Тема 4. Ощущение и восприятие

Тема 4. Ощущение и восприятие

План:

  1. Общая характеристика процессов ощущения и восприятия.
  2. Психофизика (пороги ощущений; психофизические законы).
  3. Виды ощущений (слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, тактильные).

    Взаимодействие ощущений.

  4. Виды восприятий (восприятие времени, пространства и движения).

    Иллюзии восприятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте понятие «ощущение», выделите его основные признаки.
  2. Раскройте понятие «восприятие», выделите его основные признаки.
  3. Сравните ощущение и восприятие. Выделите сходства и различия.
  4. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений?
  5. В чем заключается субъективная и объективная сторона ощущений?
  6. В чем суть законов Бугера – Вебера, Вебера – Фехнера, Стивенса?
  7. В чем заключается психофизиологическая сущность вкусовых и обонятельных ощущений?
  8. Каково назначение перцептивных зон коры головного мозга?
  9. Какова психологическая основа галлюцинаций?
  10. Можно ли развивать зрительную, слуховую и т.д. чувствительность? Если да, то как?
  11. Что такое чувствительность? Охарактеризуйте пороги чувствительности.
  12. Что такое адаптация? Почему у человека не происходит адаптации к болевым раздражителям?
  13. От каких условий зависит сенсибилизация?
  14. Назовите условия развития наблюдения и наблюдательности.
  15. С чем связано разнообразие сенсорных систем в животном мире? Почему у человека нет эхолокации?
  16. С чем связана неравномерность размеров проекционных полей различных анализаторов в коре головного мозга?
  17. Действительно ли у человека «5 чувств»?
  18. Проанализируйте все известные виды иллюзий.

Практические задания:

15 стр., 7007 слов

Восприятие музыки человеком

... людей - в игре, интроспекции, соперничестве, общественной иерархии. Тембр, динамика, темп и другие стороны музыки - «строительный материал» для восприятия основных базисных форм. 5. Ощущение ... особенностей звука и выделить высоту как существенную компоненту предъявленного тона. Восприятие тона оказывается, таким ... и распространяются на основной мембране в виде бегущей волны, вызывая ее максимальное ...

1. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека (по Е.Е. Сапоговой).

Рефлекторность. материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов»

Анализатор

Абсолютный порог

Дифференциальный порог

Единицы измерения

Примерная величина

Единицы измерения

Примерная величина

Зрительный

Слуховой

Тактильный

Вкусовой

Обонятельный

Кинестетический

Температурный

Вестибулярный

3. Установите соответствие между закономерностями ощущений и их описанием.

1.Адаптация

А. Глухонемые люди помещают руки на корпус инструмента, чтобы ощутить музыку

2.Компенсация

Б. После некоторого времени человек, плывущий на пароме, перестал ощущать качку

3.Синестезия

В. «Цветной слух» Римского-Корсакова

4.Сенсибилизация

Г. У профессиональных сомелье повышается острота вкуса и запаха

5.Контраст

Д. Серый квадрат на черном фоне кажется более светлым, чем такой же на белом фоне

6.Взаимодействие

Е. Тихий голос преподавателя повышает остроту зрения

4. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения (по Е.Е. Сапоговой).

1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются …..

2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет ….. характер.

3. Особенность ощущений в том, что в них …… предметов и явлений материального мира.

4. Генетически самое раннее чувственное психическое явление —…….

5. Ощущение как …… развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

6. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется ….. механизмам.

7. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ….. называется ……

8. Психофизический закон Вебера—Фехнера формулируется так .:… ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

9. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется……(или……).

10. При … под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает …, характерное для другого анализатора.

Творческое задание:

  1. Существует мнение, основанное на отсутствии линейной прямой перспективы в жизни раннего средневековья, что зрительное восприятие людей того времени отличалось от восприятия людей более позднего времени и, тем более, наших современников. Как вы относитесь к данному выводу? Приведите примеры.
  2. Составьте кроссворд, содержащий в себе научные понятия данной темы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Верны или неверны следующие утверждения (по Н.Д. Твороговой):

  1. Восприятие – это отражения отдельного раздражителя.
  2. У человека и животных есть способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.
  3. Для восприятия характерно непосредственное действие предметов на органы чувств.
  4. Восприятие окружающего частично зависит от культуры и опыта.
  5. При восприятии мозг человека действует путем последовательной проверки гипотез.
  6. Предметность и структурность не относятся к свойствам восприятия.
  7. Апперцепция – это восприятие вместе с суждением о нем.

2. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов.

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов (по Е.Е. Сапоговой).

1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с… а) физического процесса: б) физиологического процесса: в) психического процесса; г) все ответы верны: д) все ответы неверны.

2. К экстерорецептивным ощущениям относят… а) зрительные ощущения: б) ощущения вибрации; в) органические ощущения: г) ощущения боли: д) все ответы верны: е) все ответы неверны.

3. Основные свойства ощущений — это… а) константность: б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны: е) все ответы неверны.

4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется… а) верхним абсолютным чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация Пороги чувствительности">порогом чувствительности: б) разностным порогом: в) нижним порогом: г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны: е) все ответы неверны.

5. К изменению чувствительности приводит… а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность: д) все ответы верны: е) все ответы неверны.

6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую — это… а) аккомодация: б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация: д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В структуру каждого ощущения входит… а) обобщение: б) движение; в) анализ: г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

8. Каждый анализатор имеет… а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат: б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров; в) центральный (корковый) аппарат: г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

9. Каждый анализатор имеет представительство в… а) правом полушарии: б) обоих полушариях; в) левом полушарии; г) все ответы верны: д) все ответы неверны.

Основная литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2006. С. 117-158.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.1. М., 2005. С.181-238.
  3. Гусев А.Н. Общая психология. Ощущение и восприятие / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006.
  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Высшее образование, 2005. С.239 – 244.
  5. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб.: Питер, 2003. С. 24 – 56.

Дополнительная литература:

  1. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1972.
  2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. С.10-62, 127- 159.
  3. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 40-52, С. 71-82.
  4. Психология XXI века / Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С.97-156.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.nsu.ru/psych/internet/
  2. http://psy.piter.com/
  3. http://www.voppsy.ru/
  4. http://www.psy.msu.ru

Основные понятия темы: адаптация, аккомодация, ощущение, восприятие, перцептивная деятельность, качество, продолжительность, интенсивность ощущений, чувствительность, сенсибилизация, синестезия, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии восприятия, восприятие пространства и времени, наблюдение.