Дифференциальные школы эмоций (по К.Изарду)

Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности.

Назначение теста. Общеизвестно, что характерологические особенности непосредственно влияют на мотивацию, отношение к делу, к другим членам группы, к руководству. Эффективный руководитель должен знать как основополагающие черты своего собственного характера, так и особенности характера своих сотрудников. Предлагаемая методика нацелена на выявление психологической структуры характера в форме профиля.

Инструкция к тесту. Перед вами оценочный лист. С его помощью по семибалльной шкале определите степень выраженности черт своего характера или характера другого оцениваемого лица, поставив соответствующую точку на шкале баллов. После этого соедините все точки сплошной линией, и вы получите профиль характера. При этом семью баллами (левая часть шкалы) оцениваются ярко выраженные черты высоконравственного поведения.

Опросник.

 

     
Тактичность               Бестактность
Принципиальность               Беспринципность
Отзывчивость               Равнодушие
Организованность               Безалаберность
Трудолюбие               Лень
Самокритичность               Самомнение
Инициативность               Безынициативность
Альтруизм               Эгоизм
Уверенность в себе               Неуверенность
Аккуратность               Неряшливость
Бережливость               Расточительность
Умеренность в потребностях               Стремление к наживе
     

 

Обработка и интерпретация результатов. Максимальная сумма баллов, которую можно получить, равна 84. Благоприятным для действий в слаженной группе считается профиль с суммой баллов свыше 54; средним — от 30 до 54 баллов; неблагоприятным — менее 30 баллов.

Сделайте вывод о четырех видах отношений. Для этого подсчитайте полученные баллы по секциям:

О степени выраженности каждой из системы отношений можно судить на основании следующих показателей:

12,6 и более — высокая;

7,5 — 12,5 — средняя;

7,4 и менее — низкая.

 

Дифференциальные школы эмоций (по К.Изарду).

Назначение теста. Диагностика самочувствия испытуемого.

Инструкция к тесту. Оцените, пожалуйста, по 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа:

«1» — совсем не подходит;

«2» — пожалуй, верно;

«3» — верно;

«4» — совершенно верно».

Тестовый материал

 

Внимательный Концентрированный Собранный
Наслаждающийся Счастливый Радостный
Удивленный Изумленный Пораженный
Унылый Печальный Сломленный
Взбешенный Гневный Безумный
Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение
Презрительный Пренебрегающий Надменный
Пугающий Страшный Сеющий панику
Застенчивый Робкий Стыдливый
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся

 

Ключ к тесту

 

Эмоция
Интерес
Радость
Удивление
Горе
Гнев
Отвращение
Презрение
Страх
Стыд
Вина

 

Ряд под №1 в тестовом материале соответствует эмоции №1 — Интерес и т.д.

Обработка результатов теста

Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:

K = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8), где

K — самочувствие,

C1, C2, C3… — эмоция под №1, №2, №3, №… соответственно.

Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,

Если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.

 

Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А.О.Прохоров)

Назначение теста. Для изучения эмоционального состояния можно использовать цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50х50 мм (правая сторона будет предназначена для рисунка).

Инструкция к тесту.

Инструкция №1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в этом квадрате цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его карандашами разных цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонтально и перпендикулярно к ней на три части и т. д.)

После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает Инструкцию 2.

Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы (парта, доска, наш класс), а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок).

Рисовать нужно на правой стороне листа.

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

 

Ключ к тесту

 

Цвет (в квадрате) Рисунок Состояние
Красный Тетрадь Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты Активность (активация)
Красный, сочетание красного и желтого Радуга Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары Радость
Зеленый Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска Внимание, сосредоточение*
Розовый Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла Мечтание, фантазирование
Черный Дождь Клякса Ребенок спит за партой Утомление, усталость
Оранжевый Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке Дружелюбие, доброжелательность
Желтый Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой Искренность
Голубой Душ Бассейн Море Бодрость
Синий Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука Дети с учительницей, со старшими Азарт Уважение
Коричневый Поле «Скорая помощь» Могилка Ребенок упал, мама гладит его по головке Сочувствие, сострадание

 

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.