Тема 2. Организация экстренной психологической помощи в чс

  1. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи. Общие принципы оказания экстренной психологической помощи
  2. Деятельность психолога при оказании ЭПП
  3. Группы пострадавших.

1. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи

Развитие современного общества, науки, средств массовой информации, появление новых технологий, с одной стороны, улучшают качество жизни, с другой — повышают риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий. С каждым годом увеличивается количество людей, переживших стихийное бедствие, техногенную аварию или катастрофу, а также растет число людей, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, — спасателей, медиков и т. д.

В структуре МЧС России в 1999 г. была создана Служба медико-психологической поддержки, в состав которой вошел Центр экстренной психологической помощи МЧС России. На Службу были возложены такие задачи, как:

  • проведение психодиагностических мероприятий и мероприятий, направленных на профессиональный психологический отбор;
  • проведение реабилитационных мероприятий со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС, для сохранения психологического здоровья и профессионального долголетия специалистов;
  • проведение мероприятий, направленных на подготовку специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, к деятельности в экстремальных условиях;
  • оказание экстренной психологической помощи при проведении работ по ликвидации последствий ЧС.

Оказание экстренной психологической помощи — это самостоятельная область психологической практики. Ее своеобразие в особенности тех условий, в которых протекает профессиональная деятельность психолога во время работы по оказанию экстренной психологической помощи: наличие психотравмирующего события, сжатые сроки для оказания помощи.

Таким образом — экстренная помощь специалиста-психолога — это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса).

Экстренная психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших с целью регуляции психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации ... родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье". В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое ...

Оказание экстренной психологической помощи способствует поддержанию психического и психофизиологического самочувствия пострадавших, направлено на работу с вновь возникшими, в результате чрезвычайной ситуации негативными эмоциональными переживаниями, также решает задачи профилактики отсроченных реакций на чрезвычайную ситуацию у пострадавших (психосоматические проблемы, ПТСР и др.).

Экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. Экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В этом случае необходима помощь врача-психиатра.

К основным задачам, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании экстренной психологической помощи, относятся:

  • поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека;
  • предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;
  • предупреждение и при необходимости прекращение проявлений выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;
  • консультирование пострадавших, их родных, близких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС, об особенностях переживания стресса;
  • помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Общие принципы оказания экстренной психологической помощи

Своеобразие оказания экстренной психологической помощи определяется двумя факторами:

  1. первый связан с событиями, оказывающими сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, а также менее масштабные события, которые также являются мощными стрессогенными воздействиями для человека (ДТП, изнасилование, внезапная смерть близкого человека).

    Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие внезапное;

  2. второй — фактор времени. Экстренная психологическая помощь всегда оказывается в короткие сроки.

Исходя из этого можно определить основные принципы оказания экстренной психологической помощи:

  • принцип защиты интересов клиента. Особенности применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий с клиентом чаще всего не заключается психотерапевтический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе).

    Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы специалиста-психолога;

  • принцип «не навреди». Подразумевает краткосрочность оказания помощи, т.е. помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни клиента. Принципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа является пролонгированной;
  • принцип добровольности. Этот принцип трансформируется в особое поведение специалиста-психолога, которое направлено на то, чтобы активно предлагать свою помощь пострадавшим. В обычных условиях специалист часто занимает пассивную позицию (ждет пока клиент обратится за помощью);
  • принцип конфиденциальности. Этот принцип сохраняет свою актуальность при оказании экстренной психологической помощи, однако, конфиденциальность может быть нарушена в тех случаях, когда психолог получает информацию о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или окружающих (такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог, например, узнает о готовящейся попытке самоубийства);
  • принцип профессиональной мотивации.

    5 стр., 2232 слов

    Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

    ... интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и ... когнитивной психологии доказано соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с психофизическим инфантилизмом ...

    Этот принцип принят для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации его соблюдение становится особенно важным, так как существует большая вероятность того, что помимо профессиональной мотивации у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, получения социального признания и т.д.);

  • принцип профессиональной компетентности. Этот принцип предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование, помимо этого важным является тот фактор, что специалист не должен работать с определенной категорией проблем, а именно, с теми проблемами, которые в актуальный момент времени являются личностно-значимыми для самого специалиста. Часто возникает ситуация, что человек, которому оказывается помощь, неприятен психологу, в этом случае эффективность такой помо щи будет чрезвычайно мала. Если в обычных условиях специалист-психолог не может работать с данным клиентом или с данной проблемой, то он рекомендует обратиться к другому специалисту. В чрезвычайных условиях часто невозможно найти другого специалиста, поэтому в профессиональные обязанности психолога должны входить такие аспекты, как подготовка до момента выезда на ЧС, умение быстро восстановить высокий уровень работоспособности, используя профессиональные навыки.

2. Деятельность психолога при оказании эпп

Схема деятельности специалистов психологической службы при работе на месте ЧС

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый этап — подготовительный; второй — оказания экстренной психологической помощи; третий — можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. Для каждого из этих этапов можно определить цели и задачи, решаемые на каждом конкретном этапе. Целесообразно более подробно рассмотреть каждый этап.

1. Подготовительный этап

Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо решить следующие задачи:

10 стр., 4671 слов

Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях

... 7. Методы профилактики панических реакций. 19 8. Центр экстренной психологической помощи МЧС России. 23 9. Заключение. 27 10. ... ты человека и техники, для снижения риска ЧС необходимо оп­тимизировать оборудование, рабочее место, информационную нагрузку. ... увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, ...

1. Сбор информации о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС. В некоторых ситуациях такая информация имеется у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, которые уже работают на месте происшествия. Однако встречаются ситуации, в которых информации такого рода нет. В этом случае необходимо собрать такую информацию самостоятельно.

Для того чтобы организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом необходимо собрать информацию по следующей схеме:

  • места предполагаемой работы психолога: места дислокации пострадавших, их родственников, места проведения массовых мероприятий (панихида, опознание, встреча с представителями властных структур), часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на территории населенного пункта);
  • приблизительное количество людей, нуждающихся в помощи;
  • количество специалистов, которые уже работают или приступят к работе в ближайшее время;
  • время, место и примерное количество участников массовых мероприятий;
  • порядок, время и место действий, которые необходимо совершить пострадавшим или их родственникам (выплата компенсаций, процесс опознания, получение свидетельств о смерти и т.д.).

Все эти сведения помогают организовать работу по оказанию экстренной психологической помощи наиболее оптимальным образом.

2. Определение места и порядка работы каждого специалиста. Это вторая важная задача, решаемая на подготовительном этапе. Очень важно определить задачи работы конкретного специалиста на конкретном участке работы. От успешности решения этой задачи часто зависит эффективность оказания помощи.

3. Составление ориентировочного плана работ. Решение этой задачи происходит на первом, подготовительном этапе, однако на протяжении всего периода оказания экстренной психологической помощи этот план может изменяться и корректироваться в зависимости от изменяющихся условий деятельности.

2. Основной этап

На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи можно выделить два основных направления деятельности специалистов-психологов. Первое направление — это помощь специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, направленная на обеспечение условий профессиональной деятельности. Второе направление деятельности — это помощь пострадавшим в результате ЧС. Содержание деятельности специалистов-психологов может быть различным, оно определяется на подготовительном этапе и отражается в плане работ. Это содержание зависит от специфических характеристик ситуации.

3. Завершающий этап

На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решаются такие задачи, как:

1. Работа специалистов-психологов, направленная на оказание помощи тем лицам, кому это необходимо. Как правило, на завершающем этапе количество пострадавших, находящихся в районе ликвидации последствий ЧС, невелико, однако нуждающиеся в психологической помощи есть;

4 стр., 1946 слов

Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту

... Представляется, что системный подход к организации психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту, учитывая ... принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; организовывать свое поведение и контролировать свои ... макроэтапов; 3) организация психологической помощи, изучение особенностей воспитанников, контроль за их психологическим здоровьем; 4) индивидуальный ...

2. Мероприятия, направленные на оказание психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС. Такие мероприятия возможны и целесообразны на данном этапе, так как интенсивность работ по ликвидации последствий ЧС, оказанию социальной помощи пострадавшим и т.д. снижается, а усталость специалистов, осуществляющих такую помощь, накапливается;

3. Обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи;

4. Составление прогноза развития ситуации на основании обобщения и анализа данных.

Деятельность психолога при оказании ЭПП

Своеобразие условий деятельности психологов при оказании экстренной психологической помощи в зоне чрезвычайной ситуации определяется двумя факторами:

1. Внезапное возникновение события, оказывающее сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека;

2. Границы временного интервала, так как экстренная психологическая помощь оказывается в короткие сроки и в ближайшее время после травматического события.

Профессиональная деятельность психолога в зоне чрезвычайной ситуации направлена, с одной стороны, на оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, с другой на реализацию мероприятий по поддержанию работоспособности специалистов участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Террористические акты, природные и техногенные катастрофы, другие социальные бедствия являются разрушительными по своим последствиям для психики человека, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия).

В экстремальных условиях, как правило, происходит дезорганизация, трансформация познавательных процессов человека, то есть часто нарушается мышление, внимание, восприятие, речь, память. В ситуации сильного стресса также дезорганизуется деятельность человека. Это необходимо учитывать при работе с людьми, а также при подаче информации в условиях ЧС.

  • Первой, наиболее важной частью помощи является создание ощущения безопасности – поддержка окружающих. Обнимая человека, держа его руку в своей, вы возвращаете ему чувство защищенности.
  • По возможности, нужно помочь пострадавшему выговориться. Объяснить, что с ним случилось и как это подействовало на него. Сами вы должны говорить поменьше, будучи лишь хорошими активными слушателями. Необходимо помочь выразить пострадавшему то, что он испытывает: печаль, боль, вину, злобу, агрессию и т.д. Надо постараться внушить пострадавшему надежду на разрешение ситуации, но при этом, надо быть честным с ним, не следует впустую его обнадеживать, если речь идет о его близких.
  • При общении с пострадавшими специалистам рекомендуется строить свою речь в побудительном наклонении. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи: «Извините, пожалуйста …. Не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не».
  • Специалистам, работающим с пострадавшим необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в речи (тембр, громкость голоса, интонации).

    8 стр., 3526 слов

    Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 ...

    ... провести эмпирическое исследование по выявлению различий в оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разных возрастных групп. На заключительномэтапе исследования, провести анализ результатов ... фазах жизнивзрослых людей способствовала построению различных сравнительных характеристикэтих фаз и выявлению некоторых общих принципов периодизации жизненного цикла человека,с помощью которых зрелостные ...

    В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения: «О тебе знают, помощь идет, все будет хорошо!», «Слушай меня!», «Надо жить!», «Да, это произошло. И это горе не пройдет никогда, ты просто научишься с ним жить. Но на это нужно время и много твоих сил». Нельзя ускорять темп речи, это приводит повышению тревожности пострадавшего.

  • Работая с пострадавшими, очень важно рефлексировать выражение своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать им, что Вы сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, т.к. такие эмоции очень заразительны и могут привести к массовой агрессии или панике.
  • В начале общения необходимо дать понять пострадавшему, что оказывающий помощь специалист, является помощником, другом, а не врагом, который хочет помочь, а не навредить; с другой стороны, дать возможность «выплеснуть» чувства, накопившиеся в душе (боль, страх, обиду, горечь, злобу на весь мир, и на себя самого).

Таким навыком в психологии считается навык так называемого активного слушания. Этот метод появился как технология общения, в результате анализа поведения людей, которые обладают способностью в процессе разговора, добиваться от собеседника нужных результатов (при переговорах и др.).

Однако, очень скоро стало ясно, что этот метод позволяет эффективно помогать людям, которые испытывают психологические трудности. Человек, понимая, что его слушают, рассказывая, раскрывает свои чувства, тем самым, осознавая свои трудности, и продвигаясь на пути их решения.

Технология активного слушания включает в себя пять основных приемов: пауза и угу – поддакивание; парафраз; резюме; отражение своих чувств; отражение чувств собеседника.

Угу –поддакивание это самый простой прием и любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора необходимо периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.д., этим Вы даете собеседнику понять, что вы слушаете и заинтересованы.

Пауза в разговоренеобходима для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца (так как часто человеку необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства), и, в то же время, освобождает разговор от лишней не нужной информации (говорить лишь бы говорить).

Парафраз. Это прием, при котором вы буквально повторяете последнюю фразу собеседника. Это позволяет ему убедиться в том, что вы его поняли, и побуждает к дальнейшему повествованию.

Резюме.Резюме сказанного — это очень важная задача, решение которой позволяет подвести итог сказанному и продвинуться в работе над проблемой. Этот прием состоит в следующем: используя слова и выражения говорящего, вы подводите итог определенного этапа разговора.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... поведения или поведенческих проявлений личности в общении и взаимодействии с ситуацией и другими людьми, толкуется по-разному у разных авторов. В течение некоторого времени ... или исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента оценивания, использование ...

Отражение своих чувств.Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, можно существенно снизить негативные чувства и переживания, самим фактом того, что эти чувства признаны и озвучены. Во-вторых, сама беседа, разговор становится более полной и искренней. И, в-третьих, побуждает собеседника открыто выражать свои чувства, что необходимо для того, чтобы человек чувствовал себя более комфортно и мог избавить себя от чрезвычайно сильных внутренних переживаний.

Отражение чувств собеседника. Когда мы называем чувства, которые испытывает собеседник, партнер по общению и «попадаем» в его ощущение, угадываем его, человек чувствует «родственность душ», начинает больше доверять Вам и раскрывается.

Есть несколько ошибок, которые часто допускают в процессе активного слушания. Это такие ошибки как стремление дать совет и желание задавать уточняющие вопросы.

Стремление дать совет опасно тем, что когда человек выслушивает совет, начинают работать механизмы психологической защиты и человек помимо того, что сразу же отвергает предложенный совет, происходит разрушение уже установленного ранее контакта.

Задавать уточняющие вопросы также не рекомендуется. Во-первых, задавая вопросы, есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы. Во-вторых, задавая вопросы, Вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить пострадавшему.

Существуют критерии, по которым можно судить о том, насколько эффективно продвигается процесс активного слушания. Основных критериев три:

  • Продвижение в решении проблемы. Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из данной проблемной ситуации, осознает новые, скрытые от него аспекты ситуации.
  • Видимое снижение интенсивности негативных переживаний. Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость удваивается.
  • Человек начинает рассказывать о себе или о проблеме больше.

По этим трем критериям можно судить о том, насколько эффективно продвигается процесс активного слушания. Следующим шагом после установления контакта является поиск ресурса.

Ресурсом в данной ситуации может быть все, что угодно. Это то, что может помочь, и что до настоящего момента заставляло человека оставаться в живых. Ресурс можно найти в любой, даже в самой страшной ситуации. В качестве примера можно привести такие ресурсы как жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, сам факт того, что человек еще жив, что человек в какой-то сложной для него ситуации выжил, и другое.

5 стр., 2078 слов

3.Психологическая характеристика и сущность памяти

... на практике. под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет ... (то есть получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности). Основной функцией слова является аннотативная ... формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход ...

3. Группы пострадавших. Работа психолога с каждой из групп

Как правило, в зоне ЧС оказывается множество людей. Все они могут считаться пострадавшими, ведь даже если не пострадал сам человек физически, не пострадали его родственники, осталось невредимым его имущество, невозможно оставаться равнодушным, когда вокруг видишь горе и страдание других людей.

Можно выделить наиболее типичные психические, поведенческие проявления пострадавших, а также трудности, с которыми сталкиваются ликвидаторы последствий ЧС и возможные варианты психологической помощи населению.

Выделяют несколько групп пострадавших. Психологическая травма у этих групп различна по своему генезу и проявлениям, а, следовательно, и помощь будет различная. Стойкие личностные изменения, оказывающие влияние на дальнейшую жизнь, возникают даже если не пострадал сам человек физически, не пострадали его родственники, осталось невредимым его имущество, невозможно оставаться равнодушным, когда вокруг видишь горе и страдание других людей.

Вам могут показаться эти реакции неадекватными, ненормальными и даже несправедливыми, ведь пострадавший может неоправданно накричать на Вас и даже ударить, но в данной ситуации не в коем случае нельзя ему отвечать тем же.

Помните, если вы находитесь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов, вы не должны терять самообладания. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Ошибочно считать, что человек не нуждается в помощи только потому, что он ведет себя спокойно или не проявляет никаких стрессовых реакций. Возможно, что это состояние ступора, а оно только внешне кажется спокойным и благоприятным. На самом деле, такое состояние в любой момент может смениться очень активным (буйным) эмоциональным всплеском, и тогда поведение человека может стать опасным, как для него самого, так и для окружающих.

Придерживайтесь принципа «Не навреди»! Помните, что пострадавшие очень ранимы. Даже, если перед Вами стоит крепкий здоровый мужчина, с виду вполне здоровый, не забывайте, что этот человек мог только что потерять дорогих ему людей, и сейчас он может быть, очень слаб и раним душевно. Не делайте того, в пользе чего вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

Если в поведении пострадавшего Вы обнаруживаете бред или галлюцинации, то необходимо немедленно обратиться за помощью к врачу-психиатру. Очень важно уметь отличать действительно ненормальные реакции (бред, галлюцинации) от нормальных реакций на острый стресс, на произошедшую трагедию.

Основная особенность экстренной психологической помощи — ее краткосрочный характер. В обычных условиях работа психотерапевта может длиться от нескольких сеансов до 20-30 встреч с клиентом, а иногда и больше. В условиях ЧС психолог приезжает в регион всего на несколько дней, а пострадавших людей, приходящихся на одного психолога, оказывается очень много, следовательно, специалист не имеет возможности работать с каждым человеком столько, сколько бы он работал с ним в обыденной ситуации. На каждого пострадавшего у психолога имеется очень мало времени. В связи с этим, на ЧС перед психологами стоят следующие цели:

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

... при организации трудового процесса: рационализации, нормировании, профессиональном отборе, обучении и изучении психологических особенностей труда. Одним из важных направлений психологии труда является подбор, ... людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия. Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. ...

  • Стабилизация психологического и психосоматического состояния пострадавшего; повышение адаптационных возможностей индивида.
  • Устранение явных неблагоприятных эмоциональных реакций (в крайнем их проявлении).
  • Профилактика отсроченных реакций.
  • Специалист, оказывающий экстренную психологическую помощь применяет не один конкретный метод, а скорее набор краткосрочных техник, методик, которые сочетаются друг с другом и подходят конкретному человеку.

В зависимости от конкретной ситуации, ее условий, индивидуальных особенностей клиента выбираются индивидуальная тактика работы с конкретным человеком.

Группы пострадавших:

  1. жертвы, т.е. пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении);
  2. пострадавшие непосредственно физически, материально (разрушен дом), люди потерявшие своих родных и близких или не имеющие информации о их судьбе;
  3. очевидцы (свидетели) – это люди, которые, несмотря на то, что они остались невредимыми физически, не пострадали их родственники и близкие, осталось целым их материальное имущество, тем не менее, также получают психологическую травму, т.к. трагедия прошла где-то очень близко к ним, совсем рядом, поэтому они примеривают на себя, на своих близких случившееся, ставят себя на место пострадавших: «на его месте мог быть я» (например, это могут быть люди из дома соседнего с взорвавшимся, или это может быть человек, опоздавший на самолет, который потом разбился и т.п.);
  4. наблюдатели (зеваки) – вторично пострадавшие, люди, которые непосредственно не участвовали в ситуации, но узнав от знакомых или из средств массовой информации о происшествии прибыли на место ЧС.
  5. Телезрители.

Рассмотрим подробно первую группу пострадавших, ее психологические особенности; возможную и необходимую ей психологическую поддержку.

Первая группа – жертвы, т.е. пострадавшие, изолированные в очаге ЧС.Задачи, решаемые психологом (или другим специалистом, оказывающим психологическую помощь): Информационная поддержка (информирование о том, что помощь идет; сообщение о том, как необходимо себя вести в этой ситуации, чтобы выжить).

Индивидуальная работа с пострадавшим в момент проведения спасательных работ (психологическая поддержка, использование элементов суггестии, т.е. внушения: «все будет хорошо, у тебя все получится…»).

Если говорить об информационной поддержке, психотерапии, то на первом этапе эта форма психологической помощи является необходимой и оптимальной. Ее цель – психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира. Такая изоляция человека возможна при разрушении жилищ или разного рода помещений в результате землетрясений, аварий, взрывов и т.д. Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей. Рекомендации, которые должны услышать пострадавшие: как дать о себе знать; как экономить силы, энергию; как не усугубить ситуацию.

Рассмотрим подробнее информацию, которую обязательно должны знать изолированные от мира пострадавшие:

  1. Информация о том, что окружающий мир устремился к ним на помощь и делает все, чтобы она пришла к ним как можно быстрее.
  2. Находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению.
  3. Оказать себе в случае необходимости и по возможности самопомощь.
  4. Пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков.
  5. Пострадавшим необходимо давать о себе знать: стучать по арматуре, трубам, железу, а не по бетону.
  6. Максимально экономить свои силы.
  7. Находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил.
  8. Дышать медленно, неглубоко и через нос, что поможет экономить влагу и кислород в организме, и кислород в окружающем воздухе.
  9. Мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен (а)» 5-6 раз через промежутки счета между ними до 15-20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, самодисциплины.
  10. Высвобождение из «плена» может занять времени больше, чем хочется потерпевшим. Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь прорывается к Вам.

Целью информационной терапии является также нивелировка и уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше, чем от воздействия реального разрушительного фактора.

Теперь вернемся к индивидуальной психологической работе с «жертвами», изолированными в очаге ЧС и рассмотрим основные опорные точки в этом виде помощи. При индивидуальной работе с пострадавшим в момент проведения спасательных работ по его освобождению необходимо стараться держать человека в сознании. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма: таким образом, организм человека экономит ресурсы. Но на данном этапе нам нужно, чтобы человек был в сознании и мог помочь нам его спасти.

Для этого необходим один человек – «заговаривающий», который мог бы беседовать с пострадавшим. По сути, это психологическая работа, но реально этой деятельностью приходиться заниматься кому-то из спасателей, т.к. пока на ЧС задействуются очень небольшое количество психологов, и их естественно, не хватает на всех пострадавших. Следовательно, вам необходимо знать, как вести себя в подобной ситуации оптимальным образом. Очень хорошо, когда есть возможность поддерживать физический контакт с «жертвой», например, держать человека за руку. Беседуя с ним заговаривающий преследует определенную цель – сориентировать пострадавшего на борьбу. Человек должен бороться! Необходимо сделать все, чтобы пострадавший осознавал, что он не один, что он кому-то нужен, тогда в его борьбе за жизнь появляется более глубокий смысл. Можно спросить человека о том, кто еще был с ним во время трагедии, кто из родственников, друзей, близких есть в его жизни: дети, родители, муж, жена и т.д., кто ему дорог и кому дорог и нужен он, кому без него будет очень больно и трудно. Эти вопросы очень важны, т.к. они позволяют пострадавшему простраивать перспективу на будущее: чтобы ему была необходима жизнь, чтобы человек понимал для чего она ему, что он еще не успел, но обязательно должен сделать в этой жизни, чтобы он знал, что его помощь, его жизнь, его любовь кому-то очень нужны, чтобы он осознавал, что у него может быть будущее, чтобы он хотел жить дальше. Проблема создания перспективы на будущее у пострадавшего очень серьезна и актуальна, т.к. практика спасателей показывает, что многие «жертвы» умирают сразу же после вызволения их из очага ЧС, например, сразу же после извлечения людей из под обломков разрушенного здания. Почему же это происходит? Человек ставит перед собой очень значимую и большую цель и всеми силами пытается ее достичь. В данном случае основная и, как правило, единственная цель «жертвы» — выжить. Понятно, что в экстремальной ситуации, когда оказываешься лицом к смерти, чувствуешь страх, боль и страдания данная цель весьма актуальна, и желание выжить очень велико. У человека часто возникает одно единственное страстное желание – выжить, сделать все, чтобы этот кошмар закончился. Он мобилизует все свои силы, тратит всю свою энергию, чтобы спастись, но главным часто является для человека именно выжить, увидеть свет, а не жить, любить, творить дальше. Его спасают, он увидел свет, кошмар закончился, следовательно, главная цель достигнута, заветная мечта осуществилась, – он выжил. Часто это означает для человека, что он уже все сделал, что от него зависело, дальше о нем позаботятся другие (например, врачи), пострадавший снимает с себя ответственность, он может отдохнуть и расслабиться, бороться больше незачем, т.к. основная цель достигнута, вот и получается, что уже можно умереть. Можно привести красочный пример с раненым солдатом Наполеона, который, еле живой преодолев огромное количество препятствий, принес ему очень важный пакет с донесением, передал его и сразу же умер. Наполеон только успел его спросить: «Вы ранены?», — на что тот ответил: «Нет, я убит!» Таким образом, мы видим, что он весь израненный приносит пакет самому Наполеону, а это огромная ответственность, к тому же он, видимо, настоящий патриот своей родины, и это донесение – его основная цель. Она достигнута, значит можно позволить себе осознать, что рана смертельна, и умереть. Если мы понаблюдаем за нашей обыденной жизнью, то и здесь легко сможем заметить, что когда наша заветная мечта сбывается, в душе часто появляется какая-то пустота, а в теле – бессилие. А на пути к цели мы можем тратить очень много сил, не жалея себя и удивляясь, откуда эти силы только берутся.

Помогая «жертве» простроить перспективу на будущее, мы используем некоторые вопросы, выясняя, кто этому человеку дорог, и кому дорог он и т.д., но это вынужденный ход. Вообще, общаясь с пострадавшими, не только этой группы, лучше строить свою речь в побудительном наклонении. Также не должно быть сложных предложений, таких как: «Извините, пожалуйста, …, не могли бы Вы …». При работе на ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, т.к., как мы уже говорили, у людей в экстремальной ситуации часто нарушаются внимание, мышление и т.д., и им трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. Речь должна быть плавная, медленная с элементами внушения: «О тебе знают, помощь идет, все будет хорошо!»; «Слушай меня! …», «Я буду рядом!» и т.п.

Наша психика устроена таким образом, что когда есть прямая угроза физической оболочке — телу, весь запас душевных и физических сил идет на сохранение ее. Психологически человек страдает меньше, чем те люди, которые вынуждены часы, дни жить в состоянии ожидания, неопределенности. Как правило, первые — помнят поминутно все, что с ними происходило, где они находились. Кто был рядом. Произнесенные слова, фразы, лица людей и прочее. Ожидающие – вспоминают о днях ожидания с трудом. Они не могут вспомнить, кто был все эти дни рядом, как они провели эти дни

Вторая группа — собственно пострадавших материально или физически, потерявших своих родных и близких или жилье. Безусловно, эта группа более всех нуждается в психологической и, возможно, медицинской помощи. Если пострадавшим (жертвам) оказывается обязательно медицинская и психологическая помощь непосредственно в больницах, куда их доставляют для оказания помощи, то с пострадавшими второй группы психологи работают больше всего в период ликвидации последствий ЧС, но, к сожалению, очень немногие их них обращаются за психологической помощью после завершения аварийно – спасательных работ. Они не вносятся в списки пострадавших. Не получают компенсации за себя, разве только при гибели их близких.

Задачи психологов на данном этапе:

  • Отсечение явной психиатрии и доставка пострадавших к месту, где возможно оказание психологической и психиатрической помощи.
  • Снятие острых аффективных реакций, выведение из состояния шока.
  • Помощь в преодолении психосоматических реакций.
  • Создание сети социальной поддержки: поиск родственников, знакомых (кто еще был с пострадавшим (важно, в чем тот человек был одет, как выглядел)) и перепоручение им пострадавшего.
  • Вывод из пассивного состояния в активное (расспрашивать о том, где находились близкие в момент катастрофы).

Первичная реабилитация пострадавших, относящихся к группам «свидетелей» и «зевак»будет заключаться в ориентации очевидцев и наблюдателей на оказание помощи пострадавшим, составляющим первые группы.

Хорошо, когда есть возможность отсечь случайных людей. Не пускать их, например, в зону ожидающих родственников. Очень много случав из нашей практики подтверждают выводы о том, что попав в условия ЧС, «примерив» на себя все произошедшее, нередко именно у случайных людей включается механизм запуска психических заболеваний, находится повод прилюдно и громко высказать отношение к властям, свое недовольство чем – либо, как правило, не относящимся к данному событию. Если возможности удалить зевак нет, их можно также занять любой полезной работой: найти и принести воды, подогреть чай, принести аптечку, отнести записку и т.д. (главное – включить их в деятельность).

Это позволяет им чувствовать себя нужными. Они могут свою энергию использовать в «мирных «целях – это помогает снизить уровень неадекватной поведенческой активности. А так же снижает риск возникновения массовых, негативных реакций.

Пятая группа — телезрители.Надо отметить, что средства массовой информации оказывают очень сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма людей, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, возникновение чувств беспомощности, отождествления себя с «плохой судьбой» своей страны, безысходности, а также ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических, обострению хронических заболеваний. Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей. Можно привести в качестве примера известную всем, ситуацию, когда после «обсасывания» в газетах или по телевизору какого-либо случая самоубийства, происходит серия новых самоубийств. Реагируют на это, естественно, люди с наиболее слабой психикой и низкой психологической устойчивостью.

Специалистов, принимающих участие в ликвидации ЧС можно отнести к группе вторично пострадавших.

Обобщая представленный материал, можно сказать следующее:

  • экстренная психологическая помощь может быть оказана человеку, если его реакции являются нормальным ответом на ненормальные обстоятельства окружающей реальности, в других случаях необходимой становится помощь врача психиатра;
  • квалифицированное оказание экстренной психологической помощи базируется не только на знании определенных психологических закономерностей, феноменов, психотерапевтических методов, но предъявляет высокие требования к владению методами наблюдения и беседы, как адекватными психодиагностическими методами в зоне чрезвычайной ситуации;
  • используемые приемы и техники владения должны быть краткосрочными, так как работа ведется по принципу «здесь и сейчас»;
  • помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, при этом неверно работать с давними проблемами человека, т.к. в экстренной ситуации работа не должна носить пролонгированный характер.
  • не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно скорее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

    Если в поведении пострадавшего Вы обнаруживаете психотическую симптоматику (бред, галлюцинации), немедленно обратитесь за помощью к психиатру.

Спектр ситуаций, при которых оказывается экстренная психологическая помощь широк: от бытовых, затрагивающих интересы одного или нескольких человек (потеря близкого человека, грабеж, сексуальное насилие и т.д.), до ситуаций, с участием большого числа людей (вооруженные конфликты, катастрофы, крупные аварии, землетрясения, наводнения и т.д.).

Оказание экстренной психологической помощи имеет целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия в экстремальной ситуации и работа с возникшими в связи с этим негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.).

Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, ПТСР и др.)

Что касается методов, используемых при оказании экстренной психологической помощи, то они должны соответствовать требованиям ситуации, которые рассматривались выше: во-первых, сжатые сроки, а во-вторых, наличие у пострадавших в недавнем прошлом сильного стресса.

Таким образом, оказание экстренной психологической помощи является самостоятельной отраслью психологической практики, актуальной в условиях современного мира.

Рекомендуемая литература:

  1. Биненко В.И., Храмов Г.Н., Яковлев В.В. Чрезвычайные ситуации в современном мире и проблемы безопасности жизнедеятельности. – СПб 2004.-400с.
  2. Крюкова М.А., Никитина Т.Н., СергееваЮ.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. -М.: Изд-воНЦЭНАС, 2001.-64с.
  3. Моторин В.Б. Риск в профессиональной деятельности: основные факторы и особенности проявления: Монография. — СПб.: СПбУ МВД России, 2002, -214 с.
  4. Орлова С.Н. Психология экстремальных ситуаций: Учебное пособие для слушателей Центра комплексной безопасности и повышения квалификации руководителей и специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 96 с.
  5. Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  6. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1999. — 480 с.
  7. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. – М., 1982 г.
  8. Черепанова Е. М Психологический стресс. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Контрольно-диагностические задания:

  1. Понятие экстренной психологической помощи
  2. Задачи психолога при оказании экстренной психологической помощи
  3. Основные принципы оказания ЭПП
  4. Этапы работы на месте ЧС
  5. Цели и задачи работы психолога на каждом этапе на месте ЧС
  6. Особенности условий деятельности психолога при общении с пострадавшими
  7. Навыки активного слушания
  8. Основные группы пострадавших
  9. Помощь психолога при работе с группами пострадавших
  10. Психологическая помощь специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС

11