно-образное мышление – вид мышления с опорой на образы, представление ситуации в измененном виде, манипуляции производятся не с предметами, а с их образами.
  • Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями.

Основные формы логического мышления:

  • Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
  • Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
  • Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
  • Воображение – психический процесс, заключающийся в создании нового образа путем переработки информации, полученной в предшествующем опыте. Может быть активным (создание нового образа путем отбора материала в соответствии с замыслом) и пассивным (сновидения, грезы).

Психология личности

  • Личность – сознательный индивид, член определенного общества
  • Личность – своеобразное сочетание черт, определяющий стиль мышления и поведения человека.
  • Направленность личности – система устойчивых мотивов, определяющая поведение личности в изменяющихся условиях.
  • Устойчивость личности – последовательность и предсказуемость поведения, закономерность ее поступков.

  • Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения.

Типы темперамента:

  • Холерик – сильный тип темперамента, проявляется в общей подвижности, бурных эмоциях, неуравновешенности. Похож на кипящую воду: активность, слабость контроля за изменениями активности.
  • Сангвиник – сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, уравновешенностью.
  • Флегматик – сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлении и настроении, слабостью выражения эмоций, низким уровнем психической активности. Похож на густое повидло: медленное течение всех психических процессов.
  • Меланхолик – слабый тип темперамента, которому свойственны замедленные движения, сдержанность речи, низкий уровень психической активности, склонность переживать даже по незначительному поводу. Похож на опущенный занавес: пониженный фон настроения.

  • Характер – система устойчивых свойств личности, которая проявляется в отношении человека к себе, к людям, к выполняемой работе. Похож на отпечаток пальца: все характеристики устойчивы.
  • Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

    26 стр., 12543 слов

    Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание ...

    ... развитии личности. Актуальность этого процесса пронизывает весь спектр подготовки личности к социальной, профессиональной и иным видам деятельности в процессе, как воспитания, так и обучения. Предмет психологии воспитания - развитие личности ... в любом обществе. Изменения в развитии общества задают новые цели воспитания в виде требований, предъявляемых к личности человека. Но существуют и такие ...

    Похожа на действие человека, когда его правая рука тянется к кнуту, а левая – к прянику (есть противоречие и нужно выбирать).

  • Эмоции – своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний.

  • Способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. Потенциальные возможности освоения деятельности
  • Задатки – анатомические и физиологические особенности организма, природные предпосылки развития способностей (предпосылки, которые могут и не использоваться): свойства нервной системы, строение анализаторов и др.
  • Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих активность личности в определенном направлении.
  • Мотив – источник активности человека, имеющий конкретное предметное воплощение («Хочу именно это!»).

  • Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи опыта старшего поколения младшим. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

    В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педагогической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. В числе задач науки о воспитании важнейшее место занимают задачи РАЗРАБОТКИ НОВЫХ методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

  • Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества – воспитание. Поэтому педагогику называют наукой о воспитании.
  • Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.
  • Развитие человека – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов.

Образование – это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека, это процесс освоения системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:

  • является способом социализации личности и преемственности поколений;
  • является средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;
  • ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
  • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования).

7 стр., 3173 слов

Процесс воспитания и его результаты

... и др. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Уровень педагогической квалификации. ... ребенка, желательно связанные с их совместной деятельностью, например вечерняя сказка, прогулка в выходные. ... 6 Порицая проступок, нужно исключить оскорбления, унижающие личность ребенка. Неодобрение должно касаться только совершенных ...

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития системы образования.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования. В свою очередь, теория — это сово­купность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих со­бой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процес­сов объективной действительности.

1. Общая методология педагогики предполагает учет:

— Основных положений и принципов материалистической диалек­там;

— Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с котором процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

— Закона перехода количественных изменений в качественные, со­гласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;

— Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением ко­торого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование от­рицательных характеристик, если они свойственны человеку;

— Основных категорий материалистической диалектики;

— Представлений о зависимости педагогического процесса от соци­ально-экономического и политического развития общества, культур­ных и этнических особенностей людей;

— Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной — и воспитательной работы в обществе и его образовательных учрежде­ниях.

2. Специальная методология педагогики ориентирует на учет:

— Устойчивых представлений о сознании и психике человека и воз­можностях педагогического и воспитательного воздействия на него;

— Особенности формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

— Единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе)

— Представлений о целостном формировании личности в группе (коллективе).

Целеполагание в педагогике

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средство достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашают то или иной общество. Гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

3 стр., 1440 слов

Педагогического процесса ДОУв группах раннего возраста

... которые болели. Индивидуальная информация о ребенке, вплоть до детских работ по изобразительной деятельности, желательно представлять родителям в отдельных папках. В группе, особенно в «приемной», для ... для обыгрывания. Книжный уголок должен быть рядом с театром; - в уголке изобразительной деятельности – доска, мел, карандаши (в свободное пользование не даются).

Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться создание предпосылок для самореализации личности.

Цели воспитания в современной школе: высокое качество образования;

индивидуальный подход; воспитание гармонично и всесторонне развитого человека;

формирование творческой самостоятельности, гуманной и внутренне свободной личности.

В современной педагогике педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, реализующее содержание образования с применением определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение требований общества и самой личности. В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Среди принципов педагогического процесса можно выделить следующие:

  • гуманистическая направленность педагогического процесса;
  • связь с жизнью и практикой;
  • научность;
  • наглядность;
  • сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
  • уважение и разумная требовательность к воспитаннику.

Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения.

Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий. Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.

К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие]:

направленность обучения – определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;

тесная связь с жизнью – характеризуется пониманием значения теории в жизни человека, в его практической деятельности и умении применять усвоенные знания для решения задач практического характера; теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности;

23 стр., 11392 слов

61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные ...

... обучения Продукт педагогической деятельности: формируемый у ученика индивидуальный опыт Результат педагогической деятельности: личностное, интеллектуальное совершенствование и становление личности обучающегося, как активного субъекта учебной деятельности. Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая ... Педагогическая деятельность и процесс оказываются ...

систематичность, последовательность, преемственность – обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;

доступность обучения – определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся, необходимо организовывать процесс учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;

наглядность обучения – обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;

оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения – зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;

рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения – достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;

сознательность, активность, самостоятельность обучения – достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;

прочность, осознанность и действенность знаний и умений – обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых; способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память; основная необходимость заключается в запоминании лишь основных понятий, наличие навыков рассудочной деятельности, обеспечит самостоятельное обоснование новых понятий, объяснение фактов и т. п.;

народность – обращения к истории, традиции предыдущих поколений, до­стижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре;

индивидуальный подход в процессе коллективной работы – в коллективе появляется потребность самовыражения, потребность в общении и в подражании, поэтому необходимо воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого ученика.

Все дидактические принципы взаимосвязаны, и только применением их в неразрывной совокупности обеспечивается эффективность процесса обучения.

  • Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание (руководство учением, организация учебного труда обучаемых, планомерная и систематическая передача содержания образования) и учение (усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Функции обучения

Образовательная функция.

10 стр., 4591 слов

Теория целостного педагогического процесса

... самовоспитание и самообразование, обучения в самообучение. Следующая закономерность, характеризующая целостность педагогического процесса, - психологическая закономерность решающей роли деятельности и общения в воспитании и обучении. Каково содержание и характер деятельности ученика - таков и ...

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Воспитательная функция.

Воспитывающий характер обучения — отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися

Развивающая функция.

Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель.

Общая и главная цель – передачи учащимся совокупности знаний, умений и навыков, развитие умственных сил учащихся.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого детьми.

Центральной фигурой, системообразующем началом процесса обучения является учитель – носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей.

Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создается процесс обучения.

Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы.

Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок.

Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, индивидуальное и групповое обучение, кружок.

Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня большое самостоятельное значение. Ее функцией не является возмещение недостатков в работе учителя, задача которого в обеспечение хорошего качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Самостоятельные занятия необходимы как решающее средство закрепления умений и навыков, интенсивного развития умственных сил, морального самоутверждения.

Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в производительном, общественно полезном труде.

Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов , направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками.

Содержание – (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений, навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Методы обучения:

  • Объявнительно-иллюстративный метод предполагает, что учащиеся получают знания в «готовом» виде – на лекциях, из литературы.
  • Репродуктивный метод заключается в повторении учащимися некоторого образца, выполнение заданий по инструкциям, предписаниям, планам.
  • Метод проблемного изложения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска. Затем, используя свой опыт, показывает систему доказательств и способ решения поставленной задачи.
  • Частично-поисковый или эвристический метод проявляется в активном поиске решения поставленной задачи.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

Воспитание есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека.

Когда воспитание обозначает весь процесс всестороннего развития личности и включает в себя как овладение знаниями, умениями и навыками, так и формирование у нее социальных и духовных отношений, оно трактуется в широком значении. Когда речь идет об овладении знаниями, умениями и навыками под руководством педагога, этот процесс называют обучением. Формирование же у растущей личности социальных и духовных отношений обозначается понятием воспитание в узком смысле.

Методы педагогического воздействия на личность:

  • Убеждение – метод педагогического воздействия на личность (разум, чувства и волю) с целью формирования желаемых качеств
  • Упражнение – метод педагогического воздействия, планомерное, организованное выполнение различных действий.
  • Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

Поощрение. Поощрение — это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусах встречаются рисунки на темы педагогической практики тех лет: мальчик в характерной позе и учитель с розгами над ним.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

Воспита­ние детей — конституционная обязанность родителей.

Задача родителей — развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уваже­нием и гуманным отношением к детям. Если дети не знают своих обязанностей в семье и сызмала не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты.

Под социальными группами обычно понимаются устойчивые об­щности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регули­руемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроени­ями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями.

Организованные группы — это группы, имеющие четкую организаци­онную структуру и существующие устойчиво длительное время.

В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, существующими непродолжительное время.

Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно офи­циально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и анти­патий.

Высокоразвитые группы- это группы давно созданные, отличающие­ся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы от­ношений, сплоченности и т д. Обычно их называют коллективами.

Референтные (эталонные) группы- это группы, на которые люди ори­ентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.

Особенность педагогического общения

Особенность педагогического общения заключается, в первую очередь, в том, что оно осуществляется главным образом или даже исключительно ради воспитанника, и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника. Педагогическое общение, тем более профессиональное, осуществляется с целью оказать влияние на воспитанника –включить его в деятельность, способствующую формированию и развитию положительных личностных качеств, вызвать у него стремление к самоусовершенствованию.

Функции педагогического общения

Нормативная функция выражается в обеспечении освоения норм и правил социально-типического поведения и формирования умений и навыков правильного поведения.

Познавательная функция педагогического общения заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах. Реализуется эта функция в ходе обычной учительской работы на уроках, которая и составляет главную, наиболее значимую часть общения учителя со школьниками, а также на факультативных занятиях, внеурочных занятиях по учебным предметам.

Эмоциональная функция педагогического общения – это обогащение всего спектра положительный, прежде всего эмоциональных состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы.

Актуализирующая функция педагогического общения есть реализация в процессе общения типичных для личности ее сторон, самоутверждение ученика и учителя, их утверждение в мнении других. Общение дает возможность для социального утверждения воспитанника и воспитателя, для понимания ими своей индивидуальности и значимости.

В педагогическом общении важным инструментом воспитания являются приемы педагогического воздействия

По характеру приемы педагогического воздействия можно разделить на две группы:

созидающие, способствующие развитию у учащихся положительных качеств, и тормозящие, способствующие преодолению отрицательных.

Модель современного педагога

11