Телесно-ориентированная терапия 3

Упражнение «Любопытные жители песочного  дворика» —  закрепление приемов саморегуляции.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Педагог-психолог: (Читает текст стихотворения и иллюстрирует его содержание подходящими по смыслу движениями. Дети эти движения повторяют).

 

Любопытные жители песочного дворика смотрят влево,

                                                               смотрят вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнут.

Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох – выдох. Движение повторить по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

 

А жители песочного дворика смотрят вверх, дольше всех

                                                                     И дальше всех!

Возвращаются обратно – расслабление приятно!

 

Поднять голову верх, посмотреть на потолок. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 

Медленно опустит голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

Введение проблемы: (указание проблемной ситуации с жителями песочного дворика).

Педагог-психолог: Дети, пока любопытные жители песочного дворика головой крутили, они потерялись. Как вы думаете, они расстроились? Как мы можем понять, что человек расстроился? (По выражению лица, глазам, плачет, говорит «ой-ой-ой» и т.д.).

11 стр., 5382 слов

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

... шарики, и многое другое. Условия применения, этапы и стадии Показания к использованию песочной терапии. Песочную терапию применяют в том случае, если клиент: - направлен к вам специально ... или слайдпленку, подробно записывает рассказ клиента. Основные цели, задачи и возможности песочной терапии Основная цель песочной терапии — помочь клиенту до- стигнуть эффекта самоисцеления посредством спонтанного ...

Давайте изобразим расстройство. Чтобы расстройство улетело, мы его «продышим» вспоминаем, как? 

 

Дыхательная гимнастика:

Упражнение . «Ладошки»  И. п.: стоя. Станьте прямо, согните руки в локтях (локти опущены вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Обязательно (повторяем) делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (делая хватательные движения).

Сделать подряд 4 резких, ритмичных вдоха носом (одним словом, «шмыгните» 4 раза).

Затем опустите руки и сделайте перерыв на 3—4 секунды (пауза).

Сделайте снова 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. «Прошмыгать» носом надо 24 раза по 4 вдоха.

 

Педагог-психолог:

Дети, как вы думаете, можем ли мы помочь  жителям песочного дворика помочь?

(Дети высказывают свои предположения).

Правильно, надо помочь жителям песочной страны собраться всем вместе. И мы с вами поможем им в этом.

 

Упражнение «Что спряталось на дне  песка?» —  развитие тактильной чувствительности

 

Теплый, мягкий, сыпучий:

-Конечно, теплый. Давайте проведем по песку своими руками, дадим ему еще и частичку нашего тепла.

-А еще вы почувствовали, что он мягкий. Посмотрите, как он легко меняет свою форму, когда мы играем с ним.

-Песок сыпучий. Когда мы берем его в руку, посмотрите, как он струится у нас между пальцами. (Во время исследования песка поощряю высказывания детей. Если дети говорят самостоятельно и развернуто, то я свои высказывания сворачиваю).

— А вот у ….(имя ребенка) видно дно песочницы, и мне кажется, что на дне что-то  лежит. (Дети должны сами определить, что находиться на дне).

-Положите домики к краю песочницы, давайте посмотрим, что еще песок прячет от нас.

А что еще спряталось в песке? (Дети откапывают и называют инструменты)

— Я нашел грабли.

-А как вы думаете, зачем нам нужны грабли?

-Разравнивать землю, песок.

Попробуем это сделать сами.

Давайте разровняем наш песок. (Дети граблями разравнивают поверхность. Обращаю внимание детей на то, что разравнивать песок надо не только в середине, а со всех сторон и в уголках, чтобы не было бугорков и ямок).

— А теперь грабли положите за  бортик, они нам еще понадобятся.

Игра «Отпечаток» — показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация

— Ах, какой у вас ровный песочек! (Индивидуальная похвала детей).

Давайте положим наши руки на поверхность, при этом стараемся сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток вашей руки. (Тем детям, которые нажимают сильнее или слабее, предлагаю изменить силу нажима. Во время выполнения задания беру стакан с палочками). Посмотрите, на что похож отпечаток, если сейчас его дорисовать?

Птица, цветок, солнышко:

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

— Возьмите в руки палочку и дорисуйте свои ладошки и назовите, что у вас получилось.

— Сказочная птица, красивый цветок, яркое солнышко:

Педагог-психолог: Есть домик, деревья, птицы, цветы, но где, же сами жители песочного дворика?
(Дети подходят к столу, где стоят фигурки, деревья, камни, ищут фигурки для создания семьи жителей песочного дворика).

Психолог: Вот вы ребята и помогли жителям песочного дворика найти друг друга. Они  вновь собрались все вместе: близкие и любимые. Они одна семья.  Теперь давайте заглянем в окна и посмотрим, чем же занят каждый член этой семьи? Что делает мама, что делает папа?. А кто еще есть в этих домах? (рассказы детей).

 О чем они мечтают, собравшись все вместе? А о чем любите мечтать вы?

(Ответы и рассуждения детей).

Педагог-психолог: Какая мечта была у жителей песочного дворика? (Ответы детей).

Жители песочной страны хотят вас отблагодарить за то, что вы осуществили их самую большую мечту. Помогли им найти друг друга, и предлагают вам нарисовать свое настроение на «волшебном песке».

Ритуал прощания.

 (Дети изображают из цветного песка на листе бумаги свое настроение – рисуют губы в улыбке или губы огорченного человека ).
Давайте встанем в круг. Становятся в круг. Один из детей поворачивает голову в сторону соседа справа и улыбается ему, тот передает улыбку далее по кругу. (Если ребенок отказывается, то за него на первых занятиях это может сделать взрослый).

Релаксация:

Педагог-психолог: Дети, мы с вами молодцы, помогли жителям песочного дворика собраться вместе.

 

А жители песочного дворика хотят вас отблагодарить за то, что вы осуществили их самую большую мечту. Помогли им найти друг друга, и дарят вам свои сказочные подарки – мячики.
 

 

 

Информационное обеспечение:

Список рекомендуемой литературы

 1 Епанчинцева О.Е. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей   дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: Детство – Пресс, 2012. – 80 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М. : Инт, 2010. – 94 с.

 5. Кузуб Н. В., Э. И. Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011. — 61 с.

6. Методическое пособие «От замысла до результата. Песочная игротерапия.». \ Сост. Михайлова Л. Г., Иванова Е. Е., Карпова Н. А., педагогический коллектив ГБДОУ №19. Проект – СПб.: ГОУ ДППО ЦПКс В. О., печать. 2006. – 28с.

7. Сачкович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2008. — 176 с.

8. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб. : Речь, 2010. – 2008.

5 стр., 2480 слов

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и ...

... т.е. интериорезируется. Поэтапное формирование умственных действий особенно важно в работе с детьми, отстающими в развитии, вследствие недоразвития у них мыслительной деятельности. Значимость ... Позднее ведущую роль приобретает слуховая афферентация. При недоразвитии слуховой дифференциации звуков речи формирование функциональной системы необходимо проводить с опорой на зрительные, кинестетические ...

Аудиопродукция

9.– диск CD- R – песня «Песочный дворик», композитор Новичков М.