Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»
Институт химии и физики
Кафедра философии для естественно-научных и инженерных специальностей
-
-
-
-
-
-
-
-
-
«УТВЕРЖДАЮ»
_____________________
_____________________
«______»__________201_ г.
-
-
-
-
-
-
-
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки
020300 Химия, физика и механика материалов
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
г. Саранск
2011 Г.
- Цели и задачи учебной дисциплины:
Целями освоения учебной дисциплины «Философия» являются:
— формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;
— овладение базовыми принципами и приемами философского познания;
— введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;
— выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;
— развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп:
дисциплина «Философия» является дисциплиной базовой части ГСЭ блока цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 020300 «Химия, физика и механика материалов»;
специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;
является предшествующей для следующих дисциплин (напр., «Основы культурологии, социологии и политологии», Культурология», «Основы психологиии общения» и др.).
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь:формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрироватьспособность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
4. Образовательные технологии
Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги
5.1 Содержание учебной дисциплины (модуля).
Объем дисциплины и виды учебных занятий
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
1 |
|||||
Аудиторные занятия (всего) |
1 ЗЕТ |
||||
В том числе: |
— |
— |
|
|
|
Лекции |
18 |
18 |
|||
Семинары (С) |
18 |
18 |
|||
Самостоятельная работа (всего) |
1 ЗЕТ |
36 |
|||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
зачет |
зачет |
|
|
|
Общая трудоемкость час зач. ед. |
72 |
72 |
|||
2 |
2 |
5.2. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) |
1. |
Философия, ее предмет и место в культуре |
Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. |
1, 2 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты |
2. |
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. |
Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIXвеков. Современная философия. Традиции отечественной философии |
3, 4, 5 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты |
3. |
Философская онтология |
Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. |
5,6,7 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты |
4. |
Теория познания |
Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. |
7, 8 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты. |
5. |
Философия и методология науки |
Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. |
9, 10 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты. Межсессионный зачет |
6. |
Социальная философия и философия истории |
Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории. |
11, 12, 13 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты |
7. |
Философская антропология |
Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса |
14, 15, 16 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты |
8. |
Философские проблемы в области профессиональной деятельности |
Развитие философских представлений о строении вещества. Историческая динамика принципов химии: алхимический принцип, принцип взаимосвязи, структурности, периодичности. Философское значение периодического закона Д.И. Менделеева. Основные принципы современной химии. |
17, 18 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
… |
||
1. |
Основы культутрологии, социологии и политологии |
х |
х |
х |
|
|
х |
х |
х |
|
2. |
Психология общения |
|
х |
х |
|
|
х |
х |
х |
5.4 Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекц. |
Практ. зан. |
Лаб. зан. |
Семин |
СРС |
Все-го час. |
1. |
Философия, ее предмет и место в культуре |
1 |
— |
— |
2 |
2 |
5 |
2. |
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. |
3 |
— |
— |
4 |
4 |
11 |
3. |
Философская онтология |
2 |
— |
— |
2 |
2 |
6 |
4. |
Теория познания |
2 |
— |
— |
2 |
2 |
6 |
5. |
Философия и методология науки |
2 |
— |
— |
2 |
2 |
6 |
6. |
Социальная философия и философия истории |
2 |
— |
— |
2 |
2 |
6 |
7. |
Философская антропология |
4 |
— |
— |
2 |
2 |
8 |
8. |
Философские проблемы в области профессиональной деятельности |
2 |
— |
— |
2 |
2 |
6 |
|
Творческая работа (эссе) |
|
|
|
|
8 |
8 |
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
10 |
10 |
|
Всего |
18 |
— |
— |
18 |
36 |
72 |
6. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.
7. Практические занятия (семинары)
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудо-емкость (час.) |
1. |
1 |
Предмет философии, ее структура и функции. |
2 |
2. |
2 |
Основные этапы и направления развития философии |
4 |
3. |
3 |
Проблема бытия и материи. Диалектическое миропонимание. |
2 |
4. |
4 |
Структура познавательной деятельности человека. Проблема истины. |
2 |
5. |
5 |
Особенности научного познания. Проблема научного метода |
2 |
6 |
6 |
Общество как система. Диалектика исторического процесса. |
2 |
7 |
7 |
Природа и сущность человека. Проблема антропосоциогенеза. |
2 |
8 |
8 |
Философские проблемы химии |
2 |
|
Всего |
18 |
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Тематика эссе:
- Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?
- Предназначение философии.
- Применение философии к жизни.
- Философское содержание проблемы: «Человек есть мера всех вещей».
- Роль личности в истории.
- Предназначение человека.
- Человеческое бытие: свобода и ответственность.
- Как надо жить, чтобы нам было лучше?
- Можно ли в современном обществе обойтись без насилия?
- Этика ненасилия – реальный способ решения социальных проблем или наивные мечтания?
- Существует ли нравственный прогресс?
- Может ли красота изменить мир?
- Возможно ли взаимопонимание представителей разных культур?
- Классовая борьба — движущая сила развития общества?
- Почему Поппер критиковал неопозитивизм?
Тематика рефератов:
1. Соотношение философии и частных наук: общее и особенное.
2. Философия и искусство.
3. Философия и политика.
4. Рождение философской традиции.
5. Культ семьи и клана в Китае.
6. Жизнь и философия Будды.
7. Учение Эпикура о морали.
8. Философские школы эпохи эллинизма: стоицизм, скептицизм.
9. Кончина Сократа и ее смысл.
- Христианское понимание человека, его сущности и предназначения.
- Средневековая теория «двойственной истины».
- Возрождение как эпоха поиска индивидуальности.
- Философские идеи Леонардо да Винчи.
- Социальные концепции в философии эпохи Просвещения.
- Идея «войны всех против всех» и становление капитализма.
- Учение Лейбница о человеке.
- Картезианская научно-философская картина мира.
- Географический детерминизм Ш. Монтескье
- Естественное право и общественный договор.
- Философия Фихте и идея деятельной сущности субъекта.
- Философия тождества Шеллинга.
- Роль нравственной автономии личности в философии права И. Канта
- Диалектика производства и потребления. Закон возвышения потребностей.
- Философия Маркса и марксизм-ленинизм.
- Экзистенциализм о свободе человека.
- «Сверхчеловек» в философии Ф. Ницще.
- Цивилизация и культура в философии истории О. Шпенглера.
- Человек в философии русского космизма.
- Философия российского консерватизма.
- Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.
- Н. Бердяев о свободе, творчестве и назначении человека.
- Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.
- Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.
- О самоорганизации материальных систем в эволюции природы.
- Антропный принцип и его философское значение.
- Особенности биологического времени.
- Диалектическое и догматическое мышление.
- Развитие и прогресс.
- Синергетика как новое миропонимание.
- Соотношение социального и природного в психике человека.
- Современное естествознание о происхождении сознания.
- Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.
- Моделирование психической деятельности человека.
- Интуиция, ее роль в познавательной деятельности человека.
- Объяснение и понимание. Основные процедуры понимания.
- Знание и вера.
- Истина и польза.
- Сциентизм и антисциентизм.
- Новые этические проблемы науки в начале ХХI века.
- Методологические проблемы технического знания
- Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Феномен зависимости от Интернет.
- Фатализм и волюнтаризм в жизни человека.
- Образ человека на современном этапе развития общества.
- Мотивы человеческой деятельности. Интересы и потребности.
- Проявления и признаки антропологической катастрофы.
- Перспективы и опасности генетической инженерии.
- Парадоксы агрессии.
- Роль объективного и субъективного факторов в истории.
- Идея общественного прогресса.
- Доминанты развития западной цивилизации.
- Предпосылки создания химической атомистики Д. Дальтона.
- Моделирование в химии.
- Диалектика химической связи.
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также для контроля самостоятельной работы:
Раздел №1.
- Каковы причины разложения мифологического мировоззрения?
- Как возникает философия, с какими потребностями и социальными вопросами она связана?
- Что такое всеобщность, которую изучает философия?
- Каковы основные черты философского мышления?
- Чем предмет философии отличается от предмета частных наук?
- Какие основные структурные элементы присущи мировоззрению?
- Как соотносятся философия и мировоззрение?
- Раскройте содержание основных функций философии.
- Какое место принадлежит философии в личностном развитии человека?
- Обладает ли философия практической действенностью?
- Чему учат народные сказки и какова их роль в системе воспитания ребенка?
Раздел №2.
- В чем отличие древнекитайской философии от древнеиндийской?
- В чем отличие конфуцианства от даосизма?
- Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?
- В зависимости от чего подразделяются индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
- Что означает понятие недеяния в даосизме?
- Какие материалистические позиции существовали в древней Индии?
- Что объединяет всех античных философов?
- Что отличает натурфилософский подход в развитии античной философии?
- Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека?
- Кого и почему считают первым философом Запада?
- Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии?
- Что характеризует линию Аристотеля? В чем видел Аристотель сущность вещей?
- В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
- Каким Вам представляется место античной философии в мировой философской культуре?
- Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской мысли?
- Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья?
- Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?
- Почему философия Ф.Аквинского считается вершиной зрелой схоластики?
- Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения?
- В чем проявляется гуманизм философии Возрождения?
- В чем сущность учения Макиавелли?
- Что такое реализм? Что такое номинализм?
- Что нового внес Ф. Бэкон в философию?
- Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового Времени?
- Чем примечательна философия Просвещения?
- Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?
- В чем суть концепций общественного договора?
- В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?
- В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? В чем Кант видел недостатки прежней философии — рационализма и эмпиризма Нового Времени?
- Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?
- В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?
- Почему свою философию Фейербах называет антропологией?
- Каково историческое место и значение немецкой классической философии?
- В чем суть материалистического понимания истории — важнейшего открытия марксизма? Как связано материалистическое понимание истории с теорией классов, классовой борьбы и революций?
- Какие идеи Маркса получили развитие в ХХ веке?
- Каково отношение позитивизма к религии?
- Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом?
- В чем гуманистический смысл трактовки Ж. П. Сартром свободы, ответственности и достоинства человека?
- Какое влияние оказал психоанализ на науку и культуру ХХ столетия?
- Существует ли особый стиль русской философской мысли?
- В чем вы видите односторонность славянофильства и западничества?
- Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма?
- В чем специфика материалистических идей в русской философии?
- Каково отличие взглядов Г. В. Плеханова от идей В. И. Ленина?
- Объясните смысл понятия «соборность».
- Кто разрабатывал проблему ноосферу в русской философии?
Раздел № 3.
- Каковы основные проблемы онтологии?
- Когда и почему в философии появилась проблема бытия?
- В чем различие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?
- Что такое субстанция?
- Каково отличие объективной и субъективной диалектики?
- Что означает термин «диалектика»? Как изменилось содержание этого понятия в процессе исторического развития философии?
- Что представляет собой диалектика как метод?
- В чем суть закона диалектической противоречивости?
- В чем состоят особенности закона взаимного перехода количественных изменений в качественные?
- Раскройте сущность диалектического отрицания.
- Каковы особенности философских категорий по сравнению с категориями конкретных наук.
- Какими основными признаками должен обладать закон?
- Какой закон является «ядром» диалектики и почему?
- Назовите учения альтернативные диалектике.
- Возможно ли наше мышление без использования фундаментальных категорий?
- Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?
- Как соотносятся сознательное и бессознательное?
- В чем трудность решения проблемы сознания?
- Что такое гилозоизм и вульгарный материализм?
- Каковы основные функции сознания?
- В каких основных формах протекает чувственное познание и абстрактное мышление?
- В чем заключается противоположность материального и идеального?
Раздел № 4.
1.Что такое гносеология? Каковы ее роль и место в философии?
2.Что является критериями истины?
3.Чем отличается заблуждение от лжи? Закономерны ли заблуждения в процессе познания?
4.Как философы отвечают на вопрос: «Познаваем ли мир?»
5.Идентичны ли понятия «объективная реальность» и «объект познания»?
6.Что такое агностицизм? В чем причина агностицизма и скептицизма?
7.Что представляет собой самое решительное опровержение агностицизма и скептицизма?
Раздел № 5.
- В чем специфика науки как формы общественного сознания? Чем она отличается от искусства, морали, философии, религии?
- С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм-антисциентизм»?
- Каковы критерии научного знания?
- Какова структура теоретического исследования?
- Чем отличаются по содержанию понятия «чувственное» и «рациональное» от понятий «эмпирическое» и «теоретическое»?
- Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?
- Какую роль играет интуиция в научном познании?
- Почему возникла проблема этических норм науки?
- Какую роль в научном исследовании играет философия?
- Является ли ссылка на авторитет достаточной для определения истинности того или иного утверждения?
- Что означает термин «гипотеза»? Какое важнейшее условие необходимо для того, чтобы гипотеза превратилась в научную теорию?
- Что такое проблема? Приведите примеры проблем. Что такое псевдопроблема?
Раздел № 6.
- Каково соотношение понятий «необходимость», «принуждение», «насилие»?
- В чем заключается понятие «социальное» в его узком и широком смыслах?
- Что характеризует общество как систему? В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
- Какие теоретические модели общества существуют в социальной философии и чем они отличаются?
- Чем различаются философский и социологический подходы к изучению общества?
- В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
- Как понимать общественные законы?
- В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?
- Что характеризует формационный подход в периодизации исторического процесса?
- В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса?
Раздел № 7.
1. Что отличает философский подход к рассмотрению человека?
2.Почему интерес к человеку в истории философии то возрождается, то угасает? В чем причина усиления интереса в философии к проблеме человека в настоящее время?
3. Каковы данные науки о земном происхождении человека?
4. Что такое антропосоциогенез? Почему проблема антропосоциогенеза – философская проблема?
5. Почему следует рассматривать человека как целостное явление? В чем выражается его целостность?
6. Что такое личность с философской точки зрения? Всякий ли человек является личностью?
Раздел № 8.
1. Каковы основные идеи натурфилософской атомистики?
2. В чем философское значение периодического закона Д.И. Менделеева?
3. В чем суть революционных изменений в химии на рубеже 19-20 вв.?
4. Каковы научные предпосылки создания учения о валентности?
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература (учебники и учебные пособия):
Алексеев П.В., Панин А.В.Философия — М.: Проспект, 2009
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В.Философия — М.: Высшее образование, 2009.
Марков Б.В.Философия — СПб.: Питер, 2009
Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.
Философия:учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008
Философия:учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М.: Проспект, 2009
Философия:учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008
б) дополнительная литература:
Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
Новаяфилософская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
Философия:хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
Философия: учебник / под ред. Н.С. Савкина. — Саранск, Красный Октябрь, 2010.
Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы
Портал «Гуманитарное образование»
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
При освоении учебной дисциплины рекомендуются: компьютерный класс; компьютерные обучающие программы, демонстрационный материал.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы).
Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.
Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS(A,B,C,D,E,F).
При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Примеры тестовых заданий.
1. Что является объектом изучения философии?
а) человек и его место в мире
б) природа и ее законы
в) социальные процессы
г) универсальные законы и принципы
д) мир как целостность, универсум
2. Перечислите функции философии
а) ____________________________________________
б) ____________________________________________
в) _____________________________________________
г) ____________________________________________
д) _____________________________________________
3. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?
а) возможны ли небелковые формы жизни
б) что есть истина
с) как решить продовольственную проблему человечества
д) в какой мере нравственные качества человека обусловлены его генетической программой
е) что такое свобода.
4. Кто является автором идеи о том, что вода есть первоначало всего сущего?
а) Гераклит
б) Аристотель
в) Фалес
5. Наука о бытии это:
а) аксиология
б) праксиология
в) онтология
г) гносеология
д) антропология
6. Понятию «душа» соответствует определение:
а) нематериальная субстанция, независимая от тела
б) одна из категорий психологии
в) понятие, противостоящее материи
д) синоним понятия «разум»
7. Какие виды материи Вам известны?
а) ________________________________________
б) ________________________________________
в) ________________________________________
8. Верно ли следующее определение сознания? «Сознание – это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе»
а) Да
б) Нет
9. Философское направление, выводящее познание из чувственных восприятий – это:
а) эмпиризм
б) материализм
в) натурализм
г) сенсуализм
10. Истина — это
а) то, что является общепринятым
в) то, что приносит конкретную пользу
с) результат соглашений между учеными
д) соответствие наших знаний окружающей действительности.
Разработчики:
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева |
Доцент кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей |
С.Н. Конторович |
Эксперты:
Саранский кооперативный институт АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» |
Ректор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин |
Б.Ф. Кевбрин |
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева |
Заведующий кафедрой философии |
|
Программа одобрена на заседанииУчебно-методической комиссии Института физики и химии от 25.01.2011 года, протокол № 2.