Философия 88

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

Институт химии и физики

Кафедра философии для естественно-научных и инженерных специальностей

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

«______»__________201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки

020300 Химия, физика и механика материалов

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

г. Саранск

2011 Г.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины:

Целями освоения учебной дисциплины «Философия» являются:

— формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;

— овладение базовыми принципами и приемами философского познания;

— введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;

— выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

— развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место учебной дисциплины в структуре ооп:

дисциплина «Философия» является дисциплиной базовой части ГСЭ блока цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 020300 «Химия, физика и механика материалов»;

специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

является предшествующей для следующих дисциплин (напр., «Основы культурологии, социологии и политологии», Культурология», «Основы психологиии общения» и др.).

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь:формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрироватьспособность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

4. Образовательные технологии

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги

5.1 Содержание учебной дисциплины (модуля).

Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Аудиторные занятия (всего)

1 ЗЕТ

В том числе:

Лекции

18

18

Семинары (С)

18

18

Самостоятельная работа (всего)

1 ЗЕТ

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72

2

2

5.2. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

1.

Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

1, 2 неделя

Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты

2.

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIXвеков. Современная философия. Традиции отечественной философии

3, 4, 5 неделя

Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты

3.

Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

5,6,7 неделя

Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты

4.

Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

7, 8 неделя

Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты.

5.

Философия и методология науки

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

9, 10 неделя

Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты. Межсессионный зачет

6.

Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

11, 12, 13 неделя

Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты

7.

Философская антропология

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса

14, 15, 16 неделя

Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты

8.

Философские проблемы в области профессиональной деятельности

Развитие философских представлений о строении вещества. Историческая динамика принципов химии: алхимический принцип, принцип взаимосвязи, структурности, периодичности. Философское значение периодического закона Д.И. Менделеева. Основные принципы современной химии.

17, 18 неделя

Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Основы культутрологии, социологии и политологии

х

х

х

х

х

х

2.

Психология общения

х

х

х

х

х

5.4 Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Философия, ее предмет и место в культуре

1

2

2

5

2.

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

3

4

4

11

3.

Философская онтология

2

2

2

6

4.

Теория познания

2

2

2

6

5.

Философия и методология науки

2

2

2

6

6.

Социальная философия и философия истории

2

2

2

6

7.

Философская антропология

4

2

2

8

8.

Философские проблемы в области профессиональной деятельности

2

2

2

6

Творческая работа (эссе)

 

 

 

 

8

8

Другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

10

10

Всего

18

18

36

72

6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Предмет философии, ее структура и функции.

2

2.

2

Основные этапы и направления развития философии

4

3.

3

Проблема бытия и материи. Диалектическое миропонимание.

2

4.

4

Структура познавательной деятельности человека. Проблема истины.

2

5.

5

Особенности научного познания. Проблема научного метода

2

6

6

Общество как система. Диалектика исторического процесса.

2

7

7

Природа и сущность человека. Проблема антропосоциогенеза.

2

8

8

Философские проблемы химии

2

Всего

18

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Тематика эссе:

  1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?
  2. Предназначение философии.
  3. Применение философии к жизни.
  4. Философское содержание проблемы: «Человек есть мера всех вещей».
  5. Роль личности в истории.
  6. Предназначение человека.
  7. Человеческое бытие: свобода и ответственность.
  8. Как надо жить, чтобы нам было лучше?
  9. Можно ли в современном обществе обойтись без насилия?
  10. Этика ненасилия – реальный способ решения социальных проблем или наивные мечтания?
  11. Существует ли нравственный прогресс?
  12. Может ли красота изменить мир?
  13. Возможно ли взаимопонимание представителей разных культур?
  14. Классовая борьба — движущая сила развития общества?
  15. Почему Поппер критиковал неопозитивизм?

Тематика рефератов:

1. Соотношение философии и частных наук: общее и особенное.

2. Философия и искусство.

3. Философия и политика.

4. Рождение философской традиции.

5. Культ семьи и клана в Китае.

6. Жизнь и философия Будды.

7. Учение Эпикура о морали.

8. Философские школы эпохи эллинизма: стоицизм, скептицизм.

9. Кончина Сократа и ее смысл.

  1. Христианское понимание человека, его сущности и предназначения.
  2. Средневековая теория «двойственной истины».
  3. Возрождение как эпоха поиска индивидуальности.
  4. Философские идеи Леонардо да Винчи.
  5. Социальные концепции в философии эпохи Просвещения.
  6. Идея «войны всех против всех» и становление капитализма.
  7. Учение Лейбница о человеке.
  8. Картезианская научно-философская картина мира.
  9. Географический детерминизм Ш. Монтескье
  10. Естественное право и общественный договор.
  11. Философия Фихте и идея деятельной сущности субъекта.
  12. Философия тождества Шеллинга.
  13. Роль нравственной автономии личности в философии права И. Канта
  14. Диалектика производства и потребления. Закон возвышения потребностей.
  15. Философия Маркса и марксизм-ленинизм.
  16. Экзистенциализм о свободе человека.
  17. «Сверхчеловек» в философии Ф. Ницще.
  18. Цивилизация и культура в философии истории О. Шпенглера.
  19. Человек в философии русского космизма.
  20. Философия российского консерватизма.
  21. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.
  22. Н. Бердяев о свободе, творчестве и назначении человека.
  23. Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.
  24. Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.
  25. О самоорганизации материальных систем в эволюции природы.
  26. Антропный принцип и его философское значение.
  27. Особенности биологического времени.
  28. Диалектическое и догматическое мышление.
  29. Развитие и прогресс.
  30. Синергетика как новое миропонимание.
  31. Соотношение социального и природного в психике человека.
  32. Современное естествознание о происхождении сознания.
  33. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.
  34. Моделирование психической деятельности человека.
  35. Интуиция, ее роль в познавательной деятельности человека.
  36. Объяснение и понимание. Основные процедуры понимания.
  37. Знание и вера.
  38. Истина и польза.
  39. Сциентизм и антисциентизм.
  40. Новые этические проблемы науки в начале ХХI века.
  41. Методологические проблемы технического знания
  42. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Феномен зависимости от Интернет.
  43. Фатализм и волюнтаризм в жизни человека.
  44. Образ человека на современном этапе развития общества.
  45. Мотивы человеческой деятельности. Интересы и потребности.
  46. Проявления и признаки антропологической катастрофы.
  47. Перспективы и опасности генетической инженерии.
  48. Парадоксы агрессии.
  49. Роль объективного и субъективного факторов в истории.
  50. Идея общественного прогресса.
  51. Доминанты развития западной цивилизации.
  52. Предпосылки создания химической атомистики Д. Дальтона.
  53. Моделирование в химии.
  54. Диалектика химической связи.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также для контроля самостоятельной работы:

Раздел №1.

  1. Каковы причины разложения мифологического мировоззрения?
  2. Как возникает философия, с какими потребностями и социальными вопросами она связана?
  3. Что такое всеобщность, которую изучает философия?
  4. Каковы основные черты философского мышления?
  5. Чем предмет философии отличается от предмета частных наук?
  6. Какие основные структурные элементы присущи мировоззрению?
  7. Как соотносятся философия и мировоззрение?
  8. Раскройте содержание основных функций философии.
  9. Какое место принадлежит философии в личностном развитии человека?
  10. Обладает ли философия практической действенностью?
  11. Чему учат народные сказки и какова их роль в системе воспитания ребенка?

Раздел №2.

  1. В чем отличие древнекитайской философии от древнеиндийской?
  2. В чем отличие конфуцианства от даосизма?
  3. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?
  4. В зависимости от чего подразделяются индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
  5. Что означает понятие недеяния в даосизме?
  6. Какие материалистические позиции существовали в древней Индии?
  7. Что объединяет всех античных философов?
  8. Что отличает натурфилософский подход в развитии античной философии?
  9. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека?
  10. Кого и почему считают первым философом Запада?
  11. Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии?
  12. Что характеризует линию Аристотеля? В чем видел Аристотель сущность вещей?
  13. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
  14. Каким Вам представляется место античной философии в мировой философской культуре?
  15. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской мысли?
  16. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья?
  17. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?
  18. Почему философия Ф.Аквинского считается вершиной зрелой схоластики?
  19. Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения?
  20. В чем проявляется гуманизм философии Возрождения?
  21. В чем сущность учения Макиавелли?
  22. Что такое реализм? Что такое номинализм?
  23. Что нового внес Ф. Бэкон в философию?
  24. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового Времени?
  25. Чем примечательна философия Просвещения?
  26. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?
  27. В чем суть концепций общественного договора?
  28. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?
  29. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? В чем Кант видел недостатки прежней философии — рационализма и эмпиризма Нового Времени?
  30. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?
  31. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?
  32. Почему свою философию Фейербах называет антропологией?
  33. Каково историческое место и значение немецкой классической философии?
  34. В чем суть материалистического понимания истории — важнейшего открытия марксизма? Как связано материалистическое понимание истории с теорией классов, классовой борьбы и революций?
  35. Какие идеи Маркса получили развитие в ХХ веке?
  36. Каково отношение позитивизма к религии?
  37. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом?
  38. В чем гуманистический смысл трактовки Ж. П. Сартром свободы, ответственности и достоинства человека?
  39. Какое влияние оказал психоанализ на науку и культуру ХХ столетия?
  40. Существует ли особый стиль русской философской мысли?
  41. В чем вы видите односторонность славянофильства и западничества?
  42. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма?
  43. В чем специфика материалистических идей в русской философии?
  44. Каково отличие взглядов Г. В. Плеханова от идей В. И. Ленина?
  45. Объясните смысл понятия «соборность».
  46. Кто разрабатывал проблему ноосферу в русской философии?

Раздел № 3.

  1. Каковы основные проблемы онтологии?
  2. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?
  3. В чем различие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?
  4. Что такое субстанция?
  5. Каково отличие объективной и субъективной диалектики?
  6. Что означает термин «диалектика»? Как изменилось содержание этого понятия в процессе исторического развития философии?
  7. Что представляет собой диалектика как метод?
  8. В чем суть закона диалектической противоречивости?
  9. В чем состоят особенности закона взаимного перехода количественных изменений в качественные?
  10. Раскройте сущность диалектического отрицания.
  11. Каковы особенности философских категорий по сравнению с категориями конкретных наук.
  12. Какими основными признаками должен обладать закон?
  13. Какой закон является «ядром» диалектики и почему?
  14. Назовите учения альтернативные диалектике.
  15. Возможно ли наше мышление без использования фундаментальных категорий?
  16. Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?
  17. Как соотносятся сознательное и бессознательное?
  18. В чем трудность решения проблемы сознания?
  19. Что такое гилозоизм и вульгарный материализм?
  20. Каковы основные функции сознания?
  21. В каких основных формах протекает чувственное познание и абстрактное мышление?
  22. В чем заключается противоположность материального и идеального?

Раздел № 4.

1.Что такое гносеология? Каковы ее роль и место в философии?

2.Что является критериями истины?

3.Чем отличается заблуждение от лжи? Закономерны ли заблуждения в процессе познания?

4.Как философы отвечают на вопрос: «Познаваем ли мир?»

5.Идентичны ли понятия «объективная реальность» и «объект познания»?

6.Что такое агностицизм? В чем причина агностицизма и скептицизма?

7.Что представляет собой самое решительное опровержение агностицизма и скептицизма?

Раздел № 5.

  1. В чем специфика науки как формы общественного сознания? Чем она отличается от искусства, морали, философии, религии?
  2. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм-антисциентизм»?
  3. Каковы критерии научного знания?
  4. Какова структура теоретического исследования?
  5. Чем отличаются по содержанию понятия «чувственное» и «рациональное» от понятий «эмпирическое» и «теоретическое»?
  6. Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?
  7. Какую роль играет интуиция в научном познании?
  8. Почему возникла проблема этических норм науки?
  9. Какую роль в научном исследовании играет философия?
  10. Является ли ссылка на авторитет достаточной для определения истинности того или иного утверждения?
  11. Что означает термин «гипотеза»? Какое важнейшее условие необходимо для того, чтобы гипотеза превратилась в научную теорию?
  12. Что такое проблема? Приведите примеры проблем. Что такое псевдопроблема?

Раздел № 6.

  1. Каково соотношение понятий «необходимость», «принуждение», «насилие»?
  2. В чем заключается понятие «социальное» в его узком и широком смыслах?
  3. Что характеризует общество как систему? В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
  4. Какие теоретические модели общества существуют в социальной философии и чем они отличаются?
  5. Чем различаются философский и социологический подходы к изучению общества?
  6. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
  7. Как понимать общественные законы?
  8. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?
  9. Что характеризует формационный подход в периодизации исторического процесса?
  10. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса?

Раздел № 7.

1. Что отличает философский подход к рассмотрению человека?

2.Почему интерес к человеку в истории философии то возрождается, то угасает? В чем причина усиления интереса в философии к проблеме человека в настоящее время?

3. Каковы данные науки о земном происхождении человека?

4. Что такое антропосоциогенез? Почему проблема антропосоциогенеза – философская проблема?

5. Почему следует рассматривать человека как целостное явление? В чем выражается его целостность?

6. Что такое личность с философской точки зрения? Всякий ли человек является личностью?

Раздел № 8.

1. Каковы основные идеи натурфилософской атомистики?

2. В чем философское значение периодического закона Д.И. Менделеева?

3. В чем суть революционных изменений в химии на рубеже 19-20 вв.?

4. Каковы научные предпосылки создания учения о валентности?

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература (учебники и учебные пособия):

Алексеев П.В., Панин А.В.Философия — М.: Проспект, 2009

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В.Философия — М.: Высшее образование, 2009.

Марков Б.В.Философия — СПб.: Питер, 2009

Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.

Философия:учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008

Философия:учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М.: Проспект, 2009

Философия:учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008

б) дополнительная литература:

Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

Новаяфилософская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

Философия:хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

Философия: учебник / под ред. Н.С. Савкина. — Саранск, Красный Октябрь, 2010.

Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы

Портал «Гуманитарное образование»

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

При освоении учебной дисциплины рекомендуются: компьютерный класс; компьютерные обучающие программы, демонстрационный материал.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы).

Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.

Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS(A,B,C,D,E,F).

При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.

Примеры тестовых заданий.

1. Что является объектом изучения философии?

а) человек и его место в мире

б) природа и ее законы

в) социальные процессы

г) универсальные законы и принципы

д) мир как целостность, универсум

2. Перечислите функции философии

а) ____________________________________________

б) ____________________________________________

в) _____________________________________________

г) ____________________________________________

д) _____________________________________________

3. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

а) возможны ли небелковые формы жизни

б) что есть истина

с) как решить продовольственную проблему человечества

д) в какой мере нравственные качества человека обусловлены его генетической программой

е) что такое свобода.

4. Кто является автором идеи о том, что вода есть первоначало всего сущего?

а) Гераклит

б) Аристотель

в) Фалес

5. Наука о бытии это:

а) аксиология

б) праксиология

в) онтология

г) гносеология

д) антропология

6. Понятию «душа» соответствует определение:

а) нематериальная субстанция, независимая от тела

б) одна из категорий психологии

в) понятие, противостоящее материи

д) синоним понятия «разум»

7. Какие виды материи Вам известны?

а) ________________________________________

б) ________________________________________

в) ________________________________________

8. Верно ли следующее определение сознания? «Сознание – это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе»

а) Да

б) Нет

9. Философское направление, выводящее познание из чувственных восприятий – это:

а) эмпиризм

б) материализм

в) натурализм

г) сенсуализм

10. Истина — это

а) то, что является общепринятым

в) то, что приносит конкретную пользу

с) результат соглашений между учеными

д) соответствие наших знаний окружающей действительности.

Разработчики:

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Доцент кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей

С.Н. Конторович

Эксперты:

Саранский кооперативный институт АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»

Ректор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

Б.Ф. Кевбрин

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Заведующий кафедрой философии

Программа одобрена на заседанииУчебно-методической комиссии Института физики и химии от 25.01.2011 года, протокол № 2.