Темперамент 2

ТЕМПЕРАМЕНТ.

План.

  1. Понятие темперамента.
  2. Физиологическая основа темперамента.
  3. Свойства темперамента.
  4. Характеристика типов темперамента
  5. Учет темперамента в учебно-воспитательной работе.

1. Понятие темперамента.

Наблюдая за людьми, можно заметить различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т. е. различия их темпераментов.

Темперамент—это природные особенности, которые проявляются в скорости возникновения и силе чувств и в общей подвижности человека.

Темперамент—это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

а) Природные, индивидуальные—следовательно есть что-то физиологическое, что мы получаем в наследство. Поэтому и возможно увидеть проявление темперамента очень рано (у новорожденных).

б) темперамент проявляется в характере протекания эмоций, волевых действий, мышлении, темпе речи, окрашивает все психические проявления человека (мимика, настроение, характер).

Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность—это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов. Степень подвижности, быстрота или замедленность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной степенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью. С.Л.Рубенштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность—силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.

Темперамент, по мнению психофизиологов, своего рода биологический фундамент, на основе которого человек выстраивает свою личность.

Название «темперамент» в переводе с латинского языка означает «соотношение частей». Еще в древней Греции врач Гиппократ (5 в. до н.э.) предложил концепцию темперамента. Он считал, что особенность чувств и поведения у человека зависит от количества жидкости в теле и от их соотношения, т. е. какой вид жидкости преобладает: кровь (по- лат. сангве), слизь (по- греч. флегма), красно-желтая желчь (по- греч. холе), черная желчь (по-греч. мелайн холе).

3 стр., 1272 слов

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека Власовец Н.С., Свидрицкая Я.О., 1 курс, специальность логистика Научный руководитель: доцент, кандидат психологических наук Плескачева Н.М. Каждый день мы сталкиваемся с разными людьми. И в каждом человеке присутствует своя смесь эмоций и чувств. Как узнать, какие человек испытывает эмоции в данную минуту или в данной ситуации, что им движет в ...

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического (живой), флегматического (спокойный), холерического (энергичны, страстный), меланхолического (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

Позднее зависимость от темперамента от количества жидкости была отклонена, а названия остались. Осталось и количество типов, хотя существовали несколько других классификаций. Например, римский анатом и врач Гален (2 в до н.э.) разработал 13 типов темперамента.

В чистом виде проявление темперамента можно увидеть очень редко. От рождения и до среднего школьного возраста еще можно определить тип темперамента по поведению, эмоциям. У взрослых людей сделать это очень тяжело. Так как проявление темперамента меняется под влиянием условий жизни и деятельности, воспитания и самовоспитания.

Темперамент изучали многое известные психологи, среди которых Теплов Борис Михайлович, Рубинштейн Сергей Леонидович, Небылицин Владимир Дмитриевич, Мерлин Вольф Соломонович. Они утверждали, что темперамент относительно устойчив, влияет на психическую деятельность человека, его поведение, но от темперамента не зависят интересы, увлечения, социальные установки и моральная воспитанность человека.

В последнее время появились публикации о том, что темперамент можно изменить, хотя и очень медленно. Восточные психологи даже считают, что с помощью определенных упражнений может произойти полная смена темперамента. Обнаружен так называемый «закон семерки», согласно которому более или менее заметные перемены в темпераментной структуре человека происходят в периоды, переходные от одного семилетия к другому. Меняется организм, его физические возможности. Подвижный холерик с годами может стать внешне неотличим от флегматика и лишь специальные тесты помогут распознать бушующую в нем страсть.

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

... процесса возбуждения. Шкала 2: - высокий балл отражает силу процесса торможения; - низкий балл - слабость процесса торможения. Шкала 3: - высокий балл отражает подвижность нервных процессов; - низкий балл - инертность нервных процессов. Уровень процессов возбуждения ... не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той ...

Согласимся с теми психологами, которые считают, что темперамент—природная особенность, он относительно устойчив, а путем самовоспитания можно изменить внешние проявления типа темперамента.

  1. Физиологические основы темперамента.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он считал, что индивидуальные особенности поведения зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы, в соотношении процессов торможения и возбуждения.

Возбуждение—активная деятельность коры, связанная с образованием новых условных нервных связей.

Торможение—противоположный процесс, направленный на блокировку связей, прекращение возбуждения.

И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу, уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы, способность ее переносить либо длительное, либо кратковременное сильное возбуждение или торможение.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью. Даже на раздражители малой величины она дает соответствующую реакцию.

Уравновешенность —это соотношение возбуждения и торможения. Эти процессы могут взаимно уравновешиваться, а может один из них преобладать. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов—это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления в ответ на раздражение.

Комбинация указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности (Типы ВНД).

В зависимости от сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов различают четыре основных типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем темпераментам:

  1. Сангвиник—сильный, уравновешенный, подвижный.
  2. Флегматик—сильный, уравновешенный, инертный.
  3. Холерик—сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения.
  4. Меланхолик—слабый тип. (Крутецкий В.А. стр.189).

  1. Свойства темперамента.

Для того, чтобы дать характеристику каждому типу темперамента, необходимо знать основные психологические свойства типов темпераментов. Психологические свойства различных типов темперамента более подробно были изучены В.С. Мерлиным и его сотрудниками. В результате этих исследований были выделены следующие психологические свойства, сочетания которых характеризуют тип темперамента:

1.Сензитивность—возможность возникновения и скорость возникновения непроизвольных психических реакций на внешний раздражитель наименьшей силы. Т. е., какой должна быть сила воздействия на человека, чтобы он среагировал, чтобы «дошло». (сангвиник не замечает слабые звуки, свет, меланхолик—ощущает).

2.Реактивность—сила эмоциональной, непроизвольной реакции на внешние или внутренние раздражители. Т. е. то, с какой силой и энергией человек реагирует на слова, критику (вспыльчиво или спокойно, заводится с пол-оборота или не понять радуется или огорчается).

3.Активность—степень энергичности (активности) человека на пути к цели в своих действиях, поступках, в преодолении препятствий. Т. е. то, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир. (настойчивость человека, сосредоточенность внимания)

4.Соотношение реактивности и активности—степень зависимости деятельности человека от реактивности (случайных обстоятельств, настроений, желаний) или от активности (целей, намерений, убеждений)

5.Темп реакций—скорость протекания психических процессов, реакций (движений, речи, мышления)

6.Пластичность—легкость и гибкость приспособления к новым условиям, к внешним воздействиям (перестройка поведения, когда меняются обстоятельства).

Ригидность—трудность приспособления, инертность, косность поведения, привычек, суждений.

7.Экстраверсия—направленность человека вовне, на окружающее, зависимость его реакций от внешних раздражений (впечатлений).

Т. е. направленность на внешний мир, на других людей.

Интроверсия—направленность человека на себя, на свои собственные переживания и мысли, зависимость его реакций от возникающих у него образов, представлений, мыслей.

8.Эмоциональная возбудимость—наименьшая сила, степень воздействия, которая вызывает эмоциональную реакцию и скорость ее возникновения.

Проявления указанных психологических свойств в разных типах темперамента отображено в таблице.

Свойства / тип Т

Сангви ник

Холерик

Флегма тик

Меланхолик

1.

Сензитивность

Пониже на

Пониже на

Пониже на

Повыше на

2.

Реактивность

Высокая

Высокая

Низкая

Невысока

3.

Активность

Высокая

Высокая

Высокая

Низкая

4.

Соотношение реактивности и активности

Р=А

Р А

Р А

Р=А

5.

Темп реакций

Ускоренный

Ускоренный

Замедленный

Замедленный

6.

Пластичность или ригидность

П

Р

Р

Р

7.

Экстраверсия или интроверсия

Э

Э

И

И

8.

Эмоциональная возбудимость

Повышенная

Повышенная

Пониженная

Повышенная (депрессивная)

  1. Характеристика типов темперамента.

В чистом виде темпераменты встречаются очень редко. Обычно говорят о преобладании черт какого-либо одного темперамента. Условно можно считать, что каждый ученик тяготеет к одному из 4 типов темперамента. В.С. Мерлин создал таблицу, в которой обобщается все, что известно о психологических проявлениях темперамента.

Психологическая характеристика

Общий тип нервной системы

Сангвиник

Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание.

Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает.

Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело.

Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость.

Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума.

Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем.

Холерик

Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп.

Флегматик

Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе громко смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается работоспособностью. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп речи и движений, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления.

Меланхолик

Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений).

Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Ригиден. Интровертирован.

Сильный, уравновешенный, подвижный.

Сильный, неуравновешенный, инертный

Сильный, уравновешенный, инертный

Слабый

(Дополнительная информации: Конспект лекций с.52−62; В. Крутецкий Психология с.190−194.