Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»
Институт химии и физики
Кафедра философии для естественно-научных и инженерных специальностей
- 
- 
- 
- 
- 
- 
- 
- 
- 
«УТВЕРЖДАЮ»
_____________________
_____________________
«______»__________201_ г.
 
 - 
 
 - 
 
 - 
 
 - 
 
 - 
 
 - 
 
 - 
 
 - 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки
020300 Химия, физика и механика материалов
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
г. Саранск
2011 Г.
- Цели и задачи учебной дисциплины:
 
Целями освоения учебной дисциплины «Философия» являются:
— формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;
— овладение базовыми принципами и приемами философского познания;
— введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;
— выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;
— развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп:
дисциплина «Философия» является дисциплиной базовой части ГСЭ блока цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 020300 «Химия, физика и механика материалов»;
специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;
является предшествующей для следующих дисциплин (напр., «Основы культурологии, социологии и политологии», Культурология», «Основы психологиии общения» и др.).
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь:формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрироватьспособность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
4. Образовательные технологии
Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги
5.1 Содержание учебной дисциплины (модуля).
Объем дисциплины и виды учебных занятий
| 
 Вид учебной работы  | 
 Всего часов  | 
 Семестры  | 
|||
| 
 1  | 
|||||
| 
 Аудиторные занятия (всего)  | 
 1 ЗЕТ  | 
||||
| 
 В том числе:  | 
 —  | 
 —  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Лекции  | 
 18  | 
 18  | 
|||
| 
 Семинары (С)  | 
 18  | 
 18  | 
|||
| 
 Самостоятельная работа (всего)  | 
 1 ЗЕТ  | 
 36  | 
|||
| 
 Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)  | 
 зачет  | 
 зачет  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Общая трудоемкость час зач. ед.  | 
 72  | 
 72  | 
|||
| 
 2  | 
 2  | 
||||
5.2. Содержание разделов учебной дисциплины
| 
 № п/п  | 
 Наименование раздела дисциплины  | 
 
 Содержание раздела  | 
 Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  | 
| 
 1.  | 
 Философия, ее предмет и место в культуре  | 
 Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.  | 
 1, 2 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты  | 
| 
 2.  | 
 Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.  | 
 Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIXвеков. Современная философия. Традиции отечественной философии  | 
 3, 4, 5 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты  | 
| 
 3.  | 
 Философская онтология  | 
 Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.  | 
 5,6,7 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты  | 
| 
 4.  | 
 Теория познания  | 
 Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.  | 
 7, 8 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты.  | 
| 
 5.  | 
 Философия и методология науки  | 
 Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.  | 
 9, 10 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты. Межсессионный зачет  | 
| 
 6.  | 
 Социальная философия и философия истории  | 
 Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.  | 
 11, 12, 13 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты  | 
| 
 7.  | 
 Философская антропология  | 
 Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса  | 
 14, 15, 16 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты  | 
| 
 8.  | 
 Философские проблемы в области профессиональной деятельности  | 
 Развитие философских представлений о строении вещества. Историческая динамика принципов химии: алхимический принцип, принцип взаимосвязи, структурности, периодичности. Философское значение периодического закона Д.И. Менделеева. Основные принципы современной химии.  | 
 17, 18 неделя Опрос на семинаре, рефераты, эссе, тесты  | 
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
| 
 № п/п  | 
 Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин  | 
 № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин  | 
||||||||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
 7  | 
 8  | 
 …  | 
||
| 
 1.  | 
 Основы культутрологии, социологии и политологии  | 
 х  | 
 х  | 
 х  | 
 
  | 
 
  | 
 х  | 
 х  | 
 х  | 
 
  | 
| 
 2.  | 
 Психология общения  | 
 
  | 
 х  | 
 х  | 
 
  | 
 
  | 
 х  | 
 х  | 
 х  | 
|
5.4 Разделы дисциплин и виды занятий
| 
 № п/п  | 
 Наименование раздела дисциплины  | 
 Лекц.  | 
 Практ. зан.  | 
 Лаб. зан.  | 
 Семин  | 
 СРС  | 
 Все-го час.  | 
| 
 1.  | 
 Философия, ее предмет и место в культуре  | 
 1  | 
 —  | 
 —  | 
 2  | 
 2  | 
 5  | 
| 
 2.  | 
 Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.  | 
 3  | 
 —  | 
 —  | 
 4  | 
 4  | 
 11  | 
| 
 3.  | 
 Философская онтология  | 
 2  | 
 —  | 
 —  | 
 2  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 4.  | 
 Теория познания  | 
 2  | 
 —  | 
 —  | 
 2  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 5.  | 
 Философия и методология науки  | 
 2  | 
 —  | 
 —  | 
 2  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 6.  | 
 Социальная философия и философия истории  | 
 2  | 
 —  | 
 —  | 
 2  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 7.  | 
 Философская антропология  | 
 4  | 
 —  | 
 —  | 
 2  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 8.  | 
 Философские проблемы в области профессиональной деятельности  | 
 2  | 
 —  | 
 —  | 
 2  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 
  | 
 Творческая работа (эссе)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 8  | 
 8  | 
| 
 
  | 
 Другие виды самостоятельной работы  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 10  | 
 10  | 
| 
 
  | 
 Всего  | 
 18  | 
 —  | 
 —  | 
 18  | 
 36  | 
 72  | 
6. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.
7. Практические занятия (семинары)
| 
 № п/п  | 
 № раздела дисциплины  | 
 Тематика практических занятий (семинаров)  | 
 Трудо-емкость (час.)  | 
| 
 1.  | 
 1  | 
 Предмет философии, ее структура и функции.  | 
 2  | 
| 
 2.  | 
 2  | 
 Основные этапы и направления развития философии  | 
 4  | 
| 
 3.  | 
 3  | 
 Проблема бытия и материи. Диалектическое миропонимание.  | 
 2  | 
| 
 4.  | 
 4  | 
 Структура познавательной деятельности человека. Проблема истины.  | 
 2  | 
| 
 5.  | 
 5  | 
 Особенности научного познания. Проблема научного метода  | 
 2  | 
| 
 6  | 
 6  | 
 Общество как система. Диалектика исторического процесса.  | 
 2  | 
| 
 7  | 
 7  | 
 Природа и сущность человека. Проблема антропосоциогенеза.  | 
 2  | 
| 
 8  | 
 8  | 
 Философские проблемы химии  | 
 2  | 
| 
 
  | 
 Всего  | 
 18  | 
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Тематика эссе:
- Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?
 - Предназначение философии.
 - Применение философии к жизни.
 - Философское содержание проблемы: «Человек есть мера всех вещей».
 - Роль личности в истории.
 - Предназначение человека.
 - Человеческое бытие: свобода и ответственность.
 - Как надо жить, чтобы нам было лучше?
 - Можно ли в современном обществе обойтись без насилия?
 - Этика ненасилия – реальный способ решения социальных проблем или наивные мечтания?
 - Существует ли нравственный прогресс?
 - Может ли красота изменить мир?
 - Возможно ли взаимопонимание представителей разных культур?
 - Классовая борьба — движущая сила развития общества?
 - Почему Поппер критиковал неопозитивизм?
 
Тематика рефератов:
1. Соотношение философии и частных наук: общее и особенное.
2. Философия и искусство.
3. Философия и политика.
4. Рождение философской традиции.
5. Культ семьи и клана в Китае.
6. Жизнь и философия Будды.
7. Учение Эпикура о морали.
8. Философские школы эпохи эллинизма: стоицизм, скептицизм.
9. Кончина Сократа и ее смысл.
- Христианское понимание человека, его сущности и предназначения.
 - Средневековая теория «двойственной истины».
 - Возрождение как эпоха поиска индивидуальности.
 - Философские идеи Леонардо да Винчи.
 - Социальные концепции в философии эпохи Просвещения.
 - Идея «войны всех против всех» и становление капитализма.
 - Учение Лейбница о человеке.
 - Картезианская научно-философская картина мира.
 - Географический детерминизм Ш. Монтескье
 - Естественное право и общественный договор.
 - Философия Фихте и идея деятельной сущности субъекта.
 - Философия тождества Шеллинга.
 - Роль нравственной автономии личности в философии права И. Канта
 - Диалектика производства и потребления. Закон возвышения потребностей.
 - Философия Маркса и марксизм-ленинизм.
 - Экзистенциализм о свободе человека.
 - «Сверхчеловек» в философии Ф. Ницще.
 - Цивилизация и культура в философии истории О. Шпенглера.
 - Человек в философии русского космизма.
 - Философия российского консерватизма.
 - Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.
 - Н. Бердяев о свободе, творчестве и назначении человека.
 - Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.
 - Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.
 - О самоорганизации материальных систем в эволюции природы.
 - Антропный принцип и его философское значение.
 - Особенности биологического времени.
 - Диалектическое и догматическое мышление.
 - Развитие и прогресс.
 - Синергетика как новое миропонимание.
 - Соотношение социального и природного в психике человека.
 - Современное естествознание о происхождении сознания.
 - Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.
 - Моделирование психической деятельности человека.
 - Интуиция, ее роль в познавательной деятельности человека.
 - Объяснение и понимание. Основные процедуры понимания.
 - Знание и вера.
 - Истина и польза.
 - Сциентизм и антисциентизм.
 - Новые этические проблемы науки в начале ХХI века.
 - Методологические проблемы технического знания
 - Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Феномен зависимости от Интернет.
 - Фатализм и волюнтаризм в жизни человека.
 - Образ человека на современном этапе развития общества.
 - Мотивы человеческой деятельности. Интересы и потребности.
 - Проявления и признаки антропологической катастрофы.
 - Перспективы и опасности генетической инженерии.
 - Парадоксы агрессии.
 - Роль объективного и субъективного факторов в истории.
 - Идея общественного прогресса.
 - Доминанты развития западной цивилизации.
 - Предпосылки создания химической атомистики Д. Дальтона.
 - Моделирование в химии.
 - Диалектика химической связи.
 
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также для контроля самостоятельной работы:
Раздел №1.
- Каковы причины разложения мифологического мировоззрения?
 - Как возникает философия, с какими потребностями и социальными вопросами она связана?
 - Что такое всеобщность, которую изучает философия?
 - Каковы основные черты философского мышления?
 - Чем предмет философии отличается от предмета частных наук?
 - Какие основные структурные элементы присущи мировоззрению?
 - Как соотносятся философия и мировоззрение?
 - Раскройте содержание основных функций философии.
 - Какое место принадлежит философии в личностном развитии человека?
 - Обладает ли философия практической действенностью?
 - Чему учат народные сказки и какова их роль в системе воспитания ребенка?
 
Раздел №2.
- В чем отличие древнекитайской философии от древнеиндийской?
 - В чем отличие конфуцианства от даосизма?
 - Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?
 - В зависимости от чего подразделяются индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
 - Что означает понятие недеяния в даосизме?
 - Какие материалистические позиции существовали в древней Индии?
 - Что объединяет всех античных философов?
 - Что отличает натурфилософский подход в развитии античной философии?
 - Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека?
 - Кого и почему считают первым философом Запада?
 - Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии?
 - Что характеризует линию Аристотеля? В чем видел Аристотель сущность вещей?
 - В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
 - Каким Вам представляется место античной философии в мировой философской культуре?
 - Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской мысли?
 - Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья?
 - Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?
 - Почему философия Ф.Аквинского считается вершиной зрелой схоластики?
 - Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения?
 - В чем проявляется гуманизм философии Возрождения?
 - В чем сущность учения Макиавелли?
 - Что такое реализм? Что такое номинализм?
 - Что нового внес Ф. Бэкон в философию?
 - Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового Времени?
 - Чем примечательна философия Просвещения?
 - Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?
 - В чем суть концепций общественного договора?
 - В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?
 - В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? В чем Кант видел недостатки прежней философии — рационализма и эмпиризма Нового Времени?
 - Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?
 - В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?
 - Почему свою философию Фейербах называет антропологией?
 - Каково историческое место и значение немецкой классической философии?
 - В чем суть материалистического понимания истории — важнейшего открытия марксизма? Как связано материалистическое понимание истории с теорией классов, классовой борьбы и революций?
 - Какие идеи Маркса получили развитие в ХХ веке?
 - Каково отношение позитивизма к религии?
 - Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом?
 - В чем гуманистический смысл трактовки Ж. П. Сартром свободы, ответственности и достоинства человека?
 - Какое влияние оказал психоанализ на науку и культуру ХХ столетия?
 - Существует ли особый стиль русской философской мысли?
 - В чем вы видите односторонность славянофильства и западничества?
 - Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма?
 - В чем специфика материалистических идей в русской философии?
 - Каково отличие взглядов Г. В. Плеханова от идей В. И. Ленина?
 - Объясните смысл понятия «соборность».
 - Кто разрабатывал проблему ноосферу в русской философии?
 
Раздел № 3.
- Каковы основные проблемы онтологии?
 - Когда и почему в философии появилась проблема бытия?
 - В чем различие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?
 - Что такое субстанция?
 - Каково отличие объективной и субъективной диалектики?
 - Что означает термин «диалектика»? Как изменилось содержание этого понятия в процессе исторического развития философии?
 - Что представляет собой диалектика как метод?
 - В чем суть закона диалектической противоречивости?
 - В чем состоят особенности закона взаимного перехода количественных изменений в качественные?
 - Раскройте сущность диалектического отрицания.
 - Каковы особенности философских категорий по сравнению с категориями конкретных наук.
 - Какими основными признаками должен обладать закон?
 - Какой закон является «ядром» диалектики и почему?
 - Назовите учения альтернативные диалектике.
 - Возможно ли наше мышление без использования фундаментальных категорий?
 - Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?
 - Как соотносятся сознательное и бессознательное?
 - В чем трудность решения проблемы сознания?
 - Что такое гилозоизм и вульгарный материализм?
 - Каковы основные функции сознания?
 - В каких основных формах протекает чувственное познание и абстрактное мышление?
 - В чем заключается противоположность материального и идеального?
 
Раздел № 4.
1.Что такое гносеология? Каковы ее роль и место в философии?
2.Что является критериями истины?
3.Чем отличается заблуждение от лжи? Закономерны ли заблуждения в процессе познания?
4.Как философы отвечают на вопрос: «Познаваем ли мир?»
5.Идентичны ли понятия «объективная реальность» и «объект познания»?
6.Что такое агностицизм? В чем причина агностицизма и скептицизма?
7.Что представляет собой самое решительное опровержение агностицизма и скептицизма?
Раздел № 5.
- В чем специфика науки как формы общественного сознания? Чем она отличается от искусства, морали, философии, религии?
 - С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм-антисциентизм»?
 - Каковы критерии научного знания?
 - Какова структура теоретического исследования?
 - Чем отличаются по содержанию понятия «чувственное» и «рациональное» от понятий «эмпирическое» и «теоретическое»?
 - Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?
 - Какую роль играет интуиция в научном познании?
 - Почему возникла проблема этических норм науки?
 - Какую роль в научном исследовании играет философия?
 - Является ли ссылка на авторитет достаточной для определения истинности того или иного утверждения?
 - Что означает термин «гипотеза»? Какое важнейшее условие необходимо для того, чтобы гипотеза превратилась в научную теорию?
 - Что такое проблема? Приведите примеры проблем. Что такое псевдопроблема?
 
Раздел № 6.
- Каково соотношение понятий «необходимость», «принуждение», «насилие»?
 - В чем заключается понятие «социальное» в его узком и широком смыслах?
 - Что характеризует общество как систему? В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
 - Какие теоретические модели общества существуют в социальной философии и чем они отличаются?
 - Чем различаются философский и социологический подходы к изучению общества?
 - В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
 - Как понимать общественные законы?
 - В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?
 - Что характеризует формационный подход в периодизации исторического процесса?
 - В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса?
 
Раздел № 7.
1. Что отличает философский подход к рассмотрению человека?
2.Почему интерес к человеку в истории философии то возрождается, то угасает? В чем причина усиления интереса в философии к проблеме человека в настоящее время?
3. Каковы данные науки о земном происхождении человека?
4. Что такое антропосоциогенез? Почему проблема антропосоциогенеза – философская проблема?
5. Почему следует рассматривать человека как целостное явление? В чем выражается его целостность?
6. Что такое личность с философской точки зрения? Всякий ли человек является личностью?
Раздел № 8.
1. Каковы основные идеи натурфилософской атомистики?
2. В чем философское значение периодического закона Д.И. Менделеева?
3. В чем суть революционных изменений в химии на рубеже 19-20 вв.?
4. Каковы научные предпосылки создания учения о валентности?
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература (учебники и учебные пособия):
Алексеев П.В., Панин А.В.Философия — М.: Проспект, 2009
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В.Философия — М.: Высшее образование, 2009.
Марков Б.В.Философия — СПб.: Питер, 2009
Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.
Философия:учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008
Философия:учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М.: Проспект, 2009
Философия:учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008
б) дополнительная литература:
Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
Новаяфилософская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
Философия:хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
Философия: учебник / под ред. Н.С. Савкина. — Саранск, Красный Октябрь, 2010.
Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы
Портал «Гуманитарное образование»
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
При освоении учебной дисциплины рекомендуются: компьютерный класс; компьютерные обучающие программы, демонстрационный материал.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы).
Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.
Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS(A,B,C,D,E,F).
При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Примеры тестовых заданий.
1. Что является объектом изучения философии?
а) человек и его место в мире
б) природа и ее законы
в) социальные процессы
г) универсальные законы и принципы
д) мир как целостность, универсум
2. Перечислите функции философии
а) ____________________________________________
б) ____________________________________________
в) _____________________________________________
г) ____________________________________________
д) _____________________________________________
3. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?
а) возможны ли небелковые формы жизни
б) что есть истина
с) как решить продовольственную проблему человечества
д) в какой мере нравственные качества человека обусловлены его генетической программой
е) что такое свобода.
4. Кто является автором идеи о том, что вода есть первоначало всего сущего?
а) Гераклит
б) Аристотель
в) Фалес
5. Наука о бытии это:
а) аксиология
б) праксиология
в) онтология
г) гносеология
д) антропология
6. Понятию «душа» соответствует определение:
а) нематериальная субстанция, независимая от тела
б) одна из категорий психологии
в) понятие, противостоящее материи
д) синоним понятия «разум»
7. Какие виды материи Вам известны?
а) ________________________________________
б) ________________________________________
в) ________________________________________
8. Верно ли следующее определение сознания? «Сознание – это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе»
а) Да
б) Нет
9. Философское направление, выводящее познание из чувственных восприятий – это:
а) эмпиризм
б) материализм
в) натурализм
г) сенсуализм
10. Истина — это
а) то, что является общепринятым
в) то, что приносит конкретную пользу
с) результат соглашений между учеными
д) соответствие наших знаний окружающей действительности.
Разработчики:
| 
 Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева  | 
 Доцент кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей  | 
 С.Н. Конторович  | 
Эксперты:
| 
 Саранский кооперативный институт АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»  | 
 Ректор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин  | 
 Б.Ф. Кевбрин  | 
| 
 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева  | 
 Заведующий кафедрой философии  | 
 
  | 
Программа одобрена на заседанииУчебно-методической комиссии Института физики и химии от 25.01.2011 года, протокол № 2.