Теория управления 8

Кокуш Андрей Владимирович доцент кафедры менеджмента и маркетинга.

Тема.1 ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Первые очаги управленческой мысли появились:

— в Древнем Шумере

— в Древнем Египте

— в Древней Индии

— в Древнем Китае

— в античных странах средиземного моря.

УПАРВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ШУМЕРА

Одним из первых памятников, дошедших до нас, законы царя Хамураппи 18 в.д.н.э. Они регламентировали:

— вопросы управления государством

— вопросы управления ирригационными с\х работами

— вопросы взаимоотношения и управления различными соц. группами

— семейное право

— уголовное право.

Особенность законов Хамураппи законы были обязательны для исполнения всеми гражданами, независимо от соц. или имущественного положения.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Главой судебной и исполнительной властью считался фараон, законодательная власть была разделена между фараоном и жрецами.

Главной задачей фараона была организация и управление общественными работами.

Основу системы управления Др. Египта составляла сословие писцов (чиновников).

Произошло четкое разделение на управляющих и управляемых, что было закреплено в законодательстве страны.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Особенность управленческой мысли в Др. Индии состоит в том, что она была не отделима от религии, также развития управленческой мысли">управленческая мысль индии была анонимной. Центральной фигурой системы управление в Др. Индии был царь, который должен был символизировать и проявлять три основные добродетели:

12 стр., 5683 слов

Значение методов социологии в развитии науки об государственно-административном управлении

Введение Деятельность в сфере государственного управления имеет свои особенности, заключающиеся главным образом в концентрации внимания на решении вопросов общественного значения. Соответственно, методология решения возникающих здесь проблем не может не включать в себя, наряду с критериями эффективности, также критерии публичности и социальной консолидации. В соответствии с этими требованиями, ...

  1. Богатства
  2. Веры
  3. Любви

В Индии существовал Табель о рангах чиновников.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Особенности управленческой мысли Др. Китая заключается в ее рациональности, очищенности от религиозных наслоений, персоналистичности.

Расцвет управленческой мысли наступил во время ДЖАНЬГО (эпоха борющихся царств).

  1. Конфуцианство (Конфуций (Кунцзы))

Одна из самых мощных теорий управления Др. Китая,

Конфуций разделил всех граждан на несколько сословий (разделение по добродетельности).

Наивысшую ступень занимал «совершенно мудрый муж» низшую – простолюдин

Конфуций считал, что человек изначально имеет в себе как положительные, так и отрицательные черты. Считал подчинение младших старшим необходимой дань традиции и уважением предков. Способности и права на участие в управленческом труде носили сословный характер.

  1. Легисты (школа Фа-цзя (законники))

Персоналии Шан-Ян (книга правителя области Лу), Хань Фэй цзы.

Основные положения человек по своей природе зол и ленив. Чем меньше проступок тем более жестоким должно быть наказание. Необходимо ввести круговую поруку во всех звеньях управления, на всех уровнях организационного устройства. Должности чиновников должны раздаваться в соответствии с личными заслугами управленца, а не по наследству. Родовитость человека, не играет ни какой роли, цениться только деловые качества, преданность начальнику, императору и государству. Нельзя ставить подчиненным невыполнимых задач.

Благодаря воздействию философии и теории управления легистов руководителю государства Цын удалось создать боеспособную армию, безупречно функционирующий административный аппарат и завершить эпоху междоусобиц в стране.

Хань Фэй Цзы основная идея:

Когда в стране добрые чиновники на полях вырастает не рис, а сорняки, а армия не боеспособна.

16 стр., 7895 слов

Социология и психология управления 5

... менеджмента? Охарактеризуйте основные исследовательские методы социологии и психологии управления? Тема 2. Эволюция управленческой мысли Идеи управления в рамках досоциологического этапа. Классический этап развития социологии ... вклад в развитие представлений об управлении внесли Индия и Китай. Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда. Свой вклад внесла ...

  1. Моизм

Основной постулат:

Человек по своей природе добр, но плохие соц. условия мешают проявиться этим качествам. Призывал к правлению хозяйства и рациональному распределению прибыли.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

Ликург. Законы Ликурга (Царь Спарты).

Вывел из обращения золото и серебро, был запрещен экспорт и импорт подавляющего количества товаров, за исключением оливкового масла.

Управляли 2 царя, при них был совет старейшин, мальчик с детства отбирались у родителей и воспитывали отдельно. Дети присутствовали на совете старейшин, наряду с взрослыми. Было запрещено частное землевладение. Науки и искусство находились практически под запретом.

Подобное устройство правления позволило Спарте, на короткий период, захватить Гегемонию (главенство) в Греции. Не эффективная экономическая система и стагнация культурной жизни, а также злоупотребление администраторов привели к быстрому упадку могущества Спарты. Другие крупные мыслители Аристотель и Платон.

Платон — автор трактата «государство», где разделил формы государственного управления, и наделил их разнокачественными характеристиками. Наиболее плохими вариантами государства Платон считал тиранию и охлократию (охлас – толпа), наиболее хорошими – аристократию и тимократию (среднее между демократией и аристократией).

Аристотель – автор труда о законах

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Особенность: превалирование формального закона у бюрократических распоряжений (письменных), которые явились основой для деятельности экономики и в первую очередь армии (ученые Варрон, Сенека и др.)

Тема.2 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Основа феодальной системы управления – это система сюзеренитета.

Первый документ управленческой мысли средневековья салическая правда (6-7века н.э.) существовала в королевстве Франков.

По своему характеру она отражала:

  1. Формирование феодального способа производства
  2. Юридически закрепляла наличие общинного землевладения.

Объектом рассмотрения было руководство управления виллой.

13 стр., 6051 слов

Способы и приемы управления мотивацией труда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ Факультет «Деловое администрирование» Курсовая работа По курсу: «Социология и психология управления» На тему: «Способы и приемы управления мотивацией труда» Выполнила: студентка 5 курса Группы 055УП Рассолова К.О Проверил: Черевко И.М. Оценка Дата Подпись Липецк 2009 Содержание Введение Глава 1. Понятие мотивации труда, ...

Особенность научной и в частности управленческой мысли средневековья заключалась в ее делении на два этапа:

  1. Этап патристики (свято-отеческая литература) – фиксировал, защищал, оправдывал победу христианства и нового способа производства;
  2. Этап схоластики – развивал и усложнял религиозную и управленческую мысль феодальной Европы.

Крупнейшие схоласты: Фома Аквинский, Вильям Оккам, Авицем и др. развивали управленческую мысль в направлении:

  1. Религиозного освящения существующего порядка
  2. Развитие непосредственно технологии власти

Развитие товарно-денежных отношений, развитие общей культуры населения, возникновение науки послужило началом кризиса феодальных отношений.

Управленческая мысль эпохи возрождения

Эпоха Возрождения – возрождалась культура античности.

Николо Макиавелли «Государь» — в данном произведении полностью рвет со средневековой традицией – сакрализацией вопросов управления, как обществом, так и хозяйством. Проблемы управления выводятся мыслителем за рамки этики и морали. Главной целью управленца становиться достижение успеха любым путем. Цель оправдывает средства – основной девиз Макиавелли. Макиавелли рассматривал как главные вопросы управления государством. Своей задачей он видел – укрепление правящей династии любым путем. Он призывал правителей Италии не останавливаться перед ложью, предательством, клятвопереступлением, жестокостью для удержания народа в повиновении. Макиавелли предлагал не останавливаться даже перед переселением городов.

Начало 16 века принято считать началом эпохи нового времени. Огромную роль в развитии теории управленческой мысли сыграли французские энциклопедисты: Руссо, Вальтер и др. Данные ученые обосновали не эффективность не только феодального хозяйствования, но и отжившего монархического аристократического способа управления государством.

Первым крупным теоретиком управленческой мысли был Роберт Оуэн (1771-1856).

7 стр., 3296 слов

«Принципы научного управления Ф. Тейлора»

... , использования новых орудий. 4. «Почти равное распределение труда и ответственности между рабочими и управлением». По мысли Тейлора администрация берет на себя те функции, «для ... приоритета идее узкой специализации (О.А. Ерманский). 3 Отношение к тейлоризму противников и сторонников 1. Оценивая теоретические основы Тейлора, Питер Друкер говорил ...

Роберт Оуэн благодаря своим деловым и управленческим качествам сумел стать крупным предпринимателем. Решив создать «сельский кооператив» выкупил обанкротившуюся фабрику в городе Нью-Ланарке. Он набрал новых рабочих. Ввел на фабрике новую практику управления:

  1. Ежедневный и еженедельный учет сырья несовершенного производства и готовой продукции. Была создана новая система контроля за трудом рабочих. По итогам дня возле каждого рабочего места выставлялась деревянная табличка определенного цвета, цвет соответствовал качеству работы. Обязанность определения качества работы была возложена на начальников цехов и мастеров производства. Оуэн был сторонником дисциплины. Рабочие отнеслись к нововведению без энтузиазма. Тем не менее, Нью-Ланарк стал индустриальным оазисом Шотландии. Оуэн придумал и реализовал идею детских садов. Это давало возможность:

— нормально воспитывать детей

— увеличить количество работников.

Соблюдался закон о детском труде. Оуэн пытался привлечь рабочих к управлению предприятием и участию в прибылях. Участвовал в жизни бизнес элиты Англии, полностью содержал инфраструктуру города. В 1915 Оуэн через своих друзей, членов парламента, вносить законопроект о детском труде, который запрещал работу детей не достигших 10 лет, а рабочий день взрослого ограничил 10 часами. Выступал за то, чтобы «живым машинам», как он называл рабочих, уделялось больше внимания. Критически оценивал влияние индустриализации. Работа Оуэна «Новый взгляд на общество». Впервые управленческий труд был определен не как полицейская функция, а как совместная деятельности людей для достижения кооперативных целей.

Чарльз Беббидж

Чарльз Беббидж – основоположник теории специализации и разделение умственного и физического труда. Публикация труда «Экономика машин и мануфактур» показал высокое значение оборудования, размещение предприятий для эффективности их работы, пытался применить счетные машины. Главное положение Беббиджа о разделение труда (специализации).

Утверждал, что научные открытия должны предвосхищать изменения управления на предприятиях. Отмечал, что управленец должен знать, какие операции совершает рабочий и в течение, какого времени. Работа должна быть разделена на умственную и физическую. Денежное содержание должно состоять из двух составляющих:

5 стр., 2015 слов

Роль мотивации труда в системе управления кадрами и качеством труда.

Руководство организации может разработать хорошие планы, найти оптимальные производственные и организационные структуры, использовать самое современное оборудование и самые лучшие технологии. Однако все это не даст желаемых результатов, если члены организации не будут должным образом работать, не будут стремиться своим трудом способствовать достижению организацией намеченных целей. Первый этап и ...

— его личный труд

— общий успех предприятия.

Сумел доказать, что специализация увеличивает рентабельность предприятия, время на обучения при этом сокращается.

Потенциальные возможности специализации:

— уменьшает потерю материалов при обучении

— исключает время, которое тратится на переход от одного типа работа к другому.

— создает возможность достижения высокого уровня квалификации

— стимулирует инновационные процессы.

Специализация обеспечивает гармонию человека и задания. По мере специализации мастерство конкретного человека приспособить к выполнению конкретной задачи. Чем выше квалификация, тем меньше время, когда она задействована, следовательно, выше преимущества специализации. Он не останавливался на специализации физического труда, он вплотную подобрался к специализации умственного труда. Беббидж рассматривал проблему движения времени.

Тема.3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТЕЙЛОРА

Первый классический ученый, является основоположником теории управления.

Тейлор оформил более ста патентов на различные изобретения, был главным управляющим мануфактурной инвестиционной компанией, владел бумажными прессами, организовал курсы по управлению – первые в истории менеджмента, президент американского общества инженеров механиков, учредитель общества содействия научному менеджменту.

Тейлор считал, что для максимизации прибыли необходимы усилия и заинтересованность, как рабочих, так и предпринимателей. Благосостояние тех и других взаимообусловлено. Для обеспечения успеха деятельности необходимо взаимостимулирующее воздействие обеих групп.

Рабочие могут обеспечить максимальную продуктивность при выполнении своих обязанностей наилучшим образом.

Для достижения этого управленцы должны:

10 стр., 4917 слов

Концепция научного управления Ф.У. Тейлора: теория и практика

... управления в системе Тейлора, является производственный штат. Важнейшей задачей менеджера Тейлор считал нахождение и достижение наивысшей продуктивности труда рабочих, которые находились в ярком подчинении данного руководителя ... уделял огромное внимание вопросу подбора персонала и считал необходимым управление им. Михайлов А.В. Система Тейлора. Переиздание. Л., 2010. 3.2 Влияние теории ...

  • Обеспечить эффективный трудовой процесс всем необходимым
  • Обучить персонал должным образом

Препятствием к достижению цели служит:

  1. Нежелание рабочих производить больше продукции, в силу их ошибочной убежденности, что подобное приведет к увеличению нормы выработки.
  2. Предприниматели в полне естественно стремились максимизировать свою прибыль, за счет рабочих, уменьшив выплаты зарплат.

Тейлор называл менеджментом инициативы и поощрения, систему управления при которой, предусматривалось материальное поощрение при наивысших показателях в работе.

Тейлор добавил в указанную формулу управленца, увязав вознаграждение менеджера с качеством работы рабочего.

Тейлор считал, что руководители должны разделять ответственность работника за выработку, он предлагал нормы и правила, полученные в результате научных исследований и измерений.

Система Тейлора требовала от управленцев выполнения жизненно важных задач, они должны были полностью прорабатывать все элементы действия работников и на основе этого менять правила и регламенты.

Тейлор выступал за научный подход к решению проблем повышения производительности труда.

Тейлор фиксировал внимание на опасности механического применения науки в промышленности, он считал, что «механическая наука» не должна заменить «философию» управления, которая в сборе, анализе и научной обработки информации. Механический подход имел в виду:

— оплаты труда,

— инструментальные функции

— организацию рабочего времени, отдыха и т.п.

Основная книга Тейлора «Менеджмент на предприятии» 1903г.

В ней рассмотрены именно технические приемы.

1914 издается книга «Принципы научного менеджмента»

В ней содержался призыв к интеллектуальной революции.

Задачи интеллектуальной революции:

  1. Показать потери, которые несет общество от не эффективного производства.
  2. Средства, позволяющие избежать потерь – это системный менеджмент, а не в поиске какого-то особого рабочего.
  3. Наилучший менеджмент – это подлинная наука, если применить его в любой человеческой деятельности, то будет, достигнут высокий результат.

Тейлор рассматривал применение научных методов, как главное условие развития менеджмента.

Главным доказательством справедливости теории Тейлора послужило то, что:

  1. На его предприятиях не было ни одного соц. конфликта
  2. Ни на одном из предприятий, на которых использовалась система Тейлора, так же не произошло ни одно соц. конфликта.

ГАНТТ. АВТОР КНИГИ «ТРУД, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПРИБЫЛЬ»

Гантт считал, что для организации эффективного производства, необходимо, каждое трудовое действие подвергнуть к максимально тщательному анализу.

Менеджмент будет эффективным только в том случае, если будут устранены все риски и случайности из процесса организации и ведения производства. Достижение цели возможно только при использовании научного знания.

Гантт предлагал заменить интуитивное знание руководителя, на строго рациональный научный подход.

В отличие от Тейлора Гантт предлагал усилить материальную заинтересованность рабочего, доплачивал рабочим за строгое следование инструкциям, доплачивал за рациональные предложения.

Гантт впервые заговорил о соц. ответственности бизнеса, предавал большое значение таким понятиям, как мотивация и лидерство.

ГИЛБЕРТ, ПОПУЛЯЗАТОР ИДЕЙ ТЕЙЛОРА

Поддержал идею хронометража. Главной задачей Гилбертов было устранение потерь и уменьшение усталости человека на работе. Они написали книгу «Прикладные вопросы рабочих движений».

Достоинство трудов Гилбертов это ясность и четкость формулировок.

«исследование рабочих движений», «Психология менеджмента» и т.д. – работы Гилберта.

Главная мысль «самым важным, простым элементом в научном менеджменте является задание».

Тема. 4 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление — есть элемент и в тоже время функция, относящаяся к соц. системам, обеспечивающая их функционирование, сохранность достижения ими своих целей и выполнения поставленных задач.

Предметом управленческой науки являются — управленческие отношения, в которых переплетаются соц., экономические, политические и др. интересы, которые находят свое выражение во влияние на общество и отдельные его элементы, с целью сохранения их специфики, развития и упорядочения.

Объектом управления могут быть:

  • соц. группы
  • государство
  • отрасли
  • аспекты производственной деятельности
  • ресурсы
  • отдельные люди

Объекты управления могут быть:

  • индивидуальные
  • коллективные

Субъекты управления могут быть:

  • индивидуальные
  • коллективные

Управление людьми в отличие от управления техническими системами, осуществляется более гибко. Особенность управления людьми заключается в том, что человек сам является активным субъектом и может принимать, либо не принимать управляющие воздействия.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

  1. целепологание
  2. анализ
  3. прогнозирование
  4. планирование
  5. организация
  6. координация
  7. мотивация
  8. обучение
  9. учет
  10. контроль
  11. взаимодействие
  12. принятие решений

Все функции управления жестко взаимно переплетены и вытекают друг из друга. Управление любой из организаций обязательно выполняет все вышеперечисленные функции.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Это способы выполнения функций управления.

Методы управление делятся:

По масштабам

  1. общие
  2. особенные

По сфере применения:

  1. гос. управление
  2. промышленность

По содержанию:

  1. административные
  2. экономические
  3. соц. — психологические

Деление методов является очень условным.

СООТНОШЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И УПРАВЛЕНИЯ.

Слово «Менеджмент» обычно применяется по отношению к организациям, к коллективам и к людям. Существенным является то, что данный термин применим как к формальным, так и не к формальным организациям.

В русском языке три главных значения:

  1. наука управления
  2. процесс управления в организации
  3. люди, составляющие управленческую структуру (орган управления)

главный субъект управления РУКОВОДИТЕЛЬ – это человек, который направляет деятельность других и несет ответственность за ее результаты.

Деятельность руководителя включает три направления:

  1. производственно – экономическая
  2. социально – психологическая
  3. организационно – управленческая

Первая группа проблем определяет деятельность хозяйственного руководителя, связана с организацией решения экономических вопросов. Руководитель, воздействуя через систему управления на производственный механизм, обеспечивает его функционирование, решение долгосрочных и краткосрочных задач.

Проблемы социально – психологического характера связаны с тем, что субъект управления вынужден формировать производственный коллектив, в котором складывается (всегда) сложная социально – психологическая атмосфера.

Преодолевая организационно – управленческие проблемы руководитель выступает как организатор системы управления, руководив проектированием новой или модернизацией действующей системы.

Подобная функция управления как организация, предполагает создание системы, в которую вписываются три компонента:

  1. работающий человек
  2. экономические отношения
  3. технические средства.

Деятельность руководителя в организационном аспекте довольно подробно рассматривается в специальной литературе и сводится к 12 основным принципам:

  • точно поставленные идеалы и цели
  • здравый смысл
  • компетентная консультация
  • дисциплина
  • справедливое отношение к персоналу
  • быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет
  • диспетчирование
  • нормы и расписание
  • нормализация условий
  • нормирование операций
  • писанные стандартные инструкции
  • вознаграждение за производительность

Среди конкретных форм организации деятельности руководителя выделяют

  1. делегирование полномочий
  2. создание орг. структур
  3. регламентация проф. функций
  4. нормирование трудозатрат
  5. инструктаж работников
  6. принятие управленческих решений.

В современных условиях главной задачей руководителя является обеспечение функционирование системы управления в целом, интегрирование в единое целое усилий всех работников, всех функций управления, всех подразделений аппарата управления.

Для этого необходимо:

  1. Постановка задач перед организацией
  2. Разработка экономического плана.
  3. Разработка орг. плана.
  4. Формирование системы управления.
  5. Организация работы аппарата управления.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских навыках:

  1. Способности по формированию коллектива
  2. Исполнение роли лидера коллектива
  3. Умение повышать уровень развития коллектива
  4. Способности к преодолению трудностей

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подборки кадров на различные участки. В решении данной задачи главная роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные особенности и интересы людей.

Руководитель должен учитывать мотивы поведения людей. Успех руководителя во многом зависит от того, насколько эффективно он опирается на трудовой коллектив, насколько он поддерживает деловую атмосферу.

Психологический климат во многом зависит от психологической совместимости работников.

Различают два типа психологической совместимости:

  1. Психофизиологический тип – предусматривающий синхронизацию психической деятельности людей.
  2. Социально-психологический тип – основывающийся на общих интересах, ценностях, потребностях.

По мере развития, коллективы проходят определенный ряд, последовательных этапов:

  • Притирка людей
  • Расчленение коллектива на группировки
  • Экспериментирование
  • Этап роста эффективности
  • Этап зрелости

Главная задача руководителя помочь своим работникам успешно пройти все стадии развития, помочь коллективу раскрыть свой потенциал и расширить границы полномочий.

ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАБОТЕ КОЛЛКТЕВА

Не пригодность руководителя

Не квалифицированные сотрудники

Не конструктивный климат

Не четкость целей

Низкие результаты работы

Неэффективность методов работы

Нехватка открытости , наличие контрактации

Не достаточная культура работников

Не конструктивные отношения с другими коллективами

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Стиль управления это комплекс методов, приемов и средств, применяемых руководителем, для достижения поставленной цели.

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Более сложная классификация стилей управления предложена Томом Бойделом:

  1. Контрактационный
  2. Поддерживающий
  3. Теоретический
  4. Практический
  5. Планирующий
  6. Оценивающий
  7. Интегрирующий

Все многообразие методов используемых руководителем может быть сведено к трем группам:

  1. Методы организационного воздействия
  2. Методы морального и материального стимулирования
  3. Методы социально-психологического воздействия

Под реализацией методов организационного воздействия предполагается решение следующих задач:

  • Первая задача – постановка задания и установление критериев его выполнения.
  • Вторая задача – наделение полномочиями и ресурсами.
  • Третья задача – установление ответственности
  • Четвертая задача – мотивация и инструктаж работников
  • Пятая задача – координирование деятельности исполнителя.
  • Шестая задача – контроль за исполнением задания.

Материальное стимулирование:

  • обеспечение взаимосвязи материального стимулирования с результатом
  • соотношение различных форм материального стимулирования
  • сочетание материального и морального стимулирования
  • обеспечение чистоты и четкости системы стимулирования

Тема. 5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Структура – это организационная характеристика системы (совокупность устойчивый системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементов).

Организационная структура управления – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.

Орг. структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления, при этом она должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.

Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям и коммуникациям. По содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

  1. Связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов.
  2. Отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие этажность строения организации.
  3. Соотношение, устанавливающие пропорциональность строения организации, и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

По ориентации связи делятся на две части:

  1. Горизонтальные связи – это связи коопераций и координации равноправных звеньев управления, они носят характер согласования.
  2. Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, иерархии и субординации.

Теория управления — Стр 2

Вертикальные связи делятся на две группы

  1. Линейные связи- это связи подчинения по всему кругу вопросов. Руководитель руководит своими подчиненными по все кругу вопросов, по всем функциям управления
  2. Функциональные связи – ограниченны приделами реализации определенной функции управления. Они могут носить, зависимости от принципов управления, принятых в организации, рекомендательный, совещательный или информационный характер.
  3. Инвариантные связи – это те связи, которые могут оставаться неизменными при любых условиях
  4. Вариабельные – это те связи, которые могут изменяться от изменения обстоятельств

В организации может быть построено множество управленческих структур:

  • Технологические – совокупность связей технологического процесса изготовления продукции
  • Организационно-управленческие – регулирующие деятельность организации по достижению ее целей
  • Экономические – экономическая связь между сотрудниками
  • Социально-психологические.

ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ

  1. Целепологание
  2. Приоритет функций над составом звеньев
  3. Приоритет объекта над субъектом
  4. Первичность миссии и целей
  5. Положение во внешней среде
  6. Адаптивность
  7. Полная координация и минимум сложности

Существует взаимосвязь между орг. структурой и типом организации.

Организации делятся на два вида:

  • Бюрократические – это линейные структуры, функциональные структуры, линейно-функциональные структуры, дивизиональные структуры
  • Органические – это матричные структуры, проектные структуры и деструктивные структуры.

Линейная структура

Схема в тетради

Основной принцип линейной структуры вертикальная иерархия, соподчиненность звеньев управления снизу доверху. В основе структуры лежит принцип единоначалия, что означает, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всем и полномочиями и сосредоточивший в своих руках все функции управления.

Достоинства линейной структуры:

  • Единство распорядительства
  • Простота и четкость
  • Полная ответственность руководителя, за результаты деятельности подчиненных
  • Оперативность принятия решений
  • Согласованность действий исполнителей и получение нижестоящих звеньев согласованных между собой распоряжений.

Недостатки линейной структуры:

  • Большая перегруженность руководителя
  • Множество контактов с подчиненными
  • Высокие требования к руководителю
  • Способность к решению только текущих оперативных задач
  • Невозможность решать задачи в постоянно меняющейся обстановке

Функциональная структура

Схема в тетради

Для них характерно создание подразделений, имеющих свои определенные задачи и обязательства, в основе данной структуры лежит принцип полного распорядительства, которые заключаются в том, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции, обязательно для исполнения.

Достоинства функциональной структуры:

  • Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
  • Специализация подразделений на выполнение определенного вида управленческой деятельности
  • Ликвидация дублирования выполнения задач, управления отделами и службами

Недостатки функциональной структуры:

  • Нарушение принципа единоначалия, при использовании принципов полного распорядительства
  • Длительность процедуры принятия решения
  • Трудности поддержания взаимосвязи между различными функциональными службами
  • Снижение ответственности функциональных руководителей за работу организации в целом

Линейно-функциональные структуры

Схема в тетради

Недостатки линейных и функциональных структур компенсируются смешанными структурами, которые дополняют линейными связями низкую исполнительскую дисциплину функциональных структур.

Штабная линейно-функциональная структура

В основе штабной линейно-функциональной структуры лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются специальные подразделения для выполнения определенных управленческих функций. Данные службы не обладают правом принятия решения, а лишь обеспечивают силами своих специалистов более квалифицированное выполнение линейными руководителями своих задач. Деятельность функциональных специалистов сводится к поискам более рациональных вариантов решения задач. Линейный руководитель принимает окончательное решение и передает его подчиненным. Структура данного типа предполагает сохранение принципа единоначалия.

Не штабная линейно-функциональная структура

В данной структуре функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим подразделениям, ограниченные кругом их компетенции

Достоинства:

  • Улучшение координации в функциональных областях
  • Адекватная и эффективная управленческая реакция в организации

Недостатки:

  • Отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне
  • Размывание разработанной стратегии
  • Слабая инновационная активность организации

Дивизиональные структуры управления

Данная структура является самой совершенной разновидностью иерархической структуры. Они возникли как реакция на недостатки линейно-функциональной структуры. Управление крупной корпорацией из единого центра не эффективно. Данная структура основана на выделении крупных, автономных производственных хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления, с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. При такой структуре управления персонал высвобождается для решения стратегических задач, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) финансами и инвестициями.

Схема в тетради

Проектная структура

Смысл в том, чтобы собрать в одну команду квалифицированный сотрудников разной квалификации для выполнения проектных работ.

Матричная структура

Отражает закрепление двух направлений вертикального и горизонтального.

Вертикальное направление этот управление функциональными и линейными структурами, а горизонтальное – отдельными проектами.

Достоинства матричной структуры:

  • Достаточно успешная реализация большинства проектов.
  • Интеграция различных видов деятельности в рамках реализуемых программ.
  • Вовлечение всех руководителей в инновационную деятельность.

Недостатки матричной структуры:

  • Сложность реализации матричных структур.
  • Частичное дублирование функций организации.
  • Не эффективность структур в кризисный период.
  • К матричным структурам, как правило, переходит не вся компания, а лишь ее часть.

Сетевые структуры

Последнее время, стало распространенным так называемая сетезация компаний, которая означает формирование организационной сети с узлами и связями, для достижения предпринимательской деятельности, в соответствиями потребностей и ожиданиями партнеров.

В результате могут быть созданы сети двух организационных моделей:

  1. Сеть вокруг крупной компании, которая поручает компаниям меньшего размера выполнение различных специальных задач.
  2. Совокупность небольших юридически не зависимых компаний, которые поддерживают друг друга.

Тема. 6 ЛИДЕР КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Руководитель это тот человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты.

Руководитель является элементом производственной, государственной и социальной системой общества. Он должен подчинять свою деятельность тенденциям их развития.

Деятельность руководителя включает три основных аспекта:

  1. Производственно-экономический
  2. Социально-психологический
  3. Организационно-управленческий

Первая группа проблем производственно-экономического характера, определяющая содержание деятельности хозяйственного руководителя связана с решением организационно-хозяйственных вопросов. Руководитель воздействует через систему управления на производственно-хозяйственный механизм, должен, прежде всего, обеспечить его функционирование, решение долгосрочных и краткосрочных целей, повышение эффективности производства и т.д.

Вторая группа проблем социально-психологического характера, связана с тем, что руководитель должен формировать трудовой коллектив, организовывать его работу, способствовать развитию его социально-трудовой активности, а также всестороннему развитию членов коллектива. В коллективе всегда складывается весьма сложная система социальных отношений, с которыми руководителю приходится иметь дело.

Третья группа проблем организационно-управленческого характера, преодолевая организационно-управленческие проблемы, руководитель выступает как реорганизатор системы управления, руководит проектированием новой или модернизацией старой системы, т.е. обеспечивает работу, связанную с непрерывным управлением системы и ее совершенствованием.

Такая функция управления, как организация, предполагает создание системы, в которую логично вписываются три компонента:

  1. Работающий человек
  2. Экономические отношения
  3. Технические средства

Деятельность руководителя в организационном аспекте сводится всего к 12 принципам:

  1. Точно поставленные идеалы и цели
  2. Здравый смысл
  3. Компетентная консультация
  4. Дисциплина
  5. Справедливое отношение к персоналу
  6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет
  7. Диспетчирование
  8. Нормы и расписания
  9. Нормализация условий
  10. Нормирование операций
  11. Стандартные инструкции
  12. Вознаграждение за производительность.

Среди конкретных форм организации деятельности руководителя выделяют:

  1. Делегирование полномочий
  2. Создание организационной структуры предприятия
  3. Регламентирование профессиональных функций, прав и обязанностей работников
  4. Нормирование трудозатрат и сроков выполнения работ
  5. Инструктаж работников
  6. Принятие управленческих решений

В современных условиях главной задачей руководителя является обеспечение функционирования системы управления в целом, интегрирование в единое целое всех работников, всех подразделений аппарата управления. Для этого необходимо:

  1. Постановка задач перед организацией
  2. Разработка экономического плана
  3. Разработка организационного плана
  4. Формирование на основе орг. плана системы управления
  5. Организация работы аппарата управления

В связи с совершенствование системы управления перед руководителем возникают разнообразные задачи:

  1. Обеспечение комплексного системного подхода к решению поставленных вопросов
  2. Создание службы совершенствования управления и планирование совершенствования управления

Хороший организатор – это не тот, кто хорошо работает сам, а тот, у кого хорошо работаю подчиненные.

Задача руководителя уметь находить людей, способных выполнять определенную работу и уметь их проверять.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива, современный руководитель нуждается в эффективных организаторских навыках, среди которых выделяются 4 группы:

  1. Способности по формированию коллектива
  2. Исполнение роли лидера коллектива
  3. Умение повышать уровень развития коллектива
  4. Способности преодоления трудностей, препятствующих работе коллектива.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановке и кадров на различных должностях.

В решении данной задачи большая роль принадлежит умению руководителя учитывать индивидуальные особенности и интересы, и психологию людей, при организации их совместного труда.

Различают два вида психологической совместимости людей:

  • Психофизиологическая совместимость
  • Социально-психологическая совместимость

По мере развития коллектив проходит ряд стадий:

  1. Притирка людей — роль руководителя в сплочении персонала
  2. В ходе конкурентной борьбы за лидерство в коллективе, возникают разного рода группировки – задача руководителя в скорейшем преодолении данного этапа
  3. Экспериментирование – характерен поиском новых методов работы – задача руководителя реализовать накопленную энергию
  4. Рост эффективности – возникающие проблемы рассматриваются реалистически и решаются творчески
  5. Этап зрелости – коллектив демонстрирует стабильные отношения, складываются не формальные отношения, разногласия быстро устраняются.

Задача руководителя на всем пути формирования коллектива состоит в том, чтобы помочь коллективу успешно пройти все стадии формирования и достичь того состояния, при котором наиболее полно раскроется потенциал работников.

Что препятствует эффективной работе коллектива:

  1. Не пригодность руководителя
  2. Не квалифицированные сотрудники
  3. Не конструктивный климат
  4. Не четкость целей
  5. Низкие результаты работы
  6. Не эффективность методов работы
  7. Нехватка открытости и наличие конфронтации
  8. Не достаточный профессионализм и культура сотрудников
  9. Низкие творческие способности персонала
  10. Неконструктивные отношения с другими коллективами

Тема.7 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Организационные преобразования бывают:

  • Поверхностные
  • Коренные

И включают в себя изменения структуры организации методы управления, культуры, стиля руководства и модель стимулирования.

Причины организационных преобразований могут носить объективный (независящий от людей – воздействие внешней среды) и субъективный (зависящий от человека – развитие личности работника) характер.

Цели организационных преобразований

  • Совершенствование
  • Повышение инвестиционной привлекательности
  • Изменение основных направлений деятельности
  • Преодоление внутренних разногласий
  • Обеспечение единства организационного комплекса
  • Экономия затрат

Преобразования управления бывают:

  • По степени интенсивности:
    • Эволюционные – происходят по степенно
    • Революционные – результат эволюционных изменений
  • По глубине:
    • Радикальные
    • Поверхностные
  • По целям:
    • Тактические
    • Стратегические
  • По характеру:
    • Разовые
    • Ступенчатые
  • По способу осуществления:
    • Принудительные
    • Адаптивные
    • Путем проб и ошибок
    • Смешанные
  • По содержанию:
    • Технологические
    • Организационные
    • Экономические
    • Пропагандистско-воспитательные

Предпосылки преобразований системы управления:

  1. Материальные –
    1. наличие необходимых ресурсов
  2. Социально-психологические –
    1. понимание необходимости членами организации
    2. Благоприятный морально-психологический климат
    3. Формирование новой системы ценностей.
    4. Готовность персонала
    5. Отношение к людям, как к главной творческой силе
  3. Организационные –
    1. Четкие цели и стратегии
    2. Эффективная система мотивации
    3. Борьба с бюрократизмом
  4. Информационные —
    1. Формирование надежных коммуникационных каналов
  5. Личностные –
    1. Вовлечение максимального числа людей
    2. Обучение персонала
    3. Гарантии занятости
    4. Избавление от противников
    5. Учет ожиданий работника
    6. Формирование критической массы сторонников
    7. Наличие сильного лидера.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОБЪЕКТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ.

1 этап — размораживание парадигмы:

Критика существующего положения дела

Широкое информирование о целях и путях

Обсуждение новой концепции организации

Формирование готовности к изменениям

Формирование плана преобразований

2 этап — преобразование

3 этап – замораживание:

Административное закрепление результатов преобразования в структуре управления (в регламентах, в списках подчиненных)

Объектами преобразования выступает:

  1. Структура управления
  2. МТБ – материально-техническая база
  3. Технология деятельности

Реструктуризация – это изменение структуры:

  1. Организации
  2. Собственности
  3. Персонала
  4. Капитала – все то, что приводит к получению прибавочной стоимости
  5. Системы управления
  6. Источников и распределение финансовых ресурсов.

Подходы к осуществлению преобразований организационной структуры:

  1. Технократический – целенаправленные, последовательные, малозаметные изменения – снижает сопротивляемость коллектива.
  2. Рыночный – стихийная подстройка организации к новым условиям – рост сопротивления коллектива и конфликты
  3. Стратегический – развитие демократических форм правления преобразованиями с участием максимального числа работников – формирование заинтересованности.

ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Экономические

Политические

Организационные

Личностные

Социальные