Сурс по психологии

УО ФПБ «Международный университет МИТСО»

Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин

СУРС

По дисциплине «Психология управления»

на тему: «Социальные эмоции»

Выполнила: студентка 1 курса, группы № 1235

Юридического факультета

Специальность:

Международное право

Черткова Алина Игоревна

Проверила: Пластинина Татьяна Васильевна

г. Минск, 2013

Введение

Социальные эмоции являются неотъемлемой составляющей повседневной жизни каждого психологически сформированного человека. Именно сформированного, так как социальные эмоции требуют осознания собственного соматического состояния. Таким образом, развитие социальных эмоций тесно связано с развитием социального познания, способностью представлять чужие психические состояния, которое обычно развивается в подростковом возрасте. Исследования показали, что дети в возрасте от 2 до 3 лет могут выражать эмоции напоминающие вину и угрызения совести. Тем не менее, пятилетние дети способны представить себе ситуации, в которых будут проявляться основные эмоции, не являющиеся социальными, а способность описать ситуации, в которых социальные эмоции могут быть ощущаемы, появляется только к семи годам. Социальные эмоции иногда называют моральными эмоциями, потому что они играют важную роль в морали и принятии моральных решений.

Социальные эмоции

Многие социально-психологические феномены включают в себя эмоциональный компонент. Например, групповое мышление связано с ощущением угрозы и желанием чувствовать принадлежность к группе, предрассудки — со страхом и враждебностью, а когнитивный диссонанс включает дискомфорт, гнев и чувство вины. Таким образом, без изучения эмоций социально-психологическое исследование будет неполным. Эмоции с социально-психологической точки зрения могут изучаться на следующих уровнях: индивидуальном, межличностном, групповом, межгрупповом и культурном. Остановимся подробнее на основных направлениях исследований в рамках предложенных уровней анализа.

18 стр., 8654 слов

Формирование социальных умений у детей старшего дошкольного возраста ...

... проблемы формирования социальных умений у детей дошкольного возраста 1.1 Формирование навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста как социально-педагогическая ... сформировать у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки поведения, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста ...

Индивидуальный уровень характеризуется вниманием к проблеме взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов. В частности, изучается, каким образом эмоции влияют на процессы социального познания. Исследования такого рода были фактически одними из первых в изучении эмоций в социальной психологии. Изучение эмоций в рамках общения связано и с анализом близких отношений между родителями и детьми, супругами, друзьями и влюбленными. Изучение эмоций, которые возникают в близких взаимоотношениях, тесно связано с когнитивными аспектами: установками и верованиями партнеров. Поведение, нарушающее представление человека о том, какими должны быть отношения, вызывает сильные негативные эмоции. Эти эмоции могут определять будущее близких отношений, а в крайних случаях ставят их под угрозу. Эмоция может изучаться на уровне группы и на межгрупповом уровне. Однако определяющим в причислении эмоции к категории групповых является то, насколько сильно человек идентифицирует себя с группой. Сама по себе идентификация является процессом, включающим когнитивный компонент, человек относит себя к той или иной группе, осуществляя процесс категоризации. В той степени, в которой люди склонны себя идентифицировать с группой, они формируют сходные интерпретации и оценки эмоциональных событий. Таким образом, при изучении эмоции на уровне группы речь идет о том, что членство в ней влияет на эмоциональный опыт. Это влияние проявляется в сходных формах переживания или выражения эмоций людьми.

Помимо процессов передачи эмоций в ходе общения на межличностном уровне изучаются конкретные эмоциональные состояния, возникающие преимущественно из-за присутствия другого человека. К таким эмоциям, которые называют социальными, в первую очередь относят: смущение, стыд и вину. Также в ряду социальных эмоций стоят ревность и зависть, любовь, симпатия, горе и эмпатия. Эти эмоции ориентированы на реальные и ожидаемые реакции других людей. Стыд, смущение, ревность – это социальные эмоции, потому что они обязательно зависят от чужих мыслей, чувств или действий, исходящих от первого лица. Каждая из этих эмоций получает свое определение качества в зависимости от внутреннего отношения к социальным проблемам. Теперь подробнее рассмотрим каждую из социальных эмоций.

Смущение

Смущение определяют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним незнакомых людей. У взрослых смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит при неожиданной, помимо его желания, и неуместной ситуации, когда он «теряет свое лицо». Льюис (Lewis, 1995) пишет о двух видах смущения: один связан с осознанием себя и своего поведения, а другой — также и с оценкой себя на соответствие социальным нормам и правилам. В результате чего возникает переживание смущения, подобное стыду. Из того факта, что исследователи смущения выявили разные его проявления, К. Изард выводит два типа смущения — социальное и личностное. Первое связано с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление он производит на людей, насколько он сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения.

12 стр., 5894 слов

Понимание эмоций другого человека

... “эмоциональный интеллект” включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.        Критика этой концепции основывается на том, ... 1999), эта критика не правомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект ...

Ключевой характеристикой смущения выступает беспокойство человека о своем внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к нему в ситуации реального действия. Причину смущения помогает объяснить идея «Я»концепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Каждая базовая эмоция исполняет адаптивную функцию — такова одна из основных предпосылок теории дифференциальных эмоций. Слабое или умеренное смущение предохраняет ребенка от излишне легкого сближения и вступления в контакт с незнакомыми людьми, ибо такой контакт таит в себе потенциальную опасность. Смущение позволяет удержать ребенка в знакомой и безопасной среде, среди родственников и друзей. Кроме того, реакция смущения, способствуя усилению отсроченно-сти, предотвращает чрезмерное возбуждение вегетативной нервной системы. Борг с коллегами рассматривают смущение как вид стыда, а Эделман — как вид социальной тревожности из-за предполагаемого отрицательного впечатления окружающих.

Стыд

Стыд — эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (стыд за другого).

Стыд переживается как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя. Стремление избежать подобных переживаний является мощным мотивом поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Различные люди имеют различные пороги стыда, обусловленные ценностными ориентациями, направленностью каждой личности и связанной с этими особенностями чувствительностью к мнениям, оценкам окружающих людей.

Среди всех эмоций стыд является самым скрытым психическим образованием. Эта реальность имеет определённую структуру и способна реагировать самостоятельно. Как и любая иная функциональная система, эмоция стыда почти недоступна для умозрения. Она скрывается за другими эмоциями, стимулирует их и не отвечает за последствия. У одних стыд проявляется явно, переживается, а у других рассеивается через механизмы психической защиты или выражается через другие, более приемлемые эмоции, такие, как гнев. Именно в бессознательной части души корениться эта эмоция стыда, тиранически управляющая поведением человека.

Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит, существует рассогласование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким я должен быть согласно своей Я-концепции. Стыд также состоит из трех элементов:

18 стр., 8801 слов

Отличие эмоций человека от эмоций животного

... все виды чувствительности и переживаний. [14, c.1556] Другие называют эмоциями такие чувственные переживания человека, характерными примерами которых являются страх, ужас, радость, горе, типичными ... инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, ...

а) то, каким я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции;

б) каков я здесь и теперь;

в) рассогласование и его осознание.

Стыд означает одиночество, однако он всегда связан с другими» (Ильин «Эмоции и чувства»)

Е. П. Ильин так определяет стыд:

«Стыд — это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. Стыд — это унизительное переживание или, как пишет С. Томкинс, внутреннее мучение, болезнь души.

При стыде все сознание человека сфокусировано на этом чувстве или положении (ситуации), в котором он оказался. Ему кажется, что всё то, что он скрывал от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение, и он оказался нагим, беззащитным, беспомощным. Человеку кажется, что он стал объектом презрения и насмешек. От этого человек, как писал Ч. Дарвин, теряет присутствие духа, говорит нелепые вещи, заикается, страшно гримасничает, становится неуклюжим. Неожиданную потерю самоконтроля при стыде отмечает и Э. Эриксон. Поэтому стыд может вызывать отчаяние или гнев, который иногда сопровождаются слезами.

Вина

Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает эмоцию вины как одну из базовых эмоций, которая, подобно другим базовым эмоциям, прошла долгий путь эволюционно-биологического развития. Человека не учат бояться, и так же человека не обучают эмоции вины. Эмоции вины, так же как и эмоции страха, присущи некие внутренние активаторы или естественные сигналы, связанные с неблагоприятными социокультурными условиями. Кроме того, каждая культура и каждый социальный институт (семья, церковь и т. д.), в основе которых лежат этические и моральные принципы, формируют некие условные сигналы вины, они предписывают определенные стандарты поведения и пытаются внушить их подрастающему поколению. Вина, как и все другие эмоции, несомненно, сыграла важную роль в эволюции человека и общества. Переживание вины служило расплатой за бессмысленную агрессию и беспорядочную сексуальную жизнь, которая отнимает много энергии. Ожидание вины становится основой личностной ответственности. Эмоция вины совместно с эмоцией стыда лежит в основе чувства социальной ответственности и становится расплатой за проступки.

Специфическая функция эмоции вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Если вы чувствуете себя виноватым, у вас возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения человеку, перед которым вы провинились. Такое поведение — единственно эффективный способ разрешения внутреннего конфликта, порожденного виной. Поддержание общественного согласия по поводу норм и законов — одна из самых конструктивных функций вины (или ожидания вины и избегания вины).

Мошер предложил интересную классификацию разновидностей переживания вины: 1) вина за враждебное поведение (переживание вины индивидом вызвано его враждебными чувствами и агрессивными поступками); 2) вина за сексуальное поведение (переживание вины вызвано мыслями, чувствами и поступками индивида, связанными с сексуальными отношениями); 3) нравственная вина (переживание вины, связанное с угрызениями совести).

Ревность

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Ревность является сложной эмоцией, состоящей из элементов тревоги, страха, печали, гнева и отчаяния. Это малопривлекательное чувство способно к тому же вызывать стыд, за недоверие к близкому человеку, при этом ревнивец ненавидит сам себя. Переживая чувство ревности человек, ощущает напряженность, жжение и пустоту в области живота. Несмотря на эти физиологические признаки, во внешнем виде ревность никак не проявляется.

В зависимости от степени интенсивности можно выделить три типа ревности: ревность в пределах допустимой нормы, ревность как черта характера и ревность как болезнь.

Ревность в пределах нормы характеризуется тем, что объяснения партнера по поводу вызвавшей ее ситуации, воспринимаются с доверием и не дают данной ситуации перерасти в конфликт.

Если ревность становится чертой характера, то конфликтов избежать вряд ли удастся, так как все объяснения и доводы, либо воспринимаются с недоверием, либо не воспринимаются вовсе. В этом случае, даже вполне безобидная ситуация может вызвать приступ ревности.

В случае, когда ревность превращается в болезнь, причины вызывающие ее вспышки, как правило, мнимые, а сами приступы ревности носят агрессивный характер, что зачастую приводит к преступлениям связанным с насилием.

Ревность не имеет ничего общего с таким чистым и светлым чувством как любовь, за ревностью, как правило, стоит банальное желание обладать другим человеком как вещью приносящей удовольствие и страх его потерять. Так же основой для ревности может служить низкая самооценка. Патологические проявления ревности могут являться частью другого состояния, такого как органическое поражение мозга или шизофрения.

Люди, испытывающие чувство ревности, как правило, начинают вести себя не вполне разумно и малопривлекательно, тем самым лишь отталкивая близкого человека. Там же где ревность отсутствует, удается достичь более полного взаимопонимания.

Ревность это эмоция, которая в той или иной степени свойственна всем людям, это легко объясняется с позиции эволюционной психологии. Однако, как и другие эмоции, ревность необходимо держать под контролем, не позволяя ей разрушить свою жизнь и жизнь любимого человека, так же важно понимать, где есть любовь и доверие, там нет места ревности.

Ревность — это страх потери власти. Практически каждый всегда стремился управлять хоть какой-то малостью. Но за все в жизни надо платить. Так и за ощущение господства приходится платить страхом это господство потерять. Ревность потому и знакома множеству людей, что все эти люди, так или иначе стремятся кем-то распоряжаться.

Зависть

Пожалуй, среди эмоций, движущих революциями, преступлениями, борьбой за власть, явно или скрыто стимулирующих войны, которые причиняют большие страдания людям, зависть является главной. В лице зависти культура создала совершеннейший инструмент стимулирования и принуждения людей к активности. Это выгодно обществу. Зависть и гордость возникли в процессе тысячелетней духовной эволюции человека. Общества, в которых зависть и гордость были правильно использованы, имели больше шансов на выживание.

Зависть не только принуждает к активности, но может придать ей плохое направление, увеличивая напряжённость и конфликты в обществе.

13 стр., 6319 слов

Вера, надежда, любовь как родовые признаки человека

... которое он ищет, постоянно ускользает от него. Человека начинают переполнять чувства опустошенности и притуплённое стремление заполнить эту ... не меняют. Одно дело - направлять своих детей с любовью и настойчивостью, но навязывать им свою волю означает ... нашим суждениям, означает непростительное посягательство на права человека. Детям нужна любовь, забота и твёрдое руководство, однако они ...

В основе зависти, по мнению многих ученых, лежит механизм биологической конкуренции. Зависть свойственна человеку от рождения, маленькие дети не умеют скрывать это чувство. С годами же они обучаются прятать это неприглядное переживание, некоторые особо в этом преуспевают и прячут его даже от самих себя. Бороться с завистью призывают основные мировые религии. В христианстве зависть считают одним из смертных грехов, поскольку завидуя, человек тем самым выражает мнение о несправедливости мира, созданного Богом.

Зависть сложное чувство, в основе его лежит жажда обладания, но также оно включает чувство неполноценности, разочарование, гнев и неудовлетворенность. Принято говорить о «белой» и «черной» зависти. Однако исследователи выделяют три ее типа:

«Добрая» или легкая зависть. О «доброй» зависти говорят, если то, чему вы завидуете достижимо для вас и привнесет лучшее в вашу личную или профессиональную жизнь. Испытывая подобное чувство, вы прилагаете больше усилий, ставите перед собой более высокие цели.

«Восхищение» как правило, сопровождается мыслью «Я никогда не буду настолько хорош» вы можете восхищаться великими произведениями искусства, книгами и музыкой, однако ясно осознаете, что сравнивать себя с гениями – не самое здоровое упражнение. Восхищение расширяет наше чувство прекрасного и не оставляет тяжелого осадка в душе.

«Злобная» зависть. Возникает в случае вашей уверенности в не заслуженности чужих успехов. Это чувство не оказывает мотивирующего воздействия, поскольку вы не считаете этих людей достойными подражания. Эта сторона зависти тесно связана с гордыней, вы полагаете себя более достойным, лучшим.

Любовь

Любовь является одной из человеческих эмоций, научному изучению

которой было посвящено множество трудов: начиная от Стендаля и его

кристаллизации любви (не говоря уже о большом количестве более ранних

философских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональных составляющих переживания любви. Согласно теории дифференциальных эмоций любовь существенно отличается от таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Базовыми они являются отчасти потому, что они имеют собственные способы выражения, присущие им способы переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Хотя любовь также является базовым чувством,

характеристики этой основы по отношению к любви принимают иное, более комплексное звучание. Любовь, отчасти, можно определить как сплав эмоционального, мотивационного и когнитивного компонентов. Изард, проводя обзор некоторых из этих компонентов пишет, что эта «часть» состоит не только из позитивных эмоций как интерес-возбуждение и удовольствие-радость, но и из ряда негативных — печаль, злость, гнев и др. Он также дополняет перечисленную выше классификацию любви таким типами как любовь как переживание и любовь как отношение.

Невозможно дать одно-единственное, исчерпывающее определение любви. Возможно, это объясняется тем, что существует несколько разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви — романтическую любовь, любовь между родителем и ребенком, братскую любовь, дружескую привязанность, любовь к родине и родному дому, любовь к животным, любовь к ценностям и идеалам и наконец, любовь к Богу.

15 стр., 7142 слов

Роль эмоций и чувств в жизни человека

... Виды эмоций 1.3 Факторы, вызывающие эмоции 2. Эмоции и чувства в жизни человека 2.1 Положительное влияние эмоций и чувств на человека 2.2 Отрицательное влияние эмоций и чувств на человека 2.3 ... получением информации), морально-этические (ответственность, чувство долга) и эстетические (чувство такта, любовь к природе, к искусству). 1.2 Виды эмоций Эмоции имеют непосредственное отношение к активации ...

Симпатия, антипатия, эмпатия

Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому — или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия — это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия, по существу, рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой симпатии выступает эмпатия и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи; а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас». Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии, американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии — носят врожденный характер и являются результатом tele — таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком. Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках». Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Якоб Морено используется другое понятие — аттракция. Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Андреева, 1997).

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... с целью их сдерживания, одна из важных составляющих владения человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь. Важный шаг ... Поправь глаза и губы. Главное - сделать это сразу, пока эмоция еще не раскрутилась". Люди управляют своими эмоциями, не замечая, как они делают. Возмущение, пока оно не раскручено, ...

Аттракция — это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера. Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и сторонятся других (Stevenson, 1965).Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах.

Возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей, как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.

Ю. А. Коломейцев (1975) выявил, что ученики, к которым тренеры питают симпатию («любимчики»), имеют сходство с тренерами по типологическим особенностям проявления свойств нервной системы. Между тренерами и «не любимчиками» такого сходства найдено не было.

Заключение

Эмоции рассматриваются как имеющие социальную природу. В своей вступительной статье Дж. Пэрро говорит о том, что эмоции и социальная психология тесно связаны, поскольку многие эмоции социальны, а социально-психологические явления зачастую эмоциональны. Социальная природа эмоций обосновывается через их связь с социальным миром, общением с другими людьми: мы любим или ненавидим, ревнуем или завидуем, стесняемся или стыдимся других людей, а в своих эмоциональных проявлениях соотносимся с нормами референтной группы. Эмоции социальны также и потому, что обусловлены принадлежностью человека к определенной культуре и развиваются в ходе социализации.

Список использованных источников:

1. Ильин Е. П. И46 Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

2.Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Изард К. Э.И32 Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

4. Орлов Ю.М. О-бб. Стыд. Зависть / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Исцеле ние размышлением, кн. 2. — М.: Слайдинг, 2005. — 96 с.

5. Шерер К.Р. Эмоция // Перспективы социальной психологии: Пер. с англ. / Под ред. А. Мирера и др. М.: Эксмо, 2001. С. 303−338.