ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.
1. Этика (от греческого «ethos» — привычка, нрав) — философская наука, изучающая феномен морали. Этика — одна из древнейших теоретических дисциплин, возникающих как неотъемлемая часть философии.
Термин «этика» для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения этого знания ввел древнегреческий философ Аристотель. «Никомахова этика», написанная Аристотелем в IV в. до нашей эры – это первая значительная работа по данной дисциплине, которая и сегодня является одной из лучших систематизации этики.
В IVв. нашей эры появляется термин «moralitas» (мораль) в латинском языке являющийся аналогом греческого термина «этика». Ту область знания, которую Аристотель называл этикой, римский мыслитель Цицерон обозначает как «моральную философию». Прилагательное «moralis» Цицерон сконструировал от латинского слова «mоs», означающего характер, моду, обычай, устойчивый порядок.
В русском языке эквивалентом слова «мораль» и греческого «этика» стал термин «нравственность». В cовременном русском языке все три термина являются взаимозаменяемыми и содержательно перекрещиваются (н-р, словосочетания «моральные нормы», «этические нормы», «нравственные нормы» обозначают приблизительно одно и то же).
Однако в процессе развития культуры прослеживается традиция выделять «этику» как область знания, а «мораль» («нравственность») как предмет её изучения.
Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни — как следует поступать в том или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чём смысл жизни и т.д. Поэтому этику называют часто «практической философией» в отличие от чисто теоретического знания о мире.
Постепенно в этике начали выделять два рода проблем — собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали, и вопросы о том, как должен поступать человек, какими идеалами, моральными принципами и нормами поведения ему руководствоваться (нормативная этика).
В западной этике 19 в. и особенно 20 в. преобладает антинормативизм, который провозглашает ценностную нейтральность этики как науки.
В последнее время активно развивается прикладная этика (биоэтика, этика бизнеса, этика науки и т.д.).
Этика наука о морали и нравственности
... свободы. Но это вовсе не означает, что этика как наука сегодня обрела свою завершенность. Знание о морали формируется постоянно, чему способствуют новые исследования не ... религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по ...
В рамках этики проводятся так же конкретно – социологические исследования морали в различных типах общества (дескриптивная этика).
Основу предмета этики составляют учения о социальной
природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания. Основные элементы моральных отношений, сознания и деятельности отражаются в категориях этики.
Явления, которые рассматривает этика, чрезвычайно сложны и многостепенны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всех
его существенных характеристик. В этом заключается основная причина дискуссионного характера большинства этических проблем.
2. Понимание этики в современной литературе охватывает множество аспектов: историю этических учений, философский анализ морали, вопросы социологии и психологии морали, общие методологические проблемы профессиональной и прикладной этики.
Знания о морали формируются в результате деятельности не только этиков, но и теологов, педагогов, психологов, социологов, историков и представителей некоторых других наук. Например, без обращения к педагогике и психологии невозможно выявить мотивы тех или иных поступков человека, разобраться в нравственном мире личности. Происхождение морали невозможно объяснить без обращения к историческим наукам, а также к социологии и даже биологии.
Задачей этики является выявление сущности морали и координация исследований морали самыми различными науками.
Этика – это одна из философских наук, изучающих человека как субъекта морали, как моральное существо, способное поступать, считаясь с моральным законом. Этика описывает и объясняет мораль, а так же «учит» морали. Важно понимать, что мораль указывает не то, по каким правилам люди ведут себя в той или иной культуре, но то, как они себя должны вести.
Начиная с античности мораль, понималась как показатель того, насколько человек ответственен за себя и за свои поступки. Мораль характеризует человека также и с точки зрения его способности жить в человеческом обществе.
Соответственно в этике укоренились две тенденции определения морали:
1) как характеристики личности, обладающей моральными добродетелями (честность, доброта и.д.);
2) как характеристики отношений между людьми, совокупности моральных норм («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и др.).
Нормы морали получают свое идейное содержание в заповедях и принципах о том, как должно себя вести. Одно из первых провил нравственности формулируется так: «поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило появилось в VI – V вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах – Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало именоваться «золотым», т.к. ему придавалось большое значение. В наши дни оно также остается актуальным, и всегда надо помнить, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других и составляет основу морали и нравственности.
Этика профессионального поведения медицинской сестры
... этики и деонтологии Студент должен знать: - моральные и этические нормы, - исторический очерк этико – деонтологических концепций: - медицинский этикет, субординация. - правила и принципы профессионального сестринского поведения ... медицинская сестра. Добродетель — это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам: сострадание, милосердие, терпение, целеустремленость, гуманность, ...
Моральный аспект возможно усмотреть в сфере действительности, где существует коммуникация, отношения между людьми, субъектами. Соответственно там, где речь идёт о чисто техническом и чисто познавательном процессе, мы выходим за приделы морали. К сфере морали естественная и математическая наука имеет отношение только тогда, когда её открытия сказываются на человеческих судьбах, грозят физическими или психологическими разрушениями.
Правда совсем другое дело гуманитарные и социальные дисциплины, а также психология. Они пронизаны вопросами нравственности снизу до верху, так же как медицина и биология там, где они касаются серьёзных трансформаций организма. Здесь участвует тема коммуникации, человеческого взаимодействия. Техника тоже становится крупной социально-нравственной проблемой, когда ставятся вопросы: для чего она создана, чему служит, не вытесняет ли она людей из сферы производства, не опасна ли она для жизни и здоровья и т.п.
3. На рубеже XX- XXI вв. возрастает роль морального фактора во всех сферах жизнедеятельности человека, усиливается интерес к нравственной проблематике.
Изучение этики становится чрезвычайно важным для понимания всего происходящего в сфере морали и в сознании того, что происходит и с каждым человеком и с обществом в целом. В каком бы обществе и в какой бы период человек ни жил, он все же остается отдельным индивидуумом, личностью, способной оценивать происходящее, принимать решения и выбирать собственную линию поведения. Знакомство с этикой – ее историей и ее вечными вопросами – необходимо любому думающему человеку, чтобы лучше разбираться в себе и других, чтобы яснее видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать собственную свободу. Тем более, что в конечном счете главный и единственный субъект нравственного решения и поступка – это индивид или единичный человек (вы, я и т.д.).
Культура, этика и этикет делового общения
- Этика. Этикет. Этические принципы в деловых отношениях
- Культура и этикет деловых встреч, переговоров
- Внешний облик человека
- Особенности национальной этики
1. Этика. Этикет. Этические принципы в деловых отношениях.
В начале ХУШ века Петр Великий издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Родиной этикета считается Италия. Этикет предписывает нормы поведения на улице, в общественном транспорте, в гостях, в театре, на деловых и дипломатических приемах, на работе и т. д.
К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с грубостью и резкостью, неуважением к личности другого. Причина в том, что мы недооцениваем значение культуры поведения человека, его манер.
Манеры — это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон, интонации и 12 выражения, употребляемые в речи. Кроме того, это жесты, походка, мимика, характерные для человека.
Трудные люди: 4 варианта поведения
... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ... взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева ...
Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека в проявлении своих поступков, умение контролировать свое поведение, внимательно и тактично обращаться с другими людьми. Дурными манерами считаются: привычка громко говорить и смеяться; развязность в поведении; употребление нецензурных выражений; грубость; неряшливость внешнего вида; проявление недоброжелательности к окружающим; неумение сдерживать свое раздражение; бестактность. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом, а подлинная культура поведения — там, где поступки человека во всех ситуациях основаны на нравственных принципах.
Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к собеседнику и невежливое — спиной к нему. Такой этикет называется невербальный (т.е. бессловесный).
Однако самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет речь — это словесный этикет.
Персидский писатель и мыслитель Саади (между 1203 и 1210 — 1292) сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Сказанное слово, будто индикатор, покажет уровень культуры человека. И. Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» высмеяли жалкий набор слов из лексикона Эллочки-«людоедки». А ведь Эллочка и ей подобные встречаются нередко и разговаривают они на жаргоне. Жаргон — это «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества. Важнейшей стороной речевого этикета является недопустимость жаргонных слов и нецензурной лексики.
Общество во все времена различало понятие добра и зла, т.е. имело определенную мораль. История развития разграничения этих понятий занимается этика. В центре этики стоит мораль, то есть система нравственных отношений, мотивов действия, чувств, и сознания. Эти системы определяют «рамочные» границы отношений, проступков и взаимодействий людей в обществе.
Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, представлениях о мире, в духовных ценностях. Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к её сторонам, её поведениям и поступкам. Роль этики как науки в настоящий период велика: она должна проанализировать нравственное состояние, указать границы, вызывавшие это состояние, предложить решения, которые помогать обновить морально этические общественные образы.
Различают этику общечеловеческую и профессиональную. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика это кодекс поведения, предписывающий тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере. Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы:
Этикет общения с инвалидами
... если Вы перемещаетесь, предупредите его. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. Избегайте расплывчатых определений, описаний и инструкций, ... предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите ...
1) комплекс этических представлений, норм, которыми личность владеет от рождения, представление о том что такое добро и зло т.е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает независимо от того, какую бы должность он не занимал и какую бы работу не исполнял.
2) те нормы и стандарты, привносимые из вне: правило внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, профессионально этический кодекс.
Хорошо если собственные представления о том, что этично и не этично совпадают с привнесенными из вне профессионально этическими нормами. Если же такое совпадение отсутствует (полностью или частично), то могут возникнуть проблемы при уяснении этических правил, не входящих в комплекс личных представлений. Этика делового общения является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере общения.
Рассмотрим принципы, составляющие основы этики деловых отношений.
Принципы – абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики делового общения выше сказанное формулируется следующим образом: принципы профессиональной этики дают конкретному сотруднику в любой организации концептуально этическую платформу для решений, действий и т.д. Общепринятым является центральное положение так называемого стандарта: в рамках служебного положения ни когда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам таких поступков, каких не желали бы видеть по отношению к себе.
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми. Легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»).
Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделяет шесть следующих основных принципов:
- Пунктуальность (делайте все вовремя).
Поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
- Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
- Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
- Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
9 стр., 4086 слов
1.Переговоры и условия их проведения
... и задачи переговоров. Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы проявления конфликта. правильно сформулировать цели переговоров, необходимо знать: -каковы ... что вы рады встрече с этим человеком. Обращение по имени чтобы собеседник более внимательно слушал ... вы внимательно слушаете своего собеседника, выделяете повторяющиеся слова или речевые обороты и используете их в ...
Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
- Внешний облик (одевайтесь как положено).
Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
- Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.
Таким образом, деловой этикет — это свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.
Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этических норм не могут сложиться настоящие деловые отношения.
Заметное место в деловом этикете занимают слова приветствия, благодарности, обращения, извинения. Продавец обратился к покупателю на «ты», кто-то не поблагодарил за услугу, не извинился за проступок — такое неисполнение норм речевого этикета оборачивается обидой, а порой и конфликтами.
Специалисты по деловому этикету большое значение придают обращению, ведь от того, как мы обращаемся к человеку, зависит форма дальнейшего общения. Бытовой русский язык не выработал универсального обращения, как, например, в Польше — «пан», «пани», поэтому при обращении к незнакомому человеку лучше использовать безличную форму: «извините, как пройти…», «будьте добры, …» но не всегда можно обойтись без конкретного обращения. Например: «Уважаемые товарищи! В связи с ремонтом эскалатора вход в метро ограничен». Слово «товарищ» — исконно русское, до революции им обозначали должность: «товарищ министра». В словаре русского языка С.И.Ожегова одним из значений слова «товарищ» является «человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условиям жизни и т.п., а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь».
Переговоры как социально-психологическое явление
... отношениями. Конструктивные переговоры (принципиальные переговоры). Выделяют 4 основных элемента: 1 – люди. 2 – интересы. 3 – варианты. 4 – критерии. Люди– главная задача – научиться разделять людей и саму ... обстановку. Делаем атмосферу неформальной (например: в другой комнате организации). Назначить ведущего – это должен быть управляемый процесс. Как распределяются люди (требования к проведению ...
Также в обиходе используется слово «гражданин». «Гражданин! Не нарушайте правила дорожного движения!»— это звучит строго и официально, а от обращения: «Гражданка, встаньте в очередь!» веет холодом и большой дистанцией между общающимися. К сожалению, чаще всего употребляется обращение по половому признаку: «Мужчина, подвиньтесь!», «Женщина, уберите сумку с прохода!» В речевом общении, кроме того, существуют исторически сложившиеся стереотипы. Это слова «сударь», «сударыня», «господин» и множественное число «господа», «дамы». В деловых кругах используется обращение «господин».
При применении любой формы обращения следует помнить, что оно должно демонстрировать уважение к человеку, учитывать пол, возраст и конкретную обстановку. Важно точно чувствовать, к кому мы обращаемся.
Как следует обращаться к коллегам, подчиненным, руководителю? Ведь выбор обращения в официальных отношениях довольно ограничен. Официальными формами обращения в деловом общении являются слова «господин» и «товарищ». Например, «господин директор», «товарищ Иванов», т. е. после слов обращения необходимо указывать на должность или фамилию. Часто можно услышать, как руководитель обращается к подчиненному по фамилии: «Петров, принеси-ка мне отчет за I квартал». Согласитесь, что такое обращение имеет оттенок неуважительного отношения руководителя к подчиненному. Поэтому такое обращение использовать не следует, лучше заменить его именем-отчеством. Обращение по имени-отчеству соответствует русской традиции. Это не только форма обращения, но и демонстрация уважительного отношения к человеку, показатель его авторитета, занимаемого положения в обществе.
Полуофициальным обращением является обращение в форме полного имени (Дмитрий, Мария), которое предполагает использовать в разговоре как обращение «ты», так и «вы». Данная форма обращения встречается нечасто и может настраивать собеседников на строгую тональность разговора, на его серьезность, а иногда означает недовольство говорящего. Обычно такое обращение используют старшие по отношению к младшим. В официальных отношениях следует обращаться всегда на «вы». Сохраняя официальность отношений, стремитесь вносить в них элемент доброжелательности и теплоты.
Необходимо соблюдать деликатность, чтобы любое обращение не превращалось в фамильярность и панибратство, которые характерны при обращении только по отчеству: «Николаич», «Михалыч». Обращение в такой форме возможно со стороны пожилого подчиненного, чаще всего рабочего, к молодому начальнику (мастеру, бригадиру).
Или, наоборот, молодой специалист обращается к пожилому рабочему: «Петрович, постарайся закончить работу к обеду». Но иногда такое обращение несет оттенок самоиронии. При этой форме разговора используется обращение на «ты».
В деловом общении большое значение придается переходам в обращении с «вы» на «ты» и наоборот, переходу от официального обращения к полуофициальному и бытовому. Эти переходы выдают наше отношение друг к другу. Например, если начальник всегда обращался к вам по имени-отчеству, а затем, вызвав к себе в кабинет, вдруг обратился по имени, можно предположить, что предстоит доверительная беседа. И напротив, если в общении двух людей, у которых было принято обращение по имени, вдруг используется имя-отчество, то это может говорить о натянутости отношений или официальности предстоящего разговора.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... них отрешиться, и обычно первое побеждает... Дневное психическое состояние человека накладывает на сны свой отпечаток, но решающее значение имеют все же последние мысли перед погружением в ... фактом. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что духовное значение сна неизмеримо глубоко… Сон смерти подобен. Многие готовятся ...
Немаловажное место в деловом этикете занимает приветствие. Встречаясь друг с другом, мы обмениваемся фразами: «Здравствуйте», «Добрый день (утро, вечер)», «Привет». Люди по-разному отмечают встречу друг с другом: например, военные отдают честь, мужчины обмениваются рукопожатием, молодежь машет рукой, иногда люди при встрече обнимаются. В приветствии мы желаем друг другу здоровья, мира, счастья.
Входя в кабинет (комнату, приемную) принято приветствовать находящихся там людей, даже если вы не знакомы с ними. Первым здоровается младший, мужчина с женщиной, подчиненный с начальником, девушка с пожилым мужчиной, но при рукопожатии порядок обратный: первым руку подает старший, начальник, женщина. Если женщина ограничивается при приветствии поклоном, то мужчине не следует протягивать ей руку. Не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол, через какую-либо преграду.
Здороваясь с мужчиной, женщина не встает. Мужчине, здороваясь, всегда рекомендуется вставать, за исключением случаев, когда это может потревожить окружающих (театр, кино) или когда это сделать неудобно (например, в машине).
Если мужчина желает подчеркнуть особое расположение к женщине, то при приветствии он целует ей руку. Женщина подает руку ребром ладони к полу, мужчина поворачивает ее руку так, чтобы она была сверху. Рекомендуется наклониться к руке, но прикасаться к ней губами не обязательно, при этом помните, что прикладываться к руке дамы лучше в помещении, а не на улице. Правила приветствовать друг друга действуют у всех народов, хотя формы проявления могут существенно различаться.
Обязательным условием делового контакта является культура речи. Культурная речь — это прежде всего правильная, грамотная речь и, кроме того, верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова. Чем больше словарный запас (лексикон) человека, тем он лучше владеет языком, больше знает (является интересным собеседником), легче выражает свои мысли и чувства, а также понимает себя и других.
Специалисты рекомендуют:
• следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением;
• не использовать обороты, содержащие лишние слова (например, «абсолютно новый» вместо «новый»);
• избавляться от слов — «паразитов» («так сказать», «такая», «ну» и т.д.);
• избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности.
Привычка говорить «спасибо», вежливость и учтивость, использование подобающего языка и умение одеваться соответствующим образом относятся к числу ценных черт, которые увеличивают шанс на успех.
2. Культура и этикет деловых встреч, переговоров
Под переговорами понимают совещания представителей разных фирм по рассмотрению бизнес-вопросов. Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех его участников. Переговоры — это менеджмент в действии. Они состоят из выступлений и ответных выступлений, вопросов и ответов, возражений и доказательств. Переговоры могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда, с большим трудом или вообще не прийти к согласию. Поэтому для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную тактику и технику их ведения. В связи с разнообразием переговоров невозможно предложить их точную модель. Успех переговоров всецело зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. До начала переговоров необходимо иметь разработанную их модель:
Национально-психологические особенности ведения деловых переговоров ...
... на такие установленные правила ведения переговоров, голландцы очень любят общение в неформальной обстановке. Считаю необходимым ... бережливость. При первой встрече обязательно назовите все регалии человека, с которым общаетесь, так же обязательно несколько раз ... иных факторов предпочтительно деловой. Речевой тон максимально спокойный и сдержанный. При ведении переговоров с представителями данного ...
— четко представлять себе предмет переговоров и обсуждаемую проблему;
— инициатива на переговорах будет у того, кто лучше знает и понимает проблему;
— обязательно составить примерную программу, сценарий хода переговоров, в зависимости от трудности переговоров может быть несколько проектов;
— наметить моменты своей неуступчивости, а также проблемы, где можно, уступить, если неожиданно возникает тупик в переговорах;
— определить для себя верхний и нижний уровни компромиссов по вопросам, которые вызовут наиболее жаркую дискуссию.
Реализация данной модели возможна в том случае, если в процессе подготовки переговоров будут изучены следующие вопросы:
1) цель переговоров;
2) партнер по переговорам;
3) предмет переговоров;
4) ситуация и условия переговоров;
5) присутствующие на переговорах;
6) организация переговоров.
Содержательная подготовка переговоров включает решение следующих вопросов: анализ проблемы и диагностика ситуации, формирование общего подхода, основных целей и задач, определение переговорной позиции, возможных вариантов решения проблемы и согласование интересов, формирование предложений и их аргументация.
Анализ проблемы и диагностику ситуации следует считать ключевым элементом всего подготовительного этапа. В процессе подготовки к переговорам необходимо выявить интересы участников переговоров, причем не только собственные, но и партнера по переговорам. Непонимание интересов партнера часто приводят к срыву процесса переговоров.
Организационная подготовка переговоров предусматривает формирование делегации и методы подготовки к переговорам.
Количественный и качественный состав делегации определяется количеством вопросов, подлежащих обсуждению, необходимостью привлечения экспертов, параллельным обсуждением некоторых вопросов, уровнем представительства. При формировании делегации определяются основные функции каждого участника переговоров. В процессе подготовки переговоров проводятся совещания. Этот метод подготовки можно считать общепризнанным.
Совещания различаются по числу участников, периодичности их проведения, количеству обсуждаемых проблем. Совещания направлены на определение задач и целей предстоящих переговоров.
Правила организации и проведения деловых бесед направлены на то, чтобы способствовать успешному их проведению, чтобы удовлетворение и хорошее впечатление от взаимодействия осталось у каждой из сторон. Основной принцип — равноправия и взаимного уважения.
Обычно о времени и месте поведения беседы договариваются заранее, за 3 — 5 дней. Меньший интервал может помешать кому-то из участников, нарушив их планы, больший – снижает надежность договоренности из-за возможных изменений графика каждого участника.
Местом проведения обычно является служебное помещение одного из участников, но не исключена и нейтральная территория. Тот, кто проводит беседу в своем офисе, получает преимущество «своей территории», что отчасти нарушает принцип равноправия. Это должно быть уравновешено предупредительным и подчеркнуто внимательным его отношением к другому участнику встречи (убедиться, что ему удобно время и он не будет испытывать затруднений при поиске места встречи, проявлять гостеприимство в процессе встречи, предоставить более удобное место за столом переговоров, предложить кофе и т.д.)
Продолжительность беседы также определяется заранее и регламент должен соблюдаться каждой из сторон. При длительных беседах рекомендуется через 40-50 минут устраивать перерыв, чтобы продуктивность работы не снижалась от утомления.
Состав участников беседы (и переговоров) также согласуется заранее и отражает баланс интересов сторон. Оговариваются также тематические рамки беседы и ее основные цели. В том случае, если участники имеют высокий должностной статус и беседа носит в высшей степени официальный характер, то прибывающего на встречу участника должен встретить недалеко от входа и проводить к месту проведения разговора сотрудник более низкого статуса, например, секретарь.
Поведение участников встречи регулируется правилами этикета в соответствии с их статусом. Если участники беседы ранее не были знакомы, то их взаимное представление сопровождается обменом визитными карточками.
Неумение вести служебный разговор, неумение вести себя коммуникабельно с сослуживцами на работе кроме потери времени многих людей приносят массу неприятных моментов. Чтобы избежать этих эксцессов, достаточно бывает на службе соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, проявлять тактичность, общительность, естественность, доброжелательность.
Делать подарки и преподносить сувениры — это давняя традиция многих народов мира. Особо важно соблюдать эту традицию при переговорах с азиатскими, южноамериканскими и африканскими представителями, у которых существует культ подарков. Согласно этикету, при первой встрече подарки преподносят хозяева, а не гости. При последующих встречах взаимный обмен подарками становится обязательным, причем вручают их при расставании.
На официальных встречах подарки должны иметь оттенок и личного отношения. Если вручить президенту фирмы такой же подарок, что и вице-президенту, то это будет расценено как оскорбление. Особенно чувствительны к нарушениям субординации японцы, китайцы, корейцы и другие представители азиатского общества, построенного на принципах строгой иерархии. Большое значение должно быть уделено наличию у подарка привлекательной и красивой упаковки, без нее иностранцы не осознают подлинной ценности подарка.
Перед тем как покупать подарок нужно основательно обдумать этот шаг с точки зрения его стоимости. Получив слишком дорогое подношение, партнер может почувствовать себя должником. Более того, дорогостоящий знак внимания к официальному лицу могут посчитать за взятку, брать которую во всех странах запрещено по закону. К примеру, израильским и китайским должностным лицам запрещено принимать подарки выше определенной стоимости.
Женщине допустимо принимать от мужчины коробку конфет, книгу, букет цветов, шоколад. Предметы одежды принимать неэтично. Мужчина может получить в подарок фирменную авторучку, портсигар, сигареты или сигары, допустимо подарить галстук. Полученные цветы помещают в вазу. Подаренные спиртные напитки на стол не ставятся. Если есть причина не принимать подарок, вежливо их аргументируйте и без колебаний откажитесь.
Переговоры — это взаимозависимые процессы выработки, обмена и выполнения определенных наборов обещаний, удовлетворяющих основные интересы всех сторон. Предоставление уступков — неотъемлемая часть процесса переговоров и используется по разным причинам, включая:
— отказ от чего-либо прежде чем его отберут;
— уменьшение потерь;
— демонстрирование силы;
— понимание того, что противостоящая сторона права и заслуживает уступок;
— демонстрирование искренности намерений;
— выход из тупика;
— переход к более важным вопросам.
Уступки могут быть процедурными, предметными и психологическими. Уступки используются для достижения следующих целей: выработать компромисс; найти выход из тупика; выработать конструктивные варианты решения; найти способ “подсластить пилюлю”; добиться завершения определенного этапа.
3.Внешний облик человека
По одежке встречают,
по уму провожают.
Русская народная мудрость
Часто приходится слышать о том, что нельзя делать вывод о человеке по первому впечатлению. Однако по подсчетам психологов люди в 85 случаях из 100 свое отношение к другому человеку строят на основе внешнего впечатления. Особенности внешнего вида человека информируют нас о возрасте, социальной, национальной и профессиональной принадлежности. Вот почему в общении важны и сказанные слова, и внешний вид.
С древних времен люди стремились к совершенству. Умение сделать себе имидж (образ), создать у себя и окружающих уверенность в собственной привлекательности и яркой индивидуальности — это искусство, которое постигалось веками. Человек учился создавать свой образ при помощи одежды, макияжа, прически. Умение красиво одеваться в соответствии с жизненными ситуациями — это талант. Нелепо смотрится вечерний туалет в дневное время, а уж если в таком наряде явиться на службу, до которой добирались на общественном транспорте, — это гротесковая ситуация.
Главной ошибкой по словам признанного специалиста в области деловой одежды Дж.Т. Моллой является слишком преувеличенное значение своей привлекательности и усердное следование моде. Действительно, люди, особенно молодежь, забывают, что мода предлагает общее направление, безликий стандарт, который не подчеркивает индивидуальность. В выборе одежды важно уметь подобрать гардероб в соответствии со своей внешностью, возрастом, вкусом и ситуацией, а не слепо идти за модой. Человек должен выработать свой стиль в одежде, поскольку мода переменчива, а стиль остается. Вы, наверное, замечали: одежда модная, хорошо сидит на фигуре и цвет ваш, но не радует глаз, не греет душу, — это означает, что одежда не вписывается в ваш стиль, не соответствует вашему образу и характеру.
Специалисты в области моды советуют носить то, что Вас действительно украшает, то, в чем вы выглядите элегантно. Важным условием элегантности является учет при покрое одежды объемов тела и пропорций отдельных его частей. Одежду рекомендуется подбирать в соответствии с типом фигуры и лица. Главное — видеть недостатки своего силуэта и умело, при помощи одежды, корректировать их. Одежда является своеобразной визитной карточкой, оказывающей психологическое воздействие на партнеров по общению. Она может многое сказать о нашей личности и положении.
Для создания внешне привлекательного образа человек использует макияж, который помогает не только освежить лицо, но и исправить- небольшие индивидуальные недостатки его черт. Используя декоративную косметику, необходимо учитывать общий облик человека, цвет его кожи, волос, глаз, одежды, овал лица, возраст, а также время и место, где находится человек (повседневная работа, торжественный вечер, дискотека, театр).
Специалисты в области декоративной косметики советуют придерживаться правил: «лучше меньше, чем больше»; «лучше без, чем неумело». Хороший макияж — это макияж незаметный, который, как говорят профессионалы, должен «хорошо прилегать к лицу».
Итак, у вас модная одежда, безукоризненный макияж, но неправильно подобранная прическа, и вы уже не производите достойного впечатления. Волосы — это природное украшение, за которым нужно ежедневно ухаживать. Волосы делают человека привлекательным за счет правильного выбора прически. Прическа выбирается с учетом фигуры человека, типа лица и формы головы. Профессионалы парикмахерского искусства разработали рекомендации, как с помощью удачного выбора прически можно отвлечь внимание от сутулости спины и некрасивой шеи.
Все детали вашего наряда — от обуви до заколки в волосах — должны гармонировать друг с другом.
Дорого, но неопрятно одетый человек с неприятным запахом и торчащими в разные стороны засаленными волосами вряд ли вызовет симпатию. Опрятность является основным требованием этикета к внешнему виду.
И всегда надо помнить, что внешняя красота может только привлечь внимание окружающих, а для того чтобы удержать его, необходима духовная красота. Внешне красивый, но грубый, злой, некультурный человек с вульгарным лексиконом и поведением производит неприятное впечатление.
4. Особенности национальной этики
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Народная мудрость
В последнее десятилетие расширяется объем контактов с зарубежными странами, поэтому, собираясь в туристическую поездку или заграничную командировку, рекомендуется обратить внимание на права и обычаи той страны, которую решили посетить. Находясь в той или иной стране в качестве иностранного гостя, в случае нарушения местных законов, традиций, обычаев вам не удастся избежать наказания. Вот почему по прибытию за границу необходимо сразу ознакомиться с местными порядками, правилами торговли и проезда в общественном транспорте.
Несмотря на различия, обусловленные национально-психологическими особенностями каждого народа, в международном этикете существует несколько общих правил и принципов.
К принципам культуры поведения относятся вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность.
Главное не упускать из вида, что западный этикет требует от человека улыбки на лице, так как мрачное, недовольное выражение лица портит настроение окружающим и мешает делу. Специалисты по международному этикету советуют научиться правильно делать четыре основные вещи: произносить имена людей, есть, одеваться, разговаривать.
Знание этикета разных народов поможет в общении и значительно снизит уровень дискомфорта в непривычных условиях.
Американцы — это люди дела с демократичным этикетом без церемоний, не любящие чопорность. Они допускают крепкое рукопожатие и употребление сокращенных имен, но не рекомендуется обмениваться рукопожатием при каждой встрече. Они практичны, хорошо знают свое дело, предприимчивы. Американцы легко сходятся с людьми. Они понимают и ценят юмор, умеют посмеяться над собой. Американский этикет предлагает: «Улыбайтесь, улыбайтесь: вы — американец!» Надо всегда улыбаться и делать вид, что все хорошо.
Мужчины приходят на службу в костюмах, женщины — в деловых платьях (реже в костюмах).
За столом не рекомендуется полностью съедать содержимое тарелки.
Английский этикет официален и традиционен. Англичане очень вежливы, к партнеру по общению выражают предупредительно-корректное отношение. В конфликтных ситуациях англичанин ведет себя сдержанно, спокойно.
Три особенности характеризуют англичан: «мой дом — моя крепость», «соблюдение распорядка дня» и «юмор». Английская семья достаточно закрыта, семейные дела держат подальше от посторонних глаз. Строгое соблюдение распорядка дня проявляется в организации рабочего времени и времени приема пищи, особые правила характерны для чайного ритуала. Манера держаться за столом также очень важна для англичан. Пунктуальность в Великобритании является жестким правилом для всех.
Британцы строго соблюдают процедуру знакомств: важное значение имеет, чье имя будет названо первым. Обмен рукопожатиями принят только на первой встрече. Одежда деловых людей очень строга.
Немецкий этикет основан на порядке, пунктуальности, дисциплине. Немцы убеждены, что инструкции, распоряжения нужно выполнять безоговорочно. Они сдержаны, предупредительны и внимательны, а также бережливы и расчетливы. Одеваются строго. Главный прием пищи — обед. Не рекомендуется убирать руки со стола — оба запястья должны касаться края стола.
Французский этикет отличается галантным отношением мужчины к женщине. Во Франции большое внимание уделяют правилам хорошего тона, умению говорить в обществе. Также высоко ценится умение сказать приветствие, произнести тост и выразить слова благодарности.
В деловых вопросах французы проявляют осторожность. Дела решаются во время еды. Деловой обед может длиться часа два, деловые увеселения чаще проводятся в ресторанах, а не на дому.
Японцы трудолюбивы, с большим вниманием относятся к традициям; они дисциплинированны, преданы авторитету и чувству долга. Кроме того, японцы очень вежливы, обладают высокой терпеливостью и самообладанием при общении; внутри трудового коллектива высоко ценят психологический микроклимат.
В японских фирмах ни один мужчина не подчиняется женщине, если женщина начальник — у нее в подчинении только женщины.
Большое значение в японском деловом этикете придается процедуре обмена визитными карточками; рукопожатие в Японии не принято. Важнейшим элементом правил хорошего тона являются поклоны.
Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции. В мусульманском мире иностранец не может обратиться с вопросом или просьбой к женщине. Арабское приветствие — это целая процедура, оно сопровождается расспросами о здоровье, о делах. Речь арабского собеседника сопровождается частыми обращениями к Аллаху. При первом знакомстве арабский собеседник выражает радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции.
Как видно из примеров, в поведении людей, в соблюдении правил этикета присутствует национальный колорит, хотя в последнее время наблюдается значительное сближение правил этикета. Но в любом случае специалисты по международному этикету советуют одеваться согласно общепринятым стандартам, не пытаться поучать и вести себя спокойно, «не вызывающе».
Подведем итог. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Успех руководителя очень во многом зависит не только от его умения принимать верные решения, но и от его знания деловой этики. Глава компании должен уметь правильно (с точки зрения деловой этики) принимать посетителей, вести переговоры, проводить совещания, конференции и т.д. Человек, обладающий подобными знаниями, непременно добьется успехов.
Вопросы к зачету
- Понятие общения в психологической науке.
- Виды общения. Механизмы общения.
- Средства общения.
- Специфика, структура и функции делового общения.
- Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность в психологической науке.
- Механизмы восприятия и понимания образа «Другого».
- Организация деловых приемов.
- Культура, этика и психология делового спора. Значение логической культуры для делового человека.
- Руководитель как профессия. Основные типы руководителей. Стиль работы и образ жизни руководителя.
- Понятие конфликта в психологической науке. Типология конфликтов.
- Специфика, структура и причины деловых конфликтов. Динамика деловых конфликтов.
- Гуманитарная, нравственная и эстетическая культура, этика и этикет.
- Нормы и принципы делового этикета.
- Культура и этикет деловых встреч, официальных приемов, переговоров.
- Управление собой, его способы и возможности.
Библиографический список
1 Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2001.
2 Браим И. Этика делового общения. — Минск,1996.
3 Вечер Л.С. Секреты делового общения.- Минск, 1999.
4 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989.
5 Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
6 Социальная психология и этика делового общения.- М., 1995.
7 Сухарев В.А. Этика и психология делового общения. -М., 1997.
8 Энциклопедия этикета. — М., 1997.
9 Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М., 1987.
10 Краткий психологический словарь. — М. ,1985.
11 Культура, культурология и образование (Материалы «Круглого стола»)// вопросы философии.- 1997.- N2.- С.3-56.
12 Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? – Саранск,1992.
13 Общая психология.- М., 1995.
14 Психологический словарь. — М., 1997.
15 Словарь по этике.- М., 1989.
16 Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.- М.,
1993.
17 Социальная психология. — М., 1975.
18 Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. — М., 1998.