Теория управления

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

 

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Методические указания

к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

 

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление

 

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

Составители

канд. экон. наук, проф. О.А. Виролайнен

канд. экон. наук, доц. Е.А. Дурова

 

Рецензент

канд. экон. наук, доц. Л.Д. Ковалевская

 

Подготовлено на кафедре

государственного и муниципального управления

 

Одобрено научно-методическим советом специальности

080504 – Государственное и муниципальное управление

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 

 

© СПбГИЭУ, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Общие положения………………………………………………
2. Методические указания к изучению дисциплины …..…….
3. Методические указания к выполнению контрольной работы…………………………………………………………  
4. Темы контрольных работ………………………………………….
5. Требования к оформлению контрольной работы…………..
6. Список литературы…………………………………………..
  Приложение 1 Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)………………………….  
  Приложение 2 Образец оформления титульного листа контрольной работы………………….………………………  

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания  

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель дисциплины «Теория управления» — усвоение основных понятий и категорий менеджмента, теоретических основ современной науки управления, выработка знаний и умений, связанных с осуществлением управленческой деятельности, а также знаний в области практической организации процессов управления.

Основные задачи дисциплины:

— рассмотрение истории развития менеджмента, современных концепций и подходов,

— формирование системы знаний о содержании и особенностях процессов управления во всем их многообразии;

— освоение инструментария современного менеджмента, эффективного применения его методов;

— привитие навыков использования аналитического подхода к оценке реальных управленческих ситуаций и принятия на этой основе эффективных решений;

— выработка умений управления коллективом и принятия решений, основанных на современной технологии управления, учитывающих социально-психологические аспекты управления, использующих коллегиальные формы управления;

— рассмотрение сущности и содержания деятельности руководителя (менеджера), особенностей становления института менеджеров в России и за рубежом, роль и место руководителя (менеджера) в деятельности организации, фирмы, предприятия и т.п.

Знания, навыки и умения в организации процессов управления и процессов функ­ционирования государственных и муниципальных органов власти, предприятий, организаций, фирм и т.п., полученные в результате изучения дисциплины, понадобятся при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, прежде всего «Управление персоналом», «Управленческие решения», «Теория организации», «Система государственного и муниципального управления»,«Экономика предприятия», «Стратегическое планирование», «Маркетинг» и при подготовке дипломного проекта.

Промежуточным контролем, завершающим изучение дисциплины, является экзамен.

Основные задачи дисциплины: — рассмотрение истории развития менеджмента, современных концепций и… — формирование системы знаний о содержании и особенностях процессов управления во всем их многообразии;

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Таким образом, предметом изучения дисциплины является управленческая деятельность, осуществляемая различными субъектами управления и направленная на достижение поставленных целей.

В центре внимания дисциплины «Теория управления» находятся вопросы методологии исследования управления, изучения целей и функций управления, разнообразных технологий и методов менеджмента, кадровой политики в органах государственной службы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

— овладеть знаниями о науке управления как особой области знаний, которую можно рассматривать в нескольких аспектах: как науку и искусство, как вид деятельности и как аппарат управления;

— знать основные научные школы управления

— знать понятия, категории и элементы теории управления;

— знать важнейшие подходы в теории и практике управления;

— знать принципы развития и закономерности функциони­рования государственных органов исполнительной власти, органов муниципальной власти, предприятий, фирм, организаций и т.п.;

— знать основные функции, методы, виды и принципы менеджмента;

знать виды и элементы организаций;

— знать жизненные циклы продуктов и организаций;

— знать сущность и содержание функции «Организации» в системе управления (менеджмента);

— знать типы систем (структур) управления;

— знать формы и принципы построения организационных структур;

— уметь строить дерево решений при принятии управленческих решений;

— находить и принимать эффективные управленческие решения.

При изучении дисциплины целесообразно придерживаться порядка тем, представленного в рабочей программе дисциплины (Приложение 1).

 

Таким образом, предметом изучения дисциплины является управленческая деятельность, осуществляемая различными субъектами управления и направленная на… В центре внимания дисциплины «Теория управления» находятся вопросы методологии… В результате изучения дисциплины студент должен:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Так как тематика контрольных работ определяется как:

1. Исследование причин успехов (неудач) отдельных российских и зарубежных фирм;

2. Поиск и систематизация удачных и неудачных управленческих решений, касающихся отдельных функциональных областей менеджмента;

необходимо в контрольной работе продемонстрировать знание основных общеупотребительных терминов теории управления, а также знакомство с основными публикациями по выбранной теме.

Работа над контрольной работой предусматривает следующие этапы:

1. Утверждение темы контрольной работы, которая впоследствии станет частью курсовой работы. Темы контрольных работ выбираются и согласуются на практических и семинарских занятиях по дисциплине «Теория управления»

2. Сбор информации. Базовый источник контрольной работы – аннотированные базы по национальному менеджменту и национальной экономике. Дополнительные источники – периодика (основные российские и зарубежные журналы по экономике и управлению) за 1996-2007 гг., а также материалы Всемирной сети Интернет. Можно использовать материалы организаций, в которых вы работаете (с разрешения руководства этой организации).

3. Анализ собранной информации и оформление контрольной работы проводятся в соответствии с алгоритмами, изученными на семинарских и практических занятиях.

4. Сдача и защита контрольной работы происходит на одном из последних практических или семинарских занятий.

 

1. Исследование причин успехов (неудач) отдельных российских и зарубежных фирм; 2. Поиск и систематизация удачных и неудачных управленческих решений,… необходимо в контрольной работе продемонстрировать знание основных общеупотребительных терминов теории управления, а…

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Сущность и виды управления как предмет научного исследования. Система знаний науки управления.

2. Системный подход в теории управления. Структурный, функциональный и генетический аспекты изучения сложных объектов управления.

3. Цели и задачи менеджмента в организации.

4. Основные психологические школы управления.

5. Понятие и сущность «цели управления» и значение целей в процессах социального управления.

6. Сущность и основные структурные элементы организации.

7. Сущность метода управления, классификация методов управления.

8. Понятие и сущность функции управления. Развитие функций управления и их классификация.

9. Философия и предпринимательская политика.

10.Типы стратегий, выработка стратегий и поиск альтернатив.

11.Обеспечение реализации стратегического плана.

12.Сущность внутрифирменного планирования.

13.Линейные, функциональные связи, их сочетание и взаимодействие в различных условиях производства.

14.Принятие решений как функция управления.

15.Управленческие процедуры и графические формы их изображения.

16.Методы принятия решений в административном управлении.

17.Этапы принятия рациональных решений (их анализ).

18.Экспертные методы принятия решения.

19.Организационная коммуникация: методы оптимизации.

20.Мотивация как функция управления.

21.Основные теории мотивации.

22.Контроль как функция управления.

23.Понятия функции регулирования. Классификация регулирования. Регулирование и обратная связь.

24.Основные правила делового общения.

25.Конфликты в коллективе, их основные типы и причины.

26.Основные принципы проведения эффективных переговоров в конфликтных ситуациях.

27.Роль социально-психологической информации в менеджменте и способы ее получения.

28.Понятие делегирование, полномочия и ответственность.

29.Понятие и виды стилей руководства.

30.Формы коллегиальности в менеджменте.

31.Факторы эффективности проведения совещаний.

32.Основные принципы управления временем руководителя. Личный менеджмент.

33.Основные этапы организации и проведения экспертной оценки деятельности руководителей.

 

2. Системный подход в теории управления. Структурный, функциональный и генетический аспекты изучения сложных объектов управления. 3. Цели и задачи менеджмента в организации. 4. Основные психологические школы управления.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа сдается в электронном виде (Microsoft Word-97-2000, шрифт – «Times New Roman», размер шрифта 14, интервал – 1) общим объемом не менее 12 и не более 20 страниц. Страницы работы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц производится «вверху», «по центру». Номер на первой странице (Титульный лист) не ставится. Пример оформления титульного листа контрольной работы приведен в Приложении 2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – Минск: Новое знание, 2000. – 336 с.

2. Менеджмент: Дайджест осн. разделов и тем. Спец. 061100/ Под ред. А.К.Казанцева. — СПб., СПбГИЭА, 2000.-200с.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. — М.: Дело. 1996.- 702 с.

4. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник. — М.: Экзамен, 2005. – 255 с.

5. Основы менеджмента: Учебник для вузов/ Лукичева Л.И., Квартальнов В.А., Исаев В.А. и др. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 351 с.

6. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2004. – 176 с.

7. Пилипенко Н.Н., Татарский Е.Л. Основы менеджмента: Учебное пособие / Московский государственный соц. Университет; Академия экономики и права. – М.: Изд. Книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 89 с.

8. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 247 с.

9. Файоль А. и др. Управление — это наука и искусство. — М., 1996.

10. Фалмер Р.У. Энциклопедия современного управления. / В 5 т. — М., 1996.

Дополнительная литература

1. Алексеев Н.С. Проектирование организаций «эпохи без закономерностей»//Менеджмент в России и за рубежом. — 2000, №4.

2. Бир С. Наука управления. — М., 1971.

3. Горбунова М.В. Специфика системы управления бизнесом в России // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000, №3.

4. Грачев М. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. — М.: Дело ЛТД, 1993. -208с.

5. Ефремов В.С. Организации, бизнес-стратегии и стратегическое планирование// Менеджмент в России и за рубежом. — 2001, №2.

6. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса//Менеджмент в России и за рубежом. — 2001, №6.

7. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: императивы 21-го века // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001, №6.

8. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. – М.: Финпресс, 2000. – 381 с.

9. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр.пер. с нем.- М.: Экономика, 1990. -335с.

10. Казанцев А.К., Серова Л.С., Подлесных В.И. Практический менеджмент: Уч. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998. 312с.

11. Как работают японские предприятия: Сокр.пер. с англ. -М.: Экономика, 1989. -262с.

12. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. — СПб.: Изд-во ОЛБИС, 1997

13. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие/Под ред. О.Т.Лебедева. – СПб: Издательский Дом «МиМ», 1997. – 189 с.

14. Макаревич Л. Корпоративному управлению, стратегическому планированию, маркетингу — системный подход//Общество и экономика. — 2001, №№7,8.

15. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 447 с.

16. Марковский В., Зуйкова И. Корпоративная культура. Камень преткновения или точка опоры?//Top-Manager. — 2001, №6(11).

17. Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001, №5.

18. Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001, №5.

19. Оганесян А.С. Оплата труда работников предприятия // Менеджмент, 2002, №1.

20. Ромашкевич А. Успех бизнеса в России определяют отношения // БОСС. — 2001, №6.

21. Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика: Учебник для вузов. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 303 с.

22. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. — М., 1993.

23. Скриптунова Е., Болотова Е. Минусы одного плюса // БОСС. — 2001, №9.

24. Смолко И., Печерский А., Сироткин Д., Хаит И. Менеджмент роста. Исследование опыта успешных российских промышленных компаний.//Top-Manager, 2002, №1-2 (13).

25. Теория системного менеджмента: Учебник/Под ред. В.П.Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г Янчевского. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.

 

Приложение 1

Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)

Раздел 1. Методологические основы исследования управления

Тема 1.1. Сущность и содержание теории управления

Научные определения менеджмента и его аспекты. Менеджмент, как искусство управления, вид деятельности и аппарат управления. Цели и задачи менеджмента в организации. Понятие и содержание общего и функционального менеджмента в организации. Система объектов и субъектов управления. Организация, как орудие управления. Основные виды и элементы организации. Система объектов и субъектов управления. Уровни менеджмента в организации. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента; затраты на управление; управление нововведениями и развитием теории управления.

Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли: теоретические основы менеджмента и его современное состояние

Исторические корни науки управления. Условия возникновения научного менеджмента. Классический менеджмент. Промышленная инженерия. Административный подход. Бюрократические модели. Психотехнический подход. Доктрина человеческих отношений. Формальные подходы. Поведенческие подходы. Системный подход. Ситуационный подход в процессе управления. Комплексный подход. Новая школа. Школа «социальных систем».

Тема 1.3. Новая управленческая парадигма: проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям

Сущность организаций в современном менеджменте. Общенаучные методы теории управления. Внешняя среда в управлении как ограничение функционирования организаций. Элементы среды прямого и косвенного воздействия. Внутренняя среда в управлении: основные внутренние переменные, характеризующие условия функционирования организаций. Методы управленческого воздействия.

Раздел 2. Цели и функции теории управления

Тема 2.1. Формирование стратегии, миссии и целей

Основные понятия и категории стратегического управления: стратегическое управление, стратегия, стратегическая ориентация. Сценарий стратегического управления и его этапы. Философия и предпринимательская политика. Миссия. Анализ среды окружения. Типы стратегии. Выработка стратегий и поиск альтернатив. Выполнение стратегий. Структура стратегического плана. Целевая ориентация управленческих решений.

Тема 2.2. Сущность и состав функций управления

Понятие функции менеджмента и ее определение. Принципы систематизации функций и задач менеджмента. Отражение функций в классических концепциях менеджмента. Состав и взаимосвязь основных (предметных) функций менеджмента. Функциональное разделение управленческого труда. Процессуальные функции менеджмента и их содержание. Состав, формы и содержание социально-психологических функций менеджмента. Управление как процесс.

Тема 2.3. Планирование как функция менеджмента

Сущность внутрифирменного планирования. Задачи (функции) планирования в рамках системы менеджмента. Основные принципы планирования.

Классификация планов по признакам: цели планирования, период планирования, уровень планирования, функциональная область, содержание планов. Сущность каждого вида планирования. Сравнительные характеристики стратегического и оперативного видов планирования.

Этапы процесса планирования и порядок разработки планов.

Тема 2.4. Функция организации в менеджменте

Понятие функции организация. Организация, как базисная функция менеджмента. Содержание функции организация. Место функции организации в системе функций менеджмента, этапы развития организационных структур. Организационные формы и структуры управления. Линейные, функциональные связи, их сочетание и взаимодействие в различных условиях производства. Разделение менеджмента по функциям организации на производстве.

Тема 2.5. Функция контроля в менеджменте

Понятие функции контроля, задачи функции. Классификация контроля по времени его включения в процесс управления. Процесс контроля. Разработка стандартов, норм, нормативов. Сопоставление реальных результатов. Разработка общей схемы (системы) отклонений или достижения критических параметров. Поведенческие аспекты контроля. Адекватность системы контроля личности руководителя. Основные принципы контроля (объективность, гибкость, экономичность).

Предварительные условия организации системы контроля. Система эффективного контроля. Нерациональные способы контроля. Понятия функции регулирования. Классификация регулирования. Процесс регулирования (определение проблем, исследование возможных причин).

Предупредительное мероприятие, постоянные изменения, распределение ответственности. Регулирование и обратная связь.

Раздел 3. Технологии и методы менеджмента

Тема 3.1. Принятие решений как связующий процесс

Понятие и виды управленческих решений. Решения в процессе управления. Основные этапы принятия решений в менеджменте. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента. Разработка критериев оценки вариантов решения и определение их значимости. Анализ альтернатив действий, способы классификации управленческих проблем: стандартные, хорошо структурированные, слабо структурированные, не структурированные проблемы. Модели и методы принятия решений. Факторы, обуславливающие необходимость использования моделирования для подготовки и обоснования управленческих решений. Эволюция взглядов на принципы и технологию моделирования в менеджменте.

Процесс принятия решения и организация его выполнения. Контроль за осуществлением принятого решения и получением ожидаемых результатов. Формы представления управленческих решений для хорошо структурированных (типовых) задач. Нормативные документы, регламентирующие менеджмент, их структура и содержание. Управленческие процедуры и графические формы их изображения.

Процесс принятия решения и организация его выполнения. Контроль за осуществлением принятого решения и получением ожидаемых результатов. Формы…

Тема 3.2. Сущность и понятие мотивации, основные концепции мотивации

Классификация методов менеджмента, мотивация (по Маслоу).

Интересы, стимулы, мотивация. Первичные и вторичные потребности человека. Основные факторы, определяющие структуру потребностей. Механизм мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Мотивация и компенсация.

Тема 3.3. Коммуникации в процессе управления

Понятие коммуникации. Содержание, цели и задачи коммуникационной деятельности. Виды, формы и средства коммуникаций. Коммуникационный процесс и его этапы. Эффективность и качество коммуникационной связи. Пути развития коммуникаций на современном этапе.

Основные правила делового общения. Типы характеров людей и особенности их поведения. Неформальные группы и лидеры коллектива. Конфликты в коллективе, их основные типы и причины. Способы предупреждения конфликтов. Основные принципы проведения эффективных переговоров в конфликтных ситуациях. Роль социально-психологической информации в менеджменте и способы ее получения.

Основные правила делового общения. Типы характеров людей и особенности их поведения. Неформальные группы и лидеры коллектива. Конфликты в…

Раздел 4. Основы кадровой политики на предприятии

Тема 4.1. Условия и факторы результативной работы менеджера

Делегирование. Полномочия и ответственность. Власть. Пределы полномочий. Линейные и штабные полномочия. Линейные полномочия: иерархия, цепь команд (векторная составляющая); принципы единоначалия; субординация; норма управляемости.

Штабные (аппаратные) полномочия, основные виды аппаратных полномочий; виды аппаратов. Активизация человеческого фактора.

Тема 4.2. Государственная служба: управление и этика

Специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Общие основы государственной службы: понятие и принципы. Управление государственной службой.

Штабные (аппаратные) полномочия, основные виды аппаратных полномочий; виды аппаратов. Активизация человеческого фактора. Тема 4.2. Государственная служба: управление и этика Специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Общие основы государственной службы: понятие и…

Тема 4.3. Стили руководства

Понятие и виды стилей руководства. Субъективные и объективные факторы, определяющие применение соответствующего стиля руководства. Культура и стиль. Формы коллегиальности в менеджменте. Совет при руководителе и совещание — как главные коллегиальные формы руководства. Факторы эффективности проведения совещаний. Субъекты и способы оценки руководителей. Критерии и характеристики способов оценки. Основные этапы организации и проведения экспертной оценки деятельности руководителей.

Тема 4.4. Системный подход в менеджменте

Понятие «система». Общие свойства систем. Виды (классификация) систем. Основные принципы системного подхода. Основные аспекты системного изучения объектов управления.

Общая теория систем и кибернетики. Понятие «социальная система». Основные свойства социальных систем. Виды (классификация) социальных систем.

Системный подход в изучении социальных организаций. Понятия «система» и «среда». Социальные организации как открытые системы. Взаимодействие организаций со средой в свете общей теории систем.

Системный анализ как метод науки управления. Основные аспекты системного анализа социальной организации как объекта управления.

 

Приложение 2

 

Общая теория систем и кибернетики. Понятие «социальная система». Основные свойства социальных систем. Виды (классификация) социальных систем. Системный подход в изучении социальных организаций. Понятия «система» и… Системный анализ как метод науки управления. Основные аспекты системного анализа социальной организации как объекта…

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

КОНТРОЛЬНАЯ работа

по дисциплине «Теория управления»

Тема:_______________________________________

_____________________________________________

 

 

Выполнил: ________________ группа __________, ____ курс,

____________ форма обучения

№ зачетн. книжки __________

 

Проверил: ___________________

(должность, звание, ФИО)

Оценка:_______ Дата:_________

Подпись: ____________

Тема:_______________________________________ _____________________________________________  

Санкт-Петербург

200_