План:
1. Трактовка лидерства в отечественной и зарубежной психологии.
2. Компоненты структуры лидерства.
3. Механизмы выдвижения на лидерскую позицию.
4. Динамика лидерства.
1. Трактовка лидерства в отечественной и зарубежной психологии
Трактовка лидерства в англоязычной литературе
Приведенный анализ трактовок базируется на определениях, взятых из справочника по лидерству Р. Стогдилла (Stogdill, 1974) и более современных авторов.
Лидерство как центр групповых процессов. Хронологически это наиболее ранняя трактовка лидерства (Cooley, 1902; Mumford, 1906-1907).
Согласно ей, лидер рассматривается как центральная фигура, интегратор групповых процессов и отношений.
Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов. Данное понимание лидерства доминировало в литературе 20-30-х годов XX века (Bowden, 1926; Bogardus, 1934).
Лидерство рассматривалось как проявление силы личности, комбинация черт, дающих личности возможность побуждать других к выполнению поставленной задачи, а лидер – как обладающий наибольшим, сравнительно с другими членами группы, набором желательных черт личности и характера.
Лидерство как действие или поведение. Данное определение трактует лидерство как поведенческий феномен. Согласно Дж. Хемфиллу (Hemphill, 1949), лидерство – это поведение индивида, вовлеченного в управление групповыми действиями.
Лидерство как результат группового взаимодействия. Эта трактовка лидерства была высказана в конце 20-х годов прошлого века (Bogardus, 1929), однако и в настоящее время является актуальной, отражающей действительную суть феномена.
Лидерство как осуществление влияния. Данное определение лидерства является наиболее популярным в англоязычной литературе. Е. Холландер (Hollander, 1985) при анализе дефиниций лидерства отмечает, что доминирующей является понимание лидерства как процесса влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей.
В англоязычной литературе принято использовать один термин – «лидерство». Поэтому судить, о каком феномене (лидерстве или руководстве) идет речь в каждом конкретном случае, можно на основании либо содержания работы, либо уточнения автором публикации типа рассматриваемого им лидерства.
1. понятие о личности и групповом процессе 5
... ЛИЧНОСТИ И ГРУППОВОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Личности в групповом процессе К рассматриваемому нами вопросу относятся: - биографические характеристики личности (пол, возраст, образование, статус) и групповой процесс; - способности личности и групповой процесс; - черты личности ... Ответ на этот вопрос широко обсуждается в литературе. В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе ...
Трактовка лидерства и руководства в отечественной литературе
Отечественные ученые начали исследовать проблему лидерства с конца 60-х – начала 70-х годов прошлого столетия. До этого времени вместо термина «лидерство» исследователи (Аркин, 1927; Залужный, 1930; Эльконин, 1931) предпочитали использовать термин «вожачество», ограничивая его применение исключительно сферой детских коллективов.
Одним из первых в отечественной литературе развернутый сопоставляющий анализ феноменов лидерства и руководства провел Б.Д. Парыгин (1973).
Близкой к пониманию лидерства и руководства Б.Д. Парыгиным является трактовка И.П. Волкова (1974).
Согласно его точке зрения, руководство представляет собой процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти. Лидерство – процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий.
В отечественной социальной психологии лидерство рассматривается как преимущественно психологический по своей природе феномен, руководство же как преимущественно социальный.
Несмотря на ряд различий, между лидерством и руководством существует немало общего. Так, по мнению М.Г. Ярошевского (1982), руководство – это официально санкционированное лидерство, — руководитель уже в силу своего должностного статуса получает право на лидирование в различных ситуациях организационной жизни.
2. Компоненты структуры лидерства
Р. Бейлз и Ф. Слейтер выделили две фундаментальные лидерские роли: роль делового, инструментального лидера и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера, а сам факт их наличия получил название феномена ролевой дифференциации лидерства. Было показано, что эти роли связаны с разными аспектами группового функционирования. Роль инструментального лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи, а роль эмоционального лидера предполагает действия, относящиеся в основном к сфере внутренней интеграции группы. Эти роли характеризуют горизонтальное измерение лидерства.
Соответственно двум лидерским ролям в группах выделяются и две лидерские структуры: структура делового лидерства и структура эмоционального лидерства. Каждая из этих структур представляет собой вертикаль позиций. Наивысший ранг (статус) имеет, естественно, позиция лидера, а наиболее низкий ранг (статус) — позиция аутсайдера.
Уманский описал следующие лидерские роли:
• лидер-организатор (реализует функцию групповой интеграции),
• лидер-инициатор (задает тон в решении групповых проблем),
• лидер — генератор эмоционального настроя (в значительной степени аналог роли эмоционального лидера),
• лидер-эрудит (олицетворяет интеллектуальное лидерство),
Психологические особенности работы с лидерами групп отрицательной направленности
... являющиеся лидерами групп отрицательной направленности. Предмет исследования - понятие лидерства, его структура, а также типология и психологические особенности лидеров отрицательных групп и ... качествами личности неофициального лидера являются: высокая организаторская способность, интеллектуальная развитость, широкий кругозор, инициативность, эмоциональная устойчивость, общительность, богатый ...
• лидер эмоционального притяжения (своеобразный аналог «социометрической звезды»),
• лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
Выделяют ряд функциональных лидерских ролей, связанных с мотивацией творческой активности членов коллективов и организацией их работы. Таковы, например, роли:
• лидера — генератора идей,
• лидера-мотиватора (т. е. человека, способного увлечь коллег самим процессом научной работы),
• лидера — организатора научной работы.
3. Механизмы выдвижения на лидерскую позицию
Выделяются два механизма: психологический обмен и «имплицитная теория» лидерства.
С точки зрения трансакционного подхода, Е. Холландер лидерство понимается как отношения обмена между лидером и последователями. Лидер предоставляет последователям ряд вознаграждений (буквально — выгод) в виде:
• организации их действий,
• разъяснения им специфики ситуации,
• ориентировки в направлении приложения необходимых усилий,
• внимания к людям.
Таким образом, своей активностью лидер в целом способствует достижению групповых целей. Отвечая взаимностью на действия лидера, последователи также вознаграждают его: выражают ему признание, уважение, проявляют готовность к принятию его влияния. Т.о. лидер содействует успеху группы в решении задачи и справедливости во взаимоотношениях ее членов в обмен на уважение с их стороны и принятие его влияния.
Кричевский разработал теорию ценностного обмена как механизма выдвижения в позицию лидера. Эффективная реализация членами группы значимых, или ценностных, характеристик приносит им авторитет и признание в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями. Иными словами, психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами — участницами взаимодействия — определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей. Важное значение имеет ценностный вклад индивида, под которым понимаются любые полезные, т. е. представляющие ценность и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей как отдельных субъектов, так и «совокупного субъекта» — социальной группы, действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом. Соответственно чем значительнее ценностный вклад индивида в жизнедеятельность группы, тем выше его внутригрупповой статус.
Имплицитная теория лидерства. Е. Холландер и Д. Джулиан рассматривали механизмы лидерства следующим образом: люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере.
У людей формируются некие абстрактные представления о лидере, хранящиеся в их долговременной памяти. Эти представления получили название прототипов лидерства. В групповом взаимодействии происходит сличение индивидуальных прототипов лидерства с моделями поведения, демонстрируемыми членами группы и позволяющими судить о степени их соответствия лидерской роли.
ЛИДЕРСТВО(1-10)
... лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми членами поставленных заданий, доверием и участием лидера. Авторитарный стиль. Автократический лидер ... больше потребность в эффективном лидерстве. Виды, функции и стили лидерства. Виды 1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе ...
Чтобы «заработать» лидерский статус, одного только ценностного вклада в жизнедеятельность группы недостаточно. Необходимо, чтобы содержание этого вклада отвечало имеющимся у членов группы прототипам лидерского поведения, т. е. даже и эффективный «вкладчик» должен быть еще воспринят как лидер.
Лидерство является результатом взаимодействия ряда факторов, к которым Р. Лорд и другие авторы относят:
• поведение лидера,
• представления о лидерстве,
• социальное влияние.
Одним из механизмов влияния является идентификация. Идентификация может рассматриваться как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Лидер является наиболее ярким объектом идентификации в группе. Одно из условий идентификации с лидером состоит в необходимости наличия у последователей определенных представлений о лидере, лидерской роли. Идентификация последователей с лидером может усиливаться благодаря развитию между ними тесных психологических (эмоциональных) связей.
4. Динамика лидерства
Лидерство и групповая динамика
По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы
Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:
1) путем опроса членов группы выяснить, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада);
2) попросить сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов) назвать тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения).
Возникновение лидерства и его функции в группе определяются структурой, положением и задачами группы. История концентрации лидерства в каждой группе протекает по-разному. Это обусловлено следующим:
1. Лидеры и ранговая иерархия группы. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы. На верхней ступени иерархической лестницы оказывается первостепенный лидер, посередине располагаются лидеры второго и третьего уровней и на нижних ступенях находятся последователи.
2. Лидер и критические ситуации. Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая ситуация. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей, или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д. ), тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы.
Качества и черты личности лидера
... состоя в следующем: - выявлена категориальная структура представлений о перспективном руководителе-лидере железнодорожной отрасли современных руководителей, занимающих разный должностной уровень в РЖД; - ... в системе железно дорожного транспорта; - показано, что лидерский потенциал руководителя-лидера как субъект системы "человек - профессиональная среда-общество" претерпевает изменения реальных ...
3. Лидеры и групповая неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов.
В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп займут положение равновесия сил относительно верховного лидера; если группа не распадется, то лидеры подгрупп вытеснятся одним верховным лидером (им, впрочем, может остаться и старый верховный лидер).
4. Лидеры и бывшие руководители. Новый лидер скорее всего может появиться в тот период, когда старый лидер не соответствует своему руководящему положению как стратег, эксперт, планировщик и администратор. Доказано также, что если лидер не справляется с функцией представительства группы во внешней среде, не умеет «говорить от имени всех», то группа выдвигает нового лидера.
5. Лидеры и их потребности. Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли руководителя (или неформального лидера).
В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств. Среди потребностей могут быть стремление к власти, повышение своего социального статуса и другие составляющие ценностных ориентации личности.
Только в том случае, если среди членов группы есть люди с такими потребностями, можно ожидать, что в данной группе появится лидер. В том случае, когда группа располагает высоким потенциалом лидеров, то возможным решением может стать распределение лидерства между несколькими участниками. Если лидерский потенциал группы невысок, можно ожидать высокую концентрацию власти в одних руках. Если в группе полностью отсутствуют лица с потребностью к лидерству, то естественно, лидера в ней не возникнет, и группа может легко распасться.
Динамика лидерства в группах стационарного типа.
Имеются в виду группы, существующие достаточно длительное время. Исследование динамики лидерства в такого рода группах, особенно если их состав достаточно стабилен весьма затруднительно. Поскольку заметные изменения в структуре лидерства случаются в подобных группах лишь по прошествии достаточно длительного времени. И обнаружить их чрезвычайно трудно.
М. Уэбстером и Д. Дрискеллом был описан феномен «генерализации статуса». Суть феномена состоит в том, что статусные характеристики индивидов, связанные с членством в других социальных группах и первоначально внешние к ситуации межличностного взаимодействия в какой-либо конкретной группе (так называемый «внешний» статус), будучи привнесенными в эту ситуацию, начинают оказывать значительное влияние на особенности разворачивающегося взаимодействия, в частности на «внутренний» статус самих его участников.
Выявление лидера в рабочем коллективе
Методика 1. Эффективность лидерства Замечание: Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные ...
К числу характеристик носителя «внешнего» статуса, обусловливающих готовность членов группы к принятию его влияния, т. е. фактически признание его лидером, могут быть отнесены гендер, раса, возраст, учебные достижения, специальные умения. Причем влияние упомянутых характеристик имеет место лишь в случае их релевантности решаемым группой задачам.
Новички с высоким «внешним» статусом нередко привносят в жизнь группы важные для ее функционирования психологические ресурсы типа специальных знаний, опыта, мотивации и т. д. Вследствие этого они начинают рассматриваться как более полезные для достижения групповых целей члены, приобретают высокий «внутренний» статус, выдвигаются на лидерские роли.
6