Ответ:
Феномен личности интересует всех психологов, это основа психологии. Тем более странно, что единого понимания личности не существует. Для систематизации современных теорий личности можно разделить их на зарубежные и отечественные. Первые делятся на разновидности в зависимости от моделей: конфликта, самореализации или согласованности (по классификации Мадди Сальваторе Р.).
Модель конфликта: личность постоянно испытывает сильные противоположные влияния. Внутренний баланс человек может установить только с помощью компромисса, найти который совсем непросто. Разрешение таких конфликтов – цель жизни, единственный путь развития личности. Субъект абсолютно зависим от внешних воздействий.
Теории личности для этой модели:
1. Зигмунд Фрейд. Человек не может следовать базовым, врожденным, биологическим, неизменным инстинктам жизни и смерти, которые занимают область психики «Ид» или «Оно», хотя именно они являются жизненной силой людей. Мешают социальные факторы, например, мораль. Это вызывает состояние внутреннего конфликта. Разрядка возникающего напряжения происходит с помощью «Эго» или «Я», той области психики, которая находит компромисс с реальностью и позволяет иногда удовлетворять инстинкты, получая от этого удовольствие. Так срабатывает защитный психологический механизм. Третья психическая инстанция — «Супер Эго» или «Сверх-Я» — совесть — также помогает обуздывать свои желания в соответствии с установками социума. Тех, кто идет на поводу своего «Оно» общество наказывает. Поведение личности полностью зависит от общественных предписаний.
2. Эрик Эриксон – последователь А. Фрейд. Ведущая сила личности – «Эго». Развитие личности – процесс формирования идентичности, которая состоит из 3 частей: соматической (физической), личностной на основе опыта и социальной по созданию и поддержанию стабильности в обществе.
3. Гарри СтэкСалливан. Личность ведома 2 стремлениями: удовлетворение биологических желаний и обеспечение собственной безопасности. Смысл жизни – нахождение компромисса между биологическим и социальным. Человек следует своим желаниям, стараясь не разрушить чувство защищенности от общественного порицания. При этом могут осознаваться не все биологические потребности. Ощущения безопасности человеческая психика добивается мерами психологической защиты избегания реальности: диссоциация (вытеснение тревожных переживаний из сознания), паратаксическое искажение значения событий, сублимация (подмена неодобряемых биологических желаний социально одобряемыми).
6 стр., 2573 слов
Теории поведения личности в конфликте
... конфликта выбирает: · стратегию борьбы; · стратегию ухода; · стратегию компромисса; · стратегию уступки; · стратегию сотрудничества. 7. Назовите основные типы конфликтных личностей. ... быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не ... уступить, если хочешь разрешить конфликт 10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Интерпретация: 8—10 ...
4. Отто Ранк. Индивид не решает конфликты между биологическим и социальным, а ищет компромисс в борьбе только внутренних структур. Это 2 стремления: минимизировать страх жизни и смерти. Внутреннее напряжение возникает при становлении индивидуальности или, наоборот, при обезличивании – слиянии с Другими. Человек живет, балансируя между этими состояниями. Развитая воля избавляет от необходимости применять какие-либо психологические защитные механизмы. Только зрелый, волевой человек легко находит компромисс.
Модель самореализации: личность независима от внешней среды и самодостаточна. Источник для развития своего потенциала кроется в самом индивиде. Здесь такие теории личности:
1. Карл РэнсомРоджерс. Личность состоит из «организма» и «Я». Смысл человеческого существования – поиск своего места, самоактуализация. Единственное условие – позитивное безусловное внимание ближнего. Самые важные психологические свойства – гибкость, адаптивность, спонтанность и индуктивное мышление.
2. Абрахам Гарольд Маслоу. Многосторонний феномен личности в том, что стремление к лучшему свойственно каждому, а потребности имеют строгую иерархию. Высшая мотивация человека – стремление к самоактуализации, росту. «Восхождение» по «лестнице» потребностей происходит через удовлетворение низших нужд: физиологических, в безопасности, в любви. Существует 8 универсальных путей этого. Саморазвитие не прекращается. Самоактуализирующаяся личность не только осознает свои психологические защитные барьеры, но и сознательно избавляется на них.
3. Эрих Фромм. Структура личности: животная и человеческая составляющие. Движущая сила первой – стремление к выживанию. Сущность человеческой природы – познание и свобода как его результат. Но свободную способность действовать ограничивает, например, одиночество. Свобода – прирожденное право человека. Жизнь невозможна без компромисса между биологическим и социальным. Его можно достичь с помощью продуктивной, взаимной любви к ближнему. Только это чувство способно обуздать животные желания. Личность – совокупность качеств индивидуальности. Непродуктивные ориентации – рецептивный, эксплуататорский, накопительский (стяжательский) и рыночный характеры.
4. Альфред Адлер. Главное качество личности – врожденный социальный интерес к взаимодействиям с другими. Человечество физически неполноценно, подвержено болезням и пытается компенсировать эти дефекты бурной деятельностью. Чем больше физических проблем у человека, тем сильнее его стремление к самосовершенствованию. Он сам строит свою жизнь.
Модель согласованности: синтез 2 предыдущих моделей. Личность не может существовать без взаимодействия с внешним миром. Единственный конфликт, который нужно устранять, — рассогласование своих ожиданий от обратной связи с окружающим миром с реальным положением вещей.
Личность человека в компьютеризированном мире
... гуру! Регулярно по сети бродят тысячи таких людей – с одним только стремлением “взломать какой-нибудь сервер”. Обычно они ... изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанных с созданием и использованием ... люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность ...
Этой модели соответствуют теории личности:
1. Джордж Александер Келли. Человек познает мир, анализирует полученную информацию и на ее основе ищет свое место, движется. У каждого свой набор постоянно меняющихся на основе опыта категорий мышления – дихотомических личностных конструктов, составляющих индивидуальную систему истолкования событий. Иррациональное начало стремится разрушить личность, рассогласовать познавательные конструкты. Тогда человек чувствует тревогу, враждебность, вину и пр.
2. Гордон УиллардОлпорт. Личность включает не только биологическое и социальное, но также когнитивный стиль и духовный поиск. Индивидуальность состоит из совокупности характерных черт, проявляющихся в первую очередь в поведении. Каждой культуре свойствен свой набор общих человеческих черт. Жизненная направленность личности – интенция – позитивное стремление к развитию. Уникальность человека в том, что его стержневые элементы постоянно изменяются.
3. Дэвид Мак-Клелланд. Познание происходит не через конструкты, а через когнитивные схемы, усложняющиеся на протяжении жизни.
: Отечественные теории личности
1. Лев Семенович Выготский. Биологическое и социальное в человеке взаимодействуют по схеме «сознание – культура — поведение», реализующейся благодаря интериоризации. Личность – нерасторжимая целостность, соблюдающая принцип единства «аффекта и интеллекта».
2. Сергей Леонидович Рубинштейн. Игра, учение и труд преобразуют мир, который, в свою очередь, начинает иначе воздействовать на личность, меняя ее и деятельность.
3. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность обусловлена психическим отражением реальности. Базис личности – многообразие ее деятельностей.
4. Константин Константинович Платонов. Личность – отражающая система, психика человека. Сознание – высшая форма психического отражения, состоящая из 4 подструктур.
Самые интересные теории личности опираются не только на теоретические знания, но и на практические данные смежных наук. Основной вопрос каждой из них заключается в характере взаимодействия внутренних структур и внешней среды.
11) Деятельность: понятие, структура, виды.
Ответ:
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Структура деятельности.
Состоит из нескольких уровней:
• психофизиологические функции;
• операции;
• действия;
• деятельности особенные, или особые виды деятельности.
В деятельности выделяют движения и действия. Действие — каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Выполнение движения контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.
Психологическое сопровождение деятельности человека
... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...
В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т.е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.
В течение первого года на основе развития исследовательского поведения ребенок узнает и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение — средство, благодаря которому ребенок может удовлетворить свои потребности и желания.
Виды деятельности:
1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;
2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;
3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.
Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.
Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.