Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность понятия «характер» и его основные составляющие
2. Акцентуация черт характера
3. Анализ акцентуаций по Леонгарду (социологический аспект)
Заключение
Приложение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Изучение характера человека является важной составной частью психологии. Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях неодинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при всём этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания школьникам делаются одними педагогами всегда в мягкой, вежливой, доброжелательной форме, а другими — грубо и бесцеремонно. Все это связано с характерологическими особенностями каждого отдельного человека.
Целью данной работы является провести анализ акцентуации по тесту К. Леонгарда.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить сущность понятия «характер» и его основные составляющие;
— рассмотреть акцентуацию черт характера;
— провести тестирование на основе теста К. Леонгарда.
1. Сущность понятия «характер» и его основные составляющие
В переводе с греческого «характер» — это «чеканка», «примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе (5).
Под характером принято понимать совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе (2, 4).
Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления
... большинство выпускников школ. Возрастной период, охватываемый стадией профессиональной подготовки в разных случаях составляет отрезок времени от 15-18 до 16-23 лет. 6. Стадия ... психологами признается проблематичность путей становления человека как субъекта труда, как профессионала. В данной работе мы попытались рассмотреть понятие «субъект труда», основные этапы развития субъекта труда, периодизации ...
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, бес проблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при всём этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими (2).
В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. При этом, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных).
Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера).
Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...
... человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности ... необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в ...
В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстра версия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. (2, 6).
Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.
2. Акцентуация черт характера
Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема (кроме самого общего отнесения их к одному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт (3, 5).
При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.
Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом (1).
Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Сравнительный анализ характеристик знаков зодиака и индивидуальных ...
... Штейнер и многие другие. Цель работы: сравнить характеристики знаков зодиака с индивидуальными чертами характера человека. Задачи: рассмотреть связь астрологии и психологии; изучить общую характеристику знака зодиака скорпион; ... все же пытаются их как-то стабилизировать. Скорпионы умеют тонко воздействовать на окружающих и подчинять их себе. Они знают все тайники человеческой души. Часто обладают ...
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. При этом в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.
5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.
ВОПРОС 22 — Понятие о характере, физиологические основы ...
... смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности. Другие исследователи отмечают такие особенности, которые отличают характер одного человека от другого — индивидуальное ...
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения) . Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при всём этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.
Характер 10
... малообщительный, с преобладанием плохого настроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах в основном в пассивной роли. Положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность, добросовестность, ... периодической сменой настроения, манеры общения с людьми. В периоды хорошего настроения люди такого типа общительны и добры, а в периоды плохого настроения бывают замкнутыми и ...
Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу).
3. Анализ акцентуаций по Леонгарду (социологический аспект)
Для того, чтобы проверить работу теста К. Леонгарда на практике я провела небольшое исследование. Мною было выбрано два человека в возрасте 18 лет, мужского и женского пола, с которыми я провела тестирование по тесту Леонгарда (Приложение 1).
Целью моего опроса было выявление акцептуации характеров, т.е. определенного направления характеров.
Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого восьмая — о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования.
Результат данного исследования можно представить на двух диаграммах (Рис.1,2), первая из которых соответствует результатам первого опрашиваемого, а вторая — результатам второго.
На основании полученных результатов можно констатировать, что у первого опрашиваемого преобладает аффективно-экзальтированный тип (Рис.1) Следовательно, ему свойственен большой диапазон эмоциональных состояний. Этот человек легко может приходить в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
Второе и третье место для первого опрашиваемого делят между собой следующие акцептуации: 1) застревающий тип, основная черта людей которого — чрезмерная стойкость аффекта со склонностью формирования сверх ценных идей; 2) возбудимый тип, людям которого свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
Рис.1 Результаты тестирования первого опрашиваемого
Проанализируем результаты тестирования второго опрашиваемого. Как показывает диаграмма (Рис.2) у данного человека преобладает застревающий и гипертимический тип акцептуации. Поскольку о возбудимом типе говорилось выше, перейдем к рассмотрению гипертимического типа. Итак, людям гипертимического типа свойственен постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
Рис.2 Результаты тестирования второго опрашиваемого
Второе место у опрашиваемого — эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличается глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
Третьему месту соответствует возбудимый тип (о нем мы говорили выше).
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР ...
... что такое поведение, прежде чем анализировать поведение свое и других людей. Осознав, насколько ваш характер и другие факторы могут повлиять на ваше поведение, вы сможете ... способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. Сангвиник также сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, ...
Если провести сравнение первого и второго опрашиваемых, то рассматривая места с первого по третий, чаще других имеет место возбудимый и застревающий типы. Можно предположить, что данные типы акцентуаций являются наиболее распространенными. Хотя нельзя исключать того, что каждый человек индивидуален по своему характеру и даже если у нескольких людей преобладает один и тот же тип акцентуации — это не говорит о том, что эти люди абсолютно одинаковые.
Заключение
В ходе работы было выяснено, что характер человека является его отъемлемой частью. От его особенностей зависит поведение человека по отношению к себе и к работе. Не только характер влияет на деятельность человека, но и сама эта деятельность может формировать характер индивида.
Многообразие черт характера проявляется как в качественном, так и в количественном выражении. Даже люди, обладающие одинаковыми чертами характера (например, доброта, щедрость, отзывчивость и т.д.), обладают ими в разной степени. При достижении количественной выраженности той или иной черты характера предельных величин возникает так называемая акцентуация характера, которая трактуется как крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. К. Леонгард выделяет десять таких акцентуаций (по некоторым авторам двенадцать) и предлагает использовать разработанный им тест для их выявления.
Тест Леонгарда помогает выявить характер человека (в основном уже взрослого) через его отношение к себе, к своей профессиональной деятельности, к окружающему миру и т.д.
Мне эта работа дала представление о том, что включает в себя понятие характер, какие типы характеров бывают, и чем они отличаются друг от друга. Интересно было проверить работу теста Леонгарда на практике и выявить, какие черты характера доминируют в людях, которых я протестировала. Важно заметить, что результаты тестирования совпали с мнением опрашиваемых о собственном характере. Можно сделать вывод, что тест «работает».
Приложение 1
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК(опросник К. Леонгарда)Опросник предназначен для выявления акцептуаций характера, т.е., определенного направления характера. Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (еда»), если нет — знак «-» («нет»).
Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».Текст опросника:1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение. 2. Вы чувствительны к оскорблениям. 3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.5. В детстве вы были таким жe cмeлым, как все ваши сверстники.6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании. 8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.9. Вы серьезный человек.10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.11. Предприимчивы ли вы. 12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидит. 13. Мягкосердечны ли вы. 14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников.16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте).17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок. 18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств.19. Любят ли вас ваши знакомые.20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.21. У вас часто несколько подавленное настроение. 22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв.23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте. 24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично и вы отстаиваете свои интересы. 25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу. 26.Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и вы сразу же стараетесь поправить их. 27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме. 28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины. 29. Всегда ли, вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии. 30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев. 31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым. 32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас. 33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле. 34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно. 35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений. 36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью.37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают. 38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться.39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.40. Общительны ли вы. 41. В школе вы охотно декламировали стихи. 42.Убегали ли вы в детстве из дома.43. Кажется ли вам жизнь трудной. 44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым. 45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора. 46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто-либо обидел.47. Вы очень любите животных. 48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось. 49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное. 50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво.51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей. 52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит.53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми.54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий.57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы.58. Часто ли бывает вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях.59. В школе вы иногда подсказывали, своим товарищам или давали списывать60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте.62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов. 63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям. 64. Бывают ли у вас головные боли.65. Вы часто смеетесь. 66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете.67. Вы подвижный человек.68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом.70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери.71. Вы очень боязливы.72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. 74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически» без ожидания радости.75. Часто ли вас тянет путешествовать. 76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным. 77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании. 78. Долго ли вы переживаете обиду. 79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей. 80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу.81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью. 82. Часто ли вы видите страшные сны.83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна.84. В веселой компании вы обычно веселы. 85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.8б. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь. 87.В беседе вы скудны на слова. 88. Если вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра. При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в «ключе» к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера. КЛЮЧ1. Г-1 Гипертимы х3 (умножить значение шкалы на 3)+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77-: нет2. Г-2 Возбудимые х2+:2,l5.24,34.37,56,68,78,8I-: 12.46,593. Г-З Эмотивные хЗ +: З,13, 35, 47, 57, 69, 79 -:254. Г-4 Пeдaнтичныe x2 +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 -: 365. Г-5. Тревожные х3+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82-: 56. Г-6 Циклотимные хЗ +:6,:18,, 28, 40,:50, 62,72, 84-: нет7. Г-7 Демонстративные х 2 +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.-:518. Г-8 Неуравновешенные х3+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86-: нет9. Г-9 Дистимные х3+: 9, 21, 43, 75, 87.-: 31,53,65 10. Г-10 Экзальтированные х6 +: 10, 32, 54, 76-: нетСписок литературы
Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе ...
... исследовать социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению. Задачи ... по зрению, социальной работы, коррекционной педагогики и психологии, работниками служб социальной помощи, накоплен обширный теоретический ... [20]. Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей- ...
Что может сказать почерк о характере человека
... В этой ситуации можно говорить об очень сильно развитом интеллектуальном типе, такие люди бывают успешны сразу в нескольких сферах деятельности. Следующий блок исследований в графологии – интервалы ... буквы написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие ...
1. Леонград К. Акцентуирование личности. — Киев, 1981. — 236 с.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.
3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1986. — 534 с.
4. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. — Спб.: Ювена, 1998.-346 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. — 512 с.
6. Рубин штейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т.2. — М., 1989. — С. 211-235.