17
Образовательные задачи:
– Понять современное представление об индивидуальности.
– Осознать специфику и структуру индивидуальности.
– Усвоить основные классические представления об индивидуально-типологических особенностях.
– Сформировать представление об индивидных свойствах человека и иерархической структуре индивидуальности.
Содержание
1. Понятие об индивидуальности и индивидных свойствах.
2. Половозрастные и индивидуально-типические особенности.
3. Основные подходы к типологии индивидуальности.
1. Понятие об индивидуальности и индивидных свойствах
Наиболее важные и интересные разделы общей психологии – те, в которых осуществляется целостный подход к человеку. В них человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его неповторимой индивидуальности.
Главные понятия, которые здесь используются, – индивид, личность и индивидуальность.
Индивидуальность – это то, в чем человек отличен от других; выраженность этого отличия. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересов, потребностях, способностях [4].
Современное учение об индивидуальности характеризуется многообразием и многоплановостью. Психологическая наука располагает несколькими подходами к ее исследованию.
С. Л. Рубинштейн рассматривает «совокупность внутренних условий» или целостную индивидуальность в многоаспектных качествах, в плане соотношения внешнего и внутреннего, всеобщего, особенного и единичного, а также в ракурсе общепсихологических проблем психологии развития и т. д. Основополагающим принципом построения целостной индивидуальности выступают у С. Л. Рубинштейна взаимосвязь, логическое соединение частей в целое [7].
Другой подход к изучению индивидуальности фигурирует в исследованиях Б. Г. Ананьева, который конструирует понятие индивидуальности из индивида, личности и субъекта деятельности.
Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность
... но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, ... целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида ...
В. С. Мерлин, опираясь на принципы общей теории систем Л. Берталанфи, положения теории функциональных систем П. К. Анохина, выдвинул и научно обосновал теорию интегральной индивидуальности. Он понимал структуру интегральной индивидуальности как синтез свойств организма, свойств индивида и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности [3].
Специальную теорию целостной (системной, интегральной) индивидуальности разрабатывает В. М. Русалов. Автор выделяет два уровня: формально-динамический, представленный темпераментом человека, и содержательный, включающий интеллект и характер субъекта деятельности.
Личность – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.
Индивид – это понятие относится и к человеку и к животному. Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены в ходе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость, специфичность взаимодействия с окружающим миром. Индивид не носит в себе никакой оценки.
В понятии индивид отражена родовая принадлежность человека, его биологическая сущность, отнесенность к биологическому виду Homo Sapiens. Исходя из этого, структура индивида определяется, прежде всего, природными характеристиками человека как вида.
Индивидные свойства подразделяются на два класса: первичные и вторичные. К первичным свойствам индивида относятся половые, возрастные, конституциональные характеристики (телосложение и биохимическая индивидуальность).
Важнейшее место в структуре первичных свойств индивида занимают свойства функциональной асимметрии полушарий и связанные с ними свойства сенсорных и моторных асимметрий.
Важное место в структуре индивида занимают также нейродинамические свойства – общие и парциальные свойства нервной системы.
Взаимодействие первичных свойств индивида определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических, моторных и т. п.) и структуру органических потребностей. Высшая интеграция этих свойств представлена в темпераменте и задатках человека [4].
Основная форма развития индивидных свойств – онтогенетическая эволюция. По мере развертывания онтогенеза усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида через механизмы экстерио- и интериоризации.
К индивидным особенностям относятся возрастно-половые и индивидуально-типические свойства [9]. Как наиболее важные выделяются следующие индивидные свойства:
возраст (с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация);
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... лишь одну из этих граней. Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя ... конкретное, а потому неповторимое сочетание и степень развития разнообразных общих и особенных свойств и качеств личности. Социальное – это общее и существенное в ...
потребности (если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза, но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки), они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности);
пол (предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития);
временная структура личности. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств:
1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).
3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).
Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности [6].
Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекции.
2. Половозрастные и индивидуально-типические особенности
Индивид – это биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек) [1].
Из рис. 11.1 видно, что индивидные свойства человека, по Б. Г. Ананьеву, разделяются на два класса:
возрастно-половых (присущи каждому индивиду) и
индивидуально-типических (каждый индивид уникален) свойств [8].
Рис. 11.1. Индивидные свойства человека
Человеческий организм изменяется во времени. Поэтому необходимо говорить о биологическом возрасте человека, который в свою очередь делится на различные фазы (например, детство, юношество, зрелый период, старость).
Диморфизмом называется фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую.
Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически.
К индивидуально-типическим свойствам относятся конституционные и нейродинамические свойства.
Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях.
... понятия, объект и предмет развития, механизмы развития, факторы развития, результат развития, наличие кризисов, критерий периодизации и т.д.) 2) Составьте таблицу периодизаций развития личности отечественных и зарубежных ... Культурно-исторические истоки развитого детства - Как и почему возникло детство у человека. · Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания · Ребенок ...
Конституция – это комплекс индивидуальных физиологических и анатомических особенностей организма человека. Это то, чем один человек отличается от другого (каждый человек обладает только ему присущими характеристиками организма).
В науке предпринимались попытки выделения ряда конституций человека и связывания их с определенным типом поведения.
Нейродинамические свойства индивида – это свойства нервной системы человека, которая является основой психической деятельности человека.
Возрастные особенности
Психическое развитие – процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями.
Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.
В каждом из возрастов складываются новые психические качества – новообразования, как их назвал Выготский. Новообразованием юности, например, является профессиональное самоопределение и ответственность, а в зрелости – это устремленность к профессиональным вершинам, стабильные профессиональные притязания, индивидуализация.
В процессе изучения возрастного развития человека были выделены закономерности, такие как неравномерность и гетерохронность [4].
Неравномерность возрастного развития заключается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени. Рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами.
Гетерохронность развития проявляется в несовпадении во времени характеристик развития разных функций. Примером гетерохронии может быть несовпадение во времени достижений оптимума сенсорных функций, интеллектуальных, творческих способностей и социального развития.
Гетерохронность развития находит свое отражение в существовании нескольких видов возрастов.
Существует понятие паспортного возраста, который определяется количеством прожитых лет. Биологический возраст определяется степенью зрелости организма, нервной системы, износа организма. Социальный возраст определяется исходя из тех социальных ролей и функций, которые выполняет человек. Психологический возраст определяется характером планов, перспектив будущей жизни; чем больше у человека нереализованных планов, тем моложе его психологический возраст.
Одной из тенденций развития является обобщение отношений личности: в процессе ее формирования в ходе онтогенеза интегральной индивидуальности происходит постепенное устранение рассогласований между свойствами разных уровней, человек становится более цельным, интегрированным. Можно сказать, что индивидуальность, как продукт развития, сформировавшись, сама становится объективным фактором дальнейшего хода жизни и развития.
Важнейшим фактором развития являются общие способности или одаренность.
Наличие противоречий между возможностями, потенциалами, способностями человека и его интересами, отношениями, направленностями (то есть между потенциями и тенденциями) выступает как необходимый фактор и движущая сила развития индивидуальности.
Пути и способы разрешения противоречий могут быть различными: формирование индивидуального стиля, снижение уровня притязаний, возникновение новых интересов, отношений; развитие и совершенствование свойств индивидуума [2; 7].
Психическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических периодов.
Под сенситивными периодами развития понимают периоды наибольшей чувствительности функций, готовности к разным видам деятельности. Так, например, периодом, сенситивным для обучения языку, является 2–3-летний возраст.
Критические периоды характеризуются, с одной стороны, снижением многих показателей, захватывающих разные уровни индивидуальности. Возрастные кризисы представляют собой переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобразные переломные моменты человеческого развития, в недрах которых зреет качественный скачок, переход на новый уровень развития [4; 1; 6].
Понятие “кризис” не содержит в себе негативного оценочного компонента. Выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис 1 года; кризис 3 лет; кризис 7 лет; пубертатный кризис (от 11 до 15 лет); кризис 17 лет (от 15 до 17 лет); кризис середины жизни (кризис среднего возраста); кризис ухода на пенсию.
В современных периодизациях возрастного развития используют различные принципы:
1. Имеются периодизации, опирающиеся на биологические характеристики возраста, рассматривающие жизненный цикл, как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий становления индивида.
2. Принцип, опирающийся на социальные характеристики становления личности. Наиболее разработанными являются периодизации, опирающиеся на биологические признаки.
Половой диморфизм охватывает как самые ранние, так и самые поздние периоды человеческой жизни, не ограничиваясь периодами половозрелости и полового созревания. Можно сказать, что он относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека. При изучении половой дифференциации у человека нельзя не учитывать такие факторы, как половое разделение труда, полоролевые стереотипы поведения, принятые в данном обществе.
Существуют определенные нормативные представления о мужском (маскулинном) и женском (фемининном) образе.
Нейродинамические свойства человека включаются в структуру индивидных характеристик. Их основу составляют основные свойства нервной системы.
Свойствами нервной системы называются природные врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных особенностей поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера человека. В данном случае речь идет о степени выраженности, особенностях протекания процессов возбуждения и торможения, то есть о типологических особенностях нервной системы.
Типологические особенности нервной системы характеризуются устойчивостью проявления в состоянии покоя, а это означает, что они характеризуют человека на протяжении длительных периодов, а иногда и всей жизни. Постоянство проявления типологических особенностей объясняется их генетической обусловленностью. Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым.
Им были открыты также такие свойства нервной системы, как подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения. В настоящее время наиболее изученными являются сила нервной системы, ее подвижность и лабильность [9].
Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.
3. Основные подходы к типологии индивидуальности
Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения существует три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке и прикладных областях.
Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма, данным природой.
Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт.
Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.
Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.
Каждый из названных подходов связан, главным образом, с изучением одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности [2].
Конституциональные типологии
Под телесной конституцией понимается совокупность всех индивидуальных качеств человека, которые либо заложены генетически, либо формируются к моменту его рождения. Эти качества – морфологические, физиологические, гормональные и др. – являются относительно стабильными.
Понятие конституции шире, чем тип телосложения. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных наследственно и определяющих специфику реакций организма на воздействие среды. В настоящее время насчитывается более 20 классификаций типов телосложения.
Наиболее изучены в психологии соотношения между телесной, физиологической, нейродинамической структурами и психическими особенностями человека.
К числу наиболее известных классификаций типов телосложений относятся описанные Э. Кречмером и У. Шелдоном (см. табл. 11.1).
Немецкий психиатр Э. Кречмер построил теорию основных типов телесной конституции. По результатам тщательного обследования 260 его пациентов таких типов оказалось три:
а) астенический (лептосомный – худой);
б) атлетический (борец);
в) пикнический (толстый).
Американский врач и психолог У. Шелдон обследовал фотографии 4000 студентов-мужчин с целью выделить крайние варианты телесной конституции. Эти варианты и должны были стать искомыми компонентами, т. е. теми компонентами, по которым можно описать и количественно оценить телосложение любого конкретного человека.
Их оказалось три – эндо-, мезо- и эктоморфный. По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera – внутренности), соматотония (от греч. soma – тело) и церебротония (от лат. cerebrum – мозг).
Таблица 11.1
Сводная таблица соответствия конституциональных типов и темперамента
Точка зрения на темперамент |
Конституционные типы |
Психические качества |
Конституциональные типы темперамента |
Э. Кречмер |
|||
Темперамент – наследственный и врожденный, связан с различиями в телосложении. Темперамент связан с аффективностью и общим психическим темпом |
Выделяет 3 основных типа конституции: Лептосоматический (хрупкий) высокий рост, вытянутое лицо. Пикнический (плотный) тучность, малый или средний рост, круглый. Атлетический (схватка) крепкое тело, с хорошо развитой мускулатурой |
Психоастезия (чувствительность/ нечувствительность к раздражениям). Фон настроения. Психический темп (ритм психологических процессов). Общий двигательный темп |
Шизотимический (характерный для астенического телосложения). Циклотимический (соответствует пикническому телосложению). Иксотимический (характерный для атлетического телосложения) |
У. Шелдон |
|||
Соматотипическая концепция темперамента |
Эндоморфия (преобладание шарообразных форм). Мезоморфия (хорошо развита мускульная система, широкие плечи). Эктомория (слабое развитие внутренних органов, телосложения, долговязость) |
Выделяет 20 основных черт |
Висцеротония (внутренности) – преобладание дружелюбия, жажды похвалы, любовь к комфорту и т. д. Соматотония (тело) – уверенность в осанке, любовь к приключениям, скрытность. Церебротония (мозг) – необщительность, скованность, скрытность |
Магические типы |
|||
Скорость и сила протекания процессов |
— |
Характеристики нервных процессов: Сила. Уравновешенность. Подвижность |
Сангвиник. Флегматик. Холерик. Меланхолик |
Согласно типологии К. Г. Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:
1. Экстраверсия – интроверсия.
Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен к внешнему миру, к общению. Интроверт черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен (после разговора с собеседником ему хочется остаться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы “перезарядиться”).
2. Рациональный – иррациональный.
Среди рациональных типов Юнг выделил интеллектуальный и эмоциональный, а среди иррациональных – интуитивный и сенсорный.
3. Мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик).
Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. Для эмоционального типа главное — выражение отношения к событию, оценка события, “принятие или неприятие события”.
4. Ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип (интуит).
Сенсорному (ощущаемому) типу присуще принятие событий как реальность, как факт, как чувственный опыт (ощущение, восприятие), присуще умение воспринимать реальность. Интуитивному типу свойственна способность прогнозировать будущее развитие событий, присуще воображение.
Мыслительный, эмоциональный, интуитивный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных в зависимости от экстраверсии либо интроверсии.
Юнг предложил собственную типологию характеров не как застывших структур, но как вариантов баланса двух основных установок: экстравертной и интровертной.
Одна из них становится доминирующей и определяет поведение. Другая, компенсирующая, действует из бессознательного, в норме способствуя поддержанию психического равновесия. Но иногда она активизируется чрезмерно и своими “инфантильными” притязаниями приводит субъекта к нервному срыву.
Наряду с этими двумя установками Юнг выделяет четыре Эго-функции:
мышление,
чувство,
ощущение и
интуицию.
Одна из функций также бывает доминирующей, вместе с установкой определяя условный тип характера, другие – подчинёнными.
Согласно теории Юнга, функции бывают рациональными (мышление, чувство) и иррациональными. Если одна функция из подобной пары доминирует в сознании, другая оказывается наиболее вытесненной и преобладает в компенсирующей установке. Например, если тип можно охарактеризовать как “экстравертный мыслительный”, бессознательное будет определять “интровертное чувство”. Весь возможный набор подобных комбинаций и их качественных описаний составляет подвижную классификацию характеров, по Юнгу. Надо отметить, что эта классификация послужила основой теста, широко применяемого в настоящее время на Западе при подборе персонала [3].
Резюме
Индивидные свойства являются предпосылками развития личности. Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Индивидуальность – интергативное свойство человека представленное на всех уровнях иерархии [7]. Рис. 11.2. Соотношение объемов понятий “человек”, “личность”, “индивид” и “индивидуальность” А. Г. Асмолов в качестве индивидных свойств личности предлагает считать половозрастные, конституционные и нейродинамические свойства, включая телосложение, биохимические свойства и такие интегральные, индивидные характеристики как темперамент и задатки. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека. Выделяются три основных подхода к изучению индивидуальности. Наиболее известные конституциональные типологии разработаны Э. Кречмером и У. Шелдоном. Суть их в сопоставлении конституциональных и характерологических свойств. |
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Какие отличия Вы можете выделить в понимании разными авторами (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев) понятий индивида, личности и индивидуальности?
2. Какие закономерности возрастного развития человека Вы знаете?
3. Что такое сенситивные и кризисные периоды развития? В чем их сущность и психологическое содержание?
4. Какие основные индивидные свойства человека выделяются в психологии?
5. Что такое конституциональные свойства индивида?
6. В чем суть типологии Э. Кречмера?
7. Какого психологическое содержание типологии Юнга?
Библиографический список
1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2001.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.
3. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 1.
4. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. / Б. Д. Карвасарский. – М., 2004.
5. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2002.
6. Психология: учеб. для гуманит. вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2006.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.
8. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 2000.
9. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко; под общ. ред. Э. А. Юсупянц. – 12-е изд. – Ростов н/Д, 2005.